Министерствообразования и науки РФ
Государственноеобщеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
Тульскийгосударственный университет
Курсоваяработа
подисциплине:
«Экологическое право»
натему:
«Правовойрежим пользования недрами»
Содержание
Введение
Глава 1 Общие положения
1.1 Понятие недр и состав фонда недр
1.2 Право собственности на недра
Глава 2 Пользование недрами
2.1 Понятие и виды права пользованиянедрами
2.2 Сроки и платность пользованиянедрами
2.3 Основания возникновения ипрекращения права недропользования
Заключение
Список источников илитературы
Введение
Актуальностьисследования.Рассмотренная в курсовой работе тема «правовой режим пользованиянедрами» является актуальной, т. к. формирование в России федеративногоправового государства обусловливает особую значимость законодательногорегулирования наиболее важных общественных отношений. Принимая во вниманиеобъективное состояние природы в стране, можно утверждать, что к их числуотносятся отношения, связанные с ее использованием и охраной. В этой связипоиск оптимальных форм правовой охраны природной среды, возрастающимпотребностям общества в ее эксплуатации, становится приоритетнойгосударственной задачей, что объясняется их особым местом в комплексе мер,предпринимаемых в данном направлении.
Недразанимают особое место среди остальных природных объектов. В единой системеприродной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей.Во-первых, будучи минеральной основой природной среды, недра тесновзаимосвязаны со всеми ее компонентами. Эта взаимосвязь выражается в том, чтопри пользовании недрами оказывается интенсивное воздействие на землю, воды,атмосферный воздух. Процессы, протекающие в недрах (вулканические,сейсмические, магматические), имеют не только геологическое значение, ноопосредованно влияют и на состояние гидросферы, атмосферы и биосферы.Во-вторых, полезные ископаемые, добыча которых остается преобладающим видомнедропользования, характеризуются невозобновимостью — образуемые в течениедлительных тектонических процессов, они практически не восстанавливаются.В-третьих, недра, содержащиеся в них полезные ископаемые, имеют колоссальноепромышленное значение и являются решающим фактором развития и функционированияэкономики многих стран мира. Целый ряд государств развивается и живет за счетдобычи и продажи полезных ископаемых, в бюджете иных государств значительнуюдолю занимают доходы от продажи нефти, газа и других полезных ископаемых.Относится к их числу и Россия, бюджет которой в известной степени зависит отмировых цен на нефть. Другие природные ресурсы задействованы в процессе добычис целью продажи гораздо меньше. Поэтому к характерным особенностям недр можноотнести высокую ликвидность их составной части — полезных ископаемых на мировомрынке, в связи с чем их добыча стремительно растет и приносит огромные доходы.При этом задача охраны недр становится все острее. Исходным для всех действий вее решении является их нормативное закрепление, и в этом плане право выступаетважнейшим средством охраны недр. Однако изучение горного законодательстваприводит к выводу о недостаточности содержащегося в нем правовогоинструментария охраны недр — такие правовые меры охраны окружающей среды, как,например, нормирование, им не востребованы.
Изложенноепозволяет рассматривать совершенствование правового механизма пользованиянедрами в качестве важнейшего направления охраны недр в Российской Федерации.
Объектомисследования являютсяобщественные отношения в сфере права пользования недрами.
Предметомисследования являются судебная практика, нормативно-правовые акты, научнаялитература и научные статьи.
Целькурсовой работы– изучение и всесторонний анализ понятия, значения и особенностей правового режимапользования недрами.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
· проанализироватьсодержание понятий «недра» и «права пользования недрами»;
· рассмотреть правособственности на недра;
· раскрыть видыправа пользования недрами;
· проанализироватьсущность и функции платежей за пользование недрами;
· исследовать основания возникновения и прекращения праванедропользования.
Решение этих задачпозволит раскрыть наиболее точно тему данной курсовой работы.
ГЛАВА 1.Общие положения
1.1 Понятие недр и состав фонда недр
Исследование понятия «недра»представляет собой сложную и, вместе с тем, совершенно необходимую задачу, чтообъясняется следующими обстоятельствами[1].
Во-первых, это позволитправильно установить круг отношений, подпадающих под действие законодательствао недрах. Понятие «недра» относится к числу ключевых правовых дефиниций, отсодержания которого зависят сфера регулируемых отношений и пути развития нетолько законодательства о недрах, но в определенной степени и смежных отраслейзаконодательства.
Во-вторых, установлениевкладываемого законом в термин «недра» содержания необходимо для пониманиясущности и специфики государственного управления в области использования иохраны недр, функций органов, осуществляющих это управление.
В-третьих, точноепредставление о содержании понятия «недра» позволит совершенствовать правовуюконструкцию охраны недр, определить направления развития законодательства онедрах.
Для идентификации недр вкачестве объекта правовой охраны они должны быть надлежащим образом описаны, тоесть, определены признаки, позволяющие выделить их в природной среде и,соответственно, отношения, возникающие по поводу их использования и охраны. В единой системе окружающей среды недра являются элементом,наиболее тесно связанным с землей.
Недра являются частью земнойкоры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земнойповерхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных длягеологического изучения и освоения[2].
Закон РФ от21 февраля 1992 г. «О недрах» регулирует отношения, возникающие в связи сгеологическим изучением, использованием и охраной недр территории РоссийскойФедерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходовгорнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа,сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды,рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.
Данный законсодержит правовые и экономические основы комплексного рациональногоиспользования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства играждан РФ, а также прав пользователей недр.
ЗаконодательствоРФ о недрах основывается на Конституции[3] РФ и состоитиз настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральныхзаконов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативныхправовых актов субъектов РФ. Закон о недрах действует на всей территории РФ, атакже регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе РФ всоответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе инормами международного права.
Особенностиотношений недропользования на условиях раздела продукции устанавливаютсяФедеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»[4].
К недрам относятся толькоприродные объекты — сплошные породы, породы, находящиеся в жидком ипарообразном состоянии, и имеющиеся между пород естественные пустоты. Правовойрежим искусственных объектов в недрах — подземных сооружений и выработок — определяется горным законодательством лишь в пределах, необходимых для охранынедр и безопасности горных работ[5].
Ценность недрзаключается в том, что они представляют собой источник полезных ископаемых, атакже содержат запасы подземных, в том числе минеральных, вод, глубинное тепло,хранят памятники истории и культуры, выступают в качестве пространственногобазиса для размещения различных объектов и сооружений, захоронения промышленныхотходов, радиоактивных веществ и т. д.
Связь недр с землей проявляется в том, что они являются продуктамиприроды: выступают непосредственным продолжением земельной территории; запасыполезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены, какограничена и земная поверхность.
Вместе с темнедра имеют специфические особенности, являясь как основным средствомпроизводства (при добыче полезных ископаемых), так и пространственнымоперационным базисом (при использовании пространства недр для размещенияподземных складов, сооружения газовых и нефтяных трубопроводов, газовых инефтяных хранилищ, прокладки линий метрополитена, для захоронения вредныхвеществ, подземного сброса сточных вод).
Богатствонедр земли относится к числу исчерпаемых и невозобновимых природных ресурсов,поскольку использование богатства недр сопровождается истощением их запасов.
Учитываямногостороннее значение недр, законодательство устанавливает, что государственныйфонд недр составляют как используемые участки, так и неиспользуемые частинедр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа[6].
Управлениегосударственным фондом недр представляет собой основанную на правовых нормахдеятельность соответствующих органов РФ по организации рациональногоиспользования недр для удовлетворения потребности в минеральном сырье и другихнужд народного хозяйства, охраны недр, обеспечивая безопасности работ припользовании недрами, а также охраны прав предприятий, организаций, учреждений играждан в этой области.
Основнымифункциями управления государственным фондом недр являются: распределение иперераспределение участков недр между природопользователями, государственнаярегистрация и государственный учет работ по геологическому изучению недр,утверждение запасов полезных ископаемых, государственный кадастр месторожденийполезных ископаемых, разрешение споров по вопросам пользования недрами,государственный надзор и контроль за пользованием и охраны недр.
Распределениеи перераспределение недр между природопользователями производитсясоответствующими государственными органами посредством предоставление недр впользование для геологического изучения, добыча полезных ископаемых и целей, несвязанных с добычей полезных ископаемых, а также изъятия участков недр длядругих государственных и общественных нужд.
Владение,пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФв интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народовРФ осуществляются совместно РФ и её субъектами.
В целяхобеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недротносятся к участкам недр федерального значения[7].
В целяхобеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических идефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользованиеучастков недр формируется федеральный фонд резервных участков недр.
Участки недр,включенные в федеральный фонд резервных участков недр, не предоставляются впользование до принятия решения об исключении их из федерального фондарезервных участков недр.
С учетом всехтеоретических обобщений можно дать следующее определение понятия «недра». Недракак объект правовой охраны — это часть природной среды, находящаяся под земнойповерхностью и дном водных объектов в пределах территории Российской Федерации,включая все ее внутреннее содержание, в том числе подземные воды и подземноепространство, полезные ископаемые на поверхности земли либо выходящие на дноводных объектов, используемая для целей и в порядке, определенныхзаконодательством о недрах, и простирающаяся до глубин, доступных для любого изопределенных законом видов пользования недрами.
1.2 Право собственности на недра
Институт собственности нанедра и ресурсы недр представляет собой совокупность правовых норм различныхотраслей права — государственного, гражданского, земельного, экологического,финансового, административного, иначе говоря, данный институт имеет не толькогражданско-правовой характер.
Недра в границахтерритории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиесяв недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственнойсобственностью[8]. Статус объектовфедеральной собственности приобретают участки недр (часть государственногофонда недр), используемые для обеспечения государственных потребностей РФ встратегических и дефицитных видах ресурсов, наличие которых влияет нанациональную безопасность РФ; обеспечение её суверенитета, выполнениямеждународных обязательств РФ. Вопросы владения, пользования и распоряжениянедрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Это означает, что недраизъяты из гражданского оборота. Участки недр не могут быть предметом купли,продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица кдругому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Что касается добытых изнедр полезных ископаемых и иных ресурсов, то они представляют собойтоварно-материальные ценности, которые могут находиться в федеральнойгосударственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной,частной и в иных формах собственности.
В соответствии сзаконодательством к участкам недр, находящимся в федеральной собственности,относятся те из них, которые имеют общегосударственное значение.
От имени государстваправомочия собственника реализуют его компетентные органы: общей компетенции(Федеральное Собрание, Президент, Правительство, местные администрации) испециальной компетенции (Министерство природных ресурсов РФ, ГоскомэкологияРоссии, Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор),Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности(Госатомнадзор) и другие)[9].
Указанные органыосуществляют государственное регулирование в сфере горных отношений, то естьобщественных отношений, связанных с геологическим изучением, использованием иохраной недр территории России и ее континентального шельфа, а также в связи сиспользованием и захоронением отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающихпроизводств, специфических минеральных ресурсов (торфа, сапропелей и др.),подземных вод (преамбула Закона РФ «О недрах»).
Государственноерегулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления,лицензирования, учета и контроля, принятия нормативных актов.
ГЛАВА 2.Пользование недрами
2.1Понятие и виды права пользования недрами
Право пользованиянедрами (вобъективном смысле) — это система правовых норм, которые регулируют порядок иусловия предоставления и использования недр, права и обязанностинедропользователей[10]. Для субъектовнедропользования это право представляет собой совокупность конкретных прав иобязанностей, приобретаемых ими в связи с предоставлением участка недр впользование.
Объектами праванедропользования являются обособленные в установленном законом порядке участкинедр, предоставляемые субъектам в пользование.
В соответствии со ст. 6Закона о недрах виды пользования недрами предоставляются для:
1) региональногогеологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы,геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания,научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные наобщее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированиюземлетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведениюмониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иныеработы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологическогоизучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, атакже геологического изучения и оценки пригодности участков недр длястроительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычейполезных ископаемых;
3) разведки и добычиполезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего исвязанных с ним перерабатывающих производств;
4) строительства иэксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особоохраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое,санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны,геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другиеподземные полости);
6) сбораминералогических, палеонтологических и других геологических коллекционныхматериалов.
Недра могутпредоставляться в пользование одновременно для геологического изучения,разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезныхископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участкенедр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологическогоизучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезныхископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться наосновании решения Правительства Российской Федерации о возможностиосуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемыхпользователем недр только после завершения геологического изучения недр на этомучастке недр.
Пользователями недр(субъектами права недропользования) могут быть любые субъектыпредпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числеюридические лица и граждане других государств.
Исключение составляетиспользование недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивныхотходов и токсичных веществ — субъектами такого права недропользования могутбыть только государственные предприятия и организации.
Участниками горныхправоотношений могут стать и лица, не являющиеся недропользователями. Так,граждане, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкогогеологического обнажения, минералогического, палеонтологического образования, представляющегонаучную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, вправе егозарегистрировать и получить поощрительное вознаграждение. Если открытоеместорождение имеет промышленную ценность, то лицо имеет право нагосударственное денежное вознаграждение (ст. 34 Закона РФ «О недрах»)[11].
Недропользованиеосуществляется по разрешительной системе. Это означает, что недра предоставляютсяв пользование на основе лицензий, т.е. документов, удостоверяющих право ихвладельцев на пользование участками недр в определенных границах и всоответствии с указанными целями в течение установленного срока при соблюдениизаранее оговоренных требований и условий. Предоставление лицензий напользование недрами осуществляется одновременно с предоставлением земельногоучастка в соответствии с земельным законодательством. Единственным исключениемиз этого правила является добыча общераспространенных полезных ископаемых(таких, например, как песок, гравий), которая производиться собственниками ивладельцами земельных участков свободно.
Пользование отдельнымиучастками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечениянациональной безопасности и охраны окружающей среды.
Права и обязанностипользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии напользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недрна условиях соглашения о разделе продукции — с даты вступления такогосоглашения в силу[12].
Содержание праванедропользованиясоставляют права и обязанности субъектов по использованию недр. Конкретныйнабор таких прав и обязанностей зависит от вида пользования недрами.
Наиболее общие права иобязанности недропользователей закреплены Законом РФ «О недрах». В соответствиисо ст. 22 пользователь недр имеет право:
— использоватьпредоставленный ему участок недр в соответствии с целями, обозначенными влицензии;
— самостоятельно выбиратьформы своей деятельности;
— использовать результатысвоей деятельности (в соответствии с лицензией);
— использовать отходысвоего горнодобывающего и другого производства, если иное не установлено влицензии;
— ограничивать застройкуплощадей залегания полезных ископаемых в границах горного отвода;
— проводить геологическоеизучение недр в границах горного отвода;
— обращаться вкомпетентные органы по поводу пересмотра условий лицензии при возникновенииновых обстоятельств.
Вместе с тем пользовательнесет обязанности по:
— соблюдениюзаконодательства о недрах;
— соблюдению требованийтехнических проектов, недопущению потерь, выборочной отработки полезныхископаемых;
— ведению геологической ииной документации и представлению достоверной геологической информации вкомпетентные государственные органы;
— безопасному ведениюработ, связанных с недропользованием;
— соблюдению правилохраны недр, окружающей природной среды, а также зданий и сооружений отвредного влияния работ, связанных с недропользованием;
— приведению участковземли и других природных объектов в состояние, пригодное для дальнейшегоиспользования;
— обеспечению сохранностиили ликвидации горных выработок и буровых скважин в соответствующих случаях;
— выполнению условийлицензии;
— своевременному иправильному внесению платежей за пользование недрами.
Право недропользованияможет быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальнойбезопасности и охраны окружающей природной среды. Пользование недрами натерриториях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности,транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, еслионо может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственнымобъектам или окружающей природной среде.
2.2 Срокии платность пользования недрами
Участки недрпредоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. Наопределенный срок участки недр предоставляются в пользование для[13]:
геологического изучения — на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическомуизучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря иконтинентального шельфа РФ;
добычи полезныхископаемых — на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемыйисходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезныхископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;
добычи подземных вод — насрок до 25 лет;
добычи полезныхископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользованияучастками недр — на срок до 1 года.
Без ограничения срокамогут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатацииподземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительстваи эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов,строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образованияособо охраняемых геологических объектов и иных целей.
Срок пользования участкомнедр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимостизавершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемыхлибо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушенийусловий лицензии данным пользователем недр.
Порядок продления срокапользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукцииопределяется указанным соглашением.
Сроки пользованияучастками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий напользование этими участками недр.
Право недропользованияявляется платным, за исключением использования недр для общего геологическогоизучения, создания особо охраняемых геологических объектов, а также добычиобщераспространенных полезных ископаемых и подземных вод собственниками ивладельцами земельных участков для своих нужд.
В настоящее время всоответствии с НК РФ взимается налог на добычу полезных ископаемых[14].
Налогоплательщикаминалога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели,признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Онорегулирует постановку на учет в качестве налогоплательщика налога на добычуполезных ископаемых — по месту нахождения участка недр, предоставленного впользование, т. е. территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых)расположен участок недр.
Объектаминалогообложенияналогом на добычу полезных ископаемых признаются[15]:1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации научастке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии сзаконодательством РФ; 2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь)добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельномулицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах; 3) полезныеископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, еслиэта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикциейРоссийской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств илииспользуемых на основании международного договора) на участке недр,предоставленном налогоплательщику в пользование.
Не признаются объектомналогообложения: 1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды,не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытыеиндивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личногопотребления; 2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические идругие геологические коллекционные материалы; 3) полезные ископаемые, добытыеиз недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особоохраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое,санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признаниягеологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющиминаучное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иноеобщественное значение, устанавливается Правительством РФ; 4) полезныеископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь)горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при ихдобыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке; 5)дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасовполезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезныхископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.
Полезным ископаемымсчитается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров,содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь)минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качествусоответствующая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональномустандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартовдля отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации(предприятия). Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученнаяпри дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезногоископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности[16].
Налоговая база определяется налогоплательщикомсамостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числеполезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основногополезного ископаемого). Она определяется как стоимость добытых полезныхископаемых (согласно ст. 340 НК РФ), за исключением попутного газа и газагорючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.
В отношении добытыхполезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либоналоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая базаопределяется применительно к каждой налоговой ставке
Система платежей, взимаемых при пользовании недрами,включает: сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии; платежи запользование недрами (их вносят все недропользователи); отчисления навоспроизводство минерально-сырьевой базы (их вносят пользователи недр,осуществляющие добычу полезных ископаемых); акцизы (установлены на отдельныевиды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшимихарактеристиками)[17].
Помимо этого пользовательнедр уплачивает и другие платежи, сборы и налоги (за землю, акваторию и т. д.).
Форма внесения платыможет быть как денежной, так и натуральной — в виде части объема добытойпродукции, выполнения работ или оказания услуг.
2.3Основания возникновения и прекращения права недропользования
Предоставление недр впользование, в том числе предоставление их в пользование органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальнымгосударственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формыбланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые,графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частьюлицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Таким образом,основанием возникновения права недропользования является сложный юридическийсостав как совокупность юридических фактов, главное место среди которыхзанимает лицензия — специальное разрешение компетентногогосударственного органа по управлению использованием и охраной недр[18].
Предоставление участка(участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукцииоформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет правопользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения,определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии сФедеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»[19]и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия представляетсобой документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недрв определенных границах и в соответствии с указанной целью в течениеустановленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Лицензиянеобходима для получения всех видов права недропользования.
Она должна содержать:данные о пользователе, об органе, ее предоставившем, целевом назначении работ,границах участка недр, сроках, условиях платежей, уровне добычи минеральногосырья и соглашение о его долевом распределении, требования по охране недр,окружающей среды, безопасного ведения работ, а также сведения о правесобственности на геологическую информацию и др.
Порядок и основанияпредоставления лицензий зависят от вида недропользования (целей использованиянедр) и подробно урегулированы Положением о порядке лицензирования пользованиянедрами[20].
По общему правилупредоставление лицензий на пользование недрами осуществляется через проведениеконкурсов и аукционов. Основные критерии, которые при этом учитываются, — этонаучно-технический уровень представляемых на конкурсы и аукционы программ погеологическому изучению и использованию недр, полнота извлечения полезныхископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, срокиреализации соответствующих программ, эффективность природоохранных мероприятий.
Выдача, оформление ирегистрация лицензий на право пользования недрами осуществляютсягосударственными органами управления фондом недр. Для пользования недрамиконтинентального шельфа РФ необходимо решение Правительства РФ по результатамконкурса или аукциона.
На бесконкурсной основепредоставляются недра для использования:
— в целях захоронениярадиоактивных отходов и токсичных веществ (на основании решения Правительствапо согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ);
— в порядкепереоформления лицензий (при переходе права пользования к другому лицу,например, в случае реорганизации юридического лица);
— в целях геологическогоизучения недр (на основании решения органа управления фондом недр посогласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ).
Особенности порядкапредоставления недр в пользование определяются также видами полезныхископаемых, добыча которых производится.
Действующеезаконодательство подразделяет все полезные ископаемые на два основных вида: общераспространенныеи необщераспространенные.
Общераспространенныераспределены в недрах относительно равномерно и их месторождения встречаютсяповсеместно (например, песок, галька, гравий, глина, мел и др.). Кнеобщераспространенным относятся все прочие полезные ископаемые (нефть, газ,металлические руды и др.). Порядок пользования общераспространенньми полезнымиископаемыми устанавливается субъектами РФ.
Собственники, владельцыземельных участков имеют право, по своему усмотрению (свободно и бесплатно), вих границах осуществлять без применения взрывных работ добычуобщераспространенных полезных ископаемых, и строительство подземных сооруженийдля своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатациюбытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источникомцентрализованного водоснабжения[21].
Помимо лицензииконкретные условия недропользования могут определяться договором, который заключаетсяуполномоченным на то органом государственной власти и владельцем лицензии. Так,стороны могут заключать соглашение о разделе продукции. Отношения, возникающиев процессе заключения, исполнения и прекращения таких соглашений,регламентируются Федеральным Законом «О соглашениях о разделе продукции».
Сторонами соглашенияявляются: Российская Федерация — от ее имени выступают Правительство РФ илиисполнительный орган субъекта РФ, и инвесторы — граждане РФ и иностранцы,юридические лица и объединения юридических лиц, осуществляющие вложения средствв поиски, разведку и добычу полезных ископаемых.
Соглашения заключаютсягосударством с победителем конкурса или аукциона, проводимых в порядке,установленном законодательством о недрах. Законом предусмотрены случаибесконкурсного заключения соглашений. Соглашения, заключенные без проведенияконкурса или аукциона, а также связанные с недропользованием на континентальномшельфе, в исключительной экономической зоне и на участках, отнесенных к особымгосударственным стратегическим интересам, должны утверждаться федеральнымзаконом.
Соглашения о разделепродукции регулируют вопросы поисков, разведки, добычи минерального сырья,раздела произведенной продукции между государством и инвестором, а также еетранспортировки, хранения, переработки, использования и реализации.
В частности, государствосохраняет свою монополию на добычу радиоактивного сырья, захоронениерадиоактивных отходов и токсичных веществ. В соответствии с Федеральным Законом«О драгоценных металлах и драгоценных камнях»[22] государству (РоссийскойФедерации и ее субъектам) принадлежит преимущественное право на заключениедоговоров о приобретении в собственность добытых драгоценных металлов идрагоценных камней в целях пополнения Государственного фонда драгоценныхметаллов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондовдрагоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ (п. 5). Отдельныеразведанные месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, состоящиена государственном учете, не передаются в пользование или изъяты из пользованияи включаются в Федеральный фонд резервных месторождений.
Существуютоснованиядля прекращения права пользования недрами. К числу наиболее общих основанийпрекращения права недропользования относятся[23]:
1) истеченииустановленного в лицензии срока ее действия;;
2) отказ владельцалицензии от права пользования недрами;
3) возникновенииопределенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлениемкоторого прекращается право пользования недрами;
4) переоформлениелицензии с нарушением требований закона.
Право пользования можетбыть досрочно прекращено, а также приостановлено или ограничено в случаях[24]:
1) возникновениянепосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих взоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
2) нарушенияпользователем недр существенных условий лицензии;
3) систематическогонарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
4) возникновениячрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);
5) если пользователь недрв течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами впредусмотренных объемах;
6) ликвидации предприятияили иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра былипредоставлены в пользование;
7) по инициативевладельца лицензии;
8) непредставленияпользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством РФ о недрах.
При несогласиипользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограниченииправа пользования недрами он может обжаловать его в административном илисудебном порядке.
Заключение
В результатепроведённого исследования было установлено:
1. Правовойрежим недр регламентируется горным законодательством. К недрам относятся толькоприродные объекты — сплошные породы, породы, находящиеся в жидком ипарообразном состоянии, и имеющиеся между пород естественные пустоты.
2. Позаконодательству РФ недра предоставляются в пользования для: геологическогоизучения; добычи полезных ископаемых, в т.ч. для использования отходовгорнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; строительстваи эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезныхископаемых; образования особо охраняемых геологических объектов (научные иучебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы,пещеры и др.); сбора минералогических, палеонтологических и другихгеологических коллекционных материалов.
3. Пользователяминедр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от формсобственности, в т.ч. юридические лица и граждане других государств, если иноене предусмотрено законодательством. недра предоставляются в пользование наоснове лицензий, т.е. документов, удостоверяющих право их владельцев напользование участками недр в определенных границах и в соответствии суказанными целями в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренныхтребований и условий. Предоставление лицензий на пользование недрамиосуществляется одновременно с предоставлением земельного участка в соответствиис земельным законодательством.
4. Недра вграницах территории РФ (включая подземное пространство и содержащиеся в немполезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы) являются государственнойсобственностью. Для гарантированного обеспечения государственных потребностейРФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияетна национальную безопасность РФ, обеспечивает основы ее суверенитета, а такжедля выполнения обязательств по международным договорам РФ отдельные участкинедр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получатьстатус объектов федерального значения.
5. Недропользованиепредставляет собой юридический институт, деятельность, связанную сиспользованием полезных свойств недр, в том числе: а) их изучение(геологическое, геофизическое, геохимическое и гидрогеологическое), а такжеизучение осадочных бассейнов геодинамического районирования, и определениесейсмоопасных зон и т. П., что может быть государственным, региональным илокальным; б) эксплуатацию месторождений различных видов полезных ископаемых;в) первичную обработку (обогащение) минерального сырья; г) освоение подземногопространства и использование геоэнергетических ресурсов; д) проектирование истроительство горных предприятий (здесь особое место принадлежит институтугорного отвода), их ликвидацию, консервацию.
Списокисточников и литературы
IНПА
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12.12.1993 (от 30.12.2008 № 7-ФЗ) // Российская газетаот 21.01.2009 № 7.
2. Федеральныйзакон от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О континентальном шельфеРоссийской Федерации» // Российская газета от 07.12.1995 № 237.
3. Федеральныйзакон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // Российскаягазета от 11.01.1996 № 5.
4. Федеральныйзакон от 26.03.1998 № 41-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «О драгоценных металлах идрагоценных камнях» // Российская газета от 07.04.1998 № 67.
5. Закон РФ от21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 26.07.2010) «О недрах» // Российская газета от15.03.1995 № 52.
6. ПостановлениеПравительства РФ от 28.04.2003 № 249 (ред. от 22.04.2009) «О порядке и условияхвзимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр,осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфеРоссийской Федерации и в исключительной экономической зоне РоссийскойФедерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях,находящихся под юрисдикцией Российской Федерации» // Российская газета от07.05.2003 № 85.
7. Налоговыйкодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от28.09.2010) // Российская газета от 06.08.1998 № 148-149.
IIСудебная практика
8. ПостановлениеВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1 (ред. от 26.06.2007) «О порядке введения вдействие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» // ВедомостиСНД и ВС РФ. — 20.08.1992. — № 33.
IIIУчебная и научная литература
9. БоголюбовС.А., Горкина И.Д. и др. Комментарий к ФЗ «О недрах» // Законодательство иэкономика. – 2009. — № 4. – 182 с.
10. Борисов А.Н.Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации «О недрах». — М.: Изд-во:Деловой двор, 2009. – 187 с.
11. ВеремееваМ.В. Как взимаются платежи за пользование недрами?.. // Российского права. – 2007.- № 1. – С. 42-45.
12. Данилова Н.В.Право государственной собственности на недра: Дис.… канд. юрид. наук:12.00.03: Тюмень, 2003 — 251 c.
13. Дубовик О.Л.Экологическое право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби,Изд-во Проспект, 2006. – 688 с.
14. Ерофеев Б.В.Экологическое право. Учебник. 3-е изд. доп. – М: ИД «ФОРум»: ИНФРА-М, 2006. –384 с.
15. Жариков Ю.Новое в российском законодательстве о недрах. // Законодательство и экономика.– 2009. — № 7. – С. 42-45.
16. ЗаславскаяЛ.А. Немного о законе о недрах. // Государство и право. – 2007. — № 2. – С.19-22.
17. Теплов О.М.Основания предоставления прав пользования недрами. // Государство и право. –2008. — № 12. – С. 51.
18. Толстых Н.Правовое регулирование организации и проведения конкурсов (аукционов) на правопользования недрами. // Право и экономика. – 2008. — № 5. – С. 59-61.
19. Харьков В.Н.Рациональное использование земельных ресурсов: понятие и правовоерегулирование. // Государство и право. – 2005. — № 9. – С. 55-59.
20. ЯмалетдиновР.Р. Правовая охрана недр в Российской Федерации. // Право: Теория и Практика.– 2004. — № 3. – С. 32-35.