Реферат по предмету "Государство и право"


Принципы международного морского права

Международноеморское право

Содержание
1. Международное морское право
1.1 Понятие,принципы и источники международного морского права
1.2 Правовойрежим внутренних морских вод
1.3 Правовойрежим территориального моря
1.4 Правовойрежим открытого моря
1.5 Правовойрежим исключительной экономической зоны и континентального шельфа
1.6 Правовоерегулирование использования дна Мирового океана
1.7 Правовойрежим международных проливов и каналов
Список использованныхисточников

1. Международное морскоеправо
1.1 Понятие, принципы иисточники международного морского права
Международное морскоеправо – это совокупность норм, регулирующих международные отношения поиспользованию и исследованию морских пространств и ресурсов, а такжеопределяющих их правовой статус. Международное морское право является отрасльюмеждународного публичного права.
В течение долгого периодавремени международное морское право развивалось как обычное право. В дальнейшемпроизошла его кодификация, однако и в настоящее время обычай в международномморском праве играет существенную роль. Конференция ООН по морскому праву (г.Женева) в 1958 г. приняла следующие конвенции:
1. Конвенция об открытомморе.
2. Конвенция оконтинентальном шельфе.
3. Конвенция о территориальномморе и прилежащей зоне.
4. Конвенция орыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.
Работа по кодификациимеждународного морского права была продолжена на III Конференции ООН поморскому праву (1973-1982 гг.), которая завершилась принятием Конвенции ООН поморскому праву от 10 декабря 1982 г. (подписана более чем 150 государствами).
Республика Беларусьратифицировала Конвенцию Законом Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. № 154-3«О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву иприсоединении к соглашению об осуществлении части XI Конвенции ОрганизацииОбъединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года» со следующимизаявлениями:
«1. Республика Беларусь всоответствии со статьей 287 Конвенции принимает в качестве основного средстваурегулирования споров, касающихся толкования и применения Конвенции, арбитраж,образованный в соответствии с Приложением VII. Для урегулирования споров,касающихся рыболовства, защиты и сохранения морской среды, морских научныхисследований или судоходства, включая загрязнение с судов и в результатезахоронения, Республика Беларусь использует специальный арбитраж, образованныйв соответствии с Приложением VIII. Республика Беларусь признает предусмотреннуюстатьей 292 Конвенции компетенцию Международного трибунала по морскому праву вотношении вопросов, касающихся незамедлительного освобождения задержанных судовили экипажей.
2. Республика Беларусь всоответствии со статьей 298 Конвенции не принимает обязательных процедур,влекущих за собой обязательные решения, при рассмотрении споров, касающихсявоенной деятельности, включая военную деятельность государственных судов илетательных аппаратов, состоящих на некоммерческой службе, или споров,касающихся деятельности по обеспечению соблюдения законов в отношенииосуществления суверенных прав или юрисдикции, и споров, в отношении которыхСовет Безопасности ООН осуществляет функции, возложенные на него Уставом ООН».
В качестве источниковмеждународного морского права выступают:
– Международная конвенцияпо поиску и спасанию на море 1979 г.;
– Международная конвенцияпо охране человеческой жизни на море 1974 г.;
– Конвенция по облегчению международного морского судоходства1965 г.;
– Конвенция о борьбе снезаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988г.;
– Конвенция ООН о морскойперевозке грузов 1978 г.;
– Конвенция омеждународных правилах предупреждения
столкновения судов в море1972 г.
Конвенция ООН по морскомуправу 1982 г. позволяет провести следующую классификацию морских пространств:
1) являющиеся частьютерритории прибрежного государства, подпадающие под его суверенитет (внутренниеводы, территориальное море);
2) подпадающие подюрисдикцию прибрежного государства, но не являющиеся его территорией (исключительнаяэкономическая зона, континентальный шельф, прилежащая зона);
3) не подпадающие ни подюрисдикцию, ни под суверенитет прибрежного государства (открытое море).
Принципы международногоморского права:
— принцип свободыоткрытого моря. Сформулирован еще древнеримскими юристами. Указанный принципозначает, что открытое море находится в общем пользовании всех государств, неявляясь чьей-либо территорией, следовательно, не подпадает под суверенитеткакого-либо государства. Право на свободное использование открытого моряпринадлежит прибрежным государствам и государствам, не имеющим выхода к морю вравной степени;
— принцип мирногоиспользования открытого моря. Указанный принцип вытекает из принципов мирногоразрешения международных споров и неприменения силы или угрозы силой. В ст. 88Конвенции ООН по морскому праву закреплено, что открытое море резервируется длямирных целей;
— принцип охраны морскойсреды. Указанный принцип закреплен в ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву,согласно которой государства обязаны защищать и сохранять морскую среду;
— принцип общего наследиячеловечества. Указанный принцип означает общее равноправное пользованиересурсами морского дна и его недр на территории, не подпадающей подгосударственный суверенитет или национальную юрисдикцию;
— принцип свободы морскихнаучных исследований. Указанный принцип закреплен в ст. 87 Конвенции ООН поморскому праву и последовательно реализуется далее по тексту конвенции.Государства и компетентные международные организации поощряют и облегчаютразвитие и проведение морских научных исследований. Деятельность по морскимнаучным исследованиям -   не создает правовой основы для каких бы то ни былопритязаний на любую часть морской среды или на ее ресурсы.
1.2 Правовой режимвнутренних морских вод
Внутренние морские воды — это воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориальногоморя. Данные воды находятся под суверенитетом прибрежного государства,поскольку являются частью его территории.
Внутренними морскимиводами являются:
-  воды портов до линии,которая соединяет постоянные портовые сооружения, наиболее удаленные в сторонуморя, за исключением искусственных островов и прибрежных установок;
-  воды заливов, лиманов,бухт, если их берега принадлежат одному государству, до линии естественноговхода, если она не превышает 24 морских мили. В случае превышения — проводится24-мильйая исходная прямая линия внутри залива;
-  исторические воды,независимо от линии естественного входа. Например, Гудзонов залив в Канаде,залив Петра Великого в России, Бристольский залив в Великобритании;
-  воды, расположенные всторону берега от прямых исходных линий, от которых отсчитывается ширинатерриториального моря при глубокой изрезанности побережья или расположенностивдоль берега цепи островов.
Во внутренних морскихводах отсутствует право мирного прохода. Правовой режим данных пространствопределяется законодательством прибрежного государства, которое обязательно дляисполнения невоенными судами. Как правило, прибрежное государство устанавливаетправила пограничного, таможенного, санитарного, фитосанитарного, ветеринарногоконтроля.
Военные суда иностранныхгосударств во внутренних морских водах пользуются экстерриториальностью, неподлежат таможенному досмотру, подсудности за преступления, совершенные накорабле. Например, согласно п. 3 ст. 5 Уголовного кодекса Республики Беларусьуголовную ответственность по данному кодексу несут лица, совершившиепреступление на военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусьнезависимо от места их нахождения. На основании п. 2 ст. 299 Таможенногокодекса Республики Беларусь освобождаются от таможенного досмотра иностранныевоенные корабли (суда). Вместе с тем военные иностранные корабли обязанысоблюдать местные законы и правила во время нахождения во внутренних морскихводах других государств.
Иностранные суда заходятво внутренние воды, как правило, по разрешению или приглашению. Прибрежноегосударство может объявить перечень открытых портов, в которые без разрешениямогут заходить невоенные иностранные морские суда независимо от флага судна.Прибрежное государство также вправе объявить перечень портов, закрытых длязахода иностранных судов. Однако судно, терпящее бедствие, вправе заходить влюбой порт прибрежного государства. Кроме того, разрешение не требуется, есливынужденный заход связан с иными чрезвычайными обстоятельствами: аварией насудне, необходимостью оказания срочной медицинской помощи и т. п.
За заход и пребывание впорту иностранных судов не взимается плата. Плата может устанавливаться толькоза оказанные услуги по лоцманской проводке, буксировке, пользование портовымикранами для разгрузки, погрузки и т. п.
Невоенные иностранныесуда в период нахождения во внутренних водах и портах подпадают под юрисдикциюиностранного государства.
1.3 Правовой режимтерриториального моря
Территориальное море — это морское пространство, примыкающее к сухопутной территории или к внутреннимводам, подпадающее под суверенитет прибрежного государства, являющееся еготерриторией. Внешняя граница территориального моря является государственнойграницей. Внешней границей территориального моря является линия, каждая точкакоторой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равномширине территориального моря.
Каждое государство имеетправо устанавливать ширину своего территориального моря до 12 морских миль,отмеряемых от исходных линий, определенных по следующим правилам:
1) нормальная исходнаялиния — определяется по линии наибольшего отлива вдоль берега. Указывается наофициально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба;
2) в случае островов,расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами исходной линиейдля измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифапри наибольшем отливе, как показано соответствующим знаком на морских картах,официально признанных прибрежным государством;
3) в местах, гдебереговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и внепосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии,от которой отмеряется ширина территориального моря, может применяться методпрямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.
Там, где из-за наличиядельты или других природных условий береговая линия является крайне непостоянной,соответствующие точки могут быть выбраны вдоль максимально выступающей в морелинии наибольшего отлива, и, несмотря на последующее отступление линиинаибольшего отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор,пока они не будут изменены прибрежным государством.
При проведении прямыхисходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общегонаправления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий,должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них могбыть распространен режим внутренних вод.
Прямые исходные линиипроводятся к осыхающим при отливе возвышениям и от них только в том случае,если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда надуровнем моря, или в случае, если проведение исходных линий к таким возвышениямили от них получило всеобщее международное признание.
Система прямых исходныхлиний не может применяться государством таким образом, чтобы территориальноеморе другого государства оказалось отрезанным от открытого моря илиисключительной экономической зоны.
Большинство странустановило 12-мильную ширину территориального моря. США — 3 морских мили,Норвегия — 4 морских мили, Греция — 6 морских миль.
Суверенитет прибрежногогосударства распространяется на воды, недра, дно, воздушное пространство надтерриториальным морем. Специфика правового режима территориального морязаключается в наличии права мирного прохода, сущность которого заключается вследующем.
Военные и невоенные судавсех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуютсяправом мирного прохода через территориальное море. При этом не требуетсяполучения предварительного разрешения компетентных органов прибрежногогосударства.
Под проходом понимаетсяплавание через территориальное море с целью:
— пересечь это море, незаходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооруженияза пределами внутренних вод; или
— пройти во внутренниеводы или выйти из них, или стать на таком рейде или у такого портовогосооружения.
Проход должен бытьнепрерывным и быстрым. Однако проход может включать остановку и стоянку наякоре, если они:
— связаны с обычнымплаванием,
— необходимы вследствиенепреодолимой силы или бедствия,
— необходимы с цельюоказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасностиили терпящим бедствие.
Проход является мирным,если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежногогосударства. Такой проход должен совершаться в соответствии с нормамимеждународного права.
Проход иностранного суднасчитается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежногогосударства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующихвидов деятельности:
1) угрозу силой или ееприменение против суверенитета, территориальной целостности или политическойнезависимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушениепринципов международного права, воплощенных в Уставе Организации ОбъединенныхНаций;
2) любые маневры илиучения с оружием любого вида;
3) любой акт,направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежногогосударства;
4) любой акт пропаганды,имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежногогосударства;
5) подъем в воздух, посадкуили принятие на борт любого летательного аппарата;
6) подъем в воздух,посадку или принятие на борт любого военного устройства;
7) погрузку или выгрузкулюбого товара или валюты, посадку или высадку любого лица, вопреки таможенным,фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежногогосударства;
8) любой актпреднамеренного и серьезного загрязнения;
9) любую рыболовнуюдеятельность;
10) проведениеисследовательской или гидрографической деятельности;
11) любой акт,направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любыхдругих сооружений или установок прибрежного государства;
12) любую другуюдеятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.
Прибрежное государство недолжно препятствовать мирному проходу иностранных судов через территориальноеморе. Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры,необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным.
В отношении судов,направляющихся во внутренние воды или использующих портовые сооружения запределами внутренних вод, прибрежное государство имеет также право приниматьнеобходимые меры для предупреждения любого нарушения условий, на которых этисуда допускаются во внутренние воды и используют портовые сооружения.
Прибрежное государствоможет без дискриминации по форме или по существу между иностранными судамивременно приостанавливать в определенных районах своего территориального моряосуществление права мирного прохода иностранных судов, если такоеприостановление существенно важно для охраны его безопасности, включаяпроведение учений с использованием оружия. Такое приостановление вступает всилу только после должного его опубликования.
Прибрежное государство недолжно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судноили изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношениилица, находящегося на борту судна. Прибрежное государство может применять вотношении такого судна меры взыскания или арест по любому гражданскому делутолько по обязательствам или в силу ответственности, принятой или на навлеченнойна себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежногогосударства.
Если какой-либо военныйкорабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающихсяпрохода через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к немутребование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от негонемедленно покинуть территориальное море.
Государство флага несетмеждународную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненныеприбрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблемили другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих Целях,законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода черезтерриториальное море, или норм международного права.
международное морское право
1.4 Правовой режимоткрытого моря
Открытое море — этоморское пространство, находящееся в общем и равном пользовании всех государстви наций, являющееся международной территорией, не подпадающей под суверенитетили юрисдикцию определенного государства и не входящее в территориальное,внутреннее море, исключительную экономическую зону. Никакое государство невправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своемусуверенитету.
Открытое море открыто длявсех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Свободаоткрытого моря включает, в частности, как для прибрежных государств, так и длягосударств, не имеющих выхода к морю:
— свободу судоходства;
— свободу полетов;
— свободу прокладыватьподводные кабели и трубопроводы;
— свободу возводитьискусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии смеждународным правом;
— свободу рыболовства;
— свободу научныхисследований.
Все государстваосуществляют эти свободы, должным образом учитывая заинтересованность другихгосударств в пользовании свободой открытого моря, а также должным образомучитывая права, предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву.
Каждое государствонезависимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю,имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.
Каждое государствоопределяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судовна его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальностьтого государства, под флагом которого они имеют право плавать. Междугосударством и судном должна существовать реальная связь. Каждое государствовыдает соответствующие документы судам, которым оно предоставляет право плаватьпод его флагом.
Судно должно плавать подфлагом только одного государства и подчиняется его исключительной юрисдикции воткрытом море. Судно не может переменить свой флаг во время плавания илистоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода правасобственности или изменения регистрации.
Судно, плавающее подфлагами двух или более государств, пользуясь ими смотря по удобству, не можеттребовать признания ни одной из соответствующих национальностей другимигосударствами и может быть приравнено к судам, не имеющим национальности.
Каждое государствоэффективно осуществляет в административных, технических и социальных вопросахсвою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом.
Государство, котороеимеет явные основания полагать, что надлежащая юрисдикция и контроль вотношении какого-либо судна не осуществляются, может сообщить о таких фактахгосударству флага. По получении такого сообщения государство флага обязанорасследовать этот вопрос и, когда это уместно, принять любые меры, требуемыедля исправления положения.
Каждое государствоорганизует расследование достаточно квалифицированным лицом или лицами или подих руководством каждой морской аварии или навигационного инцидента в открытомморе с участием плавающего под его флагом судна, приведшего к гибели граждандругого государства или к нанесению им серьезных увечий или серьезному ущербусудам или установкам другого государства, или морской среде. Государство флагаи другое государство сотрудничают в проводимом этим другим государством любомрасследовании любой такой морской аварии или навигационного инцидента.
Военные кораблипользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то нибыло государства, кроме государства флага.
Суда, принадлежащиегосударству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческойгосударственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом отюрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.
В случае столкновения иликакого-либо другого навигационного инцидента с судном в открытом море,влекущего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или какого-либодругого'лица, служащего на судне, уголовное или дисциплинарное преследованиепротив этого лица может быть возбуждено только судебными или административнымивластями государства флага или того государства, гражданином которого это лицоявляется.
Арест или задержаниесудна в открытом море могут быть произведены по распоряжению властейгосударства флага.
Конвенция ООН по морскомуправу закрепляет обязанность оказывать помощь в открытом море. Так, каждоегосударство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под егофлагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезнойопасности судно, экипаж или пассажиров:
1) оказывать помощьлюбому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;
2) следовать со всейвозможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что онинуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумнорассчитывать;
3) после столкновенияоказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда этовозможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт егорегистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.
Под пиратством подразумевается:
1) любой неправомерныйакт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажемили пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческоголетательного аппарата и направленный:
— в открытом море противдругого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества,находящихся на их борту;
— против какого-либосудна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикциикакого бы то ни было государства;
2) любой актдобровольного участия в использовании како- го-либо судна или летательногоаппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно илилетательный аппарат являются пиратским судном или летательным аппаратом;
3) любое деяние,являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действий,указанных выше.
Пиратские действия, в томаспекте, как они определялись выше, когда они совершаются военным кораблем,государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипажкоторого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем, судном илилетательным аппаратом, приравниваются к действиям, совершаемымчастновладельческим судном или частновладельческим летательным аппаратом.
Захват за пиратство можетсовершаться только военными кораблями или военными летательными аппаратами либодругими судами или летательными аппаратами, которые имеют четкие внешние знаки,позволяющие опознать их как состоящие на правительственной службе, иуполномочены для этой цели.
Конвенция ООН по морскомуправу закрепляет принцип сотрудничества государств:
— в пресечении незаконнойторговли наркотиками и психотропными веществами, осуществляемой судами воткрытом море в нарушение международных конвенций;
— в пресечениинесанкционированного вещания из открытого моря.
Несанкционированноевещание означает передачу, в нарушение международных правил, звуковых радио-или телевизионных программ с судна или установки в открытом море,предназначенных для приема населением, за исключением, однако, передачисигналов бедствия.
Конвенция ООН по морскомуправу предоставляет право военным судам, встретившим в открытом мореиностранное судно, за исключением судов, пользующихся иммунитетом, подвергнутьего досмотру, если есть разумные основания подозревать, что:
— это судно занимаетсяпиратством;
— это судно занимаетсяработорговлей;
— это судно занимаетсянесанкционированным вещанием;
— это судно не имеетнациональности или хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказываетсяподнять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что иданный военный корабль.
Интересным с практическойточки зрения является предоставляемое Конвенцией ООН по морскому праву «правопреследования по горячим следам».
Преследование по горячимследам иностранного судна может быть предпринято, если компетентные властиприбрежного государства имеют достаточные основания считать, что это суднонарушило законы и правила этого государства. Такое преследование должноначаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находится вовнутренних водах, в архипелажных водах, в территориальном море или в прилежащейзоне преследующего государства, и может продолжаться за пределамитерриториального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно непрерывается. Не требуется, чтобы в то время, когда иностранное судно, плавающеев территориальном море или прилежащей зоне, получает приказ остановиться,судно, отдающее этот приказ, также находилось в пределах территориального моряили прилежащей зоны. Если иностранное судно находится в прилежащей зоне,преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защитыкоторых установлена эта зона.
Право прокладки подводныхкабелей и трубопроводов по дну открытого моря за пределами континентальногошельфа предоставлено всем государствам.
Все государства имеютправо на то, чтобы их граждане занимались рыболовством в открытом море приусловии соблюдения правил Конвенции ООН по морскому праву.

1.5 Правовой режимисключительной экономической зоны и континентального шельфа
Исключительная экономическаязона — это морское пространство, прилегающее к территориальному морю шириною неболее 200 морских миль, отсчитываемое от тех же исходных линий, от которыхотсчитывается ширина территориального моря.
Исключительнаяэкономическая зона является территорией со смешанным правовым режимом,поскольку определенным объемом прав в отношении этой части морскогопространства наделяются прибрежное государство и иные государства.
Права прибрежногогосударства в исключительной экономической зоне можно подразделить на следующиегруппы:
1) суверенные права поразведке, разработке и сохранению живых и неживых ресурсов в водах, на дне и внедрах, по управлению этими ресурсами,
2) суверенные права поотношению к другим видам деятельности по разведке и разработке данной зоны,
3) юрисдикция в отношениисоздания искусственных островов, установок и сооружений, морских научныхисследований, защиты и сохранения морской среды.
Права неприбрежныхгосударств, в том числе и тех, у которых вообще нет выхода к морю, заключаютсяв следующем:
1) свобода судоходства,
2) свобода полетов,
3) прокладка кабелей итрубопроводов по дну моря.
В тех случаях, когдамежду интересами прибрежного государства и любых других государств возникаетконфликт, этот конфликт следует разрешать на основе справедливости и в светевсех относящихся к делу обстоятельств, с учетом важности затронутых интересовдля каждой из сторон, а также для международного сообщества в целом.
Прибрежное государство висключительной экономической зоне имеет исключительное право сооружать, а такжеразрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование:
1) искусственныхостровов;
2) установок и сооруженийдля экономических целей;
3) установок исооружений, которые могут препятствовать осуществлению прав прибрежногогосударства в зоне.
Прибрежное государствоимеет исключительную юрисдикцию над такими искусственными островами,установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных,фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов иправил, касающихся безопасности.
О создании такихискусственных островов, установок или сооружений должно даваться надлежащееоповещение, а постоянные средства предупреждения об их наличии должнысодержаться в исправном состоянии. Любые покинутые или более неиспользуемыеустановки или сооружения должны быть убраны в целях обеспечения безопасностисудоходства с учетом любых общепринятых международных стандартов, установленныхв этой связи компетентной международной организацией. При удалении такихустановок или сооружений должным образом учитываются также интересырыболовства, защиты морской среды, права и обязанности других государств. Оглубине, местонахождении и размерах любых установок или сооружений, которыеубраны не полностью, дается надлежащее оповещение.
Прибрежное государствоможет там, где это необходимо, устанавливать вокруг таких искусственныхостровов, установок и сооружений разумные зоны безопасности, в которых ономожет принимать надлежащие меры для обеспечения безопасности как судоходства,так и искусственных островов, установок и сооружений.
Ширина зон безопасностиопределяется прибрежным государством с учетом применимых международныхстандартов. Эти зоны устанавливаются таким образом, чтобы они разумносоотносились с характером и функцией искусственных островов, установок илисооружений и не простирались вокруг них более чем на 500 метров, отмеряемых откаждой точки их внешнего края, за исключением случаев, когда это разрешенообщепринятыми международными стандартами или рекомендовано компетентноймеждународной организацией. О протяженности зон безопасности дается надлежащееоповещение.
Прибрежное государствоимеет право определять допустимый улов живых ресурсов в своей исключительнойэкономической зоне. Оно обязано обеспечивать путем надлежащих мер по сохранениюи управлению, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной экономическойзоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации.
Предусматриваетсяпередача имеющейся научной информации, статистических данных об уловах и промысловомусилии и других данных, относящихся к сохранению рыбных запасов, и обмен ими.
Государства, не имеющиевыхода к морю, имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатациисоответствующей части остатка допустимого улова живых ресурсов в исключительныхэкономических зонах прибрежных государств того же субрегиона или региона сучетом имеющих к этому отношение экономических и географических обстоятельстввсех заинтересованных государств.
Прибрежное государство восуществление своих суверенных прав на разведку, эксплуатацию, сохранение живыхресурсов и управление ими в исключительной экономической зоне может приниматьтакие меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство,которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения законов и правил,принятых им в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.
Континентальный шельфприбрежного государства — это морское дно и недра подводных районов,простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяженииестественного продолжения его сухопутной территории до внешней границыподводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходныхлиний, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняяграница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.
Подводная окраинаматерика включает находящееся под водой продолжение континентального массиваприбрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона иподъема. Она не включает дна океана на больших глубинах, в том числе егоокеанические хребты или его недра.
Прибрежное государствоустанавливает внешнюю границу подводной окраины материка во всех случаях, когдаэта окраина простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, откоторых отмеряется ширина территориального моря.
В любом случаефиксированные точки, составляющие линию внешних границ континентального шельфана морском дне, должны находиться не далее 350 морских миль от исходных линий,от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морскихмиль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющуюглубины в 2500 метров.
Прибрежное государствоосуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведкии разработки его природных ресурсов. Суверенность данных прав заключается втом, что если прибрежное государство не производит разведку континентальногошельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать этогобез определенно выраженного согласия прибрежного государства.
Права прибрежногогосударства на континентальный шельф не зависят от эффективной или фиктивнойоккупации им шельфа или от прямого об этом заявления.
Права прибрежногогосударства на континентальный шельф не затрагивают правового статусапокрывающих вод и воздушного пространства над этими водами.
Осуществление правприбрежного государства в отношении континентального шельфа не должно ущемлятьосуществление судоходства и других прав и свобод других государств, илиприводить к любым неоправданным помехам их осуществлению.
Все государства имеютправо прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе.Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулироватьбурильные работы на континентальном шельфе для любых целей.
1.6 Правовоерегулирование использования дна Мирового океана
Правовой режим днаМирового океана, не находящегося под суверенитетом или юрисдикциейопределенного государства, закрепляется Конвенцией ООН по морскому праву. Этачасть в Конвенции именуется «район». Район и его ресурсы являются общимнаследием человечества. Это означает, что ни одно государство или иной субъектмеждународного права не могут претендовать на суверенитет или иные суверенныеправа в отношении любой части Района или его ресурсов. Данные ограничениякасаются также физических и юридических лиц.
Ресурсы Района не могутотчуждаться, однако, если они добыты, то такое отчуждение допускается.
Управление ресурсамиРайона осуществляет Международный орган по морскому дну (далее — Орган),членами которого являются государства-участники Конвенции ООН по морскомуправу.
Деятельность в Районеосуществляется с разумным учетом другой деятельности.в морской среде.
Установки, используемыедля осуществления деятельности в Районе, должны отвечать следующим условиям:
1) такие установкимонтируются, устанавливаются и убираются только с соблюдением норм, правил ипроцедур Органа. О монтаже, установке и удалении таких установок должнодаваться надлежащее оповещение, а постоянные средства предупреждения об ихналичии должны содержаться в исправном состоянии;
2) такие установки немогут устанавливаться там, где это может создать помехи для использованияпризнанных морских путей, имеющих существенное значение для международногосудоходства, или в районах интенсивной рыбопромысловой деятельности;
3) вокруг таких установоксоздаются зоны безопасности с надлежащими знаками, чтобы обеспечиватьбезопасность как судоходства, так и установок. Конфигурация и расположениетаких зон безопасности должны быть таковы, чтобы они не образовывали пояс,препятствующий правомерному доступу судов в конкретные морские зоны илисудоходству по международным морским путям;
4) такие установкииспользуются исключительно в мирных целях;
5) такие установки неимеют статуса островов. Они не имеют своего территориального моря, и их наличиене влияет на делимитацию территориального моря, исключительной экономическойзоны или континентального шельфа.
Другая деятельность вморской среде проводится с разумным учетом деятельности в Районе.
Деятельность в Районеосуществляется таким образом, чтобы способствовать здоровому развитию мировойэкономики и сбалансированному росту международной торговли и содействоватьмеждународному сотрудничеству для всестороннего развития всех стран, особенноразвивающихся государств. Цель деятельности в Районе — это обеспечение:
— освоения ресурсовРайона;
— упорядоченного,безопасного и рационального использования ресурсов Района, включая эффективноепроведение деятельности в Районе и, в соответствии с разумными принципамисохранения ресурсов, предотвращение излишних потерь;
— расширения возможностейдля участия в такой деятельности;
— участия Органа вдоходах и передаче технологий;
расширения возможностейполучения полезных ископаемых, добываемых в Районе, по мере необходимости, нарядус полезными ископаемыми, добываемыми из других источников, для обеспеченияснабжения потребителей такими полезными ископаемыми;
— содействия справедливыми устойчивым, выгодным для производителей и справедливым для потребителей ценамна полезные ископаемые, Добываемые как в Районе, так и из других источников, исодействия долгосрочному равновесию между спросом и предложением;
— расширения возможностейучастия в освоении ресурсов Района для всех государств-участников, независимоот их социально-экономических систем или географического положения, ипредотвращения монополизации деятельности в Районе;
— защиты развивающихсягосударств от отрицательных последствий для их экономики или для их экспортныхпоступлений, возникающих в результате снижения цены на соответствующий видполезных ископаемых или уменьшения объема экспорта такого вида полезныхископаемых в той мере, в какой такое снижение или уменьшение вызванодеятельностью в Районе;
— разработки общегонаследия на благо всего человечества.

1.7 Правовой режиммеждународных проливов и каналов
Международный пролив — это пролив, соединяющий части морского пространства и используемый длямеждународного судоходства. Пролив — это естественный морской проход. Правовойрежим таких каналов строится на принципе сочетания интересов припроливныхгосударств и государств, использующих данные каналы.
На основании нормКонвенции ООН по морскому праву правовой режим международных проливов можноподразделить на следующие виды:
1) проливы, используемыедля судоходства между частью открытого моря или исключительной экономическойзоны и территориальным морем другого государства (например, Мессинский,Тиранский проливы). В таких проливах действует право мирного прохода, сущностькоторого описана нами выше;
2) проливы, используемыедля международного судоходства между одной частью открытого моря илиисключительной экономической зоны и другой частью открытого моря илиисключительной экономической зоны (например, Гибралтарский, Малаккскийпроливы). В таких проливах используется право транзитного прохода, сущностькоторого заключается в следующем.
Транзитный проходпредставляет собой осуществление свободы судоходства и полета единственно сцелью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частьюоткрытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытогоморя или исключительной экономической зоны. Однако требование о непрерывном ибыстром транзите не исключает проход через пролив для целей входа, выхода иливозвращения из государства, граничащего с проливом, при соблюдении условийвхода в такое государство.
Суда и летательныеаппараты при осуществлении права транзитного прохода:
— без промедления следуютчерез пролив или над ним;
— воздерживаются от любойугрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостностиили политической независимости государств, граничащих с проливом, иликаким-либо другим образом в нарушение принципов международного права,воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;
— воздерживаются от любойдеятельности, кроме той, которая свойственна их обычному порядку непрерывного ибыстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызванаобстоятельствами непреодолимой силы или бедствием.
Суда при транзитномпроходе:
— соблюдают общепринятыемеждународные правила, процедуры и практику, касающиеся безопасности на море,включая Международные правила предупреждения столкновения в море;
— соблюдают общепринятыемеждународные правила, процедуры и практику предотвращения, сокращения исохранения под контролем загрязнения с судов.
Летательные аппараты притранзитном пролете:
— соблюдают Правилаполетов, установленные Международной организацией гражданской авиации,поскольку они относятся к гражданской авиации; государственные летательныеаппараты будут обычно соблюдать такие меры безопасности и постоянно действоватьс должным учетом безопасности полетов;
— постоянно контролируютрадиочастоты, выделенные компетентным органом по контролю за воздушнымдвижением, назначенным в международном порядке, или соответствующиемеждународные частоты, выделенные для передачи сигналов бедствия.
Во время транзитногопрохода через проливы иностранные суда, в том числе морскиенаучно-исследовательские и гидрографические суда, не могут проводить какие быто ни было исследования или гидрографические съемки без предварительногоразрешения государств, граничащих с проливами.
Государства, граничащие спроливами, могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделениядвижения для судоходства в проливах, когда это необходимо для содействиябезопасному проходу судов. Такие государства могут, когда этого требуютобстоятельства и после надлежащего о том оповещения, заменять любые ранее имиустановленные или предписанные морские коридоры или схемы разделения движения другимикоридорами или схемами.
Государства, граничащие спроливами, не должны препятствовать транзитному проходу и должнысоответствующим образом оповещать о любой известной им опасности длясудоходства в проливе или пролета над проливом. Не должно быть никакогоприостановления транзитного прохода;
3) проливы, которые имеютв срединной линии полосу открытого моря или исключительной экономической зоны(например, Тайваньский, Корейский проливы). В данных проливах применяется правосвободы судоходства;
4) проливы, правовойрежим которых определяется специальными международными соглашениями (например,Магелланов пролив, Босфор, Дарданеллы).
Морской канал – этоискусственно созданный морской проход.
Суэцкий канал – правовойрежим определяется Константинопольской конвенцией 1888 г., которую обязалосьсоблюдать правительство Египта после принятия акта о национализации Суэцкогоканала. Характерным является принцип свободы использования морского каналасудами всех наций. Кроме того, используются принципы равенства всех государствпри пользовании каналом и принцип нейтралитета, запрещения блокады канала.Порядок судоходства по каналу определяется Правилами плавания по Суэцкомуканалу.
Кильский канал – правовойрежим определяется Версальским мирным договором 1919 г. и Правилами плавания вКильском канале. Торговые суда всех государств пользуются свободой проходапосле уплаты транзитных сборов и получения пропускного свидетельства. Военныекорабли должны заранее получить разрешение по дипломатическим каналам.
Панамский канал –находится под суверенитетом Панамы, правовой режим определяется Договором опанамском канале и Правилами плавания по Панамскому каналу. За право плаванияпо каналу взимается специальный сбор. В зоне канала только Панама осуществляетуправление и оборону канала, таможенную, полицейскую службы. Действуетпанамские уголовные и гражданские законы. Провозглашен нейтралитет канала ипринцип открытости канала для мирного и равного прохода судов всех стран.

Список использованныхисточников
1. Лукашук И.И. Международное право.Особенная часть: учеб. для юрид. фак. и вузов / Лукашук И.И. – 2-е изд.,перераб. и доп. – Москва: БЕК, 2001. – 419 с.
2. Васильева Л.А. Международноепубличное право: курс интенсивной подготовки / Л.А. Васильева, О.А.Бакиновская. – Минск: ТетраСистем, 2009. – 256 с.
3. Международное право: учеб. Длявузов по специальности и направлению «Юриспруденция» / Н.Г. Беляев – 2-е изд.,изм. и доп. – Москва: Норма: Изд. Дом «Инфра-М», 2002. – 577 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Інтрузивний магматизм (укр)
Реферат Повышение эффективности управления маркетинговой деятельностью Амурского филиала ОАО "Дальсвязь"
Реферат Активные операции и их анализ на примере банка
Реферат Разработка СУБД Оперативный учет производственной деятельности промышленного предприятия
Реферат Классификация товаров на примере торгового предприятия ООО "АШАН"
Реферат Рецепты со всего света
Реферат Консалтинговый бизнес в России
Реферат Критерии устойчивого развития национальные аспекты
Реферат Ремонт коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130
Реферат Мировая религия Христианство: от истоков до наших дней
Реферат Государственное регулирование инновационной деятельности 3
Реферат Отчет по маркетингу Белга мари
Реферат Бідність - як соціальний феномен
Реферат Билеты и шпаргалки по философии
Реферат Абсолютные права и правоотношения