Оглавление
Введение
1.1 Понятие и международно-правовое регулирование статусабеженца
1.2 Правовое регулирование статуса беженца в РоссийскойФедерации
1.3 Содержание правового статуса беженца в российскомзаконодательстве
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы
Введение
Актуальность.Общество XXI в., охваченное процессами глобализации, сталкивается с проблемами,которые создает международная миграция. По экономическим, политическим,религиозным и другим причинам многомиллионные потоки людей, пересекающиенациональные границы (легально и нелегально), образуют рынки труда, этническиеи религиозные общины, политические партии, преступные сообщества. Как правило,перемещение населения происходит из стран с низким уровнем жизни в болееразвитые в экономическом отношении государства. Категория беженцев вмеждународной миграции ежегодно составляет около 20 млн. человек[1].Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских идругих русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителямииностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Когданачалась массовая вынужденная миграция населения в Российскую Федерацию (всегоза 1996 — 2004 гг. в России было официально зарегистрировано более 1,6 млн.вынужденных переселенцев и беженцев[2])Данная ситуация, а также интерес, связанный с возможной связью будущейпрофессиональной деятельность и определили актуальность выбранной мною темыисследования.
Цель – рассмотреть содержаниеи правовую регламентацию статуса беженца в российском законодательстве.
Задачи исследованияобусловлены поставленной целью:
1. Рассмотретьмеждународно-правовое регулирование статуса беженца и определение беженец всоответствии с международными нормативно-правовыми актами.
2. Рассмотретькакими актами осуществляется правовое регулирование статуса беженца вРоссийской Федерации
3. Раскрыть понятиеправового статуса личности и проанализировать содержание правового статусабеженца в российском законодательстве.
Объект исследования –общественные отношения, складывающиеся в сфере определения правового статусабеженца.
Предмет исследования — международно-правовые нормативные акты и законодательство Российской Федерации,регулирующие и устанавливающие правовой статус беженца.
Степень изученности темы: Вопросами исследования проблем правового статуса беженцев вРоссийской Федерации и их правового регулирования занимались такие правоведыкак Абзалова Л.Ф. Андриченко Л. В., Васильева Л. Н.Взгляды изложены в основномв статях различных юридических журналов
Структура работы:исследование состоит из введения, заключения и трех параграфов. Также приведенсписок используемой литературы.
1.1 Понятие и международно-правовоерегулирование статуса беженца
Высшуююридическую силу в Российской Федерации имеет Конституция РФ, которой должнысоответствовать и законы, и международные договоры Российской Федерации, атакже все иные действующие и применяемые нормативные правовые акты. Конституцияимеет прямое действие и применяется на всей территории РФ. Конституцией вроссийскую правовую систему в качестве составной части были включеныобщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры(ч. 4 ст. 15), а также определено, что в случаях, когда международным договоромРоссийской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, топрименяются правила международного договора.
Соответственно,сначала необходимо рассмотреть вопросы регламентации правового статуса беженцав международных нормативно-правовых актах, к которым присоединилась РоссийскаяФедерация.
Основнойобъем международно-правового регулирования статуса беженцев содержится вмеждународных договорах. Право международных договоров Российской Федерацииосновывается на нормах Венской конвенции о праве международных договоров 1969г.[3](далее- Конвенция о праве международных договоров) и Федерального закона от 15 июля1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»(далее — Закон о международных договорах).
ДляРоссийской Федерации систему международно-правовых норм, в части касающейсяконституционно-правового регулирования положения беженцев, можно представить вследующем виде[4]:
— многосторонние международные договоры, посвященные правам и свободам человека игражданина;
— международные договоры, определяющие принципы правового регулирования положенияиностранных граждан; конвенции, касающиеся регулирования положения иностранныхграждан, разработанные и заключенные в рамках МОТ;
— многосторонние договоры и соглашения, заключенные в рамках межгосударственныхобъединений (для Российской Федерации это договоры, подписанные в рамкахучастия в Совете Европы, Содружестве Независимых Государств), касающиеся прав исвобод человека и гражданина, регулирующие правовое положение граждангосударств СНГ в государствах-участниках;
— договоры, определяющие союзные отношения Российской Федерации и РеспубликиБеларусь (Договор о создании Союзного государства 1999 г., Соглашение осоздании равных условий субъектам хозяйствования 1998 г., Договор о равныхправах граждан 1998 г.);
— двусторонние договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским,семейным, уголовным делам (по гражданским и уголовным делам);
— консульские конвенции Российской Федерации.
Крометого, все вышеназванные акты можно разделить на акты общей направленности(устанавливающие правовой статус человека и гражданина, без дифференциации лицна различные категории) и акты специальной направленности (устанавливающиеправовой статус беженцев в международном праве)
Срединормативных актов общей направленности в международно-правовом регулированииправ и свобод человека можно выделить группу основополагающих актов. Это УставООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международные пакты1966 г, и сложившаяся вокруг них система международных договоров, регулирующихотдельные вопросы правового положения личности, развивающих и конкретизирующихтребования этих основополагающих актов к соблюдению и уважению прав человека.
УставООН. Основой длясовременного международного права является требование ООН о всеобщем уважении кправам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка ирелигии. С принятием Устава ООН, занявшего позицию защиты прав человека инарода, была ограничена правовыми рамками свобода действий государства в международныхотношениях и внутри страны[5].
УставООН закрепил исходные начала о статусе личности. В статье 1 Устава в качествецели ООН называется осуществление международного сотрудничества в поощрении иразвитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различиярасы, пола, языка и религии, а в ст. 55 Устава говорится, что ООН содействуетвсеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех[6].
Международныйкодекс прав человека.Всеобщая декларация прав человека 1948 г., положения которой приобрели значениеобычных норм международного права, Международный пакт об экономических,социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских иполитических правах 1966 г., Факультативный протокол к Международному пакту огражданских и политических правах образуют группу основополагающихмеждународных документов (также называемых международным кодексом (биллем) оправах человека), развивающих и конкретизирующих сформулированные в Уставе ООНтребования к соблюдению и уважению прав человека, формирующих стандарты, изкоторых должно исходить национальное законодательство[7].
Всеобщаядекларация прав человека в ст. 1 провозглашает: «Все люди рождаютсясвободными и равными в своем достоинстве и правах». Каждый человек долженобладать всеми правами и свободами, провозглашенными в этой Декларации, безкакого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка,религии, политических и иных убеждений, национального или социальногопроисхождения, имущественного, сословного или иного происхождения (ст. 2). Встатье 6 Декларации также устанавливается, что каждый человек, где бы он нинаходился, имеет право на признание его правосубъектности. Все люди равны передзаконом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Каждыйчеловек имеет право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации,ущемляющей права и свободы человека, изложенные в Декларации (ст. 7)[8].
Кнормативным актам специальной направленности следует отнести Конвенцию ООН 1951года «О статусе беженцев[9]»и Протокол к ней 1967 года[10],касающийся статуса беженцев. Между данными актами существуют некоторыерасхождения, в частности, Конвенция ООН 1951 года предусматривает временное игеографическое ограничение, т.е. она применяется в отношении стран,расположенных в Европе, и в отношении тех беженцев, которые стали таковыми врезультате событий, происходивших до 1 января 1951 года. Что касается Протокола1967 года, то он устраняет вышеназванные ограничения и применяется без таковыхв отношении государств и в отношении любых событий как в прошлом, так и вбудущем, в результате которых возникла или возникнет проблема беженцев. В связис этим необходимо учитывать участие государства в вышеуказанных документах.Поскольку Российская Федерация является участником обоих документов, то всоответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации эти акты обладаютпрямым действием на территории России, и в случае, если внутреннеезаконодательство противоречит им, применяются нормы международных договоров, ане внутренних законов.
Исходя из рассмотренныхнормативных актов, сформулируем определение беженца по международному праву. Вст.1 Конвенции дано общее определение термина «беженец»: это лицо,которое «в результате событий, происшедших до 1 января 1951 г., и в силувполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы,вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группеили политических убеждений находится вне страны своей гражданскойпринадлежности и не может, пользоваться защитой этой страны или не желаетпользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имеяопределенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычногоместожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернутьсяв нее вследствие таких опасений[11]».
ПоложениямиКонвенции могли воспользоваться только лица, которые стали беженцами врезультате событий, имевших место до 1 января 1951 г. Однако в дальнейшемоказалось, что потоки беженцев являются не только результатом второй мировойвойны и ее последствий.
В связис этим возникла необходимость принятия дополнительного документа, которыйустранил бы указанное ограничение. Таким документом стал Протокол 1967 года,касающийся статуса беженцев. Протокол распространил действие Конвенции на«новых беженцев», т.е. лиц, которые, подпадая под определение,содержащееся в Конвенции, стали беженцами в результате событий, происшедшихпосле 1 января 1951 г[12].
Итак, подводя итогвышесказанному, отмечу некоторые положения. В силу ч. 4 ст. 15 КонституцииРоссийской Федерации в российскую правовую систему в качестве составной частибыли включены общепризнанные принципы и нормы международного права имеждународные договоры, которые имеют приоритет перед национальным законодательством,если Российская Федерация присоединилась к ним. Среди данных нормативных актоввыделяются акты регулирующие статус человека и гражданина в целом, и акты,непосредственно затрагивающие статус беженцев. К первой группе относится УставООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международные пакты1966 г. Ко второй следует отнести Конвенцию ООН 1951 года «О статусебеженцев» и Протокол к ней 1967 года, касающийся статуса беженцев.
1.2 Понятие инормативно-правовое регулирование статуса беженца в российском законодательстве
правовой статус личность беженец
Нормативно-правовоерегулирование статуса беженцев в Российской Федерации осуществляется различныминормативно-правовыми актами. Во-первых, необходимо выделить КонституциюРоссийской Федерации от 23 декабря 1993г.
Часть1 ст. 15 Конституции Российской Федерации говорит о том, что Конституция имеетвысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территорииРоссийской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РоссийскойФедерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Вчасти 1 ст. 17 указано: «в Российской Федерации признаются и гарантируютсяправа и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам инормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Темсамым еще раз обосновывается важность международно-правовых актов, которые мырассмотрели в прошлом параграфе.
Ч.2ст. 62 устанавливает принцип национального режима: «иностранные граждане и лицабез гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанностинаравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленныхфедеральным законом или международным договором Российской Федерации.» Даннаястатья интересна тем, что беженцам также как и иностранцам предоставляетсянациональный режим[13].Центральнымнормативно-правовым актом, устанавливающим правовой статус беженцев вРоссийской Федерации является Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-1«О беженцах» ( с изменениями от 28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 18июля, 30 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г.)[14]В соответствии со ст. 1 данного закона, беженец — это лицо, которое не являетсягражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасенийстать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства,национальности, принадлежности к определенной социальной группе илиполитических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности ине может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такойзащитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства инаходясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результатеподобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие такихопасений;
Какнетрудно заметить, определение понятия «беженец», содержащееся врассматриваемом Федеральном законе, практически в полном объеме воспроизводитопределение Конвенции ООН 1951 года и Протокола 1967 года. Исключениесоставляет лишь один момент — указание на национальность в ст.1 Закона в числепризнаков, по которым лицо подвергается преследованию.
Исходяиз п.1 ст.1 беженцем признается лицо, подпадающее под следующие основныепризнаки[15]:
· это лицо, неявляющееся гражданином Российской Федерации, т.е. им может быть как зарубежныйгражданин (иностранец), так и лицо, не имеющее определенного гражданства(апатрид);
· находящееся внестраны своей гражданской принадлежности либо вне страны своего прежнегообычного местожительства из-за вполне обоснованных опасений стать жертвойпреследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности,принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
· не имеющеевозможности или не желающее пользоваться защитой страны своей гражданскойпринадлежности вследствие имеющихся у данного лица опасений (для иностранногогражданина);
· не имеющеевозможности или не желающее вернуться в страну своего прежнего обычногоместожительства в результате вышеназванных опасений (для лица, не имеющегоопределенного гражданства).
В п.2данной статьи дается определение субъекта, который может ходатайствовать опризнании себя беженцем. Таковыми могут быть лица, не являющиеся гражданамиРоссийской Федерации, которые по перечисленным выше обстоятельствам (см. п.1ст.1) подали соответствующее заявление. В их число входят иностранные гражданеи лица без гражданства (апатриды), которые желают прибыть либо прибывшие натерриторию России или уже находящиеся на территории Российской Федерации назаконных основаниях.
Закономустановлены лица, которые не могут признаваться беженцами:
1) вотношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершилопреступление против мира, военное преступление или преступление противчеловечества в определении, данном этим деянием в международных актах,составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
2)которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределовтерритории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территориюРоссийской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;
3)которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципамОрганизации Объединенных Наций;
4) закоторым компетентные власти государства, в котором оно проживало признают праваи обязательства, связанные с гражданством этого государства;
5)которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов илиучреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного КомиссараОрганизации Объединенных Наций по делам беженцев.
Такжезакон устанавливает основные понятия, порядок признание лица беженцем, их праваи обязанности, гарантии и прочие существенные вопросы правового статуса.
В правовом регулированиистатуса беженца стоит выделить и многочисленные постановления Правительства РФ[16].К примеру, это:
· ПостановлениеПравительства РФ от 28 мая 1998 г. N 523 «О свидетельстве о рассмотренииходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу[17]»
· ПостановлениеПравительства РФ от 30 июня 1998 г. N 679 «Об утверждении Общего положенияо месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами[18]»
· ПостановлениеПравительства РФ от 7 октября 1998 г. N 1162 «О проездном документебеженца[19]»
Такимобразом, российской законодательство, в частности федеральный закон «Обеженцах», определяют беженца в соответствии с подходом принятым вмеждународных документах. Беженец — это лицо, которое не является гражданиномРоссийской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений статьжертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства,национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политическихубеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не можетпользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитойвследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясьвне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобныхсобытий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.Отдельные вопросы правового положения статуса беженца определяются впостановлениях Правительства Российской Федерации.
1.3 Содержание правовогостатуса беженца в российском законодательстве
Слово статус в переводе слатинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. В данномслучае речь идет о статусе личности, человека, гражданина. Этимологическиуказанные термины совпадают, это слова-синонимы. Тем не менее в литературе быливысказаны предложения (Н.В. Витрук, В.А. Кучинский) о разграничении понятийправового статуса и правового положения индивида, так как, по их мнению, первоевыступает частью (ядром) второго. Предлагалось также рассматривать правовойстатус в узком и широком значении (В.И. Новоселов).
Правовой статус – этосовокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности,признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежитфактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в даннойсистеме общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит егов законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся каксодержание и форма.
Понятия «правовой статус»и «правовое положение» личности равнозначны[20].Основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности,закрепленные в Конституции и других важнейших законодательных актах,провозглашенных в Декларации прав человека и гражданина. Это главным образом иопределяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности,участие в государственных делах. Также в содержание правового статуса входятгарантии предоставляемые лицу и его ответственность.
Итак, начнем по порядку.Права беженцев закрепляются в ч.1 ст. 8 ФЗ «о беженцах»/>. Субъективное право' или просто право — закрепленная зауправомоченным лицом и обеспеченная возложением обязанностей на третьих лицмера возможного поведения, направленного на удовлетворение интересовуправомоченного лица в конкретном правоотношении.[21] Лицо, признанное беженцем, иприбывшие с ним члены его семьи имеют право на[22]:
1)получение услуг переводчика и получение информации о своих правах иобязанностях, а также иной информации;
2)получение содействия в оформлении документов для въезда на территориюРоссийской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределовтерритории Российской Федерации;
3)получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания
4)получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временногоразмещения в порядке
5)охрану представителями территориального органа федерального органаисполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения вцелях обеспечения безопасности данных лиц;
6)пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченнымфедеральным органом исполнительной власти, из фонда жилья для временногопоселения. (Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право напользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случаеприобретения, получения, найма другого жилья)
7)медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерацииесли иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
8)получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройственаравне с гражданами Российской за исключением случаев, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации и международными договорами РоссийскойФедерации;
9)работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РоссийскойФедерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации и международными договорами Российской Федерации;
10)социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданамиРоссийской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
11)получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, вгосударственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения,образовательные учреждения начального профессионального образования, а также впереводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшегопрофессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации, еслииное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
12)содействие федерального органа исполнительной власти, уполномоченного наосуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в получениисведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государствеего гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);
13)обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти,уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сферемиграции, по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформленияпроездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерацииданных лиц. (Форма бланка проездного документа, порядок его оформления, выдачии обмена определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти)
14)обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание натерритории Российской Федерации или на приобретение гражданства РоссийскойФедерации в соответствии с законодательством Российской Федерации имеждународными договорами Российской Федерации;
15)участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации,за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерациии международными договорами Российской Федерации;
16)добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своегопрежнего обычного местожительства);
17)выезд на место жительства в иностранное государство;
18)пользование иными правами, предусмотренными законодательством РоссийскойФедерации и международными договорами Российской Федерации, а такжезаконодательством субъектов Российской Федерации.
Обязанности.Юридическая обязанность — установленная законодательством и обеспеченнаягосударством мера должного поведения обязанного субъекта[23].Согласно ч.2 вышеупомянутого закона на беженцев возлагаются следующиеобязанности:
1)соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другиефедеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, атакже законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
2)своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания,определенное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным наосуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо еготерриториальным органом;
3)соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требованиясанитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
4)сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органаисполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю инадзору в сфере миграции, сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи,семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации илигражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения напостоянное проживание на территории Российской Федерации;
5)сообщать о намерении переменить место пребывания на территории РоссийскойФедерации либо выехать на место жительства за пределы территории РоссийскойФедерации;
6)сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительнойвласти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сферемиграции, при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия кновому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федеральногооргана исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций поконтролю и надзору в сфере миграции,.
7)проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органомфедерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществлениефункций по контролю и надзору в сфере миграции.
Гарантии.Юридические гарантии — (закрепленные в действующем законодательстве способы исредства, а также организационно-правовая деятельность по их применению,непосредственно направленные на обеспечение законности, на беспрепятственноосуществление прав и свобод и на их защиту)[24].Гарантии прав лица признанного беженцем устанавливаются в ст. 10 указанногозакона:
· Лицо,ходатайствующее о признании беженцем или признанное беженцем либо утратившеестатус беженца или лишенное статуса беженца, не может быть возвращено противего воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своегопрежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государствеобстоятельств, предусмотренных законом. Данные обстоятельства содержатся вопределении понятия беженец и конкретизированы в признаках беженца, выделенныхво втором параграфе.
· Решения идействия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением Федерального закона«О беженцах», могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо всуд.
Ответственность.Юридическая ответственность — применение санкции правоохранительной нормыкомпетентными, как правило, государственными органами к правонарушителю.[25]
Юридическаяответственность беженцев за нарушение законодательства Российской Федерациизаключается в применении к ним санкций за совершение определенных деяний. Всилу национального режима они несут те же виды юридической ответственности, чтои российские граждане: гражданско-правовую, материальную, уголовную и т.д.
Лишениестатуса беженца можно рассматривать как применение санкции по отношению к лицу,совершившему определенные деяния. Лицо лишается статуса беженца, если оно:
· совершилопреступление на территории России и осуждено за него по приговору суда, котороевступило в силу;
· сообщило заведомоложные сведения, а также если это лицо представило фальшивые документы, которыепослужили основанием для признания его беженцем в Российской Федерации, либодопустило иное нарушение положений Закона «О беженцах»[26].
Делая вывод,остановлюсь на основных моментах. Содержание правового статуса беженца вРоссийской Федерации — это установленные международно-правовыми актами изаконодательством Российской Федерации совокупность прав, обязанностей,гарантий предоставляемых данной категории лиц, а также юридическаяответственность на них возлагаемая. Все вышеуказанные категорииконкретизируются в Федеральном законе «О беженцах»
Заключение
Завершаяизучение правового статуса беженца можно сделать вывод, что в целом правовоерегулирование статуса беженца в Российской Федерации соответствует современныммировым стандартам.
Целью данной работы былоисследование правового статус беженца, как реального положения человека всистеме общественных отношений. Цель была достигнута в полном объеме.
Выводы,сделанные по итогам решения поставленных задач:
1. В силу ч. 4 ст.15 Конституции Российской Федерации в российскую правовую систему в качествесоставной части были включены общепризнанные принципы и нормы международногоправа и международные договоры, которые имеют приоритет перед национальнымзаконодательством, если Российская Федерация присоединилась к ним.
2. Средимеждународных нормативно-правовых актов выделяются акты регулирующие статусчеловека и гражданина в целом, и акты, непосредственно затрагивающие статусбеженцев. К первой группе относится Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация правчеловека 1948 г., Международные пакты 1966 г. Ко второй следует отнестиКонвенцию ООН 1951 года «О статусе беженцев» и Протокол к ней 1967года, касающийся статуса беженцев.
3. В соответствии сКонвенцией ООН «О статусе беженцев», «беженец»: это лицо, которое«в результате событий, происшедших до 1 января 1951 г., и в силу вполнеобоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы,вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группеили политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежностии не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такойзащитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства инаходясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результатеподобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие такихопасений. Далее протокол к данной конвенции отнес к беженцам и лиц,обстоятельства которых возникли и после 1 января 1951г.
4. российскойзаконодательство, в частности федеральный закон «О беженцах», определяютбеженца в соответствии с подходом принятым в международных документах. Отдельныевопросы правового положения статуса беженца определяются в постановленияхПравительства Российской Федерации.
5. Содержаниеправового статуса беженца в Российской Федерации — это установленныемеждународно-правовыми актами и законодательством Российской Федерациисовокупность прав, обязанностей, гарантий предоставляемых данной категории лиц,а также юридическая ответственность на них возлагаемая. Все вышеуказанные категорииконкретизируются в Федеральном законе «О беженцах»
Списокнормативно-правовых актов и литературы
Нормативно-правовыеакты:
1. Венская конвенция о правемеждународных договоров 1969 г.// Ведомости СССР. 1986. N 37. Ст. 772.
2. Всеобщаядекларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООНрезолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)// „Библиотечка Российскойгазеты“, 1999 г., выпуск N 22-23
3. Конвенция ООН 1951 года „Остатусе беженцев“// Бюллетень международных договоров от 1 ноября 1993 г.N 9,
4. Протокол к Конвенции ООН «О статусебеженцев» 1967 года// Текст Протокола опубликован в журнале „Гражданин иправо“, 2002 г.
5. Конституция Российской Федерации от12 декабря 1993г. // Российская газета. — № 237. – 25 декабря 1993.
6. Федеральный закон от 15 июля 1995 г.N 101-ФЗ „О международных договорах Российской Федерации“// СЗ РФ.1995. N 29. Ст. 2757.
7. Федеральный закон от 19 февраля 1993г. N 4528-1 „О беженцах“// Ведомости Съезда народных депутатовРоссийской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993г., N 12, ст. 425
8. Постановление Правительства РФ от 28мая 1998 г. N 523 „О свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признаниибеженцем на территории Российской Федерации по существу“// Собраниезаконодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2475
9. Постановление Правительства РФ от 30июня 1998 г. N 679 „Об утверждении Общего положения о месте временногосодержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами“ // Собрание законодательстваРоссийской Федерации от 6 июля 1998 г., N 27, ст. 3196
10. Постановление Правительства РФ от 7октября 1998 г. N 1162 „О проездном документе беженца“// Собраниезаконодательства Российской Федерации от 12 октября 1998 г., N 41, ст. 5030
Комментарии кзаконодательству:
1. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В.Комментарий Федерального закона „О беженцах“ — »Юридическаялитература", 1998г.
Научная литература:
1.Алешина А.В., Косовская В.А.Международное частное право. М., 2007.
2. Ануфриева Л.П., Бекяшев К.А.,Дмитриева Г.К. Международное частное право. М., 2008.
3. Богуславский М. М. Международноечастное право. М., 2007.
4. Тишков В.А. Этнология и политика.Научная публицистика. М.: Наука, 2001.
5. Лукашук И.И. Глобализация,государство, право. XXI век. М., 2000.
6. Чиркин В.Е. «Конституционное правоРоссии»-Учебник; 2-ое издание; Москва; Юристь; 2003 г.
7. Черниченко С.В. Личность имеждународное право. М., 2007 г.
Периодическиеиздания:
1. Андриченко Л. В. Международно-правоваязащита беженцев и лиц, перемещенных внутри страны // Миграция, права человека иэкономическая безопасность современной России: состояние, проблемы,эффективность защиты: Сборник статей / Под ред. д.ю.н., профессора, академикаРАЕН и ПАНИ В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2004.
2. Волох В.А. Совершенствованиезаконодательства о беженцах как важнейший фактор формирования государственноймиграционной политики Российской Федерации // «Право и политика», 2007, № 11.
3. Воронина Н. А. Международное право ипроблемы правового регулирования положения внутриперемещенных лиц //Юрист-международник, 2005, № 3
Иныеисточники:
1. ru.wikipedia.org/wiki/
2. ru.wikipedia.org/wiki
3. dic.academic.ru/dic.nsf/lower/19470