Реферат по предмету "Государство и право"


Правовой статус личности в Республике Беларусь

Введение
В настоящее время вобществе наметилась тенденция к все более высокому уровню демократизации егожизнедеятельности. В поле этой тенденции очень важно развитие такогосоциального института, как правовой статус личности, ее правовая культура иразвитие гражданского общества.
Рассмотрение этихвопросов наиболее интересно в историческом аспекте и в аспекте сравненияположения вещей в нашем государстве с развитыми государствами Запада. Исходя изобщей теории права можно предположить, что эти вопросы (вопросы правовогостатуса личности, ее правовой культуры и гражданского общества) тесновзаимосвязаны между собой. Именно благодаря повышению своей правовой культурычеловек наиболее полно осознает свой правовой статус как личности, чтоспособствует его стремлению к наибольшему развитию гражданского общества.
Проблема гражданскогообщества является центральной (как показало время) в процессе развитиягосударства. Именно гражданское общество обеспечивает наиболее высокий уровеньправовой культуры человека, который становится легко переносимым позитивныеявления в обществе, что не позволяет обществу застаиваться в своем развитии,ибо такой застой чреват наступлением какого-либо политического режима, неспособствующего развитию человеческого общества как в отдельно взятой стране,так и в мировом сообществе.
В контрольной работеавтор провел масштабную работу по изучению трудов философов, политологов,правоведов как древних, так и современных, с целью определения понятий«правовой статус личности», «гражданское общество», «правовая культура», атакже выяснения таких вопросов как влияние государства на правовой статусличности, развитие гражданского общества в нашем государстве, а также попыталсяустановить значение этих вопросов в жизни современного общества путем сравненияподобных явлений в наиболее развитых странах.

1. Государство и правовой статусличности
В соответствии с тем, чтоличность может рассматриваться в общечеловеческом аспекте, в планепринадлежности к определенному государству, к известной социальной группе и какотдельный индивид, права и обязанности личности могут отличаться от прав иобязанностей человека, гражданина (подданного).
В связи с этим следуетразграничить эти понятия для уяснения содержания понятия «личность». Личностьхарактеризуется способностью к самооценке, она обладает самосознанием,мировоззрением, волей, характером, нравственными и эстетическими установками.Она наделена способностью самонаблюдения, самоконтроля над своими собственнымипоступками и словами. При этом личность является индивидуализирующим понятиемдля такого термина как «человек», который (т.е. термин) не обладаетиндивидуализирующими признаками.
Основные права, свободы,обязанности человека получают государственное признание в виде юридическихправ, свобод и обязанностей граждан (подданных). Права, свободы и обязанностичеловека, закрепленные в нормативных правовых актах определенного государства,составляют правовой статус гражданина (личности). В зависимости отисторического типа государства, господствующего в нем политического режима,закрепленные в нормативных актах права, свободы, обязанности граждан могут существенноразличаться, относительно верно или извращенно отражать действительноесостояние прав и свобод человека в обществе. Реальность юридических прав исвобод граждан зависит от степени их экономического, политического и правовогообеспечения. Несмотря на то, что они, будучи зафиксированными взаконодательстве, приобретают самостоятельное значение в качестве правовогорегулятора общественных отношений, их действительное содержание в отношениикаждого отдельного индивида определяется его социальным положением.
Зависимость правовогостатуса личности (т.е. комплекса юридических прав, свобод и обязанностейграждан) от ее фактического общественного положения обусловливает необходимостьего рассмотрения на различных социальных уровнях. Права, свободы и обязанности,относящиеся ко всем гражданам, т.е. носящие всеобщий характер, должнырассматриваться в своей совокупности как общий правовой статус гражданина.Юридические же права и обязанности, касающиеся определенных слоев, групп,коллективов граждан, т.е. связанные с выполнением ими определенных социальныхролей и юридически их оформляющие, составляют особые (специальные) правовыестатусы.
Соотношение правовогостатуса и субъективных прав и обязанностей является юридическим отражениемединства социальной сущности личности (обусловливающих, формирующих ееобщественных отношений) и совершенно неповторимой совокупности характеризующихее индивидуальных черт. Иными словами, если правовой статус юридически определяетположение человека как особого родового социального явления – гражданина,государственного служащего, студента, то субъективные права и обязанностихарактеризуют фактическое правовое состояние уже совершенно конкретнойличности, выступающей в роли отдельного субъекта права (лица). Для того, чтобычеловек самостоятельно определял и осуществлял свои субъективные юридическиеправа и обязанности, он должен отвечать требованиям, предъявляемым к личности,что с правовой точки зрения означает обладание им дееспособностью. А этовозможно лишь пи условии, что человек способен принимать решения со знаниемдела, обладает свободой воли.
Все это говорит о том,что правовые вопросы положения человека в обществе не могут рассматриваться вотрыве от таких его личных качеств, без которых невозможна свободнаядеятельность личности.
Быть свободным – значитдействовать сознательно и по своей воле в пределах достигнутых социальныхвозможностей. Такое понимание свободы имеет методологическое значение длятеоретического анализа положения личности в обществе, в том числе и ее правовогоположения. Дело в том, что вывод, согласно которому свобода есть познаннаянеобходимость, охватывает два существенных момента: с одной стороны, условиядеятельности индивида (объективные законы развития природы и общества,фактически сложившиеся общественные отношения, действующие социальные нормыповедения людей), а с другой – характер, свойства самой личности и едеятельности (способность принимать решения со знанием дела, соответствиеволевых поступков реальным возможностям и социальным нормам, пониманиеответственности).
Сегодня, в условияхактивного проведения рыночных реформ, ведутся разговоры о том, чтопровозглашенные в конституциях и текущем законодательстве свободапредпринимательства, равные условия для развития всех форм собственности нарядус политическими и личными правами и свободами есть не что иное, как реальная иподлинная свобода. Однако, при этом следует учесть, что приватизация идесоциализация собственности, проводимые в странах СНГ, неизбежно приводят кусилению социального неравенства.
Выход из такогоположения, несомненно, может быть найден в правовой сфере. Ориентиром в этомнаправлении служит положение ст. 13 Конституции Республики Беларусь, согласнокоторой, государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересахчеловека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной ичастной экономической деятельности в социальных сферах.
Однако, для того, чтобыправо действительно могло существенным образом влиять на развитие социальнойсвободы, должны быть достигнуты, как минимум, следующие условия:
— созданы экономическиепредпосылки для социальных преобразований;
— ликвидированыантагонистические классовые отношения;
— народ становитсяреальным субъектом государственной власти, ее источником.
В настоящее времяправовой статус личности приобретает значение существенного фактора в обеспечениисоциальной свободы. Он устанавливает границы возможного и должного поведениялюдей, их свободной общественно значимой деятельности. Достигается это путемзакрепления в нормативных актах прав, обязанностей     и юридическойответственности, в той или иной мере соответствующих объективно достигнутомууровню социальной свободы, обеспечивающих этот уровень и даже способствующих егодальнейшему повышению.
Исходя из этого, можноопределить характерные черты правового статуса личности.
Во-первых, в немвыражается государственная воля, и его содержание, отличающееся определеннойстабильностью, меняется по воле законодателя, а не отдельных субъектов, накоторых он распространяется.
Во-вторых, составныечасти (элементы) правового статуса – статутные права, обязанности, юридическаяответственность – формируются и функционируют в виде правовых предписаний, т.е.относятся к объективному (позитивному) праву.
В-третьих, элементы правовогостатуса обладают свойствами всеобщности, масштабности, в силу чего ими иопределяются те границы, в пределах которых складывается правовое положениеконкретных лиц, формируются субъективные (личные) права и обязанности отдельныхграждан.
Наличие у правовогостатуса признаков стабильности, всеобщности, масштабности и является темнеобходимым условием, которое позволяет ему служить юридической меройсоциальной свободы. Если представить себе правовой статус в качестве меры в еефилософском понимании, то он определяет собой границы, в которых могутпроисходить количественные изменения правового положения конкретных субъектовправа, отражающие состояние их личной свободы.
Достигнутое в правовойнауке единое понимание правового статуса личности как законодательногозакрепления положения человека в обществе не означает еще единства во взглядахна его признаки и содержание.
Одни ученые полагают, чтоправовой статус гражданина един для всех членов общества, их правовыевозможности равны (Г.В.Мальцев). Другие допускают существование множестваразнообразных и непрерывно меняющихся индивидуальных статусов. Существует дажемнение, что в соответствии со своими способностями и желаниями каждый гражданинможет расширять и изменять свой правовой статус (Н.И.Матузов).*
Приведенные суждениявызывают возражения по существу. Социальное равенство в политической сферепредполагает юридическое равноправие, которое означает равенство всех передзаконом, равенство основных (конституционных) и других всеобщих прав, свобод иобязанностей, предусмотренных текущим законодательством. В силу этого нельзяотрицать наличие общего, т.е. одинакового для всех граждан страны, правовогостатуса.
В то же время нельзяутверждать, что юридическое равенство означат существование только единого для всехправового статуса. Наличие социальных различий между людьми объективнообусловливает необходимость определенных особенностей правового положенияграждан, относящихся к различным слоям, профессиональным и иным группамнаселения. Особенности правового положения граждан зависят также от ихестественных (половых, возрастных и некоторых других) признаков.
Все это позволяет сделатьвывод о существовании наряду с общим правовым статусом личности специальныхстатусов, в которых не только детализируются положения общего правовогостатуса, но и устанавливаются специальные права, обязанности и ответственностьопределенных социальных групп населения. В специальных правовых статусахсоответствующим образом отражается социальная свобода различных слоев общества.
Из всего вышеизложенногоследует вывод, что правовой статус личности складывается из правосубъектности иконституционных прав, свобод и обязанностей. Отсюда следует, что правовойстатус личности не является одинаковым во всех государствах, т.к. он зависит отсодержания конституционных норм конкретной страны. Следовательно, объемправового статуса личности в конкретном государстве зависит прежде всего отволи законодательных органов этого государства. Это касается как граждан этогогосударства, так и иностранных граждан и лиц без гражданства, которые находятсяна территории данной страны, либо вступили в какие-либо отношения с субъектами,которые находятся под юрисдикцией соответствующего государства. То естьгосударство своей волей определяет правовой статус личности на своейтерритории, определяя круг прав, с свобод и обязанностей личности и гражданина.
правовойстатус личность гражданский
2. Правосознание иправовая культура как средство обеспечения правового воздействия
 
Функционирование вобществе права неразрывно связано с правосознанием, ибо вне сознания идеятельности человека немыслимо общественное развитие в сфере права.Эффективность реализации права зависит от характера взаимодействия и степенисоответствия общественных потребностей, интересов, закрепленных в нормах права,и интересов, ожиданий личности, социальных групп, возникающих в реальныхправовых ситуациях.
Правосознание – этосовокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальныхобщностей (классов, наций, народа) к действующему и желаемому праву.*
Правосознание входит всистему общественного сознания и является одной из его форм. Как известно,существуют различные формы общественного сознания, такие, как философское,политическое, нравственное, религиозное и др., с которыми правосознаниенаходится в тесном взаимодействии.
Правосознаниепредставляет собой структурное образование общественного сознания, котороеподчиняется общим для всех его элементов закономерностям формирования ифункционирования, но одновременно обладает специфичностью, позволяющейрассматривать его как относительно самостоятельное явление, занимающее вструктуре общественного сознания свое, особое место и выполняющее только емуприсущие функции.
Будучи специфическойформой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объектвоздействия. Предметом отражения правосознания являются реальные общественныеотношения, требующие правового регулирования, само право, его функционирование,поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи сдействием правовых норм. Причем это отражение обладает той спецификой, что онопроисходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основесуществующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества ит.п., т.е. правосознание характеризуется преемственностью.
Идеи, взгляды,представления о праве предшествующих поколений передаются новым. Нередковоспринимаются идеи, теории, выработанные иными народами. Все они всовокупности подвергаются анализу и оценке. Под влиянием ценностного анализаправовой действительности возникает предрасположенность личности копределенному образу действий. Следовательно, правосознание не только отражаетюридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует врегулировании поведения, а также в определении тех отношений общественнойжизни, которые объективно нуждаются в правовой регламентации, т.е. являетсяидейным источником права.
Правосознание оказываетвоздействие как на процесс формирования права, так и на его результат и находитсвое выражение в актах правотворчества. Именно при его помощи законодатель«улавливает» потребности общества в правовом урегулировании соответствующихотношений и формирует их в нормативных правовых актах в виде моделей поведения(юридических норм).
Таким образомправосознание оказывает воздействие на общественные отношения, выступает какактивная сила, способная влиять на процессы социальных изменений.
Итак, правосознание – этоодна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовыхвзглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, вкоторых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества ксуществующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфереправа.*
Оно охватывает отношениелюдей к действующему праву, его оценку как справедливого или несправедливого,пожелания совершенствования права, принятия новых правовых форм, отвечающихпотребностям общества, а также оценку действий людей и учреждений в сфере правакак правомерных, так и
противоправных. То естьправосознание является условием, предпосылкой как формирования права, так и егореализации.
Правосознание выполняетважные социальные функции. В юридической литературе изложены разные подходы к ихклассификации. С учетом суждений многих авторов можно выделить следующиефункции правосознания: познавательно-оценочную, регулятивную, прогностическую(функцию моделирования).
Познавательно-оценочная функцияправосознания связана с отражением в сознании человека правовойдействительности. В результате мыслительной деятельности индивиды познают ианализируют реальную правовую жизнь, приобретают правовые знания, вырабатываютправовые воззрения, представления. На основе полученных знаний и приобретенногоопыта они в процессе сложной психической деятельности оценивают действующееправо, поведение людей в сфере права, работу юридических учреждений, своесобственное поведение. Познавательно-оценочные процессы рождают волевыеустановки личности в отношении юридически значимого поведения, т.е.предрасположенность, готовность поступать определенным образом.
На основе правовыхустановок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовымиустановлениями осуществляется регулятивная функция правосознания, возникаетпобуждение к правомерному или противоправному поведению.
Прогностическая функция(функция моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил)поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социальнонеобходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы необходимопринимать и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права иобязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права, посуществу, являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права,правосознание и выполняет прогностическую функцию. Именно через правосознаниезаконодатель улавливает необходимость правоустановлений, соответствующих духувремени.
Как видим, описанныефункции правосознания всесторонне обеспечивают законодателю возможностьправового воздействия на поведение людей в обществе. При этом правосознаниепомогает принимать именно те нормы, в которых нуждается общество в настоящеевремя. Оно же позволяет сделать эти нормы таковыми, чтобы их неукоснительновыполняли практически все члены общества, причем делали это не под страхомнаказания, а исполняли их как должное.
Отсюда можно сделатьвывод, что в сфере правового воздействия на поведение людей правосознаниеиграет одну из ведущих ролей, — оно препятствует развитию нигилистическихнастроений в обществе, побуждает к развитию права в том направлении, котороенаиболее благоприятно для общества в определенные периоды времени.
С правосознаниемнеразрывно связана правовая культура.
Правовая культурапонимается как категория, дающая возможность выявить уровень правовыхдостижений общества, оценить качественное состояние его правовой системы наопределенном этапе развития. В этом аспекте она рассматривается каксоставляющая часть общей культуры общества, ее разновидность.
Правовая культура – однаиз форм человеческой культуры вообще.*
Правовую культуру можноопределить как качественное состояние правовой организации общества, реальногофункционирования его правовой системы, отражающее достигнутый уровень развитияв сфере правового регулирования социальных отношений.
Правовая культураобщества, таким образом, охватывает правовые ценности, созданные людьми вобласти права. По существу – это совокупность всех позитивных компонентовправовой действительности в ее реальном функционировании, воплотившаядостижения правовой мысли, юридической техники и правовой практики.
Правовая культураобщества проявляется в многообразных показателях. К наиболее важным из нихможно отнести:
— уровень правосознания,отношение общества, государства, индивида к праву;
— совершенство идемократизм правотворческого процесса (подготовки, принятия, опубликования,систематизации нормативно-правовых актов);
— качествозаконодательства, степень сбалансированного отражения в нем интересовиндивидов, социальных групп, общества в целом;
— состояние в сферереализации права, уровень работы правоохранительной системы;
— правовое закрепление иреальное обеспечение прав и свобод личности;
— состояние законности иправопорядка;
— профессионализм ивысокий общественный статус юридических кадров и учреждений, позитивнаяправовая активность всех субъектов права, уважение надлежащих юридическихпроцедур;
— состояние правовойнауки и юридического образования.
Показатели правовойкультуры дают возможность определить, насколько высоко оценивается в обществеправо как регулятивная социальная система, функционирующая на основе принципасправедливости, признается ли примат права по отношению к государству, еговластным структурам, что в свою очередь характеризует уровень культурыобщества, его цивилизованность.
Исходя из объективныхпроявлений, показателей правовой культуры в широком ее понимании, в теорииправа выделяются такие взаимодействующие элементы правовой культуры, как самоправо, правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правоваядеятельность.
Правовая культуранемыслима без человека, его сознания и его деятельности. Поэтому наряду сисследованием этой категории на уровне общества правовая культурарассматривается в науке и в личностном, индивидуальном аспекте.
Индивидуальная правоваякультура характеризуется степенью усвоения и активного использования личностьюправовых ценностей. Это – глубокое знание и понимание права, уровень активнойправомерной деятельности личности. Индивидуальная правовая культурапредполагает на только всестороннюю правовую осведомленность, знание содержанияправовых предписаний, но и положительной к ним отношение и высокосознательноеих исполнение.
Незнание законов,пренебрежительное к ним отношение свидетельствуют об отсутствии правовойкультуры. Но сам факт знания правовых требований еще не может свидетельствоватьо наличии правовой культуры. Показателем таковой может быть только активноеправомерное поведение личности, что предопределяется уровнем ее правосознания.
Здесь важно проследитьвзаимосвязь и соотношение правосознания и правовой культуры. Эти два понятия вопределенной мере совпадают, но не полностью. Правовая культура включает в себяту часть правосознания, которая выражает позитивное отношение к праву,правильное понимание права, его установлений, что рождает в сознании людейположительные установки в итоге – активное правомерное поведение. Если жеиндивид слабо осведомлен о правовых требованиях, неверно оценивает с точкизрения права различные жизненные ситуации, совершает правовые проступки,преступления, то его представления о праве находятся за пределами правовойкультуры.
Следовательно, правоваякультура личности предполагает реализацию ее позитивных правовых представлений,а не правосознания вообще.
Структурно, правоваякультура личности состоит, таким образом, из двух основных элементов:правосознания, отражающего прогрессивные правовые взгляды, и правомерногоповедения, причем в первую очередь социально активного правомерного поведения.
Правовую культуру, как иправосознание, можно подразделить на общественную, групповую и индивидуальную,т.е. классифицировать на виды в зависимости от субъектов, ее носителей.
Применительно к оценкеуровня правовой культуры личности можно выделить ее обыденный уровень, которыйхарактеризуется неглубоким знанием и пониманием права, но в итоге проявляется вправопослушании, активном поддержании правопорядка.
Профессиональный уровеньправовой культуры складывается у профессиональных юристов, которые обладают глубокимиправовыми знаниями и правильно реализуют эти знания в повседневной практическойдеятельности.
Можно выделить инаучно-теоретический уровень правовой культуры, который предполагает комплексмногогранных научных знаний о праве, его сущности, принципах и особенностяхфункционирования, направлениях развития, взаимодействия с другими явлениямиобщества. В настоящее время в нашей стране широко распространена проблемаправового нигилизма – безразличия к праву, неверия в его эффективность.Повышение уровня правовой культуры предполагает преодоление правового нигилизмаи правового идеализма. И то, и другое вызывает необходимость в осуществлениибольшой работы по повышению юридической грамотности всех слоев населения, атакже по надлежащему кадровому обеспечению государственных учреждений,осуществляющих юридическую деятельность.
Преодолеть юридическуюбезграмотность и правовой нигилизм – одно из условий развития правовой культуры.Каждый гражданин должен владеть
минимумом правовыхзнаний, который необходим для работы, поведения в обществе, быту, семье. Этопрежде всего знание основных положений Конституции страны, гражданского,трудового, семейного, уголовного, административного права. Правоваяосведомленность невозможна без решения проблемы доступности всех видов правовойинформации.
Уровень юридическойграмотности, правовой культуры членов общества, как уже отмечалось, зависит впервую очередь от характера, духа социальной практики, складывающейся в сфереправового регулирования, функционирования власти. Но следует признать, чтонемаловажное значение имеет целенаправленная работа по правовому воспитаниюнаселения, если она будет осуществляться в условиях благоприятной для правасоциально-политической практики.
Под правовым воспитаниемпонимается систематическая целенаправленная деятельность государства,негосударственных объединений, направленная на формирование у граждан правовыхзнаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву, наразвитие и поддержание у них позитивной активности в сфере права.
Таким образом,правосознание, как и правовая культура, выступают одним из главнейших средствправового регулирования общественных отношений. Именно путем правовоговоспитания, повышения уровня общественного правосознания и правовой культурыможно добиться высокого уровня понимания граждан общественных процессов, ихверы в право, а следовательно и в органы государственной власти, чтовпоследствии благоприятно скажется на авторитете власти и уровне доверия к ней     со стороны рядового населения.
 
3.Обозначьте тенденции развития гражданского общества Республики Беларусь
Термин «гражданскоеобщество» стал употребляться уже более двух столетий назад. Однако, в советскойправовой науке соответствующее понятие специально не использовалось. Напостсоветском пространстве, в том числе и в Республике Беларусь, к нему сталиобращаться после официального признания в конце 80-х годов концепции правовогогосударства и в связи с ней. При этом основной упор делается на уясненииразличий между гражданским обществом и правовым государством.
В современной учебнойлитературе в значительной степени преобладает «гегелевская» трактовкагражданского общества, присущая буржуазным экономическим отношениям. Г.Гегельполагал, что частная собственность выступает главной предпосылкой свободыличности и всего общества. Собственность «есть наличное бытие свободы, она самапо себе – существенная цель».
Широко распространеномнение, что общество существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом,что только переход к периоду
формирования буржуазногообщества заложил предпосылки для формирования гражданского общества.Гражданское общество состоит из независимых от государства субъектов,действующих в рамках закона самостоятельно. Это – предприниматели, партии,общественные объединения, движения и иные негосударственные организации. Ониопределяют степень зрелости гражданского общества, его социальную значимость.
В ходе демократизацииполитических отношений превращения держав в правовые государства гражданскоеобщество не только приобретало все большую самостоятельность, но и превращаласьиз подчиненного элемента в связке с государством в элемент определяющий,обуславливающий сущность и содержание деятельности современного государства.
В настоящее время, тоесть на современном этапе развития, гражданское общество достигло такой степенисамостоятельности в своем функционировании, что создает структурные элементысамоуправления в самых различных сферах – экономике, социально-культурнойдеятельности, науке, охране общественного порядка и т.д… Это позволяетпредположить, что элементы самоуправления в гражданском обществе будут всеболее вытеснять средства и формы государственного воздействия на общественныеотношения. И, видимо, гражданское общество не вечно будет иметь государственную(политическую) форму.
Для определения тенденцийразвития гражданского общества в нашей стране необходимо определить гражданскоеобщество с учетом современных представлений о нем и основных требований,которым оно должно соответствовать на нынешнем этапе развития человеческойцивилизации. К таким требованиям или принципам, лежащим в основе гражданскогообщества, по признанию многих правоведов, относятся:
1. обеспечение изащита естественных (неотъемлемых) прав и свобод человека и гражданина;
2. многообразие формсобственности, экономическая свобода субъектов хозяйствования, рыночныеотношения;
3. невмешательствогосударства в частную жизнь граждан;
4. взаимнаяответственность государства и граждан;
5. эффективнаясоциальная политика, направленная на достижение высокого жизненного уровня,благосостояния населения;
6. идеологический иполитический плюрализм;
7. равенство всехперед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность населения;
8. свобода слова ипечати, независимость средств массовой информации;
9. социальноепартнерство, национальное и религиозное согласие;
10. широкое развитиенепосредственной демократии, формирование и функционирование разнообразных формсамоуправления в различных сферах общественных отношений.
Прежде чем перейти копределению тенденций развития гражданского общества, считаю необходимым, путемобобщения высказанных в литературе
суждений, определить, чтоже собой представляет современное гражданское общество. Итак, современноегражданское общество – совокупность внегосударственных общественных отношений(экономических, социально-культурных, нравственных, корпоративных, семейных,религиозных и др.), образующих особую сферу реализации законных интересовотдельных лиц и их объединений, предполагающих осуществление естественных правчеловека и гражданина и обеспечивающих свободу всех форм творческойдеятельности личности.
В последние годы в ряде«постсоциалистических» и «постсоветских» государств наметились тенденции кзакреплению основ гражданского общества в качестве комплексногоконституционно-правового института.
Реальностью конца ХХ векаявляется и суверенная Республика Беларусь. С правовой точки зрения с принятиемОсновного закона государства в марте 1994 года процесс формированиягражданского общества и, как следствие, правового государства должен былполучить мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления.Ведь человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание,соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностьюгосударства. Признано и конституционно закреплено разделение ветвейгосударственной власти на законодательную, исполнительную и судебную,установлены гарантии деятельности органов местного управления и самоуправления.Согласно Конституции Республики Беларусь собственность может бытьгосударственной и частной. Государство гарантирует всем равные возможности дляпредпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности,граждане Республики Беларусь получили право на свободу объединений и т.п.
Сама сила историческогоразвития заложила первые камни в фундамент гражданского общества в нашемгосударстве. К ним следует отнести реально существующиеобщественно-политические объединения, предпринимательские структуры, творческиеорганизации, негосударственные средства массовой информации, комитетыобщественного самоуправления, институт старост в некоторых западных регионахреспублики и т.д.
Важнейшим структурнымобразованием гражданского общества являются политические партии. К сожалению, белорусскиеполитические партии мелки, не имеют четкой социальной ориентации, они до сихпор официально не представлены ни в органах президентской вертикали, ни вПравительстве, ни в Национальном собрании.
На сегодняшний деньглавная причина медленного формирования институтов гражданского общества вреспублике кроется в нестабильности общественно-политических структур,отсутствии четкой самоидентификации граждан, замедленном выходе кцивилизованным рыночным отношениям, отсутствии широкого слоя собственников,росте люмпенизированной части населения, низкой эффективности механизмаправовой защиты личности. Однако, главным препятствием на этом пути являетсяотсутствие у населения необходимого уровня политической и правовой культуры,позволяющего ему активно участвовать
в формировании идеятельности гражданского общества. Если в западных странах человек и обществовсегда являлись субъектами государственно-властных отношений, то ввосточноевропейских государствах они оставались объектом этих отношений. В этихусловиях все свое благополучие люди связывали непосредственно с государством,которое всегда оставалось патерналистским. Белорусский народ за своюдвухсотлетнюю историю нахождения в составе Российской империи и СССР такжеусвоил эти этнокультурные традиции, фактически отрицающие гражданское общество.Так, на республиканском референдуме, проведенном 24 ноября 1996г., за то, чтобыруководители местных органов исполнительной власти выбирались самими жителями,а не назначались сверху, проголосовало только 29,9% избирателей, а предложение,чтобы финансирование всех ветвей власти осуществлялось гласно и только изгосбюджета, поддержало 32,1% избирателей. Это значит, что абсолютноебольшинство населения республики добровольно отказалось от контроля власти,который является основой гражданского общества. И это в условиях, когда свыше90% занятого населения имеет высшее и среднее образование. Следовательно,большая часть населения в силу особого исторического развития не воспринимаетидеи гражданского общества в том их значении, которое сложилось на Западе.*
Отсюда проистекаетневосприимчивость этой идеи и у властных структур. Например, всем известно, чтосвобода предпринимательства – один из главных факторов устойчивого развитияобщества. Однако в настоящий момент экономическая и правовая политикагосударства не благоприятствует развитию предпринимательства и, как следствие,формированию среднего класса. В стране сохраняется недостаточно грамотная истабильная правовая база, регулирующая процессы предпринимательскойдеятельности, инвестиционной политики. Наиболее серьезную помеху дляиностранных инвесторов представляют постоянные и непредсказуемые изменениязаконов о налогообложении предприятий, что повышает степень неопределенности ириска.
Опыт развитых государствпоказывает, что фундаментом системы предпринимательства является договорноеправо, поскольку благодаря свободе вступления в договорные отношения субъектамхозяйствования открываются большие возможности для налаживания деловых связей,выявления различных потребностей общества. Отсюда весьма актуально уменьшениеколичества императивных норм, содержащихся в законодательстве опредпринимательстве, и соответственно увеличение количества норм, носящихдиспозитивный характер. Последние будут стимулировать широкое вовлечение предпринимателейв договорные отношения, предоставят большую свободу установлению условий дляэтих отношений договаривающимся сторонам.
Не оказывает заметногопозитивного влияния на работу субъектов хозяйствования также постоянноевмешательство многочисленных контролирующих органов в их деятельность, мелочнаярегламентация, создание ненужных ограничений одним и неоправданных привилегийдругим.
Развитие гражданскогообщества в Беларуси в дальнейшем будет зависеть от разумного ипоследовательного разгосударствления собственности, сокращения
бюрократическогоаппарата, формирования реально действующей многопартийной системы, созданиястимулов для развития предпринимательских структур, разработки оптимальныхсоциальных программ и т.д. Одним из действенных рычагов в этом плане являетсяправовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества,значение которого заключается в решении посредством права трех основных задач:поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданскогообщества и личную жизнь гражданина; зафиксировать более полно обязанностигосударства перед гражданским обществом; обеспечить реализацию конституционныхположений о правовом государстве.
Требуют своего разрешениявопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения впозитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовыхтрадиций в массовом сознании, поднятия культурного уровня населения республикив рамках единой европейской цивилизации.
Гражданское общество иправовое государство диалектически связаны между собой, они логическипредполагают друг друга – одно немыслимо без другого. Гражданское обществоразвивается вместе с государством. Правовое государство можно считатьрезультатом развития гражданского общества и условием его дальнейшегосовершенствования. Это означает, что правовое государство не противостоитгражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования иразвития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатсягарантии разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем,гарантии исключения социальных катаклизмов и ненасильственного поступательногоразвития общества.

Вывод
А) Правовой статусличности складывается из правосубъектности и конституционных прав, свобод иобязанностей. Отсюда следует, что правовой статус личности не являетсяодинаковым во всех государствах, т.к. он зависит от содержания конституционныхнорм конкретной страны. Следовательно, объем правового статуса личности вконкретном государстве зависит прежде всего от воли законодательных органовэтого государства. Это касается как граждан этого государства, так ииностранных граждан и лиц без гражданства, которые находятся на территорииданной страны, либо вступили в какие-либо отношения с субъектами, которыенаходятся под юрисдикцией соответствующего государства. То есть государствосвоей волей определяет правовой статус личности на своей территории, определяякруг прав, с свобод и обязанностей личности и гражданина.
Б) Правосознание, как иправовая культура, выступают одним из главнейших средств правовогорегулирования общественных отношений. Именно путем правового воспитания,повышения уровня общественного правосознания и правовой культуры можно добитьсявысокого уровня понимания граждан общественных процессов, их веры в право, а следовательнои в органы
государственной власти,что впоследствии благоприятно скажется на авторитете власти и уровне доверия кней      со стороны рядового населения.
В) В нынешней РеспубликеБеларусь развитие гражданского общества очень замедлено. Это связано прежде всегос позицией государственной власти и низкой правовой культурой населения,которое не может преодолеть в себе менталитет «советского человека».Практически во всех сферах жизнедеятельности государства и общества можноотметить существенные недостатки, препятствующие развитию гражданскогообщества: в экономике – планово-командный метод, ограничение свободыпредпринимательства, постоянные изменения в налогообложении, несостоятельностьинвестиционной политики; в социальной сфере – затянувшаяся реформа образования,«давальческие» условия существования СМИ, общественных и культурныхколлективов, деятелей науки и искусства, неоправданные вложения огромныхденежных средств в неокупаемые проекты (например, громадный ледовый дворец вБобруйске); в политике – несостоятельность политических партий, отсутствиегласности в деятельности некоторых государственных органов, слабый уровеньспециального образования у должностных лиц, отсутствие инициативы и реальныхэкономических идей у руководителей государственных субъектов хозяйствования иорганов местного самоуправления и т.п.
Развитие гражданскогообщества видится в демократизации прежде всего нормативно-правовой базы иповышения правовой культуры населения. Развитие гражданского общества вБеларуси в дальнейшем будет зависеть от разумного и последовательногоразгосударствления собственности, сокращения бюрократического аппарата,формирования реально действующей многопартийной системы, создания стимулов дляразвития предпринимательских структур, разработки оптимальных социальныхпрограмм и т.д.
Таким образом, нормальнаяи эффективная работа современного государственного механизма, все организацииполитической власти общества невозможна без развитого гражданского общества каксвоеобразного посредника, важного звена между личностью и государством.Гражданское общество есть та социальная среда, где реализуется большинство прави свобод граждан и их объединений.

Литература
 
1. КонституцияРеспублики Беларусь 1994г. с изменениями и дополнениями 1996г.;
2. Алексеев С.С.Общая теория права. М., 1981.
3. Вишневский А.Ф. Общаятеория государства и права: Учеб. пособие/ А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток,В.А.Кучинский; 2-е изд., доп. – Мн.: Амалфея, 2004.
4. Коваленко А.И.Теория государства и права (в вопросах и ответах): Учеб. Пособие. М., 1994.
5. Протасов В.Н.Теория государства и права. Проблемы теории права и государства: Вопросы иответы. – М.: Новый Юрист, 1999.
6. Сильченко Н.В.Рыночные отношения и стабильность в развитии общества/ Становление гражданскогообщества в Беларуси в контексте устойчивости развития: Матер. междунар.науч.-практич. конф. Минск, 24-26 мая 1999г. Мн., 1999.
7. Туманов В.А.Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе// Государство и право.1993. №8.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Смута от политики до религии. Развитие образования и образованности, книгопечатание
Реферат Клеточный цикл эукариот
Реферат Особенности исчисления налога на доходы физических лиц в ООО Магнум
Реферат The Dissolution Of The Manasteries Essay Research
Реферат Артеріальна гіпертензія ускладнена хронічною серцевою недостатністю у хворих з метаболічними порушеннями
Реферат Библейские мотивы в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Реферат Художественные особенности комедии Горе от ума
Реферат Сравнительный анализ функционального назначения радиоэлектронной аппаратуры
Реферат Буря на чорному морі
Реферат Человек и мир человека в творчестве ФМДостоевского
Реферат Системный анализ Бишкекского Городского Департамента Образования
Реферат Управление многоквартирным домом
Реферат Системы защиты шахтных подъемных установок от аварийных ситуаций
Реферат Разработка автоматизированной информационной системы. Система учета ОАО "ЮТК"
Реферат Domestic & foreign policy of Ukraine