Реферат по предмету "Государство и право"


Правовой статус государственного служащего

Введение
Эффективнаядеятельность государства в экономической, политической и социальной областях вомногом зависит от личного состава государственных органов. Одной из задачзаконодательства о государственной службе является четкое определение прав иобязанностей государственных служащих, создание надлежащих условий для их плодотворнойдеятельности, правовой и социальной защищенности.
Правовое положениегосударственного служащего закреплено в Федеральном Законе «Об основахгосударственной службы в РФ» и других нормативных актах. Граждане,находящиеся на государственной службе, в отличие от лиц, состоящих в обычныхтрудовых правоотношениях, имеют особый правовой статус, в состав котороговходят права и обязанности, регулируемые нормами административного, трудового идругих отраслей законодательства. Административные права и обязанностинеобходимы государственному служащему для осуществления служебной деятельностипо занимаемой должности. Они реализуются и исполняются преимущественно вотношениях с третьими лицами. Трудовые — закрепляются за государственнымслужащим как наемным работником, реализуются и выполняются в отношениях междуним и работодателем внутри государственного органа.
Комплекс служебных прави обязанностей государственных служащих устанавливается в пределах компетенцииорганов, в которых они состоят на государственной службе. Эти права иобязанности делятся на общие для всех и специальные, обладание которыми зависитот занимаемой должности. «Должность предопределяет требования,предъявляемые к человеку, претендующему на ее занятие или уже занимающему ее, даеткомплекс служебных прав и обязанностей служащего».
Слово «статус»происходит от латинского слова status, что означает состояние. В настоящеевремя чаще всего это понятие означает «совокупность прав и обязанностей,определяющих юридическое положение лиц, государственного органа илимеждународной организации».
Правовой статус – этопризнанная конституцией и законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав иобязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностныхлиц.
Правовой статус государственныхслужащих – комплексный институт, объединяющий их правовое состояние какграждан, т.е. как частных лиц, с правовым положением их как лиц, осуществляющихили обеспечивающих осуществление публичной власти государства в обществе и вэтом смысле являющихся лицами публично-правового статуса.

1. Основныеправа гражданского служащего
В статье 15 N 79-ФЗ законаРоссийской Федерации «О государственной гражданской службе Р Ф» закрепленыследующие общего характера служебные права государственных служащих.
В соответствующихстатьях законов (РФ – статья 15) предусматриваются права, общие для всехгосударственных служащих. Они могут быть поделены на две группы.
Ø  обеспечениенадлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнениядолжностных обязанностей;
Ø  ознакомлениес должностным регламентом и иными документами, определяющими его права иобязанности по замещаемой должности гражданской службы.
Ø  отдых,обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени,предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодныхоплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
Ø  оплатутруда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иныминормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;*14.1.4)
Ø  получениев установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнениядолжностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствованиидеятельности государственного органа.
Вторую группусоставляют служебные права, сопутствующие статусу государственных служащих. Этоправа:
Ø   доступв установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, еслиисполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
Ø   доступв установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей вгосударственные органы, органы местного самоуправления, общественныеобъединения и иные организации;
Ø  ознакомлениес отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документамидо внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также наприобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов иматериалов;
Ø  защитусведений о гражданском служащем;
Ø  должностнойрост на конкурсной основе;
Ø  профессиональнуюпереподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленномнастоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
Ø  членствов профессиональном союзе;
Ø  рассмотрениеиндивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным закономи другими федеральными законами;
Ø  проведениепо его заявлению служебной проверки; *14.1.14)
Ø  защитусвоих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование всуд их нарушения;
Ø  медицинскоестрахование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральнымзаконом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации.
Ø  государственнуюзащиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а такжепринадлежащего ему имущества;
Ø  государственноепенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Понятие статусагосударственных служащих включает в себя основополагающие институциональныехарактеристики правового положения государственных служащих. Это:
Ø  права;
Ø  обязанности;
Ø  правоограничения;
Ø  поощрения;
Ø  ответственность;
Ø  гарантии;
Ø  материальноесодержание и компенсации.
Все эти характеристикиприведены в соответствующих статьях Федерального закона (статьи 13 – 20).
Первым в числе правгосударственного служащего названо ознакомление с документами, определяющимиего права и обязанности по занимаемой государственной должности, критерииоценки качества труда и условия продвижения по службе (статьи 14 п.1).Особенность данного правомочия состоит в разнообразии источников, определяющихправа и обязанности государственных служащих.
В числе такихисточников следует назвать:
-должностныеинструкции;
-правила внутреннеготрудового распорядка;
-положения огосударственном органе (в целом) и его структурных подразделениях;
-уставы государственныхорганов;
-правила работы ссекретными документами;
-правила работы синформационными документами и др.
Еще раз следуетподчеркнуть, что из положения статья 15 закона РФ предоставляютгосударственному служащему право требовать четкого письменного закреплениясвоих функций, перечисленных в положениях, должностных инструкциях и другихправовых документах. Из этих положений также следует, что ему не может бытьпоручена работа или выполнение заданий, выходящих за пределы служебныхполномочий и не предусмотренных вышеназванными документами.
Статья 14 п.11 Законаохватывается также право государственного служащего знать критерии и качествасвоей работы и условия продвижения по службе. Надо признать, что реализуетсяэто право государственного служащего достаточно трудно.
В статьи 14 п.1 Законапредусматривается также право государственного служащего на организационно –технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей. Имеетсяввиду право на безопасные и здоровые условия труда и нормальнуюсоциально-психологическую обстановку согласно нормативам, установленнымдействующим законодательством, и с учетом специфических особенностейуправленческого труда.
Как известно,современное развитие технических, коммуникативных средств, позволяющихэффективно трудится, чрезвычайно высокое. Исполнение функций органагосударственной власти должно соответствовать с материально-технической точкизрения требованиям современности. Конечно, возможности финансирования не всегдапозволяют это делать, но стремится к этим условиям надо.
В статьи 14 п. 5 Законапредусматривается право государственного служащего на получение в установленномпорядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностныхобязанностей. В целях реализации этого права государственный служащий можетзапрашивать и получать необходимую информацию, пользоваться современныминаучными и организационно-техническим средствами её хранения и обработки, атакже иметь возможность применять эти средства в процессе своей служебнойдеятельности.
Следует особоподчеркнуть, что данное право означает наличие соответствующей обязанности нетолько у государственных органов, но и у органов местного самоуправления,общественных объединений, предприятий и организаций всех форм собственности.
Следующее правогосударственного служащего (статьи 11п.4) – на принятие решений и участие в ихподготовке. Это значит, что государственный служащий имеет право участвовать вобсуждении и решении вопросов деятельности государственного органа в целом илиего подразделений, выступать с обоснованной критикой неправильных действийдругих государственных служащих или руководителей, вносить соответствующиепредложения. Из этого вытекает также обязанность руководителей государственныхорганов создавать условия для реализации указанного права, обеспечиватьгласность и объективность в оценке деятельности государственного органа и егоработников.
В следующем пунктах 10-мстатьи 14 указаны права государственного служащего, связанные с прохождением имгосударственной службы:
п.10 – о праве научастие в конкурсе на замещение вакантной государственной должности;
К сожалению, конкурсына замещение вакантных государственных должностей пока не проводятся. Положенияо конкурсе еще не разработано.
Если говорить опродвижении по службе, то этот вопрос тоже непростой. Нужен, прежде всего, нормативныйправовой документ – Положение о порядке продвижения по государственной службе.
Ведь продвижение послужбе – характерная черта правового положения именно государственногослужащего, ибо на государственную службу поступают для того, чтобы посвятить ейесли не всю, то, по крайней мере, наиболее активную часть трудовой жизни.Поэтому государственный служащий и по закону, и по смыслу жизни должен иметьправо на продвижение по службе и увеличение денежного содержания.
Следующее правогосударственного служащего — право на ознакомление со всеми материалами своеголичного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесенияих в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений. Это право служитзащите государственного служащего от произвола должностных лиц.
Государственныйслужащий имеет право изучить свое личное дело полно и конфиденциально, сделатьзаписи и снять копии с документов; потребовать приобщения к делу своихобъяснений.
Вместе с тем, он неможет потребовать изъятия отдельных документов из своего личного дела.
Право на ознакомление сматериалами личного дела является личным правом, поэтому с ним не могут бытьознакомлены, например, родственники государственного служащего и тем болеепосторонние. Личное дело без согласия государственного служащего не может бытьнаправлено для ознакомления в другое ведомство и т.д.
Однако государственныйслужащий вправе уполномочить на ознакомление со своим делом, например,адвоката, представителя профсоюза, другого государственного служащего.
Очень существенноеправо государственного служащего, установленное Законом, — право напереподготовку и повышение квалификации. Это право очень важно длягосударственного служащего, так как реализация его учитывается при решениивопросов присвоения классных чинов, продвижения по службе и т.п. Нормативныхправовых актов по реализации данного права, к сожалению, не имеется.
Среди социальных правгосударственных служащих в статье 14. Права государственных служащих Законзакрепил право на пенсионное обеспечение Статьи 14 п.18 с учетом стажагосударственной службы, медицинское страхование Статья 14 п.18.
О праве на проведениепо требованию государственного служащего служебного расследования дляопровержения сведений, порочащих его честь и достоинство. Условия и порядокслужебной проверки определяются руководителем государственного органа илиструктурного подразделения его. Срок расследования, как правило, не долженпревышать 30 суток.
Право государственныхслужащих на объединение в профессиональные союзы. К сожалению, профсоюзныеорганизации в государственных органах республики недостаточно активны и немогут практически защищать права государственных служащих.

2. Основныеобязанности государственного служащего
Как уже говорилосьранее, в соответствии с Законом о государственной службе государственныеслужащие подпадают под специальный правовой режим.
Государственныйслужащий обязан:
1)соблюдать КонституциюРоссийской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы,иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы),законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации иобеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностныеобязанности в соответствии с должностным регламентом;
3) исполнять поручениясоответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленныхзаконодательством Российской Федерации;
4) соблюдать приисполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан иорганизаций;
5) соблюдать служебныйраспорядок государственного органа; *15.1.5)
6) поддерживать уровеньквалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
7) не разглашатьсведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным закономтайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнениемдолжностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни издоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; *15.1.7)
8) беречьгосударственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнениядолжностных обязанностей;
9) представлять вустановленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе ичленах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащемему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, обобязательствах имущественного характера (далее — сведения о доходах, обимуществе и обязательствах имущественного характера);*15.1.9)
10) сообщать о выходеиз гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другогогосударства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в деньприобретения гражданства другого государства;
11) соблюдатьограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, ненарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другимифедеральными законами;
12) сообщатьпредставителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностныхобязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры попредотвращению такого конфликта.
Закон перечисляет общиедля всех государственных служащих служебных обязанностей, возводя этитребования в разряд законодательных предписаний.
В действительности законодательствовозлагает на них большее число обязанностей. Конкретные обязанности посоответствующим государственным должностям определяются положениями огосударственных органах и их структурных подразделениях, а также должностнымиинструкциями.
В Законепредусматривается обязанности, относящихся к существу служебной деятельности, и– сопутствующие статусу государственных служащих.
При этом некоторые изних настолько очевидны, что не требуют никаких разъяснений. Это, например:
-добросовестноисполнять служебные обязанности;
-поддерживать уровеньквалификации, достаточный для исполнения служебных обязанностей и др.
Гражданский служащийобязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями,устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации(часть дополнительно включена с 1 июля 2007 года Федеральным законом от 12апреля 2007 года N 48-ФЗ).
2. Гражданский служащийне вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении отсоответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданскогослужащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменнойформе обоснование неправомерности данного поручения с указанием положенийзаконодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены приисполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этогопоручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данногопоручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от егоисполнения.
3. В случае исполнениягражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший этопоручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую,административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральнымизаконами.
4. Гражданскийслужащий, замещающий должность гражданской службы категории«руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целяхисключения конфликта интересов в государственном органе не может представлятьинтересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данногогосударственного органа в период замещения им указанной должности.
5. Гражданские служащиеподлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаяхи порядке, установленных федеральным законом. *15.5)

3. Ограничения,связанные с государственной службой
В статье 16 установленыправоограничения (запреты), обусловленные особенностями государственной службы.
Их назначение:
-обеспечить эффективнуюпрофессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов;
-установить препятствиявозможному злоупотреблению государственных служащих;
-создать условия длянезависимой служебной деятельности;
-и вместе с темгарантировать осуществление государственными служащими гражданских прав.
Запреты имею абсолютныйхарактер и не связаны непосредственно с исполнением государственных служащимофициальных обязанностей. Если запреты нарушаются в процессе служебнойдеятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность государственногослужащего.
Установленныеправоограничения можно рассматривать в двух основных аспектах:
-несовместимостидолжности государственного служащего с другими видами деятельности;
-обеспечениедисциплинарного режима на государственной службе.
Следует сказать, что,выдвигая довольно существенные ограничения для государственных служащих, Законпредусматривает в случаях их нарушений лишь одно последствие – увольнениегосударственного служащего (ст.32). Думается, что это не совсем верно – непредусмотрено никаких мер воспитательного и дисциплинарного воздействия – сразуувольнение.
В новом Федеральномзаконе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» имеется 2статьи по данной проблеме: статья 16., Ограничения, связанные с гражданскойслужбой и статья 17., Запреты, связанные с гражданской службой.
Правда, в статье 16указаны, в основном, ограничения, связанные с поступлением на государственнуюслужбу.
1. Гражданин не можетбыть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находитьсяна гражданской службе в случае:
1) признания егонедееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим взаконную силу; *16.1.1)
2) осуждения его кнаказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей подолжности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда,вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или непогашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; *16.1.2)
3) отказа отпрохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющимгосударственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнениедолжностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которойпретендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должностигражданской службы связано с использованием таких сведений; *16.1.3)
4) наличия заболевания,препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению иподтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождениядиспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинскогоучреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерациифедеральным органом исполнительной власти (пункт в редакции, введенной вдействие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N160-ФЗ, — см. предыдущую редакцию); *16.1.4)
5) близкого родства илисвойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры,родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должностигражданской службы связано с непосредственной подчиненностью илиподконтрольностью одного из них другому;
6) выхода изгражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другогогосударства; *16.1.6)
7) наличия гражданствадругого государства (других государств), если иное не предусмотреномеждународным договором Российской Федерации;
8) представленияподложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении награжданскую службу;
9) непредставленияустановленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомоложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественногохарактера;
10) несоблюдениеограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленныхФедеральным законом «О противодействии коррупции» (пунктдополнительно включен с 10 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря2008 года N 280-ФЗ).
2. Иные ограничения,связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, заисключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаютсяфедеральными законами.
3. Ответственность занесоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи,устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
4. Запреты,связанные с гражданской службой
Ограничения (запреты),указанные в статье 17, по сравнению с ранее принятым законодательствомрасширены и конкретизированы. В связи с прохождением гражданской службыгражданскому служащему запрещается:
1) участвовать наплатной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, заисключением случаев, установленных федеральным законом;
2) замещать должностьгражданской службы в случае:
а) избрания илиназначения на государственную должность, за исключением случая, установленногочастью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (подпункт вредакции, введенной в действие с 1 февраля 2010 года Федеральным законом от 29января 2010 года N 1-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
б) избрания на выборнуюдолжность в органе местного самоуправления;
в) избрания наоплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе ввыборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственноморгане;
3) осуществлять предпринимательскуюдеятельность;
4) приобретать вслучаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым можетбыть получен доход;
5) быть поверенным илипредставителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором онзамещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящимФедеральным законом и другими федеральными законами;
6) получать в связи сисполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридическихлиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений,отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученныегражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебнымикомандировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственнофедеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации ипередаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором онзамещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленныхГражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавшийподарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебнойкомандировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить впорядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации(пункт в редакции, введенной в действие с 10 января 2009 года Федеральнымзаконом от 25 декабря 2008 года N 280-ФЗ, — см. предыдущую редакцию); *17.1.6)
7) выезжать в связи сисполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерацииза счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебныхкомандировок, осуществляемых в соответствии с международными договорамиРоссийской Федерации или на взаимной основе по договоренности междуфедеральными органами государственной власти, органами государственной властисубъектов Российской Федерации и государственными органами других государств,международными и иностранными организациями;
8) использовать вцелях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средстваматериально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество,а также передавать их другим лицам;
9) разглашать илииспользовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенныев соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера,или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнениемдолжностных обязанностей;
10) допускать публичныевысказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, вотношении деятельности государственных органов, их руководителей, включаярешения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, вкотором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это невходит в его должностные обязанности; *17.1.10)
11) принимать безписьменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальныезвания (за исключением научных) иностранных государств, международныхорганизаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозныхобъединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие суказанными организациями и объединениями;
12) использоватьпреимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также дляагитации по вопросам референдума;
13) использоватьдолжностные полномочия в интересах политических партий, других общественныхобъединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публичновыражать отношение к указанным объединениям и организациям в качествегражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
14) создавать вгосударственных органах структуры политических партий, других общественныхобъединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органовобщественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствоватьсозданию указанных структур;
15) прекращатьисполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
16) входить в составорганов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органовиностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих натерритории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное непредусмотрено международным договором Российской Федерации илизаконодательством Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 6 апреля2007 года Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 24-ФЗ);
17) заниматься безписьменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью,финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств,международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц безгражданства, если иное не предусмотрено международным договором РоссийскойФедерации или законодательством Российской Федерации (пункт дополнительновключен с 6 апреля 2007 года Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 24-ФЗ).
2. В случае, есливладение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями(долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликтуинтересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции(доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление всоответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
3. Гражданин послеувольнения с гражданской службы не вправе:
1) в случае замещениядолжностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативнымиправовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет замещать должности, атакже выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческихи некоммерческих организациях, если отдельные функции государственногоуправления данными организациями входили в должностные обязанности гражданскогослужащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований кслужебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированиюконфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативнымиправовыми актами Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с10 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 280-ФЗ, — см.предыдущую редакцию);
Сведения о доходах,предоставление которых предусмотрено пунктом 1 части 3 настоящей статьи (вредакции Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 280-ФЗ), впервыеподаются в первом квартале 2010 года — статья 19 Федерального закона от 25декабря 2008 года N 280-ФЗ.
2) разглашать илииспользовать в интересах организаций либо физических лиц сведенияконфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными всвязи с исполнением должностных обязанностей.
4.Ответственность занесоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливаетсянастоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
гражданскийгосударственный служащий
5. Требованияк служебному поведению гражданского служащего
К трудовым обязанностямгосударственного служащего следует отнести добросовестное выполнениедолжностных функций, правил внутреннего трудового распорядка.
Стоящие передгосударственным органом задачи выполняют служащие. Нарушение ими дисциплины,законности затрагивает интересы государства, ущемляет права и свободы граждан.Поэтому в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения государственнымслужащим возложенных на него обязанностей возможно привлечение кответственности: дисциплинарной, административной, материальной, уголовной.Основным видом юридической ответственности является дисциплинарная.
К числу дисциплинарныхвзысканий, применяемых к государственным служащим, относятся: замечание,выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии,увольнение. Служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно(но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарнойответственности, отстранен от исполнения обязанностей с сохранением денежногосодержания. Взыскания налагаются органом или руководителем, имеющим правоназначать служащего на должность.
При наложениидисциплинарных взысканий должны соблюдаться сроки, предусмотренные Кодексомзаконов о труде: месяц со дня обнаружения проступка, 6 месяцев со днясовершения.
В тех случаях, когдагосударственный служащий сомневается в правомерности полученного имраспоряжения, он обязан незамедлительно сообщить об этом своемунепосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, ивышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствиетот, кто издал распоряжение, в письменной форме его подтвердит, служащий обязанвыполнить распоряжение, за исключением случаев, когда исполнение являетсяадминистративно- или уголовно-наказуемым деянием. Ответственность за исполнениенеправомерного распоряжения несет подтвердивший его руководитель.
Требования к служебномуповедению гражданского служащего
1. Гражданский служащийобязан:
1) исполнятьдолжностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
2) исходить из того,что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданинаопределяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
3) осуществлятьпрофессиональную служебную деятельность в рамках установленнойзаконодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
4) не оказыватьпредпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям,профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
5) не совершатьдействия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) ииных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностныхобязанностей;
6) соблюдатьограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральнымизаконами для гражданских служащих;
7) соблюдатьнейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональнуюслужебную деятельность решений политических партий, других общественныхобъединений, религиозных объединений и иных организаций;
8) не совершатьпоступки, порочащие его честь и достоинство;
9) проявлятькорректность в обращении с гражданами;
10) проявлять уважениек нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
11) учитыватькультурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а такжеконфессий;
12) способствоватьмежнациональному и межконфессиональному согласию;
13) не допускатьконфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитетугосударственного органа;
14) соблюдатьустановленные правила публичных выступлений и предоставления служебнойинформации.
2. Гражданскийслужащий, замещающий должность гражданской службы категории«руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданскихслужащих к участию в деятельности политических партий, других общественныхобъединений и религиозных объединений.
Административнаяответственность наступает за проступки, предусмотренные Кодексом обадминистративных правонарушениях и другими актами с административнымисанкциями. К государственным служащим применяются такие административныевзыскания, как предупреждение и штраф.
Уголовнаяответственность наступает за совершение должностных преступлений.
Если неправомерноеповедение стало причиной причинения вреда имуществу государственного органа, навиновного возлагается материальная ответственность, которая может бытьограниченной и полной. При ограниченной ущерб взыскивается в пределах среднегомесячного заработка или трех месячных должностных окладов государственногослужащего. Полная материальная ответственность предполагает взыскание всейсуммы. Она наступает только в случаях, предусмотренных законом. К материальнойответственности виновные привлекаются либо администрацией, либо судом.
6. Урегулированиеконфликта интересов на гражданской службе
Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияетили может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и прикоторой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностьюгражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества,субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести кпричинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества,субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Случаи возникновения угражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или можетпривести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинениявреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РоссийскойФедерации или Российской Федерации.
Под личнойзаинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиятьна объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможностьполучения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов(неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в видематериальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов егосемьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 настоящего Федеральногозакона, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащийсвязан финансовыми или иными обязательствами. В случае возникновения угражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или можетпривести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать обэтом представителя нанимателя в письменной форме.
Представительнанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащеголичной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликтуинтересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликтаинтересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося сторонойконфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке,установленном настоящим Федеральным законом.
Для соблюдениятребований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированияконфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственноморгане по управлению государственной службой и государственном органе субъектаРоссийской Федерации по управлению государственной службой (далее — орган поуправлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдениютребований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированиюконфликтов интересов (далее — комиссия по урегулированию конфликтов интересов).
Комиссия поурегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственногооргана. В состав комиссии входят представитель нанимателя и (или)уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения повопросам государственной службы и кадров, юридического (правового)подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, являющийсястороной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы),представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, атакже представители научных и образовательных учреждений, других организаций,приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросупредставителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов повопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данныхэкспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее однойчетверти от общего числа членов комиссии.
Составы комиссий поурегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы былаисключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли быповлиять на принимаемые комиссиями решения.
Положение о комиссияхпо соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданскихслужащих Российской Федерации и урегулированию конфликтов интересовутверждается указом Президента Российской Федерации.
7. Представлениесведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
В соответствии с УказомПрезидента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 «О представлениигражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственнойслужбы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, обимуществе и обязательствах имущественного характера» (Собраниезаконодательства Российской Федерации 2009, N 21, ст. 2544), утвержденприлагаемый Порядок представления сведений о доходах, об имуществе иобязательствах имущественного характера в системе ГФС России гражданами,претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, ифедеральными государственными служащими.
Если гражданин илигосударственный служащий обнаружил, что в представленных им кадровой службефедерального государственного органа сведениях о доходах, имуществе иобязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отраженыкакие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе представить уточненныесведения в порядке, установленном Положением. При этом уточненные сведения,представленные государственным служащим после истечения срока, указанного вПоложении, не считаются представленными с нарушением срока.
Если государственныйслужащий не представляет необходимые сведения по объективным причинам, данныйфакт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требованийк служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированиюконфликта интересов.
1. Гражданин,претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень,установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а такжегражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную вперечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации,ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляетпредставителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствахимущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствахимущественного характера членов своей семьи. *20.1)
2. Положение опредставлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы,включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественногохарактера гражданского служащего и членов его семьи утверждается соответственноактом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом субъектаРоссийской Федерации с учетом требований настоящей статьи. *20.2)
3. Сведения о доходах,об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемыегражданским служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениямиконфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены ксведениям, составляющим государственную тайну.
4. Не допускаетсяиспользование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественногохарактера гражданского служащего и членов его семьи для установления илиопределения платежеспособности гражданского служащего и платежеспособностичленов его семьи, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований(взносов) в фонды общественных или религиозных объединений, иных организаций, атакже в пользу физических лиц. *20.4)
5. Лица, виновные вразглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественногохарактера гражданского служащего и членов его семьи или в использовании этихсведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несутответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральнымизаконами.
6. Проверкадостоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствахимущественного характера гражданского служащего, замещающего должностьгражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовымиактами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке,установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» ииными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7. Под членами семьигражданского служащего в настоящей статье понимаются супруг (супруга) инесовершеннолетние дети.

Заключение
Таким образом, дажеповерхностный анализ правового статуса государственного служащего даетоснование утверждать, что трудовые права и обязанности составляют, если и небольшую, то весьма значительную его часть.
Поскольку действиенорм, образующих правовой институт государственной службы, направлено преждевсего на установление правового статуса государственных служащих, то можноутверждать, что правовой статус государственных служащих является одним изосновных компонентов правового института государственной службы. По общемуопределению, правовой статус представляет собой совокупность прав иобязанностей, юридически закрепляющих положение индивида в его взаимодействии сдругими людьми, обществом и государством. «Система прав и обязанностей, — пишет Г.В.Мальцев — сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ крешению основных юридических проблем.
Таким образом, правовойстатус (правовое положение) государственных служащих — это содержаниегосударственно-служебных правоотношений, т.е. самая сущность этихправоотношений. С изменением государственно-служебных правоотношений изменяетсяи правовой статус государственных служащих, например: увольнение, отставкаслужащего, утрата российского гражданства, выход на пенсию и т.д.
Статус государственныхслужащих можно рассматривать и как комплексную систему, которая включает в себявертикальную и горизонтальную структуры. Вертикальное деление состоит вразграничении: 1) видов государственных служащих (например, в зависимости отзанимаемых государственных должностей (высшие, главные, ведущие, старшие имладшие государственные должности государственной службы); 2) уровнейгосударственной службы: федеральная, в субъектах Федерации. Горизонтальноеделение указывает на множество специальных направлений в государственнойслужбе: архивная служба, служба безопасности, военная служба, дипломатическая ит.д.).
Правовой статусгосударственных служащих зависит также от условий, в которых протекает государственнаяслужба. Поэтому особенности статуса государственных служащих могут определятьсяи объективно возникшей общественно-политической либо государственно-правовойситуацией: например, введение режима чрезвычайного положения или военногоположения; объявление мобилизации; другие установленные специальными законамиадминистративно- правовые режимы. В этих случаях содержание статусагосударственного служащего существенным образом может изменяться; служащиемогут получать дополнительные полномочия, права; для них могут устанавливатьсяспециальные обязанности и особые условия прохождения службы и юридическойответственности.
Правовой статусгосударственных служащих определяет в первую очередь различный набор прав иобязанностей.
Правовой статусгосударственных служащих включает следующие составляющие: способы замещениягосударственных должностей; нормирование и организацию труда; требования,предъявляемые к государственным служащим; права, обязанности, ограничения изапреты по должности; прохождение службы (аттестация, повышение по службе,присвоение квалификационного разряда, ранга, специального звания и т.п.); мерыстимулирования и ответственности.
Специфика выполняемыхслужащими задач и государственных функций определяет особенности правовогостатуса различных категорий государственных служащих. Так, для некоторых видовгосударственных служащих законодателем могут быть установлены особые правилапрохождения государственной службы, специальные права и обязанности,ограничения по службе, порядок проведения аттестации (оценки), привлечения кдисциплинарной ответственности, возможность (или, наоборот, запрет) привлеченияк уголовной и административной ответственности.
Особенности правовогостатуса различных категорий служащих обусловлены возложенными на них обязанностямии характером служебных полномочий, спецификой деятельности государственныхорганов, в которых они проходят службу.
Особый статус различныхвидов государственных служащих устанавливается специальными нормативнымиактами, например: законами РФ „О прокуратуре Российской Федерации“,»О федеральных органах налоговой полиции". Федеральным законом«Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» идр.

Список используемойлитературы
1. МальцевГ.В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность. М., 1979.с.50.
2. ЛазаревБ.М. Государственная служба. М., 1993. С. 6.
3. ТварийонавичюсП.А. Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров хозяйственныхруководителей. М., 1985. С.32
4. СтариловЮ.Н. Государственная служба в Российской Федерации. М., 1997.С.145.
Нормативные документы
1. Статья15., 16, 17, 18, 19, 20 Федеральный закон от 27.07.2004 N79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»Утвержденоприказом Бурприроднадзора № 34-ПР от 27.01.2010 года.
2. УказПрезидента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 «О комиссиях по соблюдениютребований к служебному поведению федеральных государственных служащих иурегулированию конфликта интересов»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.