Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«УДМУРТСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплине«Государственное административное управление»
на тему:
«Правоприменительнаяуправленческая деятельность»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Правоприменительная управленческаядеятельность
1.1 Понятие механизма правоприменения
1.2 Процедура правоприменительнойдеятельности, ее стадии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:В процессеправового регулирования общественных отношений правоприменительная деятельностьзанимает центральное место. От нее в решающей степени зависит правильное,своевременное и эффективное осуществление нормативно-правовых предписаний. Онаспособствует реализации субъективных прав и юридических обязанностей, служитнадежным средством укрепления законности и правопорядка, гарантией правграждан. Поэтому проблемы реализации права, применения права выдвигаются напервый план, привлекают к себе пристальное внимание административной науки ипрактики.
Цель: Правоприменительная управленческаядеятельность.
Объектом: Исследование вопросов примененияправовых норм, форм и методов правоприменительной управленческой деятельности.
правоприменительный управленческий
ГЛАВА 1. Правоприменительная управленческая деятельность
Правоприменительнаяуправленческая деятельность — это разрешение конкретных управленческих дел наоснове соответствующих правовых норм. Эффективность осуществляемыхпреобразований находится в прямой зависимости от качества применениянормативно-правовых предписаний. В процессе правового регулированияобщественных отношений правоприменительная деятельность занимает центральноеместо. От нее в решающей степени зависит правильное, своевременное иэффективное осуществление нормативно-правовых предписаний. Она способствуетреализации субъективных прав и юридических обязанностей, служит надежнымсредством укрепления законности и правопорядка, гарантией прав граждан. Поэтомупроблемы реализации права, применения права выдвигаются на первый план,привлекают к себе пристальное внимание административной науки и практики.
Происходящиев общественной жизни изменения требуют переосмысления отдельных сторон правоприменения.Это связано с появлением совершенно новых субъектов правопорядка, трансформациейвзаимоотношений между его участниками, необходимостью совершенствованияправореализационного процесса, повышения его эффективности, качества, упрочениягарантий прав и свобод граждан, усиления их правозащищенности.
Исследованиевопросов применения правовых норм, форм и методов правоприменительнойуправленческой деятельности позволяет повысить «инструментальную» значимостьправа, открыть новые возможности его осуществления в целях формированияправового государства, демократизации общественной жизни, создания стабильнойобстановки в стране.
1.1 Понятие механизма правоприменения
Еслиправоприменение — одна из важнейших сторон функционирования государства игосударственного аппарата, то необходимо понять — с чего начинается и чемзавершается процесс правоприменения, какие последствия вызываетправоприменительный акт, т. е. каков механизм правоприменения.
Подмеханизмом правоприменения понимаем совокупность взаимообусловленных ивзаимосвязанных правовых средств, используемых государством, его органами,должностными лицами в целях обеспечения законного, справедливого, обоснованногоприменения права в соответствии с волей законодателя.
Механизмсвязывает применяемую норму права с ее полным осуществлением в поведениисубъектов правоотношений — это система правовых актов, действий, решенийкомпетентных органов и лиц, вслед за которыми появляются, проявляются ипретворяются в жизнь организующая и обеспечивающая функции правоприменения.
1.2 Процедура правоприменительной деятельности, ее стадии
Применение праваначинается с исследования обстоятельств дела и выбора правовой нормы,регулирующей данный случай и отношение. Фактические обстоятельства — этожизненные факты, образующие основу применения права. Установлениефактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств. Наэтой стадии проясняется вопрос об основании для правоприменительнойдеятельности, в ходе которой предстоит издать специальное решение с цельюнаделения конкретных субъектов правами и обязанностями.
Подоснованиями правоприменительной деятельности понимаются‚ такие обстоятельства и ситуации в реальнойжизни, когда компетентному органу для возникновения и «движения> правоотношениянеобходимо принять индивидуально-конкретное властное решение. К такимобстоятельствам относятся следующие:
— когдаопределенные правоотношения должны пройти контроль о стороны соответствующихправоприменительных органов. Например, регистрация сделки между гражданами(купля-продажа) нотариальными органами;
— есливозникает спор о праве и стороны не могут сами прийти к согласительномурешению;
— когданенадлежащим образом используются права и обязанности или существуютпрепятствия для их реализации;
— когдатребуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов ипризнать их юридически значимыми (признание в судебном порядке гражданинабезвестно отсутствующим или восстановление прав по утраченным документам напредъявителя);
— когдаимеет место правонарушение и правонарушителю необходимо установить конкретнуюмеру юридической ответственности или определенные меры государственноговоздействия. Акт применения вместе с соответствующей нормой права служитобязательным основанием ответственности в сфере правового регулирования;
— когда безправоприменительного акта не возникает правоотношение, не реализуется норма.
Следующаястадия применения права — это выбор и анализ юридических норм дляустановления (образования) юридической (правовой) основы решения дела.Соответствующие действия касаются здесь прежде всего текста правового акта.Выбор юридических норм на основании достоверного и точного законодательноготекста осуществляется главным образом путем правовой квалификации (юридическойоценки путем отнесения к определенным юридическим нормам) фактическихобстоятельств дела. доминирующим звеном (элементом) этой стадии деятельностиявляется правильное использование воли законодателя, выраженной в подлежащейприменению правовой норме, разрешение какой-либо конкретной жизненной ситуациив соответствии с этим.
Юридическиеколлизии и конфликты при применении правовых актов. Конституция РФ существенно расширилаправа субъектов Федерации, наделив каждый из них правом иметь своезаконодательство (Ст. 5, ч. 1). В связи с этим возрастает возможностьрасхождений противоречий между федеральным законодательством и нормотворчествомсубъектов Федерации, равно как и различий в законодательстве достаточномногочисленных субъектов Федерации.
Нередко возникаетнеобходимость определить:
а) какой ихдвух конкурирующих законов является сильнее и должен действовать в том случае,если они противоречат друг другу;
б) какойзакон (правовая норма) должен быть применен в конкретной ситуации, если онаможет подпасть под действие нескольких законов (правовых норм).
Почти всемгосударствам с федеративным устройством известны юридические конфликты —коллизии. Их причинами могут быть несовпадения политических или экономическихинтересов, а также не умение законодателей обеспечить необходимую в условияхфедерации гармонизацию права. Правила по разрешению юридических коллизий должныбыть едиными и установлены в централизованном порядке.
КонституцияРФ относит разрешение коллизий к предметам ведения РФ как таковой (ст. 71, ч.1), что обеспечивает единое правовое пространство России. Правила решенияколлизий по вертикали, т. е. между федеральным законом и правовыми актамисубъектов Федерации, основаны на принципе верховенства Конституции РФ ифедеральных законов на всей территории страны (ст. 4, ч. 2).
Единственноеисключение из этого правила — когда федеральный закон противоречит нормативномуправовому акту субъекта Федерации, изданному в рамках его исключительнойкомпетенции (ст. 73); в этом случае действует нормативный правовой акт субъектаФедерации. Споры, возникающие в случаях коллизий по вертикали, решаетКонституционный Суд РФ.
КонституцияРФ содержит еще одну важную коллизионную норму: если международным договоромустановлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, применяютсяправила международного договора (ст. 15, ч.4).
Важная частьфедерального коллизионного права — коллизионные нормы, определяющие, законкакого из двух или нескольких субъектов Федерации должен быть применен поконкретному делу. В мировой практике сложилсi4 целый ряд принципов (такназываемых коллизионных привязок), на основе которых решается этот вопрос,например в имущественных спорах применяется закон места совершения сделки,закон места нахождения имущества. Для конституционного права важны привязки,определяющие, какой закон применяется к иностранцу — национальный или законместожительства.
В российскомзаконодательстве коллизионные нормы содержатся в гражданском, семейном праве ив законодательных актах других отраслей права.
Стадия решениядела и документального оформления принятого решения.
Решениеюридического дела — это завершающая фаза, итог применения права. Его результат— индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое вдокументальную форму, в форму акта-документа — приговора, решения, определения,заключения и т.д.
• Следующаястадия правоприменительной деятельности — это реализация норм права вконкретных правоотношениях.
Подреализацией норм права понимается поведение граждан. иных лиц, государственныхорганов, соответствующее нормам права, или, иначе говоря, правомерноеповедение. Нормы права, закрепленные ми субъективные права и обязанностивоплощаются в конкретных действиях, поступках. Тем самым достигается конечнаяцель правового регулирования. В обществе создается система отношений, правовыепорядки, которые желал видеть правотворческий орган, принимая соответствующуюнорму права.
Реализациянорм права — это воплощение предписаний государственных органов, должностныхлиц в реальной деятельности субъектов права, превращение их требований вправомерное поведение. Нормы права по характеру предписываемого ими поведениямогут быть: обязывающими, запрещающими, управомочивающими.
Онивоплощаются в соответствующем поведении. Реализация их в конкретных отношенияхосуществляется в четырех формах: соблюдении, использовании, исполнении иприменении.
Соблюдение— это формареализации норм права, когда граждане, иные лица воздерживаются от совершениязапрещенных правом действий. Установленные законом уголовные,административно-правовые и иные запреты не реализуются.
Использованиеправа — формареализации норм права, когда граждане, иные лица используют предоставленные имсубъективные права в виде дозволений или правомочий. Субъект по своему желаниюреализует предоставленные права собственными действиями либо вступает вконкретные правоотношения.
Исполнение— форма реализациинорм права, когда граждане, иные лица исполняют возложенные на них обязанности.Субъект совершает действия, прямо предусмотренные нормой права. Обязанностьпризнается исполненной при условии, что она выполнена вовремя в надлежащем местеи надлежащим образом. Неисполнение обязанности, равно как и ее ненадлежащееисполнение, признается правонарушением и влечет за собой применение юридическойответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатыправореализации — это конечный итог правомерного поведения субъектов, который иследует рассматривать в качестве социально ценных последствий. К ним можноотнести издание правового акта, наступление предусмотренных правом последствий,удовлетворение законных интересов субъектов, пользование материальными и духовнымиблагами и т.д.
Такимобразом, применение права — это осуществляемая в установленных законом формахспециально-юридическая деятельность компетентных государственных органов идолжностных лиц, а также на то уполномоченных общественных объединений по созданиююридических фактов, развитию новых отношений и событий путем реализациивластных полномочий. Главным принципом правоприменительной практики являетсявластный исполнительно-распорядительный характер деятельности. осуществляемый вопределенных процессуальных формах.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Н.И. Глазунова«Государственное и муниципальное (административное) управление». Учебник-М: ТКВелби, издательство Проспект 2007-560с.