Госудaрственноеобрaзовaтельное учреждение
Высшегопрофессионaльного обрaзовaния
«Российскaятaможеннaя aкaдемия»
Сaнкт-Петербургскийимени В.Б. Бобковa филиaл
Российскойтaможенной aкaдемии
Кафедрагражданско-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине«Гражданское право»
нa тему:«Проблемы организации торгов в Российской Федерации»
Выполнилa: студенткa3-го крусa очной
формы обученияюридического фaкультетa,
группы 3521 НaдуяловaО.В.
Проверилa: СоколоваЛ.Я.
Оценкa___________________
Подпись__________________
«___» _________________ 2010 г.
Сaнкт-Петербург
2010
Оглавление:
Введение
I. Государственное регулирование и управлениегосударственными закупками
1.1Нормативно-правовая база размещения заказов для государственных и муниципальныхнужд
1.2Государственный контроль и надзор за размещением заказов для государственных имуниципальных нужд
1.3Виды размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
II. Процедуры размещения заказов длягосударственных и муниципальных нужд путем поведения торгов
2.1Порядок организации и проведения аукциона
2.2Порядок организации и проведения конкурса
2.3Порядок организации и проведения электронных торгов
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Актуальностьвыбранной темы состоит в следующем.
Одноиз направлений участия государства в хозяйственном обороте – закупки товаров,работ и услуг для государственных нужд. Высокая значимость государственныхзакупок обусловлена, прежде всего, их особой целевой направленностью, посколькуони нужны для удовлетворения потребностей государства, обеспечения егожизнедеятельности, выполнения государством своих функций.
Назакупку продукции для государственных нужд приходится значительная долярасходной части бюджетов различных уровней, в связи с чем особую актуальностьприобретает задача эффективного расходования выделенных на эти цели денежныхсредств, которая может быть решена в первую очередь при размещениигосударственного заказа.
Изучениевопросов правового режима финансов публично-правовых образований само по себеявляется важнейшей темой для научного исследования. Но проецирование даннойтемы применительно к государственным и муниципальным контрактам в сегодняшнихэкономических реалиях приобретает особую значимость и актуальность.
Финансовыересурсы любого государства имеют определенный предел. А в условиях современногофинансового кризиса этот вопрос становится особенно актуальным, поскольку речьдолжна идти о сбалансированности федерального бюджета, бюджетов субъектовРоссийской Федерации, местных бюджетов и об эффективном расходовании средствпублично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов РоссийскойФедерации, муниципальных образований). С каждым годом объемы финансирования всфере обеспечения государственного и муниципального заказа значительноувеличиваются.
Целью работы являетсяисследование проблем организации торгов в Российской Федерации.
Задачами работыявляются:1. рассмотрение нормативно-правовой базы размещениязаказов для государственных и муниципальных нужд;2. характеристика государственного контроля и надзора заразмещением заказов для государственных и муниципальных нужд;3. выявление видов размещения заказов длягосударственных и муниципальных нужд;4. рассмотрение порядка организации и проведенияаукциона;5. рассмотрение порядка проведения конкурса;6. рассмотрение порядка и проведения электронных торгов.
Предметом исследованияявляются торги в Российской Федерации.
Объектом исследованияявляются общественные отношения, складывающиеся в процессе исследования проблеморганизации торгов в Российской Федерации.
Методологическойосновой работы являются системно–структурный метод, формально-логический метод,общенаучный метод.
I. Государственноерегулирование и управление государственными закупками 1.1 Нормативно-правовая база размещениязаказов для государственных и муниципальных нужд
Всоответствии со ст. 2 ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов напоставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных имуниципальных нужд»[1] законодательствоРоссийской Федерации о размещении заказов основывается на положенияхГражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса РоссийскойФедерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральныхзаконов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
Вслучаях, предусмотренных законодательством РФ о размещении заказов, ПрезидентРФ, Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующиеотношения, связанные с размещением заказов. Среди них можно выделить следующие:
· УказПрезидента РФ от 16.10.1996 № 1446 «О первоочередных мерах поддержкиорганизаций текстильной и легкой промышленности, выполняющих государственныйоборонный заказ»[2];
· ПостановлениеПравительства РФ от 04.11.2006 № 656 «Об утверждении правил определенияначальной цены государственного контракта при размещении государственногооборонного заказа путем проведения торгов, а также цены государственногоконтракта в случае размещения государственного оборонного заказа уединственного поставщика (исполнителя, подрядчика)»[3];
· ПостановлениеПравительства РФ от 23.01.2004 № 41 «Об утверждении примерных государственныхконтрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ по государственному оборонному заказу»[4];
· ПостановлениеПравительства РФ от 04.11.2006 № 642 «О перечне товаров, работ, услуг длягосударственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которыеосуществляется у субъектов малого предпринимательства»[5];
· ПостановлениеПравительства РФ от 27.10.2006 № 631 «Об утверждении положения о взаимодействиигосударственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных наосуществление функций по размещению заказов для государственных илимуниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов»[6];
· ПостановлениеПравительства РФ от 31.07.2007 № 491 «Об утверждении положения о веденииреестра государственных или муниципальных контрактов, в которые включаютсясведения, касающиеся размещения заказов и составляющие государственную тайну»[7];
· ПостановлениеПравительства РФ от 30.06.2007 № 418 «Об утверждении положения об особенностяхразмещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесови заключения договоров»[8];
· ПостановлениеПравительства РФ от 10.03.2007 № 147 «Об утверждении положения о пользованииофициальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещениизаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим,программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспеченияпользования указанными сайтами»[9];
· ПостановлениеПравительства РФ от 28.12.2006 № 813 «О дополнительных требованиях к участникамразмещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства»[10].
Какотметила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в своемОпределении от 26 июля 2006 г. № 55-Г06-9, правоотношения в сфере размещениязаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд регламентируются исключительно федеральнымзаконодательством[11].
Внастоящий момент продолжает действовать большое количество нормативных правовыхактов, принятых до вступления в силу Закона о размещении заказов. Речь идет,например, о Положении о подрядных торгах в Российской Федерации; Основныхположениях порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) настроительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) длягосударственных нужд; Положении об организации закупки товаров, работ и услугдля государственных нужд; об Основных принципах финансирования закупок товаров,работ и услуг для государственных нужд, размещаемых на конкурсной основе и т.д.
Проблемазаключается в том, что указанные нормативные акты хотя и не отменены, но вступилив противоречие с новым законом о размещении заказов.
Следуетсделать вывод о том, что в данном случае следует руководствоваться правовымактом, имеющим высшую юридическую силу, т.е. ФЗ о размещении заказов, так какправовые нормы утрачивают силу в случае принятия нормативного правового акта,имеющего равную или высшую юридическую силу[12].1.2 Государственный контроль и надзор за размещением заказов длягосударственных и муниципальных нужд
Вусловиях становления правового государства, развития демократического обществаи эволюции рыночных отношений большую актуальность и практическое значениеприобретает институт государственных закупок, основным предназначением которогоявляется осуществление государством контроля за целевым и эффективнымрасходованием бюджетных денежных средств.
Отсутствиенадлежащего государственного контроля и надзора за размещением государственныхзаказов, заключением и исполнением государственных контрактов порождаетразличного рода злоупотребления со стороны должностных лиц[13].Бюджетные средства начинают расходоваться в личных целях, когда заказчик безразмещения заказа решает, с кем и на каких условиях будет заключен контракт,при этом качество, цена и иные условия не имеют значения[14].Нарушения государственными заказчиками законодательства в области закупок, вчастности основных принципов конкурсного размещения заказов (открытости,прозрачности, равных условий и прав участников конкурса), не только снижаютэффективность государственных закупок, но и зачастую дискредитируют самусистему конкурсного размещения государственных заказов.
Всоответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 94Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов напоставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральныхгосударственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещениязаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг погосударственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов дляфедеральных государственных нужд, сведения о которых составляют государственнуютайну, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии суказом Президента Российской Федерации[15]. На данноеобстоятельство обращается внимание и в п. 5 Постановления Правительства РФ от 7апреля 2004 г. № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы»[16].
Контрольза соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативныхправовых актов Российской Федерации о размещении заказов, в том числе в сферестроительства, осуществляется путем плановых и внеплановых проверок.
Проведениеуказанных проверок регламентируется законом о размещении заказов, а такжеМетодическими рекомендациями по проведению плановых и внеплановых проверок приразмещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и еетерриториальными органами[17]. Следуетотметить, что данные Методические рекомендации не распространяются навнеплановые проверки, осуществляемые при рассмотрении жалоб участниковразмещения заказа.
Проведениевнеплановых проверок при рассмотрении жалоб осуществляется в соответствии сМетодическими рекомендациями по рассмотрению Федеральной антимонопольнойслужбой и ее территориальными органами жалоб на действия (бездействие)заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной,аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара,выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд,которые регламентируют в том числе проведение проверок при размещении заказа вобласти строительства[18].
Надзорв финансово-бюджетной сфере в части соблюдения правил размещения заказов на поставкитоваров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальныхнужд выполняет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора по контролю инадзору в финансово-бюджетной сфере. При ней специально образован Методическийсовет Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по вопросам применениязаконодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актовРоссийской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, основнымизадачами которого являются:
· содействиереализации Федеральной службой финансово-бюджетного надзора функции по контролюи надзору в финансово-бюджетной сфере в части соблюдения правил размещениязаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд;
· содействиеосуществлению Федеральной службой финансово-бюджетного надзора деятельности поразмещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длянужд Федеральной службы финансово-бюджетного надзора[19].
1.3 Виды размещения заказов для государственных и муниципальных нужд
Всоответствии со ст. 10 ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов напоставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных имуниципальных нужд» размещение заказа может осуществляться:
1)путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона вэлектронной форме;
2)без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика(исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Основноеотличие аукциона от конкурса состоит в том, что выигравшим торги на аукционепризнается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо,которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организаторомторгов, предложило лучшие условия. Данное положение определяет основное отличиеаукциона от конкурса[20].
Следуетотметить, что ранее в законодательстве говорилось только о конкурсных способахразмещения заказа, под которыми подразумевались способы размещения заказа путемпроведения аукциона или конкурса.
Существуетприоритет использования способа размещения заказа путем проведения торгов. Вовсех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов.Применение других способов размещения заказа, т.е. без проведения торгов(запрос котировок, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя,подрядчика), размещение заказа на товарных биржах) рассматривается какисключение и допускается только в случаях, непосредственно предусмотренных законом.
Такжепредусматриваетсявозможность выделения лотов при размещении заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов.
ГКРФ не использует понятие «лот», это термин из обычаев делового оборота в сфереаукционной торговли, хотя он и используется в ряде нормативных правовых актов.«Лот» означает выделение партии однородных товаров (работ, услуг), на поставку(выполнение, оказание) которых заключается отдельный государственный илимуниципальный контракт по итогам размещения заказа[21].
Соответственно,в отношении каждого лота в извещении о проведении конкурса или аукциона, вконкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет,начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров,выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявкуна участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. Необходимостьвыделения лотов наряду с прочим предопределена требованиями антимонопольногозаконодательства.
Решениео способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом,т.е. субъектом, размещающим заказ.
Форматоргов – аукцион или конкурс – определяется собственником продаваемой вещи илиобладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотренозаконом. В рамках данного изъятия установлен приоритет использования аукционакак способа размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказаниеуслуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственнопроизводятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика,уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравниватькоторые можно только по их ценам.
М.И.Брагинский рассматривает обязательность торгов, содержащуюся в ст. 447 (п. 3)ГК РФ, как форму ограничения свободы торгов. По его мнению, есть основанияпредполагать, что соответствующая норма допускает расширительное толкование.Имеется в виду, что под продажей вещи или имущественного права можетподразумеваться любой договор, которым опосредствуется, прямо или косвенно,переход вещей или имущественных прав, а равно выполнение работ и оказаниеуслуг.
Можноуказать в этой связи на ст. 38 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,которая содержит указание на обязательность размещения заказов во всех случаяхпутем проведения торгов, если иное не установлено законом[22].Между тем М.И. Брагинский также отмечает, что обязательность заключениядоговора о продаже вещи или имущественного права только путем проведения торговможет быть предусмотрена кодексом или иным законом.
государственный заказ муниципальный торги
II. Процедурыразмещения заказов для государственных и муниципальных нужд путем поведенияторгов 2.1 Порядок организации и проведенияаукциона
Всоответствии со ст. 32 ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов напоставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных имуниципальных нужд» под аукционом на право заключить государственный илимуниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо,предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципальногоконтракта.
Однакоиз этого положения есть исключения:
· вслучае если при проведении аукциона на право заключить контракт на оказаниеуслуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этимсчетам цена контракта снижена до нуля, аукцион проводится на продажу правазаключить государственный или муниципальный контракт. В этом случае победителемаукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену права заключитьгосударственный или муниципальный контракт;
· вслучае проведения аукциона в соответствии с частью 4.1 настоящей статьипобедителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую общую ценузапасных частей к технике, к оборудованию, наиболее низкую цену единицы услуги[23].
Аукционможет быть открытым или закрытым.
Извещениео проведении открытого аукциона опубликовывается заказчиком, уполномоченныморганом, специализированной организацией в официальном печатном издании иразмещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до датыокончания подачи заявок на участие в аукционе, за некоторым исключением.
Взаконе дан исчерпывающий перечень сведений и документов (копий документов),которые должна содержать заявка на участие в аукционе.
Сведенияи документы в данном перечне сгруппированы в три пункта:
1)сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку.
2)сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) икачественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг.
3)документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказаустановленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копиитаких документов[24].
Всудебной практике возникают споры в отношении данных правоотношений. Так, ООО «ГДСКИнвест Приморский» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга иЛенинградской области с заявлением о признании незаконными пунктов 2 и 3решения Межрегионального управления Федеральной службы по оборонному заказу поСеверо-Западному федеральному округу, а также пункта 2 предписания В качестветретьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предметаспора, к участию в деле привлечено 2000 Отделение Морской инженерной службы. Решениемтребования Общества удовлетворены в полном объеме. Постановлением Тринадцатогоарбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения. Вкассационной жалобе Рособоронзаказ просит отменить решение и постановление ипринять по делу новый судебный акт.
Какусматривается из материалов дела, в декабре 2008 года 2000 ОМИС провелооткрытый аукцион на долевое участие в строительстве 48-ми двух- и трехкомнатныхквартир в многоквартирных домах. По итогам рассмотрения заявок к участию ваукционе допущено только Общество, аукцион признан несостоявшимся. В связи сжалобой закрытого акционерного общества «Ойкумена», не допущенного к участию ваукционе, Рособоронзаказом проведена внеплановая проверка, контролирующий органпосчитал неправомерным допуск Общества к участию в аукционе ввиду несоответствияего заявки нормам Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии вдолевом строительстве многоквартирных домов и других объектов недвижимости и овнесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Всвязи с этим принято решение аннулировать результаты аукциона выдать 2000 ОМИСпредписание об устранении выявленного нарушения (пункт 3) и рассмотреть вопросо привлечении членов аукционной комиссии к административной ответственности. Обществообратилось в арбитражный суд, посчитав пункты 2 и 3 решения и пункт 2предписания незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя.
Каксчитает суд кассационной инстанции, арбитражный суд правомерно удовлетворилзаявленные требования. В части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказаниеуслуг для государственных и муниципальных нужд» приведен исчерпывающий переченьусловий, при которых участник размещения заказа не допускается к участию вторгах. Как указано в части 3 статьи 36 упомянутого Закона, на основаниирезультатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссиейпринимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказаи о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие ваукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участникаразмещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которыепредусмотрены статьей 12 данного Закона. В силу подпункта «б» пункта 3 части 2статьи 35 Закона № 94-ФЗ помимо прочих сведений заявка на участие в аукционедолжна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участникаразмещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11названного Закона, в случае, если в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона.
Какустановлено судом и подтверждается материалами дела, все перечисленныедокументы представлены Обществом в аукционную комиссию. На основании вышеизложенногоФедеральный арбитражный суд Северо-Западного округа оставил без изменения решениеАрбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области постановлениеТринадцатого арбитражного апелляционного суда[25].
Государственныйили муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять днейсо дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, а при проведениизакрытого аукциона – со дня подписания протокола аукциона.
Государственныйили муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в извещении опроведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложеннойпобедителем аукциона. В случае заключения государственного или муниципальногоконтракта с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение оцене контракта, по цене, предложенной таким участником[26].
Напрактике существуют случаи уклонения участников аукциона от заключениягосударственного контракта. Так, ООО «Дирос Вуд» обратилось в Арбитражный судгорода Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспариваниирешения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу порассмотрению сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.Определением суд первой инстанции привлек к участию в деле государственноеобразовательное учреждение среднего профессионального образованияПожарно-спасательный колледж «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»(далее – учреждение). Решением суда, оставленным без изменения постановлениемапелляционной инстанции, ООО «Дирос Вуд» отказано в удовлетворении заявления.Суды признали оспариваемое решение управления соответствующим требованиям ФЗ от21.07.2005 № 94-ФЗ
Вкассационной жалобе ООО «Дирос Вуд» просит отменить судебные акты и принять поделу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическимобстоятельствам дела; полагает, что материалами дела подтверждается подписаниеим государственного контракта в установленный законом срок. В связи с этимотсутствуют основания для внесения общества в реестр недобросовестныхпоставщиков.
Каквидно из материалов дела и установлено судами, было опубликовано извещение опроведении открытого аукциона на право заключения контракта на поставкуавтомобилей для учреждения. ООО «Дирос Вуд» признано победителем аукциона.Поскольку ООО «Дирос Вуд» уклонялось от заключения контракта, аукционнаякомиссия составила протокол об отказе от заключения государственного контрактас ООО «Дирос Вуд». При таких обстоятельствах учреждение направилоантимонопольному органу материалы для включения заявителя в реестрнедобросовестных поставщиков. По итогам рассмотрения таковых управление принялорешение о внесении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков всвязи с уклонением от заключения государственного контракта на поставкуавтомобилей
Судыдвух инстанций отказали обществу в удовлетворении заявления, признав оспариваемоерешение УФАС законным и обоснованным. Судами сделан вывод о том, что действиязаявителя надлежит квалифицировать как уклонение от заключения контракта,поскольку общество не представило заказчику в установленный документацией обаукционе срок подписанный проект государственного контракта, соответствующийаукционному предложению. Суд кассационной инстанции не находит оснований дляудовлетворения жалобы ООО «Дирос Вуд», поскольку выводы судов первых двухинстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деледоказательствам, основаны на правильном применении норм материального права(систематическом толковании Закона), отвечают правилам доказывания и оценкидоказательств.
Врезультате Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа оставил безизменения решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградскойобласти и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда[27].
Еслиаукцион признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт незаключен с единственным участником аукциона или участником размещения заказа,который подал единственную заявку на участие в аукционе (при наличии такихучастников), заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведенииповторного аукциона либо направить документы о проведении аукциона и признанииего несостоявшимся в: уполномоченный на осуществление контроля в сфереразмещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещениизаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральныхнужд); орган исполнительной власти субъекта РФ (при размещении заказов напоставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта РФ или длянужд муниципального образования).
Посогласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещениизаказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). В этом случаегосударственный или муниципальный контракт должен быть заключен на условиях,предусмотренных документацией об аукционе, цена такого контракта не должнапревышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную визвещении о проведении открытого аукциона[28].2.2 Порядок организации и проведения конкурса
Подконкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, котороепредложило лучшие условия исполнения государственного или муниципальногоконтракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Конкурсможет быть открытым и закрытым.
Открытыйконкурс используется для закупок товаров, работ, услуг с высокой стоимостью(выше определенного заказчиком порогового уровня). Его отличительной чертойявляется то, что при его проведении все участники размещения заказа вправенаправить заказчику конкурсные заявки. Участникам размещения заказапредоставляются длительные сроки для подачи конкурсных заявок. Все эти условияспособствуют развитию и усилению конкуренции и значительной экономии бюджетныхсредств. Открытый конкурс – один из самых сложных и дорогих способов закупки[29].
Закрытыйконкурс проводится по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля всфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти.Вышеуказанные условия приводят к ограничению конкуренции, что являетсянедостатком закрытого конкурса.
Недопускается взимание с участников размещения заказа платы за участие вконкурсе, за исключением платы за предоставление конкурсной документации.
Заказчиком,уполномоченным органом может быть установлено требование о внесении денежныхсредств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. В случае уклоненияучастника размещения заказа от заключения контракта денежные средства,внесенные в качестве заявки на участие в конкурсе, не возвращаются. При этомразмер обеспечения заявки на участие в конкурсе не может превышать 5% начальной(максимальной) цены контракта (цены лота)[30].
Послеопределения предмета конкурса заказчик, уполномоченный орган принимают решениео проведении конкурса, т.е. именно после этого момента и публикуется иразмещается извещение о проведении конкурса.
Уполномоченныйорган не вправе устанавливать какие-либо преимущества для лиц, подавших указанныепредложения.
Припроведении конкурса какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа,специализированной организации или конкурсной комиссии с участником размещениязаказа не допускаются.
Извещениео проведении открытого конкурса опубликовывается заказчиком, уполномоченныморганом, специализированной организацией в официальном печатном издании иразмещается на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытияконвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным вформе электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Конкурснаядокументация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом,специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченныморганом.
Специализированнаяорганизация – это юридическое лицо, выбранное государственным (муниципальным)заказчиком или уполномоченным органом на основе торгов.
Врамках отбора участников конкурса конкурсная комиссия рассматривает заявки научастие в конкурсе:
· насоответствие требованиям, установленным конкурсной документацией;
· насоответствие участников размещения заказа требованиям установленным конкурснойдокументацией.
Предельныйсрок рассмотрения заявок на участие в конкурсе: 20 дней со дня вскрытияконвертов с заявками на участие в конкурсе.
Наосновании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурснойкомиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участникаразмещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявкуна участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такогоучастника размещения заказа к участию в конкурсе. Конкурсной комиссиейоформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведетсяконкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членамиконкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончаниярассмотрения заявок на участие в конкурсе[31].
Вслучае если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсепринято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех участниковразмещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, или о допуске кучастию в конкурсе и признании участником конкурса только одного участникаразмещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, конкурс признаетсянесостоявшимся.
Оценкуи сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещениязаказа, признанными участниками конкурса, осуществляет конкурсная комиссия.
Срокоценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе не может превышать десятьдней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Припроведении конкурса на право заключить государственный или муниципальныйконтракт, начальная (максимальная) цена которого превышает пятьдесят миллионоврублей, либо на право заключить государственный или муниципальный контракт навыполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологическихработ такой срок не может превышать тридцать дней со дня подписания указанногопротокола.
Вслучае если победитель конкурса или участник конкурса, заявке на участие вконкурсе которого присвоен второй номер, в срок, предусмотренный конкурснойдокументацией, не представил заказчику подписанный контракт, а такжеобеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органомбыло установлено требование обеспечения исполнения контракта, победительконкурса или участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоенвторой номер, признается уклонившимся от заключения государственного илимуниципального контракта[32].
Государственныйили муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять днейсо дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявокна участие в конкурсе, а при проведении закрытого конкурса со дня подписанияпротокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе
Чтокасается закрытого конкурса, то он проводится по согласованию с уполномоченнымна осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органомисполнительной власти. Согласование проведения закрытого конкурса осуществляетсяв порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 № 124 «Обутверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытогоаукциона, возможности заключения государственного или муниципального контрактас единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)»[33].2.3 Порядок организации и проведения электронных торгов
В2009 году было введено понятие электронной площадки и оператора электроннойплощадки. Под электронной площадкой понимается сайт в сети Интернет, на которомпроводятся открытые аукционы в электронной форме. Оператором электроннойплощадки является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,владеющие электронной площадкой, необходимыми для ее функционированияпрограммно-аппаратными средствами и обеспечивающие проведение открытыхаукционов в электронной форме. Для обеспечения доступа к участию в открытомаукционе, проводимом в электронной форме, оператор осуществляет аккредитациюучастников размещения заказа.
Дляучастия в открытом аукционе, проводимом в электронной форме, аккредитованныйучастник размещения заказа должен зарегистрироваться на электронной площадке вкачестве участника соответствующего аукциона посредством использования средствидентификации. Регистрация проводится бесплатно в любое время с моментаразмещения извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме домомента окончания проведения аукциона.
Вредакции Федерального закона от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ при проведении открытого аукциона в электронной форме «шаг аукциона» не устанавливался. Этот факт в2005 – 2006 гг. вызывал много вопросов. Высказывались мнения, что из-за егоотмены при проведении открытого аукциона в электронной форме увеличиваетсядлительность данной процедуры, поскольку «шаг» мог бы искусственно занижатьсяпоставщиками[34]. Новая редакцияЗакона о размещении заказов предусматривает, что при проведении аукциона вэлектронной форме участники аукциона подают в форме электронных документовпредложения о цене контракта, предусматривающие снижение начальной(максимальной) цены контракта на «шаг аукциона», указанный в извещении опроведении открытого аукциона в электронной форме. При поступлении первогопредложения о цене контракта, являющейся в момент проведения аукциона наиболеенизкой, участник аукциона, подавший такое предложение, должен незамедлительноуведомляться об этом оператором.
Указанныепоправки в ФЗ о проведении аукциона в электронной форме призваны способствоватьпредотвращению коррупции при размещении и проведении государственных имуниципальных закупок. Однако, по мнению представителей Федеральнойантимонопольной службы, еще не все проблемные вопросы сняты. В частности, ФАСнамерена продолжить работу над нормативной документацией по электроннымаукционам[35].
Заключение
Взаключение сделаем соответствующие выводы.
ЗаконодательствоРоссийской Федерации о размещении заказов основывается на положенияхГражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса РоссийскойФедерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральныхзаконов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
Уполномоченнымфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфереразмещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг дляфедеральных государственных нужд (за некоторыми исключениями) являетсяФедеральная антимонопольная служба. Размещение заказа может осуществлятьсяпутем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона вэлектронной форме; а также без проведения торгов (запрос котировок, уединственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Многообразиеизложения содержания понятий «государственные закупки» и «государственныйзаказ» стало камнем преткновения законотворческой мысли, а также в разработке ивнедрении рекомендаций по совершенствованию государственного заказа вРоссийской Федерации.
Отсутствиезаконодательно закрепленных терминов и понятий влечет за собой возможностьвозникновения множества правовых коллизий при размещении государственногозаказа в Российской Федерации и как следствие – длительные судебные тяжбы.
Государственныйзаказ является главным элементом антикризисной политики государства. В целяхединообразного толкования и применения нормы права данное понятие необходимозакрепить на законодательном уровне и привести в соответствие все действующиенормативно-правовые акты на федеральном и региональном уровнях государственнойвласти.
Список использованной литературы
Нормативно-правовыеакты:
1. «КонституцияРоссийской Федерации», принята всенародным голосованием 12.12.1993,опубликована в «Российской газете», № 237, 25.12.1993 (с учетом поправок,внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст.445.
2. Федеральныйзакон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»(ред. от 27.12.2009) // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, № 30 (ч.1), ст. 3105.
3. УказПрезидента РФ от 16.10.1996 № 1446 «О первоочередных мерах поддержкиорганизаций текстильной и легкой промышленности, выполняющих государственныйоборонный заказ» // «Собрание законодательства РФ», 21.10.1996, № 43, ст. 4883.
4. ПостановлениеПравительства РФ от 31.07.2007 № 491 «Об утверждении Положения о веденииреестра государственных или муниципальных контрактов, в которые включаютсясведения, касающиеся размещения заказов и составляющие государственную тайну»// «Собрание законодательства РФ», 06.08.2007, № 32, ст. 4149.
5. ПостановлениеПравительства РФ от 30.06.2007 № 418 «Об утверждении Положения об особенностяхразмещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесови заключения договоров» (ред. от 31.12.2008) // «Собрание законодательства РФ»,09.07.2007, № 28, ст. 3433.
6. ПостановлениеПравительства РФ от 10.03.2007 № 147 «Об утверждении Положения о пользованииофициальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещениизаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим,программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспеченияпользования указанными сайтами» // «Собрание законодательства РФ», 19.03.2007,№ 12, ст. 1412.
7. ПостановлениеПравительства РФ от 28.12.2006 № 813 «О дополнительных требованиях к участникамразмещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства» //«Собрание законодательства РФ», 01.01.2007, № 1 (2 ч.), ст. 269.
8. ПостановлениеПравительства РФ от 04.11.2006 № 656 «Об утверждении Правил определенияначальной цены государственного контракта при размещении государственногооборонного заказа путем проведения торгов, а также цены государственногоконтракта в случае размещения государственного оборонного заказа уединственного поставщика (исполнителя, подрядчика)» (ред. от 10.03.2009) //«Собрание законодательства РФ», 13.11.2006, № 46, ст. 4803.
9. ПостановлениеПравительства РФ от 04.11.2006 № 642 «О перечне товаров, работ, услуг длягосударственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которыеосуществляется у субъектов малого предпринимательства» (ред. от 17.03.2009) //«Собрание законодательства РФ», 13.11.2006, № 46, ст. 4793.
10. ПостановлениеПравительства РФ от 27.10.2006 № 631 «Об утверждении Положения о взаимодействиигосударственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных наосуществление функций по размещению заказов для государственных илимуниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов» (ред. от05.10.2007) // «Собрание законодательства РФ», 30.10.2006, № 44, ст. 4602.
11. ПостановлениеПравительства РФ от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительнойвласти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов напоставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральныхгосударственных нужд» (ред. от 27.10.2008) // «Собрание законодательства РФ»,27.02.2006, № 9, ст. 1017.
12. ПостановлениеПравительства РФ от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольнойслужбы» (ред. от 15.09.2009) // «Собрание законодательства РФ», 12.04.2004, №15, ст. 1482.
13. ПостановлениеПравительства РФ от 23.01.2004 № 41 «Об утверждении примерных государственныхконтрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ по государственному оборонному заказу» (ред. от 22.08.2005) //«Российская газета», № 16, 30.01.2004.
14. ПриказРосфиннадзора от 04.05.2006 № 51 «О Методическом совете Федеральной службыфинансово-бюджетного надзора по вопросам применения законодательства РоссийскойФедерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещениизаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд» // Правовая система «Консультант Плюс».
15. ПриказМинэкономразвития РФ от 03.05.2006 № 124 «Об утверждении Порядка согласованияпроведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключениягосударственного или муниципального контракта с единственным поставщиком(исполнителем, подрядчиком)» (ред. от 15.06.2009) // Правовая система«Консультант Плюс».
16. ПисьмоФАС РФ от 25.05.2007 № АЦ/8325 «О направлении Методических рекомендаций» //Правовая система «Консультант Плюс».
Судебная практика:
1. ПостановлениеФАС Северо-Западного округа от 17.09.2009 по делу № А56-58735/2008 «Суд призналнезаконным решение управления Рособоронзаказа об аннулировании результатовпроведенного аукциона на долевое участие в строительстве жилогомногоквартирного дома, к участию в котором допущено ООО, поскольку последнеепредставило в аукционную комиссию документы, необходимые для подтверждениясоответствия участника размещения заказа установленным законом требованиям» //Правовая система «Консультант Плюс».
2. ПостановлениеФАС Северо-Западного округа от 06.07.2009 по делу № А56-33917/2008 «Суд отказалв признании незаконным решения антимонопольной службы о включении сведений обООО в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключениягосударственного контракта на поставку автомобилей, поскольку из материаловдела следует, что общество как победитель открытого аукциона не представилозаказчику в установленный документацией об аукционе срок подписанный проектконтракта, соответствующий аукционному предложению» // Правовая система«Консультант Плюс».
3. ОпределениеВерховного Суда РФ от 26.07.2006 № 55-Г06-9 «Заявление о признаниинедействующими п. 7.5 ст. 7 в части, ст. 13 Закона Республики Хакасия «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Республике Хакасия» от22.05.1996 № 62 (с изменениями от 05.07.2005) удовлетворено правомерно,поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта противоречатфедеральному законодательству» // Правовая система «Консультант Плюс».
Литература:
1. АлексеевС.С. Гражданское право. М.: Проспект. 2009. С. 528.
2. АсаулА. Н., Кощеев В. А. Государственное предпринимательство в строительстве(государственный строительный заказ). М.: АНО «ИПЭВ», 2009. С. 320.
3. БорисовА. Н., Краев Н. А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О размещениизаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд». М.: Деловой двор, 2009. С. 1016.
4. БрагинскийМ.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга 5. Том 2. М.: Статут, 2006. С. 860.
5. ВласовА. А. Гражданское право. Особенная часть. М.: СГУ. 2008. С. 456.
6. ВласовВ.А. Правовая природа государственных и муниципальных контрактов //Предпринимательское право. 2009. № 2.
7. ГатинА. М. Гражданское право. М.: Дашков и Ко. 2009. С. 384.
8. Гражданскоеправо / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М., 2006
9. КайльА. Н. Правила размещения государственных и муниципальных заказов. М.: РОСБУХ,2008. С. 304.
10. КарповВ.А. Актуальные проблемы применения законодательства Российской Федерации оразмещении заказов для государственных нужд // Юридический мир. 2008. № 2.
11. КонстандоглоО. Поединок брони и снаряда. Так представители ФАС России характеризуют работупо внесению изменений и дополнений в Федеральный закон № 94-ФЗ» //Фармацевтический вестник. 2009. № 26.
12. ЛезинаЕ. и др. Аукцион. Организация и проведение открытого аукциона. М.: Центрподрядных торгов в строительстве, 2008. С. 156.
13. МедведевМ. Ю., Насонов А. М. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочникинвестора. М.: Юстицинформ, 2010. С. 224.
14. СавельевА.Б. Некоторые проблемы признания недействительным размещения государственного(муниципального) заказа, проводимого в форме торгов // Юрист. 2008. № 7.
15. СавинаС. Основания и порядок осуществления государственного контроля за организациейи проведением конкурсов при размещении государственных и муниципальных заказов// Юрист. 2006. № 8
16. СоколП.В. Изменения в правовом регулировании института размещения заказов длягосударственных и муниципальных нужд // Законодательство и экономика. 2007. №9.
17. ШиховаС.С. Открытый аукцион в электронной форме // Право и экономика. 2007. № 10.