Реферат по предмету "Государство и право"


Правовой статус иностранных граждан. Местное самоуправление в Республике Беларусь

МИНИСТЕРСТВО
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь»
Кафедра конституционного и международного права
Контрольная работа по предмету
«Конституционное право»
Тема №10
Зачетная книжка №1560/09
Вариант №10
ВЫПОЛНИЛ
слушатель 1 группы 3 «В» курса
факультета заочного обучения
старший лейтенант милиции
Какора Андрей Николаевич
УВД Могилевского облисполкома
Минск 2010

План
 
Введение
1. Конституционно — правовой статусиностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь
2. Местное самоуправление в РеспубликеБеларусь: понятие система, принципы. Местные представительные органы
3.Задачи
Заключение
Списокиспользованных источников

Введение
               В связи с расширением международных связей Республики Беларусь остро встала проблема урегулирования отношений, участниками которых являются иностранные граждане и лица без гражданства. Таковые отношения имеют место в международном частном праве; а когда указанные лица прибывают на территорию Республики Беларусь, то становятся субъектами белорусского права. Основу же их статуса определяет конституционное право, руководствующееся положениями Основного закона Республики Беларусь. Иностранный гражданин подчиняется как бы двум правопорядкам: отечественному и государства, в котором он находится. В этой двойственности — своеобразие правового положения иностранца, чей конституционный статус будет далее подробно проанализирован.
Вторым вопросом, отображенным в данной контрольной работе стало местноесамоуправление. В большинстве современных государств управление всеми делами наместах осуществляется специальными органами местного самоуправления,формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права притайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местногоуправления. Местное или муниципальное самоуправление- это такая системауправления местными делами, которая осуществляется специальными выборнымиорганами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальнойединицы данной страны. Европейская хартия о местном самоуправлении, принятаяСоветом Европы 15 октября 1985 года, дает общее определение местногосамоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всемидемократическими государствами. Под местным самоуправлением Хартия понимает«право, действительную способность местных сообществ контролироватьзначительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под своюответственность и на благо населения».
1.Конституционно- правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РеспубликеБеларусь
 
Иностраннымигражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданамиРеспублики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданствудругого государства.
Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица,не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своейпринадлежности к гражданству другого государства[1].
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определяетсяследующими нормативными документами:
- Конституцией Республики Беларусь
- международными договорами
- законами Республики Беларусь
- правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства вРеспублике Беларусь.
Иностранныеграждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются теми жеправами и свободами и выполняют те же обязанности, что и граждане РеспубликиБеларусь, если иное не следует из Конституции Республики Беларусь, настоящегоЗакона и иных актов законодательства республики. Ограничения прав и свободиностранных граждан и лиц без гражданства могут устанавливаться только вслучаях, если это необходимо для защиты прав и основных свобод гражданРеспублики Беларусь, обеспечения государственной безопасности, охраныобщественного порядка и здоровья населения.
Ограниченияправ и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства могут устанавливатьсятолько в случаях, если это необходимо:
- для защиты прав иосновных свобод граждан Республики Беларусь,
-  обеспечениягосударственной безопасности,
-  охраныобщественного порядка и здоровья населения.
Иностранныеграждане и лица без гражданства могут проживать в Республике Беларусь постояннолибо временно.
Иностранныеграждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в РеспубликеБеларусь, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение напостоянное жительство в Республике Беларусь.
Разрешениена постоянное жительство в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицамбез гражданства выдается, если они:
1)находятся в близком родстве с гражданами Республики Беларусь;
2)заключили брак с гражданином Республики Беларусь.
Иностраннымгражданам и лицам без гражданства, находящимся в Республике Беларусьгарантируются неприкосновенность личности и жилья, другие личные права исвободы.
Задержанныеили арестованные иностранные граждане либо лица без гражданства должны бытьбезотлагательно информированы на понятном им языке о причинах задержания илиареста, правах, которые они имеют в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь.
Орган,задержавший или арестовавший иностранного гражданина, сообщает об этом вМинистерство иностранных дел Республики Беларусь для информирования ослучившемся дипломатического или консульского представительства государства,гражданином которого является задержанный или арестованный.
Различают несколько категорий иностранных граждан и лиц без гражданства:
- иностранцы, постоянно проживающие в Республике Беларусь,могут заниматься трудовой, хозяйственной деятельностью, не запрещеннойзаконодательством, если одним из условий занятия таковой не являетсяобязательная не принадлежность к гражданству Республики Беларусь;
- иностранцы временно проживающие в Республике Беларусь, вправе заниматьсятрудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если только это совместимо сцелями их пребывания, а в иных случаях- только при получении специальногоразрешения;
- правовое положение лиц без гражданства чаще всего приравнивают кположению иностранных граждан, не обладающих дипломатическим иммунитетом;
- беженцы- лица считающиеся иностранцами[2]
Иностраннымгражданам и лицам без гражданства, находящимся в Республике Беларусь, всоответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь гарантируютсянеприкосновенность личности и жилья, другие личные права и свободы.
Иностранныеграждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие натерритории Республики Беларусь, могут перемещаться по территории РеспубликиБеларусь и выбирать место жительства в Республике Беларусь в соответствии сПравилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РеспубликеБеларусь, утвержденными Советом Министров Республики Беларусь.
Ограниченияв перемещении и выборе места жительства допускаются только в установленном законодательствомпорядке.
Иностранныеграждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь изанимающиеся на законных основаниях трудовой, хозяйственной или инойдеятельностью, имеют все социально-экономические права, которыми пользуютсяграждане Республики Беларусь, включая права на социальное обеспечение.
Социально-экономическиеправа иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих натерритории Республики Беларусь и занимающихся на законных основаниях трудовой,хозяйственной или иной деятельностью, определяются действующим законодательством.
Иностранныеграждане и лица без гражданства имеют право на получение образования вРеспублике Беларусь в соответствии с порядком, установленным законодательствомРеспублики Беларусь.
Иностранныеграждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь,имеют право вступать на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь впрофессиональные союзы и другие общественные объединения, если это непротиворечит их уставам и законодательству Республики Беларусь.
Иностранныеграждане и лица без гражданства в Республике Беларусь могут заключать илирасторгать брак с гражданами Республики Беларусь и иными лицами в соответствиис законодательством Республики Беларусь.
Иностранныеграждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются правами иисполняют обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданамиРеспублики Беларусь.
Иностранныеграждане и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в выборныегосударственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие вреферендумах.
Иностранныеграждане и лица без гражданства не могут занимать должности, назначение накоторые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью кгражданству Республики Беларусь.
Иностранныеграждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь, неисполняют всеобщей воинской обязанности[3].

Вопрос №2. Местное самоуправление в Республике Беларусь: понятие система,принципы. Местные представительные органы
 
Местноесамоуправление в Республике Беларусь — форма организации и деятельности граждандля самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органысоциальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значенияисходя из интересов населения и особенностей развитияадминистративно-территориальных единиц на основе собственнойматериально-финансовой базы и привлеченных средств. Местное самоуправлениеосуществляется в границах административно-территориальных и территориальныхединиц[4].
Местноесамоуправление осуществляются в соответствии со следующими основнымипринципами:
1)народовластия, участия граждан в местном управлении и самоуправлении;
2)законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемыхзаконом интересов граждан;
3)взаимодействия органов местного управления и самоуправления;
4)разграничения компетенции представительных и исполнительных органов;
5)единства и целостности системы местного управления и самоуправления;
6)самостоятельности и независимости Советов, других органов местного самоуправленияв пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;
7)выборности Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетностинаселению;
8)гласности и учета общественного мнения;
9)ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.
Граждане,проживающие на соответствующей территории, осуществляют местное управление исамоуправление через Советы, исполнительные и распорядительные органы, органытерриториального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания идругие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Системаместного самоуправления включает местные Советы депутатов и органытерриториального общественного самоуправления. Местное самоуправлениеосуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний граждан ичерез иные формы прямого участия граждан в государственных и общественныхделах.
Советыдепутатов являются представительными государственными органами на территориисоответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь иосновным звеном системы местного самоуправления.
ВРеспублике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советовдепутатов: первичный, базовый и областной.
Кпервичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские(городов районного подчинения) Советы депутатов. К базовому территориальномууровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советыдепутатов. К областному территориальному уровню относятся областные Советыдепутатов. Минский городской Совет обладает правами базового и областногоСоветов депутатов. Советы являются юридическими лицами.
Советыизбираются гражданами, проживающими на соответствующей территории, на основевсеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайномголосовании сроком на четыре года.
Советыдепутатов осуществляют свою деятельность через сессии, постоянные и временныекомиссии и другие органы Советов.
Основнойформой деятельности Совета депутатов является сессия, которая созывается помере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Исключительнона сессиях Совета депутатов рассматриваются и решаются следующие вопросы:
1)утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов иотчетов об их исполнении, внесение при необходимости изменений в бюджеты;
2)установление в соответствии с законом Республики Беларусь местных налогов исборов;
3)определение в пределах, установленных законом Республики Беларусь, порядкауправления и распоряжения коммунальной собственностью;
4)назначение местных референдумов;
5)признание полномочий депутатов, досрочное прекращение их полномочий;
6)избрание и освобождение от обязанностей председателя Совета и его заместителя;
7)утверждение в установленном порядке в должности председателя исполнительногокомитета;
ПредседательСовета депутатов избирается из числа депутатов на сессии соответствующегоСовета путем тайного голосования и исполняет свои обязанности до открытияпервой сессии Совета нового созыва.
Председательсельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Советадепутатов одновременно по должности является председателем соответствующегоисполнительного комитета.
ПредседательСовета депутатов считается избранным, если за него проголосовало более половиныот числа избранных депутатов соответствующего Совета. В своей деятельностипредседатель Совета подотчетен Совету, его избравшему, и может быть освобожденот должности только Советом..
ПолномочияСовета депутатов могут быть досрочно прекращены Советом РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь в случаях:
1)систематического или грубого нарушения Советом требований законодательстваРеспублики Беларусь;
2)если Совет не менее трех раз подряд не смог собраться на сессию из-за неявки депутатовпо неуважительным причинам;
3)если Совет в течение двух месяцев со дня созыва первой сессии не образовал своиорганы.
ПолномочияСовета депутатов могут быть также досрочно прекращены в случаях, если:
1)избиратели выразят ему недоверие путем референдума;
2)Совет принял решение о самороспуске;
3)изменяется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь,административно-территориальное устройство.
Решения местных Советов депутатов,не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительнымиорганами. В случае систематического или грубого нарушения местным Советомдепутатов требований законодательства он может быть распущен СоветомРеспублики, который может также принять решение о роспуске местного Совета и виных случаях, предусмотренных законом.
Собрание,в том числе собрание уполномоченных, — совместное присутствие группы граждан,собравшихся для публичного обсуждения и решения вопросов местной жизни, базоваяформа прямого участия населения в решении государственных и общественных дел.
Местныесобрания созываются по мере необходимости местными Советами депутатов,исполнительными и распорядительными органами или органами территориальногообщественного самоуправления. Местные собрания могут созываться также по инициативене менее 10 процентов граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории.
Дляподготовки собрания по предложению инициатора его созыва может создаватьсяинициативная группа либо образовываться организационный комитет.
Собраниеправомочно, если в нем принимает участие не менее 25 процентов граждан,достигших восемнадцати лет и постоянно проживающих на данной территории, или неменее двух третей уполномоченных.
Справом совещательного голоса в собрании могут участвовать представителигосударственных органов, предприятий, организаций и учреждений.
Участникисобрания вправе обсуждать любые вопросы республиканского и местного значения,вносить по ним предложения или принимать рекомендации, учреждать и упразднятьорганы территориального общественного самоуправления, участвовать впредварительном обсуждении и подготовке проектов решений органов местногоуправления и самоуправления по наиболее важным вопросам государственной иобщественной жизни, оценивать деятельность органов местного самоуправления,решать иные вопросы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.Собрание вправе обращаться в государственные органы, на предприятия, ворганизации, учреждения и объединения, которые обязаны в установленном порядкерассмотреть эти обращения и о принятых по ним решениях информировать граждан,проживающих на соответствующей территории.
Решениясобрания, в том числе собрания уполномоченных, принимаются большинством голосовего участников и оформляются протоколом.
Территориальноеобщественное самоуправление — самоорганизация граждан на добровольной основе поместу их жительства на части территории административно-территориальной единицы(территорий микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов,поселков, сел и т.п.) для самостоятельного и под свою ответственностьосуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственнонаселением или через создаваемые им органы территориального общественногосамоуправления (единоличные либо в формах советов, комитетов и других формах).
Насоответствующей части административно-территориальной единицы может быть создантолько один орган территориального общественного самоуправления. Органтерриториального общественного самоуправления может наделяться правамиюридического лица, являясь при этом некоммерческой организацией, подотчетен всвоей деятельности собранию, его учредившему либо избравшему, исоответствующему Совету.
Исполнительными распорядительным органом на территории района в городе является местнаяадминистрация с правами юридического лица. Местные администрации входят всистему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.
Всостав местной администрации входят глава местной администрации, егозаместители и члены местной администрации.
Главаместной администрации назначается на должность и освобождается от должностиПрезидентом Республики Беларусь или в установленном им порядке. Заместитель(заместители) главы местной администрации назначается на должность иосвобождается от должности председателем городского исполнительного комитета.Другие члены местной администрации, а также сотрудники местной администрацииназначаются на должность и освобождаются от должности главой местной администрации.
Заседанияместной администрации проводятся ее главой по мере необходимости, но не режеодного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие неменее двух третей членов от установленного состава местной администрации.
Решенияместной администрации принимаются простым большинством голосов от установленногосостава местной администрации.
Структураи штатная численность местной администрации утверждаются городскимисполнительным комитетом.
Главаместной администрации:
1)руководит деятельностью местной администрации;
2)утверждает по согласованию с председателем городского исполнительного комитетаперсональный состав местной администрации, за исключением заместителей главыместной администрации;
3)организует работу по подготовке заседаний местной администрации, ведет этизаседания;
4)организует и контролирует выполнение решений местной администрации;
5)распределяет функции между своими заместителями, другими сотрудниками местнойадминистрации;
6)подписывает договоры, финансовые и банковские документы, являетсяраспорядителем кредитов;
7)применяет к сотрудникам местной администрации меры поощрения, налагает на них всоответствии с законодательством Республики Беларусь дисциплинарные взыскания;
Местнаяадминистрация подотчетна и подконтрольна городскому исполнительному комитету.
ГородскиеСоветы по предложению соответствующих исполнительных комитетов утверждают сметырасходов местных администраций, а также отчеты об их исполнении.
Местнаяадминистрация не реже одного раза в год отчитывается о своей работе передгородским исполнительным комитетом, а также информирует граждан о своейдеятельности.

Задача №1
Законопроект,принятый обеими палатами Парламента, был представлен Президенту на подпись.Однако последний, сославшись на свое несогласие с текстом законопроекта,заявил, что подписывать его не будет.
Имеетсяли у Парламента вариант, чтобы данный закон все же вступил в силу?
Ответ.
Всоответствии со статьей 100 Конституции Республики Беларусь, при несогласии стекстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палатупредставителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента непозднее тридцати дней. Если закон будет принят Палатой представителейбольшинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе свозражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики,который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней. Законсчитается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосовот полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителейи Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневныйсрок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентомв этот срок.Задача№2
Задача:Прокурор области Зайцев за серьезные нарушения в служебной деятельности своимприказом освободил от занимаемой должности прокурора района Степанова. Однаконачальник финансового отдела продолжал начислять Степанову заработную плату,считая что приказ прокурора области не имеет юридической силы.
Правли начальник финансового отдела? Почему?
Ответ
Начальник финансовойчасти прав, так как в соответствии со статьей 126 Конституции РеспубликиБеларусь единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляетГенеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящиепрокуроры назначаются Генеральным прокурором, соответственно освободить отзанимаемой должности прокурора района может только Генеральный прокурорРеспублики Беларусь, поэтому действия прокурора области не имеют юридическойсилы.
Заключение
 
Таким образом, в данной контрольной работе было рассмотрено два актуальных вопроса по предмету конституционного права в которых можно прийти к следующим выводам.
Иностранные граждане имеют в Республике Беларусь такие же имущественные и личные неимущественные права, что и белорусские граждане. Эти права должны осуществляться ими таким же образом, как и белорусскими гражданами. Реализация указанных прав должна соответствовать их назначению в обществе.
Концепция местного самоуправления исходит, прежде всего, из того, что местные сообщества населения представляют собой один из основных элементов любого демократического режима, а право граждан на участие в управлении общественными делами является составной частью демократических принципов построения современного белорусского государства.

Список использованной литературы
 
1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г., №2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканскомреферендуме 24 нояб. 1996 г., в ред. Решения Республиканского референдума от17.11.2004, № 1 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – №188. – 1/6032).
2. Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» N 617-ХII от 20 февраля 1991 г.
3.Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц безгражданства в Республике Беларусь» N 2339-XII от 3 июня 1993 г.
4.Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь – Могилев.:«Могилевская областная типография», 2000.-164с.
5. Василевич Г.А.Конституционноеправо Республики Беларусь: учебник / Г. А. Василевич. – Минск: Книжный Дом«Интерпрессервис», 2003. – 832 с.
6. Конституции зарубежных государств / Сост.: ТихиняВ.Г., Серебенников В.П. –Минск: Право и экономика, 2007. – 474 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.