Реферат по предмету "Государство и право"


Правовое обеспечение валютных операций

Содержание
Введение
Глава 1. Валютные операции: понятие, виды, правовоеобеспечение, понятие и структура валютных правоотношений
1.3 Правовое регулированиевалютных операций
Глава 2. Валютный контроль как инструмент реализацииохранительной и регулятивной функции государства
2.1 Понятие валютного контроля
2.2 Проблемы валютного регулирования
2.3 Санкции за нарушение правил валютного контроля
Заключение
Список литературы
Введение
Важное место в системе />валютного регулированиязанимает раскрытие понятия валютные операции, которые включают в себя широкий кругвопросов. Первыми из них закон признает/> операции, связанныес переходом права собственности и иных прав на />валютные ценности.Отсюда вытекает, что в Российской Федерации валютные ценности могут находиться всобственности как резидентов, так и нерезидентов. Это положение закона являетсяважнейшим условием наличия рыночных отношений в валютном регулировании. Вместе стем следует признать, что пока это право государство ограничивает, вводит на негоразрешительную систему.
Так, например, виды обязательных платежей государству (налогов,сборов, пошлин и иных безвозмездных платежей) в иностранной валюте определяютсязаконами РФ. Порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценнымикамнями, а также жемчугом в Российской Федерации устанавливается Правительством.
Допускается ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылкаиз РФ валютных ценностей и осуществление международных денежных переводов.
Принципиально важное значение имеет законодательное разграничение/> валютных операций на два основных вида: текущие />валютные операции валютные операции, связанные с движениемкапитала.
Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в РоссийскойФедерации, призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействоватьболее быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей,создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство.Государственное регулирование в РФ осуществляется как экономическими, так и административнымиметодами.
С переходом России к рыночным отношениям в экономике весьма важнымии трудно контролируемыми вопросами являлись не возврат в РФ валютной выручки отэкспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями,а также бестоварный перевод ими валюты и сделки по фиктивным импортным контрактам.В результате на счетах в иностранных банках скопились огромные валютные средства,принадлежащие отечественным предприятиям и организациям, чем наносится значительныйущерб экономической безопасности государства.
В этой связи потребовалось создание в России всеохватывающейсистемы валютного контроля за проводимыми отечественными предприятиями и организациямиэкспортными, импортными и другими внешнеэкономическими операциями.
Глава 1. Валютные операции: понятие, виды, правовоеобеспечение, понятие и структура валютных правоотношений
Эффективное решение задач в сфере экономики и политики на этапеперехода к рынку возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальнойвалюты. На реализацию стоящих задач направлено установление определенного валютногорежима. Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством дляпроведения валютной политики внутри страны и за рубежом: режим государственной валютноймонополии, т.е. исключительное право государства на совершение всех валютных сделок,существовавший ранее в нашей стране; режим валютного государственного регулирования,установленный Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютномконтроле»; и режим свободно конвертируемой валюты.
Избранный тип валютного режима определяет принципы осуществлениявалютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютногорегулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физическихлиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственностьза нарушение валютного законодательства. Анализ структуры валютного правоотношенияпозволяет охарактеризовать тип валютного режима Российской Федерации в современныхусловиях.
Названный закон делит субъектов валютных правоотношений на двекатегории: резиденты и нерезиденты.
К резидентам относятся:
физические лица, имеющие постоянное местожительство в РоссийскойФедерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации;
юридические лица, созданные в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, с местонахождением в РФ;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами,созданные в соответствии с законодательством РФ и с местонахождением в РФ; — дипломатическиеи иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;
филиалы и представительства за пределами РФ названных ранее юридическихлиц, а также предприятий и организаций, таковыми не являющимися[1].
К нерезидентам закон относит:
физических лиц, имеющих постоянное местожительство за пределамиРФ, в том числе временно находящихся в РФ;
юридических лиц, созданных в соответствии с законодательствоминостранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами,созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождениемза пределами РФ;
находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальныепредставительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;
находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов-юридическихлиц и предприятий, не являющихся юридическими лицами.
Деление субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентовобусловлено разным объемом предоставленных им прав и обязанностей по совершениюразличных валютных операций и сделок.
Под объектами валютных правоотношений понимаются:
валюта Российской Федерации;
ценные бумаги в валюте Российской Федерации;
иностранная валюта;
валютные ценности.
Понятием «валюта Российской Федерации» охватываются:
находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения,но подлежащие обмену рубли в виде банкнот Центрального банка РФ и монеты;
средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учрежденияхв Российской Федерации;
средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учрежденияхза пределами РФ на основании соглашения, заключенного Правительством РФ и ЦБ РФс соответствующими органами иностранного государства об использовании на территорииданного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства.
Понятие «ценные бумаги в валюте РФ» означает платежныедокументы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации)и другие долговые обязательства, выраженные в рублях.
Под иностранной валютой понимаются:
денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты,находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующеминостранном государства или группе государств, а также изъятые или изымаемые изобращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
средства на счетах в денежных единицах иностранных государстви международных денежных или расчетных единицах.
Понятием «валютные ценности» охватываются:
иностранная валюта;
ценные бумаги в иностранной валюте (платежные документы, фондовыеценности и другие долговые обязательства);
драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновойгруппы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключениемювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;
природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфирыи александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирныхи других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
Содержание валютных правоотношений образуют права субъектов насовершение валютных операций и связанные с этим обязанности[2].
Операции по продаже и покупке иностранной валюты на внутреннемвалютном рынке Российской Федерации
В соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации «О валютномрегулировании и валютном контроле» резиденты имеют право покупать и продаватьиностранную валюту на внутреннем валютном рынке РФ только через уполномоченные банки.Сделки, заключенные вопреки названному правилу, являются недействительными. Всеполученное по этим недействительным сделкам в соответствии с п.1 ст.14 того же законавзыскивается в доход государства. Поскольку бесспорное списание указанных сумм непредусмотрено, они подлежат взысканию в претенцезионно-исковомпорядке: через арбитражный суд, если ответчиком являются юридическое лицо или гражданин-предприниматель.Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту от своегоимени по поручению предприятий и кредитных организаций (за комиссионное вознаграждение);от своего имени и за свой счет. По поручению клиентуры уполномоченные банки могутпродавать средства в иностранной валюте другому предприятию на межбанковском валютномрынке (непосредственно уполномоченному банку или через валютную биржу) или БанкуРоссии.
Уполномоченные банки совершают сделки купли-продажи иностраннойвалюты от своего имени и за свой счет в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 28 мая1993г. №15 «О порядке ведения уполномоченными банками Российской Федерацииоткрытой валютной позиции по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютномрынке Российской Федерации». Право уполномоченного банка вести открытую валютнуюпозицию (позицию валютного риска) означает право совершать сделки купли-продажибезналичной иностранной валюты за валюту Российской Федерации. Размер открытой валютнойпозиции уполномоченного банка определяется как разница между суммой иностраннойвалюты, приобретенной банком за свой счет (т.е. не по поручению клиента) в течениеодного отчетного года, и суммой валюты, проданной им также за свой счет за тот жепериод времени. Для операций уполномоченного банка по купле-продаже иностраннойвалюты на внутреннем валютном рынке РФ за рубли устанавливается лимит валютной позиции[3].
Пунктом 17 Положения о порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ иностраннойвалюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками предусмотрено,что банки, осуществляющие покупку иностранной валюты за пределами РФ, приобретающиеее у коммерческих банков, имеющих генеральную валютную лицензию, или у других участниковвнутреннего валютного рынка РФ, не вправе отказаться от продажи этой валюты физическимлицам за рубли. При выявлении подобных фактов ЦБ РФ может отозвать у виновного банкалицензию на право совершения валютных операций.
Резиденты имеют право покупать иностранную валюту за рубли черезуполномоченные банки на внутреннем валютном рынке для осуществления ими текущихвалютных операций, а также платежей в погашение основного долга по кредитам, полученнымв иностранной валюте. Покупка валюты для осуществления платежей, связанных с движениемкапитала, возможна только с разрешения Центрального банка РФ. Иностранная валюта,приобретенная юридическими лицами-резидентами, зачисляется в полном объеме на ихтекущие валютные счета в уполномоченных банках.
Граждане-резиденты вправе приобретать иностранную валюту в уполномоченныхбанках за счет своих личных средств. Средства в иностранной валюте, принадлежащиегражданам, в том числе находящиеся на счетах и во вкладах в уполномоченных банках,могут быть ими беспрепятственно проданы уполномоченному банку за рубли. Продажаиностранной валюты может осуществляться юридическими лицами-резидентами добровольнои в порядке обязательной продажи части валютной выручки.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14июня 1992 г. № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи частивалютной выручки и взимания экспортных пошлин» и Инструкцией Центрального банкаРоссийской Федерации от 29 июня 1992г. №7 «О порядке обязательной продажи предприятиями,объединениями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операцийна внутреннем валютном рынке Российской Федерации» предприятия независимо отформ собственности, включая предприятия с участием иностранных инвестиций, осуществляютобязательную продажу 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) навнутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки по рыночномукурса рубля на межбанковских валютных биржах, а также по согласованию с Департаментоминостранных операций Банка России, — в Валютный резерв Банка России. В настоящеевремя единый курс рубля устанавливается Центральным банком РФ на основе результатовопераций по купле-продаже иностранной валюты на Московской межбанковской валютнойбирже. Определение курса доллара США к рублю Российской Федерации называется валютнымфиксингом.
Предприятия обязаны продавать на внутреннем валютном рынке России50% своей валютной выручки, образовавшейся от всех платежей в иностранной валюте,полученных ими от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами РоссийскойФедерации, за исключением случаев, специально установленных законодательством.
Обязательной продаже не подлежат следующие поступления в иностраннойвалюте от нерезидентов:
средства, полученные в качестве взносов в уставный капитал (фонд),а также доходы (дивиденды), полученные от участия в капитале;
суммы, полученные в виде привлеченных кредитов (депозитов, вкладов),а также суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов),включая начисленные проценты;
поступления в виде пожертвования на благотворительные цели;
валютная выручка организаций, осуществляющих продажу товаров(работ, услуг) на территории Российской Федерации на основании лицензии Центральногобанка Российской Федерации.
Установлен порядок обязательной продажи предприятиями части экспортнойвыручки. В этих целях в уполномоченном банке каждому предприятию открываются двасчета: транзитный валютный счет — для зачисления в полном объеме поступлений в иностраннойвалюте; текущий валютный счет — для учета средств, остающихся в распоряжении предприятияпосле обязательной продажи экспортной выручки. Сначала все валютные поступлениязачисляются на транзитный валютный счет.
После этого уполномоченный банк обязан не позднее следующегорабочего дня известить об этом предприятие. Оно должно незамедлительно дать поручениебанку о продаже части валютной выручки и о перечислении оставшейся валюты на принадлежащийему текущий валютный счет. Приняв такое поручение, банк осуществляет продажу валюты,а если ее сумма не достигает минимальной суммы сделки, предусмотренной правиламипроведения торгов на соответствующей межбанковской бирже, он покупает эту валютув счет лимита открытой валютной позиции. В случае, если предприятие не представилобанку поручения на продажу валюты в течение 14 дней с момента ее зачисления на транзитныйсчет клиента, банк как агент валютного контроля обязан продать 50% валютной выручкипредприятия по своей инициативе.
Порядок совершения банками сделок купли-продажи наличной валютыурегулирован в Инструкции Центрального банка РФ от 25 января 1994г. №21 «Опорядке организации работы пунктов обмена иностранной валюты на территории РоссийскойФедерации». Для совершения указанных операций банк должен открыть и зарегистрироватьобменный пункт в Банке России. Для этого банк обязан в течение трех рабочих днейпосле открытия обменного пункта направить в Главное территориальное управление БанкаРоссии уведомление о его местонахождении. Курсы обмена валют устанавливаются банкамисамостоятельно. Обменный пункт может совершать сделки только с валютой, котируемойБанком России.
Большую практическую значимость имеет решение вопроса о характеревозникающих общественных отношений при покупке, продаже и обмене иностранной валюты.В настоящее время наиболее обоснованной представляется позиция, в соответствии скоторой все сделки, связанные с приобретением иностранной валюты за рубли, а такжепродажи иностранной валюты за рубли следует считать сделками купли-продажи. Сделки,связанные с обменом одной иностранной валюты на другую иностранную валюту, следуетсчитать договорами мены, учитывая, что контрагенты обмениваются имуществом, котороене является законным платежным средством на территории России.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О валютномрегулировании и валютном контроле» граждане-резиденты имеют право иметь в собственностивалютные ценности, полученные или приобретенные на территории России в законномпорядке. К ним относятся валютные ценности: приобретенные на внутреннем валютномрынке страны через уполномоченные банки, путем покупки иностранной валюты за рубли;полученные в качестве наследства, дара с оформлением этих сделок в законодательномпорядке; приобретенные в целях коллекционирования единичные иностранные денежныезнаки и монеты в порядке, установленном законодательством. Кроме того, гражданинможет стать собственником иностранной валюты при разделе валютного вклада супруговв уполномоченном банке или в том случае, если на содержание российского гражданина,работающего за границей, переводятся валютные средства не в полной сумме, а по егопоручению часть средств зачисляется в России на валютный счет в уполномоченном банке.
Средства граждан в иностранной валюте подлежат свободному зачислениюна валютные счета в уполномоченных банках. Средства в иностранной валюте, принадлежащиегражданам, могут быть проданы за рубеж уполномоченному банку, переведены (вывезены)за границу с соблюдением таможенных правил при выезде владельца счета за границу.При этом гражданин должен получить в уполномоченном банке справку, являющуюся подтверждениемдля таможни законности вывоза валюты за границу. Валютное законодательство регламентируеттакже порядок открытия российскими гражданами валютных счетов за границей на периодих пребывания за рубежом. При возвращении в Россию гражданин обязан закрыть свойсчет за границей и перевести валютные средства в страну[4].
В настоящее время практически вся валюта граждан-резидентов хранитсяна счетах и вкладах типа «В». Граждане, зарабатывающие валюту за времяпребывания за границей (заработная плата, гонорары, призовые суммы), хранят ее насчетах и вкладах типа «В». Счет «В» открывается при наличиидокумента, подтверждающего происхождение валюты. Он может быть открыт без предъявлениядокументов о происхождении иностранной валюты. В этом случае валютные средства втечение 12 месяцев со дня открытия данного счета могут использоваться только длярасчетов на территории РФ, т.е. банк не даст разрешения на перевод их за границу.Граждане могут свободно хранить валютные средства в уполномоченных банках и свободноими распоряжаться.
Основным органом валютного регулирования является Центральныйбанк Российской Федерации, уполномоченный:
определять сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностраннойвалюты;
издавать нормативные акты, обязательные к исполнению на территорииРоссии резидентами и нерезидентами;
проводить все виды валютных операций;
устанавливать правила проведения резидентами и нерезидентамиопераций с иностранной валютой и валютой РФ, ценными бумагами в иностранной валютеи в валюте РФ;
устанавливать порядок обязательного перевода, ввоза и пересылкив Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащихрезидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валютев банках за пределами РФ;
устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитнымучреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии, а такжевыполнять иные функции.
Помимо регулирования валютных операций, валютное законодательствопредусматривает особый порядок совершения сделок с драгоценными металлами и природнымидрагоценными камнями.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерацииот 30 июня 1994 г. «Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценнымиметаллами на территории Российской Федерации» установлен особый порядок совершениясделок с золотом и серебром:
в стандартных и мерных слитках;
с минеральным и вторичным сырьем, содержащим золото и серебро;
с изделиями, содержащими золото и серебро и не относящимися кювелирным и иным бытовым изделиям;
с полуфабрикатами, содержащими золото и серебро и используемымидля изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и другиебытовые изделия).
Сделки с названными объектами вправе совершать:
Министерство промышленности Российской Федерации и Министерствофинансов Российской Федерации (к которым перешли функции Комитета Российской Федерациипо драгоценным металлам и драгоценным камням);
Центральный банк Российской Федерации;
уполномоченные банки;
пользователи недр;
скупочные предприятия;
предприятия-заготовители и предприятия-переработчики;
аффинажные заводы;
промышленные потребители;
инвесторы[5].
Названный особый порядок совершения такого рода операций с названнымиобъектами относится Положением к сделкам, связанным с продажей ювелирных и другихбытовых изделий, содержащих золото и серебро, скупочным предприятиям и предприятиям-заготовителям,а также с передачей таких изделий в виде лома аффинажным заводам для изготовленияслитков.
Порядок совершения сделок с природными драгоценными камнями регламентируетсяПоложением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27июня 1996 г.2 Названное Положение устанавливает порядок совершения на территорииРоссийской Федерации сделок с природными драгоценными камнями следующих видов: — сырые сортированные и оцененные;
обработанные, ограненные вставки для ювелирных изделий, полуфабрикатыи изделия технического назначения и др.
Названные сделки могут совершать те же субъекты, что и сделкис драгоценными металлами, а также акционерная компания «Алмазы России-Саха»и другие.
В целях предотвращения нарушений валютного законодательства,совершения незаконных сделок с валютными ценностями и сокрытия средств в иностраннойвалюте государство осуществляет валютный контроль.1.3 Правовое регулирование валютных операций
Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютномконтроле» к валютным операциям относит операции, связанные с переходом правасобственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанныес использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документовв иностранной валюте, а также ввоз, вывоз и пересылка в Российскую Федерацию и изРоссийской Федерации валютных ценностей, осуществление международных денежных переводов.
Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностраннойвалюте подразделяются на текущие и валютные операции, связанные с движением капитала.
Совершение текущих валютных операций связано:
с переводами в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществлениярасчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а такжедля осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операцийна срок не более 180 дней;
получением и предоставлением финансовых кредитов на срок не более180 дней;
с переводами в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходовпо вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
с переводами неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводысумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичныеоперации.
Под валютными операциями, связанными с движением капитала, понимаются:
прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятияс целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
переводы в оплату права собственности на здания, сооружения ииное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны егоместонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
предоставление и получение финансовых кредитов на срок более180 дней; — все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
В соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации «О банкахи банковской деятельности» в редакции от 3 февраля 1996г. для осуществлениябанковских валютных операций кредитные организации должны получить в Центральномбанке РФ специальные лицензии, которые делятся на следующие виды:
валютная операция правовое регулирование
лицензии· на осуществление банковских операций (за исключениемпривлечения во вклады средств физических лиц) со средствами в рублях и иностраннойвалюте;
лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рубляхлибо в рублях и иностранной валюте.
Для получения лицензии, предусматривающей операции со средствамив иностранной валюте, а также генеральной лицензии устанавливается минимальный размерсобственных средств (капитала) в 30 млрд. рублей.
Небанковской кредитной организации для получения лицензии, предусматривающейоперации со средствами в иностранной валюте, устанавливается минимальный размерсобственных средств (капитала) в 7,5 млрд. рублей.
Вновь создаваемым банкам при соблюдении требований к капиталу,технических и квалификационных требований Банка России могут быть выданы лицензиина осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте(без привлечения во вклады средств физических лиц).
Лицензия, предусматривающая осуществление операций со средствамив иностранной валюте, дает право на установление прямых корреспондентских отношенийс неограниченным числом иностранных банков.
Одновременно с лицензией, предусматривающей операции со средствамив иностранной валюте, или после ее получения банку может быть выдана лицензия напривлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Такие банки должны располагатьуставным капиталом в размере, эквивалентном 5 млн. ЭКЮ.
Действующие банки, ходатайствующие о расширении круга выполняемыхими операций, должны иметь устойчивое финансовое положение, т.е. в течение последних6 месяцев выполнять обязательные резервные требования Банка России, экономическиенормативы, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом, государственными внебюджетнымифондами, а также соответствовать следующим требованиям.
Для получения лицензии на осуществление банковских операций сосредствами в рублях и иностранной валюте (за исключением привлечения во вклады средствфизических лиц), лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рубляхи иностранной валюте, а также для расширения круга совершаемых операций, располагатькапиталом в размере, эквивалентном 5 млн. ЭКЮ. Генеральная лицензия помимо названныхопераций дает право в установленном порядке открывать филиалы за рубежом и/или приобретатьакции (доли уставного капитала) кредитных организаций нерезидентов.
Для получения генеральной лицензии банк должен иметь право навыполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте(наличие лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов неявляется обязательным), располагать капиталом в размере, эквивалентном 5 млн. ЭКЮ,и положительным заключением подразделения инспектирования Банка России по результатамкомплексной инспекционной проверки, завершенной не позднее чем за три месяца допредставления документов в Главное управление Центрального банка РФ.
Таким образом, все валютные операции осуществляются через уполномоченныебанки, т.е. банки, имеющие специальную валютную лицензию.
Законодательством предусмотрен широкий круг прав резидентов инерезидентов на совершение различного рода валютных операций.
В соответствии со ст.5 закона о валютном регулировании резидентымогут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках, иметь счета в иностранныхбанках — только с разрешения Банка России на условиях, им устанавливаемых.
В соответствии с п.28 Инструкции Центрального банка РФ от 29июня 1992 г. № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениямии организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операцийна внутреннем валютном рынке Российской Федерации» предприятия несут ответственностьза несоблюдение порядка зачисления валютной выручки на свои счета в уполномоченныхбанках Российской Федерации. За подобные нарушения предприятия подвергаются штрафу,налагаемому налоговыми органами в размере всей сокрытой выручки в иностранной валютеили рублевого эквивалента суммы штрафа по текущему курсу Банка России. Под сокрытойвыручкой в иностранной валюте в соответствии с письмом Государственной налоговойслужбы РФ от 27 августа 1993г. «О применение штрафных санкций за нарушениепорядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках РоссийскойФедерации» следует понимать выручку, не зачисленную на счета в уполномоченныхбанках на территории РФ, независимо от отражения ее в бухгалтерском учете предприятий,если иное не разрешено Банком России. Данный вид правонарушения является одним израспространенных способов сокрытия доходов от налогообложения.
Нерезиденты вправе иметь валютные счета как в Российской Федерации,так и за границей. Нерезиденты могут иметь рублевые счета с разным правовым режимом.Согласно п.16 Инструкции ЦБ РФ от 16 июля 1993 г. «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РоссийскойФедерации» уполномоченные банки РФ могут открывать нерезидентам три вида рублевыхсчетов: счет типа «Т» («текущие»), специальные счета типа«И» (инвестиционные) и счета физических лиц нерезидентов.
Рублевые счета типа «Т» открываются для следующих категорийнерезидентов:
предприятиям, учреждениям и организациям, имеющим на территориинашей страны филиалы и представительства;
банкам и иным кредитным учреждениям, имеющим на территории РФсвои представительства;
международным организациям, имеющим на территории РФ свои представительстваи филиалы;
иностранным дипломатическим, торговым и иным официальным представительствам.
Названный тип счета открывается только для обслуживания экспортно-импортныхопераций перечисленных субъектов, а также для обеспечения деятельности их филиалови представительств.
Нерезиденты, не имеющие на территории России филиалов и представительств,а также физические лица-нерезиденты могут осуществлять текущие платежи в рубляхчерез счета, открытые ими в банках-нерезидентах.
Перечень операций, которые могут осуществляться по рублевомусчету типа «Т», дан в Инструкции Центрального банка РФ от 16 июля 1993г.и является исчерпывающим. К названным операциям относятся, например, зачислениена данный счет средств, поступивших от резидентов за поставленные в РФ товары (выполненныеработы, оказанные услуги), выручка в рублях от продажи иностранной валюты на внутреннемвалютном рынке РФ; кредиты в рублях; средства, полученные от реализации различныхценных бумаг. К расчетным операциям относятся следующие: платежи в пользу резидентовза поставленные ими за пределы страны товары, а также за произведенные ими работы(оказанные услуги); переводы средств на депозитные счета, оплата облигаций и иныеплатежи.
Центральный банк РФ запретил владельцам счетов типа «Т»осуществлять покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России за счетсредств, находящихся на указанных счетах, и переводить какие-либо суммы на счетатипа «И».
Владельцы рублевых счетов типа «Т» могут получать наличныеденежные средства в порядке, установленном для резидентов-юридических лиц, толькодля выполнения ими обязательств по оплате труда своих работников, выплаты командировочныхи для осуществления мелких срочных текущих платежей.
Нерезиденты-юридические лица могут открывать в уполномоченныхбанках Российской Федерации специальные рублевые счета типа «И» для осуществленияими инвестиционной деятельности, на которые могут зачисляться:
выручка в рублях от продажи иностранной валюты на внутреннемвалютном рынке РФ;
дивиденды по акциям, проценты по облигациям; средства, причитающиесявладельцу счета, от реализации активов ликвидированных предприятий;
суммы от реализации акций, долей участия, являющихся объектамииностранных инвестиций на территории РФ;
иные виды поступлений.
Средства с данного вида счетов могут перечисляться для покупкииностранной валюты на внутреннем валютном рынке; приобретения приватизируемых предприятий,предприятий с иностранными инвестициями или их акций и иных целей. В соответствиис ранее названной Инструкцией Центрального банка РФ перечень операций, которые могутосуществляться по рублевому счету типа «И», также является исчерпывающим.
Центральный банк РФ запретил зачислять на рублевые счета типа«И» средства, полученные их владельцами в кредит. Не допускается предоставлениекредита за счет средств, находящихся на рублевых счетах типа «И». На этисчета не разрешается переводить деньги со счетов типа «Т» и рублевых корреспондентскихсчетов банков-нерезидентов. Средства, находящиеся на счетах типа «И»,не могут быть использованы для покупки депозитных сертификатов банков и различныхоблигаций (включая государственные), их нельзя переводить на другие рублевые счетатипа «И», рублевые корреспондентские счета банков-нерезидентов и счетатипа «Т», открытые на имя других лиц.
Рублевые счета физическим лицам-нерезидентам открываются уполномоченнымибанками для зачисления их личных доходов в рублях и оплаты текущих рублевых расходовво время проживания на территории РФ. С этих счетов не могут оплачиваться расходы,связанные с инвестиционными операциями. Рублевые счета физических лиц-нерезидентовмогут быть открыты только в российских уполномоченных банках. Банки-нерезидентыне вправе осуществлять подобные операции.
Банки контролируют соблюдение правового режима данных счетов,в случае необходимости требуют от вкладчиков-нерезидентов представления необходимойдокументации (договоры, счета и т.п.).
Ранее отмечалось, что валютные операции с иностранной валютойподразделяются на текущие и валютные операции, связанные с движением капитала. Регулированиедеятельности банков по выполнению ими названных операций осуществляется не тольковнутренним российским законодательством, но и нормами международно-правовых обычаев,разработанных Международной торговой палатой.
Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений,кроме случаев, предусмотренных законодательством. Беспрепятственный ввоз иностраннойвалюты в Россию возможен при соблюдении правил таможенного контроля. Вывоз иностраннойвалюты из страны сверх установленного лимита (более 500 долларов США) допускаетсятолько при наличии соответствующей справки из уполномоченного банка.
Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляютсярезидентами в порядке, установленном Центральным банком РФ. Так, на основании письмаЦБ РФ от 28 апреля 1993 г. № 35 «Основные принципы предоставления Центральнымбанком Российской Федерации разрешений российским юридическим лицам-резидентам научастие в капитале банков и иных кредитно-финансовых учреждений за границей»Банк России выдает разрешения на вывоз капитала в целях участия в капитале банкови иных кредитно-финансовых учреждений за границей, как правило, уполномоченным российскимбанкам, имеющим генеральную лицензию. Указанные банки имеют право открывать за границейРФ свои филиалы или принимать долевое участие в уставном капитале иностранного банка.Для получения такого разрешения банк подает в Банк России заявление, которое должносодержать указание на цель вывоза капитала и экономическое обоснование проекта.
Открытие российскими резидентами счетов в заграничных филиалахи заграничных дочерних учреждениях российских уполномоченных банков требует полученияотдельной лицензии Банка России.
Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерацииот 6 марта 1993 г. № 205 «Об усилении валютного и экспортного. контроля и оразвитии валютного рынка»1 подчеркивает необходимость предоставить банкам правобеспрепятственно ввозить и вывозить наличную иностранную валюту, приобретенную илиреализуемую в соответствии с законодательством РФ, с зачислением или списанием эквивалентас их валютных счетов.
Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерациииностранной валюты и ценных бумаг уполномоченными банками регламентирован соответствующимПоложением Центрального банка Российской Федерации (19 апреля 1993г. № 13) и Государственнымтаможенным комитетом Российской Федерации (14 апреля 1993г. №01-20/3371). Так, наличнаяиностранная валюта и ценные бумаги в иностранной валюте могут быть ввезены в РоссийскуюФедерацию или вывезены из России только с соблюдением названного Положения, Таможенногокодекса РФ, включая обязательное декларирование таможенными органами РФ.
Положение предоставляет банкам разные права по вывозу валютныхценностей в зависимости от вида валютной лицензии и характера вывозимых валютныхценностей. Уполномоченный банк, получивший генеральную лицензию, осуществляет вывозбез ограничения суммы и количества валютных ценностей и без специальных дополнительныхразрешений Банка России. Уполномоченные банки и другие кредитные организации, неимеющие генеральной лицензии на проведение валютных операций, не обладают правомсамостоятельного вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты. Онимогут осуществлять ее продажу и обмен банкам, имеющим генеральные валютные лицензии,и другим участникам внутреннего валютного рынка Российской Федерации. Фондовые ценностив иностранной валюте указанные банки и кредитные организации вправе вывозить изРФ самостоятельно, однако они должны предварительно получить специальное разрешениеБанка России.
Уполномоченные банки осуществляют вывоз из страны платежных документови долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, без ограничения суммыи количества и без специальных разрешений Банка России. Каких-либо ограничений наввоз в Российскую Федерацию валютных ценностей уполномоченными банками при соблюденииими таможенных правил законодательство не содержит.
Уполномоченные банки обязаны застраховать ввозимые и вывозимыевалютные ценности от всех видов рисков, которые существуют на протяжении всего путимежду хранилищем (кассой) уполномоченного банка и хранилищем (кассой) иностранногобанка.
Глава 2. Валютный контроль как инструмент реализацииохранительной и регулятивной функции государства2.1 Понятие валютного контроля
Валютный контроль, являясь частью государственной валютной политики,является инструментом реализации охранительной и регулятивной функции государства,позволяющим обеспечивать экономическую безопасность и сохранять экономическую независимостьгосударства.
В соответствии со ст.10 Федерального закона «О валютномрегулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является обеспечениесоблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основными направлениями валютного контроля являются:
— определение соответствия проводимых валютных операций действующемузаконодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
— проверка выполнения резидентами обязательств в иностраннойвалюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты навнутреннем валютном рынке Российской Федерации;
— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютнымоперациям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Таким образом, валютный контроль является одним из взаимосвязанныхзвеньев всей системы валютного контроля.
В настоящее время валютный контроль экспортных операций в РоссийскойФедерации регулируется целым рядом нормативных документов:
— Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп. от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г.);
— Распоряжением Правительства РФ от 16 января 1996 г. N 55-р О контроле за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;
— Инструкцией ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РоссийскуюФедерацию выручки от экспорта товаров» (с изм. и доп. от 22 декабря 1999 г.);
— Распоряжением ГТК РФ от 20 декабря 1999 г. N 01-14/1418 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерациювыручки от экспорта товаров»;
— Приказом МВЭС РФ от 16 февраля 1994 г. N 78 «О порядке проведения экспертизы обоснованности недополучения или задержки получениявалютной выручки от экспорта стратегически важных сырьевых товаров» (с изм.и доп. от 28 декабря 1994 г., 12 марта 1996 г.), а также многочисленными распоряжениями, приказами и указаниями ГТК РФ и ЦБ РФ.
Объектом рассматриваемых отношений, как следует из определенияцелей валютного контроля, являются валютные операции при экспорте. Таким образом,постановка вопроса «валютный контроль экспортных операций» не совсем корректна.Следовательно, для логической увязки между самими отношениями валютного контроляс объектом отношений не хватает предлога «при»: …при экспортных операциях.Отношения валютного контроля при экспортных операциях корреспондируют с другой важнойчастью государственного контроля — экспортным контролем, цели и задачи которогоопределены Федеральным законом РФ «Об экспортном контроле».
Определение понятия «валютные операции» содержитсяв упомянутом федеральном законе. В соответствии со ст.1 Закона к валютным операциямотносятся:
— операции, связанные с переходом права собственности и иныхправ на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качествесредства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
— ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылкаиз Российской Федерации валютных ценностей;
— осуществление международных денежных переводов;
— расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РоссийскойФедерации.
При этом законодатель разграничивает текущие валютные операциии валютные операции, связанные с движением капитала. В связи с таким разделениемстроятся различия в регулировании.
Под экспортом товаров понимается режим, при котором товары вывозятсяза пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозена эту территорию (ст.97 ТК РФ). Ст.2 Федерального закона «О государственномрегулировании внешнеторговой деятельности» определяет экспорт как вывоз товара,работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительныхправ на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательстваоб обратном ввозе.
Субъектами рассматриваемых отношений являются:
— органы и агенты валютного контроля;
— участники экспортных операций.
В соответствии со ст.11 Закона органами валютного контроля вРоссийской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также ПравительствоРоссийской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации. Агентами валютногоконтроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актамиРоссийской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. В частности,уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральномубанку Российской Федерации.
Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные,принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации (в том числе и приэкспорте), делятся на резидентов и нерезидентов.
Резидентами являются:
— физические лица, постоянно проживающие в России, в том числевременно находящиеся за границей;
— юридические лица, созданные в соответствии с Российскими законами,с местонахождением на территории Росси;
— дипломатические и иные официальные представительства Россииза ее пределами и другие.
Нерезидентами считаются:
— физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числевременно находящиеся в России;
— юридические лица, созданные в соответствии с законодательствоминостранных государств с местонахождением за пределами России;
находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальныепредставительства, а также международные организации и другие.2.2 Проблемы валютного регулирования
Нет смысла оспаривать мнение о том, что внешняя торговля играетпозитивную роль в экономике. Считается, что заниженный курс рубля по отношению кведущим мировым валютам объективно играет на руку российским экспортерам, увеличиваяих доходы от внешнеэкономической деятельности. И действительно, до кризиса 1998года объем экспорта постоянно рос, не смотря на меры государственного валютногоконтроля, явно ущемляющие права экспортеров.
Однако если рассмотреть структуру российского экспорта, то легкозаметить, что львиная доля экспорта приходится на топливно-энергетический комплекс:нефть и газ. Кроме того, практически вся остальная доля также приходится на сырье.
Глубокая сырьевая зависимость от конъюнктуры мирового рынка исключаетвозможность быстрого и безболезненного приспособления российской экономики к егорезкоменяющимся условиям, что создает угрозу экономической безопасности страны.
Проследив историю развития валютного контроля и контроля приэкспортных операциях, можно отметить следующие моменты:
До 1998 года государственная политика в этой области была направлена,в первую очередь, на ограничение утечки капитала заграницу. Была поставлена задачапо обязательному возвращению валютной выручки и по недопущению использования фиктивныхконтрактов в экспорте и импорте. Действительно, принятые правительством меры далинекоторые результаты. Однако наверное никто не сможет подсчитать ущерб, причиненныйэкспортно-импортному бизнесу ввиду применения хотя бы одной 19-ой Инструкции — признаннойнезаконной лишь спустя пять лет после ее выпуска.
С 1998 года приоритеты в области валютного контроля поменялись.Главной задачей в самом начале кризиса стало поддержание курса рубля. И все последующиедокументы, принимаемые Правительством, Президентом, ЦБ РФ были направлены на достижениеэтой цели. Здесь можно упомянуть Инструкцию №80-И, которая устанавливает обязательнуюпродажу валютной выручки в размере 50% резидентами, осуществляющими возврат кредитов;Указание ЦБР №500-У, по которому ужесточился контроль уполномоченных банков за правомерностьюосуществления клиентами валютных операций и усиливается контроль над самими уполномоченнымибанками; Положение №57-П, в котором говорится, что экспортная выручка продаетсятолько на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж. Эти и другиедокументы были призваны получить максимально возможный объем валюты, причем быстро.Так же в целях увеличения сбора таможенных платежей Правительство РФ приняло мерыпо временному введению вывозных пошлин на основные товары российского экспорта,что в определенной степени должно было восполнить нехватку средств в результатеизъятия части сверхприбыли экспортеров, образовавшейся в результате резкого подорожаниядоллара относительно рубля в 1998 году.
В настоящий момент за счет высоких цен на нефть на мировом рынкеи заниженного курса рубля по отношению к доллару США экспорт является не простопривлекательной сферой деятельности, но, более того, источником к существованиюстраны в целом. Получив валютную выручку, экспортеры продают ее через уполномоченныебанки на специальной сессии, на которой, кроме ограниченного числа импортеров валютупокупает ЦБ РФ. Главной же проблемой, на мой взгляд, следует считать создание балансамежду интересами государства, защищаемыми с помощью валютного контроля, и интересамиучастников экспортно-импортных операций, поскольку состояние дел и в экспортноми в импортной бизнесе сказывается и на благосостоянии населения, и на состоянииэкономики в целом.
Однако необходимость в совершенствовании Закона РФ «О валютномрегулировании и валютном контроле» и иных актов валютного законодательствав части ответственности по-прежнему остается. Такая ответственность должна, с однойстороны, соответствовать Конституции РФ, с другой — надежно обеспечивать применениегосударственных мер по борьбе с незаконной утечкой капитала.
2.3 Санкции за нарушение правил валютного контроля
Федеральным законом Российской Федерации от 1 июля 1994 г. Уголовный кодекс РСФСР был дополнен новыми статьями, предусматривающими ответственность за преступныенарушения валютного законодательства — это ст.162-7 (незаконные сделки с валютнымиценностями) и ст.162-8 (сокрытие средств в иностранной валюте).
В ст.162-7 УК уголовно наказуемым признается совершение незаконныхсделок с валютными ценностями путем их купли-продажи, обмена, использования в качествесредства платежа, а равно незаконное хранение, перевозка или пересылка драгоценныхкамней или драгоценных металлов в любом виде и состоянии, за исключением ювелирныхи бытовых изделий и лома таких изделий.
Предметом преступления являются валютные ценности, к которымсогласно п.4 ст.1 Закона РФ от 9.10.92 «О валютном регулировании и валютномконтроле» (далее Закон от 9.10.92) относятся: иностранная валюта; ценные бумагив иностранной валюте (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции,облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте; драгоценныеметаллы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий) в любомвиде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также ломатаких изделий; природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты)в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовыхизделий, а также лома таких изделий. Указанный перечень является исчерпывающим.
Под сделками с валютными ценностями в этом случае следует пониматьоперации, связанные с переходом права собственности и иных прав на них, в том числеоперации, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валютыи платежных документов в иностранной валюте, а также их ввоз, вывоз и пересылкачерез границу Российской Федерации.
В настоящее время порядок совершения валютных операций, помимоЗакона от 9.10.92, определяется: действующими с изъятиями на территории России Основнымиположениями о регулировании валютных операций на территории СССР, утвержденнымиписьмом Госбанка СССР от 24.05.91 No.352; Инструкцией ЦБР от 20.01.93 No.11«О порядке реализации гражданами товаров (работ, услуг) за иностранную валютуна территории Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Положениемо совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации,утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.94 No.756 и другими актами.
Осуществление валютных операций с нарушением установленных правилявляется незаконным. Преступление считается оконченным с момента совершения незаконнойсделки.
Субъектами преступления, предусмотренного ст.162-7 УК, могутявляться как частные лица, достигшие 16-летнего возраста, так и руководители предприятий,должностные лица.
Данный состав преступления характеризуется наличием прямого умысла.
К квалифицирующим признакам относится повторность совершениянезаконных сделок с валютными ценностями, совершение их по предварительному сговоругруппой лиц или должностным лицом с использованием служебного положения, а такжев крупном размере. Под крупным размером, согласно примечанию к статье, понимаетсясумма сделки, в 50 раз превышающая минимальный размер оплаты труда, установленныйзаконодательством.
Статья 162-8 УК предусматривает наказание за сокрытие в крупныхразмерах руководителями предприятий, учреждений, организаций (независимо от формысобственности) средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислениюна счета в уполномоченных банках Российской Федерации.
В данном случае необходимо учитывать, что к иностранной валютеотносятся не только денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет,находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством в соответствующеминостранном государстве или группе государств, но и изъятые или изымаемые из обращения,но подлежащие обмену денежные знаки, а также средства на счетах в денежных единицахиностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Согласно ст.5 Закона от 9.10.92 предприятия, созданные в соответствиис законодательством Российской Федерации, обязаны полученную ими иностранную валютузачислять на свои счета в уполномоченных банках. Уполномоченными являются банки,имеющие лицензию Центрального Банка России. Открытие предприятиями счетов в иностраннойвалюте в банках за пределами России также допускается только с разрешения главногобанка страны.
Таким образом, под сокрытием средств в иностранной валюте следуетпонимать незачисление иностранной валюты на счета в уполномоченных банках, а такженесанкционированное зачисление ее в банки, находящиеся за пределами России. Например,преступлением является невозврат валютной выручки от экспорта товаров, совершеннойв нарушение положений Инструкции ЦБ РФ от 12.10.93 No. 19 и ГТК РФ No.01-20/10283«О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерациювалютной выручки от экспорта товаров».
Субъект преступления — специальный, то есть им может являтьсятолько руководитель предприятий, распоряжающийся валютными средствами.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст.162-8УК, предполагает наличие только прямого умысла. Иными словами, руководитель предприятияпонимает, что средства в иностранной валюте подлежат обязательному зачислению насоответствующие счета, однако не делает этого, желая их скрыть.
К квалифицирующим признакам относится размер сокрытых валютныхсредств. Так, крупным признается сокрытие иностранной валюты на сумму, превышающую50 тыс. долларов США, а особо крупным — 250 тыс. долларов США.
По части 2 этой статьи наказываются действия, совершенные повторно,либо группой лиц, в особо крупных размерах.
Как упоминалось выше валютные операции подразделяются на текущиеи связанные с движением капитала. Последние требуют получение лицензий ЦБ РФ. Юридическиепоследствия несоблюдения правил о лицензировании валютных операций двойственны.
Общегражданско-правовые последствия закреплены в Гражданскомкодексе РФ. В соответствии со ст.173 ГК сделка, совершенная юридическим лицом, неимеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судомнедействительной по иску государственного органа, осуществляющего контроль (в данномслучае — валютный) за деятельностью этого юридического лица.
Специальная норма о нарушении правила о лицензионном порядкесовершения капитальных валютных операций имеется в Законе о валютном регулировании,в соответствии с п.1 ст.14 которого нерезиденты и резиденты, включая уполномоченныебанки, за нарушение лицензионного порядка совершения валютных операций несут ответственностьв виде:
а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительнымсделкам;
б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенногоне по сделке, а в результате незаконных действий.
Помимо этого субъекты, на которых распространяется валютный контроль,за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушениемустановленного порядка, непредставление или несвоевременное представление органами агентам валютного контроля документов и информации в соответствии с п.2 ст.13Закона о валютном регулировании несут ответственность в виде штрафов в пределахсуммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документацияи информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения кответственности в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается Центральнымбанком РФ в соответствии с законами Российской Федерации.
Основной санкцией за нарушение законодательства о валютном регулированииявляется взыскание в доход государства всего полученного по недействительным сделкамлибо необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.Однако ее применение на практике весьма проблематично по следующим причинам.
Основанием применения указанных санкций является нарушение порядкасовершения капитальных валютных операций, то есть их осуществление без лицензии.Но в том случае, когда валютная операция не выступает самостоятельной сделкой, авключена во внешнеторговое правоотношение в качестве одного, не всегда важнейшего,из его элементов (имеются в виду международные расчеты во внешнеэкономической деятельности),представляется маловероятным признание арбитражными судами всей сделки недействительнойлишь потому, что одна из ее сторон не получила предварительного разрешения Центральногобанка РФ на осуществление расчетов в валюте. Осознавая это, органы валютного контроляприменяют в случаях, подобных анализируемому, подп. «б» п.1 ст.14 — взысканиев доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконныхдействий.
Заключение
Итак, на сегодняшний день в Российской Федерации сформированасистема валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно-правоваябаза, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля,к нарушителям применяются санкции.
Так как по роду объекта регулирования сфера валютного регулированияи валютного контроля затрагивает многие отрасли права, довольно часто из-за несоответствиянорм права возникают правовые коллизии, которые тем более опасны, что ответственностьслишком высока.
Существуют различные мнения законодателей в отношении дальнейшегоразвития валютного регулирования, однако развитие законодательства в этой областипока движется по пути ужесточения («закручивания гаек»). Однако, сутьвалютного регулирования и валютного контроля не может остановить экспорт капиталаиз России, если финансовый климат страны не располагает к инвестициям.
Таким образом, рассмотрев систему валютного регулирования и валютногоконтроля, можно сделать вывод о том, что указанная система не является основообразующиминститутом финансового права и ее развитие целиком зависит от финансового и инвестиционногоклимата страны
Список литературы
1) Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».Российская газета. № 253.17.12.2003;
2) Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взиманияэкспортных пошлин»;
3) Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 г. «Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории РоссийскойФедерации»;
4) Инструкция ЦБ РФ от 29 июня 1992г. №7 «О порядке обязательнойпродажи предприятиями, объединениями части валютной выручки через уполномоченныебанки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»;
5) Инструкция ЦБ РФ от 28 мая 1993г. №15 «О порядке ведения уполномоченнымибанками Российской Федерации открытой валютной позиции по купле-продаже иностраннойвалюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»;
6) Инструкция ЦБ РФ от 25 января 1994г. №21 «О порядке организацииработы пунктов обмена иностранной валюты на территории Российской Федерации»;
7) Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юриспруденция, 2000. — 304 с;
8) Горбунова О.Н. Финансовое право: Учебник.3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2006;
9) Дорофеев Б.Ю., Земцов И.Н., Пушин В.А. Валютное право России: Учебноепособие. — М.: Изд-во Норма, 2000;
10) Мандрица В.М. Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия».- 2-е изд., перераб. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003;
11) Платонова И.Н. Валютный рынок и валютное регулирование: Учебноепособие. — М.: БЕК, 1996;
12) Тосунян Г.А. Банковское право Российской Федерации. Особенная часть:в 2т.: Учебник. — М.: Юристъ, 2001. — Т.1;
13) Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,Закон и право, 2000. — 606 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат I. Требования к выдаче Свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации в части инженерно-технических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вид 7
Реферат Исследование преобразований частотного спектра в возмущенных условиях
Реферат История философии 3
Реферат Нарушения при проведении аудита
Реферат Анализ ассортимента и оценка качества сыра реализуемого в магазине
Реферат Аудит операцій на рахунку у банку
Реферат Внешняя политика администрации США в Афганистане
Реферат Химические свойства альдегидов и кетонов. Присоединение азотных нуклеофилов
Реферат Агрономические приемы улучшения почв
Реферат Сравнительная характеристика простейших
Реферат Изучение возможности использования экстракта корня солодки голой как профилактического средства дизадаптации в спорте
Реферат Налоговый и бухгалтерский учет основных средств
Реферат Британская энергетическая стратегия
Реферат АМГорький Правда - бог свободного человека
Реферат Государственная статистическая отчетность о преступности Использование криминалистических и иных