Реферат
Попредпринимательскому праву
На тему: «Правовоерегулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации»
Выполнила
студентка 4-го курса
заочной формы обучения
юридического факультета
2010г
Содержание
Введение
1. Понятие, виды и правовое регулированиерынка ценных бумаг
2. Понятие и виды эмиссионных ценныхбумаг
2.1 Эмиссия ценных бумаг
3. Профессиональные участники рынкаценных бумаг
4.Основы государственного регулирования рынка ценных бумаг
4.1 Лицензирование деятельностипрофессиональных участников рынка ценных бумаг
4.2 Организация федерального органаисполнительной власти по рынку ценных бумаг
4.3 Поддержание законности иконкурентной среды на рынке ценных бумаг
4.4 Создание условий для деятельностисаморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг
Заключение
Список литературы
Введение
Рыночнаяэкономика, являясь сложной иерархической структурой, состоит из множествавзаимосвязанных элементов, в совокупности представляющих механизмфункционирования экономики.
Рынокценных бумаг — лишь один из видов рынка, призванный, с одной стороны, способствоватьразвитию так называемых первичных рынков (товарного рынка, рынка работ, рынкауслуг и т.д.), а с другой — решать собственные задачи, способствоватьреализации функций, направленных на обеспечение процесса инвестиций впроизводство и сферу услуг, получение прибыли от операций на рынке и т.д.
Определениеместа, роли рынка ценных бумаг в экономике, в решении задач, стоящих передгосударством и обществом, позволяет выбрать наиболее адекватные пути и способырегулирования возникающих отношений.
Рынокценных бумаг призван обеспечивать бесперебойное финансирование первичных рынков- товарного, рынка услуг и других путем предоставления возможностей пополучению участниками рынка необходимых финансовых ресурсов для развитияпроизводственно-хозяйственной деятельности.
Важнуюроль в рыночной экономике играет финансовый рынок, состоящий из денежного рынкаи рынка капиталов.
Рыноккапиталов, в свою очередь, состоит из фондового рынка и кредитного рынка.Фондовый рынок составляет часть рынка ценных бумаг. На фондовом рынкеобращаются лишь эмиссионные (инвестиционные) ценные бумаги, отвечающиетребованиям, установленным в Законе о рынке ценных бумаг.
Значительнаячасть ценных бумаг относится не к фондовому, а к денежному и товарному рынкам.Так, к ценным бумагам товарного рынка относятся коносаменты, товарные векселя иварранты, а к ценным бумагам денежного рынка — чеки, аккредитивы и другиеценные бумаги, связанные с обращением денежных средств на рынке.
Крометого, необходимо учитывать, что в условиях развития современного рынка всебольшую роль играют так называемые производные инструменты (деривативы)финансового, денежного и товарного рынков (фьючерсы, в том числе на базеиндекса акций или валюты, свопы и т.п.), которые с точки зрения действующегогражданского законодательства России не являются ценными бумагами, но значениекоторых постоянно возрастает.
Такимобразом, место рынка ценных бумаг определяется его ролью и функциями вструктуре рыночной экономики. Он призван обслуживать нормальноефункционирование первичных рынков, являясь производным комплекснымобразованием, тесно связанным как с рынком капиталов и денежным рынком, так и срынком товаров, работ и услуг.
1.Понятие виды и правовое регулирование рынка ценных бумаг
Понятие«рынок ценных бумаг» является не только правовой, но и экономическойкатегорией, имеющей огромное значение для развития экономики современногогосударства. Рынок ценных бумаг — составная часть финансового рынка. Определяяместо рынка ценных бумаг в рыночной экономике, исследователи, прежде всего,разделяют финансовый рынок на денежный рынок и рынок капиталов. Рыноккапиталов, в свою очередь, состоит из фондового рынка и кредитного рынка.Фондовый рынок составляет часть рынка ценных бумаг. На фондовом рынкеобращаются лишь эмиссионные (инвестиционные) ценные бумаги, отвечающие требованиям,установленным в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынкеценных бумаг».
Сточки зрения экономической теории рынок ценных бумаг как сегмент финансовогорынка, обеспечивающего распределение денежных средств между участникамиэкономических отношений, охватывает как кредитные отношения, так и отношениясовладения, выражающиеся через выпуск специальных документов (ценных бумаг), которыеимеют собственную стоимость и могут продаваться, покупаться и погашаться.
Легальногоправового понятия рынка ценных бумаг действующее российское законодательство несодержит. В правовой литературе термин «рынок ценных бумаг» такжераскрывается по-разному, единого его определения юридическая наука невыработала. Так, с точки зрения исследователей гражданско-правовых отношений рынокценных бумаг может быть определен как совокупность сделок, совершаемыхучастниками имущественного оборота по поводу ценных бумаг.
Такаяпозиция, приемлемая для цивилистической науки, является слишком узкой дляпредпринимательского права и обоснованно критикуется исследователями,предлагающими более широкое определение понятия рынка ценных бумаг, понимая егокак совокупность отношений между его участниками (субъектами) по поводу объектоврынка.
Нанаш взгляд, такое широкое определение может быть применено к любому рынку, какценных бумаг, так и товарному или финансовому, т.е. оно не отражает спецификиопределяемого понятия. Более точной представляется следующая формулировка:рынок ценных бумаг представляет собой сферу обращения ценных бумаг, обладающихсвойствами специфического товара, по особым правилам и в рамках определеннойтерритории между субъектами, осуществляющими или иным образом воздействующимина их выпуск, обращение и погашение.
Исходяиз различных критериев, возможна классификация рынков ценных бумаг на виды. Взависимости от территории охвата рынки ценных бумаг могут быть международными,национальными (в рамках одного государства), региональными и местными.
Сточки зрения предмета, относительно которого складываются отношения междуучастниками рынка, можно выделить рынок акций, рынок облигаций, в том числегосударственных, рынок иных ценных бумаг.
Имеяв виду специфику первоначального размещения и дальнейшего обращения ценных бумаг(связи объектов рынка ценных бумаг с их выпуском и обращением), рынки ценныхбумаг можно классифицировать на первичные (возникающие при эмиссии ценных бумаг)и вторичные (имеющие место при перераспределении ценных бумаг). Причем в своюочередь вторичный рынок, в зависимости от участия или неучастия в егофункционировании фондовой биржи в качестве посредника при совершении сделок сценными бумагами, разделяется на биржевой и небиржевой.
Беряза классификационный критерий характер и особенности эмитента (предопределяющиеособенности регулирования эмиссии и обращения), можно подразделить рынок ценныхбумаг на рынок корпоративных ценных бумаг и рынок государственных ценных бумаг.В зависимости от срока, на который привлекаются денежные средства, в составе рынкаценных бумаг, так же как и в составе рынка банковских кредитов, выделяютсяденежный рынок (срок привлечения денег менее одного года) и рынок капиталов(срок привлечения денег более одного года). В зависимости от степениурегулированности отношений на рынке исследователи предлагают выделятьорганизованный рынок ценных бумаг, в рамках которого существуют биржевой рыноки рынок, функционирующий на площадках организаторов торговли на рынке ценныхбумаг — профессиональных участников рынка, и неорганизованный рынок ценныхбумаг, участниками которого могут быть физические лица-непредприниматели. Посроку исполнения заключаемых на рынке сделок с ценными бумагами выделяюткассовый рынок и срочный рынок ценных бумаг. Кассовый рынок предполагаетисполнение сделок в течение 1—2 дней, а срочный рынок — заключение сделок сосроком исполнения более двух рабочих дней, чаще всего со сроком исполнения тримесяца.
Правовоерегулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации осуществляется целымкомплексом нормативных правовых актов различной юридической силы, затрагивающихразные аспекты функционирования рынка.
Преждевсего, следует назвать Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «Орынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг). В указанномзаконе определяются важнейшие основы функционирования рынка ценных бумаг, вчастности основные положения, определяющие место государства в регулированиисоответствующих отношений. Закон регулирует отношения, возникающие при эмиссиии обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращениииных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а такжеособенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Далее,большое значение имеет Федеральный закон от 5 марта 1999 Г. № 46-ФЗ «Озащите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Действиеданного Федерального закона направлено на обеспечение государственной иобщественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц,объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а такжеопределение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещенияущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиямиэмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг. Законустанавливает условия предоставления профессиональными участниками услугинвесторам, не являющимся профессиональными участниками; формулируетдополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услугиинвесторам на рынке ценных бумаг; закрепляет дополнительные условия размещения эмиссионныхценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг;регулирует осуществление дополнительных мер по защите прав и законных интересовинвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц занарушение этих прав и интересов. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «Озащите конкуренции на рынке финансовых услуг», который регулирует отношения,влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынкестраховых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренциина рынке финансовых услуг. Закон формулирует понятия, в частности, конкуренции нарынке финансовых услуг, недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг,доминирующего положения финансовой организации, а также устанавливает условия ипределы государственного контроля за концентрацией капитала на рынке финансовыхуслуг. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссиии обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» устанавливаетпорядок возникновения в результате осуществления эмиссии государственных имуниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации, муниципальных образований; процедуру эмиссиигосударственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения;порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг в части, нерегламентированной законодательством Российской Федерации.
Длярегулирования отношений на рынке ценных бумаг важны также положенияФедерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерныхобществах». Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Обинвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в формекапитальных вложений». Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, КодексаРФ об административных правонарушениях и пр. Среди подзаконных актов,занимающих свое место в системе правового регулирования отношений на рынкеценных бумаг, следует назвать, например. Указ Президента РФ от 18 августа 1996г. № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государствакак собственника и акционера» Указ Президента РФ от 16 сентября 1997 г. №1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на рынке ценных бумаг вРоссийской Федерации», Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998г. № 934 «Об утверждении порядка наложения ареста на ценные бумаги».Постановление Правительства РФ от 3 июня 1992 г. № 376 «Об упорядочениипроизводства бланков ценных бумаг в Российской Федерации».
Важнуюроль в регулировании различных аспектов рынка ценных бумаг играют нормативныеакты федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, посколькуименно этот орган исполнительной власти проводит государственную политику вобласти рынка ценных бумаг. В качестве примера можно привести Стандарты эмиссииакций, размещаемых при учреждении акционерных обществ, и их проспектов эмиссии,утвержденные Постановлением ФКЦБ России от 3 июля 2002 г. № 25/пс^, Стандартыэмиссии дополнительных акций, размещаемых путем конвертации, облигаций,конвертируемых в дополнительные акции, и их проспектов эмиссии, утвержденные ПостановлениемФКЦБ России от 30 апреля 2002 г.№ 16.
Нормативнаябаза рынка ценных бумаг включает также ряд внутренних (локальных) нормативныхактов, в частности внутренних актов акционерных обществ (уставов, положений ит.п.), профессиональных участников рынка ценных бумаг.
2.Понятие и виды эмиссионных ценных бумаг
Объектамирынка ценных бумаг являются эмиссионные ценные бумаги, именно в отношении нихвозникают, изменяются и прекращаются права и обязанности субъектов рынка. Легальноепонятие эмиссионной ценной бумаги содержится в Законе о рынке ценных бумаг.
Всоответствии со ст. 2 указанного закона эмиссионная ценная бумага — это любаяценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуетсяодновременно следующими признаками:
—закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащихудостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленныхзаконом формы и порядка;
—размещается выпусками;
—имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска внезависимости от времени приобретения ценной бумаги.
Такимобразом, исходя из смысла приведенного законодательного определения, есликакие-либо имущественные или неимущественные права по условиям их возникновенияи обращения отвечают вышеприведенным признакам, то независимо от формы ихзакрепления (документарной или без документарной) их следует признавать эмиссионнымиценными бумагами. Эмиссионные бумаги, являющиеся' в соответствии с законом объектамирынка ценных бумаг, — это акции, облигации и опционы эмитента.
Акцияпредставляет собой эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую права ее владельца(акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов,на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегосяпосле его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.
Облигация— это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получениеот эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости илииного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право еевладельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимостиоблигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/илидисконт.
Опционэмитента — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца напокупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в нейобстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене,определенной в опционе эмитента. Опцион эмитента является именной ценнойбумагой. Принятие решения о размещении опционов эмитента и их размещениеосуществляются в соответствии с установленными федеральными законами правиламиразмещения цен- ных бумаг, конвертируемых в акции. При этом цена размещенияакций во исполнение требований по опционам эмитента определяется в соответствиис ценой, определенной в таком опционе.
Наосновании положений закона можно выделить основные виды эмиссионных ценныхбумаг. Прежде всего, по критерию необходимости идентификации (определения) владельцаценной бумаги для осуществления прав по ней эмиссионные ценные бумаги могутбыть именными и на предъявителя.
Именныеэмиссионные ценные бумаги — это ценные бумаги, информация о владельцах которыхдолжна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг, переходправ на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификациивладельца. Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только вбездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральнымизаконами.
Эмиссионныеценные бумаги на предъявителя — ценные бумаги, переход прав на которые иосуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца.Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только вдокументарной форме.
Взависимости от формы выпуска ценной бумаги они могу быть документарными и бездокументарными.При документарной форме эмиссионных ценных бумаг их владелец устанавливается наосновании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценнойбумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо.
Сертификатэмиссионной ценной бумаги при ее документарной форме представляет собойдокумент, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанноев сертификате количество ценных бумаг. Владелец ценных бумаг имеет правотребовать от эмитента исполнения его обязательств на основании такого сертификата.В случае же выпуска эмиссионных ценных бумаг в бездокументарной форме владелецтаких ценных бумаг устанавливается не на основании сертификата, а на основаниизаписи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случаедепонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо. Документами,удостоверяющими права, закрепленные ценной бумагой, при ее документарной форме,являются сертификат и решение о выпуске ценных бумаг. При бездокументарнойформе эмиссионных ценных бумаг документом, удостоверяющим права, закрепленныеценной бумагой, является только решение о выпуске ценных бумаг.
Эмиссионнаяценная бумага закрепляет имущественные права в том объеме, в котором ониустановлены в решении о выпуске данных ценных бумаг, и в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Какмы уже отмечали, на каждую эмиссионную ценную бумагу на предъявителя еевладельцу выдается сертификат. Законом допускается выдача одного сертификата надве и более приобретаемые владельцем эмиссионные ценные бумаги на предъявителяодного выпуска. Решением о выпуске эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, ав случаях, предусмотренных федеральными законами, решением о выпуске именныхэмиссионных ценных бумаг может быть определено, что такие бумаги подлежатобязательному хранению в определенном эмитентом депозитарии (эмиссионные ценныебумаги с обязательным централизованным хранением). Сертификат эмиссионныхценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованным хранением не можетбыть выдан на руки владельцу (владельцам) таких ценных бумаг.
Сертификатэмиссионных ценных бумаг на предъявителя должен содержать реквизиты,предусмотренные ст. 18 Закона о рынке ценных бумаг. Требования к бланкамсертификатов эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, за исключением бланковсертификатов эмиссионных ценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованнымхранением, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации. Общееколичество эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, указанное во всех выданныхэмитентом сертификатах, не должно превышать количество эмиссионных ценных бумагна предъявителя в данном выпуске.
Сертификатэмиссионной ценной бумаги должен содержать следующие обязательные реквизиты:
—полное наименование эмитента, место его нахождения и почтовый адрес;
—вид, категорию (тип) эмиссионных ценных бумаг;
—государственный регистрационный номер выпуска эмиссионных ценных бумаг и датугосударственной регистрации;
—права владельца, закрепленные эмиссионной ценной бумагой;
—условия исполнения обязательств лицом, предоставившим обеспечение, и сведенияоб этом лице в случае выпуска облигаций с обеспечением;
—указание количества эмиссионных ценных бумаг, удостоверенных даннымсертификатом;
—указание общего количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпускеэмиссионных ценных бумаг;
—указание о том, подлежат ли эмиссионные ценные бумаги обязательномуцентрализованному хранению, и, если подлежат, — наименование депозитария,осуществляющего их централизованное хранение;
—указание на то, что эмиссионные ценные бумаги являются эмиссионными ценнымибумагами на предъявителя;
—подпись лица, осуществляющего функции исполнительного органа эмитента, и печатьэмитента;
—другие реквизиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации дляконкретного вида эмиссионных ценных бумаг.
Вслучае расхождений между текстом решения о выпуске ценных бумаг и данными,приведенными в сертификате эмиссионной ценной бумаги, владелец имеет правотребовать осуществления прав, закрепленных этой ценной бумагой, в объеме,установленном сертификатом.
2.1 Эмиссияценных бумаг
Эмиссияценных бумаг представляет собой установленную Законом о рынке ценных бумагпоследовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Положениязакона конкретизированы нормами подзаконных актов, например. Стандартамиэмиссии акций, размещаемых при учреждении акционерных обществ, и их проспектовэмиссии, утвержденных Постановлением ФКЦБ России от 3 июля 2002 г. № 25/ПС,Стандартами эмиссии дополнительных акций, размещаемых путем конвертации,облигаций, конвертируемых в дополнительные акции, и их проспектов эмиссии,утвержденных Постановлением ФКЦБ России от 30 апреля 2002 г. № 16/пс, и др.
2.2 Этапами эмиссии эмиссионныхценных бумаг являются
—принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
—утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценныхбумаг;
— государственнаярегистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
—размещение эмиссионных ценных бумаг;
—государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска)эмиссионных ценных бумаг.
Рассмотримосновное содержание этапов эмиссии ценных бумаг.
1)Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг.
Процедураразмещения эмиссионных ценных бумаг заключается в совокупности действийэмитента по отчуждению эмиссионных ценных бумаг первым владельцам. Размещениеэмиссионных ценных бумаг производится путем заключения эмитентомгражданско-правовых сделок с первыми владельцами эмиссионных ценных бумаг.
2)Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценныхбумаг.
Выпускэмиссионных ценных бумаг — это совокупность всех ценных бумаг одного эмитента,предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковуюноминальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимостипредусмотрено законодательством Российской Федерации. Выпуску эмиссионных ценныхбумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, которыйраспространяется на все ценные бумаги данного выпуска.
Дополнительныйвыпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность ценных бумаг, размещаемыхдополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска эмиссионныхценных бумаг. Ценные бумаги дополнительного выпуска размещаются на одинаковыхусловиях. Решение о выпуске ценных бумаг — документ, содержащий данные,достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Решениео выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг должно содержать, вчастности, следующие сведения: полные сведения об эмитенте; дату принятиярешения о размещении эмиссионных ценных бумаг; вид, категорию (тип) эмиссионныхценных бумаг; права владельца, закрепленные эмиссионной ценной бумагой; условияразмещения эмиссионных ценных бумаг; указание, являются эмиссионные ценныебумаги именными или на предъявителя; номинальную стоимость эмиссионных ценныхбумаг.
Крешению о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг вдокументарной форме прилагается описание или образец сертификата. Решение овыпуске ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров(наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральнымизаконами функции совета директоров (наблюдательного совета) этогохозяйственного общества. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионныхценных бумаг юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждаетсявысшим органом управления, если иное не установлено федеральными законами. Эмитентне вправе изменить решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионныхценных бумаг в части объема прав по эмиссионной ценной бумаге, установленныхэтим решением, после государственной регистрации выпуска (дополнительноговыпуска) эмиссионных ценных бумаг. В дальнейшем, при государственнойрегистрации выпуска ценных бумаг, на каждом экземпляре решения о выпускеэмиссионных ценных бумаг делается отметка о государственной регистрации выпускаэмиссионных ценных бумаг и указывается присвоенный выпуску эмиссионных ценныхбумаг государственный регистрационный номер.
3)Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионныхценных бумаг.
Эмиссионныеценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственнуюрегистрацию, не подлежат размещению. Государственная регистрация выпуска(дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией ихпроспекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подпискиили путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500. Вслучае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска)эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг,каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытиеминформации.
Государственнаярегистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумагосуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумагили иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом. Государственнаярегистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумагосуществляется на основании заявления эмитента, к которому прилагаются решениео выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдениеэмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющихпорядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждениярешения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которыхнеобходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрациявыпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг должна сопровождатьсярегистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. При государственнойрегистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальныйгосударственный регистрационный номер.
Основаниямидля отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска)эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг, в частности,являются:
—нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценныхбумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющихсделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценныхбумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпускаэмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценныхбумагах;
—несоответствие документов, представленных для государственной регистрациивыпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрациипроспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиямзакона.
4)Размещение эмиссионных ценных бумаг.
Эмитентимеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственнойрегистрации их выпуска, если иное не установлено законом, причем количестворазмещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количества, указанногов решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Эмитентможет разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано врешении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг.Фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогахвыпуска, представляемом на регистрацию. Эмитент обязан завершить размещениевыпускаемых эмиссионных ценных бумаг не позднее одного года с датыгосударственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) таких ценныхбумаг.
Всоответствии с законом запрещается размещение путем подписки эмиссионных ценныхбумаг выпуска, государственная регистрация которого сопровождается регистрациейпроспекта ценных бумаг, ранее чем через две недели после опубликованиясообщения о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг. Информацияо цене размещения эмиссионных ценных бумаг может раскрываться в день началаразмещения эмиссионных ценных бумаг. Запрещается при публичном размещении илиобращении выпуска эмиссионных ценных бумаг закладывать преимущество при приобретенииценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими, кроме случаев:эмиссии государственных ценных бумаг; предоставления акционерам акционерныхобществ преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве,пропорциональном числу принадлежащих им акций в момент принятия решения обэмиссии; ведения эмитентом ограничений на приобретение ценных бумагнерезидентами.
5)Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска)эмиссионных ценных бумаг.
Непозднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитентобязан представить отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска)эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган. Отчет об итогах выпуска(дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должен содержать следующуюинформацию:
1)даты начала и окончания размещения ценных бумаг;
2)фактическую цену размещения ценных бумаг (по видам ценных бумаг в рамкахданного выпуска);
3)количество размещенных ценных бумаг;
4)общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги.
Одновременнос отчетом об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумагв регистрирующий орган представляются заявление о его регистрации и документы,подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации,определяющих порядок и условия размещения ценных бумаг, утверждения отчета обитогах выпуска ценных бумаг, раскрытия информации, и иных требований,соблюдение которых необходимо при размещении ценных бумаг. Регистрирующий органрассматривает отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионныхценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценныхбумаг нарушений регистрирует его. Регистрирующий орган отвечает за полнотузарегистрированного им отчета. На этом процедура эмиссии завершается.
Такимобразом, можно констатировать, что четкое законодательное регулирование этаповэмиссии ценных бумаг не только способствует нормальному функционированию рынкаценных бумаг, но и создает необходимые условия для защиты прав и интересов его субъектов,обеспечивает законность в сфере обращения ценных бумаг. Гарантией соблюдениязаконности служит также ответственность за недобросовестную эмиссию,установленная ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг.
3.Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Субъектамирынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесторы, профессиональные участники,саморегулируемые организации, государство. Наибольший интерес с точки зренияфункционирования рынка ценных бумаг представляет анализ деятельности профессиональныхучастников рынка ценных бумаг.
Профессиональныеучастники рынка ценных бумаг — это юридические лица, которые осуществляют видыдеятельности, указанные в гл. 2 Закона о рынке ценных бумаг, к числу которыхотносятся брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держателиреестра, организаторы торговли на рынке ценных бумаг.
Брокер.Профессиональныйучастник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуетсяброкером. Правовое регулирование брокерской деятельности, помимо Закона о рынкеценных бумаг, производится, в частности, Постановлением ФКЦБ РФ от 11.10.1999 №9 «Об утверждении правил осуществления брокерской и дилерской деятельностина рынке ценных бумаг Российской Федерации» ^ Постановлением ФКЦБ РФ № 32,Минфина РФ № 108н от 11.12.2001 «Об утверждении порядка ведениявнутреннего учета сделок, включая срочные сделки и операции с ценными бумагамипрофессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую,дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами»2.
Брокерскойдеятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделокс ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионныхценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента наосновании возмездных договоров с клиентом. Если брокер оказывает услуги поразмещению эмиссионных ценных бумаг, он вправе приобрести за свой счет неразмещенные в срок, предусмотренный договором, ценные бумаги. Закономустановлено, что брокер должен выполнять поручения клиентов добросовестно и впорядке их поступления. Сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всехслучаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциямисамого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера.
Денежныесредства клиентов, переданные ими брокеру для инвестирования в ценные бумаги, атакже денежные средства, полученные по сделкам, совершенным брокером наосновании договоров с клиентами, должны находиться на отдельном банковском счете(счетах), открываемом брокером в кредитной организации (специальный брокерскийсчет). Брокер вправе использовать в своих интересах денежные средства, находящиесяна специальном брокерском счете (счетах), если это предусмотрено договором оброкерском обслуживании, гарантируя клиенту исполнение его поручений за счетуказанных денежных средств или их возврат по требованию клиента. Денежные средстваклиентов, предоставивших право их использования брокеру в его интересах, должнынаходиться на специальном брокерском счете (счетах), отдельном от специальногоброкерского счета (счетов), на котором находятся денежные средства клиентов, непредоставивших брокеру такого права. Денежные средства клиентов, предоставившихброкеру право их использования, могут зачисляться брокером на его собственныйбанковский счет. Брокер вправе предоставлять клиенту в заем денежные средства и/илиценные бумаги для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг при условиипредоставления клиентом обеспечения.
Сделки,совершаемые с использованием денежных средств и/или ценных бумаг, переданныхброкером в заем, именуются маржинальными сделками. Условия договора займа, втом числе сумма займа или порядок ее определения, могут быть определеныдоговором о брокерском обслуживании. При этом документом, удостоверяющимпередачу в заем определенной денежной суммы или определенного количества ценныхбумаг, признается отчет брокера о совершенных маржинальных сделках или инойдокумент, определенный условиями договора. Брокер вправе взимать с клиента процентыпо предоставляемым займам. В качестве обеспечения обязательств клиента попредоставленным займам брокер вправе принимать только ценные бумаги, принадлежащиеклиенту и/или приобретаемые брокером для клиента по маржинальным сделкам.
Дилер.Профессиональныйучастник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуетсядилером. Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческойорганизацией.
Правовоерегулирование дилерской деятельности производится Законом о рынке ценных бумаг,а также иными актами, например. Постановлением ФКЦБ РФ от И октября 1999 г. № 9«Об утверждении правил осуществления брокерской и дилерской деятельности нарынке ценных бумаг Российской Федерации».
Дилерскойдеятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своегоимени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажиопределенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумагпо объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам. Кроме ценыдилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли-продажиценных бумаг: минимальное и максимальное количество покупаемых и/илипродаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуютобъявленные цены. В случае отсутствия в объявлении указания на иныесущественные условия, дилер обязан заключить договор на существенных условиях, предложенныхего клиентом. В случае уклонения дилера от заключения договора к нему можетбыть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора и/или овозмещении причиненных клиенту убытков.
Управляющий.Профессиональныйучастник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценнымибумагами, именуется управляющим.
Деятельностьюпо управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом отсвоего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительногоуправления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересахэтого лица или указанных этим лицом третьих лиц:
—ценными бумагами;
—денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;
—денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управленияценными бумагами.
Наличиялицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами нетребуется в случае, если доверительное управление связано только с осуществлением,управляющим прав по ценным бумагам. Порядок осуществления деятельности поуправлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются законодательствомРоссийской Федерации и договорами. Управляющий при осуществлении своейдеятельности обязан указывать, что он действует в качестве управляющего. Вслучае, если конфликт интересов управляющего и его клиента или разных клиентоводного управляющего, о котором все стороны не были уведомлены заранее, привел кдействиям управляющего, нанесшим ущерб интересам клиента, управляющий обязан засвой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством.
Клиринговаяорганизация. Клиринговая деятельность — это деятельность поопределению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации посделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и ихзачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Клиринговая деятельность внастоящее время осуществляется в соответствии с Постановлением ФКЦБ РФ от14.08.2002 № 32/пс «Об утверждении положения о клиринговой деятельности нарынке ценных бумаг Российской Федерации»
Организации,осуществляющие клиринг по ценным бумагам, в связи с расчетами по операциям сценными бумагами принимают к исполнению подготовленные при определении взаимныхобязательств бухгалтерские документы на основании их договоров с участниками рынкаценных бумаг, для которых производятся расчеты. Клиринговая организация,осуществляющая расчеты по сделкам с ценными бумагами, обязана формироватьспециальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами. Минимальныйразмер специальных фондов клиринговых организаций устанавливается федеральныморганом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию сЦентральным банком Российской Федерации.
Клиринговаяорганизация обязана утвердить правила осуществления клиринговой деятельности,зарегистрировать их, а также изменения и дополнения в них в федеральном органеисполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Депозитарий.Профессиональныйучастник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность,именуется депозитарием. Депозитарием может быть только юридическое лицо.
Депозитарнойдеятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаги/или учету и переходу прав на ценные бумаги. Лицо, пользующееся услугамидепозитария по хранению ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги, именуетсядепонентом. Заключенный между депозитарием и депонентом договор, регулирующий ихотношения в процессе депозитарной деятельности, именуется депозитарнымдоговором (договором о счете депо). Депозитарный договор должен быть заключен вписьменной форме. Депозитарий обязан утвердить условия осуществления имдепозитарной деятельности, являющиеся неотъемлемой составной частью заключенногодепозитарного договора. Следует отметить, что заключение депозитарного договоране влечет за собой переход к депозитарию права собственности на ценные бумагидепонента. Депозитарий не имеет права распоряжаться ценными бумагами депонента,управлять ими или осуществлять от имени депонента любые действия с ценнымибумагами, кроме осуществляемых по поручению депонента в случаях,предусмотренных депозитарным договором. Депозитарий не имеет праваобусловливать заключение депозитарного договора с депонентом отказом последнегохотя бы от одного из прав, закрепленных ценными бумагами. За сохранностьдепонированных у него сертификатов ценных бумаг депозитарий несетгражданско-правовую ответственность.
Депозитарийтакже несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своихобязанностей по учету прав на ценные бумаги, в том числе за полноту иправильность записей по счетам депо. Обращение взыскания по обязательствамдепозитария на ценные бумаги депонентов запрещено.
Вобязанности депозитария входят:
—регистрация фактов обременения ценных бумаг депонента обязательствами;
—ведение отдельного от других счета депо депонента с указанием даты и основаниякаждой операции по счету;
—передача депоненту всей информации о ценных бумагах, полученной депозитарием отэмитента или держателя реестра владельцев ценных бумаг.
Депозитарийобязан вести свою деятельность в порядке, предусмотренном депозитарным договором.
Держательреестра (регистратор). Лица, осуществляющие деятельность поведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра(регистраторами).
Деятельностьюпо ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридическиелица. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор,фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих системуведения реестра владельцев ценных бумаг.
Юридическоелицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг,не вправе осуществлять сделки с ценными бумагами зарегистрированного в системеведения реестра владельцев ценных бумаг эмитента.
Подсистемой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупностьданных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электроннойбазы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестравладельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учетих прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющаяполучать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцевценных бумаг.
Задачейсистемы ведения реестра владельцев ценных бумаг является обеспечение сбора ихранения в течение установленных законодательством Российской Федерации сроковинформации о всех фактах и документах, влекущих необходимость внесенияизменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и о всех действияхдержателя реестра по внесению этих изменений.
Дляценных бумаг на предъявителя система ведения реестра владельцев ценных бумаг неведется.
Реестрвладельцев ценных бумаг (далее — реестр) ~ это часть системы ведения реестра,представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества,номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг,составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющийидентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих имценных бумаг.
Владельцыи номинальные держатели ценных бумаг обязаны соблюдать правила представленияинформации в систему ведения реестра. Держателем реестра может быть эмитент илипрофессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность поведению реестра на основании поручения эмитента. В случае, если числовладельцев превышает 500, держателем реестра должна быть независимаяспециализированная организация, являющаяся профессиональным участником рынкаценных бумаг и осуществляющая деятельность по ведению реестра. Регистраторимеет право делегировать часть своих функций по сбору информации, входящей всистему ведения реестра, другим регистраторам. Передоверие функций неосвобождает регистратора от ответственности перед эмитентом.
Договорна ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом. Регистраторможет вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов.
Номинальнымдержателем ценных бумаг является лицо, зарегистрированное в системе веденияреестра, в том числе являющееся депонентом депозитария и не являющееся владельцемв отношении этих ценных бумаг. Номинальный держатель ценных бумаг может осуществлятьправа, закрепленные ценной бумагой, только в случае получения соответствующегополномочия от владельца. В качестве номинальных держателей ценных бумаг могутвыступать профессиональные участники рынка ценных бумаг. Депозитарий может бытьзарегистрирован в качестве номинального держателя ценных бумаг в соответствии сдепозитарным договором. Брокер может быть зарегистрирован в качественоминального держателя ценных бумаг в соответствии с договором, на основаниикоторого он обслуживает клиента. Держатель реестра обязан по требованиювладельца или лица, действующего от его имени, а также номинального держателяценных бумаг предоставить выписку из системы ведения реестра по его лицевомусчету в течение пяти рабочих дней.
Праваи обязанности держателя реестра, порядок осуществления деятельности по ведениюреестра определяются действующим законодательством и договором, заключенныммежду регистратором и эмитентом.
Организаторторговли на рынке ценных бумаг.
Профессиональныйучастник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организацииторговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынкеценных бумаг. Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признаетсяпредоставление услуг, непосредственно способствующих заключениюгражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценныхбумаг. Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть, в частности,следующую информацию любому заинтересованному лицу: правила допуска участникарынка ценных бумаг к торгам; правила заключения и сверки сделок; правиларегистрации сделок; порядок исполнения сделок; список ценных бумаг, допущенных кторгам, и пр.
Окаждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организаторомторговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующаяинформация: дата и время заключения сделки; наименование ценных бумаг,являющихся предметом сделки; государственный регистрационный номер ценных бумаг;цена одной ценной бумаги; количество ценных бумаг. В соответствии сПостановлением ФКЦБ РФ от 23 ноября 1998 г. № 50 «Об утверждении положенияо лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумагРоссийской Федерации „2 установлены условия совмещения одним субъектомразличных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Так,брокерская деятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлениюценными бумагами и депозитарная деятельность могут осуществляться однойорганизацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующих видовпрофессиональной деятельности.
Клиринговаядеятельность может совмещаться с депозитарной деятельностью или деятельностьюпо организации торговли на рынке ценных бумаг. Деятельность по управлениюценными бумагами может совмещаться с деятельностью по доверительному управлениюимуществом паевых инвестиционных фондов, управлению активами негосударственных пенсионныхфондов и (или) деятельностью по управлению инвестиционными фондами. В случаетакого совмещения >деятельность по управлению ценными бумагами не может совмещатьсяс брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью.
Брокерскаядеятельность, дилерская деятельность, деятельность по управлению ценнымибумагами могут совмещаться с совершением на рынке ценных бумаг фьючерсных,опционных и иных срочных сделок. Совмещение профессиональной деятельности нарынке ценных бумаг с иными видами предпринимательской деятельности, непредусмотренное законодательством Российской Федерации, не допускается.
4.Основы государственного регулирования рынка ценных бумаг
Государственноерегулирование организации и нормального функционирования рынка ценных бумагнеобходимо в целях создания эффективно действующей системы гарантий прав егосубъектов, защиты конкуренции, обеспечения государственных публичных интересови должно осуществляться в строго определенных законом рамках.
Статья38 ФЗ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг» определяет,что государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональныхучастников рынка ценных бумаг и ее стандартов; государственной регистрации выпусков(дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг иконтроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных вних; лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумагсоздания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их правэмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; запрещения ипресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность нарынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
Анализмассива нормативного материала, относящегося к регулированию различных аспектовфункционирования рынка ценных бумаг, в том числе допуска к торговле на нем,позволяет выделить следующие основные способы, направления государственногорегулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
4.1Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
Любаяпрофессиональная деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться наосновании лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти порынку ценных бумаг или уполномоченными им органами на основании генеральнойлицензии. Органы, выдавшие лицензии, контролируют деятельность профессиональныхучастников рынка ценных бумаг и принимают решение об отзыве выданной лицензиипри нарушении законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Деятельностьпрофессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видамилицензий:
—лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг;
—лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра;
—лицензией фондовой биржи.
4.2Организация федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг
Цельюсоздания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумагявляется организация контроля за деятельностью профессиональных участниковрынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определениюстандартов эмиссии ценных бумаг. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314образована Федеральная служба по финансовым рынкам, которой переданы функции поконтролю и надзору упраздняемой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. ПостановлениемПравительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317 утверждено Положение о Федеральнойслужбе по финансовым рынкам.
Федеральныйорган исполнительной власти по рынку ценных бумаг:
—осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг икоординацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросамрегулирования рынка ценных бумаг;
—утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, втом числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг натерритории Российской Федерации, и порядок государственной регистрации выпуска(дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрацииотчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг ирегистрации проспектовценных бумаг;
~разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществленияпрофессиональной деятельности с ценными бумагами;
~устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормыдопуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию илистингу, расчетно-депозитарной деятельности;
—устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра;
—устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видовпрофессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливаетили аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требованийзаконодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
—осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участникамирынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участниковрынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах,стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной властипо рынку ценных бумаг.
4.3Поддержание законности и конкурентной среды на рынке ценных бумаг
Указанноенаправление государственного регулирования рынка ценных бумаг реализуется, вчастности, через установление правил информационного обеспечения рынка ценныхбумаг. Защите прав участников рынка ценных бумаг, в том числе потенциальных инвесторов,служит институт раскрытия информации.
Подраскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всемзаинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информациипо процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией нарынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действияпо ее раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация,не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию всоответствии с настоящим Федеральным законом. Закон «О рынке ценных бумаг»закрепляет случаи и условия раскрытия информации.
Например,эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в случае регистрации проспектаценных бумаг. Такое раскрытие производится в форме ежеквартального отчетаэмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сообщения о существенныхфактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово- хозяйственнуюдеятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенныхфактах). Владелец обязан осуществлять раскрытие информации о своем владенииэмиссионными ценными бумагами какого-либо эмитента, за исключением облигаций,не конвертируемых в акции, например, в случаях, если владелец вступил вовладение 20 процентами или более любого вида эмиссионных ценных бумаг эмитентаили увеличил свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг эмитентадо уровня, кратного каждым 5 процентам свыше 20 процентов этого вида ценныхбумаг.
Законрегламентирует и случаи, когда профессиональные участники рынка ценных бумагобязаны осуществлять раскрытие информации о своих операциях с ценными бумагами.Состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетностипрофессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативнымиправовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Важноймерой государственного воздействия является регулирование рекламы на рынкеценных бумаг, направленное на исключение случаев недобросовестной рекламы, подкоторой понимается, в частности, публичное гарантирование или доведение инымобразом до сведения потенциальных владельцев данных о доходности ценной бумаги,ее обеспеченности по сравнению с другими ценными бумагами или иными финансовымиинструментами, а также сообщение заведомо ложной или недостоверной информации,способной повлечь либо повлекшей заблуждение потенциальных владельцев относительноприобретаемых ценных бумаг. Рекламодатель несет ответственность за ущерб,причиненный недобросовестной рекламой, в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
Поддержаниедобросовестной конкуренции на рынке ценных бумаг производится в соответствии справилами Федерального закона от 23.06.1999 г. № 117-ФЗ «О защитеконкуренции на рынке финансовых услуг». Указанным законом определено, вчастности, понятие конкуренции на рынке финансовых услуг, т. е.состязательность между финансовыми организациями, при которой ихсамостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонневоздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынкефинансовых услуг.
Запрещаетсянедобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг — т. е. действияфинансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ приосуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательствуРоссийской Федерации и обычаям делового оборота и причинившие или могущиепричинить убытки другим финансовым организациям
—конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации. Раскрываетсяпонятие доминирующего положения финансовой организации, запрещается злоупотреблениетаким положением.
4.4Создание условий для деятельности саморегулируемых организаций профессиональныхучастников рынка ценных бумаг
Саморегулируемойорганизацией профессиональных участников рынка ценных бумаг именуетсядобровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг,действующее в соответствии с законом и функционирующее на принципахнекоммерческой организации.
Саморегулируемаяорганизация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг дляобеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценныхбумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг,защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональныхучастников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации,установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами,обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.
Саморегулируемаяорганизация вправе:
—получать информацию по результатам проверок деятельности
своихчленов, осуществляемых в порядке, установленном федеральным органомисполнительной власти по рынку ценных бумаг;
—разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности иопераций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за ихсоблюдением;
—контролировать соблюдение своими членами принятых саморегулируемой организациейправил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций сценными бумагами;
—в соответствии с квалификационными требованиями федерального органаисполнительной власти по рынку ценных бумаг разрабатывать учебные программы ипланы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций,осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификациюуказанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.
Дляполучения статуса саморегулируемой организации организация должна бытьучреждена не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценныхбумаг. В этом случае такая организация на основании разрешения, выданногофедеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, получает искомыйстатус.
Заключение
Рынокценных бумаг призван обеспечивать бесперебойное финансирование первичных рынков- товарного, финансового, рынка услуг и других путем предоставлениявозможностей по получению участниками рынка необходимых финансовых ресурсов дляразвития производственно-хозяйственной деятельности.
Законодательствоо рынке ценных бумаг является подотраслью законодательства о предпринимательскойдеятельности, закрепляющего особенности правового регулирования отношений науказанном рынке.
Эмиссияценных бумаг представляет собой установленную Законом о рынке ценных бумагпоследовательность действий по размещению эмиссионных ценных бумаг среди ихпервых владельцев с целью обеспечения эмитента необходимыми финансовымиресурсами для осуществления предпринимательской деятельности.
Ценныебумаги являются инструментом финансового рынка, с помощью которогоосуществляется связь между инвестором и эмитентом и происходит переливфинансовых ресурсов в отрасли и сферы экономики, нуждающиеся в них. Важнейшимнаправлением государственной политики на рынке ценных бумаг РоссийскойФедерации является обеспечение прав инвесторов.
Инфраструктурарынка ценных бумаг представляет собой сложную систему институтов и отношений,служащих основой функционирования рынка, призванную обслуживать этот рынок,обеспечивать выполнение свойственных ему функций путем создания необходимыхусловий деятельности его участников.
Профессиональныеучастники рынка ценных бумаг являются по существу посредниками междуинвесторами и эмитентами и составляют основу инфраструктуры рынка.
Государствов целях обеспечения интересов всех субъектов рынка устанавливает обязательныетребования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Законодательство орынке ценных бумаг будет развиваться в направлении усиления защиты прав иинтересов инвесторов.
Договорявляется одной из основных правовых форм отношений на рынке ценных бумаг.
Список литературы
1. АлексеевМ.Ю. Рынок ценных бумаг. М., 1992.
2. АлехинБ.И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. М., 1991.
3. АндреевВ.К. Рынок ценных бумаг. Правовое регулирование. Курс лекций. М., 1998.
4. БеловВ.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве / Под ред. Е.А. Суханова.Вступительная статья Е.А. Суханова. М., 1996.
5. БуренинА.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие.М., 1998.
6. ПодпоринаИ.В. Операции с ценными бумагами. М., 1993.
7. Правовыеосновы рынка ценных бумаг / Под ред. А.Е. Шерстобитова. М., 1997.
8. Рынокценных бумаг: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. М., 1996.
9. ЮлдашбаеваЛ.Ю. Правовое регулирование оборота эмиссионных ценных бумаг. М., 1999.
10. 'Предпринимательское право Российской Федерации /Отв. ред. Губин Е.П., Лахно П.г.- М., 2004. С. 574-575.
11. См.:Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. — М., 1992. С. 5.
12. Подробнеесм.: Предпринимательское право Российской Федерации /Отв.ред. Губин Е.П., ЛахноП.Г. С. 577.
13. Предпринимательское(хозяйственное) право / / О т в. ред. Олейник О.М. —М., 1999. Т. 1. С. 614.
14. См.:Ершова И.В. Предпринимательское право… С. 246.
15. АлексеевМ.Ю. Указ. соч. С. 8.
16. Предпринимательскоеправо Российской Федерации /Отв. ред. Губин Е.П., Лахно П.г. С. 578. 3 СЗ РФ.1996. № 17. Ст. 1918.