Реферат по предмету "Государство и право"


Правовое регулирование института юридического лица

Содержание
Введение
1.Понятие, признаки и виды юридического лица
1.1Понятие и значение юридического лица
1.2Признаки и виды юридических лиц
2.Правовое регулирование создания юридического лица
2.1Способы создания юридических лиц
2.2Учредительные документы
2.3Государственная регистрация юридических лиц
Заключение
Списокиспользованных источников

Введение
Российскоеобщество в последние 10-15 лет пережило глубокие экономические и политическиетрансформации, коренным образом изменившие уклад жизни и менталитет российскогонаселения. Жизнь современного обществанемыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения ихличных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовойформой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и являетсяконструкция юридического лица.
Именноправовая конструкция юридического лица полезна и даже необходима длянормального функционирования экономики, и в силу данного положения особоговнимания заслуживает регулирование процесса возникновения данного субъекта.
Появление института юридического лица в самом общем видеобусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права:усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношенийи, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественногоразвития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц,как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным дляразвивающегося экономического оборота.
Сегодняни одна из существующих правовых систем не представляет своего существования безтакого субъекта права, как юридическое лицо. Зародившись, по мнению отдельныхучёных, ещё в Древнем Риме в виде частных корпораций, конструкция юридическоголица из века в век становилась всё более совершенной и сегодня приобреланастолько привычный характер, что уже практически никем не оспаривается.
Значениекоммерческих и некоммерческих организаций в гражданском обороте труднопереоценить, особенно в свете развития в нашей стране рыночных механизмовхозяйствования. Сейчас всё ещё большее количество субъектов предпринимателейпредпочитают заниматься этой деятельностью в форме юридического лица. Постатистическим данным, примерно 73% юридических лиц являются коммерческими, тоесть создаются прежде всего для извлечения прибыли.
Вопрособразования юридического лица представляется актуальным, значимым и интересным– в научном и практическом отношении юридические лица в данный момент являютсяглавными участниками гражданского оборота: именно они производят большую часть товарови услуг, являются основными налогоплательщиками. По этой причине, в условияхразвития рынка в нашей стране и всё возрастающего желания субъектов гражданскихправоотношений обезопасить себя и свои материальные средства правовымиспособами, наибольшую актуальность приобретает вопрос регулирования созданияюридических лиц.
Дляэкономического роста общества необходимо всяческое содействие возникновениююридических лиц.
Косновным целям работы можно отнести:
— освещение проблемы в теоретическом аспекте (определение понятия «юридическиелица», рассмотрение регулирования процесса образования юридических лиц и т.д.),изложение собственной точки зрения по рассматриваемым вопросам;
— изложение истории развития отношений по созданию юридических лиц, зарубежный опытрегулирования обозначенных правоотношений, теоретические основы возникновенияновых субъектов, особенности правового регулирования создания организаций.
Вработе были использованы труды таких авторов как: Д.А. Сумской, И.В. Зыкова,Т.А. Гусева и А.В. Чуряев, И.В. Григорашт, А.В. Началов, Н.М. Голованов идругие.

1.Понятие, признаки и виды юридического лица
 
1.1Понятие и значение юридического лица
 
Вкачестве участников гражданских правоотношений — субъектов гражданского правамогут выступать не только отдельные граждане, но и различные организации. Вотличие от имеющих естественное происхождение людей — лиц физических, онисоздаются не природой, а самим обществом и правом и называются, в отличие отфизических лиц, лицами юридическими.
Гражданскоезаконодательство большинства зарубежных стран либо вообще не дает определенияюридического лица, либо ограничивается самыми обычными и краткимиформулировками.
Предпринимательскиеорганизации, осуществляющие хозяйственную деятельность на профессиональной основе,производят определенную продукцию либо занимаются ее заготовкой, реализуютпродукцию и иные товары и приобретают сырье и материалы, оказываютхозяйственные услуги другим организациям и гражданам. Организации, занимающиесяне коммерческой и не хозяйственной, а иной — гуманитарной, просветительской илидаже управленческой деятельностью, тем не менее, вынуждены, хотя бы вминимальной степени, участвовать в хозяйственных связях и имущественныхотношениях, которые в обществе, основанном не только на рыночной, но и наплановой административно-командной экономике (в последнем случае, правда, сизвестной спецификой), неизбежно принимают форму гражданских правоотношений.Таким образом, организации не могли бы осуществлять необходимые имхозяйственные связи, если бы не были наделены способностью быть субъектамигражданских прав и обязанностей.
Однаконе всякая организация может быть признана юридическим лицом и фактическидействовать как субъект гражданского права. В качестве субъектов гражданскихправоотношений могут выступать лишь организации, обладающие материальной,фактической способностью самостоятельно участвовать в товарно-денежных,рыночных отношениях. Поэтому организации, которые закон объявляет юридическимилицами, всегда обладают следующими прямо установленными законом или вытекающимииз него признаками.
Всеюридические лица в России проходят государственную регистрацию, а подавляющеебольшинство имеет печати и расчетные счета в банках, однако все эти внешниеатрибуты не отражают сущности юридического лица. Обязательной государственнойрегистрации подлежат граждане-предприниматели и некоторые неправосубъектныеорганизации, например филиалы и представительства иностранных компаний, неимеющие статуса юридического лица, которые также могут иметь свои печати ибанковские счета, но юридическими лицами по российскому законодательству неявляются.
Исходяиз сказанного и основываясь на законе, сложившейся практике и данных научныхисследований, можно дать следующее определение юридического лица: юридическоелицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном веденииили оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своимобязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать иосуществлять имущественные и личные неимущественные права, нестисоответствующие обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Вданном определении указываются признаки юридического лица - это такиевнутренние присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а всевместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаватьсясубъектом гражданского права.
Правоваядоктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака юридическоголица, которые подробно будут рассмотрены и исследованы в следующей главе.

1.2Признаки и виды юридических лиц
Юридическимлицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственномведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своимобязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать иосуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК).
Выделяюттакие признаки юридического лица:
а)организационное единство;
б)имущественная обособленность;
в)самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам;
г)участие в гражданском обороте от своего имени[1].
Организационноеединство выражается в том, что юридическое лицо представляет собой организацию,которая имеет самостоятельный правовой статус, отделенный от правового статусасоздавших или входящих в нее участников (учредителей). Такая обособленностьюридического лица закрепляется в учредительных и иных документах организации,определяющих порядок ведения ее дел.
Учредительныедокументы определяют правовой статус юридического лица. При этом учредительнымиявляются документы, на основании которых учреждается (создается ирегистрируется) и действует данная организация.
Всоответствии с п. 2 и п. 3 ст. 48 ГК в зависимости от того, какие правасохраняют его учредители (участники) в отношении этого юридического лица илиего имущества, юридические лица делятся на:
-юридическиелица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права(хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительскиекооперативы);
— юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещное право(государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения);
— юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеютимущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения),благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц)[2].
Взависимости от основной цели деятельности (ст. 50 ГК) юридические лица делятсяна коммерческие и некоммерческие.
Основнойцелью деятельности коммерческой организации является получение прибыли ивозможность ее распределения среди участников.
Некоммерческойорганизацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качествеосновной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль междуучастниками.
Впункте 2 ст. 50 ГК содержится исчерпывающий перечень коммерческих организаций.Основными видами коммерческих организаций являются хозяйственные общества итоварищества. Они являются наиболее распространенными формамипредпринимательства как в России, так и за рубежом. В континентальном праве этиорганизации называются компаниями (фирмами), а в американском — корпорациями.[3]
Хозяйственнымитовариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделеннымна доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом (п. 1ст. 66 ГК).
Хозяйственныетоварищества могут быть двух видов — полные товарищества и товарищества на вере(коммандитные товарищества), а хозяйственные общества могут создаваться в формеакционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительнойответственностью (ст. 66 ГК).
Полнымпризнается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии сзаключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностьюот имени общества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащимим имуществом (п. 1 ст. 69 ГК).
/>/>Товариществомна вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором нарядус участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскуюдеятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом(полными товарищами), имеются один или несколько участников-вкладчиков(коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностьютоварищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия восуществлении товариществом предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 82 ГК).
Разновидностямихозяйственных обществ являются общества с ограниченной ответственностью,общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества.
Обществомс ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькимилицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенныхучредительным договором размеров; участники общества с ограниченнойответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков,связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Обществомс дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькимилицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенныхучредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несутсубсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом водинаковом для всех кратном размере стоимости их вкладов, определяемомучредительными документами общества (п. 1 ст. 95 ГК)[4].
Акционернымобществом согласно п. 1 ст. 96 ГК признается общество, уставный капиталкоторого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества(акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных сдеятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Всоответствии с законодательством Российской Федерации акционерные обществабывают двух типов: открытые и закрытые. Указание на факт, является лиакционерное общество открытым или закрытым, должно содержаться в его фирменномнаименовании (п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об акционерных обществах»), вуставе общества (п. 3 ст. 11 Федерального закона «Об акционерных обществах»).
Ккоммерческим организациям также относятся:
— производственный кооператив (артель), которым признается добровольноеобъединение граждан на основе членства для совместной производственной или инойхозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной,сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовоеобслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом или иномучастии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов(ст. 107 ГК). Видами производственных кооперативов являются:сельскохозяйственная артель, рыболовецкая артель, кооперативное хозяйство, иныекооперативы.
— государственные (муниципальные) унитарные предприятия. Унитарным предприятиемпризнается коммерческая организация, не наделенная правом собственности назакрепленное за ней собственником имущество (абз.1 п. 1 ст. 113 ГК).
Кнекоммерческим организациям относятся:
— потребительский кооператив — добровольное объединение граждан и юридических лицна основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностейучастников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевыхвзносов.
— община малочисленных народов — форма самоорганизации лиц, относящаяся кмалочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или)территориально-соседскому признакам, создаваемая в целях защиты их исконнойсреды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни,хозяйствования, промыслов и культуры.
— общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческоеформирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основеобщности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественногообъединения.
— фонд — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и(или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов,преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные илииные общественно полезные цели.
— учреждение — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденнаягражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественныхвзносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные,образовательные или иные общественно полезные цели.
— объединения юридических лиц — коммерческие организации в целях координации ихпредпринимательской деятельности, а также представления и защиты общихимущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения вформе ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
— объединения работодателей — форма некоммерческой организации, основанная начленстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).
— некоммерческое партнёрство — основанная на членстве некоммерческая организация,учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам восуществлении деятельности, направленной на достижение определённых целей.
— автономная некоммерческая организация — не имеющая членства некоммерческаяорганизация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основедобровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в областиобразования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры испорта и иных услуг.
— государственная корпорация — не имеющая членства некоммерческая организация,учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданнаядля осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезныхфункций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
— товарная биржа — организация с правами юридического лица, формирующая оптовыйрынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой вформе гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и вопределенное время по установленным ею правилам[5].

2.Правовое регулирование создания юридического лица
 
2.1Способы создания юридических лиц
Существуетдва способа создания юридического лица: учреждение и реорганизация.
Приучреждении юридического лица первым делом определяется, в какой именноорганизационно-правовой форме будет создано юридическое лицо, каково будет егоназвание, разрабатываются учредительные документы организации.
Послевыбора наиболее оптимальной организационной модели будущего юридического лицарешаются такие вопросы, как выбор названия организации, подбор адреса местанахождения, подготовка учредительных документов и совершение иных действий,предусмотренных законодательством при создании юридических лиц даннойорганизационно-правовой формы. Именно организационно-правовой формой определяютсякак права и обязанности самой организации, так и объём прав и обязанностейучастников, а так же порядок управления юридическим лицом и ряд иных вопросов.
Однимиз отличий юридических лиц различных организационно-правовых форм являетсяобъём и содержание прав учредителей (участников) в отношении конкретногоюридического лица.[6]
Следующимэтапом в процессе создания является выбор названия для создаваемогоюридического лица. Однако следует помнить, что немало споров и проблем связанос наличием юридических лиц, зарегистрированных не просто со схожим, но даже сидентичным наименованием.
Ещёодним этапом в процессе создания юридического лица является выбор адреса местанахождения организации.
Послепринятия и утверждения решения о создании организации и её учредительныхдокументах для легализации статуса юридического лица необходимо осуществитьпроцедуру государственной регистрации.
Насегодняшний день выделяют три основные формы государственной регистрации:
— разрешительная форма,
— явочная форма,
— уведомительная форма.
Перваяиз выделенных форм — разрешительная. Из самого ее названия видно, чтогосударственная регистрация основывается на необходимости получения согласия(разрешения) органа публичной власти, который либо разрешает такую регистрацию,либо ее запрещает. При этом подразумевается явно негативное отношение к такомуразрешительному акту. Как правило, он принимается не на основе законодательноустановленных условий (оснований), а имеет под собой исключительно субъективныеначала.[7]
Впротивоположность разрешительной форме регистрации в цивилизованныхгосударствах преобладает явочная (иногда употребляются термины —явочно-нормативная или заявительная) форма. Она основана на ограниченном(соразмерном) вмешательстве государственной власти в корпоративные отношения, вчастности в отношения по государственной регистрации юридических лиц. Какправило, задача такого вмешательства — это стабильное функционирование рыночнойэкономики, обеспечение ее прогрессивного развития.
Снедавнего времени в теории активно обсуждается и так называемая уведомительная формагосударственной регистрации юридических лиц — еще более либеральная форма ихлегализации. Роль государственных органов при ее применении сведена к минимуму.Чтобы зарегистрировать юридическое лицо заявитель должен лишь уведомить об этомгосударственные органы (причем это может быть осуществлено, например, путемотправки необходимого заявления по почте или даже с помощью средств телефоннойсвязи). С момента получения такого уведомления на государственных органах лежитобязанность по занесению представленных сведений в специально созданный дляэтого государственный реестр, т.е. выполняется чисто техническая работа.Юридическое лицо считается созданным не с момента вынесения соответствующегорешения регистрирующим органом (что характерно для двух указанных выше форм), ас момента подачи заявителем уведомления.[8]
Ещёодин способ создания юридического лица – реорганизация.
Действующеегражданское законодательство России не определяет, что такое реорганизацияюридического лица, фиксируя лишь формы, в которых она может осуществляться. В цивилистическойдоктрине под реорганизацией юридических лиц принято понимать установленнуюзаконодателем процедуру перехода прав и обязанностей одних юридических лиц кдругим в порядке правопреемства.
Существуютследующие способы реорганизации:
— добровольный (по решению участников либо органа юридического лица);
— разрешительный (с согласия государственных органов, если это прямо указано взаконе);
— принудительный (по решению уполномоченных государственных органов или суда впредусмотренных законодательством случаях).[9]
ГражданскийКодекс РФ (ст. 57) предусматривает следующие формы реорганизации: слияние,присоединение, выделение, разделение, преобразование.
Слияниеозначает слиться в единое целое, т.е. соединение двух или несколькихюридических лиц, при котором происходит объединение их прав и обязанностей, водно целое юридическое лицо.
Присоединениепредполагает, что одно юридическое лицо присоединилось к другому, при этом всеимущественные права и обязанности присоединяющегося лица переходят к главнойорганизации.
Разделениеозначает, что одно юридическое лицо разделилось на две и более части, прежнееюридическое лицо прекращает свое существование, а его права и обязанностипереходят к вновь созданным юридическим лицам.
Выделение,как форма реорганизации, характеризуется тем, что основное юридическое лицопродолжает свое существование, но из его состава выделились какие-то отдельныеструктурные подразделения в самостоятельное юридическое лицо.
Преобразованиепредполагает изменение организационно-правовой формы юридического лица, приэтом прекращается существование организации в прежнем виде, а ее права иобязанности переходят к правопреемнику.
Такимобразом, создание юридического лица происходит двумя способами: путёмучреждения и реорганизации. Оба способа достаточно широко применяются напрактике.
2.2Учредительные документы
Всоответствии с Гражданским кодексом РФ юридическое лицо действует на основанииучредительных документов. Это своеобразная визитная карточка предприятия. Вучредительных документах юридического лица должны определяться наименованиеюридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностьююридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные закономдля юридических лиц соответствующего вида.
Вкачестве учредительных документов могут выступать устав, учредительный договор,а в случаях, предусмотренных законом — общее положение об организациях данноговида (только для некоммерческих организаций).[10]
Составучредительных документов для разных видов юридических лиц различен. П.1 ст.52 ГКРФ выделяет в этой связи три категории юридических лиц, действующих:
— на основании устава (уставные юридические лица);
— на основании учредительного договора и устава (договорно-уставные юридическиелица);
— на основании только учредительного договора (договорные юридические лица). [11]
Вкачестве примера уставных юридических лиц (а это самая большая категория) можнопривести акционерные общества, производственные и потребительские кооперативы,государственные и муниципальные унитарные предприятия, общественные ирелигиозные организации (объединения), фонды.
Уставутверждается учредителями (участниками). По своей правовой природе это особыйлокальный нормативный акт, определяющий правовое положение юридического лица ирегулирующий отношения между ним и его участниками. Процедура утвержденияустава для различных видов юридических лиц определена законом: уставпроизводственного кооператива утверждается общим собранием его членов (п.1ст.108 ГК РФ), устав ООО — всеми учредителями (п. ст.89 ГК РФ), решение обутверждении устава АО принимается учредителями единогласно (п.3 ст.9 ФЗ «Обакционерных обществах»), устав унитарного предприятия, основанного на правехозяйственного ведения, утверждается уполномоченным на то государственныморганом или органом местного самоуправления (п.2 ст.114 ГК РФ), уставфедерального казенного предприятия — Правительством РФ (п.2 ст.115 ГК РФ).
Условия,включаемые в учредительные документы, определяются законом. Их можноподразделить на три группы:
а)обязательные для всех юридических лиц (предусмотрены императивными общимиположениями ГК РФ, содержащимися в п.2 ст.52);
б)обязательные для организаций определенного вида (предусмотрены императивнымиспециальными нормами);
в)факультативные, не противоречащие законодательству условия, включение которых вучредительные документы зависит от воли учредителей.[12]
Вкачестве условий, обязательных для включения в учредительные документы всехюридических лиц, в п.2 ст.52 ГК РФ указаны «наименование юридического лица,место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица», атакже предмет и цели деятельности для тех юридических лиц, которые по законуобладают специальной (уставной) правоспособностью (ст.49 ГК РФ). К таковымотносятся некоммерческие организации, унитарные предприятия и в предусмотренныхзаконом случаях другие коммерческие организации. Большинство коммерческихорганизаций, обладающих общей правоспособностью, предмет и цели своейдеятельности определять в учредительных документах не обязаны, однако вправеэто сделать.
Учредительныедокументы обладают обязательной силой для самого юридического лица и длятретьих лиц, вступающих в отношения с этим юридическим лицом. Так, есликонтрагент юридического лица, совершая сделку, знал или заведомо должен былзнать о том, что полномочия лица или органа этого юридического лица ограниченыего учредительными документами, но данное лицо или орган вышли за пределыданных ограничений, сделка может быть признана судом недействительной (ст.174ГК РФ). Также недействительна сделка юридического лица, выходящая за пределыего правоспособности (ст.173 ГК РФ).
Измененияв учредительные документы вносятся с соблюдением процедуры, предусмотреннойзаконом и самими учредительными документами. Изменения подлежат государственнойрегистрации. В отдельных случаях законом устанавливается уведомительныйпорядок: например, сообщения об изменениях в уставе общества, связанные сизменениями сведений о его филиалах и представительствах, представляются органугосударственной регистрации юридических лиц в уведомительном порядке (п.6 ст.5ФЗ «Об акционерных обществах»). Для третьих лиц изменения приобретают силу смомента государственной регистрации либо уведомления о них. П.3 ст.52 ГК РФ,однако, предусматривает, что юридические лица и их учредители не вправе ссылатьсяна отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами,действовавшими с учетом этих изменений. Данная норма направлена на защитуинтересов третьих лиц.
2.3Государственная регистрация юридических лиц
Государственнаярегистрация юридических лиц — это процесс, т.е. совокупность следующихопределенных процедур:
1)приема заявления (уведомления об изменении учредительных документов) иприлагаемых к нему документов, в том числе учредительных, на регистрацию сфиксацией даты приема документов;
2)выдачи заявителю расписки о принятии документов на регистрацию;
3)проведения правовой экспертизы на предмет соответствия учредительных документовзаконодательству и выявления нарушений установленного законом порядкаобразования юридического лица;
4)принятия по результатам правовой экспертизы регистрирующим органом решения огосударственной регистрации или мотивированного решения об отказе в таковой;
5)внесения в Единый государственный реестр юридических лиц на бумажном имагнитном носителе необходимых сведений о создании или прекращениирегистрируемого юридического лица (о внесении изменений в его учредительныедокументы) с фиксацией даты регистрации;
6)регистрации самих учредительных документов юридического лица (изменений к ним),либо признания данных документов недействительными (погашенными) в связи спрекращением юридического лица;
7)подготовки документа, подтверждающего факт государственной регистрации(свидетельство о государственной регистрации, паспорт юридического лица,выписка из государственного реестра и т.п.);
8)выдаче заявителю документа, подтверждающего факт государственной регистрации изарегистрированных учредительных документов (изменений к ним) с подтверждениемзаявителем факта выдачи документов;
9)архивации, хранения и пользования сведениями и документами государственногореестра.
Врезультате осуществления регистрационных процедур организация так же, как и впервом случае признается созданной, прекратившей свою деятельность(существование), либо зарегистрировавшей изменения учредительных документов.

Заключение
 
Всевиды юридических лиц (хозяйственные товарищества, хозяйственные общества,производственные кооперативы, государственные унитарные предприятия,потребительские кооперативы, фонды, негосударственные пенсионные фонды,общественные объединения, учреждения и т.д.) широко распространены в нашейстране. Юридические лица являются основным двигателем рыночных реформ.
Однимиз важных вопросов для реализации предпринимательской деятельности является еёлегализация, которая осуществляется посредством государственной регистрации.Действующее сегодня законодательство о государственной регистрации юридическихлиц, несмотря на то, что сделало значительный шаг вперёд, продолжает оставатьсяв ряде случаев проблемным, не обеспечивающим и не гарантирующим ценностирегистрации. В настоящее время существует ряд проблем по созданию юридическихлиц.
Такнапример, представляется целесообразным проводить правовую экспертизупредоставляемых на регистрацию документов. Федеральным Законом «Огосударственной регистрации юридических лиц» введён уведомительный порядокрегистрации юридических лиц. Для создания юридических лиц достаточно направить(в том числе и по почте) в адрес регистрирующего органа заявление с приложениемнеобходимых документов. На введение нового принципа регистрации указывает ст.23 Закона, посвященная отказу в регистрации. В соответствии с п. 1вышеназванной статьи отказ в регистрации допускается только в случаях, строгоопределенных Законом, а именно: непредставление предусмотренных Закономдокументов, необходимых для регистрации, или представление документов вненадлежащий регистрирующий орган. Указанная норма не соответствует общимпринципам, установленным ст. 51 ГК РФ. Несоответствие учредительных документовЗакону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Такимобразом, регистрирующие органы в силу ст. 51 ГК РФ наделены правом выявлятьнесоответствия положений учредительных документов нормам Закона, т.е. проводитьэкспертизу документов. Право регистрирующих органов осуществлять проверкудокументов юридического лица являлось, с одной стороны, причиной неоправданнобольших сроков регистрации, с другой — гарантией создания юридически чистыхсубъектов предпринимательской деятельности.
Следуетобратить внимание, что Закон о государственной регистрации юридических лиц несодержит такого основания для отказа в государственной регистрации, какнесоответствие законодательству. Предлагается внести соответствующие измененияв ст. 51 ГК РФ, исключающие из перечня оснований для отказа в регистрациинесоответствие учредительных документов нормам Закона и нарушениеустановленного порядка образования юридического лица.
Такимобразом, предлагается отменить государственный контроль регистрирующимиорганами за соблюдением законодательства при создании, реорганизации иликвидации юридического лица. Известно, что в процессе проведения регистрацииюридических лиц выявляется достаточное количество нарушений, влекущих отказ врегистрации. Причем нарушения, как правило, связаны именно с включением вучредительные документы положений, противоречащих Закону.
ВРоссии в настоящий момент нет законодательных оснований для отказа вгосударственной регистрации в связи с тем, что организация с такимнаименованием уже существует.
Такимобразом, представляются крайне необходимыми разработка и принятие в кратчайшиесроки Федерального закона «О регистрации и использовании фирменногонаименования юридического лица» (принятие которого предусмотрено ч. 4 п. 4 ст.54 гражданского Кодекса РФ), целью которого должно быть установление запрета насоздание и функционирование юридических лиц со схожими и идентичныминаименованиями. В названном нормативном акте должны найти отражение преждевсего обязанность предварительной проверки наименования на неповторяемость;критерии, определяющие неповторяемость (например, можно воспользоватьсяпрактикой московского законодательства и считать наименование идентичным приполном совпадении всех знаков и символов); возможность предварительно«зарезервировать» наименование и установление срока данного приоритета. Такженеобходимо определить ответственность за незаконное использование чужогонаименования.
Чтокасается уже созданных организаций с одинаковыми наименованиями, то оптимальнымрешением видится внесение изменений в части названия данных организаций путемдобавления числительных или иных отличающих символов или слов, либо же, порешению учредителей, — изменение названия юридического лица полностью.
Законодателине решили проблему регистрации юридических лиц с одинаковыми наименованиями,указав исчерпывающий перечень документов, представляемых для регистрации, ивключив в Закон статью с закрытым перечнем оснований для отказа в регистрации.Закон допускает также регистрацию нескольких юридических лиц по одному и томуже адресу, а в результате десятки, а то и сотни организаций имеютместонахождение в одном помещении.
Действующаяв настоящее время процедура создания юридических лиц сложна и запутанна.Главной причиной несовершенства является отсутствие единой системызаконодательства, определяющей порядок и процедуру государственной регистрацииюридических лиц.

Список использованныхисточников
Нормативные правовые акты
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) [Текст]//Российская газета, N237(853), 25 декабря 1993
2. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть I) от 30.10.1994 г. 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ21.10.1994 г.) (в ред. ФЗ от 03.06.2006 г.) [Текст] //СЗ РФ, от 05.12.1994 г.
3. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть II) от 26.01.1996 г. 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ22.12.1995 г.) (в ред. ФЗ от 02.02.2006 г.) [Текст]//СЗ РФ, от 29.01.1996 г.
4. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть III) от 26.11.2001 г. 146-ФЗ (принят ГД ФСРФ 01.11.2001 г.) (в ред. ФЗ от 02.02.2006 г.) [Текст] //СЗ РФ, от 03.12.2001г.
5. Гражданскийпроцессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. [Текст] // СЗ РФ от18.11.2002, № 46, ст. 4532, СЗ РФ от 03.01.2005.
6. ФедеральныйЗакон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О государственнойрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[Текст] //Российская газета. 10 августа 2001 г. № 153
7. ФедеральныйЗакон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «Об обществах с ограниченнойответственностью» [Текст] // Российская газета. 17 февраля 1998 г.
8. ФедеральныйЗакон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «Об акционерныхобществах»[Текст] // Российская газета. 29 декабря 1995 г. № 248
9. ФедеральныйЗакон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об общественныхобъединениях»[Текст] (принят ГД ФС РФ 14.04.1995) (с изм. и доп. от18.04.2006)
10. ФедеральныйЗакон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О государственных имуниципальных унитарных предприятиях» (принят ГД ФС РФ 11.10.2002) [Текст]// Российская газета. 3 декабря 2002. № 229
11. ФедеральныйЗакон от 8 мая 1996 г. (с изменениями и дополнениями) № 41-ФЗ «О производственныхкооперативах» [Текст] // Российская газета. 16 мая 1996 г. № 91.
12. ПостановлениеПравительства РФ от 19 июня 2002 г. (с изменениями и дополнениями) № 438 «ОЕдином государственном реестре юридических лиц» [Текст] // Российская газета.26 июня 2002 г. № 113
13. ПостановлениеПравительства РФ от 26 февраля 2006 г. (с изменениями и дополнениями) № 110 «Осовершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учётюридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [Текст] // Российскаягазета. 13 марта 2004 г. № 151.
14. Гражданскийкодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) [Текст] // «Ведомости ВС РСФСР», 1964,№ 24, ст. 407. (утратил силу)
Научная литература
1. АлексийП.В. Некоммерческие организации как юридические лица. Учебное пособие [Текст]//Книжный мир, 2008. – 442 с. – ISBN 5-8354-0016-0.
2. БурлуцкаяТ.П. Регистрация юридических лиц. [Текст] М., 2009. – 200 с. – ISBN5-476-00503-2.
3. ГоловановН.М. Юридические лица[Текст] // Питер, 2009. – 307 с. – ISBN 5-8354-0061-6.
4. Гражданскоеправо современной России [Текст]: учебное пособие / Козырь О.М., Маковский А.Л.– М.: Статут, 2008. – 253 с. – ISBN 5-8354-0435-3
5. Гражданскоеправо [Текст]: учебник для вузов / Под ред. Калпина А.Г. – М.: Юристъ,Издательская группа, 2009. – 535 с. – ISBN 5–7975–0299–2.
6. Гражданскоеправо [Текст]: учебник для вузов: В 2 томах: Т. 2 / Под ред. Садикова О.Н. –М.: Юридическая фирма Контракт ИД Инфра-М, 2007. – 608 с. – ISBN5–16–002861–7/5–98209–016–6.
7. Гражданскоеправо. Том 2. Учебник. Издание четвертое, переработанное и дополненное [Текст]:учебник для вузов / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект,2008. – 848 с. – ISBN 5-392-00024-1
8. Гражданскоеправо. Том 2. [Текст]: учебное пособие / Под ред. Суханова Е.А.– М.: ВолтерсКлувер, 2007. – 496 с. – ISBN 5-466-00083-2
9. ГригораштИ.В. Зависимые юридические лица в гражданском праве. [Текст] – М.: ВолтерсКлувер, 2007. – 99 с. – ISBN 5-9614-0178-2.
10. ГрудцинаЛ.Ю. Регистрация юридических лиц. Практические рекомендации[Текст] //Бератор-Пресс, 2008. – 253 с. – ISBN 5-8354-0435-3.
11. ГусеваТ.А., Чуряев А.В. Государственная регистрация юридических лиц. Учебное пособие.[Текст] – М.: Деловой двор, 2008. – 535 с. – ISBN 5–7975–0299–2.
12. ЗахаровВ.А. Создание юридических лиц: правовые вопросы. [Текст] – М.: НОРМА, 2002… –608 с. – ISBN 5–16–002861–7/5–98209–016–6.
13. ЗыковаИ.В. Юридические лица: создание, реорганизация, ликвидация. – 2-е изд.,перераб. и доп. [Текст] – М.: Ось-89, 2007. –348 с. – ISBN 5-392-00024-1
14. КозловаН.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учебноепособие для вузов[Текст] // Статут, 2009– 496 с. – ISBN 5-466-00083-2
15. КорянинаТ.В., Новиков И.В. Государственная регистрация юридических лиц[Текст] / подред. Д.Ю. Сальникова. 2008. – 366 с. – ISBN 5-365-00187-7.
16. НачаловА.В. Юридические лица и индивидуальные предприниматели: создание,реогрганизация, ликвидация. [Текст]– М.: НалогИнфо, 2007. – 224 с. – ISBN5-94373-024-9.
17. СотниковаЛ.В. Реорганизация юридических лиц. правовые основы, бухучёт, налогообложение[Текст]– Журнал «Налоговый вестник», 2006. – 672 с. – ISBN 5-8354-0895-3
18. СумскойД.А. Статус юридических лиц: Учебное пособие для вузов. [Текст] – М.: ЗАОЮстицинформ, 2006. – 543 с. – ISBN 5–7357–0058–8.
19. СухановЕ.А. Гражданское право [Текст]: учебное пособие / Е.А. Суханов. – M.: Статут,2008. – 588 с. – ISBN 5-8351-0489-6.
20. ТихомировМ.Ю. Юридические лица. Учебно-практическое пособие[Текст] // Издание М.Ю.Тихомирова, 2009. – 642 с. – ISBN 5-1478-2585-1
21. ТихомировМ.Ю. Учредительные документы юридических лиц [Текст]// Издание М.Ю. Тихомирова,2009. – 588 с. – ISBN 5-8351-0489-6.
22. ШершеневичГ.Ф. Учебник русского гражданского права [Текст]: В 2 т. Т. 2 / Г.Ф.Шершеневич. – М.: Издательство «Статут», 2009. – 461 с. – ISBN 5-8354-0260-1.
23. ШирокуноваО. Как открыть своё дело. Создание юридического лица[Текст] // Феникс, 2008. –362 с. – ISBN 5-8354-2365-8
Материалы судебнойпрактики
1. ОпределениеВАС РФ от 17.03.2008 N 3664/08 по делу N А50-3350/1007-Г-27
2. ОпределениеВАС РФ от 14.03.2008 N 2945/08 по делу N А47-2052/07
3. ОпределениеВАС РФ от 14.03.2008 N 17154/07 по делу N А07-22962/06-А-ААД


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :