Реферат по предмету "Государство и право"


Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних

Содержание:
 
1. Специфика криминологического подхода к исследованиюпреступности;
2. Связь криминологии с другими юридическими науками;
3. Понятие и криминологическая характеристикапреступности несовершеннолетних;
Список использованной литературы

 
1. В чем состоитспецифика криминологического подхода к исследованию преступности
К числу важнейших иникогда до конца не разрешаемых задач, стоящих перед обществом и государством,относится задача эффективного реагирования на преступность.
Юридическое(правоохранительное) направление деятельности по контролю над преступностью — выявление и расследование совершенных преступлений, изобличение виновных, ихосуждение и реализация наказания — изучается, в частности, в рамках такихнаучных отраслей, как уголовное право, уголовный процесс,уголовно-исполнительное право, криминалистика и некоторых других. Что жекасается таких проблем, как анализ происхождения, природы преступности, причинее существования, путей и средств ее предупреждения, то они разрабатываютсятакой отраслью науки, как криминология.
Слово «криминология» означает «наука опреступлении» (лат. crimen — преступление, греч. logos — учение). Спецификакриминологического подхода к изучению преступности так же обусловлена, тем, чтопредмет изучения науки криминологии, складывается из четырех элементов.
Во-первых, он включаетпреступность, т.е. исторически изменчивое социально-правовое явление,охватывающее всю совокупность совершенных в данном обществе преступлений и ихсубъектов.
Во-вторых, это причиныпреступности, т.е. социальные явления, обусловливающие ее существование иразвитие.
Третьим составнымэлементом предмета криминологии является личность преступника как совокупностькриминологически значимых свойств и признаков, характеризующих лиц, нарушившихзакон.
Наконец, четвертымэлементом предмета криминологии выступает предупреждение преступности, т.е.широкий комплекс взаимосвязанных мер, направленных на преодоление илинейтрализацию порождающих ее причин.
Суммированиеперечисленных элементов позволяет сформулировать достаточно простое определениепонятия криминологии, раскрывающее ее предмет, а именно: криминология — этообщетеоретическая наука о преступности, ее причинах, личности преступника ипредупреждении преступности.
Следует, однако,отметить, что названными основными элементами предмета криминологии неисчерпывается все ее содержание. Она изучает ряд проблем, которые неохватываются непосредственно ее предметом, но их разработка имеет длякриминологии существенное значение. Речь, в частности, идет о методиках анализапреступности (социологические, статистические, математические и иные приемы иметоды). Вынуждена она касаться криминогенных аспектов целого ряда такназываемых фоновых социальных явлений, в частности алкоголизма, наркомании,проституции. Самостоятельное место в ее содержании занимает анализтеоретических концепций зарубежных криминологов и мировой практики реагированияна преступность.
Таким образом, спецификойкриминологического подхода к изучению преступности, выступает то, чтокриминология рассматривает преступление, не отдельно, а в совокупности спричинами и условиями, способствовавших его совершению, анализирует личностьпреступника, его поведение до вовремя и после совершения преступления, а внекоторых случаях рассматривает и поведение жертвы преступления (виктимология).
Криминология доказала свою научнуюнеобходимость и состоятельность. Эффективная организация борьбы с преступностьюуже не мыслится без использования криминологических знаний и участия специальноподготовленных криминологов.
Криминология, являясь общетеоретическойнаукой о преступности, имеет непосредственное практическое значение. С учетомрекомендаций криминологов по совершенствованию борьбы с преступностью другимиспециалистами на основе научных познаний разрабатываются комплексы конкретныхмер по устранению причин и условий криминальных явлений.
2. Связь криминологиис другими юридическими науками
 
Для раскрытия сущности криминологии важно определитьне только ее предмет, но и место в системе других наук. При этом особенно важноустановить степень как «родства» со смежными научными дисциплинами, так исамостоятельности криминологических знаний.
В начале XX века криминологическая проблематикарассматривалась в рамках уголовного права. Это аргументировалось тем, чтокриминология зародилась в недрах уголовного права, что учение о преступности — аспект уголовно-правовой науки и изъятие криминологии из содержания уголовногоправа делает его сухой юридической догмой.
Такая позиция не лишена оснований. Действительно,криминология и уголовное право в ряде случаев оперируют одними и теми жепонятиями, например «преступление», «наказание», «состав преступления»,«квалификация преступления» и др. Однако данное обстоятельство свидетельствуетлишь о взаимосвязи уголовного права и криминологии. Уголовное право во многихслучаях также оперирует криминологическими понятиями, совершенно не обедняянауку криминологию и не снижая ее социального назначения.
Криминология вообще не является собственно правовойнаукой, не изучает правоотношений. Ее правовая сторона состоит в том, что, рассматриваяпреступность как социальное явление, она базируется на правовых конструкцияхпреступного поведения, даваемых в уголовном законе. В то же время для неехарактерен широкий социологический подход к исследованию преступности, личностипреступника. Таким образом, связь криминологии с уголовным правом вполнеочевидна, однако она не исключает самостоятельности криминологии как науки.
Как комплексная научная отрасль знания, криминологиясвязана и с другими научными дисциплинами. Речь в первую очередь идет о такихюридических науках, как уголовно-исполнительное право, уголовный процесс,криминалистика, административное, трудовое, семейное право и др.
Так, уголовно-исполнительное право используеткриминологические знания и рекомендации для предупреждения рецидивапреступлений, повышения эффективности исправления и перевоспитания осужденных.В полной мере это относится к осуществлению административного надзора вотношении ранее судимых лиц.
Представляется также очевидной связь криминологии суголовным процессом. Прежде всего, это вытекает из общности задач криминологиии уголовного процесса, которая состоит в том, что деятельность участниковуголовно-процессуальных взаимоотношений направлена на предупреждениеготовящихся преступлений, разрешение дела по существу, включая выявление причини условий совершения преступлений, а также осуществление мер по их устранению.
Не менее очевидна связь криминологии скриминалистикой. Она проявляется, прежде всего, в том, что важные положениякриминалистики и ее методологические основы используются для распознавания формпреступных проявлений, выработки средств и методов предупреждения преступлений.В свою очередь, криминологические знания нередко служат основанием дляопределения тактических приемов раскрытия преступлений.
Криминологию справедливо называют комплекснойнаукой, имея в виду, что она объединяет в себе, кроме юридических, элементыдругих наук (социологии, философии, экономической науки, психологии,педагогики, демографии и др.). В то же время комплексность криминологии отнюдьне лишает ее самостоятельности, а лишь существенно обогащает ее знания иарсенал средств предупредительного воздействия.
Связь криминологии с другими науками имеет различноесодержание. Дело в том, что преступность, ее причины, личность преступника,средства предупреждения преступлений — проблема многоплановая, требующаяобъединения усилий представителей многих отраслей научных знаний (психологии,педагогики, демографии, математики и др.).
Все это позволяет констатировать, что криминологиясвязана с фундаментальными общественными науками (прежде всего с философией,социологией, экономической наукой, политологией); с иными общественными науками(в том числе уголовно-правового цикла); с точными и естественными науками.
Помимо вышеперечисленныхнаук криминология так же использует результаты исторических, экономических,социологических научных исследований, криминология познает причиныпреступности.
Взаимодействуя сантропологией, демографией, криминология разрабатывает учение о личностипреступника.
На стыке с социологией иуголовным правом криминология анализирует феномен преступности.
Опираясь на теориюсистем, информатику, педагогику, политологию, криминология разрабатывает основыантикриминогенной государственной политики.
Взаимодействуя с психологиейи психиатрией, криминология изучает закономерности возникновения и развитияпреступного поведения.
Реальные новые научныенаправления в криминологии появляются, как правило, на базе междисциплинарногоподхода. Например, экономическая криминология возникла на стыке экономики икриминологии, политическая криминология — на стыке политологии икриминологической теории и т, д. Сказанное справедливо и по отношению к учениюоб организованной преступности, которое развивается на основе взаимодействиясоциологии организаций, управления, лидерства и криминологии. В этом планеобращает на себя внимание огромная объединяющая сила криминологии: данная наукаобладает поистине уникальной научной восприимчивостью и умением привлекать ипоглощать, перерабатывать, подчиняя собственным интересам, материалы,полученные в результате исследований, осуществляемых в самых различных отрасляхнаучного знания. Во-первых, криминологи расширяют горизонты своей науки, изучаяи используя достижения других наук. Во-вторых, в последние годы наблюдаетсязаметный рост интереса к преступности и преступному поведению со стороныпредставителей других отраслей научного знания: философов, культурологов,психологов и др. При этом вносится вклад в развитие не столько философии,культурологии, психологии, сколько криминологии.
Являясь самостоятельной, наука криминология можетхарактеризоваться как система научных знаний о преступности, ее причинах и иныхдетерминантах, личности преступника и социальной деятельности по предупреждениюпреступлений и преступности в целом.
Особенно ответственные задачи стоят перед даннойнаукой в связи с происходящими на нынешнем этапе развития нашего обществаизменениями, охватившими все сферы общественной жизни. Криминология, как идругие общественные науки, призвана внести свой вклад в обновление техкриминологических знаний, которые, в силу ряда субъективных тенденций, отсталиот жизненно важных проблем борьбы с преступностью. Новые криминологическиезнания должны не только вооружить юристов современными представлениями оприроде преступности и ее сущности, но и служить научно обоснованнойориентацией для правильного и надежного обеспечения практических мер по борьбес ней.
Арсенал криминологических средств станет богаче имощнее, если практические работники овладеют криминологическим мышлением,создающим основу для правильного понимания происходящих в обществепреобразований. Для этого нужны энергичные усилия по овладению диалектикойразвития новых общественных процессов в сочетании с эффективным решениемкардинальных проблем жизни, к которым, безусловно, относится и борьба спреступностью.
Криминологические знания способны сыгратьопределенную роль в преодолении у практических работников догматическихпредставлений, упрощенчества и стереотипов мышления о преступности, личностипреступника, механизме преступного поведения, причинах этих негативных явлений,путях и средствах противодействия им.
3. Понятие и криминологическаяхарактеристика преступности несовершеннолетних
 
Преступность несовершеннолетних —своеобразный индикатор социальной ситуации в стране. Этот вид преступностиочень чутко реагирует на состояние общества. Рост преступностинесовершеннолетних, как правило, свидетельствует о неблагоприятных социальныхпроцессах.
Анализ преступности несовершеннолетнихоказывается, с одной стороны, инструментом выявления криминогенных факторов всоциуме, а с другой — базой для прогноза преступности в целом. Криминализациядетей и подростков — это криминализация будущего страны. По процессам,происходящим в детской и молодежной среде, можно с большой долей вероятностисудить о том, каким будет общество в перспективе (в том числе — какой будетпреступность).
Помимо исследовательских и прогностическихаспектов исследования преступности несовершеннолетних есть еще один — гуманитарный.Дети относятся к числу наименее защищенных социальных групп. Такое направлениевоздействия, как профилактика преступности в смысле защиты от нее, защиты отпоражения социальных групп «криминальным вирусом», имеет наибольшее значениеименно применительно к несовершеннолетним: детям и молодежи. К сожалению,уровень криминальной пораженности данной части населения пока самый высокий (вполтора раза выше, чем взрослых).
Один из тревожных симптомов недуга нашейцивилизации — постоянное омолаживание носителей готовности совершатьпреступления. Несколько десятилетий назад информация о совершении убийств идругих общественно опасных деяний в развитых зарубежных странахпяти—семилетними детьми казалась невероятной, с трудом верилось, что такоеможет быть на нашей Земле.
Реальность этих данных, правда,подтверждалась не только научными публикациями, но и вполне достовернымиправовыми свидетельствами: возраст привлечения к ответственности по уголовномукодексу Нью-Йорка, например, составлял семь лет, а в некоторых штатах СШАвозрастные границы привлечения к уголовной ответственности вообще не былиопределены.
Сегодня и в нашей стране криминальнаякартина пестрит подобными примерами: мальчики и девочки детсадовского возрастасовершают убийства, школьница может нанять киллера для убийства матери, чтобыта не ругала ее за плохие оценки. Приближение возраста совершения общественноопасных деяний к моменту рождения — не укладывающаяся в сознании, но вполнереальная тенденция развития нашей цивилизации. Осмысление ее, возможно, станетотправной точкой изменения культурных и социальных основ бытия, фундаментальныхизменений подходов к воздействию на преступность.
Понятие преступности несовершеннолетнихсвязано с определенными возрастными границами и с криминологической точкизрения включает возрастные группы несовершеннолетних: 14—15 лет, 15—16 лет и17—18 лет.
Некоторые явления, влияющие напреступность несовершеннолетних, имеют место и в среде подростков младшеговозраста (10—13 лет), а также у лиц молодого возраста (18—21 и 22—25 лет), чтоважно учитывать при разработке профилактических мер.
Например, до достижения возраста уголовнойответственности подростками совершается значительное число общественно опасныхдеяний, сходных с преступлениями по объективной стороне, хотя к уголовнойответственности их не привлекают. На протяжении длительного периода наблюдалсяотносительно плавный рост преступности несовершеннолетних, в среднем черезкаждые пять лет число выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления,увеличивалось на 11 —12%. Однако, начиная с 1991 г., в динамике преступностинесовершеннолетних произошли существенные негативные изменения. Так, числонесовершеннолетних, совершивших преступления, в период с 1991 по 1995 г.увеличилось на 43%. За последние 10 лет темпы прироста преступностинесовершеннолетних обгоняют темпы прироста преступности взрослых в 2—2,5 раза.
Таким образом, в настоящее времянесовершеннолетние — одна из наиболее криминогенно пораженных категорийнаселения.
Преступностьнесовершеннолетних требует специального изучения, поскольку обладает следующимиспецифическими особенностями:
1) многие криминогенные факторы,оказывающие решающее негативное воздействие на взрослых преступников,зарождаются в среде несовершеннолетних преступников;
2) значительная часть преступленийсовершается несовершеннолетними в соучастии со взрослыми преступниками;
3) рост преступности несовершеннолетнихпроисходит в период сокращения общей численности этой возрастной группынаселения;
4) преступность несовершеннолетних имеетболее интенсивную негативную динамику по сравнению с преступностью в целом;
5) несовершеннолетние склонны котклоняющемуся поведению, поскольку принадлежат к так называемой криминогенноактивной части населения;
6) криминально активные несовершеннолетниепродолжают преступную деятельность после достижения возраста уголовнойответственности, и именно благодаря данной категории правонарушителейпреступность постоянно возрождается.
Особенностиструктуры преступности несовершеннолетних заключаются в следующем:
1) более узкий круг совершаемыхпреступлений;
2) меньшая доля тяжких преступлений(в основном преобладают кражи, грабежи и хулиганство — 80%, до недавнеговремени были относительно редки убийства, тяжкие телесные повреждения, разбои —10%);
3) незначительную долю занимаютпреступления, совершенные по неосторожности.
В 2005 г. в нашей стране зарегистрированоболее 145 тыс. преступлений, совершенных несовершеннолетними, что на 3,7%больше, чем в 2002 г. В структуре раскрытых преступлений они составляют 11,8%.
Цифра общественно опасных деяний(аналогичных по объективной стороне преступлениям), совершенных детьми додостижения возраста уголовной ответственности, в пять раз превышает числозарегистрированных преступлений несовершеннолетних.
Преступность несовершеннолетних растет в3,5 раза быстрее, чем численность самих несовершеннолетних. Если эта тенденциясохранится, в обозримом будущем преступниками могут стать всенесовершеннолетние.
Виды преступлений, совершаемыхнесовершеннолетними:
В структуре преступностинесовершеннолетних наиболее распространенными являются кражи (около 60%),грабежи (8—9%), хулиганство (7%). Умышленные убийства (1%), причинение тяжкоговреда здоровью (1%), изнасилования (1%) составляют наиболее опасныепреступления, совершаемые лицами данной категории.
Несовершеннолетние активно осваиваютпреступные виды деятельности, ранее бывшие исключительной прерогативойвзрослых: захват заложников, разбойные нападения, вымогательство, торговляоружием и наркотиками, содержание притонов и сутенерство, валютноемошенничество, компьютерные преступления.
Корыстные преступления доминируют срединесовершеннолетних (по корыстным мотивам ими совершается почти половинапреступлений). В то же время мотивация преступлений против собственности вданной группе весьма специфична: например, при совершении краж лишь около 30%руководствуются корыстными мотивами, у остальных — стремление самоутвердиться изавоевать авторитет сверстников. По таким мотивам, как «не хотел отставать оттоварищей», «хотел показаться смелым, крутым», «не хотел, чтобы считалитрусом», «думал, что не наказуем», «от нечего делать», «не думал» 60%несовершеннолетних совершают преступления.
Более 60% преступлений несовершеннолетнимисовершается в группе. Величина группы обычно колеблется от трех до пятичеловек. Почти в каждую вторую преступную группу несовершеннолетних входятлица, имеющие судимость. Самый высокий удельный вес групповой преступности у14-ти летних. Самый низкий – у 17-ти летних.
В 2008 г. несовершеннолетними или при ихсоучастии было совершено каждое пятнадцатое преступление (6,8 %). На каждые 10тыс. подростков в России в 2009 г. приходилось 203 совершенных преступления. В2009 г. почти каждое семнадцатое (5,7 %) оконченное расследованием преступлениебыло совершено несовершеннолетними или при их соучастии.
Более половины несовершеннолетнихпреступников совершали преступления два и более раз.
Среди всех преступников несовершеннолетниезанимают в целом по стране примерно 11 —12% (в 2002 г., например, долинесовершеннолетних преступников составила 11,2%).
Преступностинесовершеннолетних присущи следующие признаки:
1) проявление немотивированнойагрессии и жестокости;
2) значительная часть преступленийсовершается в отношении членов семьи или других родственников;
3) потерпевшими от преступныхдействий также являются несовершеннолетние и принадлежат они чаще всего кбытовой микросреде несовершеннолетнего преступника;
4) в квартирах несовершеннолетнимисовершается каждое третье изнасилование, каждое десятое хулиганство;
5) после 22 часов совершается околополовины преступлений несовершеннолетних;
6) преступления совершаются, какправило, в группе;
7) имеет место передача криминальногоопыта со стороны взрослых преступников;
8) все чаще преступностьнесовершеннолетних приобретает черты подросткового бандитизма.
Таким образом, преступностьнесовершеннолетних можно определить как самостоятельный вид преступности,обусловленный особенностями количественных и качественных показателей еесостояния и развития, а также, прежде всего, личностью преступника, в основеповедения которого лежат эгоцентрические мотивы и неустойчивая психика.
Ранее криминологами доказано, что чем вболее раннем возрасте человек начинает совершать антиобщественные поступки ипреступления, тем выше вероятность того, что его поведение останется прежним,когда он повзрослеет. Именно поэтому можно сказать, что рецидивная преступностьнапрямую зависит от преступности несовершеннолетних. Анализ биографийпреступников-рецидивистов убедительно свидетельствует, что подавляющеебольшинство из них начинало преступную деятельность именно в подростковомвозрасте. Многие из них совершали общественно опасные действия, еще недостигнув возраста уголовной ответственности.
Проблема антиобщественного поведенияподростков, не достигших возраста уголовной ответственности, весьма актуальнадля нашей страны, в которой ежегодно выявляется до 700 тыс. беспризорныхнесовершеннолетних. Обеспечение им нормальных условий воспитания и обучения — архиважная задача, поскольку родительская семья в большинстве случаев на это неспособна.
криминологический преступностьнесовершеннолетний правоприменительный
Список использованной литературы:
 
1. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2008.
2. Криминология: учебник / под ред.В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. доп. – М.: Юрист, 2007.
3. Криминология: Учебник для ВУЗовпод ред. Г.А. Аванесова //М., Юнити, 2005г.
4. Аванесов Г.А. Криминология исоциальная профилактика. М., 2004.
5. Горшенков, Г.Н. О корректности понятийных категорий в современнойотечественной криминологии / Г.Н. Горшенков // Следователь. — 2007. — № 6
6.  Лысенко, А.В. Приоритетныенаправления и задачи дальнейшего развития правоприменительной деятельности вборьбе с преступностью несовершеннолетних / А.В. Лысенко, Т.М. Чапурко // Правои политика. — 2008. — № 5. — С. 1099-1103.
7.  Иванцова, Н.В. Криминологическаяхарактеристика личности несовершеннолетнего субъекта преступлений // Российскийследователь. — 2008. — № 10. — С. 26-28.
8.  Таран, Ю.Н.Комплексный подход к организации работы по профилактике преступлений иправонарушений несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. — 2007. — № 4.- С. 22-24.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.