Федеральное агенствопо образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский ГосударственныйПедагогический Университет им. А. И. Герцена
Юридический факультет
Кафедра теорииправа и методики гражданско-правового образования
Реферат:
Права родителей в процессе реализации образовательного процесса
Подготовил:
Гурьянов И.А.
V курс, 1 группа
Юридический факультет
Специальность 050402.65
Проверил:
Доцент Муравьева М.Г.
Санкт-Петербург,2011
Оглавление
Введение
1. Участиеродителей в реализации права на образование их несовершеннолетними детьми
1.1 Нормативно-правовое регулирование права на образование
1.2 Правосубъектность несовершеннолетних как участников образовательныхотношений
1.3 Рольродителей в реализации несовершеннолетними права на образование
2 Особенности правового статуса родителей в образовательном процессе
2.1 Общая характеристика правового статуса родителей
2.2 Права родителей на участие в образовательном процессе
2.3Обязанностиродителей как участников образовательного процесса
Заключение
Список литературы
Введение
Как гласит Конституция Российской Федерации: «Каждый имеет право на образование»[1] то естьна общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональноеобразование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Получать это образование гражданин России начинает в семь лет, до этого егоосновными педагогами являются родители. Они обязаны заложить основы физического,нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.[2]
Но с переходом в школу обязанностипо заботе о детях никто с родителей не снимает. Родителиобязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.[3]
Таким образом, законодатель, обязав родителей отвечать за получение детьмиобразования, должен предоставить родителям право влиять на ход учебного процесса.
В результате анализа научных статей и нормативно-правовых актов по выбраннойтематике, в своей работе я бы хотел определить для чего необходимо участие родителейв педагогическом процессе. Достаточно ли урегулированы права родителей на участиев учебном процессе и на защиту прав несовершеннолетних. Какие возможности у нихесть, для того чтобы повлиять на администрацию школы.
В своей работе я бы хотел проанализировать формы права, регулирующие правародителей школьников в российском праве. Основными нормативно-правовыми актами,регулирующими данную область общественных отношений, являются Федеральный Закон«Об образовании» и «Типовое положение об общеобразовательномучреждении».
Федеральный закон « Об образовании» является основным нормативно-правовым актом, регулирующимобщественные отношения в системе образования и управления ей. Он провозглашает основныепринципы образования в РФ: гуманистический характер образования, светский характеробразования, общедоступность образования, свобода и плюрализм в образовании и такдалее. Так же в нем закреплены социальные гарантии прав граждан и возможности международногосотрудничества в области образования.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении утверждено регулирует деятельность общеобразовательных учреждений иявляется основой при разработке устава этих учреждений, который потом утверждаетсяучредителем, то есть соответствующим органом исполнительной власти или местногосамоуправления. Для частных учебных заведений данное положение является примерным.В нем содержится регламентация организации образовательного процесса, описываютсяучастники образовательного процесса, управление образовательным учреждением, описываетпорядок владения, пользования и распоряжения имуществом.
Основными источниками для анализа, которыми я пользовался при написании реферата,послужили статья Д.А.Ягофарова «Образовательное нормотворчество и образовательные правоотношения вмеханизме правового регулирования отношений в сфере образования (теоретико-правовойаспект)», монографию В.В. Спассикой «Образовательные правоотношения: вопросы теории»и статью Т.Н Матюшевой., «Обеспечение условий получения основногообщего образования детьми – конституционная обязанность родителей (лиц их заменяющих)».
В своей статье Д.А. Ягофаров рассматриваетпонятие образовательное нормотворчество и образовательные правоотношения. Авторпытается найти срытые возможности регулирования образовательных правоотношений засчет общеправовой теории.
В монографии В.В. Спасской «Образовательныеправоотношения: вопросы теории» автор обращается к вопросамтеории образовательных правоотношений, рассмотрение которых необходимо для обеспеченияэффективного правового регулирования в сфере образования. В ней дан анализ существующихтеоретико-методологических подходов к изучению отношений в сфере образования. Охарактеризованыправо на образование и принцип свободы образования в системе основных прав и свободчеловека, их роль и значение как основы образовательного правоотношения. Исследованыструктура и основные элементы образовательного правоотношения, выявлена спецификаи содержание образовательного правоотношения как правоотношения отдельного самостоятельноготипа.
Статья Матюшевой Т.Н., «Обеспечениеусловий получения основного общего образования детьми – конституционная обязанностьродителей (лиц их заменяющих)» посвящена конституционной обязанности родителей (лиц,их заменяющих) по обеспечению условий получения детьми основного общего образования.Образовательно-правовой статус родителей анализируется с позиций общности целей,единообразия правовой регламентации. Автором проводится анализ международных стандартовсвободы родителей или законных представителей определять вид учебного заведенияи характер обучения для своих детей.определяется место обязанности родителей (лицих заменяющих) в системе конституционного статуса личности.
Для достижения целей, поставленных исследованием, я считаю необходимым, во-первых,рассмотреть роль родителей в реализации школьником права на образование, так каксам родитель на первый взгляд не является субъектом образования: то есть не участвуетв передаче знаний и ценностных установок. Тем не менее, он играет важную роль вфункционирование этого процесса.
Во-вторых, я бы хотел рассмотреть правовой статус родителя как участника образовательныхправоотношений: сначала общую характеристику а за тем права родителей и обязанности,так как они являются составной частью правового статуса.
1. Участие родителей в реализации права наобразование их несовершеннолетними детьми
1.1 Нормативно-правовое регулирование права на образование
Получение качественного образования не всегда было такой простой задачей каксейчас. Началом складывания централизованной системы образования и разработки еесовременных принципов в России послужило «Положение об устройстве учебных заведений»1803 года, которое предусматривало:
·бессословность учебныхзаведений,
·бесплатность обученияна низших его ступенях,
·преемственностьучебных программ.
Не смотря на это, в начале XX века в России грамотность была на уровне 21 %, что было критическимало для страны, встававшей на рельсы индустриализации. Поэтому большевистскомуправительству пришлось в срочном порядке проводить очередные реформы образования.
Результатом нынешнего положения вещей является принятие целого ряда международныхи национальных нормативно-правовых актов регулирующих принципы образовательных правоотношений.
В Декларации прав ребенка закреплено право на получение ребенком образования:«Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным иобязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование,которое способствовало бы его общему культурному развитию и, благодаря которому,он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение,а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членомобщества»[4]. Как можнозаметить, образованию придается большое значение как способу разнопланового развитияличности, способной построить здоровое общество.
Что бы Декларация прав человека могла заработать, (декларация – документ,провозглашающий какие-то положения или принципы, носящие лишь рекомендательный характер)20 ноября 1989 годабыла принята Конвенция о правах ребенка, которая содержала в себе конкретные указания,направленные на реализацию принципа доступности образования: «1. Государства-участники признают праворебенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого правана основе равных возможностей они, в частности:
a) вводят бесплатное и обязательноеначальное образование;
b) поощряют развитие различныхформ среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают егодоступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатногообразования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
c) обеспечивают доступностьвысшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимыхсредств;
d) обеспечивают доступностьинформации и материалов в области образования и профессиональной подготовки длявсех детей;
e) принимают меры по содействиюрегулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
2. Государства-участники принимаютвсе необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживаласьс помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствиис настоящей Конвенцией.
3. Государства-участники поощряюти развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, вчастности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем миреи облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения.В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран»[5]
Эта Конвенция была ратифицирована Верховным советом СССР 13 июня 1990 годасразу после принятия конвенции Генеральной ассамблеей ООН и начала ее подписания.СССР принимало активное участие в обсуждение данной конвенции, по моему мнению,это произошло потому что нормы, закрепленные в конвенции, по крайней мере касающиесяобразования, соответствовали внутренней политики тогдашнего государства в этой области.Анализируя правовые нормы, содержащиеся в статье, посвященной образованию, можноотметь ключевые моменты:
·обязательностьначального образования
·защита достоинстваобучающегося
·всеобщийохват образования
·доступностьвысшего образования на конкурсной основе
Кроме международного публичного права регулирование образовательных отношенийнашло отражение в национальной правовой системе Российской Федерации.
В конституции РФ есть статья посвященная образованию:
«1. Каждый имеет право наобразование.
2. Гарантируютсяобщедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессиональногообразования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и напредприятиях.
3. Каждый вправена конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном илимуниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общееобразование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получениедетьми основного общего образования.
5. РоссийскаяФедерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаетразличные формы образования и самообразования».
Как можно заметить, конституционные нормы основываются и подтверждают нормыКонвенции о правах детей. Это не удивительно, ведь Конституция была принята в 1993году и писалась с учетом имеющихся международных обязательств России.
Чтобы обеспечить выполнение конституционных (нормы конституции в России имеютпрямое действие, то есть на них можно непосредственно ссылаться при разрешение техили иных вопросов, но эффективнее они применятся, когда в каком-либо федеральномзаконе прописан конкретный механизм их действия) и международных норм был принятФедеральный закон «Об образовании», который закрепляет принципы государственнойполитики в области образования: «Государственная политика в области образования основывается наследующих принципах:
1) гуманистическийхарактер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уваженияк правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единствофедерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системойобразования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностейв условиях многонационального государства;
3) общедоступностьобразования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развитияи подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светскийхарактер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свободаи плюрализм в образовании;
6) демократический,государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательныхучреждений»[6].
Таким образом, завершается логическая цепочка нормативно правовых актов, направленнаяна закрепление принципов образовательных правоотношений в современной России, которыесоответствуют международному уровню. Проанализировав содержание правовых в их последовательностии взаимосвязи, норм можно сказать, что все они последовательно раскрывают содержаниядруг друга, не противоречат друг другу и закрепляют основные принципы построенияобразовательных правоотношений:
·государствообязано обеспечить доступ граждан к получению начального и среднего образования
·на конкурснойоснове гражданам должно быть предоставлено право получения высшего образования
·образованиев стране должно быть направленно на воспитание свободной личности человека и полезногочлена общества.
1.2 Правосубъектность несовершеннолетних как участников образовательных отношений
Право на образование, подробно описанное выше, реализуется несовершеннолетнимив процессе образовательных правоотношений.
Образовательные правоотношения – это вид общественных отношений, которые представляетсобой целенаправленный процесс обучения и воспитания.
В свою очередь важно отметить, что общественные отношения — это связимежду людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности.
Таким образом, правовое отношение — это возникающаяна основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные праваи юридические обязанности, обеспеченные государством[7].
Стороны правоотношения всегда обладают субъективными правами и несут обязанности.То есть в правоотношение есть управомоченное и обязанное лицо, хотя зачастую взаимосвязьсторон в правоотношение сложнее и каждая из сторон является как управомоченной таки обязанной.
То, как могут вести себя в правоотношение его субъекты, характеризуется правосубъектностью,которая подразделяется на правоспособность и дееспособность.
Правоспособность — это предусмотренная нормами права способность(возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.
Дееспособность — предусмотренная нормами права способностьи юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности,осуществлять и исполнять их. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность, т. е. способность (возможность) лично, своимидействиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность — предусмотренная нормами права способностьнести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
Правоспособность обучающихсявозникает в разном возрасте на разных уровнях образования.
«Обучение детей в образовательныхучреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достиженияими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состояниюздоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей(законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешитьприем детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте»[8].
Обучающиеся до достиженияими восемнадцатилетнего возраста признаются дееспособными по весьма широкому кругуобразовательных отношений, связанных с обучением и усвоением образовательных программ.Они самостоятельно усваивают образовательные программы, имеют право на бесплатноепользование библиотеками, на участие в управлении образовательным учреждением, науважение своего человеческого достоинства, а также могут и должны нести правовуюответственность за дисциплинарные проступки.
Дееспособные субъекты педагогическихправоотношений не утрачивают этого свойства ни при каких обстоятельствах, так какникто не имеет права ограничить образовательную дееспособность ребенка (лица, недостигшего 18-летнего возраста) под тем или иным предлогом. Даже в случае совершениянесовершеннолетним преступления или иного противоправного деяния и его осуждения(по достижении 14-16 летнего возраста), скажем, к лишению свободы с отбытием наказанияв воспитательной колонии, ему законодательством, как уже было сказано, предоставляютсявсе необходимые условия для продолжения образования в условиях содержания в колонии[9].
Обучающийся может быть исключениз образовательного учреждения по достижению возраста 15 лет за совершенные неоднократногрубые нарушения устава образовательного учреждения по решению органа управленияобразовательного учреждения с учетом мнения родителей и с согласия комиссии по деламнесовершеннолетних и защите их прав.
Право поступать в высшее учебноезаведение абитуриент может только после того, как он получит среднее полное образование[10].
Закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободыобучающихся, реализующиеся в сфере образования, т.е. право на:
· уважение человеческого достоинства;
· свободу совести и информации;
· свободное выражение собственных мнений и убеждений;
· свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
· получение впервые бесплатного начального общего, основного общего,среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурснойоснове среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессиональногообразования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределахгосударственных образовательных стандартов;
· выбор образовательнойпрограммы в соответствии со своими способностями, потребностями и возможностями,условиями образовательного учреждения;
· обучение по индивидуальнымпланам в рамках государственного образовательного стандарта;
· обучение по ускоренномукурсу;
· бесплатное пользованиебиблиотечно-информационными ресурсами библиотеки образовательного учреждения;
· получение дополнительных(в том числе платных) образовательных услуг;
· перевод в другое образовательноеучреждение соответствующего типа в случае прекращения деятельности образовательногоучреждения;
· перевод в течениеучебного года в другое образовательное учреждение, реализующее образовательные программысоответствующего профиля;
· участие в управленииобразовательным учреждением в форме, определяемой Уставом образовательного учреждения;
· участие во всероссийскойи иных олимпиадах школьников;
· охрану здоровья.
Некоторые права учащихся, отражающие конституционное право на объединение,свободу труда в Законе «Об образовании» раскрываются через введение запретительныхнорм. Не допускается принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные,общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительноепривлечение к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях иполитических акциях. Запрещается привлекать обучающихся, воспитанников гражданскихобразовательных учреждений без их согласия и их родителей (законных представителей)к труду, не предусмотренному образовательной программой.
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»закрепляются меры и гарантии защиты прав ребенка в области образования и воспитания:
· учащиеся старше восьми лет могут создавать общественные объединения(кроме объединений, создаваемых политическими партиями и религиозными организациями),и администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать их созданию;
· учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольныхучреждений и учреждений начального общего образования, имеют право самостоятельноили через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведениис участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельностиработников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;
· учащиеся,не согласные с решением администрации образовательного учреждения, вправе черезсвоих выборных представителей обратиться в уполномоченные государственные органыза содействием и помощью;
· учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митингипо вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собранийустанавливаются Уставом образовательного учреждения, и администрация не может препятствоватьих проведению, если они соответствуют установленным правилам, отвечают требованиямсоблюдения общественного порядка, не препятствуют образовательному и воспитательномупроцессам;
· учащиеся имеют право на информацию, касающуюся их прав и законныхинтересов; в целях реализации этого права в образовательном учреждении в местахдоступных для детей должны вывешиваться тексты Уставов, правил внутреннего распорядка,списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностныхлиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением,обеспечением и защитой прав ребенка.
Конечно, вряд ли школьник будет реализовывать все вышеперечисленные праваи свободы одновременно, но так, же нельзя забывать, что их использование иногданеобходимо для обеспечения интересов обучающегося. Так как обучающийся, получающийосновное среднее образование (являющееся обязательным в нашей стране), еще не достигвосемнадцатилетнего возраста и является несовершеннолетним (то есть еще не обладаютполной дееспособностью), он не всегда может самостоятельно позаботиться о защитесвоих прав. Поэтому во многих странах мира с развитой правовой системой законодательпошел по пути подкрепления прав несовершеннолетних обучающихся обязанностью родителейобеспечить получение детьми начального (или общего основного) образования.
1.3 Роль родителей в реализации несовершеннолетними права на образование
Конституция России тоже пошлапо этому пути.
Родители обязаны обеспечить получение своими детьми основного общего образования[11].
Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учрежденияи формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.
В соответствии с образовательной инициативой «Наша новая школа»: «Новая школа- это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениямикультуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы»[12].То есть родителямотводится ключевое место в процессе обеспечения образовательного процесса или другимисловами права своего несовершеннолетнего ребенка на образование.
Так же, одной из приоритетных задач в области образования в наши дни является:«развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основераспределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышенияроли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя,образовательного учреждения»[13]. Что ещераз наталкивает нас на мысль о значимости родителей в системе образования.
Рассматривая права несовершеннолетних на образования, можно отметить что проблемы, связанные с правовым статусомобучающегося, касаются, как правило, нарушения его прав, допускаемых администрациейобразовательного учреждения (например, неправомерное отчисление обучающегося, невыдачадокумента об образовании, нарушение порядка взимания платы за дополнительные образовательныеуслуги и др.) а также возложения на него обязанностей, не предусмотренных законодательствомили Уставом образовательного учреждения, или несоблюдение порядка наложения дополнительныхобязанностей (например, привлечение к труду, не предусмотренному образовательнойпрограммой без его согласия и без согласия его родителей).
Таким образом, если соотнести дееспособность несовершеннолетних и потребностьзащиты обучающимся своих прав, можно отметить, что права и обязанности родителейвыступают в роли дополнительной гарантии к правам ребенка. Другими словами в силутого, что родители являются более зрелыми и, как правило, дееспособными и могутнести ответственность за воспитание своих детей, законодатель налагает на них обязанностьвыступать в образовательных правоотношениях в интересах своих несовершеннолетнихдетей и если возникает такая необходимость обращаться в компетентные органы за защитойих прав.
2. Особенности правового статуса родителей как участников образовательныхправоотношений
2.1 Общая характеристика правового статуса родителей
Согласно ст. 63 СК РФ, родителиимеют право и обязаны воспитывать своих детей: заботиться об их здоровье, физическом,психическом, духовном и нравственном развитии. Более того, в силу установленнойзаконом обязанности, они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.
Часть 2 ст. 63 СК РФ, по сути,повторяет смысл комментируемой конституционной нормы, однако делает это более категоричнои однозначно: если в ч. 4 ст. 43 Конституции России указывается на то, что «родителиобеспечивают получение детьми основного общего образования», то согласно ч. 2 ст.63 СК РФ «родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования».
Родительские права не могутвходить в противоречие с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно бытьпредметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родителине вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственномуразвитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое,грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатациюдетей. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителямипо их взаимному согласию, исходя из интересов и с учетом мнения детей. Родители(один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешениемэтих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд (ст. 65 СК РФ). Разногласия между родителями в вопросах воспитанияи образования детей могут быть разрешены на основании заявления родителей (одногоиз них) органом опеки и попечительства или судом. Так, если родители не могут достичьсогласия по вопросам воспитания (например, о его способах и методах) они вправеобратиться за помощью в орган опеки и попечительства, которые вправе дать родителямписьменные или устные рекомендации по преодолению возникших разногласий с учетоминтересов ребенка. Данные рекомендации относятся к области педагогики и не подлежатпринудительной реализации. Однако если между родителями возникает спор о праве навоспитание ребенка и они не в состоянии достичь соглашения, такой спор разрешаетсяв судебном порядке. В соответствии сост. 63 и 80 СК РФ родители несут ответственность за воспитание, развитие своих детей,получение ими основного общего образования, а также за их содержание. Нормы, посвященныеответственности родителей, содержатся не только в Семейном кодексе, но и в Гражданскомкодексе, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе.
В соответствии со ст. 69—76СК РФ, если родители (один из них) не исполняют обязанности по воспитанию, обучению,содержанию детей, по заявлению одного из родителей (законных представителей) либоблизких родственников ребенка, органа опеки и попечительства, комиссии по деламнесовершеннолетних и защите их прав, а также других органов и учреждений, на которыевозложены обязанности по охране прав несовершеннолетних, может быть инициированвопрос об ограничении либо лишении их родительских прав.
Ограничение родительских правдопускается, если оставление ребенка с родителями опасно для ребенка вследствиеповедения родителей либо по иным обстоятельствам (психическое расстройство или иноехроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и др.), но не установленодостаточных оснований для лишения родительских прав.
Основаниями для лишения родительскихправ являются уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостномуклонении от уплаты алиментов; отказ без уважительных причин взять своего ребенкаиз родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательногоучреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;злоупотребление родительскими правами; жестокое обращение с детьми, в том числефизическое или психическое насилие над ними, покушения на их половую неприкосновенность;хронический алкоголизм или наркомания; совершение умышленного преступления противжизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга (ст. 69 СКРФ). Если в случае ограничения родительских прав родители утрачивают право на личноевоспитание ребенка, то лишение родительских прав влечет утрату родителями всех прав,основанных на факте родства с ребенком. Ограничение либо лишение родительских праввлечет за собой утрату права родителей на льготы и государственные пособия для граждан,имеющих детей, однако не освобождает родителей от обязанностей по содержанию своегоребенка.
Статья 5.35 Кодекса об административныхправонарушениях устанавливает административную ответственность родителей (законныхпредставителей) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей содержания,воспитания, обучения, защиты прав и интересов несовершеннолетних.
2.2 Права родителей как участников педагогических отношений
Права родителей как участников педагогических правоотношений, не считая самогоуказания на обязательность участия родителей в воспитании и образование своих детей,регулируются нормативно-правовыми актами: Федеральным законом «Об образовании» иТиповое положение об общеобразовательном учреждении, уставом образовательного учрежденияи договором заключаемым между образовательным учреждением и родителями при поступленииребенка в школу.
Основу регулирования прав родителей как субъектов образовательных отношенийсоставляет Федеральный закон «Об образовании».
По нему родители решают, гдеполучать общее образование их ребенку: в государственной, муниципальной или негосударственнойшколе, лицее, гимназии или в форме обучения на дому: в форме семейного образования,самообразования, экстерната. При этом этот выбор должен быть сделан с учетом мненияребенка
При поступление ребенка в школу, администрация обязана ознакомить родителейс уставом и со своими образовательными программами, как дополнительными, так и основными.Родители имеют право знакомиться со всеми программами, учебниками и методическимипособиями, по которым учат их ребенка. Никто не смеет от них это скрывать. И еслипредмет не входит в число обязательных, то он может преподаваться ребенку толькос предварительного письменного согласия его родителей.
Так же на протяжении всего учебного процесса родителям должнабыть предоставлена возможность знакомиться с оценками успеваемости их детей.
Законом об образовании предусмотренатакая общественная структура, как общее собрание родителей, которой предоставляетсяправо своим решением подать рекламацию в государственную аттестационную службу (Федеральнаяслужба по надзору в сфере образования) о неудовлетворительном качестве образованияв данном учреждении. Данная рекламация является одной из основных форм государственногоконтроля за качеством образования, и родители принимают в процедуре контроля непосредственноеучастие. Данную рекламацию можно подать только в отношении образовательного учреждения,имеющего государственную аккредитацию[14].
Если ребенок не освоил программуучебного года и имеет задолженность по двум и более предметам, то родители выбираютодин из трех возможных путей: оставление на повторное обучение (на второй год),перевод в классы компенсирующего обучения или продолжение обучение в форме семейногообразования.
Также именно родители совместнос органами местного самоуправления (районной или городской администрацией) обязаныпринять меры к трудоустройству или продолжению обучения в другом образовательномучреждении ребенка, которого исключили из школы. Исключение из школы – это исключительнаямера педагогического воздействия, и допускается она только по отношению к детямстарше 15 лет, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшеепребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияниена других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения,а также нормальное функционирование образовательного учреждения[15].
Так же нормы регулирующие права родителей как субъектов педагогических отношенийТиповое положение об общеобразовательном учреждении.
В соответствии с Типовым положениемоб общеобразовательном учреждении, родители вправе оговорить условия обучения своихдетей в договоре между ними и общеобразовательным учреждением в соответствии с уставомэтого учреждения[16].
Родители так же имеют правона участие в управлении образовательным учреждением. Форма участия закрепляетсяуставом. Они могут входить в совет образовательного учреждения или участвовать вего собраниях, быть членами родительского комитета, вносить предложения и замечанияадминистрации образовательного учреждения. Образовательное учреждение в свою очередьобязано извещать родителей об общих собраниях, их решениях, предоставлять словородителям на общем собрании, рассматривать предложения и жалобы родителей.
Только с согласия или по запросамродителей в школе могут производиться следующие действия:
·открываются группыпродленного дня,
·открываются компенсирующиеклассы (по согласованию с учредителем), осуществляется перевод неуспевающих детейв такие классы,
·вводится профильноеобучение по различным профилям и направлениям (при наличии соответствующих условий),
·проводится профессиональнаяподготовка обучающихся (в качестве дополнительной образовательной услуги),
·обучающиеся привлекаютсяк труду, не предусмотренному образовательной программой,
·производится переводобучающихся в другие общеобразовательные учреждения в случае ликвидации или реорганизации.
Школьный устав является локальнымдокументом, непосредственно определяющим права и обязанности участников образовательногопроцесса: обучающихся, педагогических работников, родителей. Устав не может противоречитьдействующему законодательству, он призван уточнять общие нормы применительно к участникамобразовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.
Так, школьный устав обязательнодолжен содержать указания на наименование, место нахождения (юридический, фактическийадрес), статус образовательного учреждения, его учредителя, организационно-правовуюформу, типы и виды реализуемых образовательных программ. В уставе закрепляются иосновные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: язык(языки), на котором ведутся обучение и воспитание, порядок приема обучающихся, воспитанников,продолжительность обучения на каждом этапе обучения, порядок и основания отчисленияобучающихся, воспитанников, система оценок при промежуточной аттестации, формы ипорядок ее проведения, режим занятий обучающихся, воспитанников, наличие платныхобразовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе).
Локальными нормативно-правовымиактами общеобразовательного учреждения могут устанавливаться различные форы самоуправленияродителей. Например, в школе может быть создан Родительский комитет школы. Так жемогут создаваться Родительские комитеты классов. Решения, принимаемые таким Родительскимкомитетом, являются для Образовательного учреждения рекомендательными.
Обязательными для исполненияявляются только те решения Родительского комитета, в целях, реализации которых издаетсяприказ по Образовательному учреждению.
Родительский комитет работаетпо разработанному и принятому им регламенту и плану работы, которые согласуютсяс руководителем Образовательного учреждения. О своей работе Родительский комитетотчитывается перед общешкольным родительским собранием не реже 2-х раз в год.
Так же в школе может бытьсоздан Попечительский совет Образовательного учреждения. Он выбирается на общешкольномродительском собрании Образовательного учреждения в количестве 5 человек. В составПопечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иныелица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии Образовательногоучреждения. Попечительский Совет собирается не реже одного раза в три месяца.
Право на заключение договорас образовательным учреждением должно быть на прямую зафиксировано в уставе этогоучреждения. Он особенно важен, в случае если это частное учебное заведение.
Такие учебные учреждения должныиметь лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельством огосударственной аккредитации. Только эти документы позволяют учреждению выдаватьаттестаты государственного образца и обязывают школу обучать по государственномустандарту. Так же обязательно нужно обратить внимание на сроки действия данных документов.
Вся эта информация не толькооткрыта для родителей, но и в обязательном порядке должна быть предоставлена имдля ознакомления.
2.3 Обязанности родителей как участников образовательного процесса
Уяснение обязанностей родителейстановится возможным при осуществлении анализа понятия «конституционные обязанностиродителей по обеспечению получения детьми основного общего образования».
Выполнение родителями этихобязанностей сопряжено с соотнесением с требованиями конституционной нормы своегоповедения, проявляющегося в форме совершения позитивных действий по обеспечениюполучения детьми основного общего образования.
Конституционные обязанностиродителей характеризуются следующими признаками:
· всеобщий характер(ст. 43 Конституции РФ возлагает на всех родителей (лиц их заменяющих) обеспечитьполучение детьми основного общего образования, ст. 38 устанавливает обязанностьвсех родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием);
· закрепление обязанностиродителей на высшем конституционном уровне;
· отсутствие зависимостиот конкретного правового статуса родителей;
· в конституционныхобязанностях выражается ответственность родителей перед обществом, человека передгосударством;
· их осуществление обеспечиваетнормальное функционирование и государства, и личности;
· их несоблюдение родителямивлечет установленную законом юридическую ответственность.
Сущность юридических обязанностейродителей, как первых педагогов, по обеспечению получения детьми дошкольного образованияпроявляется в обязанности заложить основы физического, нравственного и интеллектуальногоразвития личности ребенка в раннем детском возрасте
Сущность юридических обязанностейродителей по обеспечению получения детьми основного общего образования и созданияусловий для получения ими среднего (полного) общего образования, заключающееся вконкретных проявлениях необходимого поведения при реализации права детьми на образование.
Родители обязаны:
· выражать свое согласиетолько в интересах ребенка;
· совместно с комиссиейпо делам несовершеннолетних и защите их прав и органом местного самоуправления вмесячный срок принять меры, обеспечивающие продолжение освоения им образовательнойпрограммы основного общего образования по иной форме обучения (например, в вечернейшколе). Они несут ответственность за воспитание обучающихся, воспитанников, получениеими общего образования.
· защищать законныеправа и интересы ребенка;
· так как ребенок, получающийобразование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестациипо решению родителей продолжить образование в образовательном учреждении, родителиобязаны обеспечить реализацию данного права и принимать свое решение только с цельюсоблюдения интересов детей.
· Родители не вправепо своему усмотрению устанавливать время начала получения образования ранее 6,5лет либо позднее 8 лет (п.2 ст. 19 Закона РФ «Об образовании»), либо прекращатьданную обязанность до получения детьми основного общего образования, иначе нарушалисьбы интересы как обучающегося, так и государства в целом.
Важность правового механизмаисполнения обязанности родителей по обеспечению получения детьми основного общегообразования усиливает тот фактор, что становление личности в демократическом обществепроисходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. У личности в системеобразования при проживании ребенка в семье в силу, прежде всего, возрастных особенностей,связанных с активным периодом ее становления, формируются определенные нормативныепредставления о значимости для общества исполнения данной конституционной обязанностиродителями, представления, несущие на себе отпечаток правовой культуры того общества,в котором они возникли, и семьи, где проживает ребенок.
Поэтому от качества исполненияродителями обязанности по обеспечению получения детьми основного общего образованияв значительной степени зависит как процесс формирования у ребенка определенных нормативныхпредставлений о личности, так и реализация возможности в течение не только школьного,но и всего последующего периода жизни поставить эти представления на службу человекуи обществу, превращения граждан из объектов воздействия государства и общества вактивно действующих субъектов, что само по себе – и важная предпосылка реализацииконституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью,и его реализация.
Заключение
Сейчас мы находимся на историческом этапе реформирования системы образования.2010 год в нашей стране стал Годом Учителя, что привлекло повышенное внимание ктруду педагогических работников и к российскому образованию в целом. Была принятонесколько национальных программ, направленных на развитие высшего и среднего образованияв стране, в том числе и национальная инициатива «Моя новая школа». До февраля винтернете ведется обсуждение нового Федерального закона «Об образовании», которыйдолжен внести значительные изменения в существующую систему (в нем, к слову сказать,правам и обязанностям обучающихся и родителей посвящена отдельная глава).
К тому же, в современном российском обществе довольно высок уровень социальномнапряженности. Только начинается формирование среднего класса, социальное обеспечениеслабозащищенных слоев общества не всегда находится на должном уровне.
Учитывая все вышеперечисленные факторы можно отметить что нестабильная ситуацияв стране и системе образования требует от родителей обучающихся активных самостоятельныхдействий, направленных на контроль за качеством образования которое получает ихребенок.
В большинстве нормативно-правовых актов в области семейного и образовательногоправа закреплены обязанности родителей в отношении их несовершеннолетних детей.Кроме того, что родители являются первыми педагогами, они должны обеспечить своихдетей получением среднего образования.
Предусмотрены ли действующим законодательством механизмы, которые позволяютродителям соблюдать свои обязанности, то есть непосредственно влиять на образовательныйпроцесс своих детей?
На основании проведенного мною исследования, после тщательного анализа, научныхстатей и нормативно-правовых актов посвященных педагогическим правоотношениям, ясчитаю, что на этот вопрос можно ответить утвердительно.
По моему мнению, закон предусматривает достаточное количество способов воздействияна образовательное учреждение со стороны родителей.
Во-первых, обратим внимание на правовой статус педагога как участника педагогическихправоотношений. Он выступает в качестве обязанного лица в образовательных правоотношениях.На нем лежит большой спектр ответственности. По сути, во время нахождения обучающегосяв образовательном учреждении, педагог как представитель это учреждения, то естьобязанная сторона в педагогических правоотношениях, несет ответственность за обучающегосяцеликом и полностью: за его жизни и здоровье, за соблюдением его законных прав иобязанностей, за его уровень подготовки и т.д.
Из этого следует, что родителиимеют право требовать от педагогов отчета о ходе учебного процесса, это первый шагк тому, чтобы родители могли участвовать в нем, так как анализируя текущий учебныйпроцесс они могут сделать выводы о необходимости принятия тех или иных решений вотношение продолжения образования их детей, например об изменении учебной программы,которую осваивает их ребенок. Так же, на основании этих сведений родители могутобратиться за защитой прав своего ребенка.
Во-вторых, одним из важнейшихправ родителей я считаю право выбора учебного заведения для своих детей. Это правотак же связанно с правом на предоставление объективной информации родителей. Благодаряему, родителя могут познакомиться с уставом образовательного учреждения и в зависимостиот своих убеждений, вероисповедания, взглядов на образование и воспитание своихдетей выбрать то место и ту форму образования, которые они считают оптимальными.Это право тоже является базовым, так как позволяет родителям реализовать право ихдетей на выбор соответствующей учебной программы и формы обучения. В-третьих, родителимогут активно участвовать в организации учебного процесса и жизни школы по средствамвхождения в совет образовательного учреждения или участвовать в его собраниях, бытьчленами родительского комитета и с помощью других правовых средств. В рамках работытаких органов родители могут принимать рекомендательные или даже в определенныхслучаях обязательные. Эта возможность родителей при грамотной реализации может даватьпоразительные результаты. На Педагогической Ассамблее 2010 с результатами такоговзаимодействия родителей выступал председатель попечительского совета лицея №18г. Калининграда Еремеева В.
В своем лицее они разработалисистему, при который родители обучающихся в соответствии со своими профессиональнымиспособностями непосредственно участвуют в жизни школы. На практике это в разы увеличилоэффективность управления школой и учебным процессом.
В заключение я перечислилнаиболее важные права и возможности родителей как участников образовательного процесса.Это было сделано мной для того, чтобы еще раз показать, что в нормативно-правовыхактах России закреплено много возможностей для реализации родителями прав школьниковна образование.
В общем, хотелось бы отметить,что проанализировав правовые нормы регулирующие права родителей в процессе реализацииобразовательного процесса, те возможности, которые им предоставляют нормативно-правовыеакты составляющие систему образовательного права, тесно связанны с их обязанностями.Все они направлены на то, чтобы обеспечить родителям возможность реализовать потенциалих детей, выполнить свои обязанности по обучению и воспитанию детей, дать детямто образование, которое они считают нужный (религиозное, светское, военное или иное).Осуществляется это путем выбора и обеспечения соответствующего уровня образования(образовательной программы, формы образования и т. д.). Они были даны родителямвследствие того, что обучающиеся в силу возраста не могут объективно оценить своиобразовательные потребности и степень соблюдения своего право на образования, котороена сегодняшний момент гарантированно Конституцией Российской Федерации.
образованиеправо нормативный семейный
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1.«Всеобщаядекларация прав человека» (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) //Российская газета. 1995. 5 апреля
2.Декларация прав ребенка (Провозглашенарезолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года) // www.un.org/russian/documen/convents/childcon.htm
3.«Конвенцияо правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступилав силу для СССР 15.09.1990) // «Сборник международных договоров СССР»,выпуск XLVI, 1993
4.КонституцияРоссийской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008N 7-ФКЗ) // «Российская газета», N 7, 21.01.2009
5.«Семейныйкодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995)(ред. от 30.06.2008) // «Российская газета», N 17, 27.01.1996
6.«КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ(принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 21.12.2009) // «Российская газета»,N 256, 31.12.2001
7.ЗаконРФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 27.12.2009) // «Российскаягазета» — 29.12.2009
8.Федеральныйзакон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об основных гарантиях правребенка в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 03.07.1998) // «Российскаягазета», N 147, 05.08.1998.
9.Национальная образовательная инициатива«Наша новая школа» Утверждено Президентом РФ Д.А.Медведевым 04.02.2010 Пр-271// mon.gov.ru/dok/akt/6591/
10. ПостановлениеПравительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательномучреждении» от 19.03.2001 N 196 (ред. от 10.03.2009) // Собрании законодательстваРФ — 23.03.2009
11. Концепция модернизации российского образования на период до2010 года (приложение к приказу Минобразования Россииот 11.02.2002 N 393) mon.gov.ru/dok/akt/4396/
Научные статьи:
1. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для юридическихвузов и факультетов www.lawbook.by.ru
2. ВолоховаЕ.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации: Монография.– М. 2004. – 218 с.
3. Козырин А. Н. Актуальные проблемы развития образовательногозаконодательства Российской Федерации Ежегодник Российского Образовательного законодательстваТом 1 декабрь 2006 www.lexed.ru/
4. Куров С.ВОбразование и гражданское право. Учебное пособие. Автор — к.ю.н., доцент. (2004г.) www.lexed.ru/
5. Матюшева Т.Н., «Обеспечение условий получения основногообщего образования детьми – конституционная обязанность родителей (лиц их заменяющих)».Право и образование 2010, № 5 www.elibrary.ru
6. Спасская В.В. «Образовательные правоотношения:вопросы теории» Монографию. – М. 2005 www.lexed.ru/
7. Суханов Е.А.О концепции Кодекса об образовании и самостоятельного «образовательного права» /Проблемы и перспективы законодательства об образовании и его кодификации: Материалы VI Международной научно-практической конференции. Москва, 11–12октября 2001 года / Отв. ред. А.Я. Капустин, В.В. Еремян. М.: Изд-во РУДН, 2002.
8. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. www.lexed.ru/
9. Шкатулла В.И. Образовательное право. Учебникдля вузов. – М. Инфан-М. 2001 – 688 с.
10. Ягофаров Д.А… Образовательноенормотворчество и образовательные правоотношения в механизме правового регулированияотношений в сфере образования (теоретико-правовой аспект) Журнал «Правои образование» (№ 4, 2006 год) www.lexed.ru/
Электронныеисточники:
1. www.elibrary.ru
2. www.lexed.ru/
3. mon.gov.ru/
4. www.rg.ru/
5.ru.wikipedia.org/
6. teacher.herzen.spb.ru/
7. zakonoproekt2010.ru