Реферат по предмету "Государство и право"


Правоприменительный акт: понятие, разновидности, специфика

ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»
Кафедра теории и истории государства и права
 КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине:
«Теория государства и права»
 
Тема: «Правоприменительный акт:понятие, разновидности, специфика»
 
Уфа – 2008

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1. Понятие правоприменительных актов,их специфика
2. Разновидности правоприменительныхактов
3. Эффективность и требования,предъявляемые к правоприменительным актам
Заключение
Список использованной литературы
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность темы исследования. Высокая роль права в обществепобуждает открывать в нем новые грани и искать пути эффективного влияния наповедение людей и общественные процессы.
Давно используется понятие реализации права как сложного механизма егоосуществления в реальной практике. Большинство ученых – юристов к формамреализации права относят соблюдение, использование и применение, другие широкотрактуют понятие применения. Реализация понимается как завершающая стадияправового регулирования и результат и как процесс претворения в жизнь правовыхпредписаний путем осуществления субъективных прав и обязанностей.
Результатом применения правовой нормы является принятие специальногоакта, содержащего юридическую оценку данного случая, и проистекающие из неговыводы. Правоприменительный акт является юридическим фактом, порождающимопределенные правовые последствия. Он должен быть принят управомоченнымгосударственным органом или должностным лицом в установленном для этогопроцессуальном порядке и соответствовать ряду процессуальных требований.
В условиях строгой законности применение норм права является единственнымканалом осуществления государственного принуждения, что само по себе говорит оего важности. В условиях же процесса построения правового государства, этадеятельность приобретает еще большую значимость.
Целью применения права является удовлетворение потребностей и интересоввсего общества, а так как потребности людей постоянно меняются в соответствии сизменчивыми условиями жизни, то и правоприменители должны в своей деятельностиучитывать все то новое, что необходимо для результативного регулированияразличных сфер общественной жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос изученияправоприменительных актов, их специфики и структуры является на сегодняшнийдень очень актуальным как для юристов — теоретиков, так и для юристов –практиков.
Степень разработанности темы. Акты применения права многообразны имогут быть классифицированы по различным основаниям. Однако, на сегодняшнийдень отсутствует единая классификация правоприменительных актов.
В теории государства и права мало квалифицированных работ, в которых былибы исследованы правовые проблемы правоприменительных актов. В то же времяисследуемая проблема заслуживает большого внимания со стороны юристов-практикови теоретиков. Таким образом, исследование имеет как теоретическое, так и важноепрактическое значение, что свидетельствует об актуальности темы настоящегоисследования.
Цель исследования состоит в комплексном изучении правоприменительных актов.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
· изучить иобобщить современную научную литературу по обозначенной теме, сосредоточиввнимание на нерешенных и дискуссионных вопросах;
· проанализировать понятие,основные признаки правоприменительных актов;
· рассмотретьразновидности правоприменительных актов;
· изучить критерииэффективности правоприменительных актов;
· проанализироватьосновные требования, предъявляемые к правоприменительным актам, изучить ихфункциональные характеристики.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Отдельные теоретические материалы ивыводы работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях спецификиправоприменительных актов, в научной и учебной литературе. Данная работа будетполезна при изучении курса «Теория государства и права».
Структура работы. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения,списка использованной литературы.

1. ПОНЯТИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ИХ СПЕЦИФИКА
 
Применение права – это деятельность компетентныхорганов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретныхпредписаний.[1]
Право применяют лишь те структуры,должностные лица, которые имеют властные полномочия. Гражданин право неприменяет, хотя в некоторых случаях наделяется правомочиями активнопрепятствовать противоправному поведению другого лица. Например, в ситуации такназываемой необходимой обороны, когда под непосредственной угрозой оказываетсяжизнь, здоровье обороняющегося лица, его близких.
Но, как правило, применяют правоорганы государства, представители власти, т.е. те, кто наделен специальнойкомпетенцией, либо те лица, чья работа связана с правоохранительнойдеятельностью. Формой правоприменения может быть принуждение, насилие надличностью, однако основанное на законе. Принуждение может осуществлятьсянепосредственно, например, для предотвращения преступления, либо в четкоустановленной процессуальной форме. Последняя предполагает изданиесоответствующим государственным органом так называемых правоприменительныхактов, в которых и реализуются их властные полномочия. Применение права осуществляетсяв отношении гражданина и, как правило, затрагивает его права и свободы.
Роль и значение применения правастоль велико в жизни права, что многие ученые выделяют эту форму реализацииправа в самостоятельную, полагая, что правоприменение, как и правотворчество, — это два особых направления функционирования правовой системы. Соответственноразличают правоприменительные и правотворческие акты.
Яркий пример правоприменения –деятельность судов. Вынося приговор или приняв судебное решение по гражданскомуделу, суд осуществляет применение права, реализует свои властные полномочия,вторгается в сферу прав и обязанностей гражданина или соответствующегоструктурного образования, словом, создает правоприменительный акт, на основекоторого может осуществляться прямое принуждение, насилие. Такое же применениеправа осуществляет работник ГИБДД, когда наказывает (штрафует) нарушителяправил дорожного движения.
Вот почему применение права можноопределить как властную правовую деятельность органов государства (или иныхорганов по уполномочию государства), а также их должностных лиц, наделенныхспециальными полномочиями по организации или обеспечению социальнойупорядоченности, стабильности в жизни общества, по пресечению нарушений в этойсфере.
Порядок, стабильность, устойчивоесоциальное равновесие — это, может быть, самые значительные общественныеценности, и их защита является важнейшей функцией права.
Но правоприменение — это не толькоборьба с нарушителями общественного порядка, это еще и властная организация самогопорядка, отношений участвующих в социальной жизни субъектов.
Призыв в армию, зачисление в вуз, назначениена должность, награждение орденом — это все правоприменительная деятельность.Поэтому в теории права выделяют правоохранительную и оперативно-исполнительнуюфункции правоприменения. По сути, речь идет о реализации в форме правопримененияразличных правосодержащих, нормативно-правовых актов — законов, постановлений,инструкций и т. п.
Издаваемые при томправоприменительные акты имеют индивидуальный, а не общий характер, они как бы«сгибают под ярмо закона» тех конкретных граждан, которые не хотят добровольнои самостоятельно соблюдать, исполнять право, а также тех участниковобщественных отношений, на которых падает выбор конкретного правоприменителядля организации соответствующего порядка, стабильности, деятельности,направлений социального развития. Таким образом, правоприменитель обладаетвозможностью принудительно и организационно обеспечивать исполнение, соблюдениеправа, его действие.
Субъектами правоприменения — правоприменителями — являются органы исполнительной, судебной власти, администрацияпредприятий, различные инспекции, прокуратура, общественные организации (приделегировании им полномочий) и т. п.
Все эти теоретические положения (осубъектах правоприменения, об их полномочиях, функциях и т. п.) имеют важноезначение. Действительно, если кого-либо штрафует тот или иной представительвласти или осуществляет другие санкции (например, увозит со стоянки автомобильякобы за нарушение правил пользования стоянкой, да еще при этом требуетвозмещения расходов по буксировке автомобиля, его перевозке), то сразувозникает вопрос — а имеет ли он на это властные полномочия, имеет ли он правотак поступать, а тот ли это случай, когда должен действовать (осуществляться)соответствующий закон, правовые требования?
Этот же вопрос возникает каждый раз ив деятельности суда, прокуратуры, органов МВД, которые специально создаютсягосударством, обществом для правоприменительной и тем самым правоохранительнойдеятельности.
Так что основные теоретическиеположения о применении права должен знать каждый юрист, чтобы в своей практическойработе не допускать ошибок, которые могут стать гибельными для конкретных лиц,разрушительными для организаций.[2]
Деятельность компетентных органовзавершается изданием акта применения нормы права. Он фиксирует принятоерешение, придает ему официальное значение и властный характер.
Эти акты теория разграничивает снормативно-правовыми актами. Действительно, они имеют своим адресатоминдивидуального, персонифицированного субъекта. У них специальные внешниеатрибуты, свидетельствующие о том, какой правоприменитель и когда их принял.Эти акты имеют внешние, формальные реквизиты – печати, штампы, подписи,подтверждающие их юридическое значение. Как правило, это письменные документы,хотя с использованием ЭВМ появились и так называемые машинные документы натехнических носителях информации. Однако следует учитывать, чтоправоприменительные акты независимо от их носителей являются официальными, т.е.принятыми в соответствии с компетенцией того или иного органа, в соответствии сполномочиями должностного лица. [3]
В настоящее время существует большоеколичество определений понятия «правоприменительный акт».
Итак, акт применения нормы права — это официальный правовой документ, содержащий индивидуальноегосударственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится имв результате разрешения конкретного юридического дела.[4]
«Правоприменительный акт – этодокумент, в котором содержится индивидуально–конкретное предписание, вынесенноекомпетентным органом в итоге решения юридического дела».[5]
По нашему мнению, наиболее полнымпредставляется определение В. В. Лазарева: «Правоприменительный акт –государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентнымсубъектом права по конкретному юридическому делу с целью определения наличияили отсутствия субъективных прав и юридических обязанностей и определения ихмеры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормальногоосуществления».[6]
Акты применения какгосударственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение вжизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системыгосударства.
Какими же основными признакамихарактеризуются акты применения права?
Во-первых, акт применения права имеет властныйхарактер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиесяв нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому ониотносятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем.Например, решение суда о возращении гражданином взятой во временное пользованиевещи обязательно для исполнения. За нарушение требований этого акта гражданиннесет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой онсудим.
Во-вторых, акт применения – этоиндивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам.Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходныеслучаи не распространяется. Этим и отличается от нормативно-правовых актов,которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируютмножество однотипных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятсяв сфере их действия (конкретно не определены). Они рассчитаны на неоднократноеприменение. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они толькоконкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациями имеют разовое значение. В силу этого акты применения норм права к источникаправа не относятся. В сборники законодательства они не включаются.
В-третьих, правоприменительные акты должны бытьзаконными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться наопределенные нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу,совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовногоправа. Если акт применения права не соответствует закону, он должен бытьотменен.
В-четвертых, акты применения нормправа издаются в установленном законом форме и имеют точное наименование.
Закон предусматривает строгоопределенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. Кпримеру, акты, принимаемые правоохранительными органами (судами, органамипрокуратуры и т. п.), должны иметь следующие обязательные элементы:
1. вводную часть, в которой указывается наименованиеакта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат;
2. описательнуючасть, где излагаетсяфактические обстоятельства дела, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где,кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия;
3. мотивировочнуючасть, дающуюобоснование принятого решения, включает в себя анализ доказательств, подтверждающих наличие илиотсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию, ееобоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона ипроцессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель;
4. резолютивнуючасть, в которойизлагается содержание решения.[7]
2. РАЗНОВИДНОСТИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ АКТОВ
 
Большинство актов применения права являются актами – документами. В них естьтекст, который составляется в соответствии с требованиями использованияюридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временемвырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновенияхпрактики типизированные, стандартные формуляры актов-документов, которыеупорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность,юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов,требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всегонауках процессуального права – уголовного, гражданского, административногоправа.
Наименование акта применения права может совпадать с наименованиемнормативно-правового акта (например, «указ»), поэтому необходимо четкопредставлять принципиальные отличия одних от других.
Самое главное отличие состоит в том, что в правоприменительных актахсодержатся индивидуально-конкретные предписания, а в нормативно-правовых –нормы права, то есть предписания общего характера. «Нормы права адресованывсем, кто оказался в определенных условиях, они регулируют определенные видыобщественных отношений и рассчитаны на неоднократное применение.Индивидуально-конкретные предписания адресованы конкретным субъектам права, онирегулируют конкретные общественные отношения (конкретные ситуации) и имеютобычно разовое значение».
Правоприменительные акты, условно, можно разделить на группы:
1. «собственнические»акты управления;
2. властные акты вобласти применения права;
3. акты прямогоосуществления центрального руководства;
4. координационныеакты;
5. ориентировочныеиндивидуальные акты.
Такая классификация носит локальный характер и не может представить всюсистему правоприменительных актов органов государственного управления в целом.
Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самыеразличные признаки.
К числу таких признаков можно отнести:
а) цель правоприменительного акта;
б) сферу использования;
в) характер регулируемых отношений;
г) характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительногоакта;
д) степень отражения нормативного веления в содержанииправоприменительного акта;
е) орган, издающий правоприменительный акт;
ж) способ принятия акта;
з) особенности содержания акта;
и) форма выражения.
Правоприменительные акты могут быть самыми различными. В связи с этим ихможно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:
1. По сфередействия:
· во времени:
o акты однократногодействия (штрафы);
o длящиеся акты(регистрация брака, зачисление в вуз)
· в пространстве (кгражданам Российской Федерации, совершившим преступление вне пределовРоссийской Федерации, если совершенное ими деяние признано преступлением вгосударстве, на территории которого оно было совершено, и если они не былиосуждены в иностранном государстве, подлежат уголовной ответственности поУголовному кодексу Российской Федерации);
· по кругу лиц(общего действия, индивидуальные).
2. В зависимости отсубъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты подразделяютсяна следующие виды:
· акты представительныхорганов государственной власти;
· актыисполнительных органов государственной власти;
· актыправоохранительных государственных органов (суда, прокуратуры, арбитража идр.);
· актыконтрольно-надзорных органов.
3. По наименованию: постановления, приказы, указания, представления, резолюции,указы Президента о награждении, о помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения,предписания, приговоры и др.
4. По отраслевой принадлежности применяемых норм права:
· акты применениянорм уголовного права (приговор суда);
· акты применениянорм гражданского права (постановление о взыскании долга);
· акты применениянорм других отраслей права.
5. По функциональному признаку:
· правонаделительные;
· правообеспечительные;
· акты-регламентаторы.
6. По способу принятия:
· коллегиальные(например, постановление Государственной Думы о создании согласительнойкомиссии);
· единоначальные(например, приказ директора предприятия о принятии на работу сотрудника).[8]
7. По способу выражения:
· акты-документы;
· акты-действия;
· акты-символы.
8. По характеру содержащегося в них решения:
· обязывающие;
· управомочивающие(поощрительные, удостоверительные).
9. В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к нимнорм права правоприменительные акты подразделяются на регулятивные иохранительные. Такие акты выполняют различные функции в механизме правовогорегулирования.
· регулятивные, которые устанавливают конкретныеюридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей(например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органасоциального обеспечения о назначении пенсии);
· охранительные, издаваемые в связи с совершениемотдельными людьми правонарушений (приговор суда, постановление следователя опривлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).
10. По своему юридическому значению акты применения права различаютосновные и вспомогательные.
· Основные акты — это акты, которые содержатвеление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решениесуда).
· Вспомогательные — это акты, которые содержатпредписания, подготавливающие издание основных или же направленные на нихосуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий).
11. В соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают актыприменения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на:
· правообразующие ;
· правоизменяющие;
· правопрекращающие.
Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызватьвсе указанные последствия.
Таким образом, правоприменительные акты являются важнейшим средствомреализации предписания правовых норм.[9]
 
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ КПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫМ АКТАМ
 
Результативность правового регулирования во многом зависит отэффективности правоприменительных актов. Включенные в механизм правовогорегулирования, эти акты призваны обеспечить его четкую работу.Правоприменительные акты являются важным средством для достижения тех целей(конкретных и перспективных), которые стоят перед нормой права. Таким образом,у правоприменителя не может быть каких-либо иных, не предусмотренных правомцелей.
Отсюда измерять эффективность правоприменительных актов следует так же,как и эффективность правовых норм, сопоставляя фактически достигнутый результатих действия с целями соответствующих правовых норм.
Вместе с тем не во всех случаях можно говорить о социальной эффективностиактов применения права. Все зависит от применяемой нормы, ее содержания. Так,многие нормы содержат императивные веления, требующие от правоприменителяпринятия однозначного решения. Например, предоставить отпускнесовершеннолетнему ровно на 1 месяц. Здесь роль правоприменителя сводится кпассивному проведению в жизнь воли законодателя. От него не требуетсятворческого подхода к реализации данной нормы, лишь качественное ее применение.
Следовательно, качественное применение подобных норм способно обеспечитьлишь их юридическую эффективность, но не повлиять на их социальнуюэффективность, на степень достижения социальных целей норм. Правоприменениездесь в основном сливается с такой формой реализации права, как исполнение, стой только разницей, что предполагает в данном случае изданиеправоприменительного акта.
Иную ситуацию можно наблюдать при применении норм, дающих свободуусмотрения правоприменителю (относительно-определенных, диспозитивных норм). Вэтом случае результаты индивидуального регулирования могут существенноотразиться на степени достижения целей применяемых норм, внести определенныйвклад в общую эффективность правового регулирования.
Так, конкретизируя наказание, расширительно или ограничительно толкуянорму, уточняя содержание прав и обязанностей у конкретных лиц,правоприменительное решение творчески влияет на социальный эффект правовогорегулирования. Здесь происходит приращение степени достижения цели нормы засчет наиболее целесообразного ее применения. В этом случае можно говорить осоциальной эффективности правоприменительных актов, а для ее определениянеобходимо установить ту долю результата, которую дает индивидуальноерегулирование (правоприменение в сопоставлении с целью правовой нормы).
Эффективность правоприменительных актов зависит от их юридической ифактической обоснованности, от качества применяемого нормативного акта,законности и действенности их содержания, полноты учета всех возможныхпоследствий, целесообразности, а также от качества организации принятия решенияи его реализации.
Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется сполным пониманием дела. Выявление эффективности правоприменительного актасвязано с определением целей издания данного акта, результатов его действия,соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками. Полная эффективностьправоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие иотдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества,небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.
Основными требованиями при издании правоприменительных актов являются:
Законность — означает, что при решении конкретного случаяправоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (ихсовокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго инеукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгихрамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые незафиксированы в законе.
Требование законности охватывает юридические аспекты дела ивключает четыре момента:
1) соблюдение компетентным органом или должностным лицом, рассматривающимдело, требований подведомственности, подсудности и т.д.;
2) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбордоказательств, процедуру рассмотрения и т.д.;
3) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы,которая действует в данном случае;
4) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниямидиспозиции (санкции) применяемой нормы.[10]
Обоснованность — это означает, что:
· должны бытьвыявлены все относящиеся к делу факты;
· данныефактыдолжны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;
· все недоказанные и сомнительные фактыне должны быть приняты во внимание и отвергнуты.
Целесообразность. Проблема целесообразности в праве имеет два самостоятельныхаспекта. С одной стороны закон, выражая волю народа, сам по себе целесообразен.Он содержит требования, которые с точки зрения законодателя являются наиболеецелесообразными решением вопроса. Поэтому наиболее точное и последовательноеосуществление закона, есть в то же время наиболее целесообразное решение вопроса,наилучшее достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при егоиздании. Недопустимо прикрывать нарушение законности с ссылками нацелесообразность.[11]
Второй аспект целесообразности в праве — это соответствие деятельности илиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболеецелесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. Норма правав силу своего общего характера не может учесть все особенности каждогоконкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю учитывать их. Впределах содержащий правоприменительный акт следует выбирать наиболееэффективное решение, максимально полно и правильно отражающий смысл закона ицели правового регулирования. При этом, чем больше возможностей дает акт дляпроявления инициативы и самостоятельности, тем больше значение приобретает этотребование.
Орган, применяющий акты, единообразно и неуклонно исполняя юридическиепредписания, должен в то же время действовать инициативного максимальным учетомособенностей места и времени исполнения, разумно распределяя кадры и т.д.
Справедливость — это требование к актам применения права, отражает идею осоциальной справедливости общества, означает осознание правильности решениядела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лицаприменяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служитинтересам трудящихся, а также наиболее полно и последовательно отвечаетпотребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий,учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В результате проведенного исследования можно прийти к следующим выводам:
1. Правоприменительныйакт – государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемыйкомпетентным субъектом права по конкретному юридическому делу с цельюопределения наличия или отсутствия субъективных прав и юридических обязанностейи определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах ихнормального осуществления.
К основным признакам правоприменительных актов относятся:
· акт примененияправа имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства;
· акт применения –это индивидуальный правовой акт;
· правоприменительныеакты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом,опираться на определенные нормы права;
· акты применениянорм права издаются в установленном законом форме и имеют точное наименование.
2. Большинство актов применения права являются актами – документами. Вних есть текст, который составляется в соответствии с требованиямииспользования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Современем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и вобыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов-документов,которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимуюопределенность, юридическую и документальную строгость. Особенностиправоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридическихнауках, прежде всего науках процессуального права – уголовного, гражданского,административного права.
3. Эффективность правоприменительных актов зависит от их юридической ифактической обоснованности, от качества применяемого нормативного акта,законности и действенности их содержания, полноты учета всех возможныхпоследствий, целесообразности, а также от качества организации принятия решенияи его реализации.
Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется сполным пониманием дела. Выявление эффективности правоприменительного актасвязано с определением целей издания данного акта, результатов его действия,соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками. Полная эффективностьправоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие иотдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества,небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.
4. Правоприменительные акты должны отвечать требованиям законности,целесообразности, обоснованности и справедливости.
правоприменительный акт законность справедливость

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. КонституцияРоссийской Федерации. Инфра-М., М.: 2003.
2. Административныйкодекс Российской Федерации. Инфра-М., М.: 2004.
3. Уголовный кодексРоссийской Федерации. Юрайт, М.: 2004.
4. Арзамаскин Н. Н.Реализация норм права // Теория государства и права. – 1996. – Гл. Х – С.75-78.
5. Антипова Т.Правила применения нормативных правовых актов // Право и экономика. – 2004. — №11. – С. 3-6.
6. Венгеров А. Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.:Юриспруденция, 2000. – 528 с.
7. Витрук Н.В. Актыприменения в механизме реализации прав и свобод личности // Правоведение. –2002. — №2. – С. 23-29.
8. Лазарев В. В.Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для вузов М.: ИздательствоНОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 1998. — 384 с.
9. Общая теориягосударства и права: учебник для вузов / под ред. В. В. Лазарева. – М.:Издательство Юрист, 1996. – 458 с.
10. Теориягосударства и права: Академический курс в 2-х томах. – т. II. М.: «Юридическаялитература», 2002. — 315 с.
11. Теориягосударства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф.В. М. Корельского ипроф. В. Д. Перевалова. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА(Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2002. — 616 с.
12. Теориягосударства и права. Учебник. Издание 3-е, расширенное и дополненное. Под ред.М. Н. Марченко. – М.: Издательство Зерцало, 2000. – 624 с.
13. Тихомиров Ю. А.Правоприменение: от стихийности к системе // Журнал российского права. – 2007.- № 12. – С. 27-36.
14. Формы реализацииправа. Применение правовых норм // Хропанюк В. Н. Теория государства и права. –М., 1996. –Гл. 13. – С. 258-275.
15. Хропанюк В.Н.Теория государства и права. Учебник. М.: ДТД, 2002. — 420 с.
16. Четвертин В. А.Понимание права и государства. Введение в курс теории права и государства. М.:Знание, 1997. — 284 с.
17. Юсупов В.А…Правоприменительная деятельность органов управления. М., 1999. 261 с.
18. Яковлев В. Ф. Осистемном применении права // Вестник Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации. – 2007. — № 3. – С. 4-10.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.