Реферат по предмету "Государство и право"


Правоотношения, возникающие в процессе реализации норм о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим

Курсовая работа
«Признаниегражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим»
 

Введение
 
В условияхразвития современного общества проблема признания гражданина безвестноотсутствующим или объявления гражданина умершим является особенно актуальной,поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан.
Роль изначение данного института резко возрастает в экстремальных ситуациях. Так, всовременных условиях известны многочисленные факты захвата заложников,похищение людей и торговля ими, их длительное и насильственное удержание ииспользование в качестве рабов.
Актуальностьизучения данного института так же состоит в том, что в случае объявлениягражданина безвестно отсутствующим необходимо принятие мер по защите его прав изаконных интересов. Так, имеющееся имущество у такого лица может быть порешению суда передано в доверительное управление.
В случаеобъявления гражданина умершим не менее актуальным становится вопрос об открытиинаследниками наследства. Законодательно выделяется день открытия наследства подостоверному, условному или предполагаемому дню смерти. Для каждого случаяприменяется свой срок принятия наследства.
Цельюкурсовой работы является исследование признания гражданина безвестноотсутствующим или объявление его умершим.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрытьпонятие и правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим иобъявление гражданина умершим; исследовать теоретические и практическиепроблемы данного правового института; определить последствия признания гражданина без вестипропавшим; рассмотреть основания объявления гражданина умершим; изучитьпроцедуру судебного разбирательства.
Безвестноеотсутствие гражданина – это совокупность фактов, исследованных и установленныхсудом, которые дают основание признать гражданина безвестно отсутствующим.
В случаедлительного отсутствия гражданина в месте его постоянного проживания инеизвестности места его нахождения возникает юридическая неопределенность,последствиями которой может стать ущемление прав других участниковправоотношений.
Суд можетпризнать гражданина безвестно отсутствующим, если в течение одного года в местеего постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГКРФ).[1]
Признаниегражданина безвестно отсутствующим влечет следующие юридические последствия. Имущество,принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им передаетсяв доверительное управление. Прекращаются обязательства, тесно связанные сличностью безвестно отсутствующего. Супруг безвестно отсутствующего вправерасторгнуть с ним брак в упрощенном порядке через органы записи актов гражданскогосостояния.
Объявлениеумершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличиеобстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет вживых (несчастный случай, военные действия).
Дела опризнании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершимимеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложныпо своей правовой характеристике.
Суд можетобъявить гражданина умершим, если в месте его постоянного жительства нетсведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вестипри обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать егогибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.
Военнослужащийили иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, можетбыть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончаниявоенных действий.[2]
Объявленияграждан умершими следует отличать от аналогичных юридических категорий в делахпо установлению юридического факта смерти лица в определенное время и приопределенных обстоятельствах, а также от установления юридического фактарегистрации смерти.
Я считаю, чточеткое разграничение этих различных правовых явлений имеет существенноезначение для правильного рассмотрения и разрешения этих дел в судебнойпрактике.
Дела опризнании граждан безвестно отсутствующими или объявлении граждан умершимирассматриваются судьей единолично в порядке особого производства в суде общейюрисдикции с обязательным участием прокурора, который обязан осуществлятьнадзор за соблюдением законов, а также прав и интересов лица, признаваемогобезвестно отсутствующим или умершим.
С заявлениемв суд должны обратиться заинтересованные лица, к которым относятся члены семьи,общественные объединения, орган опеки и попечительства, другие лица, интересыкоторых затрагиваются фактом отсутствия гражданина. В первую очередь кзаинтересованным лицам можно отнести супруга.
Судья приподготовке дела к судебному разбирательству согласно ст. 278 ГПК РФвыясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а такжезапрашивает соответствующие организации по последнему известному местужительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел,воинские части об имеющихся о нем сведениях.[3]
Решение суда,которым гражданин объявляется умершим, выносится судом в совещательной комнатеи является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояниязаписи о смерти этого гражданина в книгу государственной регистрации актовгражданского состояния.
Последствиявынесения судом решения об объявлении гражданина умершим специально законом непредусмотрены, поскольку они должны совпадать с теми, что имеют место присмерти гражданина: открывается наследство в имуществе гражданина, объявленногоумершим, прекращается брак и обязательства, которые носят личный характер. Однакополного тождества последствий, разумеется, нет.
Существуютдва основания для отмены решения суда о признании гражданина безвестноотсутствующим: явка гражданина или обнаружение места его пребывания.
Новое решениесуда является соответственно основанием для отмены управления имуществомгражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственнойрегистрации актов гражданского состояния (ст. 280 ГПК).[4]Однако отмена судебного решения об объявлении гражданина умершим не можетвосстановить некоторые его права. Так, если супруг вступил в новый брак (ст. 26СК РФ), то брачные отношения не могут быть остановлены, имущество, перешедшеепо наследству, могло не сохраниться.[5]
Объектомисследования являются правовые отношения, возникающие в процессе реализациинорм о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим.
Предметомисследования выступают нормы гражданского и гражданско-процессуального права,регулирующие общественные отношения в области признания гражданина безвестноотсутствующим или умершим.
Теоретическойосновой исследования явились научные труды ученых-правоведов: Михайлова И.А.,Портянкина С.П., Никитина Д.Ю., Яркова В.В.,
Попова Ю.А.,Садикова О.Н., Прянишникова Е.А., Селезнева М., Михеева Л.,Стучинского М.Г., Кулешова А.Ю., Юрченко, А.К., Кузнецова Е., Майорова В.А.и других.
В процессе курсовойработы применялись общенаучные и частно-научные приемы и методы познания,включая метод анализа и обобщения законодательства и практики его применения.

1. Общаяхарактеристика безвестного отсутствия и объявление гражданина умершим какинститутов гражданского права
отсутствующий умершийгражданин признание
1.1Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим
«Реалиисовременной российской жизни делают актуальной задачу обновления и уточнениямногих норм, образующих институт объявления гражданина безвестно отсутствующимили умершим», – считает старший преподаватель кафедры гражданского права ипроцесса С.П. Портянкина.[6]
Безвестноеотсутствие гражданина – это совокупность фактов, исследованных и установленныхсудом и дающих основание признать гражданина безвестно отсутствующим.
Безвестномуотсутствию граждан уделялось немало внимания в литературе и в судебнойпрактике. Так Прянишников С.П. полагает, что нормы института безвестногоотсутствия регулируют последствия, возникающие в связи с длительнойнеизвестностью местопребывания лиц, состоящих в определенных правовыхотношениях с гражданами и организациями, а также порядок признания таких лицбезвестно отсутствующими или умершими.[7]
Попов Ю.А.же считает, что безвестное отсутствие – это такое отсутствие гражданина, прикотором невозможно устранить неизвестность его местопребывания и нет основанийдля предположения о нахождении его в живых[8].
Существует мнениео том, что признание граждан безвестно отсутствующими и объявление их умершимислужит изменению, прекращению правового статуса граждан.[9]
Данная точказрения, я полагаю, более точно отражает сущность изучаемого института, однакотребует определенного уточнения. Правовой статус – это совокупность прав иобязанностей лица. И если гражданин признан безвестно отсутствующим илиобъявлен умершим, то его правовой статус относителен, поскольку судебная практикаи гражданское законодательство не исключают, что этот гражданин можетфактически находиться в живых и иметь полный правовой статус, однако об этом нисуду, ни заявителю неизвестно и в силу решения суда об объявлении гражданинаумершим его правосубъектность прекращается. Наступает определенность в правовомстатусе тех лиц, которые состояли с лицом безвестно отсутствующим в различныхправоотношениях. Я считаю, что такое определение сущности института признаниягражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим является наиболееполным, правильно раскрывающим его правовое содержание.
В случаедлительного отсутствия гражданина в месте его постоянного проживания инеизвестности места его нахождения возникает юридическая неопределенность,последствиями которой может стать ущемление прав других участниковправоотношений. С целью устранения неопределенности в субъекте отношений, судне исходит из предположений о жизни, либо смерти гражданина, а простоконстатирует факт безвестного отсутствия, а также заинтересованные лица могутобратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранениянеопределенности в правовых отношениях, участником которых значитсяотсутствующее лицо, либо свести к минимуму отрицательные последствия такойнеопределенности.
Еще со временДревнего Римаво избежаниеподобной неопределенности и в целях защиты имущества выбывших со своего местажительства лиц суду предоставлялась полная свобода в оценке того, находятся лиони в живых. Какого либо общеруководящего правила у древних римлян не было,однако последующие толкователи римского права создали две системы постановленийотносительно смерти безвестно отсутствующего: систему предельного возраста исистему выжидательной (послеявочной) давности. Система предельного возрастаосновывалась на том, что существует предельный срок жизни человека, поистечению которого безвестно отсутствующий предполагался умершим. Указанный срокопределялся в 70 лет. Система послеявочной давности заключалась в том, что одолговременном отсутствии делается заявление в суде и, если со времени этогозаявления истекает установленная давность, например 10 лет, наступают те жеюридические последствия, как и при смерти безвестно отсутствующего.[10]
В РоссийскойФедерации действует система послеявочной давности. Любое заинтересованное лицо(наследники, казна, кредиторы) могут просить суд о публикации в СМИ о безвестноотсутствующем и принятии мер к сохранности его имущества.
Одним извопросов, вызывающих некоторые затруднения на практике, является вопросопределения и установления фактических обстоятельств безвестного отсутствия. Вюридической литературе середины – конца XX века понятие сущностибезвестного отсутствия гражданина оспаривалось рядом авторов.
Так, приопределении сущности факта безвестного отсутствия Стучинский М.Г.предлагал выделять следующие признаки: отсутствие в месте жительства; неизвестностьместопребывания; длительность отсутствия; невозможность устранитьнеизвестность.[11] Юрченко А.К.предложил же выделять следующие три признака: неизвестность местопребывания; невозможностьустранить эту неизвестность; отсутствие предположения о жизни данного лица.[12]
Указанныйперечень в основном охватывает совокупность фактических обстоятельств,подлежащих установлению в суде для признания гражданина безвестноотсутствующим.
Вместе с тем,я считаю, что отдельные положения ст. 42 ГК РФ нуждаются в дальнейшемисследовании.[13] Так, вданной статье указано, что суд может признать гражданина безвестноотсутствующим. Следовательно, это положение закона имеет диспозитивный характери из него не следует, что суды в любых случаях обязаны устанавливатьобстоятельства, указанные в этой статье, и признавать гражданина безвестноотсутствующим. Если у суда имеются данные о том, что лицо умышленно скрываетсведения о своем месте пребывания в целях получения пенсии по потери кормильца,льгот и субсидий по коммунальным платежам, а также получения других материальныхвыгод, уклонения от уплаты алиментов, избежания уголовной либо инойответственности, то он не должен признавать этого гражданина безвестноотсутствующим. В связи с этим представляется целесообразным дополнить ст. 42ГК РФ положением о том, что суд не может признать гражданина безвестноотсутствующим, если установит, что лицо умышленно скрывает сведения о себе. Этобудет способствовать правильному разрешению дел и укреплению законности вгражданском процессе.
В гражданскомзаконодательстве (ст. 42 ГК РФ) предусматривается исчисление начала срокабезвестного отсутствия и ничего не говорится об его окончании. Поэтомуцелесообразно, предполагаю, в законе указать, что гражданин может быть признанбезвестно отсутствующим, если о нем нет известий в месте его постоянногожительства в течение года, предшествовавшего обращению в суд.
Хотелось быотметить, что в ст. 42 ГК РФ говорится об отсутствии сведений о гражданинев месте его жительства. Такое положение ориентирует суды на формальный подход кделу. Я считаю, что судья обязан при подготовке дела к судебномуразбирательству всесторонне изучить и принять все меры к установлениюместонахождения гражданина, получению о нем сведений из любых допустимыхзаконом источников, например из переписки его с родственниками или друзьями,сослуживцами. Но эти лица могут и не находиться в месте постоянного жительствабезвестно отсутствующего.
Такимобразом, я думаю, что фактический состав безвестного отсутствия должен включатьследующие обстоятельства, при установлении которых суд может признатьгражданина безвестно отсутствующим: отсутствие в течение года,предшествовавшего обращению в суд, сведений о гражданине по месту постоянного,а также предполагаемого нахождения безвестно отсутствующего; невозможность длясуда и всех заинтересованных лиц всеми законными средствами получить сведенияоб отсутствующем гражданине: отсутствие у суда данных о том, что указанное лицоскрывается преднамеренно; наличие у заявителя гражданско-правовой цели, котораяможет быть достигнута путем судебного признания гражданина безвестноотсутствующим.
Реальностьэтой цели должна подтверждаться существующим между заявителем и безвестноотсутствующим гражданско-правовым отношением и объективной необходимостьюликвидации препятствия в реализации прав либо исполнения юридическойобязанности путем признания гражданина безвестно отсутствующим.[14]
Так,например, в ходе судебного заседания выяснилось следующее, что путем обмана излоупотребления доверием гр. М. смогла ввести суд в заблуждение, укрыв от неголичную переписку с гр. В. Кроме этого суд также достоверно не установилюридическую заинтересованность заявителя, что позволило гр. М. вместообозначенной ею выписки брата – гр. В. из занимаемой жилплощади незаконнопродать половину его домовладения. Таким образом, за внешне не вызывающимсомнений фактом выписки из квартиры пропавшего лица скрывалось желаниезаявительницы продать квартиру, воспользовавшись отсутствием пропавшего лица.[15]
Суд можетпризнать гражданина безвестно отсутствующим, если в течение одного года в местеего постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания. Исчислениеэтого срока начинается со дня получения последних сведений об отсутствующем.День получения последних известий может быть подтвержден предъявлениемпоследнего письма отсутствующего гражданина или иным способом (например,показаниями свидетелей). При невозможности установить этот день срокисчисляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были полученыпоследние сведения, а при невозможности установить этот месяц – с первогоянваря следующего года (ст. 42 ГК).[16]
Так,Постановлением Президиума Челябинского областного суда от 07 февраля 2001 г.протест прокурора Челябинской области был правомерно удовлетворен, поскольку вмотивировочной части решения Саткинского городского суда отсутствуют юридическизначимые обстоятельства дела необходимые для признания гражданина безвестноотсутствующим, те есть в мотивировочной части решения отсутствует указание отом, с какой даты следует исчислять годичный срок безвестного отсутствияВолгина, хотя это относится к юридически значимым обстоятельствам по делу. Притаких обстоятельствах решение суда не соответствует требованиям и не может бытьпризнано законным и обоснованным.[17]
Такимобразом, я считаю, что возможность признания гражданина безвестно отсутствующимне является самоцелью. Она необходима в целях обеспечения устойчивостигражданских правоотношений и защиты прав и законных интересов их участников.
Существуюттри мнения об основаниях признания гражданина безвестно отсутствующим. Одниавторы основой такого признания считают презумпцию смерти гражданина[18],с чем мне сложно согласиться, так как при этом стирается грань между признаниемлица безвестно отсутствующим и объявлением его умершим и необъяснимы различия вправовых последствиях, которые наступают в каждом из данных случаев.
Другие авторысчитают основой безвестного отсутствия презумпцию жизни, так как нетдостаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых.[19]
Наиболееобоснованной следует признать позицию тех авторов, которые полагают, что припризнании гражданина безвестно отсутствующим не заложена ни та, ни другаяпрезумпция, а констатируется лишь факт невозможности решения вопроса о жизниили смерти лица.[20]
 
1.2Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим
 
Признаниегражданина безвестно отсутствующим влечет следующие юридические последствия:
Имущество,принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им (вслучае, если имеется угроза расхищения, порчи или повреждения имущества) передаетсяв доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имуществав доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющегои заключает с ним договор о доверительном управлении. Заявитель можетпредложить себя в качестве управляющего.[21] Закондопускает, что таким управляющим будет назначен любой гражданин илинекоммерческая организация (за исключением учреждения). Управляющий можетдействовать как на платной основе (получая вознаграждение за счет вверенногоему имущества), так и безвозмездно. В любом случае об этом должно быть указанов данном договоре доверительного управления, который регулируется статьями 1012–1026ГК РФ.[22]
Однако еслипо ГК РСФСР опека устанавливалась над всем имуществом безвестно отсутствующегона основании судебного решения, то договор о доверительном управленииимуществом, о котором идет речь, в РФ применим далеко не всегда.[23]Данный договор заключается органом опеки и попечительства с доверительнымуправляющим только в том случае, когда имеется необходимость в постоянномуправлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Но в тексте ст. 43ГК РФ отсутствуют разъяснения, в каких же случаях возникает необходимость постоянногоуправления имуществом, что может служить критерием определения этойнеобходимости, и какой должен быть правовой режим имущества в том случае, когданеобходимость постоянного управления отсутствует.[24]
На мой взгляд,ответы на эти вопросы важны, поскольку с ними связаны определение имущества, изкоторого должно быть выдано содержание гражданам, находившимся на иждивении убезвестно отсутствующего, и погашаться задолженность по другим обязательствамбезвестно отсутствующего.
Всоответствии с гражданским законодательством доверительный управляющий вправе,совершать любые действия в интересах безвестно отсутствующего лица, в том числесделки. Последние он заключает от своего имени, указывая, что действует вкачестве управляющего. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение,предусмотренное договором, и на возмещение необходимых расходов за счет доходовот использования имущества. Из этого имущества выдается содержание гражданам,которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность поиным обязательствам безвестно отсутствующего, т.е. гражданскимзаконодательством РФ предусмотрены специальные правовые процедуры, в случаеесли безвестно отсутствующий гражданин имел обязательства или долги передкредиторами.[25]
Обязанностиуправляющего состоят в том, чтобы охранять имущество, заботиться о егонадлежащем состоянии. В договоре с управляющим может быть прямо указано, какиедействия он не вправе совершать (например, продавать тот или иной предмет). Вто же время, если иное не предусмотрено договором, лицо, назначенноеуправляющим, вправе совершать с имуществом любые действия – продавать, сдаватьв аренду и т.д. И только для недвижимого имущества закон устанавливаетспециальное требование – о возможности управляющего распорядиться недвижимостьюдолжно быть прямо указано в договоре. Управляющий не может дарить вверенное емуимущество или предоставлять его в безвозмездное пользование (за исключениемслучаев, когда соответствующие лица имеют право пользоваться таким имуществомна основании закона).[26]
Главнойобязанностью управляющего следует считать погашение задолженности пообязательствам безвестно отсутствующего лица. Однако делать это необходимо в строгоопределенном порядке. Так, например, нельзя выплатить деньги по расписке,выданной пропавшим гражданином. Управляющий имеет право передавать деньги илииное имущество только судебному приставу-исполнителю, который производитисполнение в установленном законом порядке (ст. 37 Федерального закона «Обисполнительном производстве»).[27]
Инымисловами, если кредитор отсутствующего гражданина желает получить долг, ондолжен в общем порядке обратиться в суд с иском. После того как судебноерешение вступило в законную силу, открывается исполнительное производство.Судебный пристав, выполняя свои полномочия, предъявляет требования управляющемуимуществом отсутствующего гражданина (как своеобразному «заместителю» должника)и проводит изъятие денег или арест и реализацию иного имущества. Такая жепроцедура должна быть соблюдена и в отношении иждивенцев пропавшего гражданина.Чтобы содержать его детей, необходимо обратиться в суд с иском о взысканииалиментов. Право подачи искового заявления имеет родитель ребенка, его опекунили попечитель, усыновитель, а также, в соответствии со ст. 80 Семейногокодекса РФ, орган опеки и попечительства.[28]
Сложнее всегоосуществлять все указанные процедуры в том случае, когда пропавший человексостоял в браке. Ведь основное его имущество, как правило, является общейсовместной собственностью супругов. Здесь следует иметь в виду два основныхмомента. Во-первых, после вынесения решения о признании гражданина безвестноотсутствующим его брак не прекращается автоматически. С этим лицом можноразвестись в упрощенном порядке в органах загса (ст. 19 СК РФ).[29]Однако орган загса, приняв заявление от супруга такого гражданина, обязанизвестить о предстоящем разводе управляющего имуществом или местную администрацию(ст. 34 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»).[30]Во-вторых, если безвестно отсутствующему гражданину принадлежит имущество,входящее в состав общей собственности, то управляющему следует предъявить в судиск о выделе доли. В противном случае у него не будет определенности, чемконкретно он должен управлять и за счет чего погашать долги пропавшегогражданина.[31]
На практикенередки ситуации, когда члены семьи исчезнувшего гражданина по разным причинампредпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании его безвестноотсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых дает им правотребовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактическибесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что,в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не толькоисчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников.[32]
Дляпредотвращения нарушений такого рода необходима некоторая корректировкапроцессуального законодательства. Учитывая, что в признании гражданинабезвестно отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, нои различные юридические лица, с которыми гражданин состоял в гражданскихобязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФ[33]положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующимподается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица,косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательстваюридическими лицами. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие«заинтересованные лица», следует дополнить данную норму указанием на кредиторовпропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания егобезвестно отсутствующим или объявления умершим, с тем, чтобы в дальнейшем, еслисуд удовлетворит заявленное требование, они, как это предлагается в литературе,могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющегоимуществом пропавшего гражданина.
Гражданскимзаконодательством допускается назначение управляющего имуществом безвестноотсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о местеего пребывания (п. 2 ст. 43 ГК).[34] Управляющегов таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, безобращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестноотсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети,нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другимобязательствам.[35]
В случаепризнания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи,состоящих на его иждивении, возникает право на трудовую пенсию по случаю потерикормильца, поскольку семья безвестно отсутствующего приравнивается к семьеумершего кормильца согласно правилам пенсионного законодательства.[36]
Прекращаютсяобязательства, тесно связанные с личностью безвестно отсутствующего, например,прекращается договор поручения, участником которого он был (ст. 977 ГК), атакже действие доверенности, выданной им или ему (ст. 188 ГК); комиссии(ст. 1002 ГК), агентского договора (ст. 1010 ГК), договорадоверительного управления (ст. 1024 ГК), договора простого товарищества(ст. 1050 ГК).[37]
Такженемаловажными последствиями признания гражданина безвестно отсутствующимявляются снятие гражданина с регистрационного учета по месту его жительства ипредставление в некоторых случаях субсидий на оплату жилого помещения икоммунальных услуг членам семьи отсутствующего.[38]
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что безвестно отсутствующий гражданинутрачивает свои субъективные личные и имущественные права настолько, наскольков этом будут заинтересованы другие субъекты правоотношений, которым известно овынесенном судебном решении и которые реализуют это решение.
Я считаю, чтоприведенные аргументы не позволяют признать удачным суждение о том, что припризнании лица безвестно отсутствующим действие правоотношенияприостанавливается. Оно может быть изменено, прекращено в зависимости от характераэтого правоотношения, намерения заинтересованного лица и соответствующихположений закона.
Итак, изанализа законодательства вытекает, что материально-правовые последствиясудебного решения о признании гражданина безвестно отсутствующим наступают нетолько для безвестно отсутствующего, но и для других участников данныхправоотношений и позволяют им распоряжаться своими как имущественными, так иличными неимущественными правами.
1.3Условия объявления умершим гражданина в гражданском праве
 
Объявлениеумершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличиеобстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет вживых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия).
Необходимостьсудебного объявления гражданина умершим, как и признание безвестноотсутствующим, возникает в тех случаях, когда длительная неизвестность местанахождения одного из субъектов правоотношения является препятствием для другихсубъектов этого правоотношения в реализации ими субъективных прав и исполненииими своих юридических обязанностей.
Дела опризнании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершимимеют много общего в своем фактическом составе, однако последние более сложныпо своей правовой характеристике.[39]
Теснаявзаимосвязь признания безвестно отсутствующим гражданина и объявления егоумершим обнаруживается в том, что в обоих случаях суду необходимо установитьдату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения.Правила исчисления начала безвестного отсутствия изложены в ч. 2 ст. 42ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлениигражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК. РФ.[40]
Несмотря насходство правового состава этих дел, они имеют и известное различие. Еслибезвестное отсутствие означает неполучение сведений о гражданине живом илимертвом в течение года, то объявление гражданина умершим, поглощая безвестноеотсутствие, является вместе с тем самостоятельным сложным правовым явлением,включающим несколько фактических составов. В литературе общепризнано, чтообъявление умершим в отличие от признания безвестно отсутствующим основано напрезумпции смерти гражданина.[41]
Кроме того,объявление гражданина умершим имеет специфическую характеристику, котораязаключается в следующем. Статья 45 ГК РФ называет несколько сроков, поистечении которых безвестно отсутствующий гражданин может быть в судебномпорядке объявлен умершим. В литературе эти сроки называют общими исокращенными.[42]
Суд можетобъявить гражданина умершим, если в месте его постоянного жительства нетсведений о месте его пребывания в течение пяти лет (ст. 45 ГК).Предварительное признание такого лица безвестно отсутствующим необязательно.Поэтому по истечении пяти лет со дня получения последних сведений о местепребывания данного гражданина и наличии оснований предполагать его смерть, онможет быть объявлен умершим.
Гражданскийкодекс предусматривает два исключения из общего пятилетнего срока, необходимогодля объявления гражданина умершим: сокращенный шестимесячный срок, еслигражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающихоснование предполагать его гибель от определенного несчастного случая(например, при исчезновении геологической группы, работавшей в непосредственнойблизости к кратеру вулкана, после начала его извержения). Срок исчисляется содня несчастного случая; двухгодичный срок, если лицо пропало без вести в связис военными действиями, что объясняется необходимостью, в ряде случаев, принятиядлительных мер по возвращению военнослужащих и других граждан к постоянномуместу жительства или установления их гибели. Срок в этом случае исчисляется содня окончания военных действий.[43]
Особенностьобъявления умершим в связи с военными действиями заключается прежде всего втом, что здесь конкретизируется субъектный состав, а также дается конкретнаяхарактеристика объективных обстоятельств. Специфика обнаруживается в том, чтоуказанными объективными обстоятельствами являются военные действия, их начало,продолжительность и окончание, а также нахождение в районе этих военныхдействий военнослужащих и иных граждан.[44]
Однако, всвязи с отсутствием разъяснений в ст. 45 ГК РФ, не понятно, что следуетпонимать под «окончанием военных действий» особенно в условиях военныхконфликтов в стране. Это может быть день подписания мирного договора илидоговора о разделении полномочий с автономией, либо вывода войск или моментпроведения свободных всеобщих выборов, либо издание Президентом РФ указа обокончании контртеррористической операции. Как, например, применять закон, еслигражданин пропал без вести в Ираке, где военные действия то приостанавливаются,то вновь разгораются с необычайной яростью в течение ряда лет?[45]
Какпредставляется, специфика объявления военнослужащего или иного гражданинаумершим в связи с военными действиями заключается в том, что суд долженустановить причинную связь между военными действиями и безвестной пропажейгражданина, по поводу которого в суд поступило заявление с просьбой обобъявлении его умершим. Если этой причинно-правовой связи нет, то возможноследующее решение данной ситуации. Так, если военнослужащий или иной гражданинхотя и находился в районе военных действий, но суд установил, что безвестноеотсутствие не связано с ними, а связано, например, с иными обстоятельствами(несчастный случай, стихийное бедствие и др.), угрожавшими его жизни, судобъявляет умершим гражданина по истечении шести месяцев, а не по истечении двухлет со дня окончания военных действий.[46]
Определенныеособенности присущи делам об объявлении гражданина умершим при сокращенныхсроках безвестного отсутствия. Так, гражданин может быть объявлен умершим поистечении шести месяцев его безвестного отсутствия, но при этом решающимпризнаком является установление обстоятельств, угрожающих смертью или дающихоснование предполагать гибель гражданина от определенного несчастного случая.Если в первом случае (пятилетнее безвестное отсутствие) обстоятельствапредположительной гибели в ст. 45 ГК РФ не конкретизируются, то присокращенных сроках безвестного отсутствия они указываются.
Следовательно,сложная характеристика такого правового явления, как объявление гражданинаумершим, должна иметь следующий фактический состав: отсутствие сведений огражданине в течение сроков, указанных в законе; невозможность для суда и лиц,участвующих в деле, устранить эту неизвестность; отсутствие у судапредположения о преднамеренном сокрытии сведений безвестно отсутствующимгражданином о месте своего пребывания; наличие у заявителя правовой целисудебного объявления гражданина умершим; установление судом обстоятельств,дающих основание презюмировать смерть безвестно отсутствующего.[47]
В фактическийсостав объявления умершим входит, помимо отмеченных обстоятельств, установлениедаты предполагаемой смерти. Днем смерти гражданина, объявленного умершимсчитается день вступления в законную силу соответствующего решения суда, а еслисуществовали обстоятельства, угрожавшие смертью, суд может признать днем смертидень предполагаемой гибели гражданина.
Объявленияграждан умершими следует отличать от аналогичных юридических категорий в делахпо установлению юридического факта смерти лица в определенное время и приопределенных обстоятельствах, а также от установления юридического фактарегистрации смерти. Я считаю, что четкое разграничение этих различных правовыхявлений имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешенияэтих дел в судебной практике.
Случаиобъявления лица умершим следует отграничивать от установления факта смерти (п. 8ст. 264 ГПК РФ).[48] В первомслучае смерть гражданина предполагается, и датой его смерти считается либо деньвступления решения суда в законную силу, либо день предполагаемой гибелигражданина. Во втором случае смерть гражданина определенно имела место, но покаким-либо причинам не была зарегистрирована органом записи актов гражданскогосостояния, и датой смерти гражданина считается день фактической смерти,установленный судом.[49]
Такаянеобходимость возникает, когда имеются доказательства смерти лица вопределенное время и при определенных обстоятельствах, а органы записи актовгражданского состояния отказывают в регистрации смерти. В этом случае нетребуется истечения сроков, предусмотренных для объявления лица умершим.Заинтересованные лица могут в любое время обратиться в суд с соответствующимзаявлением. Решение суда об установлении факта смерти служит основанием длярегистрации этого факта в органах записи актов гражданского состояния.
Всоответствии со ст. 64 Федерального закона «Об актах гражданскогосостояния» основанием для государственной регистрации смерти является решениесуда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее взаконную силу. В случае если государственная регистрация смерти производится наосновании решения суда об объявлении лица умершим, днем его смерти в записиакта о смерти указывается день вступления решения суда в законную силу илиустановленный решением суда день смерти. Военнослужащий, в установленномзаконом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим,исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня последня вступления в законную силу соответствующего решения суда.[50]
Установлениефакта регистрация смерти может иметь место в том случае, когда утраченосвидетельство о смерти, а органы загса отказывают в выдаче дубликата. Суд втаком случае обязан с достоверностью установить, что факт регистрации смертиимел место в данном загсе.
Несмотря наотмеченные различия, в целом эти институты весьма близки, так как онипредусмотрены для документального подтверждения факта смерти лица, сомнения вкоторой у заявителя не имеется. Но если в первом случае необходимо и достаточнопроверить архивы ЗАГС, то во втором заявитель должен обосновать свою просьбу ссылкойна доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица вопределенном месте и при определенных обстоятельствах, должен доказать, чтогибель гражданина не вызывает сомнений.[51]
Итак, ясчитаю, что отграничение рассмотренных фактических составов состоит главнымобразом в том, что в судебных решениях по делам об объявлении умершимизакрепляется предположение о смерти, в делах об установлении факта смерти – фактическиеобстоятельства смерти, в делах об установлении факта регистрации смерти судустанавливает не предположение о смерти и не саму смерть гражданина, а факт еерегистрации в органах загса.
Следовательно,объявление гражданина умершим – это предположения о смерти данного гражданина,закрепленные судебным решением.

2. Порядокпризнания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим
 
2.1 Подачазаявления о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении егоумершим
 
В условияхразвития современного общества проблема признания гражданина безвестноотсутствующим или объявления гражданина умершим стала особенно актуальной,поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан.
Причинами исчезновенияграждан являются: усиление криминогенной ситуации в Российской Федерации; локальныевоенные действия, почти регулярно происходящие в различных регионах бывшегоСССР (в частности, в Чечне и других регионах России); террористические акты(захват школы 1 сентября 2004 г. в Беслане); стихийные бедствия, которые впоследнее время стали часто происходить не только на территории России, но и вдругих частях планеты (землетрясения, наводнения, смерчи, сход снежных лавин).Например, в 2004 г., вследствие цунами на курортах Тайланда и Индонезии,погибло огромное число людей, в том числе российских граждан; разного родакатастрофы (авиационные, автомобильные, железнодорожные); безвестноеисчезновение людей при миграционных процессах. Число заявлений в судах РоссийскойФедерации о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлениигражданина умершими постоянно растет.[52]
Кроме того,сложившаяся практика реагирования органов внутренних дел на сигналы обезвестном исчезновении людей продолжает существенно отличаться от работы пораскрытию умышленных убийств. Зачастую при рассмотрении заявлений о розыскеграждан и принятии процессуальных решений территориальные органы внутренних делдопускают серьезные просчеты и нарушения законности, отмечается дублированиедел оперативного учета. Уголовные дела по таким материалам возбуждаютсянесвоевременно. Внезапность и беспричинность исчезновения не рассматриваютсякак признаки преступления.[53]
ГПК РСФСР1964 года, а затем ГПК РФ 2002 года установили порядок судебного признаниягражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим.[54]Вступившее в законную силу решение является юридическим фактом, влекущимвозникновение, изменение или прекращение правоотношений у лиц, которые состоялис таким гражданином в каких-либо правоотношениях. Особая значимость вступившихв законную силу судебных решений по этим делам, правовая сила которыхраспространяется на граждан названных категорий, требует от судов полноты,четкости, тщательности не только при рассмотрении и разрешении этих дел, но и вне меньшей мере – на стадиях возбуждения и подготовки дела к судебномуразбирательству.[55]
Новый этапразвития правового регулирования судопроизводства в этой сфере, начатыйпринятием ГПК РСФСР 1964 года, характеризуется закреплением судебнойподведомственности указанной категории дел; ГК РСФСР закрепилматериально-правовые основания признания гражданина безвестно отсутствующим иобъявления гражданина умершим;[56] ГК РФ внеснекоторые изменения в материально-правовые основания признания гражданинабезвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим: объявлениюгражданина умершим по действующему законодательству предшествует пятилетнийсрок отсутствия сведений по месту его постоянного жительства вместо ранее установленноготрехлетнего срока.
Однако, ясчитаю, что едва ли такая новация оправданна: при современных средствахкоммуникации любой гражданин, находящийся в живых, при желании найдетвозможность сообщить близким о месте своего пребывания. Пять лет, особенно сучетом средней продолжительности жизни в России, – слишком длительный отрезоквремени, и его соблюдение создает на практике ряд сложных проблем как длячленов семьи безвестно отсутствующего гражданина, так и для других лиц,связанных с ним различными гражданскими обязательствами, поэтому, на мойвзгляд, этот срок, по аналогии со сроком исковой давности (ст. 196 ГК РФ),следует вновь определить в три года, внеся соответствующие поправки в п. 1ст. 45 ГК РФ.
ГПК РФзакрепил положение, согласно которому заявление о признании гражданинабезвестно отсутствующим или об объявлении умершим подается в суд по местунахождения заинтересованного лица, а не по месту жительства заявителя, какпредусматривал ГПК РСФСР. Законодатель принял меры к устранению пробелов вправовом регулировании рассматриваемого случая и созданию механизмов,обеспечивающих гарантии защиты интересов заинтересованных лиц.[57]
Дела опризнании граждан безвестно отсутствующими или объявлении граждан умершимирассматриваются судьей единолично в порядке особого производства в суде общейюрисдикции с обязательным участием прокурора, который обязан осуществлятьнадзор за соблюдением законов, а также прав и интересов лица, признаваемогобезвестно отсутствующим или умершим.
По такимделам особого производства не предусмотрен досудебный порядок урегулированиядела. В этой связи необходимо обратить внимание на то, что наличие розыскныхмероприятий, проведение их в установленном порядке, результаты розыска неявляются условиями (взятые по отдельности либо все в совокупности) принятиязаявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлениигражданина умершим и возбуждения соответствующего заявления. Розыскнаяинформация служит лишь одним из доказательств отсутствия гражданина в месте егожительства.[58]
Вследствиеэтого целью судебного разбирательства по заявлению о признании гражданинабезвестно отсутствующим или об объявлении его умершим является установление фактов,имеющих юридическое значение, а не разрешение спора о праве. Поэтому в делахданной категории заявитель не предъявляет какого-либо материально-правовоготребования, в результате чего отсутствует и ответчик.[59]
С заявлениемв суд должны обратиться заинтересованные лица, к которым относятся члены семьи,общественные объединения, орган опеки и попечительства, другие лица, интересыкоторых затрагиваются фактом отсутствия гражданина. В первую очередь кзаинтересованным лицам можно отнести супруга. Также прокурор может выступать вкачестве заявителя – в интересах государства или в защиту прав и законныхинтересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту илинедееспособности и другим уважительным причинам не могут самостоятельнообратиться в суд.
Еслизаявителем в заявлении не указана цель, для которой возбуждается дело, то всоответствии со ст. 136 ГПК заявление оставляется без движения, азаявителю предоставляется срок для устранения указанных судьей недостатков, очем судья должен вынести определение.[60]
Вопрос оподсудности решается в соответствии с правилами ст. 276 ГПК РФ. Заявлениео признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданинаумершим подается в суд по месту жительства заинтересованного лица. Еслизаявителем выступает юридическое лицо, то заявление подается в суд по месту егонахождения. При этом место нахождения юридического лица согласно п. 2 ст. 54ГК определяется местом его государственной регистрации. Государственнаярегистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постояннодействующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постояннодействующего органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имениюридического лица без доверенности.[61]
В заявлении опризнании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданинаумершим в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения:наименование суда, в который подается заявление; наименование заявителя, егоместо жительства, а также наименование представителя и его адрес, еслизаявление подается представителем; наименование заинтересованного лица или лиц,их место жительства или, если заинтересованным лицом является организация, ееместо нахождения; требования о признании гражданина безвестно отсутствующим илиобъявление гражданина умершим; обстоятельства, подтверждающие безвестноеотсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вестисмертью или дающие основание предполагать его гибель от определенногонесчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших безвести в связи с военными действиями, в заявлении указывается сроки и деньокончания военных действий, факт участия лица в военных действиях либо инуюобъективную связь отсутствия лица и наличия военных действий. Также в заявлениидолжны быть указаны сведения о своевременном обращении за розыском гражданина;сведения, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестноотсутствующим или объявить его умершим; перечень прилагаемых к заявлениюдокументов.[62]
К целям,которые могут быть в указанны в заявлении, можно отнести: прекращение действиядоверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной имсамим, открытие наследства в имуществе гражданина и переход в порядкеуниверсального правопреемства к наследникам всех гражданских прав иобязанностей, которые принадлежали гражданину, признанному умершим (заисключение тех, которые неразрывно связаны с личностью гражданина), признание всудебном порядке утраты безвестно отсутствующим права на жилую площадь,государственная регистрация расторжения брака между супругами, один из которыхпризнан безвестно отсутствующим, прекращение брака вследствие объявления судомодного из супругов умершим, право нетрудоспособных членов семьи безвестноотсутствующего, состоящих на его иждивении, на пенсию по случаю потерикормильца.
К заявлениюнеобходимо приложить: справку органа внутренних дел о том, что отсутствующийгражданин разыскивался и его место нахождения не установлено; справку адресногостола с последнего места жительства отсутствующего; квитанцию об уплатегосударственной пошлины; любые другие документы и сведения о последнем местенахождения отсутствующего.[63]
2.2 Процедурасудебного разбирательства
 
Судья приподготовке дела к судебному разбирательству согласно ст. 278 ГПК РФвыясняет, кто может сообщить сведения (письменные, свидетельские, записанные навидеокассете, аудиокассете, фотографии) об отсутствующем гражданине, а также запрашиваетсоответствующие организации по последнему известному месту жительства, местуработы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части обимеющихся о нем сведениях.[64]
Представляетсянеобходимым запросить об отсутствующем лице следующие организации:территориальная инспекция по налогам и сборам: городская поликлиника по местужительства лица; территориальное управление социальной защиты населения приналичии оснований предполагать получение пропавшим лицом социальных пособий:территориальное отделение Пенсионного фонда РФ при наличии основанийпредполагать получение лицом пенсионных выплат; соответствующая эксплуатирующаяжилищная организация; территориальное муниципальное образование; отделвнутренних дел по месту жительства лица; объединенный военный комиссариат поместу жительства лица; территориальный межрайонный почтамт; соответствующееотделение банка, при наличии оснований предполагать движение по денежнымвкладам лица; место работы или учебы лица.[65]
Стадия подготовкидела к судебному разбирательству может быть окончена, с учетом предназначенияданной стадии, только после получения ответов на направленные запросы. Судья недолжен назначать дело к судебному разбирательству до тех пор, пока не будутполучены ответы на отправленные им запросы по указанному делу.
Поопределению судьи за счет лица обратившегося в суд производится публикация вместной газете о возбуждении дела. Такое объявление должно содержать: наименованиесуда; Ф.И.О. заявителя и его место жительства; Ф.И.О., место рождения и местопоследней работы отсутствующего; предложение лицам, имеющим сведения о местепребывания гражданина, сообщить об этом суду в трехмесячный срок со дняпубликации.[66]
По истечениюуказанного срока судья рассматривает дело и при наличии оснований выноситрешение о признании гражданина умершим или безвестно отсутствующим. Отметим,что на стадии возбуждения гражданского судопроизводства (после получениязаявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлениигражданина умершим) судья должен проверить, имеет ли заявитель право на судебнуюзащиту своего охраняемого законом интереса. Общими предпосылками права насудебную защиту являются гражданская процессуальная правоспособность,подведомственность дела суду и юридическая заинтересованность в исходе дела.Правоприменительная практика показывает, что на стадии возбуждениясудопроизводства по данным категориям дел суд проверяет, возбуждалось лирозыскное дело соответствующим органом внутренних дел по заявлениюзаинтересованного лица, имеется ли в деле соответствующая справка о результатахрозыска. По соответствующим категориям дел предварительный розыск безвестнопропавшего человека органами внутренних дел обязателен.[67]
Решение суда,которым гражданин объявляется умершим, выносится судом в совещательной комнатеи является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояниязаписи о смерти этого гражданина в книгу государственной регистрации актовгражданского состояния. Данное решение должно быть направлено в соответствующийорган записи актов гражданского состояния в трехдневный срок. При регистрациисмерти лица, признанного в установленном законом порядке умершим, временемсмерти в записи акта о смерти указывается дата вступления в законную силурешения суда. Если же решением суда установлен факт смерти лица в определенноевремя, то в записи акта о смерти записывается дата, указанная в решении суда.[68]
Последствиявынесения судом решения об объявлении гражданина умершим специально законом непредусмотрены, поскольку они должны совпадать с теми, что имеют место присмерти гражданина: открывается наследство в имуществе гражданина, объявленногоумершим, прекращается брак и обязательства, которые носят личный характер.Однако полного тождества последствий, разумеется, нет.
Некоторыеавторы полагают, что объявление умершим влечет прекращение правоспособности.[69]В действительности же правоспособность прекращается лишь при подлинной смертилица. Если гражданин, объявленный умершим, на самом деле жив, то там, где оннаходится, он вправе совершать всевозможные сделки. Однако там, где гражданинобъявлен умершим, возникают последствия, подобные тем, которые наступают вслучае смерти: производится регистрация смерти, открывается наследование егоимущества.
Такимобразом, я считаю, что решение суда о признании гражданина безвестноотсутствующим и об объявлении гражданина умершим, вступившее в законную силу,является юридическим фактом, влекущим возникновение, изменение или прекращениеправоотношений, одним из субъектов которых был этот гражданин.
Поскольку воснове лежит только предположение о смерти гражданина, то правоспособность егос момента вступления решения суда в законную силу не прекращается.Правоспособность прекращается лишь с фактической смертью. Если гражданин умердо объявления его умершим, то она прекратилась в момент его смерти, а если жив,то не прекратилась вообще. Так, если в результате кораблекрушения несколько человек наблюдалигибель гражданина, то установлению подлежит факт смерти, а если послекораблекрушения кто-либо из пассажиров корабля не был обнаружен, то можнотолько предполагать его гибель от кораблекрушения.
Днем смертилица, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решениясуда об объявлении его умершим (через 15 дней, если оно не было обжаловано илиопротестовано прокурором). Если умершим объявляется лицо, пропавшее без вестипри обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагатьгибель от несчастного случая, суд может признать днем смерти этого лица деньпредполагаемой гибели.[70]
В случае явкигражданина, объявленного умершим, не требуется восстанавливать егоправоспособность. Будучи живым, он остается полностью правоспособным, несмотряна решение суда об объявлении его умершим. Все юридические действия,совершенные им в то время, когда он, не зная об этом, где-то ошибочно объявленумершим (заключенные договоры, выданные доверенности и т.д.), считаются вполнедействительными и имеют полную силу. Объявление умершим не влияет и на егосубъективные права, приобретенные в том месте, где было неизвестно обобъявлении его умершим.[71]
Следовательно,независимо от решения суда, объявившего гражданина умершим, он способен бытьносителем прав и обязанностей. Объявление гражданина умершим создает презумпциюего смерти. Но всякая презумпция, даже очень достоверная, может бытьопровергнута. Закон допускает такую возможность и устанавливает, что в случаеявки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим,соответствующее решение отменяется судом (п. 1 ст. 46 ГК).[72]
Такимобразом, правоспособность, будучи правовой категорией, неразрывно связана сжизнью гражданина и, как и жизнь, лишь единожды возникает и лишь единождыпрекращается – в момент его смерти.
Разбирательстводела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлениигражданина умершим заканчивается вынесением решения. В решении (в резолютивнойчасти) суд указывает: фамилию, имя, отчество гражданина; год и место егорождения; последнее известное место жительства; начало безвестного отсутствияили дату смерти гражданина, если она известна.[73]
2.3 Последствияявки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующимили объявленного умершим
 
Существуютдва основания для отмены решения суда о признании гражданина безвестноотсутствующим: явка гражданина или обнаружение места его пребывания.
В случае явкиили обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестноотсутствующим или объявленного умершим, суд по заявлению самого гражданина, атакже по заявлению заинтересованных лиц, по инициативе которых рассматривалосьдело о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлениигражданина умершим, возобновляет производство по делу и выносит новое решение втом же производстве, в котором гражданин был признан безвестно отсутствующимили объявлен умершим. В данном случае, как разъяснял Пленум Верховного СудаРСФСР в постановлении №3 от 14 апреля 1988 г. «О применении норм ГПК РСФСРпри рассмотрении дел в суде первой инстанции», имеет место продолжениерассмотрения прежнего дела и возбуждение нового дела не требуется (п. 27).[74]Оплата государственной пошлины при подаче соответствующего заявлениядействующим законодательством не предусмотрена, поскольку в данном случаевозобновляется прежнее дело.
Новое решениесуда является соответственно основанием для отмены управления имуществомгражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственнойрегистрации актов гражданского состояния (ст. 280 ГПК).[75]Однако отмена судебного решения об объявлении гражданина умершим не можетвосстановить некоторые его права. Так, если супруг вступил в новый брак (ст. 26СК РФ), то брачные отношения не могут быть остановлены, имущество, перешедшеепо наследству, могло не сохраниться и т.д.[76] Но возникаетнеобходимость в восстановлении его субъективных прав, в первую очередь егоправа собственности. В данном случае большое значение имеет основаниеприобретения его имущества другими лицами – безвозмездно или на возмездныхначалах.
Согласно п. 2ст. 46 ГК независимо от времени своей явки гражданин может потребовать отлюбого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло кэтому лицу после объявления гражданина умершим (например, к наследнику, к лицу,которому имущество было подарено, и т.п.). Это правило вполне соответствуетпринципу справедливости, поскольку граждане, к которым имущество перешлобезвозмездно, в случае возвращения этого имущества собственнику материальногоущерба, как правило, не несут.[77]
Правило овозврате лицу, ошибочно объявленному умершим, принадлежащего ему имуществатесно связано с нормами ст. 301–303 ГК, регулирующих отношения поистребованию имущества из чужого незаконного владения (виндикации).Применительно к истребованию своего имущества гражданином после отмены судомрешения об объявлении его умершим, если это имущество было приобретено вполнезаконно его наследниками и другими лицами, следует признать, что после отменыуказанного решения отпадает основание (титул) их владения, т.е. владениестановится незаконным. Если они откажутся вернуть гражданину, ошибочнообъявленному умершим, принадлежащее ему имущество, у него возникнет основаниедля предъявления иска об истребовании этого имущества из их незаконноговладения, т.е. виндикационного иска (ст. 301 ГК). Если незаконныевладельцы были добросовестными, поскольку не знали, что объявленный умершимгражданин находится в живых, то у них имущество может быть истребовано только вслучаях, указанных в п. 1 ст. 302 ГК (в частности, в случае, когдаимущество выбыло из владения собственника или лица, которому оно было переданособственником во владение, помимо их воли). В случае объявления гражданинаумершим его имущество оказывается во владении других лиц не по его воле, ипоэтому оно может быть истребовано и у добросовестных приобретателей.[78]
Удовлетворяятребование об изъятии имущества у незаконного (хотя и добросовестного)приобретателя, суд решает и связанные с ним требования. В частности,добросовестный приобретатель в случае изъятия у него имущества вправе требоватьвозмещения произведенных на него необходимых затрат (при наличии условий,предусмотренных п. 2 ст. 303 ГК). Кроме того, добросовестный владелецвправе оставить за собой произведенные им улучшения, если они могут бытьотделены без повреждения имущества. Если отделение их невозможно, он вправетребовать компенсации затрат на улучшение имущества. Затраты не должныпревышать размера увеличения стоимости имущества. Вместе с тем он обязанвозвратить или возместить собственнику все доходы, которые он извлек или долженбыл извлечь со времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерностивладения или получил повестку по иску собственника о возврате имущества.[79]
Гражданин,ошибочно объявленный умершим, вправе требовать возврата сохранившегосяимущества от лиц, получивших его безвозмездно, при условии, что это имуществопринадлежало гражданину. Если он состоял в браке и имелось совместное нажитоесупругами имущество, возможно требовать возврата только полагающейся ему частиобщего имущества. Некоторые виды имущества возврату не подлежат. Это деньги иценные бумаги на предъявителя (п. 3 ст. 302 ГК).[80]
Предусматриваявозврат сохранившегося имущества, закон имеет в виду имущество, сохранившееся внатуре. Истребование стоимости вещей, которые после их безвозмездногоприобретения были отчуждены их обладателями за деньги или были утрачены, законне предусматривает. Например, если наследники гражданина, объявленного умершим,продали приобретенный по наследству дом, то от приобретателя, не знавшего, чтообъявленный умершим жив, нельзя истребовать этот дом, но нельзя взыскать и егостоимость с наследников. Однако следует согласиться с высказанным в литературемнением, что если лицо, к которому безвозмездно перешло имущество гражданина,ошибочно объявленного умершим, было недобросовестным приобретателем, т.е.знало, что гражданин находится в живых, то гражданину должны быть возмешеныубытки, причиненные утратой имущества. Основную часть этих убытков будетсоставлять стоимость утраченного (не сохранившегося) имущества.[81]
Отрассмотренного существенно отличается по правовым последствиям случай, когдаимущество лица, объявленного умершим, кто-то приобрел на возмездных началах.Лица, к которым имущество такого гражданина перешло по возмездным сделкам, необязаны возвращать ему это имущество. Имеются в виду такие сделки, каккупля-продажа и мена.[82]
Однако законпредусматривает исключения из этого правила: возмездный приобретательимущества, которое принадлежало лицу, объявленному умершим, обязан возвратитьему это имущеcтво, если будет доказано, что, приобретая его, он знал, чтогражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврататакого имущества в натуре возмещается его стоимость (п. 2 ст. 46 ГК).Следовательно, обязанность возвратить имущество или возместить его стоимостьвозникает в данном случае только в отношении лиц, действовавших в моментприобретения имущества недобросовестно, виновно. Требование о возвратеимущества, предъявленное к такому недобросовестному владельцу, представляет посвоему содержанию иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения –виндикационный иск (ст. 301 ГК). На него должны распространяться правиласт. 303 ГК, в соответствии с которыми возврату подлежит не толькоимущество в натуре, но и доходы, которые недобросовестный владелец извлек илидолжен был извлечь за все время владения. Соответственно недобросовестныйвладелец вправе требовать возмещения произведенных им необходимых затрат наимущество.[83]
В случае явкигражданина, объявленного умершим, восстановлению (при наличии рассмотренныхвыше условий) подлежат лишь те его права, которые перешли к наследникам идругим лицам. Права, которые прекратились, т.е. были аннулированы в связи собъявлением гражданина умершим, не могут быть восстановлены. Так, невосстанавливается действие обязательств личного характера (обязанности по выполнениюкакой-либо работы, совершению юридических действий, созданию произведения).[84]
Требования овозврате имущества могут быть заявлены независимо от срока явки гражданина,объявленного умершим, при этом ему возвращается лишь сохранившееся в наличииимущество. Однако в тех случаях, когда имущество объявленного умершим перешло кгосударству по праву наследования (ст. 552, ст. 553 ГК РФ) и былореализовано, гражданину возвращается сумма, вырученная от реализации имущества.[85]

Заключение
Таким образом,делая выводы по своей курсовой работе, я хочу сказать, что институт признаниягражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим обладаетспецифичными чертами, присущими только ему и отличающего его от других правовыхинститутов в гражданском праве.
В даннойработе были рассмотрены процессы признания гражданина безвестно отсутствующим иобъявление его умершим; исследованы теоретические и практические проблемы этогоинститута; определены последствия признания гражданина без вести пропавшим;рассмотрены основания объявления гражданина умершим.
Анализируя иисследуя источники гражданского законодательства, я выделила признаки, которыехарактеризуют данные правовые институты и придают им определеннуюиндивидуальность.
Безвестноеотсутствие – удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствиягражданина в месте его жительства, если не удалось установить место егопребывания.
Объявлениегражданина умершим – судебное признание умершим гражданина, о котором в местеего постоянного жительства нет никаких сведений в течение установленногозаконом срока.
Гражданинможет быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестноотсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о местеего пребывания.
Имуществогражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянногоуправления им передается на основании решения суда лицу, которое определяетсяорганом опеки и попечительства и действует на основании договора одоверительном управлении, заключаемого с этим органом. Из этого имуществавыдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязансодержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестноотсутствующего.
В случае явкиили обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестноотсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. Наосновании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.
Гражданинможет быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений оместе его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести приобстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать егогибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.
Военнослужащийили иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, можетбыть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончаниявоенных действий.
В случае явкиили обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяетрешение об объявлении его умершим. Независимо от времени своей явки гражданинможет потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, котороебезвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим, заисключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 302 настоящего Кодекса.
Лица, ккоторым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмезднымсделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что, приобретаяимущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых.При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость.
Заявление опризнании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданинаумершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованноголица.
В заявлении опризнании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданинаумершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признатьгражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны бытьизложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либообстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основаниепредполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношениивоеннослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военнымидействиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.
Судья приподготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщитьсведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующиеорганизации по последнему известному месту жительства, месту работыотсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся онем сведениях.
Решение судао признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачиего имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договордоверительного управления этим имуществом при необходимости постоянногоуправления им.
В случае явкиили обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестноотсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранеепринятое решение. Новое решение суда является соответственно основанием дляотмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти вкниге государственной регистрации актов гражданского состояния.[86]
Итак, делаявыводы выше сказанному, неоходимо сказать, что данный правовой институтявляется защитой интересов заинтересованного лица путем вынесения законного иобоснованного судебного решения, направленного на устранение неопределенности всемейных, гражданских, жилищных и других правоотношениях, которыми безвестноотсутствующий гражданин связан с физическими лицами и организациями.
Такимобразом, я считаю, что возможность признания гражданина безвестно отсутствующими объявление его умершим не является самоцелью. Она необходима в целяхобеспечения устойчивости гражданских правоотношений и защиты прав и законныхинтересов их участников.

Списокисточников и литературы
1. Гражданский кодексРоссийской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собраниезаконодательства РФ. 05.12.1994. – №32. – Ст. 3301. // Российскаягазета. – 1994. – 8 декабря.
2. Гражданский кодексРоссийской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собраниезаконодательства РФ. 29.01.1996. – №5. – Ст. 410.
3. Гражданскийпроцессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. – №46. – Ст. 4532.
4. Гражданский кодексРСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости ВС РСФСР. – 1964. – №24. – Ст. 407.– (утратил силу)
5. Гражданскийпроцессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости ВС РСФСР.– 1964. – №20 – (утратил силу)
6. Семейный кодексРоссийской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // Собраниезаконодательства РФ. 01.01.1996. – №1. – Ст. 16.
7. Жилищный кодекс от 29декабря 2004 г. №188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. –№1 (ч. 1). – Ст. 3.
8. Федеральный закон «Обопеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ // Собраниезаконодательства РФ. – 2008. – №30.
9. Федеральный закон от15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собраниезаконодательства РФ. 24.11.1997. №47. Ст. 5340.
10. Федеральный закон от2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» //Собрание законодательства РФ. – 2007. – №71.
11. Федеральный закон от17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. – 2001. – №24.
12. Постановление ПленумаВерховного Суда РФ от 14 апреля 1988 г. №3 «О применении норм ГПК РСФСРпри рассмотрении дел в суде первой инстанции» (с изм. и доп. от 26 декабря 1995 г.,25 октября 1996 г., 10 октября 2001 г.) // Бюллетень ВерховногоСуда Российской Федерации. – 1988. – №7.
13. Постановлениепрезидиума Челябинского областного суда от 7 февраля 2001 г. (надзорноепроизводство 44г2001–20) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №17.
14. Определение Липецкогообластного суда от 28.03.2005 года по делу №33–445/2005 //http://oblsud.lipetsk.ru– сайт Липецкого областного суда.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.