Содержание
Введение
1. Понятие правового регулирования бухгалтерского учета
2. Виды нормативно-правовых актов в области правовогорегулирования бухгалтерского учета
3. Порядок и правила правовогорегулирования бухгалтерского учета
4. Налоговый учет
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Осуществляя деятельность в условиях действия принципов рыночнойэкономики, предприятия, в целях избежания поражения в конкурентной борьбе, банкротстваи дальнейшей ликвидации, вынуждены использовать имеющиеся у них экономические ресурсыс максимальной рациональностью. При принятии управленческих решений руководящемузвену необходимо проводить глубокий анализ целесообразности покупки средств производства,внедрения и выпуска определенного вида продукции, сопоставлять понесенные затратыс полученной прибылью. Основным источником получения данных, необходимых для достижениявышеуказанных целей, является бухгалтерский учет. Он не только отражает результатыхозяйственной деятельности, но и непосредственно воздействует на нее, являясь важнейшимсредством постоянного контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, финансовыхсредств, за правильностью их использования. Важность бухгалтерского учета требуетчеткого и полного правового регулирования. Вследствие этого рассмотрение правовогорегулирования бухгалтерского учета достаточно актуально на сегодняшний день.
Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования бухгалтерского учета.
1. Понятие правового регулирования бухгалтерского учетаПравовое регулирование бухгалтерскогоучета — это процесс воздействия государства на общественные отношения в областибухгалтерского учета с помощью юридических норм (норм права). Правовое регулированиеосновывается на предмете и методе правового регулирования.Метод правового регулирования- способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Методы правовогорегулирования:свойственны только государствув лице его органов;касаются только юридическихнорм;обеспечиваются государственнымпринуждением.Методы правового регулированиябухгалтерского учета подразделяются на императивные и диспозитивные./>Императивныйметод правового регулирования бухгалтерского учета — способ властного воздействияна участника общественных отношений в области бухгалтерского учета, урегулированныхнормами права.Диспозитивный метод правовогорегулирования бухгалтерского учета — способ регулирования отношений между участникамибухгалтерского учета, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляетучастникам самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормамиправа. Диспозитивный метод бухгалтерского учета включает в себя три способа регулированияобщественных отношений:дозволение совершить известныедействия, имеющие правовой характер;предоставление участникамобщественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;предоставление лицам, участвующимв определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.Предмет правового регулирования- форма общественных отношений в области бухгалтерского учета, которая закрепляетсясоответствующей группой юридических норм.
Законодательство Российской Федерациио бухгалтерском учете состоит из 129 Федерального закона от 21.11.1996г. «Обухгалтерском учете», устанавливающего единые правовые и методологические основыорганизации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральныхзаконов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства РоссийскойФедерации.
/>Основными целямизаконодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечениеединообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемыхорганизациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информацииоб имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователямбухгалтерской отчетности.
Важнейшая задача правового регулирования бухгалтерского учета- обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операцийорганизаций, составление и представление сопоставимой и достоверной информации обимущественном положении, доходах и расходах организаций, которая необходима в партнерскихотношениях в рыночной экономике.
Эта задача выполняется в двух направлениях, включающих централизованноерегулирование и самостоятельность организаций в оперативном осуществлении бухгалтерскогоучета.
Необходимость установления централизации в ведении бухгалтерскогоучета достигается тем, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетомосуществляется Правительством Российской Федерации.
Методология учета, обеспечивающая его единообразие, разрабатываетсяорганами государственного управления, наделенными соответствующей компетенцией.Координация этой деятельности возлагается на Министерство финансов РФ.
2. Виды нормативно-правовых актов в области правовогорегулирования бухгалтерского учета
На современном этапе система нормативного регулирования бухгалтерского учетав России состоит из актов нескольких уровней юридической силы.
Первый уровень — законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете.В соответствии с п. «р» ст.71 Конституции РФ вопросы бухгалтерского учетанаходятся в ведении Российской Федерации. Основной составляющей законодательстваРФ о бухгалтерском учете являются Федеральные законы «О бухгалтерском учете»от 21 ноября 1996 г. и «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетностидля субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. К законодательству о бухгалтерском учете относятся также Указы Президента РФ, постановления ПравительстваРФ.
Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.В настоящее время действуют следующие Положения:
1. Положение по ведению бухгалтерскогоучета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом МинфинаРоссии от 29 июля 1998 г.
2. Положение по бухгалтерскому учету«Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом МинфинаРоссии от 9 декабря 1998 г. № 60н, с изменениями от 30 декабря 1999 г.
3. Положение по бухгалтерскому учету«Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденноеПриказом Минфина России от 20 декабря 1994 г.;
4. Положение по бухгалтерскому учету«Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностраннойвалюте» ПБУ 3/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 10 января 2000 г. N° 2н;
5. Положение по бухгалтерскому учету«Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное ПриказомМинфина России от 6 июля 1999 г. № 43н;
6. Положение по бухгалтерскому учету«Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное ПриказомМинфина России от 9 июня 2001 г. №44н;
7. Положение по бухгалтерскому учету«Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина Россииот 30 марта 2001 г. № 26н;
8. Положение по бухгалтерскому учету«События после отчетной даты» ПБУ 7/98, утвержденное Приказом МинфинаРоссии от 25 ноября 1998 г. №65н;
9. Положение по бухгалтерскому учету«Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/98, утвержденное ПриказомМинфина России от 25 ноября 1998 г. № 57н;
10. Положение по бухгалтерскому учету«Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от6 мая 1999г. N° 32н, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.
11. Положение по бухгалтерскому учету«Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина Россииот 6 мая 1999 г. № ЗЗн, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.
12. Положение по бухгалтерскому учету«Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное ПриказомМинфина России от 13 января 2000 г. № 5н, с изменениями от 30 марта 2001 г.;
правовое регулирование бухгалтерский учет
13. Положение по бухгалтерскому учету«Информация по сегментам» ПБУ 12/2000, утвержденное Приказом Минфина Россииот 27 января 2000 г. №11н;
14. Положение по бухгалтерскому учету«Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом МинфинаРоссии от 16 октября 2000 г. № 92н;
15. Положение по бухгалтерскому учету«Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное Приказом МинфинаРоссии от 16 октября 2000 г. N° 91н;
16. Положение по бухгалтерскому учету«Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/2001, утвержденноеПриказом Минфина России от 2 августа 2001 г. № 60н.
Необходимость Положений заключается в детализации правил ведения бухгалтерскогоучета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета.
Третий уровень системы — методические указания, рекомендации, инструкции. В качествепримера можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовыхобязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 1995 г. № 49. Один из важнейших документов этого уровня — План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственнойдеятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом МинфинаРоссии от 31 октября 2000 г. № 94н. План счетов представляет собой систематизированныйперечень синтетических счетов. На синтетических счетах ведется синтетический учет- учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств ихозяйственных операций по определенным экономическим признакам. К счетам могут,в установленных Планом счетов случаях, открываться субсчета, то есть частные слагаемыесчетов, позволяющие вести аналитический учет.
Аналитическим называется учет, который ведется на аналитических счетах бухгалтерскогоучета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственныхоперациях внутри каждого синтетического счета. На основании Плана счетов, являющегосянормативным актом, организации разрабатывают рабочий план счетов, содержащий синтетическиеи аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, и отражающийспецифику деятельности. Рабочий план счетов является элементом учетной политикиорганизации.
Четвертый уровень в системе составляют локальные нормативные акты, принимаемыеорганизацией и формирующие ее учетную политику.
Необходимо также руководствоваться актами по бухгалтерскому учету, принятымиеще органами исполнительной власти СССР. Эти акты действуют, если не были отмененыофициально и не противоречат стандартам бухгалтерского учета.
3. Порядок и правила правового регулирования бухгалтерскогоучета
В настоящее время основу правового регулирования бухгалтерскогоучета определяет Федеральный закон “О бухгалтерском учете”, который вступил в силу28 ноября 1996 г. Этот Закон устанавливает единые правовые и методологические основыорганизации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. На его основепринимаются другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановленияПравительства РФ и другие подзаконные акты.
Нормативные акты по бухгалтерскому учету, изданные до вступленияв силу этого закона, действуют в части, не противоречащей ему. Частично сохраняетсилу Положение о бухгалтерском учете и отчетности Российской Федерации, утвержденноеприказом Министерства финансов №170 в 1994 г.
Бухгалтерский учет по всех организациях, находящихся на территорииРоссии, независимо от форм собственности, а также в филиалах и представительствахиностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РоссийскойФедерации, осуществляется на основании Федерального закона о бухгалтерском учете.
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в интересах налогообложенияв порядке, установленным налоговым законодательством. Применение правил бухгалтерскогоучета является обязанностью всех организаций. Уклонение от их выполнения признаетсянарушением закона.
Неприменение этих правил в случаях, когда они не позволяют достоверноотразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности, должно иметьобоснование, которое включается обязательно в пояснительную записку, входящую вгодовую бухгалтерскую отчетность.
С учетом законодательства о бухгалтерском учете регулируютсяразличные правоотношения: а) между юридическими лицами — имущественно самостоятельнымиорганизациями; б) между юридическим лицом — организацией и ее должностным лицом- руководителем или главным бухгалтером; в) между юридическими лицами — хозяйствующимисубъектами и соответствующими органами государственного контроля, призванными обеспечиватьсоблюдение законности в области распоряжения имуществом, выполнения обязательствпо использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденныминормами, нормативами и сметами.
В правоотношениях между юридическими лицами, которые основанына гражданских договорах купли-продажи, подряда, поставки и других, необходимоеусловие — наличие имущества, являющегося предметом сделки, которая всегда имеетсоответствующее денежное выражение и отражается на балансе продавца. Это всегдаможно проверить при заключении сделки. Одновременно на расчетном (текущем) счетеконтрагента должны быть отражены соответствующие денежные средства, служащие средствомрасчета по заключенной сделке.
Правильная постановка бухгалтерского учета, достоверно отражающегореальное имущественное положение хозяйствующего субъекта, гарантирует предотвращениевозникновения убытков для партнеров по обязательствам, возникающим на основе гражданскогодоговора.
В ряде случаев это находит прямое отражение в ГК РФ. Так, подоговору продажи предприятия как имущественного комплекса его состав и стоимостьопределяются на основе полной инвентаризации, проводимой в соответствии с уставнымиправилами такой инвентаризации. До подписания этого договора должны быть составленыи рассмотрены сторонами: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, а также переченьвсех долгов (обязательств), включаемых в состав имущества предприятия.
В качестве основной задачи бухгалтерского учета закон указываетна необходимость формирования полной и достоверной информации о деятельности организациии ее имущественном положении для внутренних пользователей бухгалтерской отчетности- руководителей, учредителей, участников и собственников имущества организации.
Данные бухгалтерского учета используются для принятия управленческихрешений руководителями предприятий, акционерами и другими собственниками.
Правоотношения, складывающиеся внутри хозяйственной организациипо поводу ответственности за ведение бухгалтерского учета, регулируются нормамитрудового и административного законодательства. Эти отношения главным образом связаныс функциями главного бухгалтера.
Главный бухгалтер возглавляет организацию бухгалтерского учетана предприятиях. При отсутствии в штате этой должности такой службой руководит бухгалтер.Главный бухгалтер (бухгалтер) назначается на должность и освобождается от должностируководителем организации и ему непосредственно подчиняется. Он несет ответственностьза формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представлениеполной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает законность осуществляемыхорганизацией хозяйственных операций, контроль за движением имущества и выполнениемобязательств.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлениюхозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведенийобязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежныеи расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительнымии не должны приниматься к исполнению.
В случае разногласий между руководителем организации и главнымбухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могутбыть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, которыйнесет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
Данные бухгалтерского учета и отчетности служат объектами правоотношениймежду юридическими лицами и органами государственного контроля, а также структурамиаудиторской службы. Эти отношения строятся на основании норм административного праваи гражданского права.
Организация бухгалтерского учета в отдельных организациях в зависимостиот объема учетной работы может быть различна. В крупных организациях бухгалтерскаяслужба создается как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.Бухгалтерская отчетность в этих организациях подписывается руководителем организациии главным бухгалтером (бухгалтером).
В небольших организациях либо вводится в штат должность бухгалтера,либо передается на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованнойбухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. Руководителиэтих организаций, а также бухгалтер-специалист подписывают бухгалтерскую отчетностьвместе с руководителем организации.
Руководитель организации, обладающий соответствующей квалификацией,может вести бухгалтерский учет лично.
Во всех случаях принятая структура утверждается приказом илираспоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетическиеи аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствиис требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформленияхозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетныхдокументов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имуществаи обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другиерешения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Закон устанавливает требование стабильности принятой организациейучетной политики. Изменение учетной политики может производиться только по основаниям,предусмотренным законом. К ним относятся: изменение законодательства РоссийскойФедерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерскогоучета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенногоизменения условий ее деятельности. При этом в целях обеспечения сопоставимости данныхбухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансовогогода.
Основные требования к ведению бухгалтерского учета закрепленызаконом. Этим достигается требование единообразия ведения бухгалтерского учета,что в свою очередь дает возможность сопоставления необходимых данных.
К таким требованиям закон относит обязательность отражения вбухгалтерском учете и отчетности имущества, обязательств и хозяйственных операцийв денежном выражении. Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциямв иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валютыпо курсу Центрального банка России на дату совершения операции. Законом установленыосновные способы и методы оценки имущества, приобретенного и произведенного самойорганизацией, а также начисление амортизации основных средств и нематериальных активовнезависимо от результатов хозяйственной деятельности в отчетном периоде.
Другим требованием, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета,является его непрерывность. Он ведется юридическим лицом с момента его регистрациидо реорганизации или ликвидации в соответствии с правилами, установленными гражданскимзаконодательством. Системность бухгалтерского учета обеспечивается установленнымзаконом требованием своевременной и полной регистрации всех хозяйственных операцийбез каких-либо пропусков и изъятий, что осуществляется двойной записью на корреспондирующихсясчетах, включенных в — рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Нарушение этих требований обесценивает необходимую информациюи может быть предпосылкой для корыстных злоупотреблений в ущерб контрагенту илиинтересам государства.
Закон дает характеристики содержания отдельных документов и операций,используемых в бухгалтерском учете, определяя исчерпывающим образом их признаки,что служит правовым основанием для оценки их правомерности.
Это относится к содержанию первичных учетных документов, которыеслужат оправдательными документами при проведении хозяйственных операций. Первичныеучетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейсяв альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, формакоторых отсутствует, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ст.9Закона о бухгалтерском учете. Предусмотрены сроки составления первичных документов,порядок внесения в них исправлений, а также ответственность лиц, проводивших операциии подписавших документы.
Первичные учетные документы могут быть изъяты только органамидознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциямии налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с действующимзаконодательством. Главный бухгалтер или другое должностное лицо вправе с разрешенияи в присутствии органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указаниемоснования и даты изъятия.
Также определены правила ведения регистров бухгалтерского учета,которые предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся впринятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учетаи в бухгалтерской отчетности. В целях контроля установлена обязательность хронологическойпоследовательности отражения хозяйственных операций в регистре бухгалтерского учета,а также их группировка по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистре бухгалтерскогоучета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. В обязанности этих лиц законвменяет обеспечение защиты регистров от несанкционированных исправлений, порядоккоторых также предусмотрен законом.
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерскойотчетности является коммерческой тайной, за ее 1 разглашение лица, получившие доступк этой информации, несут ответственность, установленную Гражданским кодексом в 1форме возмещения убытков (ст.139 ГК РФ) и Уголовным кодексом (ст.183 УК РФ).
Законодательно закреплены также требования, предъявляемые к инвентаризацииимущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаетсяих наличие, состояние и оценка.
Инвентаризация выявляет достоверность данных бухгалтерского учетаи отчетности. Это определяет значение неукоснительности установленных законом правило порядке, сроках ее проведения, а также регулирования расхождений между фактическимналичием имущества, определенным в итоге инвентаризации и данными бухгалтерскогоучета, ответственности виновных лиц в причиненных убытках.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителеморганизации. Однако в некоторых случаях закон требует ее обязательного проведения:перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально ответственныхлиц и в других предусмотренных законом случаях. Уклонение от проведения обязательныхинвентаризаций является грубым нарушением законодательства со всеми вытекающимипоследствиями.
Выявленная в ходе инвентаризации недостача имущества и его порчасверх норм естественной убыли должна относиться на счет виновных лиц. И только вслучае, если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков сних, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результатыорганизации, а в бюджетной организации — на уменьшение финансирования (фондов).
Порядок уточнения расхождений в суммах расчетов и обязательств,выявленных при инвентаризации, не определен законом. Их регулирование вытекает лишьиз толкования соответствующих норм, предусмотренных законодателем.
Бухгалтерская отчетность, которую обязаны составлять все организации,регулируется законодательно по ее составу, срокам и адресам ее представления, атакже публичности бухгалтерской отчетности. Формы бухгалтерской отчетности, а такжеинструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ.
Важной гарантией достоверности бухгалтерской отчетности являетсявключение в качестве обязательной ее составной части полного текста аудиторскогозаключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации,подлежащей обязательному аудиту в соответствии с федеральным законодательством.
Каждая организация, обязанная вести бухгалтерский учет, представляетгодовую бухгалтерскую отчетность участникам организации, акционерам, иным собственникамее имущества в соответствии с учредительными документами, а также территориальныморганам государственной статистики по месту ее регистрации. Представляемая годоваябухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительнымидокументами организации. Так, в соответствии с Законом “Об акционерных обществах"утверждение годовой отчетности относится к компетенции общего собрания акционеров.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляютсвои отчеты органам, управляющим государственным имуществом.
Важным требованием закона, обеспечивающим возможность контроля,является публичность бухгалтерской отчетности, которая обеспечивается обязанностьюорганизаций публиковать в газетах, журналах, доступных пользователям бухгалтерскойотчетности, либо распространением среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащихбухгалтерскую отчетность, а также ее передачей территориальным органам государственнойстатистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованнымпользователям.
Для различных организаций установлены различные периоды (годили квартал), за которые должна публиковаться бухгалтерская отчетность. Так, Законом“Об акционерных обществах" в ст.92 установлена обязанность открытого обществаежегодно публиковать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеровданного общества, годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей иубытков.
4. Налоговый учет
Налоговым учетом является совокупность всех действий бухгалтера,связанных с налогообложением (составление налоговых деклараций, выписка счетов-фактурпо НДС, ведение журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупоки продаж и т.д.).
По налогу на прибыль ярким примером налогового учета являетсяработа, проводимая бухгалтерами для составления приложения № 4 к Инструкции МНСРоссии от 15.07.2000 № 62 «Справка о порядке определения данных, отражаемыхпо строке 1 Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли».В этой справке осуществлялась корректировка бухгалтерской отчетной прибыли для определенияналогооблагаемой прибыли. Для составления этой справки организации должны вестиотдельный учет расходов и доходов, учитываемых и не учитываемых при налогообложенииприбыли, сумм превышения фактических расходов над установленными нормативами ит.п. Только раньше все эти процедуры не назывались налоговым учетом. Поэтому говоритьо налоговом учете как о чем-то совершенно новом не приходится. Единственным новшествомявляется необходимость особого ведения налогового учета в обязательном порядке.
Налоговый учет — это система обобщения информации о доходах ирасходах для определения налоговой базы по прибыли на основе данных первичных документов.
Систему налогового учета организации выбирают самостоятельно,порядок его ведения устанавливается каждой организацией в учетной политике для целейналогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением руководителя).
Данные налогового учета должны отражать:
порядок формирования сумм доходов и расходов;
порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущемналоговом (отчетном) периоде;
сумму остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующихналоговых периодах;
порядок формирования сумм создаваемых резервов;
сумму задолженности по расчету с бюджетом по налогу на прибыль.
Подтверждением данных налогового учета являются:
первичные учетные документы (в т. ч. справки бухгалтера);
аналитические регистры налогового учета;
расчет налоговой базы.
Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации сгруппированныхданных налогового учета за отчетный (налоговый) период без отражения по счетам бухгалтерскогоучета.
Формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должнысодержать следующие реквизиты:
наименование регистра;
период (дату) составления;
измерение операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
наименование хозяйственных операций;
подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
/>Формирование данных налогового учета предполагаетнепрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения(в т. ч. операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах,либо переносятся на ряд лет). При этом аналитический учет данных должен быть организовантак, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях,в электронном виде и (или) любых магнитных носителях.
Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных разрабатываютсяорганизациями самостоятельно и устанавливаются приложениями к приказу (распоряжению)руководителя об учетной политике для целей налогообложения.
Правильность отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах налогового учетаобеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
Исправление ошибок в регистрах налогового учета должны быть обоснованы и подтвержденыподписью лица, вносящего исправления, с указанием даты и обоснованием внесенногоисправления.
/>Налоговый учет возможно организовать так:
1. Бухгалтерский учет фактов хозяйственной деятельности осуществляются в обычномпорядке работники бухгалтерской службы, а налоговый учет — работники службы, специальносозданной для этой цели.
Однако здесь имеет место несколько отрицательных моментов:
Во-первых, создание специальной налоговой службы в большинстве случаев приведетк росту общего числа работников, занимающихся учетом (как бухгалтерским, так и налоговым).Кроме того, не все организации могут позволить себе создание вышеуказанной службы.
Во-вторых, по ряду операций будет дублирование учетных записей в обеих службах,поскольку показатели многих видов доходов и расходов, используемых при расчете налоговойбазы, будут формироваться одинаково как для целей бухгалтерского учета, так и дляцелей налогообложения.
В-третьих, для руководителей организаций цель бухгалтерского учета значительноснизится, ибо информацию по налогообложению прибыли они будут получать не от бухгалтерии.
2. Налоговый учет ведется без разработки конкретных форм аналитических регистров,которые будут отличаться в разных организациях в зависимости от условий хозяйственнойдеятельности (организационно-правовой формы, предмета и региона деятельности, видовзаключаемых договоров и др.).
Заключение
Общее методологическое руководствобухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РоссийскойФедерации.
/>Органы, которымфедеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясьзаконодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своейкомпетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РоссийскойФедерации:
/>а) планы счетовбухгалтерского учета и инструкции по их применению;
/>б) положения(стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способыведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представлениябухгалтерской отчетности;
/>в) другие нормативныеакты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;
/>/>г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы веденияучета и отчетности для таможенных целей.
/>/>/>/>Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскомуучету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулированиябухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниямМинистерства финансов Российской Федерации.
/>Организации, руководствуясьзаконодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актамиорганов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетнуюполитику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Что касается реформирования системы отечественного бухгалтерскогоучета, то в ее основе должно лежать, прежде всего, принятие нового Федеральногозакона «О бухгалтерском учете». Действующий закон, принятый в сложныйпереходный период, в целом свою миссию выполнил, заложив концептуальные основы правовогорегулирования в данной сфере. Однако, с течением времени, он все же устарел, ярчепроявились имеющиеся пробелы и противоречия. Новый закон должен быть призван определитьконкретную цель бухгалтерского учета, его основополагающие принципы, разделить сферукомпетенции в области ведения бухгалтерского учета между государством, негосударственнымиструктурами и самими организациями. Ведь установление простых и понятных, но вместес тем четких и однозначных правил в области бухгалтерского учета будет способствоватьросту количества инвестиций, что благоприятным образом отразиться на состоянии экономикистраны.
Список использованной литературы
Нормативно-правовыеакты:
1. ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ (в ред.от 3 ноября 2006г.)
Учебная литература:
2. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета, 6-е изд., доп. и перераб. — М:ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2008
3. Белов А.А., Белов А.Н. Бухгалтерский учет. Теория и практика: Учебник. — М.: Изд-во «Эксмо», 2009.
4. Каморджанова Н.А., Карташова И.В., Тимофеева М.В. Бухгалтерский финансовыйучет. — СПб: Питер, 2009.
5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник — М: Инфра — М, 2009
6. Хаханова Н.Н. Основы бухгалтерского учета и аудита. Серия «УчебникиФеникса», Ростов н/Д: «Феникс», 2009