/>
Курсовая работа
на тему:
«Правоваяхарактеристика признаков и критериев банкротства индивидуальныхпредпринимателей в законодательстве Российской Федерации»
Иркутск 2011
/>/>Введение
В своей курсовой работе я решил исследовать тему банкротство индивидуальногопредпринимателя.
Я считаю, что тема моей работы актуальна: наличие в правовой системегосударства института банкротства имеет большое значение как для права, так идля экономики, так как его нормы направлены на исключение из оборота субъектов,не способных осуществлять прибыльную деятельность, а также на восстановлениефинансового состояния лиц, испытывающих временные финансовые трудности. Все этоспособствует оздоровлению экономики, недопущению кризиса неплатежей инормальному функционирования неплатежеспособных лиц.
Так же институт банкротства обеспечивает стабильность экономики, нормальноефункционирование хозяйствующих субъектов, их способность быстро реагировать наизменяющуюся инфраструктуру рынка. Любое даже самое стабильное предприятиеподвержено риску на банкротства, не говоря уже об индивидуальныхпредпринимателях, которые осуществляют свою деятельность на свой риск.
Целью своей работы я поставил дать правовую характеристику признакови критериев банкротства индивидуальных предпринимателей в законодательствеРоссийской Федерации, а так же рассмотреть процедуры, применяемые в отношениииндивидуального предпринимателя – банкрота.
В своей работе я пользовался такими методами как анализ, синтез,так же применял логический и формально – юридический метод.
/>/>/>1. Понятие и правовые основы банкротства индивидуальных предпринимателей/>/>/>1.1 Правовые аспекты банкротства индивидуальных предпринимателей
Статья 25 ГК РФ предусматривает последствия осуществленияпредпринимательской деятельности гражданином в тех случаях, когда эта деятельностьпривела к неисполнению обязательств перед кредиторами. Эти последствия можноназвать специальными, в тоже время общими последствиями является обращениевзысканий на имущество гражданина. Кредитор по своему усмотрению имеет правовыбирать, какую возможность использовать это может быть обращение в суд с искомоб исполнении обязательства должником или с требованием о признании должникабанкротом. В последнем случае кредитор может обратиться только в арбитражныйсуд. Кроме того, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) неявляется исковым, в арбитражный суд подается не иск, а заявление о признаниидолжника банкротом. Это правило установлено Законом о банкротстве. Принятие специальногозакона соответствует требованиям п. 5 статьи 25, которая предоставляетзакону возможность определять основания и порядок признания судоминдивидуального предпринимателя банкротом либо объявления им о своембанкротстве.
Таким образом, в соответствии с ГК РФ возможно как судебное, так идобровольное банкротство. Добровольное банкротство проводится во внесудебномпорядке самим должником.
Закон о банкротстве не упоминает о добровольном банкротстве, чтопротиворечит нормам Гражданского кодекса РФ, но в настоящее время добровольноебанкротство невозможно по причине отсутствия механизма осуществления.
Государственные системы правового регулирования несостоятельностиотличаются друг от друга теми целями, которые ставят перед собой законодатели.Эти цели могут быть самыми разнообразными, к примеру:
– увеличение возврата средств, приобретенных в ходереабилитационных мероприятий или ликвидации должника, в интересах всех сторон;
– спасение бизнеса жизнеспособного предприятия;
– осуществление мер по реструктуризации предприятия в периоддо банкротства и т.д.
Российское законодательство о несостоятельности представляет собойсложную систему правовых норм, основанием которой являются положения ГК РФ.Данные положения можно разделить на три группы:
– нормы ГК РФ, регулирующие несостоятельность (банкротство)индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);
– нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применениюположений о несостоятельности – ст. 64 (об очередности удовлетворениятребований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которыеимеют право давать обязательные для должника – юридического лица указания либоиным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) идр.;
– нормыГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности(банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающихв связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например,положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросыответственности за нарушение обязательств и т.д.).
Центральное место в системе правового регулирования банкротствазанимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», задачами которого являются, с одной стороны, исключение изгражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой – предоставлениевозможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролемарбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности.
Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил сформулироватьследующие положения:
1) институт банкротства не может быть отнесен только к однойотрасли права, поскольку находиться на стыке разных отраслей права.
Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексныйхарактер, находится на границе публичного и частного права. Поэтому не случаентот факт, что Закон о несостоятельности 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами содержит достаточно большоеколичество норм процессуального характера;
2) основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве)является развитие его по схеме: общий закон – специальный закон – другиенормативные акты.
3) одним из направлений реформирования современного законодательствао несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений идополнений, часто лишь механическое. Такой путь зачастую сопровождаетсяпоспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов. Между тем внастоящее время важен более глубокий подход. В связи с этим в литературеобоснованно отмечается, что «наиболее актуальной задачей в делесовершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) являетсявыработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основныхнаправлений изменения указанного законодательства с ясным представлением оцелях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствияхвнесения соответствующих изменений».
/>/>/>/>1.2 Понятие несостоятельности(банкротства)
Статья 2 указанного закона вводит понятие банкротства. Так, несостоятельность(банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полномобъеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель,или юридическое лицо, оказавшиеся не способными удовлетворить требованиякредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплатеобязательных платежей в течение срока, установленного законом.
Денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредиторуопределенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иномупредусмотренному ГК РФ основанию.
Кредиторы – лица, имеющие по отношению к должнику права требованияпо денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательныхплатежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих потрудовому договору.
Таким образом, несостоятельность (банкротство) определяется как признаннаяарбитражным судом неспособность в полном объеме удовлетворить требованиякредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплатеобязательных платежей.
Рассматривая понятие несостоятельности (банкротства) в действующемзаконодательстве России, следует признать, что, оно дано достаточно традиционно,но в тоже время обладает определенной спецификой.
В настоящее время законодательство о несостоятельности является однойиз наиболее дискуссионных областей права, поэтому анализ правовогорегулирования несостоятельности, изучение тенденций в данной области, а такжеосновных категорий несостоятельности являются весьма актуальными.
Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторовпо денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательныхплатежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполненыим в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если суммаего обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Отсюдаследует, что в основе несостоятельности (банкротства) лежит положение, согласнокоторому участник имущественного оборота, не оплачивающий товары, услуги,работы, налоги и другие обязательные платежи в течение трех месяцев, считаетсянеспособным исполнить свои обязательства перед кредиторами. Для того чтобыизбежать несостоятельности (банкротства), должник должен погасить свои обязательстваили представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов.
Таким образом, основанием для признания индивидуального предпринимателябанкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежнымобязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Процесс банкротства индивидуального предпринимателя состоит изследующих процедур банкротства конкурсноепроизводство, мировое соглашение.
Конкурсное производство.
Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая кдолжнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требованийкредиторов. Так законодатель определяет эту процедуру в ст. 2 Закона онесостоятельности.
В текстах правовых актов и юридической литературе словосочетание«конкурсное производство» используется в двух значениях.
В широком смысле конкурсное производство отождествляется с процедуройурегулирования обязательств несостоятельного должника в целом, в какой быформе, с применением какой бы процедуры он ни проходил. В этом смыслеобсуждаемый термин является аналогом конкурсного (банкротного) процесса.
В узком смысле конкурсным производством именуется только одна изпроцедур банкротства. Последний вариант определения конкурсного производствареализован во всех трех «постсоветских» законодательных актах онесостоятельности: в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. №3929–1 «О несостоятельности(банкротстве) предприятий, в Федеральном законе о несостоятельности 1998 г.,а также в ныне действующем Федеральном законе о несостоятельности.
Причины различия в подходах к пониманию этого термина кроется, во-первых,в особом понимания термина «конкурс» в рамках несостоятельности, а во-вторых, втенденции к увеличению числа процедур, допустимых к введению в отношениидолжников, свойственной как российскому, так и зарубежному праву. Исходя изтого, что в теории конкурсного права и процесса конкурс традиционно означалстечение (схождение) кредиторов, имеющих имущественные требования к общемудолжнику, производство по делу о настоятельности, на какой бы стадии оно ненаходилось всегда будет конкурсным, то есть сопровождающимся стечениемкредиторов. Но поскольку процесс урегулирования долгов несостоятельного допоявления процессуального (процедурного) плюрализма, повлекшего включение взаконодательные акты о несостоятельности положений о процедурахреабилитационного характера, имел сугубо ликвидационную направленность,юридическая практика перестала допускать употребление термина «конкурсноепроизводство» в значении ином, нежели связанном с ликвидацией имуществадолжника.
Поскольку, как отмечалось выше конкурсное производство – наиболее«старая», традиционная процедура банкротства, набор мер реализуемых в рамкахэтой процедуры, давно признан устоявшемся. Это составления актива (конкурсноймассы), пассива (обязательств должника), погашение в определенной очередноститребований кредиторов.
Формирование конкурсной массы, под которой понимается имуществодолжника, предназначенное с момента объявления о несостоятельности кудовлетворению всех его кредиторов, заявивших свои претензии, служат следующиедействия. На совершения которых законодатель уполномочивает конкурсногоуправляющего:
1. Инвентаризация и оценка имеющихся активов.
2. Предъявления к третьим лицам требований о взыскании задолженностипред должником.
3. Заявление отказов от исполнения договоров должника.
4. Поиск и возврат имущества должника, находящееся у третьих лиц.
5. Предъявление исков о признании недействительными сделок обистребовании имущества должника у третьих лиц, о привлечении к субсидиарнойответственности по обязательствам должника лиц, обязанных нести такуюответственность.
Составления пассива, под которым понимается совокупность требованийподлежащих удовлетворению из конкурсной массы правилам включения кредиторов вреестр требований (ст. 16 Закона), но с двумя важными особенностями.
Во-первых, открытие рассматриваемой процедуры требует от конкурсногоуправляющего специальную публикацию, адресованную кредиторам и содержащуюизвестие о том что их контрагент официально признан банкротом (ст. 128Закона). При этом в данной публикации указывается на возможность предъявлениятеми из кредиторов, кто ранее не был включен в реестр требований и неучаствовал в процедурах на ранних стадиях конкурсного процесса, своих денежныхпретензий к должнику. Срок предъявления претензий к должнику. Срок предъявленияпретензий ограничен двумя месяцами с даты публикации, после чего реестрзакрывается (абз. 3 п. 1 ст. 142 Закона).
Во-вторых, с момента открытия процедуры срок исполнения всех возникшихдо дня открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплатыобязательных платежей должника считается наступившим (п. 1 ст. 126Закона). Иными словами, если на момент объявления должника банкротом последнийнаходиться в состоянии задолженности кому-нибудь из контрагентов. Нообязательство еще не считается просроченным, оно юридически признаетсянасупившим.
Обе названные особенности конкурсного производство введены законодателем,чтобы обеспечить. Учитывая заключительный и ликвидационный характеррассматриваемой процедуры, интересы максимально возможного числа кредиторовнесостоятельного должника.
Следующее мероприятие конкурсного производства – погашениетребований кредиторов. Таковое построено на двух основных началах: очередностии соразмерности.
Очередность удовлетворения требований кредиторов предусмотрена в ст. 134Закона о несостоятельности. Сначала происходит расчеты по так называемымтекущим обязательствам банкрота, а потом с очередными кредиторами.
Порядок производства расчетов с очередными кредиторами таков:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, передкоторыми индивидуальный предприниматель несет ответственность за причинениевреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременныхплатежей, а также требования о взыскании алиментов;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособийи оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе поконтракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Требование кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогомимущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественнопред другими кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первойи второй очереди, права требования по которым возникли до заключениясоответствующего договора залога.
Начало соразмерности расчетов сформулировано в 3 ст. 42Закона о несостоятельности, согласно которому при недостаточности денежныхсредств должника они распределяются пропорционально между кредиторами соответствующейочереди пропорционально сумам требований, подлежащих удовлетворению.
Мировое соглашение
Определение процедуры мирового соглашения, данное в действующемзаконе о несостоятельности является, по сути, первым легальным определениемэтого понятия. Закон о несостоятельности 1999 г. в принципе не раскрывал,что необходимо понимать под рассматриваемой процедурой, а Закон онесостоятельности 1992 г. хотя и давал соответствующее определение, но егосодержание не соответствует современному смыслу. Первый «постсоветский»законодательный акт о банкротстве предусматривал крайне узкий спектр вариантовсодержания договоренностей должника и кредиторов: только отсрочка платежей илискидка с долга.
По действующему законодательству мировое соглашение – это процедурабанкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве вцелях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашениямежду должником и кредиторами.
Поскольку мировое соглашение представляет собой конструкцию,известную не только институту несостоятельности, но и процессуальному праву,причем как гражданскому (ст. 39, 173 ГПК), так и арбитражному (ст. 49,139–142 АПК), необходимо выяснить, каким образом они соотносятся.
В литературе мировое соглашение, заключаемое в гражданском (арбитражном)процессе, если и не отождествляется – с мировым соглашение, заключаемый вконкурсном процессе, то, по крайне мере по смыслу и определению совпадет с ним.Между тем ряд авторитетных специалистов видят между этими институтамисущественные различия. В частности, Г.Ф. Шершеневич, основываясь на трудахгерманских юристов XIX в., проводил разграничение мирового соглашения вконкурсном производстве и мирового соглашения в гражданском процессе следующимобразом: «Под именем последней (общегражданской мировой сделки) понимаетсясоглашение, посредством которого две стороны устраняют существующее между нимиспорное отношение путем взаимных уступок. Между тем в конкурсной мировой сделкенет спорности, требования кредиторов совершенно определены и признаны; неттакже и взаимности уступок, потому что уступка производится только в пользудолжника, а не кредиторов, и с точки зрения гражданской мировой сделки подобнаяодносторонняя уступка представляет лишь форму дарения»
Конституционный суд РФ усмотрел еще одно отличие банкротной мировойсделки и мирового соглашения, заключаемого в рамках гражданского процесса, очем будет сказано применительно к характеристике мирового соглашения какгражданско-правовой конструкции.
Термин «мировое соглашение» в рамках российского правового институтанесостоятельности должен воспринимается по меньшей мере в двух значениях: какпроцедура банкротства и как гражданско-правовая сделка, договор.
Понимание мирового соглашения как процедуры банкротства продиктованоположениями ст. 27 Закона о несостоятельности, которая называет мировоесоглашение в числе процедур банкротства, применяемых при рассмотрении дел обанкротстве о отношении как должника – юридического лица, так и должника –гражданин/>а.
Мировое соглашение как процедура банкротства представляет собойустановленный законодателем порядок применения к должнику, имеющему признакибанкротства или официально объявленному несостоятельным, отсрочки и (или)рассрочки исполнения обязательств, скидки с имеющихся у него долгов, исполненияобязательств должника третьими лицами, а так же иных мер, направленных наудовлетворение требований кредиторов и допустимых к применению в соответствии справовыми актами. Говорить о мировом соглашении как процедуре – значитобсуждать вопросы, где и при каком стечении участников банкротного делаобсуждается проект соглашения, как он принимается, кем и в какой орган насогласование представляется, по каким правилам рассматривается и одобряется,куда и как. Будучи одобренным, обжалуется, каким образом аннулируется и т.п.
Что же касается восприятия термина «мировое соглашение» во второмзначении, т.е. как гражданско-правовой сделки, то здесь современные авторывполне единодушны в понимании мирового соглашения как гражданско-правовойсделки. Коли мировое соглашение представляет собой сделку, а законодательговорит о ее заключении между должником и кредиторами, то та сделка неодносторонняя. Следовательно, мировое соглашение – гражданско-правовой договормежду должником, его кредиторами, а также, поскольку это прямо допускаетсязаконом (ст. 157 Закона), третьими лицами. Г.Ф. Шершеневич давалтакое определение мирового соглашения как сделки: «Под именем мировой сделкипонимается утвержденное судом соглашение между должником и установленном законебольшинством конкурсных кредиторов, направленное к определению взаимныхотношений между несостоятельным должником и всеми его кредиторами, с прекращениемвозбужденного конкурсного процесса»
Позиция, согласно которой мировое соглашение по своей правовойприроде является договором, в юридической литературе более раннего периода быланаиболее распространенной. Возражения сводились к тому, что принуждение меньшинствакредиторов со стороны большинства к заключению мировой сделки вопреки явновыраженной воле первых на проведение конкурсного производства противоречитосновным понятиям о договоре. Дело в том, что для утверждения мировой сделкитребуется одобрение только большинства кредиторов, пускай и квалифицированного,но отнюдь не всех и каждого в отдельности, что не состыкуется с принципомсвободы договора.
Трудноразрешимость задачи опровержения такого довода породилакомпромиссные варианты, подобные тому, в соответствии с которым мировой договорпредставляет собой сложную юридическую сделку, создаваемую изъявлением волитрех сторон: должника, общего собрания кредиторов и суда.
Данное направление нашло подтверждение в современной российскойправовой практике. В частности, Конституционный Суд РФ разъяснил, что «по своейюридической природе мировые соглашения, заключаемые в ходе конкурсногопроизводства, заключаемого в исковом производстве. В отношениях, заключаемого входе конкурсного производства, превалирует публично-правовое начало: этиотношения основываются на предусмотренном законом принуждении меньшинствакредиторов большинством, а следовательно в силу невозможности выработки единогомнения иным образом, воля сторон в данном случае формируется по другим,отличным от искового производства, принципам» Далее суд, сославшись на закон,согласно которому мировое соглашение вступает в силу только после утвержденияарбитражным судом, указал, что «в случае заключения мирового соглашениякакое-либо ограничение имущественных прав кредиторов без судебного решения невозможно»
Закон о несостоятельности предусматривает, что мировое соглашениедолжно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должникав денежной форме (п. 1 ст. 156). При этом с согласия отдельногокредитора соглашение может содержать положения о прекращении обязательствдолжника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставномкапитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или ценные бумаги,новации обязательств не нарушает права иных кредиторов, требование которыхвключены в реестр требований (п. 2 ст. 156). Мировое соглашение можетсодержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей,включенных в реестр требований кредиторов, но при этом условия мировогосоглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам,взимаемым в соответствии с законом налогам и сборам, не должны противоречитьтребованиям законодательства о налогах и сборах. Кроме того, удовлетворение требованийконкурсных кредиторов в не денежной форме не должно создавать преимущества длятаких кредиторов по сравнению с кредиторами, требование которых исполняются вденежной форме.
Таким образом, законодатель нацелил правоприменительную практику нато, что условия мировой сделки могут быть сформулированы на достаточномноговариантной основе. Но такая «гибкость» имеет свои пределы. В любом случаи,как разъяснил ВАС РФ, «не подлежат утверждению мировые сделки, соглашения,содержащие неясные выражения или создающие неопределенность в отношении объемаобязательств должник или сроков их исполнения», например, включающиеформулировки: «погасить задолженность отпуском товарно-материальных ценностей»,«передавать по 4% долга ежемесячно любыми продуктами из магазина».
Элементы процедуры. Как говориться в законе о несостоятельности,должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы в праве заключитьмировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом конкурсногодела (п. 1 ст. 150). При этом со стороны конкурсных кредиторов иуполномоченных органов решение о заключении мирового соглашения принимаетсясобранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мировогосоглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсныхкредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требованийкредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали всекредиторы по обязательствам обеспеченным залогом имущества должника. Согласноподходу, сложившемуся в арбитражно-судебной практике, понятие «общее числоголосов», употребляемое законодателем, означает, что в расчет при подведенииитогов голосования должны приниматься все кредиторы, значащиеся в реестретребований кредиторов, а не только те из них, которые зарегистрировались дляучастия и присутствуют на собрании.
Решение о заключении мирового соглашения со стороны должникапринимаются должником – гражданином или руководителем должника – юридическоголица, исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим иликонкурсным управляющим.
Выше упоминалось, что мировое соглашение утверждается арбитражнымсудом. Для утверждения сделки необходимо соблюсти и соответственно предоставитьсуду доказательства соблюдения ряда условий, главное из которых заключается втом, что до утверждения соглашения должны быть погашены требования кредиторовпервой и второй очередей (п. 1 ст. 158 Закона). Утверждение мировоесоглашения производиться судом в заседании, о дате и времени проведениякоторого уведомляются все участники дел о банкротстве. При утверждениисоглашения суд выносит определение об его утверждении, в котором указывается напрекращения дела о банкротстве. В случае если мировая сделка заключается в ходеконкурсного производства, в определении об утверждении указывается, что решениео признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства неподлежит исполнению (п. 4 ст. 150 Закона).
Поскольку мировое соглашение – это типичный гражданско-правовойдоговор, закон допускает возможность его расторжения, но только в отношениивсех, а не отдельных кредиторов (п. 1 и 2 ст. 164 Закона). Основаниемдля расторжения мировой сделки по инициативе кредиторов может служитьнеисполнение или существенное нарушение условий соглашения, допущенноедолжником в отношении минимум одной четверти кредиторов, определяемой размеромих требований. Инициатива о расторжении принимается во внимание только тогда,когда ее выражает та же четвертая часть кредиторов – участников сделки (п. 3ст. 164 Закона).
Заявление рассматривает тот же суд, который вел банкротное дело иутвердил ранее мировое соглашение. В случае если суд примет сторону инициатороврасторжения, мировой договор прекращается, дело о банкротстве возобновляется,причем с той же стадии, на которой оно было окончено при заключении сделки (ст. 166Закона).
/>/>2. Критериипризнания индивидуального предпринимателя банкротом/>/>/>2.1 Критерии признания индивидуального предпринимателя банкротом
Прежде всего, определим статус индивидуального предпринимателя.
Индивидуальные предприниматели – это физические лица, зарегистрированныев установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качествеиндивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданскогозаконодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенныхна них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являютсяиндивидуальными предпринимателями.
Индивидуальными предпринимателями могут быть: а) полностью дееспособныеграждане (достигшие 18 лет или вступившие в брак ранее этого возраста, а такженесовершеннолетние с 16 лет, прошедшие процедуру эмансипации в соответствии со ст. 27ГК РФ); б) ограниченно дееспособные граждане (несовершеннолетние в возрасте от14 до 18 лет, а также совершеннолетние граждане, ограниченные судом вдееспособности в установленном порядке), с согласия законных представителей – родителей,усыновителей или попечителя.
Физическое лицо должно быть зарегистрировано в качестве индивидуальногопредпринимателя в порядке, установленном действующим законодательством, именнос момента государственной регистрации индивидуальный предпринимательприобретает соответствующий статус индивидуального предпринимателя.
При прекращении деятельности необходима также государственная регистрацияи с этого момента у физического лица статус индивидуального предпринимателяпрекращается.
Закон о банкротстве 2002 г. в качестве одного из признаков банкротства устанавливает минимальный размер задолженности субъекта, в отношениикоторого возбуждается дело о несостоятельности. Так, дело о банкротстве можетбыть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику – юридическомулицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., а к должнику-гражданину –не менее 10 тыс. руб.
Законодательное закрепление минимального размера требований кредиторовозначает, что права кредиторов могут быть защищены лишь при наличииопределенного минимума требований, при отсутствии которого данный механизмзащиты прав кредиторов неприменим.
Вместе с тем из этого не следует, что в ходе осуществленияпроцедур банкротства не могут быть защищены права тех кредиторов, размер требованийкоторых является меньшим, чем установленный законом минимум, необходимый дляпризнания субъекта банкротом.
Во-первых, данный минимум требований кредиторов может бытьдостигнут не только за счет учета прав отдельного кредитора, но и за счет совокупноготребования кредиторов, размер требований каждого из которых существенно меньшеустановленной законом нормы.
Во-вторых, установленное Законом о банкротстве 2002 г. ограничение минимального размера требований касается только требованиякредитора-заявителя, необходимого для инициации процедуры банкротства, тогдакак после начала осуществления процедуры банкротства механизм банкротства можетбыть использован и для защиты прав иных кредиторов, требования которых менееустановленного законодательством минимального размера.
Заметим, что законодательством предусматриваются исключения из общегоправила, касающегося минимального размера требований кредиторов. Так, дляликвидируемого предприятия основанием для признания его несостоятельным(банкротом) служит недостаточность стоимости его имущества для удовлетворениятребований кредиторов, а заявление о признании банкротом отсутствующегодолжника может быть подано независимо от размера его кредиторскойзадолженности.
банкротство предприниматель законодательство/>/>/>2.2 Последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом
Закон предусматривает следующие последствия признания индивидуальногопредпринимателя банкротом.
Во-первых, с момента принятия арбитражным судом решенияо признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытииконкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданинав качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные емулицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.
Во-вторых, гражданин не может быть зарегистрирован в качестве индивидуальногопредпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.
При осуществлении процедуры признания банкротом индивидуальногопредпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлениемим предпринимательской деятельности, также вправе предъявить свои требования.Требования указанных кредиторов, не заявленные в таком порядке, сохраняют силупосле завершения процедуры банкротства индивидуального предпринимателя.
Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
– первая очередь: расчеты по требованиям граждан, передкоторыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью,путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсацияморального вреда;
– вторая очередь: расчеты по выплате выходных пособий иоплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплатевознаграждений по авторским договорам;
– третья очередь: расчеты с другими кредиторами.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогомимущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залогапреимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств передкредиторами первой и второй очередей, права требования по которым возникли дозаключения соответствующего договора залога.
/>/>Заключение
Следует отметить, что законодатель подошел к урегулированию институтабанкротства (несостоятельности) дифференцировано, порядок рассмотрения дел обанкротстве индивидуальных предпринимателей отличается от порядка рассмотрениядел о банкротстве юридических лиц, в частности к ним не применяются процедурыдосудебной санации, наблюдения и внешнего управления.
По действующему законодательству для признания банкротом предусмотреныодновременно два признака: обязательства не исполнены в течение 3 месяцев сдаты, когда они должны были быть исполнены, и сумма обязательств превышаетстоимость принадлежащего имущества (для физических лиц).
Однако для начала банкротства недостаточно наличия перечисленныхпризнаков, необходимо также соблюдение «порога подведомственности» – размеразадолженности, позволяющей арбитражному суду возбудить дело о банкротстве. Дляграждан «порог подведомственности» составляет в настоящее время – 10 тыс. руб.для граждан и 100 тыс. для юридических лиц.
Для банкротства индивидуальных предпринимателей используется критерийнеплатежеспособности (это означает, что соотношение обязательств и имуществадолжника при решении вопроса о его банкротстве во внимание не берется), в товремя как для целей банкротства гражданина-непредпринимателя принят критерийнеоплатности (когда заявление о банкротстве принимается, только если размерпассивов превышает размер активов имущества должника).
При банкротстве предпринимателя дифференцированный режим имеютпредпринимательские требования; требования из обязательств, не связанных спредпринимательской деятельностью; требования личного характера (в частности,требования из причинения вреда жизни и здоровью, о взыскании алиментов).Требования последней категории не включаются в размер требований кредиторов призаявлении о банкротстве, но могут быть заявлены в ходе конкурсного процесса
Хотелось бы отметить, что недостатком действующегозаконодательства в отношении индивидуальных предпринимателей банкротов является,на мой взгляд, слишком упрощенный порядок возбуждения дела о банкротстве.
Следствием чего является частое и необоснованное обращение кредиторовв суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя банкротом, безприменения мер, направленных на получение надлежащего исполнения своихтребований.
/>
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗРФ. 1994. – №32. – Ст. 3301.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗРФ. 2002. – №30. – Ст. 3012.
3. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Официальный сайт компании«Консультант Плюс» www.consultant.ru/popular/bankrupt/
4. Банкротство / Под ред. С.А. Подзорова. М.: Экзамен. 2008. –662 с.
5. Баренбойм П. Правовые основы банкротства. – М.: Статус, 2005. –610.
6. Белых В.С. Правовые основы банкротства. – М.: Право,2008. – 302 с.
7. Банкротство / Под ред. С.А. Подзорова. М.: Экзамен. 2008. –452 с.
8. Постатейный комментарий Федерального закона от 8 января 1998 г.№6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (под ред. Витрянского В.В.)
9. Плешанова О. Национальные особенности банкротства // Коммерсант.2003. – №10. – С. 16.
10. Предпринимательское право Российской Федерации /Под ред. Е.П. Губина,П.Г. Лахно. – М.: Юрист, 2008. – 811 с.
11. Прудникова Т., Голубев В. Банкротство: общие положения, наблюдение,управление, конкурс // Закон. 2007.– №3. — С. 11
12. Телюкина М.В. Комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ. // М.: Юрист, 2006. – 403 с.
13. Белых В.С., Берсункаев Г.Э., Виниченко С.И. и др. Предпринимательскоеправо России // www.twirpx.com/file/81567/
14. Гражданское право: Учебник. Том I (под ред. доктора юридических наук,профессора О.Н. Садикова). – «Контракт»: «ИНФРА-М», 2006 г.