Содержание
Введение
Раздел1. Сравнение выборов депутатов Государственной думы и Президента РоссийскойФедерации по типу избирательной системы
Раздел2. Избирательный процесс
2.1Назначение выборов
2.2Финансирование выборов, выдвижение и регистрация кандидатов
2.3Формирование избирательных округов
2.4Формирование избирательных комиссий
2.5Информационное обеспечение и предвыборная агитация
2.6Обеспечение альтернативности выборов
2.7Критерии признания выборов несостоявшимися и недействительными
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложения
Введение
На современном этапероссийской истории государственности Президент и Государственная дума играютважную роль в политической системе жизни общества. Со времени введения данныхинститутов власти произошли значительные изменения в порядке формированияданных органов. И поскольку реформирование этой процедуры не завершено, онапредставляет большой интерес и делает актуальной эту тему. Автор работырассматривает процедуру избрания Президента и депутатов Государственной думы насовременном этапе, и ставит целью выделение общих и особенных признаковформирования указанных органов.
Для достижения даннойцели поставлены следующие задачи, решив которые мы сможем сложить целостноепредставление о рассматриваемом вопросе:
1. Проанализироватьнормативную базу по данной проблеме;
2. Рассмотретьнаучную и учебную литературу по данной проблеме, и на основе нее выделить общееи различное при выборах главы государства и депутатов Государственной думыФедерального собрания;
3. Сопоставиввсе рассмотренные источники, сформулировать собственную точку зрения по даннойпроблеме.
При изучении темы авторрассматривает такие законы, как:
— Федеральный закон от12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее ФЗ №67 «Об основных гарантиях избирательных прав»);
— Федеральный закон от18 мая 2005 года N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации», (далее ФЗ №51 «О выборахдепутатов»);
— Федеральный закон от10 января 2003 года N 19-ФЗ «О выборах Президента РоссийскойФедерации» (далее ФЗ №19 «О выборах Президента»);
— Федеральныйзакон от 11 июля 2001 г. N95-ФЗ «О политических партиях» (далее ФЗ №95 «О политическихпартиях»).
При исследованииматериалов по данной теме, автор использует такие методы, как эмпирическийметод, а именно изучение законодательства. Метод теоретического исследования,анализ и синтез, конкретизация, аналогия, обобщение.
Раздел 1. Сравнениевыборов депутатов Государственной думы и Президента Российской Федерации потипу избирательной системы
Прежде чем начатьсопоставление выборов Президента и депутатов Государственной думы, по типуиспользуемой избирательной системы необходимо ввести в содержания работы,необходимую теоретическую основу, а именно понятие избирательной системы, а также классификации ее по типам.
Избирательная система — это совокупность правил и приемов, регламентирующих процесс формированияорганов власти путем голосования в ходе выборов.
Сущность любойизбирательной системы — характер соотношения голосов избирателей, поданных заотдельного кандидата или партийный список, и полученных ими мандатов.
Мироваяпрактика выборов, выделяет следующие типы избирательных систем используемых приформировании высших органов государственной власти:
1)мажоритарная; 2) пропорциональная;
Мажоритарнаяизбирательная система (от фр. majorite- большинство, от лат. маjor- большой) предполагает, что результаты выборов определяются большинствомголосов, поданных за данного кандидата или данную партию в избирательномокруге.
Мажоритарная системаотносительного большинства это самая простая система, при которой избраннымсчитается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то естьбольше голосов, чем любой из его соперников.
Мажоритарная система абсолютногобольшинства отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинстваголосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее числоможет быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самоежесткое требование, которое практически не встречается); б) общее числоподанных голосов; в) общее число поданных действительных голосов.
Мажоритарная системаквалифицированного большинства — при этой системе избранным считается кандидат(список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов.Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае,превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, посколькуеще менее результативна, чем система абсолютного большинства.
Пропорциональнаяизбирательная система — предполагает голосование по партийным спискам, т.е.избиратель голосует не за кандидата, а за партию, которая выдвигает свой списокдепутатов. Так же существует ряд смешанных избирательных систем, каждая изкоторых включает в себя элементы обоих систем представленных ранее. Теперьподробнее о системах, используемых на выборах соответствующих органов. Избирательнаясистема при выборах Президента устанавливается статьей 77 ФЗ №19 «Овыборах Президента», которая, впрочем, не определяет сам тип избирательнойсистемы, а содержит лишь элементы избирательной системы известной, какмажоритарной избирательной системы абсолютного большинства, с двух туровымголосованием, которое проводится в случае если в избирательный бюллетень быловключено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них порезультатам общих выборов не был избран на должность Президента РоссийскойФедерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначаетповторное голосование на выборах Президента Российской Федерации по двумзарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.Что касается избирательной системы используемой при распределении депутатскихмандатов, введена чисто пропорциональная избирательная система с закрытымисписками, что соответственно установлено нормами ФЗ №51 «О выборахдепутатов».
Раздел 2 Избирательныйпроцесс
2.1Назначение выборов
Порядок назначениерегулируется, Конституцией Российской Федерации, а также принятых на основе неезаконов.
По критерию назначенияможно выделить следующие составляющие: 1) назначающий орган; 2) основанияназначения; 3) сроки назначения; 4) последствия пропуска сроков назначения.
Теперь поподробнееостановимся на каждой из них. Назначение выборов Президента РоссийскойФедерации устанавливается ФЗ №19 «О выборах Президента», а вКонституции содержится только указание на срок полномочий президента, иопределятся орган назначающий выборы – Совет Федерации.
Изучая текст ФЗ можновыделить следующие основания для назначения выборов:
1. Окончание срокаполномочий предыдущего президента;
2.Досрочное окончаниесрока полномочий президента;
От основанияназначения, зависят сроки назначения выборов. Если основанием является условие,указанное в пункте 1, то решение о назначении выборов должно быть принято неранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. А еслиоснованием является условие, указанное в пункте 2, то не позднее чем через 14дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы ПрезидентаРоссийской Федерации.
В случае, если СоветФедерации не назначит выборы в установленные сроки, то решение о назначениеданных выборов принимает Центральная избирательная комиссия, не позднее чемчерез семь дней со дня истечения установленного срока официальногоопубликования решения о назначении выборов. В случае, когда основанием дляназначения выборов является досрочное сложение полномочий президента, и СоветомФедерации был пропущен срок назначения выборов, решение также принимает Центральнаяизбирательная комиссия. Решение Центральной избирательной комиссии РоссийскойФедерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней содня истечения установленного срока официального опубликования решения оназначении досрочных выборов.
Как и выборыпрезидента, так и выборы депутатов государственной думы российской федерации,имеют идентичные составляющие.
Назначение выборовнаходится в компетенции президента российской федерации. Основания назначениепредполагают наличия хотя бы одного из условий: 1) истечение конституционногосрока полномочий государственной думы; 2) досрочный роспуск государственнойдумы. И, в зависимости от основания назначение, так же как и в случае выборовпрезидента отличаются сроки назначения выборов. В первом случае, решение оназначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее,чем за 90 дней до дня голосования, в случае досрочного прекращения полномочийгосударственной думы по основаниям, предусмотренным конституцией российскойфедерации, президент одновременно с роспуском государственной думы назначаетвыборы думы нового созыва. Так же предусмотрены иные сроки назначения выборовдепутатов государственной думы в случаях пропуска срока официального назначениявыборов президентом российской федерации. Если Президент Российской Федерациине назначит выборы депутатов Государственной Думы в срок, выборы назначаютсяЦентральной избирательной комиссией Российской Федерации. Решение Центральнойизбирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется непозднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока, официальногоопубликования решения о назначении выборов.
2.2 Финансированиевыборов, выдвижение и регистрация кандидатов
Финансирование выборов,как Президента Российской Федерации, так и депутатов государственной думыФедерального Собрания Российской федерации производится за счет средств,выделенных на эти цели из федерального бюджета.
Средства на указанныерасходы предусматриваются в федеральном бюджете в соответствии с бюджетнойклассификацией Российской Федерации и перечисляются избирательным комиссиям,федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятсядипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации,воинские части, на счета, открываемые ими в учреждениях Центрального банкаРоссийской Федерации, а в случае отсутствия указанных учреждений — в филиалахСберегательного банка Российской Федерации. Главным распорядителем указанныхсредств является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
Следующим критериемсравнения выборов двух институтов государственной власти, необходимосопоставить порядок выдвижения и регистрации кандидатов, а так женепосредственно с ним связанные требования, предъявляемые к кандидатам назамещение должности.
В соответствии сКонституцией Российской Федерации Президентом может быть избран гражданинРоссийской Федерации, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в российскойФедерации не менее 10 лет, а депутатом государственной думы федеральногособрания может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий правоучаствовать в выборах. Перечисленные выше требования так же продублированы вфедеральных законах, регулирующих порядок выборов президента российской федерации,и депутатов государственной думы.
В соответствии с этиминормативными документами, определяется и порядок выдвижения кандидатур.
Так правом выдвижения кандидатовв президенты на основании статьи 6, ФЗ № 19-ФЗ наделяются:
1. Политические партии,наделенные таким правом на основании ФЗ «О политических партиях»;
2. А так же гражданероссийской федерации в порядке самовыдвижения, при условии поддержки егосамовыдвижения группой избирателей; (ст. 34 ФЗ)
Правом выдвижениякандидатов в депутаты государственной думы наделены, только политическиепартии, причем кандидаты выдвигаются в составе в федеральных список. Даннаянорма установлена в статье 7, ФЗ №51 «О выборах депутатов»
Выдвижение кандидатовна должность Президента может быть в форме самовыдвижения и выдвижения отизбирательного объединения. В зависимости от формы выдвижения выделяется списокдокументов:
Для выдвижениякандидатов в форме самовыдвижения, требуются:
1. Копия паспорта,
2. Копии документов обобразовании, основном месте работы (службы), о занимаемой должности,
3. Сведения о размере иисточниках доходов, об имуществе на праве собственности, о вкладах в банках, оценных бумагах,
4. Ходатайство орегистрации группы избирателей численностью не
5. Нотариальноудостоверенный протокол регистрации членов группы избирателей,
6. Протокол собраниягруппы избирателей.
Для выдвижениякандидата от политической партии требуются:
1. Заявление о согласиибаллотироваться,
2. Копии свидетельств орегистрации политической партий,
3. Копии Уставовполитических партий,
4. Протокол Съездаполитических партий,
5. Списокуполномоченных представителей избирательного объединения,
6. Копия паспорта,
7. Копии документов обобразовании, основном месте работы (службы), о занимаемой должности,
8. Сведения о размере иисточниках доходов, об имуществе на праве собственности, о вкладах в банках, оценных бумагах,
9. Официальнозаверенный список граждан, включенных в список кандидатов, и являющихся членамиданной партии.
После сбора необходимыхдокументов, они предоставляются в избирательную комиссию для проведенияпроверки подлинности сведений, которая проводится в течение 10 дней с моментапредоставления документов. По результатам проверки выносится либо письменноеподтверждение о приеме документов, либо мотивированное решение об отказе врегистрации, в том случае если есть следующие основания:
1. Отсутствиедокументов, указанных в п. 3 ст. 35 № 67-ФЗ,
2. Отсутствие укандидата пассивного избирательного права,
3. Несоблюдениетребований законодательства Российской Федерации о выборах.
Следующим этапомпроцедуры выдвижения является заверение списка кандидатов и публикация его всети Интернет. За этим следует сбор подписей в поддержку кандидата, если говоритьо выборах Президента, то не менее 50 000 подписей с каждого субъекта РоссийскойФедерации. Но также есть случаи, указанные в п. 16, п. 17 ст. 38 ФЗ № 67 «Обосновных гарантиях избирательных прав». Следующим этапом является представлениена регистрацию подписей в избирательную комиссию и подсчёт подписей, а так жесоставление и подписание протокола об итогах сбора подписей избирателей. Послечего проходит проверка сведений представленных подписей. (Повторная проверканазначается судом или комиссией). Далее по завершению проверки кандидатоврегистрируют и составляют их списки.
После чего проводитсяпроверка соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов,достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей. Составляетсяитоговый протокол проверки, из результатов которого средства массовойинформации может опубликовать сведения о выявленных фактах недостоверностипредставленных кандидатами сведений. В итоговом протоколе может содержаться какрешение о регистрации, и тогда средства массовой информации публикуют спискикандидатов, так и мотивированное решение об отказе в ней.
Основаниями для отказав регистрации могут быть:
1. Несоблюдениетребований законодательства Российской Федерации о выборах,
2. Отсутствие требуемыхдокументов,
3. Недостатокдостоверных подписей,
4. Не созданиеполитическое партией своего избирательного фонда,
5. Неоднократноепревышение должностных полномочий, использование служебного положения.
Процедура выдвижения ирегистрации представлена в схеме.
2.3Формирование избирательных округов
В Российской Федерацииизбирательные округа образуются в соответствии с ФЗ № 67 «Об основныхгарантиях избирательных прав».
Единый избирательныйокруг определяется в силу закона, регулирующего проведение соответствующихвыборов.
Схема одномандатных и(или) многомандатных избирательных округов определяется избирательнойкомиссией, организующей выборы, на основании данных о численности избирателейне позднее чем за 80 дней до истечения срока, в которой должны быть назначенывыборы. Представительный орган соответствующего уровня утверждает схему непозднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначенывыборы. Одномандатные и многомандатные избирательные округа формируются ссоблюдением принципа примерного равенства числа избирателей на один депутатскиймандат (из этого правила есть множество оговоренных законом исключений).Избирательный округ должен представлять собой единую территорию, не допускаетсяобразование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой,кроме анклавных территорий.
2.4Формирование избирательных комиссий
Формирование избирательных комиссий реализуется наоснове предложений избирательных объединений (блоков), общественныхобъединений, органов местного самоуправления, собраний избирателей по местуработы, службы, учебы и жительства в соответствии с федеральными законами,законами и иными нормативными правовыми актами законодательных(представительных) органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, уставами (положениями) о местном самоуправлении.
Избирательные комиссий формируются в соответствии с ФЗ№ 67 «Об основных гарантиях избирательных прав»
Ниже следует рассмотреть подробнее порядок ихформирования, организацию деятельности и полномочия.
Порядок формированияЦентральной избирательной комиссии определяется следующим образом:
Она состоит из 15членов, 5 из которых назначается Государственной думой Федерального СобранияРоссийской Федерации, 5 – Советом Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации, 5 – Президентом Российской Федеации.
Организациядеятельности Центральной Избирательной Комиссии:
1) Работа по конкретнымнаправлениям деятельности, определяемым Регламентом Центральной ИзбирательнойКомиссии Российской Федерации, и несут ответственность за результаты работы поэтим направлениям;
2) Члены ЦентральнойИзбирательной Комиссии избирают из своего состава тайным голосованиемПредседателя, заместителя Председателя и секретаря Центральной ИзбирательнойКомиссии Российской Федерации;
3) Организует выборы вфедеральные органы государственной власти и референдум.
Порядок формированияИзбирательных комиссий Муниципальных образований:
Комиссия МО формируетсяне позднее, чем за 15 дней до окончания срока её полномочий. Состоит из 5-11членов с правом решающего голоса. Комиссия Муниципальных образований может неформироваться, а ее полномочия возлагаются на Территориальную ИзбирательнуюКомиссию.
Порядок формированияТерриториальных Избирательных комиссий:
Формируется вколичестве 5-14 членов с правом решающего голоса. Формирование ТерриториальнойИзбирательной Комиссии осуществляется избирательной комиссией субъектаРоссийской Федерации.
Полномочия ЦентральнойИзбирательной Комиссии, Избирательных Комиссий Муниципальных Образований иТерриториальных Избирательных Комиссий:
1) Контроль засоблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации;
2) Осуществляет меры поорганизации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площадимежду кандидатами;
3) Осуществляет меры поорганизации финансирования выборов, референдумов;
4) Оказывает правовую,методическую, организационно-техническую помощь комиссиям и другие полномочия всоответствии с ФЗ №67.
Срок полномочийЦентральной Избирательной Комиссии, Муниципальных образований ТерриториальныхИзбирательных Комиссий — 4 года.
Порядок формированияОкружных Избирательных Комиссий:
Формируются не позднеечем через 10 дней со дня назначения выборов, но не ранее утверждения схемыизбирательных округов в количестве 5-7 членов. Комиссии с правом решающегоголоса. Окружные Избирательные Комиссии могут не создаваться, а их полномочиявозлагаются на Территориальные Избирательные Комиссии или на комиссииМуниципальных Образований.
Порядок формированияУчастковых Избирательных Комиссий:
УчастковыеИзбирательные Комиссии формируются территориальной комиссией в периодизбирательной кампании не позднее, чем за 25 дней до дня голосования.Количество членов Участковой Избирательной Комиссии с правом решающего голосаустанавливается в зависимости от числа избирателей зарегистрированных натерритории избирательного участка.
Организациядеятельности Избирательных Комиссий Муниципальных Образований, ТерриториальныхИзбирательных Комиссий, Окружных Избирательных Комиссий, Участковых ИзбирательныхКомиссий:
Представительный органобязан назначить не менее 1/2 от общего числа членов избирательной комиссии наоснове поступивших предложений:
1) Политических партий,выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределениюдепутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РоссийскойФедерации. А также политических партий, выдвинувших федеральные спискикандидатов, которым переданы депутатские мандаты;
2) Политических партий,выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатовв законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) Избирательныхобъединений, выдвинувших списки кандидатов допущенные к распределениюдепутатских мандатов в представительном органе.
Полномочия ОкружныхИзбирательных Комиссий:
1) Осуществляетрегистрацию кандидатов;
2) Утверждает текстбюллетеней в избирательном округе;
3) Определяетрезультаты выборов;
4) Публикует вСредствах Массовой Информации результаты выборов.
Срок полномочий:истекает через 2 месяца со дня официального опубликования результатов выборов.
Полномочия УчастковыхИзбирательных Комиссий:
1) Информированиенаселения об адресе и номере телефона Участковой Избирательной Комиссии, о дне,времени и месте проведения голосования;
2) Уточнение спискаизбирателей;
3) Обеспечение подготовкипомещения для голосования;
4) Выдачаоткрепительных удостоверений;
5) Проведение подсчетаголосов.
Срок полномочий:истекает через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
2.5 Информационноеобеспечение и предвыборная агитация
Информационноеобеспечение включает в себя:
1) Информирование избирателей с помощью:
А)Органов государственной власти,
Б)Органов местного самоуправления,
В)Избирательных комиссий,
Г)Физических и юридических лиц,
Д)Органов осуществляющих выпуск СМИ.
2) Опросы общественногомнения и опубликование (обнародование) результатов.
3) Организациятелерадиовещания и период печатных изданий:
А) Государственных,
Б) Муниципальных,
В) Негосударственных.
Предвыборнойагитацией признаются:
1) Призывыголосовать «за» и «против»,
2) Выражение предпочтения кандидату,
3) Описаниепоследствий избрания или неизбрания кандидата,
4) Распространениеинформации: негативной или несвязанной с профессиональной деятельностьюкандидата.
Агитационныйпериод начинается:
1) Со дня выдвижения кандидатов,
2) Наканалах организации за 28 дней до голосования,
3) Приповторном голосовании со дня опубликования решения ЦИК РФ.
Запреты предвыборнойагитации:
1.Запрещается проводитьпредвыборную агитацию Федеральными органами Государственной власти РФ, органамисубъектов РФ, органами местного самоуправления РФ.
2.Лицами находящимисяна государственной и муниципальной службе;
3. В день голосования ив предшествующий ему день (за день до голосования).
Ограниченияпредвыборной агитации:
1. Не допускаетсязлоупотребление свободой средств массовой информации;
2. Не допускаетсяпроведение лотерей;
3.Агитационныематериалы не могут содержать коммерческую рекламу.
Формыпредвыборной агитации:
1) Телерадиовещание.Бесплатное эфирное время (не менее 60мин по рабочим дням на каждом канале).Заключаются договоры в письменной форме до предоставления эфирного времени.
2) Периодическиепечатные издания. Бесплатные печатные площади. Заключается договоры вписьменной форме для предоставления печатной площади.
3) Публичныемероприятия.
А) Митинги,демонстрации рассматриваются в порядке, установленном Законодательством РФ;
Б) Помещенияпредоставляются собственниками безвозмездно на равных условиях к каждомузарегистрированному кандидату;
В) Запрещаетсяпроведение публичных мероприятий в военных учреждениях.
4) Другиенегосударственные телерадиовещательные и печатные издательства.
А) Зарегистрированныене менее чем за 1 год до начала выборов;
Б) Плата едина для всехкандидатов;
В) Учет объемов истоимости эфирного времени предоставляется не позднее 10 дней со дняголосования в соответствующие организации.
5) Другие печатные иаудиовизуальные агитационные материалы.
А) Должны содержатьюридический адрес, Ф.И.О. и т. д. ;
Б) Предоставить агитационныематериалы избирательной комиссии до начала распространения;
В) Запрещаетсяизготовление материалов без предварительной оплаты за счет средствсоответствующих избирательных фондов.
Финансированиепредвыборной агитации осуществляется за счет соответствующих избирательныхфондов.
Схематично представленав приложении
2.6Обеспечение альтернативности выборов
Этот принцип закрепленв ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Всоответствии с этой статьей в случае, если ко дню голосования в избирательномокруге не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированныхкандидатов останется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либобудет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данномизбирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссииоткладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижениякандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательныхдействий.
Вместе с тем, в порядкеисключения закон допускает проведение голосования по одной кандидатуре навыборах депутатов органов местного самоуправления (ст. 32 ФЗ № 67), а такжепредусматривает такую возможность при повторном голосовании на федеральных ирегиональных выборах (ст. 59 ФЗ № 67).
Такой подход кправовому регулированию выдвижения и регистрации кандидатов призван обеспечитьблагоприятные предпосылки для реальной состязательности граждан на выборах.
2.7 Критерии признаниявыборов не состоявшимися и недействительными
Под действительнымивыборами понимается такие, в которых исключены факторы манипуляции общественныммнением.
Таким образом,соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов,референдума субъекта Российской Федерации, местного референдуманедействительными:
1) Вслучае если допущенные при проведении голосования или установлении итоговголосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результатыволеизъявления избирателей, участников референдума;
2) Вслучае, если они признаны недействительными на части избирательных участков,участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых намомент окончания голосования в совокупности включают не менее чем однучетвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенныхв списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования всоответствующем избирательном округе, округе референдума;
Порешению суда.
Выборы признаютсясоответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
1) Голосованиепроводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосоваломенее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
2) Менеечем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получилисогласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;
3) Засписки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие враспределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентовголосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательномуокругу. Законом указанный процент может быть повышен;
4) Всекандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
5) Референдумпризнается соответствующей комиссией референдума не состоявшимся в случае, еслив нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных всписки участников референдума на территории проведения референдума.Соответствующая комиссия референдума признает решение не принятым нареферендуме в случае, если за это решение проголосовало не более половиныучастников референдума, принявших участие в голосовании.
Заключение
Изучив материалы поданной теме, проанализировав нормативно-правовую базу, сопоставив мненияэкспертов, можно сделать вывод, что значительных различий в процедуреформирования таких институтов, как Президент и Государственная дума ненаблюдается. Но среди того небольшого количества найденных можно выделитьследующие:
1. Выборыразличаются по типу избирательной системы. Президент избирается по мажоритарнойсистеме, а депутаты Государственной думы по пропорциональной.
2. Следующимотличием можно выделить требования, предъявляемые к кандидатам на должностиПрезидента и депутатов Государственной думы.
3. Также процессы различают по субъектам, которые назначают соответствующие выборы.
4. Различаютсятем, что при выборах на должности Президента предусмотрена возможностьсамовыдвижения, а при выборах депутатов Государственной думы, такая возможностьпредоставлена только политическим партиям.
По всем остальнымкритериям сравнения обозначилась тенденция к сходству или частичному сходствунорм закона. Из всего этого напрашивается вывод о том, что для более простогорегулирования института выборов законодатель стремится унифицировать нормызакона, представляющие меньшую значимость, что в свою очередь обеспечит болееэффективную их деятельность и сэкономит бюджетные средства. Унификацияопределяется позывами законодателя к созданию единого кодифицированногозаконодательного акта, регулирующего избирательный процесс.
Списокиспользованной литературы
1. КонституцияРФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993г. \\ «Российскаягазета» от 25 декабря 1993 г. N 237;
2. Федеральныйзакон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательныхправ и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» \\Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. N 24 ст.2253;
3. Федеральныйзакон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ «О выборах депутатов ГосударственнойДумы Федерального Собрания Российской Федерации» \\ Собраниезаконодательства Российской Федерации от 23 мая 2005 г. N 21 ст. 1919;
4. Федеральныйзакон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ «О выборах Президента РоссийскойФедерации» \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января2003 г. N 2 ст. 171;
5. Федеральныйзакон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» \\ Собраниизаконодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г. N 29 ст. 2950;
6. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 17 сентября 2007 года N 589 «О мерахпо оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации полномочий приподготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации и Президента Российской Федерации» \\ Собраниезаконодательства Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. N 39 ст. 4667;
7. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 2 июля 2003 года N 391 «О порядкевыдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания подстражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или вреферендуме» \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 7 июля2003 г. N 27 (часть II) ст. 2812;
8. «Методическиерекомендации по выбору вида пропорциональной избирательной системы приподготовке проекта закона субъекта Российской Федерации о выборах депутатовзаконодательного (представительного) органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации»: Постановление Центральной избирательной комиссииРоссийской Федерации от 25 декабря 2002 года №167/1419-3
9. ПостановлениеЦентральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 октября 1995 года№ 23/198-II «О Разъяснении о порядке применения части 10 статьи 42Федерального закона „О выборах депутатов Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации“ // Вестник ЦИК РФ, 1995, № 12, с. 36–37.
10. ПостановлениеЦентральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 декабря 2002 года№ 167/1419-3 „О Методических рекомендациях по выбору вида пропорциональнойсистемы при подготовке проекта закона субъекта Российской Федерации о выборахдепутатов законодательного (представительного) органа государственной властисубъекта Российской Федерации“ // Вестник ЦИК РФ, 2002, № 11, с. 159–192.
11. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: Учебноепособие. М.: Юриспруденция, 2001.
12. БаглайМ. В. Конституционноеправо Российской Федерации: учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. идоп. — М.: Норма, 2007. — 784 с.
13. КозловаЕ.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
14. Конституционноеправо: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. — М.: Юристъ, 1999
15. АвтономовА.С., Веденеев Ю.А., Луговой С. Сравнительное избирательное право. — М: Норма,2003.
16. Избирательноеправо и избирательный процесс в Российской Федерации. — М.: НОРМА, 2003.
17. ЕнгибарянР. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право: учебник. – М: Юристъ, 2002.
18. ДмитриевЮ.А., Исраелян В. Б. Избирательное право. Учебник.– М.: ЗАО „Юстицинформ“, 2008.
19. ВеденеевЮ.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовойинституционализации // Журнал российского права. — 2006. — № 6.
20. ЛюбаревА.Е. Изменения избирательного законодательства в 2004–2007 гг. // Российскоеэлекторальноеобозрение. 2007, №1
21. ВеденеевЮ.А., Васильев А.В. // Журнал о выборах. 2001. № 4. С. 22–26; Иванченко А.В.(ред.). Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М.:Норма, 1999, с. 117–120; Майер Г. // Государственное право Германии. Т.1. М.: ИГП РАН, 1994. С. 140–142;
22. Веденеев,Ю.А., Навальный, С.В. Избирательное право: роль и место в системе права России[Текст] / Ю.А. Веденеев, С.В. Навальный // Вестник Центральной избирательнойкомиссии Российской Федерации. – 2003. — № 2. – С. 67 – 68.
23. Таровик,С.С. Проблемы реализации принципа свободных выборов в России / С.С.Таровик //Гуманизм и право. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургский государственный аграрныйуниверситет, 2007. — № 3 (8). — С. 131-138.
/>
/>
/>
/>
/>