Реферат по предмету "Государство и право"


Правовое регулирование интеллектуальной собственности

/>МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПЕНЗЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет заочногообучения
Специальность«Юриспруденция»
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
«Правовоерегулирование интеллектуальной собственности»
Пенза 2011г

Содержание1. Виды объектов авторского права2.Понятие и формы защиты авторских и смежных прав. Понятие и виды ответственностиза нарушение авторских и смежных прав2.1.Понятие и формы защиты авторских и смежных прав2.2.Понятие и виды ответственности за нарушение авторских и смежных прав3.Право на селекционное достижениеСписокиспользуемых источников
1. Виды объектовавторского права
 
Каждомугарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического идругих видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняетсязаконом[1].
Интеллектуальнаясобственность, юридическое понятие, охватывающее авторское право, права,относящиеся к деятельности артистов-исполнителей, звукозаписи, радио- ителевизионным передачам, изобретательское и патентное право, право на научноеоткрытие, права на промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования(фирму) и коммерческие обозначения, защиту от недобросовестной конкуренции, атакже все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в областипроизводства, науки, литературы и искусства[2].
Гражданскийкодекс Российской Федерации в статье 1225 закрепляет понятие авторского права.И так, авторское право – это интеллектуальное право на произведения науки,литературы и искусства.
Инымисловами, авторские права — это интеллектуальные права применительно только крезультатам интеллектуальной деятельности в сферах творчества, которыеименуются произведениями.
Объектамиавторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимоот достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения[3]:
· литературныепроизведения;
· драматические имузыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
· хореографическиепроизведения и пантомимы;
· музыкальныепроизведения с текстом или без текста;
· аудиовизуальныепроизведения;
· произведенияживописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другиепроизведения изобразительного искусства;
· произведениядекоративно-прикладного и сценографического искусства;
· произведенияархитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе ввиде проектов, чертежей, изображений и макетов;
· фотографическиепроизведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
· географические,геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения,относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
· другиепроизведения.
Кобъектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняютсякак литературные произведения.
Кобъектам авторских прав относятся:
1)производные произведения, то есть произведения, представляющие собойпереработку другого произведения;
2)составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подборуили расположению материалов результат творческого труда.
Авторскиеправа распространяются как на обнародованные, так и на необнародованныепроизведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе вписьменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполненияи иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, вобъемно-пространственной форме.
Длявозникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрацияпроизведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
Вотношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая пожеланию/>.
Авторские права нераспространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы,способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты,языки программирования.
Неявляются объектами авторских прав[4]:
1)официальные документы государственных органов и органов местного самоуправлениямуниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебныерешения, иные материалы законодательного, административного и судебногохарактера, официальные документы международных организаций, а также ихофициальные переводы;
2)государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и томуподобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
3)произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4)сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер(сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движениятранспортных средств и тому подобное).
Авторскиеправа распространяются на часть произведения, на его название, на персонажпроизведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельнымрезультатом творческого труда автора.
Понятие «авторскоеправо» не определено в международных договорах. Национальноезаконодательство такие определения иногда устанавливает. Например, всоответствии с ранее действовавшим Законом Российской Федерации «Обавторском праве и смежных правах» авторское право — это отношения,возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературыи искусства.
Бернская конвенция, как ииные международные договоры в области авторского права, не содержит определениятермина «объекты авторского права», которое используется внациональном законодательстве. Однако этот термин по существу являетсясинонимом термина «литературные и художественные произведения»,который содержится и разъясняется в Бернской конвенции.
Законодательство обавторском праве большинства стран содержит перечень объектов авторского праваили произведений, который обычно соответствует ст. 2 Бернской конвенции,имеющей в официальном русском переводе такое содержание: «Термин»литературные и художественные произведения" охватывает всепроизведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и вкакой форме они не были выражены, как то: книги, брошюры и другие письменныепроизведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного родапроизведения; драматические и музыкально-драматические произведения;хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом илибез текста; кинематографические произведения, к которым приравниваютсяпроизведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки,произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии;фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженныеспособом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства;иллюстрации, географические карты, планы, эскизы и пластические произведения,относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам".
Оставляя в сторонепричины неточностей перевода, отметим несколько иных особенностей этогоположения Бернской конвенции, которая:
1) отождествляетнематериальный объект (произведение) с его воплощением в материальных(вещественных) объектах — книгах, брошюрах и т. д;
2) отождествляет нематериальныйобъект (произведение) с его воплощением в материальных (волновых) объектах — лекциях, обращениях, проповедях и т. д;
3) явно признает охрануодних исполнений (лекции, обращения, проповеди) и неявно — некоторых иныхисполнений.
Первые две особенностиКонвенции проистекают из-за того, что в ней не использован принцип дуализмаавторского права, который не допускает отождествления нематериального объекта(произведения) с материальным носителем, в котором произведение воплощено.Сейчас трудно установить, было ли это сделано намеренно или по неведению.
Вторая и третьяособенности Конвенции связаны не с теоретическими принципами, а с практическимипотребностями и интересами вполне определенных лиц. Дело в том, что Бернскаяконвенция изначально охраняла некоторые виды исполнений (лекции, проповеди,обращения), что неудивительно, поскольку в то давнее время исполнения неохранялись. Список охраняемых Бернской конвенцией исполнений расширился в 1967г., т.е. через три года после вступления в силу Римской конвенции об охранеисполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (далее — Римская конвенция), которая установила меньший срок охраны исполнений, чемБернская конвенция для произведений.
Представление об охранеБернской конвенцией не только произведений, но и исполнений некоторых видовпроизведений, легко установить, если проанализировать эволюцию текстов ст. 2Бернской конвенции.
В 1886 г. Бернскаяконвенция заявила, что охраняются «все произведения в области литературы,науки и искусства, которые могли быть опубликованы любым способом восприятияили воспроизведения». В списке охраняемых произведений были драматическиеи музыкально-драматические произведения. Требование опубликования означало, чток объектам авторского права могли быть отнесены такие литературныепроизведения, как пьесы, сценарии, либретто, но не их исполнения (спектакли,оперы, оперетты), поскольку их невозможно опубликовать.
С 1908 г. Бернскаяконвенция признала охрану драматических, музыкально-драматических,хореографических произведений и пантомим, «действующая форма которыхзафиксирована письменно или иным образом». Таким образом, вышеназваннымипроизведениями признавались лишь письменно зафиксированные произведения,которыми могли быть пьесы, сценарии, либретто и пр., но не их исполнения, т.е.спектакли, оперы, балет и др. Разработчики Бернской конвенции в то давнее времяэто понимали и не скрывали. Такие же нормы были подтверждены при последующихпересмотрах Бернской конвенции в 1928 г. и в 1948 г.
В 1967 г. при пересмотре Бернскойконвенции условие «письменной фиксации» было исключено. С этоговремени термин «литературные и художественные произведения»охватывает «все произведения в области литературы, науки и искусства,каким бы способом и в какой бы форме они не были выражены». Это означает,что исполнения произведений (пьес, сценарий, либретто и пр.) стали признаватьсяпроизведениями (спектакли, оперы, балеты и т.д.). В результате законотворчествазаинтересованных лиц исполнения стали произведениями и получили больший срокохраны, чем предоставляла Римская конвенция. Интересы правообладателей вочередной раз победили смысл и логику, теорию и практику. Таким образом, внастоящее время одни виды исполнений охраняются Римской конвенцией, а другие — Бернской конвенцией. Лица, охрана прав которых обеспечивается Бернскойконвенцией, отказываются признавать такое положение, поскольку если бы всеисполнения охранялись Римской конвенцией, они имели бы меньший срок охраны.Именно поэтому делается все возможное, чтобы не допустить исключения исполненийиз Бернской конвенции и считать, что в Бернской конвенции названы толькопроизведения[5].
2. Понятие и формы защиты авторских и смежных прав.Понятие и виды ответственности за нарушение авторских и смежных прав/> 2.1 Понятие и формызащиты авторских и смежных прав
Под защитой авторских исмежных прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление ипризнание этих прав при их нарушении или оспаривании. Действующеезаконодательство содержит достаточно подробную регламентацию видов, форм,средств и способов защиты авторских и смежных прав[6].
К сожалению, далеко невсе возможности, заложенные в нормах права, реализуются на практике. Количествонарушений авторских и смежных прав остается высоким, а большинство нарушителейизбегает ответственности. Причины этого явления носят комплексный характер и, вчастности, кроются в менталитете населения, общем низком уровне правопорядка встране, неосведомленности авторов о своих правах и способах их защиты, дефицитеквалифицированных специалистов, способных оказать авторам и обладателям смежныхправ правовую помощь, недостатках действующего законодательства и т.д.Авторские и смежные права нарушаются не только частными юридическими лицами, нои государственными организациями, в бюджетах которых нередко даже непредусматриваются средства, предназначенные для выплаты авторского гонорара.Особенно часто нарушаются права иностранных авторов и организаций, на что, ксожалению, практически не обращают внимания органы правопорядка. В этих условияхзнание форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав, которыми могутвоспользоваться потерпевшие, оставляемые, как правило, один на один справонарушителями, приобретает особую актуальность.
Субъектами права назащиту являются прежде всего сами авторы произведений науки, литературы иискусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иныеправопреемники. При жизни автора по общему правилу только он сам или егоуполномоченный представитель может выступать с требованием о защите нарушенныхили оспариваемых прав. Права на произведения, созданные несколькими соавторами,могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности.
После смерти авторатребования, вытекающие из нарушения его авторства, неправильного указания имениавтора, неприкосновенности произведения, могут быть заявлены наследникамиавтора, лицом, на которое автор в завещании возложил охрану своих произведенийпосле смерти, а также авторско-правовой организацией или прокурором. Нарушения,затрагивающие имущественные права наследников, дают последним право на защитуих имущественных интересов.
Если автор или егонаследники по авторскому договору об отчуждении исключительных имущественныхправ переуступили свои права приобретателю, защита нарушенных правосуществляется им самим. При заключении лицензионного договора предполагается,что право на защиту сохраняется за автором. Лишь в том случае, когда нарушениетретьими лицами имущественных прав, на использование которых выданаисключительная лицензия, затрагивает права лицензиата, он может воспользоватьсятеми же возможностями защиты, которыми располагают сами правообладатели (ст.1254 ГК). Имущественные права авторов и обладателей смежных прав, которыепередали полномочия на управление ими специально созданным для этого организациям,защищаются этими организациями. Такие организации вправе от имениправообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а такжесовершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных имв управление на коллективной основе. Аккредитованная организация (ст. 1244 ГК)вправе предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управлениекоторыми осуществляет такая организация, также от имени неопределенного кругаправообладателей.
Нарушителем авторских и смежныхправ является любое физическое или юридическое лицо, которое не выполняеттребований, установленных действующим авторским законодательством. Нарушениеправ может произойти как в рамках авторского или иного договора, имеющего делос творческим произведением или объектом смежного права, так и вне рамокзаключенных договоров. Если нарушены условия авторского договора, применяютсясанкции, предусмотренные договором. При внедоговорном нарушении, а также тогда,когда в договоре не указаны конкретные санкции, потерпевший можетвоспользоваться теми мерами защиты, которые установлены действующимзаконодательством.
Защита авторских исмежных прав может осуществляться как в юрисдикционной, так и внеюрисдикционной форме. В рамках юрисдикционной формы, в свою очередь,выделяются общий и специальный порядки защиты. По общему правилу защитаавторских и смежных прав, а также охраняемых законом интересов их обладателейосуществляется в судебном порядке. В качестве средства защиты выступает иск,т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, иобращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей нанем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения — сдругой.
Специальным порядкомзащиты авторских и смежных прав является административный порядок их защиты(ст. 11 ГК). Он применяется в виде исключения из общего правила, т.е. только впрямо указанных в законе случаях. В настоящее время в области авторских исмежных прав таких случаев не предусмотрено. Однако, опираясь на общие правила,потерпевший может по своему усмотрению обратиться за защитой своих нарушенныхправ в вышестоящий орган ответчика (если таковой имеется), в творческий союзили в антимонопольный орган. Средством защиты в данном случае является не иск,а жалоба, порядок подачи и рассмотрения которой регламентированыадминистративным законодательством.
Неюрисдикционная формазащиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских исмежных прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощьюк государственным или иным компетентным органам. В рассматриваемой областиспектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и, по сути, сводится квозможности отказа совершать определенные действия в интересах неисправногоконтрагента: например, автор вправе отказаться от внесения в произведениеизменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо отисполнения договора в целом в случае его недействительности.
Наибольшую практическуюзначимость среди форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторскихи смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечиваетсяприменением предусмотренных законом способов защиты.
Способы защиты авторских исмежных прав. Под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленныезаконом материально-правовые меры принудительного характера, посредствомкоторых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прави воздействие на правонарушителя. Часть четвертая Гражданского кодексапредоставляет потерпевшим достаточно большой выбор способов защиты, которыепредусмотрены как общими положениями (ст. 1251-1253 ГК), так и правилами обавторском праве и смежных правах (ст. 1301, 1311 ГК).
Как правило, потерпевшийможет воспользоваться не любым, а вполне конкретным способом защиты своегоправа. Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо определенспециальной нормой закона, либо вытекает из характера нарушенного права исовершенного нарушения. Так, если при опубликовании произведения искажено имяего автора, он может требовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще,однако, обладателю нарушенного права предоставляется возможность выбора средидопустимых способов защиты. Обратимся к их краткому анализу.
Необходимость вприменении такого способа защиты, как признание авторского или смежного права,возникает тогда, когда наличие у лица данного права подвергается сомнению,авторское или смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальнаяугроза таких действий. Неопределенность существования авторского или смежногоправа зачастую приводит к невозможности его использования или, по крайней мере,затрудняет такое использование. Например, если произведение опубликованоавтором анонимно или под псевдонимом, может возникнуть необходимостьподтверждения в судебном порядке авторства на это произведение, без чегоневозможно ни передать права на использование произведения, ни защитить их вслучае нарушения. Признание права авторства как раз и является средством устранениянеопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания условий для реализациииных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих ихнормальному осуществлению.
Восстановление положения,существовавшего до нарушения права, применяется в тех случаях, когда авторскоеили смежное право в результате нарушения не прекращает своего существования иможет быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения.Например, автор, обнаруживший, что в ходе подготовки его произведения копубликованию или в процессе его использования в него внесены не согласованныес ним изменения, может потребовать восстановления произведения в егопервоначальном виде.
В тех случаях, когдапроизведение уже обнародовано, восстановить нарушенные авторские права в полномобъеме уже невозможно. Однако для защиты своих нарушенных интересов ичастичного восстановления прав автор может потребовать публикации сведений одопущенном нарушении.
Возмещение убытков, в томчисле взыскание с нарушителя незаконно полученного дохода или выплата имкомпенсации в твердой сумме, представляет собой один из наиболее действенныхспособов защиты авторских и смежных прав. В данном случае имущественный интереспотерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных имимущественных потерь. При этом такая компенсация может быть либо прямо увязанас размером причиненного вреда (возмещение убытков), либо связана с ним лишькосвенным образом (взыскание незаконного дохода), либо вообще относительнонезависима от него (выплата компенсации).
В соответствии с п. 1 ст.1252 ГК основной формой компенсации причиненного потерпевшему ущерба являетсявозмещение убытков. Убытки взыскиваются в полном объеме, т.е. и в видереального ущерба, и в виде упущенной выгоды. Примером реального ущерба являютсярасходы, затраченные потерпевшим на устранение искажений произведения или навосстановление материального носителя, который поврежден или уничтоженнарушителем авторских прав. Упущенной выгодой выступают те не полученныепотерпевшим доходы, которые он мог бы получить при нормальном осуществлениисвоего авторского или смежного права.
Если лицо, нарушившееправо, получило вследствие этого доходы, потерпевший вправе потребоватьвозмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чемтакие доходы (абз. 2 п. 2 ст. 15 ГК). В данном случае ответственностьнарушителя существенно повышается, так как потерпевший может взыскать снарушителя весь незаконный доход, а не только извлеченную им прибыль. Напротив,положение потерпевшего облегчается, поскольку доказать размер дохода нарушителяпо общему правилу гораздо проще, чем обосновать свою упущенную выгоду. Вчастности, это может быть сделано расчетным путем, исходя, например, из объематиража и стоимости одного экземпляра произведения или фонограммы.
Обладатели нарушенныхавторских или смежных прав могут поступить еще проще, потребовав от нарушителявыплаты компенсации в твердой сумме:
в размере от 10 тыс.рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда. При определенииконкретного размера компенсации судом должны учитываться предполагаемый размерубытков потерпевшего, размер извлеченных нарушителем доходов, степень его виныи иные обстоятельства дела с учетом требований разумности и справедливости;
в двукратном размерестоимости экземпляров произведения (фонограммы) или в двукратном размерестоимости права использования произведения (объекта смежного права),определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычновзимается за правомерное использование произведения или объекта смежного права(ст. 3001, 1312 ГК).
Компенсация подлежитвзысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель,обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненныхему убытков. Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсацииза каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальнойдеятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение вцелом.
Наряду с компенсациейубытков потерпевший вправе потребовать от виновного нарушителя компенсациипричиненного морального вреда. Правовым основанием для этого служат ст. 151,1099-1101 ГК, которые при наличии предусмотренных в них условий, в частностинарушения личных неимущественных прав авторов и обладателей смежных прав,применяются и в рассматриваемой сфере.
Рассмотренные способызащиты прав авторов и обладателей смежных прав являются лишь основными и неисчерпывают собой всех возможных мер, которыми могут воспользоватьсяпотерпевшие.
Кроме того, к нарушителямавторских и смежных прав могут быть применены некоторые дополнительные санкции,носящие административно правовой характер. Так, согласно п. 4, 5 ст. 1252 ГКконтрафактные экземпляры произведений и фонограмм, а также оборудование, прочиеустройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные длясовершения нарушения исключительных прав, по решению суда подлежат изъятию изоборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если законом непредусмотрено их обращение в доход Российской Федерации.
В целях более эффективнойзащиты прав потерпевших закон предусматривает возможность примененияобеспечительных мер по делам о нарушении авторских и смежных прав. В частности,суд может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеютсядостаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских прав,совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачув прокат, импорт либо иное использование, а также транспортировку, хранение иливладение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения ифонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными;суд может наложить арест на все экземпляры произведения (фонограммы), вотношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также наматериалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовленияили воспроизведения, и т.д. (ст. 1302 ГК)./> 2.2 Понятие и видыответственности за нарушение авторских и смежных прав
Ответственность занарушение авторских прав является по своей сути гражданской (имущественной) и впервую очередь предполагает использование таких форм как взыскание неустойки ивозмещение убытков. Сам термин «ответственность за нарушение авторскихправ» толкуется достаточно широко и включает в себя не толькоответственность лиц, использующих охраняемые авторским правом произведения, нои самих авторов. Однако в последнем случае ответственность носит ограниченныйхарактер. Так, согласно п. 1 ст. 1290 ГК ответственность автора по договору оботчуждении исключительного права на произведение и по лицензионному договоруограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне, если договоромне предусмотрен меньший размер ответственности автора. Что касаетсянеисполнения или ненадлежащего исполнения договора авторского заказа, закоторое автор несет ответственность, автор обязан возвратить заказчику аванс, атакже уплатить ему неустойку, если она предусмотрена договором. При этом общийразмер указанных выплат также ограничен суммой реального ущерба, причиненногозаказчику[7].
Ответственность занарушение авторских прав может наступить как в результате неисполнения илиненадлежащего исполнения договоров об отчуждении исключительного права либолицензионных договоров, так и в результате так называемого внедоговорногоиспользования произведения. В последнем случае произведение используется безсогласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторскоговознаграждения.
Особая формаответственности предусмотрена ст. 1301 ГК. Согласно указанной статье в случаяхнарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладательнаряду с использованием других применимых способов защиты и мерответственности, установленных ГК (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе всоответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК требовать по своему выбору отнарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
в размере от десяти тысячрублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
в двукратном размерестоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости праваиспользования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимыхобстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Как показывает практика,правообладатели часто предъявляют требования о выплате компенсации. Этообусловлено тем, что в данном случае не требуется предоставления каких-либо документальныхподтверждений заявляемых требований. Достаточно доказать сам факт совершенияправонарушения. Однако, поскольку в ГК не установлены специальные критерии,которые могли бы облегчить обоснование размера требуемой компенсации, возникаютпроблемы, связанные с тем, что нарушитель, а зачастую и суд стремятся размеркомпенсации приравнять к размеру фактических убытков, причиненныхправообладателю неправомерными действиями пользователя. Таким образом, можноговорить о фактической замене одного способа защиты нарушенных авторских правдругим.
Отдельно законодательговорит об ответственности за нарушение смежных прав. Поскольку указаннаяответственность по своей природе является, прежде всего, гражданской (в особыхслучаях может возникнуть уголовная и административная ответственность), то вслучае нарушения смежных прав помимо двух обычных форм гражданскойответственности — неустойки и возмещения убытков, применяется специальнаяответственность, предусмотренная ст. 1311 ГК. В данном случае речь идет о такназываемой законной компенсации, размер которой указан в упомянутой статье. Вэтом случае правообладатель на объект смежных прав освобождается отдокументального подтверждения размера своих убытков. Вместе с тем дляопределения размера компенсации может быть оценен приблизительный размерубытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленныхуказанной статьей, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельствдела с учетом требований разумности и справедливости.
В данном случаеответственность наступает не за получение неправомерных доходов, а за нарушениеисключительных прав, поэтому даже безвозмездное распространение контрафактныхэкземпляров или фонограмм влечет ее наступление.
Применяются такжеспециальные формы ответственности, установленные за нарушение интеллектуальныхправ всех правообладателей на результаты интеллектуальной деятельности. К числутаких форм относится: ликвидация юридического лица на основании судебногорешения по требованию прокурора либо прекращение деятельности индивидуальногопредпринимателя по решению или приговору суда (ст. 1253 ГК). Кроме того,согласно ст. 1252 ГК субъект смежных прав может предъявить требования опризнания права, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозуего нарушения, о возмещении убытков, об изъятии материального носителя, опубликации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительногоправообладателя.
авторскийправо селекционный патентообладатель
3. Право на селекционное достижение
Под селекционнымдостижением, отвечающим условиям правовой охраны, следует понимать сортрастения или породу животного, имеющие признаки новизны, отличимости,однородности, стабильности (критерии охраноспособности) и относящиеся кботаническим и зоологическим родам и видам, перечень которых должен бытьустановлен Министерством сельского хозяйства РФ[8].
Правовой основойдеятельности по созданию новых сортов растений и пород животных какспецифической творческой деятельности, порождающей комплекс исключительныхправ, является норма, закрепленная в ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, согласнокоторой каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного,технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальнаясобственность охраняется законом. До введения в действие части четвертой ГК РФправовая охрана селекционных достижений регламентировалась Законом РФ от 6августа 1993 г. N 5605-I «О селекционных достижениях» (Ведомости СНДи ВС РФ. 1993. N 36. Ст. 1436) (действует до 1 января 2008 г.) — первымнормативным правовым актом, регулирующим отношения в связи с созданием, использованиемновых сортов растений и пород животных и их правовой охраной. Правовоерегулирование селекционной деятельности в целом является комплексным, включаетнормы не только гражданского, но и аграрного, экологического и других отраслейправа. Некоторые аспекты селекционной деятельности регламентируютсяФедеральными законами от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ «О племенномживотноводстве» (СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3199), от 17 декабря 1997 г. N149-ФЗ «О семеноводстве» (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5715), от 5 июля 1996г. N 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженернойдеятельности» (СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3348) и иными законами иподзаконными актами. Указанные нормативные акты регулируют отношения в областипроизводства семян (разведения племенных животных), заготовки, обработки,хранения, реализации, транспортировки и использования семянсельскохозяйственных и лесных растений (племенной продукции во всех отрасляхживотноводства), создания селекционных достижений (в том числе с применениемсовременных биотехнологических методов), стимулирования научно-техническогопрогресса в сельском хозяйстве, внедрения селекционных достижений всельскохозяйственное производство, экологической безопасности. Нормы же ГК РФпосвящены исключительно интеллектуальным правам (как личным неимущественным,так и имущественным) на селекционные достижения и их реализации. В силу этогоГК РФ регулирует правовое положение субъектов прав на селекционные достижения,конкретизирует объекты правовой охраны (сорта растений и породы животных) иусловия их охраноспособности, устанавливает порядок оформления прав населекционные достижения, а также содержит нормы о защите прав авторовселекционных достижений и иных патентообладателей.
Выше сказанное содержитобщую норму об основных интеллектуальных правах на селекционные достижения,возникающих у автора. Такие права могут носить имущественный характер(исключительное право), и личный неимущественный характер (право авторства).Смысл исключительности имущественных прав на селекционные достижения состоит втом, что только сам обладатель права (автор либо патентообладатель) может ихреализовывать, решать вопрос об использовании селекционного достижения изащищать права от незаконных действий третьих лиц. Способы реализацииисключительных прав регламентируются ст. 1421 ГК РФ. Право авторства населекционные достижения как личное неимущественное право неотчуждаемо инепередаваемо, так как его существование неотделимо от личности его носителя.
Также определяются иныеинтеллектуальные права, которые могут возникать у автора селекционногодостижения. Это право на получение патента (см. ст. 1420), право нанаименование селекционного достижения (ст. 1419) и право на вознаграждение заиспользование служебного селекционного достижения (п. 5 ст. 1430 ГК РФ).Перечень прав, предусмотренных данной нормой, носит исчерпывающий характер.
Список используемых источников
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993 г. Правовая система ГАРАНТ-ЭКСПЕРТ2010.
2.  Гражданский кодекс РоссийскойФедерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изменениями идополнениями). ГАРАНТ 2010.
3. Бернскаяконвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября1886 г. (дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Париже 24 июля1971 г., измененная 2 октября 1979 г.)
4. Судариков С.А.Авторское право. — 'Проспект', 2010. ГАРАНТ 2010.
5. Гражданскоеправо: учеб.: в 3 т. Т. 3 / ЕН. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [идр.]; под ред. А.П. Сергеева. — М.: «РГ-Пресс», 2010.
6. Гришаев С.П.Интеллектуальная собственность. — Система ГАРАНТ, 2009.
7. ГавриловЭ.П., Городов О.А., Гришаев С.П. Комментарий к Гражданскому кодексу РоссийскойФедерации (постатейный). Часть четвертая. — М.: «Проспект», 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сравнительная характеристика животных типа хордовых. Анатомия костистых рыб
Реферат Стимулирование персонала в современной организации
Реферат Australia And Asia Essay Research Paper This
Реферат Need for law
Реферат Сущность и назначение денежной системы. Особенности становления и развития денежной системы Украины
Реферат Вокруг Черного моря
Реферат Причины неудач русского наступления в Восточной Пруссии
Реферат Екатерина II - великая императрица
Реферат Калькулирование: понятие и предназначение
Реферат Стратегічне управління в умовах стратегічних змін
Реферат Оценка объектов недвижимости сравнительным подходом
Реферат Планирование объема и себестоимости тракторных работ
Реферат Российский народ и формирование общества в России
Реферат Оптовая торговля в ОАО Камелия
Реферат Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых