ТЕМА
Прокурорскийнадзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производствепредварительного следствия и дознания
СОДЕРЖАНИЕ
1. Прокурорский надзор за исполнениемзакона в ходе досудебного производства, при производстве предварительногоследствия и дознания
1.1 Прокурорский надзор зазаконностью, обоснованностью и своевременностью рассмотрения заявлений исообщений о совершенных преступлениях, за законностью и обоснованностью возбужденияуголовных дел или отказа в их возбуждении
1.2 Надзор прокурора за обеспечениемправ личности при расследовании преступлений, его пределы и формы
1.3 Прокурорский надзор зазаконностью задержания и заключения под стражу, производства обыска и выемки,выполнения других следственных действий
1.4 Надзор за законностьюприостановления и прекращения уголовных дел
1.5 Надзор за исполнением законов овозмещении вреда, причиненного преступлением
1.6 Обеспечение прокуроромпроцессуальной самостоятельности следователя. Взаимодействие прокурора,следователя и начальника следственного управления
1.7 Направление прокурором дела в суд
1.8 Особенности прокурорского надзораза исполнением законов при проведении ускоренного производства по уголовномуделу
Список использованных источников
1. Прокурорский надзор заисполнением закона в ходе досудебного производства, при производствепредварительного следствия и дознания
1.1 Прокурорский надзорза законностью, обоснованностью и своевременностью рассмотрения заявлений исообщений о совершенных преступлениях, за законностью и обоснованностьювозбуждения уголовных дел или отказа в их возбуждении
Институт стадиивозбуждения уголовного дела существует давно. Анализ законодательства РоссииXIX в. позволяет сделать вывод о том, что доследственная проверка допускалась,и ни полиция, ни судебные следователи не приступали соответственно кпроизводству дознания или к следствию, не убедившись в наличии признаковпреступления. Это подтверждается и требованиями Устава уголовного судопроизводстваРоссии, в котором указывалось: «Когда признаки преступного деяния сомнительныили когда о происшествии, имеющем такие признаки, известится полиция позаявлению лица, не бывшего очевидцем преступного деяния, по слуху (народноймолве) или вообще из источника, не вполне достоверного, то, во всяком случае,прежде сообщение о том по принадлежности и приступа к дознанию она (полиция)должна удостовериться путем розысков, действительно ли в нем заключаютсяпризнаки преступного деяния». Прокурору предписывалось: «… прокурор и еготоварищ не должны требовать производства предварительного следствия илиотдельных следственных действий без достаточных оснований. В сомнительныхслучаях они обязаны собрать сведения путем розысков или дознания».
Практика правоохранительныхорганов показывает, что наиболее распространенным нарушением, допускаемымработниками органов дознания, является сокрытие преступлений, осуществляемоепутем отказа в приеме заявления или сообщения о преступлении либо непринятиямер к его раскрытию. В результате таких неправильных действий создаетсяобстановка безнаказанности виновных лиц, что нередко приводит к совершению ещеболее тяжких преступлений.
Сокрытию преступленийспособствуют следующие обстоятельства: неумение либо нежелание раскрыватьнеочевидные преступления, т.е. в которых отсутствуют сведения о лице (лицах),их совершивших; нежелание работников органов дознания производить расследованиепо не представляющим, по их мнению, большой социальной опасности деяниям.
Сокрытием преступленийпреследуется чаще всего создание видимости благополучия в борьбе спреступностью либо освобождение таким способом от кропотливой работы пораскрытию и расследованию преступлений, представляющих большую сложность.
Средствами прокурорскогонадзора, как показывают материалы прокурорских проверок, указанные явленияустраняются далеко не всегда. Прокурорский надзор нередко осуществляетсяформально, бессистемно, отсутствует контроль за выполнением требованийпрокуроров, меры прокурорского реагирования зачастую не достигают цели,поскольку вносимые представления адресуются тем должностным лицам, которыесвоим бездействием, по существу, попустительствуют беззаконию.
Поэтому Генеральнымпрокурором Республики Беларусь в приказе от 25 ноября 2002 г. № 33 «О мерах посовершенствованию организации надзора за исполнением законов при производствепредварительного следствия и дознания» предложено прокурорам районов, городов,межрайонным и приравненным к ним прокурорам обеспечивать постоянный ивзыскательный надзор за исполнением законодательства при приеме, регистрации,учете заявлений и сообщений о преступлениях.
В соответствии сназванным приказом прокуроры должны не реже одного раза в 10 дней проверятьзаконность и обоснованность мер, принимаемых органом уголовного преследованияпо заявлениям и сообщениям о готовящихся и совершенных преступлениях. В ходепроверок использовать данные самих органов уголовного преследования, сигналысредств массовой информации, обращения граждан, сведения медицинских учрежденийи т.д. Принципиально решать вопрос об ответственности руководителей этихорганов за несоблюдение учетно-регистрационной дисциплины, несвоевременность инезаконность принимаемых решений; обеспечивать безусловное выполнениетребований Инструкции о порядке регистрации, рассмотрения и учета заявлений,сообщений, сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры,утвержденной Генеральным прокурором Республики Беларусь 12 декабря 2000 г., атакже принятие предусмотренных законом мер реагирования в связи с незаконностьюрешений по ним.
Проверки исполнениятребований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений осовершенных или готовящихся преступлениях должны проводиться не реже одногораза в месяц.
Приему подлежат все безисключения заявления и сообщения, которые содержат информацию об уголовнонаказуемых деяниях. Не должно отказываться в их приеме по мотивамнезначительной общественной опасности, отсутствия тяжких последствий и т.д., атакже в связи с обращением не в тот орган дознания, которому оноподследственно.
В ходе проверки прокурорвыясняет следующие вопросы:
— полноту, правильностьучета и регистрации поступивших в орган дознания заявлений и сообщений опреступлениях;
— соблюдениеустановленных законом сроков их проверки;
— законность иобоснованность принятия одного из предусмотренных в законе решений: овозбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении дела; о передаче заявленияили сообщения по подследственности или подсудности. Осуществляя свои полномочияв органе дознания, прокурор знакомится с книгами учета заявлений и сообщений опреступлениях, журналами учета поступившей информации по телефону, телефаксу,телеграфу и т.д., корешками талонов-уведомлений заявителям о принятомзаявлении, книгами учета документации, находящимися в дежурной части (рабочейтетрадью дежурного, магнитофонными записями сообщений «102», корешкаминаправлений на судебно-медицинское освидетельствование и экспертизу, книгойучета лиц, доставленных в орган внутренних дел, и т.д.); Документами канцелярии(алфавитным журналом регистрации жалоб и заявлений граждан и т.д.); сдокументами других служб органа дознания (например, в органе внутренних дел вэкспертно-криминалистическом подразделении — с журналом учета выездовработников этого подразделения на место происшествия; в паспортных отделениях —с журналом учета выдачи гражданам паспортов взамен утраченных (похищенных); вподразделениях ГАИ — с журналом учета дорожно-транспортных происшествий и угонаавтотранспорта и т.д.).
Сведения о совершенных,но не зарегистрированных преступлениях прокурор может получить в медицинскихучреждениях, статистических, контрольно-ревизионных органах, подразделенияхвоенизированной охраны.
Прокурор также проверяетзаявления, сообщения о преступлениях и приложенные к ним документы, которыенаходятся на разрешении работников органов дознания и по которым приняторешение об отказе в возбуждении уголовного дела. При проверке законности иобоснованности отказа в возбуждении уголовного дела обращается внимание насоответствие решения материалам проверки, полноту проверки, правильностьюридической оценки действий конкретного лица. При этом прокурорам предлагаетсяне ограничиваться изучением материалов, по которым в возбуждении уголовногодела отказано. В ходе проверки первостепенное внимание следует уделятьзаявлениям и сообщениям, находящимся в стадии рассмотрения, давать необходимыеписьменные указания, с тем чтобы предотвратить волокиту, не допускатьпроведения доследственных проверок при очевидности признаков преступления,незамедлительно возбуждать уголовные дела, обеспечивать безотлагательноепроведение следственных действий и осуществление других мер, направленных нараскрытие преступления.
В ходе проверки прокурордолжен обращать внимание на то, чтобы орган дознания возбудил уголовное делопри наличии признаков преступления, немедленно уведомил прокурора обобнаружении преступления и начатом дознании, выполнил все предусмотренныезаконом неотложные следственные действия, по выполнении неотложных следственныхдействий и не позднее десяти суток передал дело следователю, после передачидела следователю в случаях необнаружения лица, совершившего преступление,продолжал принимать меры для установления преступника, уведомляя следователя орезультатах, а также выполняя по поручению следователя розыскные и следственныедействия.
Надзорная деятельностьпрокурора должна быть направлена на то, чтобы были использованы всепредусмотренные законом меры для раскрытия преступления и изобличения лица, егосовершившего, и чтобы при этом не были нарушены права и интересы участниковпроцесса и других граждан.
Прокурор обязан также наосновании ст. 34 УПК отменить постановление о возбуждении уголовного дела, еслионо возбуждено без законного повода и достаточного основания.
1.2 Надзор прокурора заобеспечением прав личности при расследовании преступлений, его пределы и формы
Значение точного инеукоснительного соблюдения процессуальных норм при расследовании преступленийстоль велико, что один из принципов получения доказательств зафиксирован вОсновном Законе государства. Согласно ст. 27 Конституции доказательства,полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
В соответствии с приказомГенерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33 «О мерахпо совершенствованию организации надзора за исполнением законов припроизводстве предварительного следствия и дознания» надзор за соблюдениемзаконности в досудебной стадии уголовного процесса является исключительноважным направлением деятельности органов прокуратуры и заключается в следующем.
Надзор за соблюдениеморганом, ведущим расследование, следующих положений Конституции:
— обеспечение прав,свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (ч. 1 ст.21 Конституции);
— государство гарантируетправа и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах ипредусмотренные международными обязательствами государства (ч. 3 ст. 21);
— все равны перед закономи имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законныхинтересов (ст. 22);
— ограничение прав исвобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, винтересах национальной безопасности, общественного порядка, защитынравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ч. 1 ст. 23);
— никто не можетпользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону (ч. 2 ст.23);
— государствообеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничениеили лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом(ч. 1 ст. 25);
— лицо, заключенное подстражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста(ч. 2 ст. 25);
— никто не долженподвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинствообращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским илииным опытам (ч. 3 ст. 25);
— никто не может бытьпризнан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренномзаконом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговоромсуда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст. 26);
— никто не долженпринуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своейсемьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона,не имеют юридической силы (ст. 27);
— каждый имеет право назащиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе отпосягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, наего честь и достоинство (ст. 28);
— неприкосновенностьжилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права беззаконного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина противего воли;
— государственные органы,должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций,обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры дляосуществления и защиты прав и свобод личности (ч. 2 ст. 59);
— каждый имеет право наюридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе правопользоваться в любой момент помощью адвокатов (ст. 62);
— осуществлениепредусмотренных Конституцией прав и свобод личности может быть приостановленотолько в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах,определенных Конституцией и законами (ст. 63).
Своевременное выявление ипредупреждение нарушений законности, прав граждан на протяжении всего периодарасследования путем:
— проверки обоснованностиприменения мер процессуального принуждения, обысков;
— реального обеспеченияправа на защиту, на неприкосновенность жилища;
— пресечения применениянезаконных методов ведения следствия и дознания, обвинительного уклона присборе доказательств.
Обеспечениеквалифицированного расследования и раскрытия преступлений путем:
— созданияследственно-оперативных групп, должного взаимодействия следователей и органовдознания;
— обсуждения наоперативных совещаниях особо сложных уголовных дел, по которым преступники неустановлены;
— исключения формальногоподхода при решении вопроса об освобождении лиц, совершивших преступления, отуголовной ответственности;
— повышенияответственности руководителей следственных подразделений органов внутренних делза надлежащую реализацию своих полномочий по осуществлению контроля засвоевременностью действий следователей по раскрытию и надлежащему расследованиюпреступлений, выполнения указаний прокуроров по конкретным делам;
— исключения фактовприостановления и прекращения дел, пока не исчерпаны все возможности для сборадоказательств и изобличения преступников;
— повышения ролиструктурных подразделений Генеральной прокуратуры, областей по надзору зарасследованием преступлений, предупреждения и пресечения нарушений законностипри производстве следствия и дознания;
— принятия своевременныхмер по защите процессуальной самостоятельности следователей и пресечениянезаконного воздействия на них с целью повлиять на ход расследования ипринимаемых по делу решений;
— систематическогообобщения и распространения положительного опыта прокурорского надзора зарасследованием преступлений.
прокурорнадзор суд преступление
1.3 Прокурорский надзорза законностью задержания и заключения под стражу, производства обыска ивыемки, выполнения других следственных действий
Конституция РеспубликиБеларусь предусматривает, что государство обеспечивает свободу, неприкосновенностьи достоинство личности. Конституционный принцип неприкосновенности личностидолжен строжайшим образом соблюдаться следователем и прокурором. УПК определяетусловия, при которых гражданин может быть задержан. Согласно ст. 107 УПКзадержание состоит в фактическом задержании лица, доставляемого в органыуголовного преследования, и в кратковременном содержании под стражей в местах иусловиях, определяемых законом. В ч. 2 ст. 107 УПК перечислены конкретные лица,к которым может быть применено задержание:
— к лицу, подозреваемомув совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виделишения свободы, направления в дисциплинарную часть или ареста;
— к обвиняемому дляпредъявления обвинения либо в случае нарушения условий примененной к нему мерыпресечения;
— к осужденному, вотношении которого имеется представление уполномоченного на то органа об отменеприговора, определения, постановления суда об условном неприменении наказания,отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбываниянаказания.
УПК содержитисчерпывающий перечень оснований для задержания, которыми являются:
— непосредственновозникшее подозрение в совершении преступления;
— постановление органауголовного преследования;
— постановление(определение) суда о задержании осужденного до разрешения вопроса об отмененеприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочногоосвобождения от отбывания наказания (ч. 3 ст. 107 УПК).
Основания задержания понепосредственно возникшему подозрению в совершении преступления предусмотреныст. 108 УПК:
— если лицо застигнутопри совершении предусмотренного уголовным законом общественно опасного деянияили непосредственно после его совершения;
— если очевидцыпроисшествия, в том числе и лицо, пострадавшее от преступления, прямо укажут наданное лицо как на совершившее предусмотренное уголовным законом общественноопасное деяние или захватят его в порядке, предусмотренном ст. 109 УК, согласнокоторой каждый гражданин имеет право захватить и принудительно доставить ворган власти лицо, застигнутое им при совершении преступления или попыткескрыться непосредственно после его совершения;
— если на этом лице, принем, на его одежде или других используемых им вещах, в его жилище, иныхиспользуемых им помещениях, на рабочем месте или транспортном средствеобнаружены явные следы, указывающие на его причастность к совершениюпредусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния;
— если имеются другиедостаточные основания подозревать в совершении преступления лицо при условии,что оно пыталось скрыться с места преступления или от органа уголовногопреследования, или не имеет постоянного места жительства, или проживает вдругой местности, или не установлена его личность.
В соответствии с ч. 2 и 3ст. 108 УПК задержание по указанным выше основаниям может производиться довозбуждения уголовного дела. При этом вопрос о возбуждении уголовного деладолжен быть решен органом 276 уголовного преследования втечение 12 часов смомента фактического задержания. В случае отказа в возбуждении уголовного делав указанный срок задержанный должен быть освобожден.
Порядок задержания понепосредственно возникшему подозрению в совершении преступления подробнорегламентирован ст. 110 УПК. Согласно ч. 1 ст. 110 УПК немедленно последоставления задержанного в орган уголовного преследования должностным лицом,осуществившим фактическое задержание, составляется протокол, в которомуказываются основание, место и время фактического задержания (с указанием часаи минут), результаты личного обыска, а также время составления протокола,который объявляется задержанному, и ему разъясняются права подозреваемого,предусмотренные ст. 41 УПК, в том числе право пригласить защитника и даватьпоказания в его присутствии. Это обстоятельство отмечается в протоколе, которыйподписывается лицом, его составившим, и задержанным.
В соответствии с ч. 2 ст.110 УПК орган дознания, следователь, прокурор в течение трех часов с моментадоставления подозреваемого в орган уголовного преследования принимают решение озадержании, о чем выносится постановление, которое является правовым основаниемдля кратковременного содержания под стражей задержанного в местах и наусловиях, предусмотренных законом, либо принимают решение об освобождениизадержанного. В законе содержится важное требование, обязывающее орган дознанияи следователя письменно сообщить прокурору в течение 24 часов с моментавынесения постановления о задержании. В сообщении должны содержаться основаниязадержания, данные о личности подозреваемого. В течение 48 часов прокурор илиосвобождает задержанного, или дает санкцию на его арест. За законностьзадержания и обоснованность содержания его в изоляторе временного содержания(ИВС) несет ответственность сам прокурор.
Осуществляя надзор зазаконностью задержаний и арестов, прокурор исходит из требований УПК ивышеназванного приказа Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября2002 г. № 33. В ходе проверки следует учитывать, что задержание по подозрению всовершении преступления по своей процессуальной природе отличается отзадержания в административном порядке, когда это осуществляется для проверкиличности правонарушителя. Задержание подозреваемого до возбуждения уголовногодела является грубым нарушением уголовно-процессуального закона.
Самым действеннымсредством прокурорского надзора за законностью и обоснованностью задержания,устранения и предупреждения этих нарушений являются систематические проверкизаконности задержания и содержания задержанных в ИВС, осуществляемыепрокурорами. Это требование вытекает из названного выше приказа Генеральногопрокурора, согласно которому прокуроры должны ежедекадно проверять законность иобоснованность задержания граждан, содержания их в И ВС и в помещениях дежурныхчастей ГУ РУВД. При этом прокуроры должны проводить проверки в ИВС внезапно и вразное время суток (ночью, рано утром, в конце рабочего дня). В ходе проверкипрокурор обязан проверять содержание арестованных не только в специальноотведенных для этого местах. Он должен обойти все помещения и ознакомится совсеми лицами, находящимися там в момент проверки, поскольку заведомо незаконнозадержанных могут поместить в кабинеты работников ИВС или в иные помещения.
Проводя проверкузаконности содержания арестованных, прокурор знакомится с документами, на основекоторых лица подвергнуты задержанию.
В соответствии свышеназванным приказом Генерального прокурора в органах прокуратуры долженвестись учет задержанных в соответствии сост. 108,111 — 113 УПК. Приустановлении факта незаконного задержания лица прокурор незамедлительно, доистечения 72 часов, должен освободить его.
Прокуроры должны встатистической отчетности обеспечить достоверность данных о применениизадержания в соответствии со ст. 108 УПК. Осуществляя надзор за законностьюзадержания и содержания арестованных, прокурор следит за тем, чтобы по каждомузадержанию был составлен протокол по установленной форме: время, место иоснование задержания, объяснение задержанного. Прокурор освобождаетзадержанного, если усматривает, что он задержан необоснованно или в этом небыло процессуальной необходимости.
Задержание подозреваемогопредшествует, как правило, избранию в отношении него меры пресечения.Заключение под стражу является наиболее строгой мерой, ограничивающей праваобвиняемого. Заключение под стражу допускается при соблюдении условий,предусмотренных ст. 117 УПК.
Эта мера пресеченияприменяется органом, ведущим уголовный процесс, лишь в том случае, когдасобранные по уголовному делу доказательства дают достаточные основанияполагать, что подозреваемый или обвиняемый могут скрыться от органа уголовногопреследования и суда, воспрепятствовать предварительному расследованиюуголовного дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказаниянезаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия илифальсификации материалов, имеющих значение для дела, неявки без уважительныхпричин по вызовам органа, ведущего уголовный процесс; совершить предусмотренноеуголовным законом общественно-опасное деяние, противодействовать исполнениюприговора.
Право давать санкцию назаключение под стражу принад лежит Генеральному прокурору, прокурорам областей,городов, районов, приравненным к ним прокурорам и их заместителям. Впостановлении (определении) о применении данной меры пресечения должны быть изложеныоснования и мотивы, в силу которых возникла необходимость в заключенииподозреваемого или обвиняемого под стражу.
При даче санкции прокурорили его заместитель должны строго руководствоваться требованиями ст. 126 УПК иобязаны тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания длязаключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемогоили обвиняемого, а несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого — во всехслучаях.
Уголовно-процессуальноезаконодательство установило, что мера пресечения в виде заключения под стражупри предварительном расследовании уголовного дела не может превышать 2 месяцев.Срок содержания обвиняемого под стражей свыше 2 месяцев во времяпредварительного расследования может быть продлен до 3 месяцев прокуроромгорода и приравненными к нему прокурорами или их заместителями лишь в случаеневозможности закончить расследование в двухмесячный срок, при отсутствииоснований для применения в отношении обвиняемого иной меры пресечения. Дальнейшеепродление срока содержания обвиняемого под стражей осуществляется прокуроромобласти, города Минска и приравненными к ним прокурорами или их заместителямидо 6 месяцев.
Продление срокасодержания под стражей свыше 6 месяцев допускается лишь в отношении лиц,обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц,совершивших преступления на территории Республики Беларусь и не имеющихпостоянного места жительства в республике, при наличии оснований полагать, чтоони могут скрыться от следствия и суда за пределы Беларуси. В этом случаепродление содержания под стражей осуществляется заместителем Генеральногопрокурора Республики Беларусь на срок до 12 месяцев, Генеральным прокурором илилицом, исполняющим его обязанности, — на срок 18 месяцев.
Дальнейшее продлениесрока содержания под стражей во время предварительного расследования недопускается, и обвиняемый подлежит немедленному освобождению. При этом вотношении обвиняемого должна быть применена иная мера пресечения,предусмотренная ст. 116 УПК.
При продлении срокасодержания под стражей орган дознания, следователь руководствуются требованиямич. 5 ст. 127 УПК, выносят мотивированное постановление о возбужденииходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей и представляютего соответствующему прокурору не позднее чем за 5 суток до истечения срокасодержания под стражей, а при продлении срока более 6 месяцев — за десятьсуток.
В соответствии суказанным выше приказом Генерального прокурора органы предварительногоследствия МВД, государственной безопасности и финансовых расследований, а такжеорганы дознания возбуждают ходатайства о продлении срока содержания под стражейчерез управления (отделы) вышестоящих органов, где в обязательном порядкеизучаются материалы уголовного дела и в случае необходимости даются письменныеуказания. При этом постановление следователя, органа дознания подписываетсяначальником следственного подразделения, начальником органов дознания инадзирающим прокурором.
С целью повышениякачества предварительного следствия, недопущения и своевременного устранениянарушений уголовно-процессуального законодательства, повышения ответственностипрокуроров всех звеньев Генеральным прокурором установлен порядок, всоответствии с которым постановление следователя с ходатайством о продлениисрока содержания обвиняемых под стражей свыше 6 месяцев подписываются личнопрокурором области, г. Минска и приравненным к ним прокурором с обязательнымпредварительным обсуждением на оперативных совещаниях с участием следователя,начальником соответствующего отдела УВД, УКГБ, УДФР КГК и надзирающегопрокурора, а при продлении срока содержания под стражей на срок свыше 12месяцев постановление вместе с уголовным делом представляется в Генеральнуюпрокуратуру для обсуждения на оперативном совещании при заместителеГенерального прокурора с участием следователя, заместителя прокурора области,руководителей следственного комитета М ВД, следственного управления КГБ,следственного управления департамента финансовых расследований Комитета государственногоконтроля.
Приняв решение обосвобождении обвиняемого из-под стражи, прокурору надлежит поставить об этом визвестность следователя, избравшего эту меру пресечения.
В соответствии со ст. 143УПК жалобы лиц, содержащихся под стражей, на задержание, применение мерыпресечения в виде заключения под стражу, продление срока содержания под стражейподаются в суд через администрацию места предварительного заключения, а жалобылиц, содержащихся под домашним арестом, и иных лиц на задержание, применениемеры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или продлениесрока содержания под стражей, домашнего ареста подаются в орган, ведущийуголовный процесс.
Существенной гарантиейзаконности и обоснованности избрания такой меры пресечения, как содержание подстражей, является судебная проверка законности и обоснованности содержания подстражей.
В соответствии с ч. 5 ст.144 УПК судья вправе вынести постановление об освобождении задержанного, отменемеры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и освобождениииз-под стражи, домашнего ареста в случае установления нарушения органомдознания, следователем, прокурором, судом требований ст. 108, 110,114,125,127УПК или права подозреваемого, обвиняемого на защиту либо несоответствияпредъявленного обвинения содержанию постановления о применении меры пресеченияв виде заключения под стражу, домашнего ареста или продления срока содержанияпод стражей, домашнего ареста.
Предупреждение иустранение судебных ошибок во многом определяются уровнем осуществленногопрокурорского надзора за законностью принимаемых судьей постановлений обосвобождении обвиняемых из-под стражи.
Прокурору нужнопредставить по запросу судьи обоснованные материалы, свидетельствующие озаконности и обоснованности избрания в отношении обвиняемого меры пресечения ввиде содержания под стражей. Некоторые прокуроры и следователи относятся кпредставлению таких материалов формально, и нередко предоставленные материалыне убеждают судью в обоснованности принятого следователем и прокурором решенияо содержании обвиняемого под стражей. Прокуроры должны принимать обязательноеучастие в рассмотрении судьей жалобы относительно избранной меры пресечения илипродления срока содержания под стражей.
Генеральный прокурор вназванном выше приказе требует от прокуроров принципиально и своевременнореагировать на незаконные и необоснованные постановления судей об освобождениизадержанного, отмене меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнегоареста и освобождении лица из-под стражи, домашнего ареста, а также об отменепостановления о прекращении предварительного расследования либо уголовногопреследования.
Конституция РеспубликиБеларусь (ст. 29) гарантирует гражданам неприкосновенность жилища. Никто неимеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владениегражданина против его воли.
Основания и порядокпроизводства обыска установлены УПК. Согласно ст. 208 УПК основанием дляпроведения обыска является наличие достаточных данных полагать, что вкаком-либо помещении или ином месте либо у какого-либо лица находятся орудияпреступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение дляуголовного дела, а также могут быть обнаружены разыскиваемые лица и трупы.Основания для проведения выемки предусмотрены ст. 209 УПК. Ими являютсядостаточные данные о наличии определенных предметов и документов, имеющихзначение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся.
Обыск производится помотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора.
В соответствии с ч. 3 ст.210 УПК в исключительных случаях, когда имеется реальное опасение, чторазыскиваемый и подлежащий изъятию объект может быть из-за промедления с егообнаружением утрачен, поврежден или использован в преступных целях либоразыскиваемое лицо может скрыться, обыск может быть произведен без санкциипрокурора с последующим направлением ему в течение 24 часов сообщения опроведенном обыске.
Прокурор обязан проверятьне только достаточность оснований для производства обыска, но и условия ипричины, в силу которых следователь или лицо, производящее дознание, неполучило заранее санкцию прокурора на обыск или на его производство. Имеютместо случаи, когда производятся несанкционированные обыски, хотя никакихпрепятствий к получению санкции прокурора не было. Прокурор проверяет такжесоблюдение установленного законом порядка производства обыска и его результат.
Приступая к обыску,следователь, дознаватель предлагают добровольно выдать подлежащие изъятиюорудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметьзначение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет основанийопасаться сокрытия подлежащих изъятию орудий преступления, предметов иценностей, следователь, дознаватель вправе не проводить дальнейших поисков.
Обыск производится сучастием понятых, а в необходимых случаях при выемке и обыске присутствуетспециалист (ст. 210 УПК).
При проведении выемкиследователь, дознаватель обязаны принимать меры для того, чтобы не былиоглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства частной жизни лица,занимающего данное помещение, или других лиц.
Обнаруженные в ходеобыска, выемки предметы, документы и ценности, запрещенные к обращению,подлежат изъятию независимо от их отношения к делу.
При обыске и выемкедолжно быть обеспечено присутствие лица, у которого производится обыск иливыемка.
Органы дознания иследователи, чаще органы дознания, с тем чтобы произвести большее эмоциональноевоздействие на присутствующих, производят обыски глубокой ночью, когда надоподнимать не только взрослых, но и детей, хотя закон позволяет производствообыска в ночное время (с 22 часов до 6 часов) только в случаях, не терпящихотлагательства.
Выемка определенныхпредметов и документов согласно закону производится следователем самостоятельнопо мотивированному постановлению, в котором должно быть указано, какие предметыили документы подлежат изъятию, какое процессуальное значение по делу ониимеют, у кого и в каком помещении они находятся, санкция прокурора требуется лишьв тех случаях, когда производится изъятие документов, содержащих сведения,являющиеся государственной тайной. Причем это процессуальное действие должнобыть согласовано с руководителем соответствующего учреждения.
1.4 Надзор за законностьюприостановления и прекращения уголовных дел
Осуществляя надзор зазаконностью приостановления и прекращения уголовных дел, прокурор должен строгоруководствоваться требованиями УПК, соответствующих приказов Генеральногопрокурора.
Согласно ст. 246 УПКпредварительное расследование приостанавливается при наличии одного из следующих,оснований, препятствующих его продолжению и окончанию:
1) неустановление лица,подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;
2) когда обвиняемыйскрылся от органа уголовного преследования либо когда по иным причинам неустановлено его местонахождение;
3) когда местонахождениеобвиняемого известно, однако отсутствует реальная возможность его участия впроизводстве по уголовному делу в связи с рассмотрением вопроса о выдачеиностранным государством, а также в связи с невозможностью по объективнымпричинам прибыть к месту производства предварительного расследования;
4) временное психическоеили иное заболевание обвиняемого, препятствующее его участию в производствепроцессуальных действий и удостоверенное врачом, работающим в государственноммедицинском учреждении;
5) невозможностьпроизводства следственных действий, без которых не может быть принято решениеоб окончании предварительного расследования;
6) необнаружениебезвестно исчезнувшего лица.
О приостановлениипредварительного расследования следователь, дознаватель выносит мотивированноепостановление, копию которого направляют прокурору.
В случаях неустановлениялица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, когда обвиняемый скрылся оторгана уголовного преследования либо когда по иным причинам не установленоместо его нахождения, необнаружения безвестно отсутствующего лицапредварительное расследование приостанавливается лишь по истечении срока егопроизводства.
Если по уголовному делупривлечены два или несколько обвиняемых, а основания для приостановленияпредварительного расследования относятся не ко всем обвиняемым, следователь,дознаватель вправе выделить в отдельное производство и приостановитьпредварительное расследование в отношении отдельных обвиняемых илиприостановить производство по всему делу, если по нему не может быть продолженопредварительное расследование без участия всех обвиняемых.
В случаях, когдаместонахождение обвиняемого известно, однако отсутствует реальная возможностьего участия в производстве по уголовному делу в связи с рассмотрением вопроса овыдаче иностранным государством, а также в связи с невозможностью пообъективным причинам прибыть к месту производства предварительногорасследования, временного психического или иного заболевания обвиняемого,препятствующего его участию в производстве процессуальных действий,предварительное расследование может быть приостановлено и до окончания срокапредварительного расследования на основании ч. 4 ст. 246 УПК.
Формы и методыпрокурорского надзора за исполнением законов об ОРД и за розыском без вестипропавших граждан при раскрытии преступлений и изобличении лиц, их совершивших,органами, осуществляющими эту деятельность, специально уполномоченнымипрокурорами подробно изложены в предыдущем разделе.
В соответствии с приказомГенерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33персональная ответственность за организацию работы по обеспечению законностипри расследовании преступлений следователями прокуратуры возложена наруководителей соответствующих структурных подразделений Генеральнойпрокуратуры, прокуроров областей, районов, городов, межрайонных и приравненныхк ним прокуроров, которые обязаны оказывать повседневную помощь следователяморганов прокуратуры по расследованию уголовных дел.
Прокуроры областей иприравненные к ним прокуроры должны обеспечивать проверку законности иобоснованности решений о приостановлении или прекращении предварительногорасследования, принятых по уголовным делам, и представления информации орезультатах проверки.
С целью предупреждениянезаконного и необоснованного приостановления предварительного расследования,выполнения требований Генерального прокурора по этим вопросам прокуроры всехуровней должны обеспечивать тщательное изучение материалов уголовно-розыскныхДел о нераскрытых особо тяжких преступлениях.
Работаследователей-криминалистов должна быть сосредоточена на оказании практическойпомощи следователям прокуратуры в раскрытии преступлений, производственеотложных следственных действий и других процессуальных действий, применениинаучно-технических средств, подготовке и назначении экспертиз, анализенераскрытых убийств и других особо тяжких преступлений.
Прокуроры областей иприравненные к ним прокуроры должны установить контроль за работой нижестоящихпрокуроров по обеспечению законности при проведении предварительного следствияи дознания. В месячный срок с момента принятия окончательного решения по делупроверять законность привлечения к уголовной ответственности и заключения подстражу лица, в отношении которого уголовное преследование прекращено органомуголовного преследования или судом по реабилитирующим основаниям либопостановлен оправдательный приговор.
При изучении уголовныхдел, предварительное расследование по которым приостановлено или прекращено,прокурор должен обращать внимание:
— на наличие планарасследования, все ли версии отражены в плане и проверены ли они в ходепредварительного расследования;
— полноту и объективностьпредварительного расследования;
— качество, полнотуосмотра места происшествия, результативность осмотра;
— приняты ли все меры квыяснению, закреплению и изъятию следов преступления, вещественныхдоказательств, соблюдены ли требования законодательства об их процессуальномоформлении;
— установлены ли очевидцыи свидетели преступления, полноту их допросов, соблюдены ли требованияпроцессуального закона об их допросе;
— соблюдены ли права иобязанности потерпевших (ст. 49—50 УПК);
— участвует ли в делезащитник, соблюдены ли требования закона об обязательном участии защитника (ст.44—48 УПК) и соблюдены ли требования процессуального оформления участиязащитника;
— если по делу имеетсягражданский истец, то соблюдены ли его права и обязанности (ст. 52—53 УПК),соблюдены ли требования их процессуального оформления;
— соблюдены ли права иобязанности гражданского ответчика, требования закона об их процессуальномоформлении;
— если в деле участвуютзаконные представители подозреваемого, обвиняемого, лица, совершившегообщественно опасное деяние, потерпевшего, гражданского истца, гражданскогоответчика, то соблюдены ли требования ст. 56—59 УПК;
— приняты лиследователем, дознавателем все меры к установлению лица, подлежащегопривлечению в качестве обвиняемого;
— взаимодействиеследователя с органами, ведущими оперативно- розыскную деятельность, давалисьли письменные поручения этим органам об установлении лица, совершившегопреступление, давались ли письменные указания по этому вопросу следователем;
— приняты ли следователеммеры к установлению местонахождения скрывшегося от органов уголовногопреследования обвиняемого, давались ли письменные указания, выносились липостановления органом, ведущим оперативно-розыскную деятельность, о проведенииоперативно-розыскных действий по установлению места нахождения указанного лица;
— выполнены лиследователем, дознавателем все процессуальные действия, оформлены ли онипроцессуально, своевременно ли представлены в республиканскую прокуратуру длянаправления материалов иностранному государству для выдачи скрывающегося в этомгосударстве обвиняемого;
— своевременно линазначены и проведены по делу необходимые экспертизы, в том числе и комплексныесудебные психолого-психиатрические экспертизы, имеются ли заключения экспертов,правомочность экспертов в проведении таких экспертиз;
— какие следственныедействия не выполнены, из-за невозможности производства которых не может бытьпринято решение об окончании предварительного расследования;
— все ли следственныедействия по обнаружению безвестно исчезнувшего лица выполнены, участвовали ли вобнаружении такого лица органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность,давались ли этим органам письменные указания;
— выполнены лиследователем требования ст. 246—249 УПК о приостановлении и возобновлениипредварительного следствия;
— выполнены лиследователем требования ст. 250—254 УПК о прекращении и возобновлениипредварительного расследования по уголовному делу;
— при рассмотрениизаявлений и жалоб граждан о незаконности приостановления и прекращенияпредварительного расследования по уголовным делам прокурор должен особоевнимание обратить на проверку всех доводов заявителей, выполнены ли они в ходепредварительного расследования, какие следственные действия осталисьневыполненными, можно ли было принимать решение по делу о приостановлении илипрекращении без учета выполнения этих следственных действий, влияют ли они накачество, полноту и объективность расследования.
Прокурор или егозаместитель в связи с неполнотой предварительного расследования, допущенныминарушениями УПК в ходе расследования, влекущими отмену принятого следователем,дознавателем решения по делу, вправе отменить постановление следователя,дознавателя о приостановлении предварительного расследования, и вынесеннымпостановлением возобновить предварительное расследование. Прокурор вправеотменить незаконное постановление следователя, дознавателя о прекращениипредварительного расследования.
1.5 Надзор за исполнениемзаконов о возмещении вреда, причиненного преступлением
В соответствии со ст. 36УПК следователь обязан принимать меры по всестороннему, полному и объективномуисследованию уголовного дела, в том числе расследованию обстоятельствпричинения преступлением вреда. В ходе предварительного расследованияследователь устанавливает, кому и какой вред причинен преступлением:физический, имущественный, моральный; производит необходимые запросы; назначаети проводит соответствующие экспертизы (судебно-медицинскую, товароведческую идр.); осматривает уничтоженное и поврежденное имущество и другие объекты с участиемспециалистов; устанавливает действительный материальный ущерб, причиненныйпреступлением потерпевшему лицу; степень тяжести телесных повреждений; имело лиместо причинение мучений и страданий потерпевшему, родным и ближайшимродственникам при совершении преступления.
В процессепредварительного расследования обязан исследовать все объективные и фактическиеобстоятельства причинения физического, имущественного и морального вреда лицупреступными действиями. В соответствии с требованиями ст. 49,52,53 УПК и приналичии оснований признать соответствующих лиц потерпевшими, гражданскимиистцами и принять все меры к возмещению причиненного им материального ущерба.
Надзирающий прокуроробязан в соответствии с требованиями Генерального прокурора еженедельно проверятьсостояние предварительного расследования, заслушивать следователя о состоянииследствия по делу, приняты ли им все меры к раскрытию преступления,расследованию всех обстоятельств по делу, в том числе установлению вредапотерпевшему; качественно ли расследованы и выяснены все обстоятельствапричинения физического, имущественного и морального вреда, назначены ли ипроведены необходимые для этого экспертизы и правомочны ли эксперты, юридическиграмотно и правильно ли сформулированы вопросы экспертам, даны ли ими полные иобъективные ответы, согласуются ли или противоречат они объективнымобстоятельствам совершенного преступления и материалам уголовного дела.
При необходимостипрокурор должен оказать практическую помощь следователю в раскрытии и расследованиипреступления, санкционировать необходимые следственные действия. Прокурор имеетправо участвовать в выполнении отдельных следственных действий, дать письменныеуказания по делу.
Поскольку прокурорскийнадзор ограничен рамками действующего законодательства, приказы и инструкцииГенерального прокурора нацеливают прокуроров на максимальное использование всехвозможностей, предусмотренных законом, для защиты прав и законных интересовпотерпевших.
В соответствии суказанным выше приказом Генерального прокурора от 25 ноября 2002 г. № 33прокурорам предписано считать важнейшей обязанностью защиту прав и законныхинтересов потерпевших от преступлений, внимательно подходить к рассмотрению ихжалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенныхправ, возмещению морального и материального ущерба.
Осуществляя надзор заходом предварительного расследования, прокурор должен проверять исполнениетребований закона о признании лица потерпевшим. Исполнение требований закона опризнании лица потерпевшим заключается не только в самом факте вынесенияпостановления, предусмотренного ст. 49 УПК, но и своевременности вынесенияданного постановления. По смыслу ст. 49 УПК постановление о признании лицапотерпевшим должно быть вынесено сразу же, как только следователю сталоизвестно о причинении преступлением морального, физического или имущественноговреда какому-либо физическому лицу.
Момент признания лицапотерпевшим, как правило, должен совпадать с моментом возбуждения уголовногодела, и только в случае, если на этот момент было неизвестно, кому именнопричинен вред преступлением, постановление о признании лица потерпевшим можетбыть вынесено позднее.
Орган предварительногорасследования, принимая решение о признании лица потерпевшим, обязан:
— установить наличиематериального, физического или морального вреда;
— установить причиннуюсвязь между преступным деянием и наступившими последствиями в виде причиненноговреда;
— вынести постановление опризнании лица потерпевшим.
В случае, если органрасследования не вынес постановления о признании лица потерпевшим, прокурордолжен дать указание о немедленном вынесении такого постановления.
Кроме того, он долженуведомить потерпевшего о том, что вынесено постановление о признании егопотерпевшим, и разъяснить пострадавшему его права, отразив это в постановлениио признании потерпевшим.
Особо необходиморазъяснить право потерпевшего иметь своего представителя, в том числе адвоката.Это тем более важно в связи с реализацией в Республике Беларусь принципасостязательности.
Прокурорский надзор заисполнением требований закона о возмещении потерпевшему ущерба, причиненногопреступлением, включает в себя действия прокурора по проверке своевременностиразъяснения потерпевшему права на предъявление гражданского иска, законностимер, принимаемых к обеспечению иска, привлечению обязанных лиц к участию в делев качестве гражданских ответчиков.
Следует отметить, чтодействующее законодательство позволяет предъявить иск не только о возмещенииматериального ущерба, но и о материальном возмещении морального вреда.
1.6 Обеспечениепрокурором процессуальной самостоятельности следователя. Взаимодействиепрокурора, следователя и начальника следственного управления
Соблюдение законности инорм уголовного процесса органами дознания и предварительного следствияопределяется содержанием и уровнем прокурорского надзора, его действенностью,четкой, правильной организацией.
Производство дознания ипредварительного расследования является сугубо творческим. От инициативыследователя многое зависит в деле быстрого и полного раскрытия преступления, атакже полного, всестороннего и объективного его расследования. Предоставлениеследователю процессуальной самостоятельности, укрепление правовых гарантий идеятельности — одно из необходимых условий эффективности его работы.
Возможность выборапроцессуальных средств при раскрытии и расследовании преступлений, наделениеполнотой полномочий по применению мер процессуального принуждения, избраниеконкретной версии, определение пределов обвинения, вида мер пресечения — всеэто даст следователю возможность успешно выполнять возложенные на него функции.
Под процессуальнойсамостоятельностью следователя следует понимать правовую возможность ифактическую свободу осуществлять в рамках закона, норм нравственности всложившейся производственной ситуации возложенные на него функции без лишнейопеки и вмешательства со стороны органов прокуратуры и ведомственного контроля.
Независимость следователяприменительно к собиранию доказательств проявляется в его праве истребоватьдоказательства у любых лиц и органов, обнаружить доказательства путемпроведения необходимых следственных действий и применять процессуальноепринуждение в порядке, установленном законом. Самостоятельность следователяпроявляется и в рассмотрении и удовлетворении ходатайств, имеющих значение длядела, в оценке доказательств по внутреннему убеждению.
Процессу формированиявнутреннего убеждения не должны мешать внешние факторы. Оно должно складыватьсясвободно, без постороннего влияния. Исходя из внутреннего убеждения,следователь решает вопросы об уголовно-правовой оценке совершенного деяния, опривлечении лица в качестве обвиняемого, об объеме обвинения и квалификациипреступления, о прекращении дела или о направлении его в суд.
Согласно ч. 4 ст. 36 УПКв случае несогласия следователя с указаниями прокурора по вышеперечисленнымвопросам он вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменнымизложением своих возражений.
Самостоятельностьследователя может быть потенциальной и реальной. Потенциальная отражаетвозможные пределы самостоятельности следователя, установленные законом.Реальная — фактические пределы осуществления следователем полномочий в процессепроизводства по делу.
Совпадение пределовреальной самостоятельности и потенциальной свидетельствует о его полнойсамостоятельности в процессе конкретного производства.
Процессуальнаясамостоятельность следователя обусловливает его персональную ответственность зарезультаты своей деятельности в процессе производства по уголовному делу. Междупроцессуальной самостоятельностью и ответственностью должно быть оптимальноесоотношение. Чем больше самостоятельность следователя, тем выше должна бытьответственность за результаты своей деятельности, поскольку она играетопределенную роль в повышении эффективности и доброкачественной деятельностиследователя.
Полноценный надзорпрокурора за предварительным расследованием и взаимодействие прокурора,следователя и начальника следственного подразделения немыслимы безпроцессуального руководства. Надзор за расследованием — это активнаядеятельность прокурора, которую он не может вести в кабинете. Предупредительнаяфункция прокуратуры не может быть полностью реализована до тех пор, покаактивное участие в производстве расследования не станет для прокурора одной изнепременных форм надзора. На практике существуют следующие формы прокурорскогонадзора за предварительным расследованием и взаимодействия прокурора иследователя:
— личная проверкапрокурором уголовных дел;
— дача письменныхуказаний следователю;
— дача санкций;
— участие в следственныхдействиях;
— продление сроков;
— согласие на прекращениедела;
— отстранение следователяот дальнейшего ведения предварительного следствия;
— передача дела от одногоследователя к другому;
— направление уголовногодела в суд;
— рассмотрение жалоб надействия и акты следователя;
— обобщение практикирасследования преступлений.
Одним из способовознакомления прокурора с делом служит личный доклад следователя о выполненнойработе и планируемых следственных действиях. Такие доклады практикуютсяпериодически, но прокурор вправе потребовать от следователя доложить дело влюбой момент производства расследования.
Следователь обязан пособственной инициативе докладывать дело всякий раз, когда для производстваследственных действий потребуется санкция прокурора.
Процессуальной формойпредупреждения и выявления нарушений закона является участие прокурора впроизводстве предварительного следствия. Такое участие может выражаться как вприсутствии прокурора при производстве следственных действий, так и припроизводстве этих действий непосредственно самим прокурором.
Закон предоставляетследователю большие права. Неправильная их реализация может привести ксерьезному нарушению прав и законных интересов граждан. В то же времянедопустимо и другое: запоздалый осмотр места происшествия, несвоевременноепроизводство обыска, нерешительность при выборе меры пресечения,безынициативность в поиске свидетелей и т.п. — все это может привести кневосполнимой утрате доказательств и в конечном счете к провалу расследования вцелом. Опасны обе крайности, поэтому любая ошибка следователя должна бытьисправлена без промедления. Обеспечение законности возможно лишь на основеиспользования прокурором предоставленных ему распорядительно-властныхполномочий:
— обязательностьуказаний;
— дача санкций;
— право отмены незаконныхи необоснованных постановлений следователя;
— личное участие впроизводстве отдельных следственных действий.
Когда прокурор принимаетрешение лично выполнить то или иное действие по делу, находящемуся впроизводстве следователя, он предполагает, что в сложившейся ситуации именнотакая форма его участия в расследовании будет способствовать успешномуотысканию истины. Производство тех или иных следственных действий нельзярасценивать как вторжение в нормальный ход расследования, нарушающее или вкорне меняющее его. При правильной постановке надзора, когда прокурор с моментавозбуждения уголовного дела держит под наблюдением важнейшие действияследователя и определяет направление расследования, личное его участие в делеявляется логическим продолжением линии, которая с самого начала проводилась поделу и не будет расходиться с последующими действиями следователя.
Процессуальноеруководство со стороны прокурора в равной мере и в одинаковых правовых формахраспространяется на органы предварительного следствия, дознания и не зависит отведомственной принадлежности. Прокурор осуществляет руководство расследованиемнепосредственно, когда лично проводит расследование или принимает решение опривлечении в качестве обвиняемого по делу, находящемуся в производстве уследователя, а также опосредованно по делам, которые ведут следователь и органдознания. В любом случае только он, вынося постановление о направленииуголовного дела в суд, признает законную силу результата расследования.
В предусмотренных закономслучаях деятельность лица, осуществляющего процессуальное руководство, можетбыть объектом руководства со стороны руководителя более высокого порядка:деятельность органа дознания и дознавателя испытывает процессуальноеруководство со стороны начальника дознания, следователя и прокурора;деятельность следователя — со стороны следователя — руководителя следственнойгруппы, начальника следственного отдела и прокурора; деятельность начальникаследственного отдела — со стороны прокурора.
От процессуальногоруководства следствием, регулируемого нормами УПК, следует отличатьорганизационное руководство как деятельность руководителя, регламентированное иведомственными нормативными актами. В отношении следователей прокуратуры,находящихся у него в административном, служебном подчинении, прокурор наряду спроцессуальным осуществляет и административное руководство. В отношенииследователей других ведомств прокурор организационного руководства неосуществляет, однако он надзирает за предварительным расследованием, проводимымсотрудниками этих ведомств, и осуществляет процессуальное руководство. Все этоне является вмешательством в административную деятельность этих органов, таккак речь идет о решениях, имеющих процессуальное значение.
Согласно ч. 4 ст. 34 УПКпрокурор осуществляет процессуальное руководство расследованием уголовных делорганом дознания, дознавателем, следователем и нижестоящим прокурором. Еслисравнить полномочия прокуроров и начальников следственных подразделений, тообщее — это единство принципов их деятельности, в основе выполнения лежат однии те же нормы материального и процессуального права. Различия обусловлены ихправовым положением и особенностями выполняемых задач. Обязанность прокурора состоитв своевременном принятии предусмотренных законом мер по устранению всякихнарушений закона, допущенных при расследовании уголовного дела. Основная жеобязанность начальника следственного подразделения — обеспечить быстрое, полноеи всестороннее расследование обстоятельств преступления и не допустить при этомпринятия следователем незаконных и необоснованных решений.
Прокурор, как бы активнони осуществлял надзор, практически может предотвратить нарушение закона, когдарешение нуждается в санкции, утверждении. О большинстве других решенийпрокурор, как правило, ставится в известность после их принятия, и если онинеобоснованны, то прокурор оказывается в состоянии лишь устранить решение, ноне предотвратить его.
Прокурор выполняет особуюгосударственную функцию: осуществляет надзор заточным, единообразным инеуклонным исполнением законов в деятельности всех должностных лиц и органовгосударственного управления. Это означает, что прокурорский надзорраспространяется не только на всех следователей независимо от ихподведомственности и все органы дознания, но и на начальника следственногоотдела. Процессуальный контроль, осуществляемый начальником следственногоотдела, распространяется только на следователей того ведомства, где работаетначальник этого отдела.
Начальник следственногоотдела не вправе отменить или изменить указания прокурора. В то же времяпрокурор не связан указаниями начальников следственного подразделения органадознания и департамента финансовых расследований и может их отменить, если онине основаны на законе. Объект прокурорского надзора за предварительнымрасследованием точное исполнение законов в деятельности должностных лиц органовдознания и предварительного следствия. Объект ведомственного контроля,осуществляемого начальником следственного отдела, — процессуальная деятельностьследователя.
Следует различать функциюпрокурора по надзору за законностью предварительного расследования и функцию поосуществлению процессуального контроля по отношению к подчиненным следователямсвоего ведомства.
Гарантией независимостиследователя в отношениях с начальником следственного отдела и прокуроромявляется дача следователю указаний со стороны начальника следственного отдела ипрокурора исключительно в письменной форме. Это положение нашло отражение и вназванном выше приказе Генерального прокурора Республики Беларусь. Эти указанияявляются обязательными для следователя. Следователь вправе обжаловать указанияначальника надзирающему прокурору.
Обжалование полученных отпрокурора указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнение, заисключением несогласия следователя с указанием прокурора о привлечении вкачестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлениидела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела. Такой порядок служитгарантией процессуальной самостоятельности и независимости, способствуетразвитию активности и инициативы следователя, повышению его ответственности. Процессуальнаясамостоятельность следователя обеспечивается не только процессуальными, но иорганизационными гарантиями. В органах прокуратуры, например, вопросы оназначении и перемещении, а равно увольнении городских и районных следователейрешаются только вышестоящим прокурором. Только он вправе поощрять следователейза успехи в работе, налагать дисциплинарные взыскания, проводить их аттестацию.
1.7 Направлениепрокурором дела в суд
Окончаниепредварительного следствия — важный этап процессуальной деятельности, имеющийсамостоятельное значение.
Если следователем,дознавателем в процессе расследования добыты доказательства, на основаниикоторых следователь, дознаватель приходит к выводу, что преступление раскрыто,виновные изобличены, характер и размер ущерба, причиненного преступлением,определен, меры по его возмещению приняты, а причины и условия,способствовавшие его совершению, установлены, то появляются основания дляпризнания расследования оконченным. В этом случае следователь, дознаватель,выполнив требования ст. 255-259 УПК, выносит постановление о передачеуголовного дела прокурору для направления в суд.
В соответствии со ст. 263УПК, получив от следователя или органа дознания уголовное дело с постановлениемо передаче дела прокурору для направления в суд, прокурор или его заместительобязаны проверить:
— имело ли место деяние, вмененноеобвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления;
— нет ли в делеобстоятельств, влекущих его прекращение;
— обосновано липредъявленное обвинение имеющимися в уголовном деле доказательствами;
— предъявлено лиобвинение по всем установленным и указанным в уголовном деле общественноопасным деяниям обвиняемого;
— привлечены ли вкачестве обвиняемых все лица, изобличенные в совершении преступления;
— правильно ликвалифицированы общественно опасные деяния обвиняемого;
— правильно ли примененамера пресечения и нет ли в деле оснований для ее изменения либо отмены;
— приняты ли мерыобеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества;
— выявлены ли причины иусловия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к ихустранению;
— произведено лиисследование обстоятельств уголовного дела всесторонне, полно и объективно;
— составлено липостановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд всоответствии с требованиями УПК;
— не допущены ли при производствепредварительного расследования нарушения уголовно-процессуальногозаконодательства.
Прокурор разрешает такимобразом вопросы не только о том, соблюдены ли следователем требования УПК, ноимеются ли основания для осуществления уголовного преследования на следующихстадиях уголовного процесса. Изучая дело, прокурор делает ряд выводов: ополноте, всесторонности и объективности расследования, что находит своеотражение в доказанности обвинения и его правильной юридической квалификации; особлюдении следователем всех норм процессуального закона и отсутствиипроцессуальных нарушений, препятствующих направлению дела в суд.
Поскольку к моментуокончания предварительного следствия должно быть закончено производство всегокомплекса необходимых по делу следственных действий, документы которых должныобеспечить всесторонность и полноту исследования обстоятельств, входящих впредмет доказывания, прокурорам надо обращать внимание на законность разрешенияходатайств обвиняемого, заявленных им при ознакомлении с материалами дела.Желательно, чтобы уголовное дело, поступившее прокурору для направления в суд,изучалось не только прокурорскими работниками, осуществляющими надзор заследствием и дознанием, но и прокурорами, которым будет поручено поддержание поделу государственного обвинения в суде.
Особое внимание приизучении уголовного дела должно быть обращено на допустимость доказательств,поскольку в дальнейшем эти доказательства должны использоваться государственнымобвинителем в судебном заседании.
При выявлении доказательств,полученных с нарушением закона, прокурор либо возвращает дело на дополнительноерасследование, либо предлагает следователю исключить эти доказательства илипрекратить уголовное преследование в этой части.
В соответствии со ст. 264УПК прокурор или его заместитель обязаны в срок не более 5 суток принять попоступившему к ним уголовному делу одно из следующих решений:
— направить уголовноедело в суд, согласившись с постановлением следователя, органа дознания. Приэтом прокурор или его заместитель вправе исключить своим постановлениемотдельные пункты обвинения, изменить квалификацию деяний обвиняемого сприменением закона о менее тяжком преступлении, прекратить уголовноепреследование в отношении отдельных обвиняемых;
— прекратитьпредварительное расследование уголовного дела в отношении всех обвиняемых и вполном объеме по основаниям, предусмотренным ст. 250 УПК;
— возвратить уголовноедело следователю или органу дознания со своими письменными указаниями дляпроизводства дополнительно предварительного расследования, а также дляпредъявления нового обвинения в случае необходимости его дополнения, измененияна более тяжкое или на существенно отличающееся по фактическим обстоятельствамот первоначального обвинения либо для составления нового постановления, еслисоставленное по делу не соответствует требованиям ст. 260 УПК.
Согласно ч. 2 ст. 260 УПКв постановлении о передаче уголовного дела прокурору для направления в суддолжны быть указаны:
— время и место еговынесения, кем оно составлено;
— сведения о личностиобвиняемого;
— общественно опасноедеяние (деяния), предусмотренное уголовным законом, совершенное обвиняемым;
— уголовный закон (пункт,часть, статья), предусматривающий ответственность за совершенное общественноопасное деяние.
Одновременно спостановлением о передаче уголовного дела прокурору для направления в судследователь, дознаватель представляют прокурору справку, в которой со ссылкойна листы уголовного дела приводятся данные о движении уголовного дела и срокахрасследования; о лицах, привлеченных в качестве обвиняемых, и предъявленном имобвинении; о мерах пресечения, примененных в отношении их, с указанием временисодержания под стражей или домашнего ареста; о вещественных доказательствах; огражданском иске, мерах, принятых для его обеспечения, и о возможнойконфискации имущества; о процессуальных издержках (ст. 261 УПК).
Если собранные по делудоказательства дают основания для отмены или изменения ранее примененной мерыпресечения либо применения меры пресечения, то в соответствии с ч. 1 ст. 265УПК, прокурор или его заместитель вправе своим постановлением отменить илиизменить ранее примененную меру пресечения, либо применить меру пресечения,если она не была применена ранее. Прокурор или его заместитель вправе такжеизменить список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание (ч. 2 ст. 265 УПК).
Прокурор или егозаместитель, согласившись с постановлением следователя, органа дознания,немедленно своим постановлением направляют уголовное дело в суд по подсудностии уведомляют об этом обвиняемого, его защитника и законного представителя,потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей,разъяснив, что в дальнейшем всякие ходатайства и жалобы по делу направляютсянепосредственно в суд.
Копию постановления следователя,органа дознания о передаче уголовного дела прокурору для направления в судпрокурор или его заместитель вместе с уведомлением направляют обвиняемому ипотерпевшему с переводом на их родной язык или на другой язык, которым онивладеют. Если прокурором или его заместителем были изменены объем обвинения иликвалификация общественно опасного деяния либо применена, изменена или отмененамера пресечения, указанным лицам направляются копии соответствующихпостановлений.
Вместе с уголовным деломв суд направляется постановление следователя, органа дознания о передаче делапрокурору для направления в суд и список лиц, подлежащих вызову в судебноезаседание.
Недостатки прокурорскогонадзора, приводящие к направлению в суд уголовных дел, по которым расследованиепроведено неполно, или требуется изменение обвинения в сторону, ухудшающуюположение обвиняемого, могут оказаться невыполнимыми при рассмотрении дела всуде. Поэтому надзор за исполнением законов по делам, поступившим спостановлением следователя, дознавателя о передаче уголовного дела прокурорудля направления в суд, приобретает особое значение.
1.8 Особенностипрокурорского надзора за исполнением законов при проведении ускоренногопроизводства по уголовному делу
Ускоренное производствопо уголовным делам применяется по определенным составам преступлений, вслучаях, когда факт преступления очевиден, известно лицо, подозреваемое всовершении преступления, и оно не отрицает своей причастности к совершениюпреступления.
Действия прокурора поуголовным делам ускоренного производства регламентированы ст. 455 УПК, всоответствии с которой при поступлении от органа дознания уголовного дела,законченного в порядке ускоренного производства, прокурор или его заместительобязаны в срок не более 24 часов проверить это дело и по основаниям и впорядке, предусмотренным ст. 263-266 УПК, принять решение о его дальнейшемдвижении.
Производство дознания поуголовным делам, перечисленным в ст. 452 УПК, производится органом дознания пообщим правилам УПК в следующих случаях:
— при возбужденииначальником органа дознания уголовного дела, если в течение семи сутокневозможно выяснить существенные обстоятельства совершения преступления;
— при возвращениипрокурором уголовного дела, законченного в порядке ускоренного производства дляпроизводства дознания;
— при невозможности втечение трех суток выполнить процессуальные действия, предусмотренные ст. 454УПК.
В перечисленных вышеслучаях дознание должно быть закончено не позднее 20 суток со дня возбужденияили возвращения уголовного дела.
Особенность указанногопроизводства заключается в том, что по уголовным делам о преступлениях,перечисленных в ст. 452 УПК, если они совершены несовершеннолетними, а также опредусмотренных уголовным законом общественно опасных деяниях невменяемых илилиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления, то согласност. 457 УПК по таким уголовным делам производится предварительное следствие.
Предварительное следствиедолжно быть закончено не позднее чем в месячный срок со дня возбужденияуголовного дела.
Список использованныхисточников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Уголовно-процессуальный кодексРеспублики Беларусь от 16 июля 1999 г. Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь.
3. Закон Республики Беларусь «Опрокуратуре Республике Беларусь» от 08.05.2007 г. № 220-З с изм. и доп. от06.01.2009 г. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
4. Бессарабов В.Г. Прокурорскийнадзор: Учебник – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.
5. Кеник А.А. Прокурорский надзор:учеб. пособие А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008 г. – 576 с.
6. Сухарева, А. Я. Прокурорский надзор [Текст]: учебноепособие / А. Я. Сухарева.– М.: Норма, 2004. – 472с.