ОСНОВЫ ПЕРЕСТРАХОВАНИЯ И СОСТРАХОВАНИЯ 1. Сущность и теоретические основы перестрахования Перестрахование является необходимым условием обеспечения финансовой устойчивости страховых операций и нормальной деятельности любого страхового общества. Известно, что страхование базируется на теории вероятностей, и законе больших чисел. Согласно этому закону совокупное действие большого числа случайных факторов приводит при некоторых
весьма общих условиях к результату, почти не зависящему от случая. Случайность проявляется как закономерность. В большинстве случаев страховые общества не имеют возможности создать идеально сбалансированный портфель рисков, поскольку количество объектов страхования небольшое или в портфеле содержатся крупные и опасные риски, которые вносят в состав портфеля элементы диспропорции. Кроме того, практика показывает, что любое страховое общество даже при тщательном отборе рисков при
приеме их на страхование не может создать портфель полностью изолированных друг от друга объектов страхования, так как условиями страхования обычно покрываются различные опасности, которым застрахованные объекты могут подвергаться одновременно при наступлении катастроф наводнений, ураганов, землетрясений, опустошительных пожаров и т.д. Однако в связи с тем, что финансовые средства и даже все активы любого страховщика составляют лишь небольшую долю общей суммы его ответственности перед страхователями по всему портфелю застрахованных
объектов, указанные катастрофы страховые случаи могут не только значительно подорвать финансовую базу страхового общества, но и привести его к полному банкротству. Для выравнивания страховых сумм принятых на страхование рисков и тем самым сбалансирования страхового портфеля, приведения потенциальной ответственности по совокупной страховой сумме в соответствие с финансовыми возможностями страховщика и, следовательно, для обеспечения финансовой устойчивости страховых операций
и их рентабельности, получения взаимного участия в рисках, принятых на страхование другими страховщиками, существует институт перестрахования. Перестрахование является системой экономических отношений, в процессе которых страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним с учетом своих финансовых возможностей передает на согласованных условиях другим страховщикам с целью создания сбалансированного портфеля договоров страхования, обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций.
Перестрахованием достигается не только защита страхового портфеля от влияния на него серии крупных страховых случаев или даже одного катастрофического случая, но и то, что оплата сумм страхового возмещения по таким случаям не ложится тяжелым бременем на одно страховое общество, а осуществляется коллективно всеми участниками. Страховщик, принявший на страхование риск и передавший его полностью или частично в перестрахование другому страховщику, именуется перестрахователем или цедентом.
Страховщик, принявший в перестрахование риски, именуется перестраховщиком. Содействие в передаче риска в перестрахование часто оказывает перестраховочный брокер. Приняв в перестрахование риск, перестраховщик может частично передать его третьему страховщику. Такую операцию принято именовать ретроцессией, а перестраховщика, передающего риск в ретроцессию, ретроцессионером. В период научно-технического прогресса происходит колоссальная концентрация материальных ценностей
и, следовательно, рост страховых сумм по большому количеству объектов страхования растет грузоподъемность морских судов и как результат этого стоимость самих судов и перевозимых на них грузов, строятся заводы-гиганты, значительно увеличивается стоимость дальнемагистральных самолетов и т.п. Ни одна страховая компания не может принять на страхование подобные крупные риски, не имея твердого перестраховочного обеспечения сверх сумм, которые она будет держать на своей ответственности.
Во многих случаях страховые стоимости подлежащих страхованию рисков настолько велики или опасны , что емкость отдельных рынков оказывается недостаточной, чтобы обеспечить страхование в полных суммах. 2. Договор перестрахования, его виды Перестрахование позволяет компенсировать колебания и сокращать величину ущерба. Это система экономических отношений, в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним с учетом своих финансовых возможностей передает на
согласованных условиях другим страховщикам с целью создания по возможности сбалансированного портфеля страхований, обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций. Родиной перестрахования считается Германия. Первое перестраховочное общество было образовано в Кельне в 1846 г. В России Русское общество перестрахования возникло в 1895 г. В основе перестрахования лежит договор, согласно которому одна сторона цедент передает полностью или
частично страховой риск группу страховых рисков определенного вида другой стороне перестраховщику, который в свою очередь принимает на себя обязательство возместить цеденту соответствующую часть выплаченного страхового возмещения. Из приведенного определения следует, что в договоре перестрахования выступают две стороны страховое общество, передающее риск, который будем называть перестраховочным риском, и страховое общество, принимающее риск на свою ответственность, которое мы будем называть перестраховщиком или перестраховочным
обществом. Сам процесс, связанный с передачей риска, следует называть цедированием риска, или перестраховочной цессией. В этой связи перестраховщика, отдающего риск, называют цедентом, а перестраховщика, принимающего риск, цессионарием. Страховые общества, специализирующиеся в заключении договоров перестрахования, называются перестраховочными обществами. Договор перестрахования имеет ряд специфических черт, которые не встречаются ни в торговых, ни в финансовых и ни в иных договорах.
Эти специфические черты возникают из специфики сделки перестрахования. Одной из отличительных черт договора перестрахования является принцип возмездности. Перестраховщик обязан выплатить цеденту возмещение пропорционально доле участия и только в том случае, если цедент выплатил причитающееся возмещение застрахованному. Принцип доброй воли выражается в том, что страхователь обязан информировать страховщика до заключения
договора страхования и в течение всего его срока действия о всех существенных обстоятельствах риска, касающихся объектов страхования, а также степени угрозы этим объектам со стороны стихийных бедствий. Аналогичные обязательства вытекают из отношений перестрахования. Цедент обязан предоставить перестраховщику полную и достоверную информацию о цедированном риске. Принцип доброй воли имеет особое значение для поддержания долгосрочного сотрудничества перестраховщика
с цедентом. Отсюда следует, что перестраховщик принимает решение о заключении договора перестрахования и выплате страхового возмещения по этому договору исходя из информации, предоставленной в документах цедента. Элементами договора страхования являются риск, страховой платеж, страховое возмещение и др. Объектом перестраховочных отношений является имущественная ситуация данного страхового общества, выступающего в роли цедента. Перестраховщик не имеет никаких прав и обязанностей, вытекающих из заключенных цедентом
договоров страхования. В свою очередь застрахованный не имеет ничего общего с договорами перестрахования, заключенными цедентом относительно передачи рисков. Страховщик не обязан информировать страхователя о намерении передать в перестрахование полностью или частично взятые риски. Основной функцией перестрахования является вторичное распределение риска, благодаря которому происходит количественное и качественное выравнивание страхового портфеля.
Распределение риска происходит не только в рамках национальных экономик, а в связи с интернационализацией хозяйственных связей приобретает международный характер. Кроме того, перестрахование выполняет некоторые вспомогательные функции. Оно позволяет принимать на страхование уникальные и дорогостоящие риски. Благодаря перестрахованию появляется возможность организации новых видов и вариантов перестрахования.
Перераспределение риска между страховыми обществами разных стран в сущности является не чем иным, как разновидностью внешней торговли, с той только разницей, что объектом обмена служат не потребительные стоимости в натурально-вещественной форме, а страховые гарантии. В этой связи международные перестраховочные сделки относятся к невидимому экспорту. Различают активное и пассивное перестрахование. Активное перестрахование заключается в принятии иностранных
рисков для покрытия или продажи страховых гарантий. Пассивное перестрахование передача рисков иностранным перестраховщикам или приобретение страховых гарантий. Перестраховочные сделки совершаются в свободно конвертируемой валюте. В этой связи перестрахование содействует укреплению внешнеторгового оборота. Развитие перестраховочных операций для данного страхового общества представляет шанс выхода на международный
страховой рынок и включение в сферу международного страхового и перестраховочного сотрудничества. В процессе длительного развития перестраховочных отношений сформировались определенные типы перестраховочных договоров, которые применяются на национальном внутри страны и международном уровнях. По форме взаимно взятых обязательств цедента и перестраховщика договоры перестрахования подразделяются на договоры факультативного перестрахования облигаторного перестрахования факультативно-облигаторного
перестрахования. Сам процесс перестрахования по перечисленным договорам называется факультативным, облигаторным и факультативно-облигаторным. Исторически наиболее ранней формой договоров, получивших дальнейшее развитие, были договоры факультативного перестрахования. Данный договор представляет собой индивидуальную сделку, касающуюся в принципе одного риска. Договор факультативного перестрахования предоставляет полную свободу участвующим в нем сторонам цеденту в решении вопроса, сколько следует оставить на собственном риске
собственное удержание , перестраховщику в решении вопросов принятия риска в том или ином объеме. С учетом предоставленной свободы принятия решений при заключении каждого договора перестрахования перестраховочные платежи взимаются индивидуально, независимо от суммы страховых платежей, полученных цедентом. Обычно размер платежей за предоставленные гарантии в порядке факультативного перестрахования предоставляется с учетом ситуации, складывающейся на перестраховочном рынке.
Например, если предоставленный в перестрахование риск оценивается выше средней степени риска или спрос на данный тип риска на перестраховочном рынке является незначительным, то предложенный перестраховщиком уровень перестраховочных платежей, безусловно, будет выше, чем уровень первичных страховых платежей, полученных цедентом при заключении первоначального договора страхования. Напротив, уровень перестраховочных платежей может быть ниже уровня первичных страховых платежей, если
предлагаемый риск относится к группе рисков, охотно принимаемых на перестраховочном рынке, т. е. пользующихся большим спросом. Принципы определения перестраховочных платежей часто совершенно иные, чем принципы, используемые при исчислении калькулировании первоначальных страховых платежей. Отличительная черта факультативного перестрахования состоит в том, что как цеденту, так и перестраховщику предоставлена возможность индивидуальной оценки риска и в зависимости от этого принятие определенного
решения цеденту о передаче риска, перестраховщику о принятии риска. Отрицательная сторона факультативного перестрахования заключается в том, что цедент должен передать часть риска до начала ответственности за этот риск. Перестраховщик обычно располагает небольшим промежутком времени для подробного анализа получаемого в перестрахование риска. В настоящее время договоры факультативного перестрахования играют, как правило,
вспомогательную роль и используются обычно в отношении рисков, величина которых превышает собственное участие цедента вместе с перестраховочным избытком в соответствии с договором облигаторного перестрахования. Договор облигаторного перестрахования обязывает цедента в передаче определенных долей во всех рисках, принятых на страхование. Передача этих долей рисков перестраховщику происходит только в том случае, если их страховая сумма превышает определенное заранее собственное участие страховщика.
С другой стороны, договор облигаторного перестрахования накладывает обязательство на перестраховщика принять предложенные ему в перестрахование доли этих рисков. Перестраховочные платежи по договору облигаторного перестрахования всегда определяются в проценте от суммы страховых платежей, полученных страховщиком при заключении первичного договора страхования. Договор облигаторного перестрахования, как правило, заключается на неопределенный срок с правом взаимного
расторжения путем соответствующего уведомления сторон заранее о принятом решении. Договор облигаторного страхования наиболее выгоден для цедента, поскольку все заранее определенные риски автоматически получают покрытие у перестраховщика. В отличие от факультативного перестрахования, где предметом договора является каждый обособленный риск с учетом условий, определяемых в индивидуальном порядке, облигаторное перестрахование охватывает весь
или значительную часть страхового портфеля страховщика. Обслуживание договора облигаторного страхования дешевле для обеих сторон по сравнению с договором факультативного перестрахования. В этой связи в практике международного перестраховочного рынка наиболее часто встречается форма договора облигаторного перестрахования. На практике также встречается смешанная переходная форма договора перестрахования факультативно-облигаторная, называемая договором открытого покрытия .
Она дает цеденту свободу принятия решений в отношении каких рисков и в каком размере следует их передать перестраховщику. В свою очередь перестраховщик обязан принять цедированные доли рисков на заранее оговоренных условиях. Перестраховочные платежи по договорам открытого покрытия определяются на индивидуальной основе по соглашению сторон или пропорционально страховым платежам, полученным при заключении первичного договора страхования. Договор открытого покрытия может быть невыгодным и небезопасным для перестраховщика, поскольку
цедент, произведя анализ рисков в страховом портфеле, передаст в перестрахование только самые небезопасные риски. Поэтому договоры открытого покрытия заключаются перестраховщиками только с такими цедентами, которые пользуются полным доверием, на основании многолетней практики их взаимного сотрудничества. ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ Пропорциональное перестрахование - исторически наиболее древняя и по существу до конца XIX в. единственная всеобщая форма перераспределения риска.
С этой точки зрения пропорциональное перестрахование носит еще название традиционного перестрахования. Договор пропорционального перестрахования предусматривает, что доля перестраховщика в каждом переданном ему для покрытия риске определяется по заранее оговоренному соотношению собственного участия цедента. Участие перестраховщика в платежах и возмещении ущерба происходит по такому же соотношению, что и его участие в покрытии риска. В обобщенной форме пропорциональное перестрахование действует по принципу
перестраховщик разделяет риск цедента . Этот принцип, как будет видно далее, не используется в договорах непропорционального страхования. В практике страховой работы сформировались следующие формы договоров пропорционального перестрахования квотный, эксцедентный квотно-эксцедентный, или смешанный. В договоре квотного перестрахования цедент обязуется передать перестраховщику долю во всех рисках данного вида, а перестраховщик обязуется принять эти доли.
Обычно доля участия в перестраховании выражается в проценте от страховой суммы. Иногда участие перестраховщика может быть оговорено конкретной суммой квотой . Кроме того, в договорах этого типа по желанию перестраховщика устанавливаются для разных классов риска верхние границы лимиты ответственности перестраховщика. Договор эксцедентного перестрахования имеет ряд отличий от договора квотного перестрахования.
Эксцедентное перестрахование может привести к полному выравниванию той части страхового портфеля, которая осталась в качестве собственного участия цедента в покрытии риска. Приступая к заключению договора эксцедентного перестрахования, стороны определяют размер максимального собственного участия страховщика в покрытии определенных групп риска. Для этого прибегают к анализу статистических данных и проведению актуарных расчетов.
Максимум собственного участия страховщика называется эксцедентом. Превышение страховых сумм за установленный уровень линию собственного участия страховщика в покрытии риска передается в перестрахование одному или нескольким перестраховщикам. Данное превышение страховых сумм риска, переданных в перестрахование, называется достоянием эксцедента. Договор эксцедентного перестрахования определяет максимальный уровень в каждой группе рисков, который
перестраховщик обязан принять в покрытие. Максимум участия перестраховщика в покрытии риска называется кратностью собственного участия цедента. Если, например, максимум участия перестраховщика равен 9 долям собственного участия цедента, то, выражаясь языком страховой терминологии, договор перестрахования предусматривает покрытие 9 долей линий , или 9 перестраховочных максимумов. При заключении договора эксцедентного перестрахования исключаются любые риски, страховая сумма которых
меньше или равна установленному для данного портфеля количеству долей собственного участия страховщика. И наоборот, риски, страховая сумма которых превышает собственное участие страховщика, считаются перестрахованными. Процент перестраховки будет тем больше, чем выше страховая сумма для данного риска. Договор смешанного перестрахования - квотно-эксцедентный - применяется на практике относительно редко. Он представляет собой сочетание двух перечисленных выше видов перестраховочных договоров.
Портфель данного вида страхования перестраховывается квотно, а превышение сумм страхования рисков сверх установленной квоты нормы в свою очередь подлежит перестрахованию на принципах эксцедентного договора. Непропорциональное перестрахование Непропорциональное перестрахование известно с Х1Хв. Однако в широких масштабах стало применяться после окончания Второй мировой войны. Используется в различных видах страхования, но чаще всего применяется по договорам
страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за ущерб, причиненный третьим лицам в результате ДТП. Непропорциональное перестрахование применяется также во всех видах страхования, где нет верхней границы предела ответственности страховщика. В практике непропорционального перестрахования не применяется принцип участия перестраховщика в платежах и выплатах страхового возмещения исходя из процента перестрахования.
При пропорциональном перестраховании интересы цедента и перестраховщика в целом совпадают. Напротив, при непропорциональном перестраховании интересы сторон могут приобрести противоречивый характер. Смысл противоречия заключается в том, что достижение дополнительных финансовых результатов цедентом не сопровождается аналогичными результатами, достигнутыми перестраховщиком. Напротив, перестраховщик может понести убытки. Побудительным мотивом к развитию непропорционального
перестрахования со стороны цедента было стремление дать определенные гарантии всем имеющимся финансовым интересам, которые подвержены малому количеству исключительно крупных убытков или большому количеству исключительно мелких убытков. С учетом этих потребностей получили развитие два типа непропорционального перестрахования - перестрахование превышения убытков и перестрахование превышения убыточного по рискам определенного вида. Определенные трудности в практике непропорционального перестрахования были связаны
с исчислением перестраховочных платежей, которые были бы адекватны принятым обязательствам перестраховщика на условиях заключенного перестраховочного договора. Только развитие современных методик актуарных расчетов позволило решить эти проблемы. Статистический анализ крупных убытков позволил составить таблицы распределения их вероятностей, оценить их вероятный размер и вероятность отклонения действительного ущерба от ожидаемого.
С учетом накопленных статистических данных убыточности по всему страховому портфелю цедента практика актуарных расчетов позволила исчислить ожидаемую величину убыточности прогноз и вероятность будущих отклонений этой убыточности. Обслуживание договоров непропорционального перестрахования достаточно просто и не трудоемко, дешевле, чем обслуживание договоров пропорционального перестрахования. Расчеты между сторонами договора охватывают окончательные финансовые результаты цедента или только
возмещение ущерба по исключительно крупным убыткам , а не отдельные договоры страхования и убытки, как это имеет место при заключении договоров пропорционального перестрахования. Это одна из причин растущей популярности непропорционального перестрахования и возникновения его новых вариантов и модификаций. Перестрахование превышения убытков используется тогда. когда страховщик стремится не к выравниванию отдельных рисков данного вида, а непосредственно к обеспечению финансового равновесия
страховых операций в целом, которое может быть нарушено причинением ущерба в особо крупных размерах по некоторым рискам страхового портфеля. Договоры данного типа перестрахования обычно заключаются в облигаторной форме. В условиях перестраховочного договора последовательно перечислены риски, подлежащие перестрахованию, а также те из них, которые не входят в этот договор. Исходя из подписанных условий договора, перестраховщик принимает обязательство покрытия той части убытка,
которая превышает установленную сумму собственного участия цедента, но ниже установленной в договоре суммы, составляющей верхнюю границу ответственности перестраховщика. Определенные таким образом обязательства относятся ко всем ущербам, которые были вызваны одним стихийным бедствием, составляющим страховой риск. Если в результате данного страхового случая причинен ущерб многим страхователям, то этот ущерб рассматривается исключительно как групповой ущерб.
Обязательства страховщика устанавливаются в соотношении к групповому ущербу. Собственное участие цедента в покрытии ущерба называется приоритетом, или франшизой, а верхняя максимальная граница ответственности перестраховщика за последствия одного стихийного бедствия, причинившего ущерб лимитом перестраховочного покрытия. Договор перестрахования превышения ущерба в настоящее время широко применяется в следующих видах страхования гражданской ответственности, от несчастных случаев, от огня,
транспортном карго и каско , авиационном, т. е. там, где практически возможен групповой ущерб катастрофического характера. Другим видом непропорционального перестрахования является перестрахование превышения убыточности. Это перестрахование касается всего страхового портфеля и ставит целью защитить финансовые интересы страховщика перед последствиями чрезвычайно крупной убыточности которая определяется как процентное отношение выплаченного страхового возмещения к сумме собранных страховых платежей .
Причиной чрезвычайно крупной убыточности может быть возникновение малого числа весьма крупных убытков или возникновение значительного числа мелких убытков. Договоры перестрахования превышения убыточности могут быть самостоятельно обособленными контрактами или выступать в качестве дополнения к эксцедентному перестрахованию. И в том, и в другом случае действие договора перестрахования ограничивается исключительно частью портфеля
цедента, имеющего превышение убыточности. СОСТРАХОВАНИЕ Перестрахование следует отличать от сострахования. При состраховании объект страхования может быть застрахован совместно несколькими страховщиками. При этом 2 или более страховщика участвуют определенными долями в страховании одного и того же объекта, выдавая совместный или раздельные страховые полисы.
Каждый на страховую сумму в своей доле. Права и обязанности между страховщиками определяется в согласованных долях. При наличии соответственного соглашения между состраховщиками один из них может представлять во взаимоотношениях со страховщиком, оставаясь ответственным в своей доле. Сострахование, как и перестрахование является методом распределения и выравнивания рисков, позволяющих страховщикам при большой фактической стоимости и высокой степени риска разделить часть ответственности
с другими страховщиками, заключившие с ними договоры сострахования. Данный метод находит свое применение в условиях неразвитого страхового рынка. Для совместного страхования крупных рисков состраховщика могут создать на основе соглашений - товарищество. Основное преимущество пулов в том, что посредством их осуществляется централизация методов оценки риска и осуществление страхового опыта и знания страховщиков.
Пулы страхуют особо опасные риски атомные электростанции . СТРАХОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СФЕРА СТРАХОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Коммерческая, предпринимательская деятельность на внешнем рынке неизбежно связана с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участника ВЭД. Под рисками в ВЭД понимаются возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате
которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участников ВЭД. Для борьбы с рисками, то есть для уменьшения возможного ущерба, практически все зарубежные предприятия имеют специальные подразделения. Они разрабатывают комплексные программы, направленные на минимизацию возможного ущерба. Правовое регулирование ВЭД осуществляется актами различного уровня международные региональные двусторонние. Расширение сферы ВЭД дает следующие преимущества - обеспечивает аккумуляцию
валютных средств и, следовательно, создает внутренние инвестиционные резервы, необходимые для развития отечественной экономики - обеспечивает распределение рисков и экономит средства как экспортеров, так и импортеров, оберегая их от убытков - обеспечивает стабилизацию экономических процессов в валютно-финансовой и хозяйственной деятельности. Страхование внешнеэкономических рисков осуществляется в добровольной форме, поэтому любой контракт может предусматривать страхование и как необходимое условие выполнения обязательств
сторонами, и как защиту от конкретных рисков. Помимо этого, субъекты, имеющие страховой интерес, могут заключить договор страхования у страховщиков РБ, если международными соглашениями не предусмотрено иное. Возникающие при этом страховые правоотношения обуславливаются особенностями конкретного вида деятельности и регламентируются, помимо страхового законодательства РБ, международными договорами. КЛАССИФИКАЦИЯ СДЕЛОК
ВЭД Сделка СИФ получила наименование от начальных букв английских слов стоимость, страхование, фрахт . По условиям этой сделки продавец товаров обязан доставить груз в порт отправления, обеспечить его погрузку на борт судна, зафрахтовать, застраховать груз от морских рисков на все время перевозки до сдачи его перевозчиком покупателю и выслать покупателю все необходимые документы по отправке. Преимущества сделки на условиях заключается в том, что покупатель, перекладывая заботу по перевозке
и страхованию на продавца, в любой момент получит или сохраненный груз или компенсацию за него. Сделки КАФ получили свое название букв английских слов стоимость и фрахт . По сделке КАФ продавец должен заключить за свой счет договор морской перевозке до места назначения, указанного в контракте, и доставить груз на борт судна. Обязанность страхования лежит на покупателе. Сделки
ФОБ получили свое название от букв английского выражения свободно на борту . По условиям этого вида сделок продавец обязан погрузить товар на борт судна, которое должен зафрахтовать покупатель. Он же должен застраховать товар на время перевозки, обычно от внутреннего пункта до порта погрузки и далее до конечного пункта назначения. Сделка ФАС - от английского выражения свободно вдоль борта .
Содержание этих сделок аналогично условиям ФОБ, с той разницей, что по условиям сделки ФОБ продавец обязан погрузить груз на судно и товар переходит на риск покупателя с момента пересечения борта судна, а по сделке ФАС продавец доставляет груз на причал к борту судна и дальнейшая ответственность за груз с него снимается. Предприниматели при внешнеторговых сделках должны стремится к заключению экспортных сделок на условиях СИФ, а импортных - на условиях ФОБ или
ФАС. СТРАХОВАНИЕ ГРУЗОВ Договоры добровольного страхования грузов заключаются с физическими и юридическими лицами любой организационно-правовой формы собственности грузоотправителями, грузополучателями , имеющими интерес в сохранении груза. Объектом страхования является имущественный интерес Страхователя, связанный с повреждением, гибелью или утратой грузов, в том числе экспортных и импортных, перевозимых автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным морским, речным транспортом или смешанным
видом транспортировки. Договор страхования может быть заключен как по месту расположения Страхователя, так и по месту нахождения груза. Договор может быть заключен по одному из следующих вариантов Вариант А - С ответственностью за все риски . По договору страхования, заключенному по варианту А , возмещаются а убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза по любой причине, кроме случаев, предусмотренных Правилами страхования см. ниже стандартные исключения б необходимые иразумные
расходы поспасению исохранению груза, предупреждению дальнейших его повреждений сортировку, временное складирование ит.п. втой мере, вкоторой они были необходимы исоразмерны обстоятельствам страхового случая ипроизведены согласно указаниям Страховщика. Вариант Б - С ответственностью за частную аварию . По договору страхования, заключенному поварианту Б , возмещаются убытки отповреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие вследствие
а огня, взрыва б молнии, бури, вихря, вулканических извержений идругих стихийных бедствий, кроме наводнения, землетрясения, цунами в крушения или столкновения судов, самолетов идругих перевозочных средств между собою, атакже слюбым объектом заисключением контакта сводой г посадки судна намель, выбрасывания наберег, опрокидывания, затопления, повреждения судна льдом, подмочки груза забортной водой д провала мостов итоннелей е падения транспортного средства или неуправляемого летательного аппарата или его части нагруз
ж аварии при погрузке, укладке, выгрузке груза изаправке транспортного средства топливом з пропажи груза вместе странспортным средством без вести. Возмещаются также все необходимые ицелесообразно произведенные расходы поспасанию груза ипоуменьшению убытка расходы повыяснению причин иустановлению размера убытка, если убыток подлежит возмещению поусловиям Правил страхования Вариант В - Без ответственности заповреждения, кроме случаев крушения .
Вэтом случае возмещаются убытки только отполной гибели всего или части груза, атакже заповреждение груза, если оно вызвано крушением транспортного средства, происшедшим вследствие рисков, указанных в варианте Б. При страховании грузов применяются стандартные исключения изстрахового покрытия, которые могут быть дополнены взависимости отприроды груза, вида транспорта или условий перевозки груза. К таким исключениям, как правило, относят Прямое или косвенное воздействие радиоактивных, токсичных,
взрывчатых или других опасных качеств радиоактивных веществ, ионизирующей радиации или заражения радиоактивным топливом или радиоактивными отходами отиспользования радиоактивного топлива Войны, вторжения, интервенции, военные действия независимо оттого была ли объявлена война или нет , гражданские войны, восстания, революции, бунты, действия захватчиков конфискация, национализация, разрушение или повреждение имущества попредписанию государственных, общественных или местных властей
Умысел или грубая неосторожность Страхователя или его представителей, атакже нарушения кем-либо изних установленных правил перевозки, пересылки ихранения грузов Влияние температуры, влажности внутри трюма контейнера, кузова внутренней порчи или особых свойств иестественных качеств груза, включая коррозию, нормативную усушку, утечку, потерю веса, объема иестественные износ ипотертости Несоответствие упаковки, укупорки грузов, отправки грузов вповрежденном состоянии или спроизводственными
дефектами Повреждение груза червями, грызунами инасекомыми Недостача груза при целостности упаковки. Страховой суммой подоговору признается сумма денежных средств, впределах которой страховщик обязан произвести выплату страхового возмещения при наступлении страхового случая. Груз считается застрахованным всумме, заявленной Страхователем, ноневыше его действительной страховой стоимости, указанной вприлагаемых кгрузу перевозочных
документах. Страховая сумма может устанавливаться как внациональной валюте, так ивСКВ. Страховой тариф зависит оттоварной группы, вида транспорта, географической зоны исоставляет 0,15-2,80 отстоимости перевозимого груза. Договор страхования заключается наосновании письменного заявления Страхователя, вкотором необходимо дать точные ответы навсе поставленные вопросы, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая.
При необходимости договор страхования заключается сосмотром груза исоставлением описи наосновании соответствующих перевозочных документов, подтверждающих наличие истоимость груза. Договор страхования заключается как насрок разовой перевозки груза, так инаперевозку груза втечение определенного периода времени квартал, навигацию, год . Впоследнем случае Страхователю выдается генеральный полис, врамках которого страховщик потребованию
Страхователя обязан выдавать полисы наотдельные партии грузов. При страховании погенеральному полису Страхователь обязан при каждой отправке груза сообщать Страховщику все необходимые сведения оперевозке незамедлительно при их получении. Вчастности, наименование перевозочного средства, маршрут следования, стоимость груза, иные сведения потребованию Страховщика. Страховая премия подоговору, заключенному наразовую перевозку груза, уплачивается
единовременно. Страховая премия погенеральному полису может уплачиваться единовременно, ежеквартально или ежемесячно. Страхование экспортных кредитов как форма поддержки экспорта Всемерная поддержка продвижения национальных экспортеров на иностранные рынки является одной из важнейших задач государства, ведь именно экспортеры обеспечивают, в частности, создание и внедрение современных технологий и оборудования, рабочие места. Как показывает международный опыт, в странах, где осуществляется
государственная поддержка национальных экспортеров, эта политика ведется по двум направлениям финансирование кредитование экспортеров и страхование экспортеров, не имеющих обычной страховой защиты, от рисков. Вначале экспортер должен предпринять ряд определенных действий - произвести определенные затраты, передать произведенную продукцию за рубеж - и лишь потом получить оплату. Иными словами, производитель, тратя свои или заемные средства, как бы кредитует будущего покупателя.
На внешнем конкурентном рынке, успех зависит чаще всего от льготности условий кредитования с точки зрения иностранного покупателя. Страхование экспортных кредитов как раз и закрывает проблему возмещения затрат производителя или банка на период, когда они фактически лишаются права собственности на произведенную продукцию, а оплату еще не получили. Говоря о страховании экспортных кредитов, особенно о тех, что связаны с контрактами, предусматривающими длительные сроки расчетов, следует подчеркнуть необходимость участия
в этом государства. Почему государства, когда есть частные компании, заявляющие о своей готовности страховать экспортные кредиты, спросите вы. Дело в следующем. Взаимоотношения кредиторов, продавцов и покупателей внутри государства ясны и понятны всем участникам, и страховая защита, сопровождающая сделки, может быть легко приобретена у отечественных страховщиков. Однако после фактической передачи экспортной продукции за рубеж и до момента ее оплаты возникают новые
и весьма специфические риски. К ним относятся негативные события политического и коммерческого характера главным образом банкротство , которые могут произойти в стране импортера или с самим импортером при осуществлении экспортного контракта с достаточно длительным сроком расчетов за него. Попытки частных страховых компаний действовать в этом направлении ограничиваются, как правило, экспортными контрактами с небольшими по времени сроками расчетов, зачастую не превышающими шесть месяцев.
Анализируя историю развития экспортного кредитования и гарантирования экспортных кредитов, необходимо отметить, что оно всегда базировалось на четырех основных элементах - максимально возможное использование средств частного финансового сектора, главным образом банков, за счет создания приоритетных и льготных условий для этого вида кредитов. Необходимо отметить, что данные условия реализуются через соответствующую кредитно-учетную политику центральных банков и при финансовой поддержке бюджета для обеспечения сравнительно
небольших процентных ставок - широкое применение системы гарантирования и страхования экспортных кредитов при прямой или косвенной государственной поддержке этой системы в части принимаемых ею рисков - использование для финансирования национального экспорта не только внутренних, но и международных источников ресурсов при сохранении организации кредитов и их гарантировании уполномоченными национальными гарантийными агентствами, а также системы стабилизации ставок при господдержке - предоставление части международных кредитов
непосредственно государством за счет бюджетных средств. Такие кредиты выдаются в тех случаях, когда продавцом в силу специфики товара является само государство, а также когда по степени риска или по сумме они не могут быть покрыты гарантиями национальных агентств или же когда предоставление кредитов осуществляется на сроки и на условиях, выходящих за пределы коммерческой деятельности. Непосредственными проводниками политики государства в области экспортного кредитования
и гарантирования экспортных кредитов выступают либо экспортно-импортные банки некоторые из которых имеют право осуществлять еще и страховые функции , либо национальные страховые агентства. Во многих странах эти организации существуют в чистом виде и действуют параллельно, каждый в своей области, например в Чехии - национальное страховое агентство ЭГАП и Чешский экспортный банк. Сегодня более 80 стран мира берут на себя политические и ряд коммерческих
рисков, предоставляя бюджетные гарантии через специализированных страховщиков экспортных кредитов, контролируемых государством. Общей характерной чертой для этих организаций является опора на госбюджет или в виде создания условий для льготного финансирования кредитования , или в виде предоставления бюджетных гарантий через специализированных страховщиков экспортных кредитов. Одним из основных условий предоставления страховых гарантий по экспортным контрактам является исключительно
экспорт отечественных товаров, т.е. должна быть определена минимальная процентная доля составных частей отечественного производства в экспортируемом конечном продукте, позволяющая признать этот продукт отечественным. После введения государством механизма, предусматривающего резервирование в бюджете средств, необходимых для возможной выплаты возмещения в случаях наступления страховых событий, страховые агентства приступили к проведению страхования экспортных контрактов на условиях средне- и долгосрочного кредита свыше 1 года
как от коммерческих, так и от политических рисков. Коммерческим торговым риском можно назвать невыполнение платежных обязательств со стороны зарубежного контрагента по поводу его законно установленной или фактической неплатежеспособности вследствие, например, ликвидации предприятия или объявления банкротства а также продолжительное промедление со стороны зарубежного контрагента с осуществлением платежных обязательств.
Политический, катастрофический неторговый риск это - политические события включая изменения в законодательстве , в том числе отсутствие возможности трансферта задолженности или объявление платежного моратория в стране должника - происшествия катастрофического характера в форме различных стихийных бедствий - длительная задержка в выполнении платежных обязательств со стороны государства либо государственным должником или иным должником, поручителем которого является государство.
Для применения согласованных условий кредитования международной торговли, гарантирования экспортных кредитов, обмена опытом и информацией по страхованию экспортных кредитов в 1934 г. в Берне был создан Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций Бернский Союз . Национальные страховые агентства, входящие в Бернский Союз, играют весьма важную роль в поддержке мировой финансовой и торговой системы, способствуют
развитию и росту экспортного потенциала своих стран. Общий объем ответственности членов Бернского Союза на 1 января 1999 г. составлял 523 млрд. USD. Объем ответственности по страхованию экспортных кредитов равнялся в 1998 г. 380 млрд. USD, из них 60 млрд покрытие средне- и долгосрочных экспортных кредитов. Объем ответственности членов Бернского Союза в сфере страхования инвестиций в 1998 г. вырос до 12 млрд.
USD. В настоящее время идет процесс создания подобных систем страхования экспортных кредитов и в странах бывшего СССР Беларуси, Эстонии, Латвии, Литве, России, Украине, Узбекистане. Созданию в Республике Беларусь системы страхования экспортных кредитов и предоставления экспортных гарантий при осуществлении внешнеэкономической деятельности положило начало постановление Совета Министров от 07.08.1997 1036, в соответствии с которым была создана
Белорусская государственная страховая организация по страхованию рисков, связанных с внешнеэкономической деятельностью Белгосвнешстрах . Впоследствии принятие нормативных правовых актов, касающихся развития экспорта в Беларуси, заложило основы создания национальной системы страхования экспортных кредитов, базирующихся на общепринятых принципах и практике международной торговли. СТРАХОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИЗИНГА Международный лизинг получил развитие в сфере, находящейся на стыке
так называемой инвестиционной и внедренческой деятельности. Лизинг - это, прежде всего, долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, применяемая в международных экономических отношениях. Арендная форма экспорта предметов лизинга создает экономические выгоды для обеих сторон. Лизингополучатель приобретает возможность использовать дорогостоящую технику без больших капиталовложений, а также оплачивать аренду по мере получения прибыли от эксплуатации арендованного
оборудования. Лизингодатель - расширяет сбыт. Лизинговые организации могут быстро и комплексно удовлетворить потребности различных отраслей народного хозяйства в уникальных видах приборов, техники и иных производственных мощностей, что способствует их техническому перевооружению и повышению конкурентоспособности. Перспективность международного лизинга, возможность его использования белорусскими предприятиями, ограничивается стандартной проблемой - отсутствием возможности обеспечить твердые финансовые гарантии.
Как правило, потенциальный лизингодатель, сохраняющий за собой право собственности на предмет лизинга в течение всего периода контракта, ведет переговоры о лизинге только при наличии определенных гарантий. Гарантии могут быть предоставлены банком, признаваемым лизингодателем, но в настоящее время они стоят весьма дорого, более того, банки сейчас стеснены в возможностях выдачи финансовых гарантий. Это проблематично также в силу нестабильности банковской системы и в силу недостаточной авторитетности
наших банков за рубежом. Страхование - еще один способ получить необходимые гарантии. Страхование лизинга не имеет какой-либо специфики и осуществляется стандартно в соответствии с Правилами страховщика, требованиями страхователя и спецификой страхуемого объекта. В качестве страхователя может выступать лизингодатель либо лизингополучатель, исходя из того, чей страховой интерес выше. Страхование лизинга можно рассматривать в двух аспектах страхование при осуществлении
лизинговых операций и страхование собственно предмета лизинга. Первое понятие подразумевает защиту от всех или большинства рисков лизингодателя. В числе этих рисков можно назвать риск неплатежеспособности лизингополучателя риски невозврата предмета лизинга, отказа от приобретения объекта и пр. Второе следует трактовать как страхование собственно предмета лизинга, то есть страхование имущества. В этом плане страховщику совершенно безразлично является ли
указанный объект автомобиль, здание, станок предметом лизинга или нет. Страхование лизинга осуществляется в добровольной форме, кроме случаев, предусмотренных законодательством об обязательном страховании. Требование застраховать предмет лизинга исходит от лизингодателя. Он осуществляет данное страхование самостоятельно, либо обязывает лизингополучателя застраховать предмет лизинга в свою пользу. Гораздо реже страхование предмета лизинга производится лизингополучателем в свою
пользу, хотя в определенных случаях такое - страхование представляется более предпочтительным. Это связано с тем, что при получении предмета лизинга в пользование, лизингополучатель принимает на себя обязанности, связанные с правом собственности риск случайной гибели, техническое обслуживание и др хотя в соответствии с положениями гражданского законодательства он остается только пользователем, а не собственником. Следует сторонам включать в договор лизинга специальный раздел, касающийся страхования.
В нем следует определить следующее предмет страхования перечень рисков срок страхования перечень страховых случаев лицо, в пользу которого производится страхование действия сторон при наступлении страхового случая последствия страхового случая для выполнения обязанностей сторон по договору лизинга. В современной системе хозяйствования применяются два основных типа лизинга финансовый и оперативный. При финансовом лизинге происходит полная или большая часть амортизации оборудования и по окончании
срока контракта оно переходит в собственность лизингополучателя или приобретается им по остаточной стоимости. Контракты носят средне- или долгосрочный характер. Оперативный лизинг носит краткосрочный характер, стоимость оборудования оплачивается частично и по истечении срока действия контракта лизингополучатель теряет на него права. Из сказанного видно, что лизингом, в полном смысле слова, является финансовый лизинг.
Для его осуществления лизингодателю важно, в первую очередь, своевременное и полное поступление лизинговых платежей от лизингополучателя. Это может быть гарантировано комбинированной схемой страхования. Идея схемы состоит в следующем лизингодатель страхует риск неплатежеспособности лизингополучателя у зарубежной, с высоким рейтингом надежности, страховой компании зарубежный страховщик осуществляет страхование при соблюдении следующих условий национальный страховщик предоставляет зарубежному страховщику полную
информацию, по установленной форме, о платежеспособности лизингополучателя национальный страховщик принимает, перестраховывает у себя часть риска неплатежеспособности лизингополучателя национальный страховщик страхует все физические риски, которым может быть подвержен предмет лизинга порча, угон, гибель вследствие пожара и пр. и перестраховывает этот риск у зарубежного страховщика. Таким образом, если лизингополучатель окажется мошенником и исчезнет вместе с предметом лизинга, национальный
страховщик выплачивает лизингодателю полное возмещение стоимости предмета лизинга. В случае обычной неплатежеспособности лизингополучателя, он просто возвращает лизингодателю предмет лизинга, а зарубежный страховщик возмещает убытки лизингополучателя, возникающие в срок, требуемый для возврата предмета лизинга. При всей внешней простоте, реализация подобной схемы на практике связана с очень важным условием - полным взаимным доверием национального страховщика и его зарубежного партнера.
Но и при наличии такого доверия не всякий лизингодатель примет страховые гарантии маломощной, пусть даже и иностранной, страховой организации. Поэтому расширение международного лизинга непосредственно связано с развитием национального страхового рынка. 7.3. СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АВТОПЕРЕВОЗЧИКА ГРУЗОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ Правила данного вида страхования предусматривают, что страховщик возмещает
все убытки за недостачу, порчу или гибель грузов, а также несет ответственность за нанесение ущерба в результате страхового случая третьим лицам или окружающей среде в соответствии с Конвенцией о международных перевозках грузов КДПГ 1965 г. и дополнениями к ней. Объектом страхования является гражданская ответственность страхователя, выражающаяся в предъявлении ему, в соответствии с законодательством страны, в которой произошел страховой случай, имущественных
претензий физическими и юридическими лицами о нанесении им материального ущерба в результате перевозки грузов. Общим правилом для всех видов перевозки является презумпция вины и ответственности перевозчика за вред, причиненный пассажиру, или за утрату, недостачу, порчу, повреждение груза и багажа с момента заключения договора по поставке пассажира или груза в место назначения. Однако в ряде международных соглашений по-разному решается вопрос о бремени доказывания вины перевозчика.
Иногда вину перевозчика должен доказать владелец груза. Но в любом случае, ответственность наступает лишь в случае доказанной вины перевозчика грузов. Действие договоров гражданской ответственности перевозчика грузов распространяется на территорию стран, являющихся участниками Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов КДПГ , в число которых входит и Республика Беларусь.
В перечень страховых случаев, как правило, включаются полная или частичная утрата груза или его повреждение при международной перевозке, происшедшее с момента принятия груза к перевозке и до момента его сдачи ответственность перевозчика перед третьими лицами в случаях причинения вреда самим грузом здоровью или имуществу третьих лиц при перевозке груза, взрыве груза, загрязнении грузом территории при аварии убытки, связанные с последствиями ошибок или упущений служащих страхователя ответственность за просрочку в
доставке груза, за выдачу его лицу, не имеющему документов или полномочий на получение груза таможенные риски, связанные с ответственностью перевозчика в связи со штрафами, таможенной пошлиной, косвенными налогами и другими платежами, налагаемыми в случае нарушения таможенного законодательства, а также конфискации застрахованного имущества расходы по расследованию обстоятельств происшествия, расходы по предотвращению или уменьшению убытков и защите интересов страхователя в различных странах, в том числе судебные расходы
оплата услуг экспертов, адвокатов . В правилах страхования перечисляется большая группа случаев, которые не являются страховыми. Это события, вызванные управлением транспортным средством персоналом страхователя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также лицами, чье состояние здоровья не отвечает требованиям медицинской комиссии отсутствием и дефектами упаковки недостаточностью маркировки неправильной загрузкой, перевозкой запрещенных объектов и др. Ответственность страховщика по договору
Страхования устанавливается в виде лимитов по каждой накладной СМК по одному страховому случаю , по отдельным видам рисков, а также суммарной ответственности за весь период страхования. Страховой взнос зависит от размера ожидаемого валового сбора фрахта в течение срока страхования. По окончании срока действия договора страхования, либо периода, за который были уплачены страховые взносы, страховщик производит перерасчет размера страховых взносов.
Основанием для перерасчета является предоставление страхователем документов, подтверждающих реальный размер валового сбора фрахта в течение срока страхования. При превышении размера уплаченных взносов над рассчитанными, страховщик возвращает излишне уплаченную часть страхователю, либо зачисляет ее в счет уплаты взносов последующих периодов действия договора страхования новых договоров . В случае, если уплаченные взносы меньше рассчитанных, страхователь доплачивает недостающую
часть. Размер возмещения определяется на основе предоставленных страхователем документов, обосновывающих размер предъявляемых ему претензий, а также с учетом дополнительных ограничений, принятых в договоре страхования. Размер возмещения ущерба, вызванного полной или частичной утратой груза, определяется по стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки. Стоимость груза определяется следующим образом - на основании котировочной цены на бирже - при отсутствии
таковой - на основании текущей рыночной цены - при отсутствии и той и другой, на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества. В случае повреждения груза страховщик уплачивает сумму, соответствующую обесцениванию груза, рассчитываемую по установленной стоимости груза. Страховщик возмещает провозные платежи, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза, полностью - в случае утраты груза, и в пропорции, соответствующей ущербу - при частичной
утрате груза. В случае просрочки в доставке, если заявитель претензий к страхователю докажет, что просрочка нанесла ущерб, страховщик возмещает ущерб, но в размере, не превышающем провозные платежи. Размер страхового возмещения не может превышать а в случае повреждения всей отправки - суммы возмещения, которая причиталась бы при утрате всего груза б в случае повреждения части отправки - суммы, которая причиталась бы при утрате той части груза, которая оказалась поврежденной.
В случае установления специального интереса в доставке груза, а также на случай утраты, повреждений и просрочки в доставке груза в согласованный срок, страховщик производит выплату возмещений доказанного дополнительного ущерба в пределах суммы объявленного интереса. Страховое возмещение третьим лицам в случае причинения вреда самим грузом рассчитывается на основании действующего законодательства страны, в которой произошел страховой случай.
Оно включает в себя компенсацию ущерба, вызванного причинением вреда здоровью или гибелью третьих лиц компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества третьих лиц расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, соответствующее нормативам, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика расходы, необходимые для спасания имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен ущерб. При причинении ущерба нескольким лицам, размер которого превышает страховую сумму,
возмещение каждому из потерпевших в случае, если иски были предъявлены одновременно выплачивается в пределах страховой суммы пропорционально объему ущерба, причиненного каждому из этих лиц . СТРАХОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ Когда речь идет об иностранных инвестициях, имеют в виду прежде всего предпринимательские инвестиции, то есть представляющие собой капитальные вложения средств инвестора в непосредственное осуществление того или иного конкретного инвестиционного проекта за рубежом и предполагающие
в той или иной степени контроль инвестора за предприятиями, в которые они вложены. Страхование предпринимательских инвестиций - это сделка, при которой инвестор покупает полис страховой компании, не принимающей прямого участия в данном инвестиционном проекте. В широком смысле страхование предпринимательских инвестиций включает в себя как страхование собственно инвестиционного процесса, так и страхование объектов, появившихся в результате этого процесса здания,
сооружения, различные системы, незавершенное строительство, оборудование . Эти объекты подвержены стандартному набору рисков стихийные бедствия, пожары и другие несчастные случаи и т. д которые покрываются договорами имущественного страхования, рассмотренными в предыдущих главах. Страхование собственно инвестиционного процесса распространяется на процесс вложения и освоения средств и не затрагивает объектов, построенных в результате этого вложения.
Данное страхование сопряжено со следующими основными видами рисков. 1. Риск заказчика. 2. Технический риск. 3. Риск неполучения доходов. 4. Юридический риск. Риск заказчика является широко распространенным, особенно если речь идет о заказчике строительных работ. Актуальность его повышается, когда подрядчик должен завершить работы, не выходя за пределы оговоренной сметы. Конкретно, риск состоит в том, что отпущенные на проведение строительных
работ средства будут истрачены, а строительство не завершено. Заказчик встанет перед необходимостью перезаключать контракт или искать нового подрядчика, который возьмется за выполнение работ, но по более высокой цене. Осуществляя страхование риска заказчика, страховая компания берет на себя обязательства гарантировать кредиты в объеме, необходимом для финансирования завершения строительных работ.
Как правило, гарантии страховщика распространяются и на случаи срыва поставок материалов, необходимых для выполнения строительных работ по графику. В договор страхования обычно включают два вида гарантий гарантию того, что подрядчик завершит работы в соответствии со спецификацией и другими документами, предусмотренными контрактом, и гарантию того, что заказчик оплатит все счета за работы, материалы и оборудование, счета субподрядчиков или издержки, связанные с выполняемой работой.
Договор страхования будет выступать гарантией того, что подрядчик завершит работу. Очевидно, что подрядчик также может иметь страховой интерес в данном страховании. Страхование обезопасит его от претензий заказчика, связанных с ходом выполнения работ и их завершением. Но независимо от того, объединены ли два указанных вида гарантий в одном договоре страхования или нет, подрядчик обязан уплатить соответствующую часть страховой премии.
Описанный вид страхования тесно связан со страхованием кредитов, выдаваемых заказчику на финансирование строительных работ. Отличие состоит в том, что договор страхования кредита заключается заказчиком заемщиком в пользу кредитора, которому страховая компания возмещает убытки в случае неплатежеспособности заемщика. Технический риск обусловлен тем, что иностранные инвестиции включают в себя проведение большого количества строительно-монтажных и пусконаладочных работ, а также поставку оборудования.
В таких условиях общее понятие технический риск распадается на большую группу более конкретных технических рисков, и страхование технического риска предполагает следующее страхование строительно-монтажных работ страхование машин от поломок страхование послепусковых гарантийных обязательств страхование импортируемого комплектного оборудования страхование электронного оборудования страхование ответственности перед третьими лицами при строительно-монтажных работах. Страхование строительно-монтажных работ предусматривает, прежде
всего, широкую защиту изготовите ля от убытков, которые могут возникнуть при страховых случаях, характерных для имущественного страхования. Объектами страхования являются здания, сооружения, машины и запасные части к ним, материалы и другое имущество, предназначенное для строительства зданий и сооружений и или монтажа оборудования, выполняемых по внешнеэкономическим контрактам на территории республики или за ее пределами, и находящееся на строительной площадке, указанной в договоре страхования.
Данное страхование может проводиться по двум правилам, широко распространенным за рубежом страхование подрядчика от всех рисков и страхование всех монтажных рисков. Период страхования по обоим правилам начинается в момент поступления строительных материалов и деталей машин на склад или строительную площадку, а истекает - в момент приема в эксплуатацию объекта после успешно проведенного пробного испытания. При правильном установлении страховых сумм в отношении строительных,
монтажных работ и оборудования, обеспечивается полная защита от непредвиденного и внезапного материального ущерба . Не покрываются лишь убытки, происшедшие вследствие умышленных действий или грубой неосторожности самого страхователя его представителей или лица, в пользу которого заключен договор страхования естественных свойств отдельных предметов частичного или полного прекращения работ число этих немногих исключений специально оговаривается в страховом полисе . В рамках договора страхования
САК могут быть застрахованы все объекты строительства, например жилые дома, конторские здания, больницы, школы, театры промышленные сооружения, электростанции дорожные и железнодорожные сооружения, аэропорты мосты, дамбы, плотины, туннели, каналы, порты. Наряду с этим в страхование могут быть включены оборудование строительной площадки, общежития, склады, водные станции, леса, инженерные сети и т. п а также строительная техника. Страхование ЕАR охватывает монтаж и пробное испытание всех видов машин, механизмов и конструкций.
В него могут быть также включены сами машины, устройства и оборудование для производства монтажа расходы по расчистке территории, связанные с удалением обломков в результате наступления страхового случая дополнительные издержки по оплате сверхурочных работ, работ в выходные и праздничные дни, по перевозке груза воздушным транспортом и др. ответственность, то есть требования третьих лиц, обусловленные материальным ущербом или телесным повреждением в связи с производством строительных и монтажных работ.
Возмещению подлежат прямые убытки от гибели или повреждения застрахованного имущества, происшедшие в результате ошибок в проведении работ дефектов в застрахованных объектах небрежности рабочих, техников, инженеров и служащих небрежности или умысла третьих лиц электрического замыкания, перегрузки электросети, атмосферных разрядов разрывов тросов и цепей, падения деталей и других предметов пожара, взрыва, землетрясения, наводнения, бури и других стихийных бедствий любых других внезапных и непредвиденных событий на строительной
площадке, не сключенных договором страхования. По несчастным случаям на производстве требования служащих или рабочих застрахованного не рассматриваются. Как видно, совокупность ответственности страховщика складывается из большого числа отдельных рисков и включение каждого риска в объем ответственности страховщика существенно увеличивает вероятность наступления страхового случая. Поэтому международная практика предусматривает установление ставок премии по каждому риску, а общая
ставка премии определяется сложением отдельных ставок. Определенную долю расходов по убыткам несет сам страхователь. Им может быть застройщик, изготовитель или поставщик монтажного объекта, владелец объекта, подрядчик, приобретатель объекта, то есть все стороны, для которых в связи со строительством или монтажом объекта возникает риск. По каждому страховому случаю заранее определяется собственное удержание страхователя.
Однако это не значит, что каждому участнику страхования выдается страховой полис. Наоборот, чтобы простым и возможным путем обеспечить широкую защиту по всему объекту, следует оформить только один полис, который охватит всех участников страхования. Для определения степени риска и установления адекватных ставок премии страховщик тщательно изучает контракт на производство строительно-монтажных работ и приложенную к нему техническую документацию.
Особенное внимание обращается на права и обязанности подрядчика и заказчика, условия послепусковых гарантий и лимиты ответственности перед третьими лицами. Учитываются также виды основных и вспомогательных материалов, используемых в работах, характер сооружаемых объектов, состав строительной техники, структура почвы строительной площадки, вероятность наводнений, землетрясений, ураганов и других стихийных бедствий, квалификация работников подрядчика и многое другое.
Страхование машин от поломок является разновидностью имущественного страхования. Страховое общество принимает на страхование машины, механизмы, оборудование и возмещает прямые убытки от их гибели и повреждения вследствие непредвиденных поломок и дефектов разрыва тросов, цепей, падения застрахованных объектов и их удара о другие предметы ошибок или неосторожности обслуживающего персонала или третьих лиц перегрузки, перегрева и т. п. короткого замыкания гидравлического удара взрыва паровых
котлов, двигателей внутреннего сгорания поломки защитных и регулирующих приспособлений ветра, мороза, ледохода. В объем страхового покрытия не включается стоимость устранения дефектов, допущенных при изготовлении или ремонте застрахованного имущества естественного износа и постепенного изменения предметов под влиянием механических, атмосферных, химических и температурных факторов косвенных убытков, в частности, в результате потери от сокращения производства. Страхование послепусковых гарантийных обязательств означает, что
страховая организация принимает на свою ответственность обязательства по гарантиям, выданным на здания, сооружения, оборудование, которые построены или смонтированы по внешнеэкономическим контрактам в Республике Беларусь или за ее пределами. Лицу, в пользу которого заключено страхование, возмещаются расходы, обусловленные гарантийными обязательствами перед покупателем и связанные с гибелью или повреждением объекта страхования, при условии, что гибель или повреждение явились следствием - недостатков, допущенных
при производстве строительно-монтажных и пусконаладочных работ, не выявленных в период гарантийной эксплуатации - выполнения гарантийных обязательств лицом, в пользу которого заключено страхование, или уполномоченным им лицом. Объектами страхования являются сооружения, материалы, механизмы и оборудование, находящиеся в месте завершения работ, обозначенном в договоре страхования, и поставленные лицами, в пользу которых заключен договор, в соответствии с торговым контрактом, указанным в договоре страхования.
Если в договоре страхования не указано иное, не возмещаются убытки, явившиеся следствием причин, перечисленных в условиях страхования строительно-монтажных рисков. По условиям страхования импортируемого комплектного оборудования страховщик принимает на себя ответственность продавца этого оборудования за вред, причиненный покупателю и третьим лицам в период монтажных, пусконаладочных работ и гарантированного срока эксплуатации оборудования.
Договор страхования заключается продавцом или покупателем от имени продавца в пользу как продавца, так и третьих лиц, если они могут понести ущерб вследствие предусмотренных в договоре событий. Возмещению подлежат прямые убытки, явившиеся следствием гибели и повреждения импортного оборудования в течение периода страхования, и образовавшиеся в результате ошибочных действий или указаний страхователя или выгодоприобретателя, допущенных к месту производства работ дефектов узлов, агрегатов и других частей
оборудования, за исключением расходов на ремонт и замену самих дефектных частей. Возмещению подлежат также суммы, которые в соответствии с законодательством могут причитаться со страхователя выгодоприобретателя за вред, причиненный личности или имуществу третьих лиц в результате несчастных случаев, имевших место на территории республики в течение периода страхования в прямой связи с выполнением контракта. Лицам, в пользу которых заключено страхование, компенсируются также судебные издержки по
делам о возмещении вреда, причиненного личности или имуществу третьих лиц, если такой вред является результатом наступления страхового случая, а также связанные с этим расходы. Не возмещаются косвенные убытки покупателю, образовавшиеся в результате нарушения сроков монтажа, сокращения производства, а также убытки, явившиеся следствием военных действий. Возмещение за погибшее оборудование определяется по фактической стоимости его замены, но не выше стоимости,
по которой оно включено в торговый контракт, с дополнительным возмещением расходов по перевозке и на транспортное страхование. Предел лом ответственности при гибели и повреждении оборудования является страховая сумма. По условиям страхования электронного оборудования возмещаются прямые убытки, образовавшиеся в результате гибели и повреждения перечисленных в полисе предметов вследствие случаев, возникших под воздействием внешних факторов, а также кражи. Страховыми случаями являются гибель и повреждение застрахованных
объектов в результате поломок, возникших из-за дефектов в материале ошибок при конструировании, изготовлении и демонстрировании взрыва ламп и трубок короткого замыкания внезапного повышения напряжения электрического тока, электрической индукции, блуждающих волн или воздействия магнетизма. Страховщик не возмещает стоимость устранения самих ошибок и дефектов, замены дефектных частей и затраты на профилактику. Возмещение за лампы, электронные трубки и подобные предметы выплачивается за минусом
амортизации. Страховой стоимостью имущества является стоимость его замены аналогичным имуществом на момент страхования, включая упаковку, фрахт, таможенные пошлины. В случае кражи застрахованного имущества на риске страхователя остается 20 по каждому убытку, но не менее суммы, предусмотренной в полисе. Страхование ответственности перед третьими лицами при строительно-монтажных работах. По этому виду страхования на ответственность страховщика может быть принят вред,
причиненный личности и имущество третьих лиц в результате несчастных случаев при производстве строительно-монтажных и пусконаладочных работ, и в ходе гарантийного срока эксплуатации объекта этих работ Страхование по данному виду может быть заключено дополнительно к страхованию строительно-монтажных рисков и или страхованию гарантийных обязательств, а также независимо от этих видов страхования. Возмещению подлежат расходы в связи с причинением вреда личности или имуществу третьих лиц, при условии,
что ответственность за причинение вреда лежит на лице, в пользу которого заключен договор страхования, и если ответственность этого лица определена законодательством страны производства строительно-монтажных, пусконаладочных работ и гарантийного срока эксплуатации вред причинен в прямой связи с проведением данных работ несчастный случай, повлекший причинение вреда, имел место в пределах территории производимых работ или в непосредственной близости от нее. Страховщик оплачивает также судебные издержки и расходы
по делам о причинении вреда. На сегодняшний день страхование технических рисков не нашло должного развития в нашей республике, поскольку проекты по инвестированию не носят массового характера. Тем не менее в республике заключаются внешнеэкономические контракты на строительство некоторых объектов, в том числе - на территории страны и за рубежом. Соответственно ряд белорусских страховых компаний уже осуществляют страхование технических рисков. Большую помощь в развитии данного вида страхования
могут оказать отечественным страховым организациям и зарубежные перестраховочные организации. Риск неполучения доходов. Инвестор - предприниматель может застраховать не только свой капитал в виде зданий, сооружений и др но и будущие доходы, связанные с конкретным инвестиционным вложением. Наиболее приемлемой в данном контексте является такая форма страхования, когда в объем страхового покрытия включается как прямой ущерб от гибели или повреждения обозначенного в договоре страхования имущества,
так и ущерб, связанный с потерями, вследствие этого, будущих доходов. Такое страхование, однако, может строиться только при наличии фактических данных о прибыльности уже действующих аналогичных объектов и должно быть тесно связано с имущественным страхованием. В результате - страховщик возмещает страхователю чистый доход, плюс все затраты, вытекающие из страхового случая, которые связаны с тем, чтб бизнес не может осуществляться в нормальной форме.
Юридический риск предполагает, что инвестору может быть причинен ущерб в результате любых ошибок или упущений, связанных с оформлением его прав собственности на тот или иной объект. Страховая защита такого риска особенно важна при осуществлении купли-продажи и залога имущества. 7.6. СТРАХОВАНИЕ ЭКСПОРТНЫХ КРЕДИТОВ В современных условиях большое значение во внешнеэкономических отношениях имеет страхование экспортных кредитов. Цель данного страхования - уменьшение или устранение
кредитного риска риска неплатежа . Объектами страхования чаще всего выступают банковские кредиты поставщику или покупателю коммерческие кредиты, предоставляемые покупателю обязательства и поручительства по кредиту. Спрос на страхование банковских кредитов вызван тем, что банки на Западе отказываются предоставлять кредиты без гарантии страховой компании кредит выдается под залог страхового полиса или при наличии гарантийного письма от страховщика.
Страховая компания принимает на себя обязательства в случае неплатежа должника вернуть кредит или кредит и проценты по нему. Таким образом, банк устраняет для себя кредитный риск и избавляется от необходимости выяснять платежеспособность клиента и его действительные намерения по использованию кредита. Страхование коммерческого кредита применяется при заключении договоров, по условиям которых предусматривается оплата поставки товаров, оборудования или оказания услуг в рассрочку, в счет кредита.
Страхованию могут подлежать все формы коммерческого кредита, предоставляемого экспортером своим покупателям акцептные кредиты, векселя и др Страховая компания выдает страховой полис на точно установленную сумму застрахованного кредита с указанием срока кредитования и, таким образом, гарантирует кредитору своевременную оплату поставок товаров, оборудования, оказанных услуг. Страхование экспортных коммерческих кредитов за рубежом осуществляют специализированные страховые общества,
располагающие банком данных на большинство экспортно-импортных фирм мира с указанием их характеристик и финансового положения. А при отсутствии таких данных, получают их за определенную плату у фирм, специализирующихся на предоставлении соответствующей информации. Размер страховой премии зависит от объема покрытия риска, формы кредита, его срока, положения экспортера и производителя в коммерческой среде и экономического состояния страны импортера. Поэтому шкала ставок страховых премий по страхованию кредита имеет крайние
отклонения - от 0,25 до 10 от застрахованной суммы. Основными принципами страхования экспортных коммерческих кредитов являются страхование должно по времени предшествовать появлению конкретного риска. Не может быть застрахован товар, который уже отправлен, либо владелец уже потерял возможность изменения условий на которых происходит его отчуждение. Этот момент изменения принадлежности товара может быть определен различным образом, но наиболеесущественным
является факт подписания контракта, которым устанавливаются основные коммерческие и кредитные условия сделки страхование предполагает возникновение во время торговой операции чрезмерного риска. Страховая компания, внимательно изучив условия деятельности фирмы, ходатайствующей о страховании, устанавливает норму риска и соглашается страховать всякий риск, превышающий эту норму. При этом в целях устранения торгового риска риска отказа от принятия товара , страховщик проводит экспертизу
товара и его соответствие документам. А в целях устранения финансового риска риска отказа произвести платеж , соглашается страховать лишь акцептованный вексель. Таким образом, страхуется лишь чрезвычайный риск, который может возникнуть стихийно страхование сглаживает различия между клиента ми. При наличии полного страхования риска экс портер мало интересуется платежеспособностью иностранного клиента и у него исчезают сдержива ющие мотивы при предоставления кредита стоимость страхования
находится в зависимости от размера риска, который страховщик соглашается гарантировать. При гарантии всего риска страхов щик должен устанавливать более высокую ставку, чем при страховании 50 или 75 окончательного убытка, который может иметь место при неудачном исходе сделки. Несмотря на более высокую ставку, экспортеру будет выгоднее застраховать товар, чем переложить всю стоимость возможного риска на цену экспортируемого товара обязательным условием договора страхования
является так называемый срок ожидания платежа . Страховое возмещение выплачивается лишь после выяснения страховщиком причины неплатежа и установления размеров окончательного убытка. Эта операция требует определенного срока часто 60 дней , в течение которого страховщик прилагает все усилия к тому, чтобы, во-первых, получить у дебитора какую-либо долю застрахованного займа, и, во-вторых, реализовать имущество или товары, служившие обеспечением кредита.
Договор страхования заключается после детального и длительного изучения страховщиком коммерческого и финансового состояния дел его клиентов, как кредиторов, так и дебиторов. Типичной формы страхового полиса нет. Он дифференцирован в зависимости от формы кредита и ряда других условий, например - от рыночных условий для страхуемого товара в стране импорта основных источников снабжения данной страны, потребностей в данном товаре, стоимости обратной перевозки, стоимости хранения
товара. Из объема ответственности страховщика, как правило, исключаются случаи неоплаты или задержки в платеже, если они явились следствием следующих причин поставка или оказанная услуга произведена с нарушением условий данного конкретного договора условия договора купли-продажи или оказания услуг не соответствуют законодательным или иным требованиям страны отправителя, покупателя или транзита отсутствует комплект товарораспорядительных документов оплата не произведена или не может быть произведена по мотивам,
зависящим от страны экспортера, к которым относятся, например, соответствующие распоряжения властей товары не приняты или приняты и возвращены. Не подпадают под понятие риска и, следовательно, не могут быть объектом страхования и не приплюсовываются к страховой сумме курсовая разница проценты за просрочку платежей, вытекающие из договорных обязательств штрафы и неустойки за задержку платежа штрафы за несоответствие-количества поставленного товара, предусмотренного в договоре купли-продажи расходы, связанные с определением
качества товаров скидки с цены товаров расходы, вытекающие из пересмотра цен. Договор страхования предусматривает следующий порядок взаимоотношения сторон 1. Страхователь должен информировать страхов щика о каждом факте получения сумм в счет платежей по контракту, покрываемому договором страхования. 2. В случае неоплаты счета продавца или оплаты не в полной сумме страхователь должен немедленно ин формировать об этом страховщика и воздержаться от отгрузки очередной
партии товара. При наступлении страхового случая страхователь должен представить документы, подтверждающие убыток, в том числе подтверждение о выполнении страхователем всех формальностей, связанных с разрешением и правомочием истребования средств покупателя в оплату товаров, с предоставлением копий соответствующих документов переписку с покупателем по вопросам, относящимся к страховому случаю копию соответствующего договора с должным образом оформленными разрешениями соответствующих национальных и иностранных органов
на отгрузку и перевозку товаров через иностранные территории выслать любые другие документы, имеющие отношение к страховому случаю. В случае получения страхователем причитающейся ему суммы с покупателя, полученной им от страховщика в качестве возмещения убытка, сумма должна быть немедленно возвращена страховщику. После выплаты страхового возмещения страховщик автоматически приобретает право на истребование с плательщика причитающейся страхователю суммы. В сфере страхования внешнеэкономических рисков страховщики
республики пробуют свои силы в страховании финансовых рисков в том числе потеря или недополучение дохода по причине неплатежеспособности заказчика, клиента, возникшей в период исполнения сделки по причине несвоевременной реализации продукции связанных с простоем производственных мощностей , страховании валютных рисков, совместных предприятий, туризма и автотуризма и многих других видах.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |