Реферат по предмету "Государство и право"


Права человека и гражданина: отечественная и международная практика

Содержание
1. Права человека и гражданина:отечественная и международная практика
1.1 История формирования прав человека
1.2 Структура прав человека и гражданина
1.3 Основные и иные права человека игражданина
1.4 Роль государства вобеспечении прав и свобод человека и гражданина
1.5 Деятельность института Омбудсмена вРоссии
1.6. Заключительная часть: Реализацияправ и свобод в России
2. Решение задач
Список используемой литературы

1. Права человека игражданина: отечественная и международная практика
1.1 Историяформирования прав человека
Праваи свободы человека и гражданина в современном демократическом мире — основаправового государства. Содержание прав и свобод многообразно и охватывает всестороны жизни личности. Они включают право на свободу мысли, религиозныеубеждения, физическую безопасность, право на свободу передвижения в своейстране, возможность покидать ее и возвращаться. Признается право человекасвободно распоряжаться своими способностями к труду, право собственности и ряддругих прав. Обладание правами и свободами, на которые не может посягатьгосударство, обеспечивает личности возможность утвердиться в качестведостойного члена общества. Государства уже не могут действовать, пользуясьнеограниченным выбором средств и способов по отношению к личности. Ее права,свободы и обязанности сформулированы в международных документах (декларации,договоры, пакты, хартии, конвенции) и в национальном законодательстве(Конституция страны, законы, подзаконные акты).
Правачеловека и гражданина утвердились в их современном виде не сразу. Процесс ихстановления сопровождался многовековой борьбой и большими жертвами. Самовозникновение категории «права человека» было невозможно ни в государствахДревнего Востока, ни при рабовладении, ни при феодализме. Лишь с массовымвозникновением наемного труда, освобождением личности от феодальной зависимостичеловечество вышло на новый этап развития. В период кризиса феодализмапередовые мыслители боролись за свободу частной собственности, свободу передвижения,духовную свободу личности (свободу совести, мысли и слова), за созданиевыборных законодательных органов, равного для всех правосудия. У истоковпризнания прав и свобод стояли выдающиеся политики и мыслители и мыслители: Г. Гроций(1583-1645) в Голландии, Д.Локк (1632-1704) в Англии, Вольтер (1694-1778),Ш.Л.Монтескье (1689-1755), Ж.Ж. Руссо (1712-1778) во Франции, И. Кант(1724-1804) в Германии, Т. Джефферсон (1743-1826) в США, С.Е. Десницкий(1740-1789), А.Н. Радищев (1749-1802), М.М. Сперанский (1772-1839), декабристП.Я. Чаадаев (1794-1856) в России.
Впроцессе осмысления прав, свобод и их границ в XVII— XVIII вв. сформировалисьтри теории их обоснования, сохранившиеся до настоящего времени. Теологическоеучение признает человека божественным творением, на свободу которого не можетпосягать государственный деспотизм. Теория естественного права опирается на самфакт принадлежности человека к сообществу себе подобных. В основе неотъемлемыхправ и свобод человека современная демократия провозглашает человеческоедостоинство. Историческая теория прав человека связывает свободу личности сразвитием экономических, политических, социальных и идеологическихзакономерностей общества. Обладание гражданством конкретного государстваобогащает права человека, дает им более эффективную защиту. Гражданин вовлеченв устойчивую политико-правовую, связь с государством, состоящую из взаимныхправ и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретногогосударства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. Однакореально может обеспечить права и свободы граждан только то государство, котороеутвердилось на основе права и демократии.
Государство,признав в своей конституции права человека и гражданина, обязуется черездеятельность органов власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядкаосуществлять их реализацию и защиту. Признание прав человека и гражданинаозначало исторически новое положение личности в обществе и государстве.Обязанности государства уже распространялись не только на своих граждан.Единство прав человека и гражданина предполагает, что граждан другогогосударства и лиц, не имеющих гражданства, нельзя рассматривать как бесправныеличности: они пользуются всеми правами и свободами, за исключением тех, которыепринадлежат только гражданину данного государства.
Вистории воплощение требований прав и свобод человека в законах и их соблюдениегосударством сопровождалось длительной борьбой и социальными потрясениями,первоначально — антифеодальными революциями в Голландии и Англии (XVII в.),Франции (1789 —1794), в борьбе за государственную независимость и свободу.
В новых государствахутверждались идеи свободы и равенства всех людей, закрепление прав и свободчеловека и гражданина: свобода собственности, торговли и предпринимательства,свобода слова, вероисповедания, неприкосновенность личности и т. п. Эти идеиполучили свое закрепление в новых декларациях и конституциях, биллях о правах,которые должно соблюдать и охранять новое буржуазное государство.
Наиболеевлиятельной считается Декларация прав человека и гражданина, принятая в 1789 г. во время Великой французской революции. В Декларации были сформулированы личные иполитические права, демократические принципы отношения личности и государства.К ним относились свобода совести, свобода слова и убеждений. Конкретизировалосьправо на личную безопасность запрещением необоснованного обвинения, незаконногозадержания, установлением права на защиту. Наказания устанавливались лишь всилу закона. Каждый «предполагается невиновным, пока не установленообратное, а в случаях задержания лица всякая излишняя строгость, не вызываемаянеобходимостью в целях обеспечения его задержания, должна сурово каратьсязаконом» (ст. 9 Декларации).
Декларацияпровозглашала, что «собственность есть право неприкосновенное исвященное» и «никто не может быть лишен ее иначе как в случаеустановленной законом несомненной общественной необходимости, и при условиисправедливого и предварительного возмещения». Декларация закреплялаполитические права гражданина. За гражданами признавалось право участвовать ввыборах парламента, лично или через своих представителей — в законотворчестве,хотя в тот период признавался высокий имущественный ценз и право избиратьраспространялось лишь на взрослое мужское население.
Принципыи нормы этого документа оказали влияние на конституционное творчество стран впоследующее время. Вместе с тем объем прав, утвержденных в период первыхантифеодальных революций, с развитием нового общества был признаннедостаточным. Капитализм в период своего становления характеризовался ничем неограниченной эксплуатацией наемного труда (14—16-часовой рабочий день,эксплуатация труда малолетних детей, женского труда). XIX век стал эпохойосознания новых социальных прав, основными из которых стали право на труд и ограничениерабочего дня. Эти права ассоциировались с правом на жизнь. Такой была с началаXIX в. позиция рабочего движения в Англии, требовавшего новой хартии прав ипоэтому названного «чартизмом» (от англ. charter— хартия, устав). Программа социалистического рабочего движения, в которомдействовали партии разных направлений, также требовала преобразованиякапитализма в Западной Европе, России, США. В XIX в. понятия«социалистический» и «социальный» имели в основномодинаковое значение, но борьба за расширение декларации прав была неотделимадля социалистов от требований всеобщего избирательного права. Идея социальных иизбирательных прав также поддерживалась мыслителями и политическими деятелями,не разделявшими социалистические доктрины, но стремившимися реформироватькапитализм. Среди них экономисты А. Смит и Д.С. Милль, философы Г. Гегель, Г.Спенсер, российские мыслители А.Н. Радищев, B.C.Соловьев, П.И. Новгородцев.
Борьбаза социальные права (право на труд, забастовки, коллективные договоры,организацию профсоюзов, пособия по безработице) привела к определеннымрезультатам лишь в XX в. Одновременно утверждалось всеобщее прямое тайноеизбирательное право.
Революционныепотрясения и мировые войны первой половины XX в. привели демократическоемировое сообщество к пониманию того, что попрание прав и свобод личности ведетк историческим катастрофам.
ОрганизацияОбъединенных Наций 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую декларацию правчеловека. В ней признавалось, что «пренебрежение и презрение к правамчеловека привели к варварским актам, возмущающим совесть человечества».Содержание этого демократического документа было углублено и конкретизированопринятыми 16 декабря 1966 г. Международным пактом об экономических, социальныхи культурных правах и Международным пактом о гражданских и политических правах1.
Всеобщая декларацияправ человека и Международные пакты о правах отразили новые подходы к правам,свободам и обязанностям личности во второй половине XX в. Расширился принциправноправия как равенство в правах и свободах независимо от пола, расы,национальности, социального происхождения, религиозных верований. Был признантакже новый по сравнению с XVII—XIX вв. принцип «социальнойсправедливости», утвердивший обязанность государства обеспечить праваграждан на определенный минимальный уровень заработной платы, пенсии постарости, пособия по безработице, общедоступное образование, медицинскоеобслуживание. Принцип социальной справедливости изменил отношение к частнойсобственности. Во многих обновленных конституциях, принятых во второй половинеXX в., признано, что собственность налагает ответственность, ее использованиене должно причинять ущерба безопасности, свободе и человеческому достоинству.
Наоснове Всеобщей декларации прав человека в 70-90-е годы принят рядмеждународных документов (конвенций, деклараций), утверждающих и защищающихличность с учетом ее природных свойств и признаков. В них защищены праваженщин, национальных групп, составляющих меньшинство в отдельной стране (праванациональных меньшинств), права ребенка.
Конвенцияо правах ребенка (1991 г.) принята с учетом того, что сознание, воля и эмоциидетей до восемнадцати лет находятся в процессе развития. Однако уже на этомуровне защищается его человеческое достоинство, право иметь религиозныеубеждения или не исповедовать никакой религии, свободно высказывать своиубеждения, быть членом детских и юношеских организаций, быть защищенным отжестокого обращения в школе, в семье.
Требованиеправ и свобод личности утверждалось в неразрывном единстве с обязанностью уважатьправа и свободы других членов общества. Всеобщая декларация прав человека в ст.20 установила:
«1.Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможносвободное и полное развитие его личности.
2.При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться толькотаким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечениядолжного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворениясправедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния вдемократическом обществе». Это же требование закреплено в каждом изМеждународных пактов о правах. Таким образом, признание прав и свобод человекаи гражданина не означает ничем не ограниченных действий. Взрослый и ребенок,мужчина и женщина, человек любой национальности обязаны не нарушать чужиеправа, воздерживаться от оскорбительных слов и действий по отношению кокружающим, не посягать на их жизнь, физическую неприкосновенность,собственность, уважать их веру, убеждения.
Праваи свободы человека и гражданина во всем их объеме существуют только вдемократическом обществе. Поэтому международные акты запрещают использоватьправа и свободы для подрыва демократических государственных и общественныхучреждений.
Государство,провозглашающее и обеспечивающее равноправие, социальную справедливость, всюсовокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, признаетсяправовым и социальным государством.
ПозицияСССР относительно международных актов о правах человека была сложной ипротиворечивой. Делегация СССР участвовала в работе над содержанием Всеобщейдекларации прав человека, однако этот акт не был подписан Союзом ССР.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был принятпо инициативе СССР и поддержан большинством членов ООН. Союз подписал обаМеждународных пакта о правах. Однако общественный и государственный строй СССР,характеризовавшийся до 1985 г. однопартийной системой, господством однойидеологии, запретом частной собственности, не мог обеспечить признание иреализацию прав и свобод личности. Только с 1985 г. в СССР начался процесспризнания прав человека.
ВРоссийской Федерации 22 ноября 1991 г. была принята Декларация прав и свобод человекаи гражданина, полностью соответствующая основополагающим международным актам. ВКонституции РФ 1993 г. права и свободы человека и гражданина провозглашенывысшей ценностью и одной из основ конституционного строя страны.
1.2Структура прав человека и гражданина
Правачеловека имеют сложную структуру: существуют определенные различия в понятиях«права человека» и «права гражданина», и «права» и «свободы» человека,«основные (фундаментальные) и иные права человека», «права индивида» и«коллективные права».
Подправами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям,независимо от расовых, национальных или социальных различий.
Правачеловека определяют минимум условий для сохранения человеческого достоинства ижизни, являются универсальной категорией, которые представляет собой вытекающиеиз самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболееважными благами и условиями безопасного, свободного существования личности вобществе.
Мировоесообщество выработало требования международных стандартов по правам человека,которые закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ГенеральнойАссамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международном пакте о гражданских иполитических правах (1966); Международном пакте об экономических, социальных икультурных правах (1966), в документах Совещания по безопасности исотрудничеству в Европе (1975), в различных международных договорах.
Большинствоиз этих стандартов рассматривается международным сообществом в качествеобщепризнанных принципов и норм международного права, имеющих обязательную силудля всех государств мира. Поэтому законодательство Российской Федерации — полноправного члена международного сообщества — ориентируется на эти стандарты.
Правачеловека должны предоставляться каждому индивиду и гарантироваться конституциейстраны и национальным законодательством. Признавая международные нормы поправам человека, государство берет на себя обязательства не только передмеждународным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.
Правамчеловека присущи следующие признаки:
-онивозникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека сучетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;
-складываютсяобъективно и не зависят от государственного признания;
-принадлежатиндивиду от рождения;
-являютсянепосредственно действующими;
-имеютнеотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух,земля, вода и т.п.);
-признаютсявысшей социальной ценностью;
-выступаютнеобходимой частью права, определенной формой выражения его главногосодержания;
-представляют собойпринципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающиеиндивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенныеблага;
-ихпризнание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
Каждыйиндивид вправе требовать от государства выполнения им взятых на себямеждународных обязательств. В этих целях он может использовать как национальныемеханизмы защиты своих прав, так и обращаться в международные органы защитыправ человека. Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, надостойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем необязательно, чтобы он обладал качествами гражданина, а для реализации остальныхправ это требуется.
Правагражданина — это охраняемая законом мера юридически возможногоповедения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишьтого, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридическиекатегории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могутсуществовать независимо от их государственного признания и законодательногозакрепления, вне связи человека с конкретной страной.
Определенныйнабор естественных прав в той или иной мере существовал на ранних этапахгосударственной организации человечества. Так, в социально-политической мыслидревности уделялось значительное внимание характеристике взаимоотношенийгосударства и личности.
Нотолько в эпоху буржуазных революций идея прав человека была воспринятаобществом и впервые закреплена в таких документах как Декларация независимостиСША (1776), Декларация прав человека и гражданина Франции (1789) и др.
Исходя из этаповпровозглашения основных прав и свобод права человека и гражданина разделяют натри поколения:
— первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIIIвв.) гражданские и политические права, которые получили название негативных,т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от властигосударства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы исамовыражения индивида (право на жизнь, свободу и безопасность личности,неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательноеправо, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);
— второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами,которые утвердились как таковые к середине XXвека под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономическогоположения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистическихидей. Данные права иногда называют позитивными, так как их реализация, в отличиеот реализации прав первого поколения, требует целенаправленных действий состороны государства, т.е. его позитивного вмешательства в их осуществление,создания необходимых обеспечивающих мер (право на труд и свободный выборработы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, наздравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизниобщества и т.п.);
— третье поколение охватывает права коллективные или солидарные, вызванныеглобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждомуиндивиду, сколько целым нациям, народам (право на мир, благоприятную окружающуюсреду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.).Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождениямногих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических игуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качествеюридически обязательных норм.
В зависимости отсодержания различают следующие права:
— гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайна переписки,телефонных переговоров и др.);
— политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равныйдоступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги,демонстрации и др.);
— экономические (право частной собственности, на предпринимательскуюдеятельность, на труд, на отдых и др.);
— социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрануздоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);
— культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользованиерезультатами научного и культурного прогресса; свобода литературного,художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).
В зависимости отпринадлежности лица к конкретному государству имеются следующие права:
— права российских граждан;
— права иностранных граждан;
— права лиц с двойным гражданством;
— права лиц без гражданства.
Основныеправа и свободы гражданина – прежде всего конституционные права, которыеявляются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения, т.е. носятестественный характер (ст.17, п.2 Конституции РФ). Принципиальным являетсятакже положение о том, что осуществление основных прав и свобод не должно нарушатьправа и свободы других лиц, что имеет важное значение для обеспечениянормальной жизнедеятельности общества и каждого человека. Ни одно общество неможет предоставить человеку безграничную свободу, так как это бы привело кэгоистическому своеволию, к бесконечным столкновениям и конфликтаминдивидуальных интересов. В том случае, когда права и свободы человеканарушаются в результате злоупотреблений со стороны других лиц, государствопредоставляет возможность защищать эти права и свободы всеми способами, незапрещенными законом, в т.ч. государственными.
Правами свободам человека и гражданина посвящена глава 2 Конституции РоссийскойФедерации, в которую входят 47 статей.
1.3Основные и иные права человека и гражданина
Необходимовнести ясность в понятие «основные», «конституционные» и иные права человека.Отсутствие строгости формулировок в ряде конституций несколько затрудняет ответна этот вопрос. Однако, на наш взгляд, основные права индивида — это и естьконституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст.17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФосновных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление другихобщепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в п. 2 ст. 17речь идет только об основных правах человека, что позволяет подчеркнуть ихособые свойства — неотчуждаемость и естественный характер (принадлежностькаждому от рождения).
Основныеправа являются субъективными. Это истина, которая сегодня очевидна, в ходеисторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в начале XX в. врезультате долгих споров о понятии субъективного права вообще и основных прав вособенности выкристаллизовалось новое понимание основных прав как субъективныхи гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицом властных структур.
Пониманиепод «основными» фундаментальными правами конституционных прав получилодостаточно широкое распространение с середины XIX в. В специальной литературестало обычным рассматривать конституционные права как основные.
Этонашло выражение в Веймарской конституции, было воспринято Основным законом ФРГ,а затем рядом новых европейских конституций. «Какое бы обозначение нивыбиралось, речь, по существу, всегда идет о тех правах, которые являютсяфундаментальными для обеспечения правового статуса человека и гражданина икоторые поэтому получают гарантии в основных законах государства»1.
Всовременном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределыотдельного государства, возникла необходимость в создании универсальныхмеждународно-правовых стандартов, которые также являются основными правамичеловека. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовыхактов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности,определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться. Этоозначает, что права и свободы человека
пересталибыть объектом только внутренней компетенции государства, а стали делом всегомеждународного сообщества. Сегодня объем прав и свобод личности определяется нетолько конкретными особенностями того или иного общества, но и развитиемобщечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью интегрированностимеждународного сообщества.
ПринятиеБилля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.),Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1976 г.),Факультативный протокол № 1 и Факультативный протокол № 2 к Международномупакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения вправосубъектность человека, который становится субъектом не тольковнутригосударственного, но и международного права. Согласно международномузаконодательству, все лица, проживающие в государстве — участнике пактов или накоторых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможностьпользоваться правами, предусмотренными пактами, без различия по признаку расы,цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений,национального либо социального происхождения, имущественного, сословного илииного положения. Это обязывает все присоединившиеся государства привести своенациональное законодательство в соответствие с требованиями пактов. Послеприсоединения создается правовая ситуация, при которой международно-правовыеакты получают приоритет над внутренним законодательством. Поэтому гражданин,политические или гражданские права которого на7;| рушены, можетобратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если имисчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (ст. 2Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политическихправах).
Европейскаяконвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматриваетвозможность человека обратиться в Европейский Суд для защиты нарушенного правана тех же условиях — исчерпанности всех внутригосударственных средств защитыправ, предусмотренных национальным законодательством.
Всеобщаядекларация прав человека, международные пакты о правах человека, Европейскаяконвенция о защите прав человека и основных свобод определили тот универсальныйнабор основных прав и свобод, который в единстве призван обеспечить нормальнуюжизнедеятельность индивида. Этот каталог прав возник не на пустом месте; онформировался на основе тысячелетнего опыта борьбы за свободу и социальныйпрогресс.
Поэтомув современных условиях под основными правами человека, на наш взгляд, следуетпонимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовыхдокументах по правам человека, в частности в Международном Билле о правахчеловека, а также в Европейской конвенции о защите прав человека и основныхсвобод 1950 г., Европейской социальной хартии 1961 г. Любое основное правочеловека должно быть признано каждым государством-участником независимо от егоконституционного закрепления. Приоритет международного права по отношению квнутригосударственному в области прав человека становится общепризнаннымпринципом международного сообщества. Он закреплен и в Конституции РФ.
Выделениекатегории основных прав человека отнюдь не означает отнесение иных прав к«второсортным», менее значимым, требующим меньших усилий государства по ихобеспечению. Речь идет о другом. Основные права и свободы составляют стерженьправового статуса индивида, в них коренятся возможности возникновения другихмногочисленных прав, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Этиправа очень важны для индивида, его взаимодействия с другими людьми, собществом и государством. От основного права может отпочковаться значительноеколичество других прав. Например, ст. 21 Всеобщей декларации прав человекапредусматривает, что каждый человек имеет право принимать участие в управлениисвоей страной непосредственно либо через свободно избранных представителей. Этоосновное право порождает иные права: на участие в самоуправлении, правовыдвигать своего кандидата во время избирательной кампании, право требоватьотчета у избранного депутата о выполнении им своих обязанностей, правообращаться с запросом к депутату по какому-либо вопросу, связанному сдеятельностью последнего, и т. д.
Часть1 ст. 22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого.Это основное право порождает целую систему прав, закрепленных в УК РФ, ГК РФ,Кодексе РФ об административных правонарушениях, УПК РФ, ГПК РФ и другихнормативных актах.
Поэтомуосновные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства,важнейших международно-правовых актах по правам человека, являются правовойбазой для производных, но не менее важных его прав.
1.4Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина
Правачеловека не следует понимать только как средство достижения какого-либо блага,они сами материализуются в некую социальную ценность, если обеспечены условиямижизни и гарантированы. В данном случае роль государства является не простоважной, но, пожалуй, самой главной и самой существенной. Естественно-правовыетрадиции и взгляды основаны на том, что в догосударственном состоянии произвол(свобода) каждого человека не ограничивался никакими факторами и состояниеобщества укладывалось в знаменитую формулу Т. Гоббса: «Война всех против всех».Люди, заключившие между собой договор о создании государства (в данном случаемы рассматриваем общественный договор не как конкретный исторический факт,чего, вероятно, в истории никогда не было, а как определенную методологическуюпозицию. — Авт.) передали ему свои права в обмен на то, что со стороныгосударства они получат надежную защиту и гарантию своей жизни и интересов.Утратив свою естественную свободу, они приобрели свободу гражданскую. Последняяотличается от первой тем, что свобода, потребности и притязания не могутсуществовать и проявляться в некоем вакууме. Быть членом общества — значитсоотносить свои поступки, действия с интересами других людей. Права и свободыне могут быть абсолютными, они имеют естественные рамки, которые как раз иопределяет государство, поскольку оно создается для блага всех — благой жизни,по Аристотелю.
Государствов процессе осуществления прав и свобод каждым индивидом не может и не должнобыть сторонним наблюдателем. В данном случае оно является как быравнодействующей силой, которая примиряет эгоистические интересы отдельныхчленов общества, противоречия частного, индивидуального и общего, используя приэтом правовые средства.
Пристолкновении интересов людей и религиозная, и светская доктрины имеют общуюформулу: «Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». ЕщеБ. Спиноза утверждал, что мера свободы индивида и государства определяется непредписанием дозволенного им своеволия, а степенью их разумности, посколькусвобода возможна лишь на основе и в границах познанных естественныхнеобходимостей. Только разумная воля, с его точки зрения, является свободной, агосударство может быть признано таковым, если его законы основываются наздравом рассудке.
Взаимнаясвобода людей неизбежно предполагает и ее взаимные ограничения, нисколько ненарушая при этом равноправие граждан, поскольку предполагается их взаимнаяответственность. Социальные возможности обретают юридическую форму правчеловека, в то время как социальные необходимости юридической формой своеговыражения имеют обязанности.
Категориясоциальной свободы может рассматриваться только в паре с категорией социальнойответственности. Это общепризнанная международно-правовая ивнутригосударственная практика. Конституция России в данном случае допускаетвозможность ограничения прав и свобод человека, но только в той мере, в какойэто необходимо в целях защиты конституционного строя, а также «нравственности,здоровья, законных прав и законных интересов других людей...» (ч. 3 ст. 55).Конституция устанавливает, что «осуществление прав и свобод человека игражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3. ст. 17).Президент Российской Федерации согласно ст. 80 Конституции является гарантомправ и свобод граждан.
Весьмаважным государственным институтом в механизме обеспечения прав и свободчеловека является должность Уполномоченного по правам человека, которая введенав феврале 1997 г. Федеральным конституционным законом РФ «Об Уполномоченном поправам человека в Российской Федерации». В статье 1 Закона говорится, чтодолжность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждаетсяв соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантийгосударственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважениягосударственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.Примечательно, что Уполномоченный по правам человека назначается на должность иосвобождается от должности Государственной Думой Федерального СобранияРоссийской Федерации. Закон устанавливает, что Уполномоченный при осуществлениисвоих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам идолжностным лицам.
Строгоговоря, реализация и эффективность норм о правах и свободах человека в любомгосударстве, обществе так или иначе зависит от многих факторов. Не претендуя наисчерпывающую полноту, в качестве таковых можно указать на некоторые из них:степень демократичности властных институтов государства; политические,культурные и правовые традиции; состояние экономки; нравственная атмосфера истепень согласия в обществе; состояние законности и правопорядка и т.п.Следовательно, для того чтобы обеспечить перевод возможностей, содержащихся вдействующем законодательстве, в конкретные правоотношениянеобходимосоздать надежный механизм реализации и контроля з соблюдением прав и свободчеловека и гражданина, поскольку человек «включен» во многие социальныеотношения, выполняет множество социальных ролей, а гражданин участвует только втех связях, которые носят правовой характер. В демократическом правовомгосударстве в этом заинтересованы не только отдельные личности, но и властныеструктуры, которые в первую очередь создаются именно для охраны прав и свободчеловека. В качестве примера можно сослаться на ст. 2 Конституции РФ, в которойговорится: «… Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека игражданина — обязанность государства».
Символично,что указанная статья располагается в разделе «Основы конституционного строя»,тем самым подтверждается защита прав, свобод, интересов индивида в качествепринципа общества и государства. Таким образом, механизм обеспечения правчеловека объективно приобретает форму юридических гарантий.
Говоряо гарантиях, подразумевающих под собой совокупность факторов, условий,принципов, обеспечивающих эффективную реализацию прав и свобод человека,необходимо помнить о таком их свойстве, как процедурность, поскольку внеопределенных правил юридические гарантии утрачивают правовую форму, а вместе сней и надежность. Сами по себе юридические нормы не могут гарантировать правчеловека, но их реализация без адекватного правового оформления снижаетвозможности их защиты со стороны государства.
Юридическиепроцедуры, в рамках которых регулируются и охраняются права и свободы человека,как правило, содержатся в конституциях. Отвлекаясь от индивидуальныхособенностей тех или иных государств, можно сказать, что конституция определяетпорядок обращения гражданина в суд в случае нарушения его интересов; порядокрассмотрения дел; право на обращение в органы международной юрисдикции, еслиисчерпаны все внутригосударственные возможности; право на получениеквалифицированной юридической помощи; право на возмещение ущерба, причиненногонезаконными действиями (или бездействиями) должностных лиц и органовгосударства и т.д.
Системагарантий реализуется через деятельность государства. Во второй половине XXстолетия после всех ужасов и социальных потрясений, которые выпали на долючеловечества, стала весьма влиятельной и популярной идея социальнойсолидарности, идущая от французского социолога и юриста Л. Дюги. Изначально этаконцепция была альтернативой революционному пути развития, человеческогообщества и сориентирована на реформистские, ненасильственные методы разрешениясоциальных конфликтов. Связи, объединяющие людей в обществе, являются узамисоциальной солидарности или взаимозависимости. Современное государство, там,где функционирует реальная демократия, более не является аппаратом насилия иугнетения, как это было ранее. Теория и практика сходятся в том, чтогосударство должно стать органом компромисса всех слоев общества, факторомумиротворения и согласия. Это требует, естественно, некоего объединяющегосимвола, идеи, имеющих масштаб общенациональной ценности.
Нельзякатегорично утверждать, что является более существенным и главным для всехлюдей, без исключения, но думается, Что право на жизнь — все-таки главное правочеловека. Оно было записано и провозглашено 10 декабря 1948 г. во Всеобщейдекларации прав человека и имеет следующую редакцию: «Каждый человек имеетправо на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». Вместе с темважнейшие аспекты содержания права на жизнь не нашли своего места в основныхуниверсальных документах, таких, как Международный пакт о гражданских иполитических правах и т.д. Право на жизнь чаще всего интерпретируется как правоиндивида на свободу и личную неприкосновенность, порой сводя проблему к отменесмертной казни.
Содержаниеправ человека на жизнь и роль государств в этой связи следует пониматьзначительно шире, чем это принято. Право на жизнь — это прежде всего право намир в самом широком смысле этого слова. Оно включает в себя обязательствагосударств не допускать войн и вооруженных конфликтов, актов терроризма,преступных посягательств на жизнь и здоровье людей. Данная проблема должнарассматриваться не только в аспекте прав отдельного человека, но и через призмуинтересов нации, народности, этноса.
Правона жизнь не является элементарным отражением всех других прав человека, а имеетсобственное социальное содержание, синтезируя все другие права и свободы всамом главном и ценном. Сознавая некоторую упрощенность подобного подхода, темне менее справедливо выдвигать тезис о том, что право на жизнь предполагаетправо человека на достойное человеческое существование. Реализация права нажизнь требует гарантий и других прав человека, прежде всего права на труд,образование, здравоохранение и т.п.
Правачеловека — исторически подвижная категория, постоянно видоизменяющаяся вместе сэволюцией общества и государства. Ранее права человека понимались прежде всегокак автономия личности, как ее свобода от государственного вмешательства.Сейчас акценты сместились в сторону положительных услуг государства в адресконкретной личности. В русле подобных концептуальных положений вызывает, мягкоговоря, некоторое недоумение идея «минимизации» государства в области экономикии социальной политики, имеющая не так уж и мало сторонников. Причем происходитэто на фоне постоянного недоедания, бездомности, апартеида, геноцида и расовойдискриминации сотен миллионов людей. В этой связи важно не забывать о том, чтовозможности общества как саморегулирующейся системы довольно велики, но небезграничны. Без государства, без его участия многие социальные проблемыостанутся неразрешенными.
Современныегосударства стремятся быть не только правовыми, но и социальными одновременно,что нередко получает свое конституционное закрепление. Европейская социальнаяхартия (1961 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурныхправах (1966 г.) и другие международно-правовые документы содержат, правда, внесколько декларативной форме, требования к государствам в областиэкономической и социальной политики.
Природасоциально-экономических прав («прав второго поколения») является предметомдискуссий, поскольку многие юристы отрицают за ними свойство субъективных правна том простом основании, что они не всегда могут быть обжалованы и защищены всуде (право на труд, на безопасную экологию и т.п.). Их способ защиты несовпадает с механизмом отстаивания личных и политических прав, но не перестаетот этого быть значимым для каждого отдельного человека.
Рыночнаяэкономика порождает неравенство экономическое и социальное, а порой июридическое, что может привести к значительной социальной напряженности.Изначально рынок не предполагал никаких социальных гарантий, особенно на первыхэтапах. Только потом, под воздействием субъективных и, видимо, большей частьюобъективных факторов произошло то, что в последнее время стали называть«социализацией капитализма».
Государстводолжно гарантировать каждому человеку приемлемые стандарты жизни,предполагающие определенный уровень жилья, работы, питания, образования,социального страхования, медицины, культурного уровня и т.п.
Современноеправовое социальное государство является совершенно новым этапом развитиягосударственности. В последнее время в литературе все чаще стали встречатьсяутверждения о том, что социальное государство является своеобразной антитезойгосударству либеральному. Нельзя сказать, что они являются бесспорными, однакоимеют под собой некоторую основу. Правовое государство эпохи «классическоголиберализма» было основано на идеологии крайнего индивидуализма, негативномпонимании свободы, невмешательства в экономику и имело вид своеобразного«ночного сторожа», единственной функцией которого являлась охрана правопорядка.Постепенная социализация государства привела к тому, что оно получило название«государство всеобщего благоденствия».
Социальноегосударство должно тесно взаимодействовать с индивидом на основе программнойцели — обеспечения достойных условий жизни. Государство обязано создавать всевозможности для саморазвития личности, при этом исключать факторы, питающиесоциальное иждивенчество. Не только государство — должно отвечать передгражданином за его уровень жизни, но и гражданин на основе гарантированнойсвободы и отношений собственности обязан отвечать за свое материальноеобеспечение. Если в обществе созданы все условия для того, чтобы заработать, агражданин их не использует, говорить об ответственности государства в данномслучае не имеет смысла.
Следуетпризнать неверной посылку об ослаблении социальных качеств государства.Современное демократическое, правовое, социальное государство имеет множестворычагов воздействия на экономику с целью выполнения своих собственныхсоциальных функций. Это налогообложение, кредиты, инвестиции, антимонопольноезаконодательство, финансирование социальных программ и многие другие.
Формированиесоциального Государства — довольно сложный и длительный процесс. Он объективнотребует наличия определенного экономического потенциала. Особые трудности стоятперед тем государством, которое одновременно пытается стать и правовым, исоциальным. В качестве примера можно сослаться на Российскую Федерацию, гдереформы по многим показателям отбросили общественное развитие на многие годыназад. Правовые принципы и начала никогда не рассматривались как свойствагосударственной власти. Кардинальных изменений в этой области и сейчас непроизошло. Но еще хуже обстоят дела в экономике. Приватизация, рассчитанная насоздание миллионов собственников, проведена с нарушением элементарных нормсоциальной справедливости, а самое главное, не обеспечила отделениясобственности от власти. Государственная монополия сменилась монополиейразличного рода корпораций, извлекающей сверхприбылиприполном отсутствии конкурентной борьбы. В таких условиях равенство социальныхвозможностей, т.е. краеугольный камень рыночного хозяйства, превратился в фарс.Социальную функцию государства в таких условиях очень трудно наполнить реальнымсодержанием, а значит, трудно гарантировать экономические, культурные исоциальные права.
Длятого чтобы в полном объеме каждый человек имел возможность реализоватьпринадлежащие ему права и свободы, государство обязано создать также иопределенные политические гарантии. Это в полной мере относится к осуществлениючеловеком социально-экономических, политических и личных прав. Социальнаяценность государства состоит в том числе и в его опоре на право. Связанностьгосударства правом является общим местом современной политической культуры,которая основывается на приоритете прав и свобод личности перед государственнойвластью. Без государства, без определенных юридических процедур права и свободымогут иметь лишь условный характер. Права человека не могут быть гарантированытам, где нет разделения властей. Это относится к разряду политических аксиом.Условием создания демократической государственности, а следовательно, имеханизма реализации прав и свобод личности является политическая консолидацияобщества. Государство обязано предпринимать все меры для того, чтобы исключатьвероятность межнациональных конфликтов, острых социальных противостояний междуразличными социальными прослойками гражданского общества.
Идеяправ человека является великим объединительным фактором, преобразующиминдивидуальное и общественное сознание и формирующим совершенно новыедемократические стандарты и правила человеческого сообщества.
Всякоедемократическое государство или любое другое, претендующее на это высокоезвание, обязано создавать и необходимые правовые предпосылки для реализацииправ и свобод человека. Речь в данном случае идет о законности. Режимзаконности представляет собой такие политические, социальные и моральныеобстоятельства, при которых соблюдение законов и добросовестное исполнениеюридических обязанностей является принципом деятельности всех субъектов права,в том числе государственных органов, должностных лиц, негосударственныхорганизаций и отдельных граждан.
Прослеживаясвязь государства и законности, можно констатировать наиболее органичное соединениезакона с демократией, с деятельностью правового государства, в которомглавенствуют законодательные органы, а все остальные не просто подчиняютсязакону, но видят свое назначение в проведении законов в жизнь.
Вдемократическом государстве все равны перед законом и, следовательно, несутравные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение законности.Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы итребования их соблюдения выражают волю большинства народа.
Законность,в свою очередь, служит утверждению демократии. Она охраняет демократическиеправа граждан, общественных движений и организаций, обеспечивает приоритетноезначение парламентских актов; гарантирует соблюдение демократических процедуркак в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.
Государствообязано создавать правовые, политические, культурные, экономические,социально-психологические гарантии для осуществления прав и свобод человека.
Эффективной реализацииправ и свобод личности должна служить и четкая работа органов, образующихправоохранительную систему. Ведущее положение занимает в ней суд. По месту ироли суда в обществе можно судить о степени демократичности государства. Важнымэтапом в становлении подлинно независимого суда, а стало быть надежногообеспечения прав человека стало принятие Федерального конституционного закона«О судебной системе Российской Федерации», который в п. 2 ст. 1 констатировал,чтосудебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной иисполнительной властей. Данный закон устанавливает, что вступившие в законнуюсилу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектовРоссийской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения,вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключенияорганов государственной власти, органов местного самоуправления, общественныхобъединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежатнеукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Впоследнее время во многих странах, в том числе и в России, сложился институтконституционного контроля, которому принадлежит важное место в юридическоммеханизме защиты прав и свобод человека.
1.5 Деятельностьинститута Омбудсмена в России
Всовременной России получил развитие институт Уполномоченного по правам человека(Омбудсмена). В странах Западной Европы омбудсмен – это государственныйслужащий, который рассматривает жалобы граждан на злоупотребления властью всферах государственного управления.
ДолжностьУполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации1993 года. Пункт «д» части 1 статьи 103 Конституции относит к ведениюГосударственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующегов соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном поправам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ. Статья 1этого закона гласит: «Должность Уполномоченного по правам человека в РоссийскойФедерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации вцелях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, ихсоблюдения и уважения государственными органами, органами местногосамоуправления и должностными лицами». Деятельность Уполномоченного дополняетсуществующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечетпересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту ивосстановление нарушенных прав и свобод.
Нафедеральном уровне работает уже третий в новейшей российской историиУполномоченный по правам человека Российской Федерации В.П. Лукин.Уполномоченные по правам человека избраны региональными парламентами в 31субъекте Российской Федерации.
Учреждениеинститута Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации какгосударственного органа — одно из важнейших достижений демократическихпреобразований в России. Для нашей страны создание такого института былоявлением новым, хотя в мировой истории он известен давно. В классическом видеинститут омбудсмена, — так называют уполномоченных по правам человека в Европеи в мире, — был создан в 1809 году в Швеции.
Поокончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своейдеятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации иГосударственную Думу, Правительство России, Конституционный Суд РФ, ВерховныйСуд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации,руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации иуполномоченным по правам человека в субъектах РФ. Уполномоченный можетнаправлять в Государственную Думу специальные доклады, посвященные тем сферамжизни, где имеются существенные нарушения прав человека.
Вспециальных докладах обобщаются типичные и носящие массовый характер нарушенияправ граждан, отражается деятельность федерального Уполномоченного повосстановлению нарушенных прав, предлагается комплекс законодательных,экономических, организационных, воспитательных и иных мер для искоренения этихнегативных явлений.
А.Ю.Сунгуров выделяет три основных направления в деятельности уполномоченных поправам человека:
нацеленностьслужб исполнительной власти на решение проблем жителей, на их обслуживание, счем коррелируется видение российского президента на эффективность работычиновников — предоставление ими качественных публичных услуг населению;
предотвращениенарушений прав человека, внедрение международных стандартов прав человека вреальную практику стран;
снижениеуровня коррупции.
ПоявлениеУполномоченного по правам человека в России является следствием демократизацииобщества, усвоения гражданами соответствующих институтов и практик. Однако,эффективность функционирования этого института будет зависеть от понимания егороли и места государственными структурами, структурами гражданского общества,отдельными гражданами
1.6 Заключительнаячасть: Реализация прав и свобод в России
Конституцияустанавливает конкретные критерии, в соответствии с которыми федеральнымзаконом могут быть ограничены основные права и свободы (ч.3, ст.55):
— защита основ конституционного строя;
— защита нравственности;
— защита здоровья;
— защита прав и законных интересов других лиц;
— обеспечение обороны страны;
— обеспечение безопасности государства.
Какзамечает Э. Шнайдер, данный пункт статьи «не содержит указаний на то, в какомобъеме в вышеназванных сферах могут быть ограничены основные права». Содержитсятолько общее положение о том, что ограничение должно действовать в той мере, вкакой это необходимо в конкретных случаях.
Исследователямиобычно рассматриваются три возможных варианта реализации прав и свобод гражданв современной России: возвращение назад (в советское прошлое), сохранениесоздавшейся ситуации и движение вперед, под которым подразумевается движение вевропейском направлении, т.е. европейский путь развития страны. Эти путиразделяются соответствующими группами ожиданий или ориентаций. Первый путьотстаивают ретрограды — те, кто хочет возвращения общества в старое состояние:патерналистское, социалистическое, коммунистическое; второй путь — те, ктонастроен консервативно и кого устраивает нынешняя ситуация; третьего путипридерживаются те, кто хочет, чтобы Россия стала европейской страной.
Путьназад маловероятен для современной России. Однако, по какому пути пойдет дальшестрана — это вопрос, по которому еще не определились в России политики иобщество. После 11 сентября 2001 года выбор одного из двух возможных вариантовразвития России стал более отчетливым. По крайней мере, в сфере внешнейполитики — это европейский путь. Это интеграция в европейские институты,интеграция в мировые экономические, политические институты, это союз сзападными государствами.
Но,с другой стороны, в сфере внутренней политики пока существуют тенденцииконсервативного пути. И если первый выбор, европейский путь можно назватьвыбором в пользу демократии и гражданского общества, то второй путьхарактеризуется понятием «управляемая демократия». Под ней подразумеваютсяманипулируемые средства массовой информации, манипулируемая политическаясистема, манипулируемые выборы, т.е. имитация демократических институтов. Такрешения парламента предопределены с высокой долей вероятности исполнительнойвластью. При проведении выборов властью активно используется административныйресурс. Средства массовой информации, зачастую, не дают объективной оценкипроисходящих политических событий. Поэтому опасность такой имитационной илиуправляемой демократии сохраняется с достаточно высокой долей вероятности.
Еслив условиях демократии права человека являются основой существованиягражданского общества, то в условиях управляемой демократии — они ценностью неявляются. В век информационных технологий конкуренцию может выдержать толькотот, кто свободен в принятии решений, кто имеет полную информацию. Поэтому оттого, какой путь будет избран — европейский или путь управляемой демократии — зависит будущее России.
Вситуации, когда у всех одинаковые естественные права, но нет арбитра, не можетбыть справедливости. То есть человек оказывается судьей в своем собственномделе. А в таком случае конфликт может быть разрешен только силовым,несправедливым образом. Поэтому без государства реализовать естественные праваневозможно.
Вобозначенном аспекте у государства две функции. С одной стороны, необходимоочертить границы осуществления права, которые всем известны и одинаковы длявсех, что достигается законом, устанавливаемым парламентом. С другой стороны,существует необходимость рассудить, т.е. возможность в случае конфликтаапеллировать к третьей стороне, к судье, а не быть судьей в своем собственномделе.
Правачеловека – это то, что мы в данный момент считаем важным, с точки зрениячеловеческого достоинства. Эти параметры подвижны, изменчивы. В рамкахконституционализма имеются реальные механизмы, которые позволяют в этом планевлиять на власть.
Сточки зрения О.Ю.Малиновой существует непреложная истина: мы обладаем всемиправами человека, которые сами осознаем. Если общество плохо осознает этиправа, даже если они записаны в Конституции, они не могут работать и не могутразвиваться. Это очень характерная ситуация для российского общества.
2.Решение задач
1)гражданин Котелков С.И. был приглашен к другу на день рожденья. За столом,произнося тост в адрес именинника, Котелков не удержался и выпил три рюмкиводки. Вечером, возвращаясь домой на автомобиле, он был остановлен инспекторомГИБДД по поводу проверки документов и наличия алкоголя.
Какиемеры административного воздействия будут применены к правонарушителю?
Всоответствии со статьей 12.8 «Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред.от28.11.2009) «Управление транспортным средством водителем, находящимся всостоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу,находящемуся в состоянии опьянения», гражданину Котелкову С.И, находящемуся всостоянии алкогольного опьянения будут применены меры-: лишение правауправления транспортным средством на срок от полутора до двух лет .
2)Гражданка России Тюльпанова Е.Н. вышла замуж за гражданина США У.Смита. Будучибеременной, она решила навестить родителей в Италии, и во время полета всамолете, принадлежащей авиакомпании «Аэрофлот», родила ребенка.
Определитегражданство ребенка.
В соответствии со статьей 12 пункта.1 п.п «В»Федерального закона №62-ФЗ от 31.05.2002г. «О гражданстве Российской Федерации»ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на деньрождения ребенка: один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации,а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенокродился на территории Российской Федерации, а также согласно международногоправа Конвенции о сокращении безгражданства (Нью-Йорк,1961г.)1«рождение на судне или на воздушном корабле считается имевшим место натерритории того государства, под флагом которого это судно плавает, или натерритории того государства, в котором этот воздушный корабль зарегистрирован»,в данном случае ребенок родился на борту самолета компании «Аэрофлот»,принадлежащий Российской Федерации.
США признают институт двойного гражданства имножественного гражданства, поэтому гражданство Соединенных Штатов может бытьоформлено без отказа от предыдущего гражданства. Тутнужно помнить, что ребенок, родившийся за пределами США у граждан Америки,может подтвердить гражданство в том случае, если родители зарегистрируютрождение в консульстве США до 18-летия ребенка. Родители должны получить вконсульстве свидетельство о рождении и обратиться за американским паспортом дляребенка.

Списокиспользуемой литературы
1. Основы права. Учебникдля системы среднего профессионального образования Под общей редакциейпрофессора А.В. Мицкевича. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М 1998. —317 с.
2. В.И. Власов, доцент- раздел 1, В. В. Низовцев, доцент — раздел вводный, В.А. Шевченко, доцент — раздел 2 (при участии преподавателей С.В. Атаяна, СВ. Визнер) Основыправоведения: учебное пособие для студентов неюридических специальностей.Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1997 — 576с.
3. Теория государства иправа: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-2-е изд., перераб. идоп. М.: Юристь,2000.-776с.
4. Права человека:учебник/ отв. ред.Е.А. Лукашева.-2-е изд., перераб.-М: норма,2009-560с.
5. КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993г.
6. Федеральный закон№62-ФЗ от 31.05.2002г. «О гражданстве Российской Федерации».
7. «Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001г. №195-ФЗ (принятГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. От 28.11.2009)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат My Alarming Dream Essay Research Paper
Реферат Инфоpмационные технологии и их pоль в обществе
Реферат Взаимоотношения между Русью и Золотой Ордой
Реферат Давність української мови
Реферат Immigration Into The USA Essay Research Paper
Реферат Образно–стилiстичний та iконографiчний аналiз iкони "Старозавiтна Триiця" ("Гостиннiсть Авраама")
Реферат Создание web-сайта Богородского Благочиния
Реферат Парадоксы современного сэйлза: здравый смысл или отчетность?
Реферат Дополнительные средства оформления текстов (разработка урока, 11 класс)
Реферат Mystification Essay Research Paper Mystification
Реферат Совершенствование учёта животных на выращивании и откорме
Реферат Адище города в ранней лирике Маяковского
Реферат О. Конт как основатель позитивной науки об обществе - социологии
Реферат 9. 3 Стратегічна ціль. Привабливе для туристів Оперативна ціль. Наявність потужного інформаційного туристичного сайту
Реферат Репрессии 30-х годов. Сущность. Последствия