/> Контрольнаяработанатему:Правона свободу передвижения, выбора местопребывания и жительства в пределах РФ2009
Введение
Данная работапредполагает рассмотрение института, стоящего во главе угла конституции любогодемократического государства – “основные права и свободы человека и гражданина”и гарантий по защите этих прав и свобод Конституцией Российской Федерации.
Основнойзакон государства – Конституция, в первой своей главе “Основы конституционногостроя” декларирует положение о том, что “Человек, его права и свободы являютсявысшей ценностью государства. Признание, соблюдение и защита прав и свободчеловека и гражданина – обязанность государства”. Данное положение – одна изфундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием “высшая ценность” неопределяется никакая другая основа конституционного строя.
Признаниевысшей ценности прав и свобод человека означает приоритет прав и свободчеловека в деятельности всех органов государства, их ориентацию на эти права исвободы. Высшая ценность прав человека, во-первых, в выражении его свободы,во-вторых, права человека призваны служить ограничителем всевластиягосударства, препятствовать произволу государственных органов и должностныхлиц, необоснованному вторжению государства в сферу личной свободы человека.
Правовоеположение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуетсясовокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъектправоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, иконституционное право выполняет особую роль в установлении правового положениячеловека и гражданина.
Закон освободе передвижения гласит, что каждый, кто законно находится на территории России (гражданеРФ, иностранцы, соблюдающие законодательство о въезде и выезде, а также лицабез гражданства) имеют право свободно передвигаться и избирать место жительства(или временного пребывания).
Устанавливаяобщее правило свободного передвижения внутри России, закон вместе с темограничивает право свободного передвижения: в пограничной полосе; закрытыхвоенных городках; закрытых административно-территориальных образованиях; зонахэкологического бедствия; на территориях, где введено военное или чрезвычайноположение.
За пределамитаких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспортаили пешком не допускаются.
Право навыбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности.
Такимобразом, личные права и свободы человека и гражданина входят в состав основныхправ и свобод. Они являются основополагающими для каждого человека, и каждыйобладает ими от рождения, и поэтому они воспринимаются уже как естественныеправа.
1.Право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства вРоссийской Федерации: понятие, содержание, значение
Всовременном мире наличие пригодного для проживания жилища и реальноеиспользование возможности свободно передвигаться, выбирать место пребывания ижительства относятся к числу основных факторов, стабилизирующих жизнь индивидаи обеспечивающих его реальную свободу.
Вратифицированном Россией Международном пакте о гражданских и политическихправах от 16 декабря 1966 г. в п. 1. ст. 12 записано, что право на жилищедолжно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.
РазработчикиКонституции РФ 1993 г.[1] в своеобразной формеустановили в ст. 27 право на свободное передвижение и в ст. 40 — право нажилище, связав право на свободу передвижения с выбором места пребывания ижительства и выделив в самостоятельную норму право на жилище. Правильность ихпонимания является предметом широкой научной и практической дискуссии. Вюридической науке до сих пор бытуют различные мнения по их уяснению иприменению.
Изначальнокажущиеся относительно независимыми оба вышеназванных права в современныйпериод все чаще при их реализации привязываются одно к другому. В основном этосвязанно с формой изложения установлений ст. 27 Конституции РФ, включающих всебя ряд последовательно возникающих, не одинаковых по содержанию, тесно взаимосвязанныхправомочий не только право на свободное передвижение, на выбор местапребывания, но и право на выбор места жительства.
И правона жилище, и право на выбор места жительства изначально связаны с правом насвободу передвижения. Термин «передвижение», используемый вконституционной норме, является основополагающим, представляя собой комплексмероприятий, связанных с переменой местонахождения субъекта (объекта). Онтребует наличия сил либо средств мобильности, транспортировки. Иными словами, всвоем объективном выражении передвижение — это прежде всего определенный пространственныйи временной процесс. В самом широком смысле он представляет собой искусствопередвигаться и организовывать свою деятельность, рациональными способамииспользуя по возможности наиболее эффективные средства. В узком смыслепередвижение есть не что иное, как перемещение из одного места в другое.Процесс передвижения включает в себя определение точного места назначения;выбор способа и средств перемещения; выяснение необходимых ресурсов иисточников их обеспечения. Кроме того, передвижение можно определить как способдостижения цели путем перемещения в пространстве в определенной последовательности.[2]
Такимобразом, термин «передвижение», употребляемый в словосочетании«свобода передвижения», выступает самостоятельным элементом и занимаетобусловленное место, указывая, на какую область общественных отношенийраспространяется свобода.
Понашему мнению, свобода передвижения предполагает два различных по своему смыслуправа личности: право на свободу передвижения в относительно связанное с нимправо на выбор места жительства и места пребывания. Право на свободупередвижения, в свою очередь, можно подразделить на возможность свободно выезжатьза пределы государства и возможность беспрепятственно возвращаться обратно.Соответственно право на выбор места жительства и места пребывания состоит издвух основных элементов: возможности выбора места жительства и возможностивыбора места пребывания.
Право навыбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности.Органы государственной власти правомочны лишь на регистрацию результатов актасвободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства. Именнопоэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера ислужить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства.
Реализацияконституционного права на выбор места жительства не может ставиться взависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, посколькуосновное право граждан РФ гарантируется Конституцией РФ без каких-либо условийфинансового характера. Следовательно, отказ в регистрации в связи невыполнениемгражданином обязанностей по уплате налогов и иных сборов противоречитКонституции РФ.[3]
Однакопрактика показывает, что правоприменители усматривают в ст. 27 Конституции РФлишь два предписания: первое устанавливает возможность свободно передвигатьсяпо территории Российской Федерации, выбирать место пребывания и жительства,второе — возможность свободно выезжать за пределы Российской Федерации ибеспрепятственно возвращаться обратно.
Послепринятия ряда решений Конституционного Суда РФ5 и четко определенныхФедеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда вРоссийскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. (в ред. от 18 июля 2006 г.)[4]условий реализации возможности въезда в Российскую Федерацию и выезда изРоссийской Федерации второе установление в настоящее время не являетсяпредметом широких дискуссий, тогда как первое по-прежнему находится в центренаучных споров.
В целомсодержание возможности свободно передвигаться по территории РоссийскойФедерации, выбирать место пребывания и жительства раскрывает рядвзаимосвязанных, но не однозначных по сути нормативно-правовых актов.
Так,Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения,выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25июня 1993 г. (в ред. от 18 июля 2006 г.)[5], регулирующий порядокпередвижения по территории Российской Федерации, в ст. 2 закрепляет понятие«место жительства» определяя в качестве такового жилой дом, квартиру,жилое служебное помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют,дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернатдля инвалидов, ветеранов и др.), а также иные жилые помещения, в которыхгражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, подоговору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях,предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Впостановлениях Правительства РФ «Правила регистрации и снятия гражданРоссийской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по местужительства в пределах Российской Федерации» и «Перечень должностных лиц,ответственных за регистрацию» от 17 июля 1995 г. дается аналогичное определение того, что следует понимать под местом жительства. При этом среди обстоятельств,обязательных для регистрации по месту жительства, выделяют:
— наличие права собственности на данное жилое помещение;
— наличие договора найма (поднайма),
— наличие договора социального найма,
— наличие договора аренды,
— иныхоснованиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Новеллойв данном вопросе явились Федеральный закон «О миграционном учетеиностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[6]от 18 июля 2006 г., вступивший в действие с 15 января 2007 г. и определивший оригинальные формы государственного регулирования миграционных процессов, атакже принятое в соответствии с ним постановление «О порядке осуществлениямиграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РоссийскойФедерации»[7] от 15 января 2007 г.
Направленные(по мнению А.В. Земсковой и Ю.В. Земскова) на обеспечение миграционнойпривлекательности Российской Федерации и формирование качественно новогоадминистративно-правового механизма учета иностранных граждан и лиц безгражданства, имеют ряд негативных моментов.[8]
Так,во-первых, вводя понятие «место жительства иностранного гражданина илилица без гражданства в Российской Федерации», законодатель усложняетвозможность толкования понятия «место жительства» дляправоприменителей, в частности судей, вынужденных разграничивать «местожительства российского гражданина» и «место жительства иностранногогражданина или лица без гражданства».
Во-вторых,определение «место жительства иностранного гражданина или лица безгражданства представленное как жилое помещение, по адресу которого Иностранныйгражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в установленномпорядке», на наш взгляд, неправомерно. В случае разделения жилых помещенийна места жительства гражданина Российской Федерации и места жительства иныхкатегорий граждан нарушается не только ст. 27 Конституции РФ, но и ст. 13Всеобщей декларации прав и свобод человека, определяющая, что «каждыйчеловек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства впределах каждого государства, имеет право покидать любую страну, включая своюсобственную, а также имеет право возвращаться в свою страну обратно».Представляется, что право на свободу выбора места жительства вытекает не изнациональной или государственной принадлежности индивида, а из его достоинства,связанного с идеей сущности человека. Не случайно Конституция РФ закрепляетданное право за каждым человеком, не выделяя отдельно правосубъектностьгражданина, иностранца и лица без гражданства.
Внастоящее время кроме отмеченных выше нормативных правовых актов понятие«место жительства» определено и в ст. 20 Гражданского кодекса РФ от30 ноября 1994 г. (в ред. от 21 июля 2005 г.)[9]как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качествесобственника, по договору найма жилого помещения либо на иных законныхоснованиях.
Комментарийк Гражданскому кодексу РФ, как правило, разъясняет это положение следующимобразом: «под местом преимущественного проживания понимается место, гдегражданин проживает больше, чем в других местах, либо независимо от временипребывания в других местах, когда он вынужден находиться там в силу сложившихсяобстоятельств, выполняя свои трудовые повинности»; «при определенииместа жительства гражданина предполагается, что гражданин находится всегда вопределенном месте независимо от того, что в данный момент или иной периодвремени он находится в другом месте».
Полагаем,что различие в подходах понимания «места жительства», обусловленноесоответствующими акцентами в объекте правового регулирования различных отраслейправа, содержит в себе риск возникновения противоречий в юридической практике.Сказанное обусловливает важность унификации конституционно-правового пониманиякатегории «место жительства».
Обратимсяк лингвистическому понятию данного определения. В Толковом словаре русскогоязыка дается более широкое определение понятия «место жительства»,чем закрепленное законодательством. В частности, там сказано следующее:«место жительства» — место постоянного проживания. Проживать — жить,пребывать где-нибудь, подразумевает свободное длительное проживание субъекта вопределенном месте в отличие от принудительного нахождения в местах лишениясвободы (колониях, тюрьмах, колониях-поселениях). Такое понимание более четкопозволяет отграничить понятия «место жительство» и «местопребывания».[10]
Исходяиз вышеизложенного, видится уместным внести изменения в российскоезаконодательство, определив понятие «место жительства» как«место, где гражданин фактически постоянно проживает». Соответственноместом его пребывания является место временного проживания.
2.Регистрация и учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в РФ
По своейсути регистрация по месту жительства или по месту временного пребывания — этоспособ контроля государства за расселением и передвижением граждан потерритории Российской Федерации.
Сфактической стороны регистрация представляет собой обязанности гражданина:
— встатьна учет в адресной картотеке органов МВД России по месту жительства;
— сообщать о перемене месте жительства путем снятия с учета (для того, чтобы МВДРоссии произвело соответствующие записи в адресной картотеке);
— вставать на учет в адресной картотеке органов МВД России по месту новогожительства (при перемене места жительства);
— придлительном (свыше 90 дней) оставлении своего места жительства регистрироватьсяпо месту своего временного пребывания (в целях предоставления возможностиорганам МВД России отразить в адресной картотеке факт временного прибытиягражданина).
Сформальной стороны регистрация по месту жительства выражается в виде отметки впаспорте гражданина Российской Федерации, а регистрация по месту временногопребывания — в виде свидетельства о регистрации по месту пребывания.
Статьей3 Закона о праве граждан Российской Федерации на свободу передвиженияустановлена обязательность регистрации по месту жительства для всех граждан, которыепостоянно либо преимущественно проживают в том или ином жилом помещении(общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом дляодиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.) в качествесобственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иныхоснованиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Крометого, в соответствии с указанным Законом и Правилами регистрации гражданРоссийской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания все граждане,которые прибыли для временного проживания в жилых помещениях, не являющихсяместом их жительства, на срок свыше 90 дней. Они должны зарегистрироватьсяпосле истечения 90 дней со дня их приезда в жилые помещения для временногопроживания в них. В качестве места пребывания может выступать гостиница,санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другиеподобные учреждения, а также жилое помещение, не являющееся местом жительствагражданина, в которых гражданин временно проживает.[11]
КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях в статье 19.15предусматривает административную ответственность за проживание по местужительства или месту пребывания без регистрации. За такие действияпредусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от 15 до 25МРОТ (от 1500 до 2500 руб.).
В то жевремя согласно законодательству Российской Федерации регистрация или отсутствиетаковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав исвобод граждан. Это прямо закреплено в статье 3 Закона о праве гражданРоссийской Федерации на свободу передвижения.
В частности,необходимо обратить внимание, что регистрация никак не связана с правом гражданна жилое помещение.
В связис этим Верховный Суд Российской Федерации указал, что при рассмотрении дел,вытекающих из жилищных правоотношений, необходимо учитывать, что КонституцияРоссийской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территорииРоссийской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания ижительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).Исходя из этих положений Конституции Российской Федерации, следует иметь ввиду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки,само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свободчеловека, включая и право на жилище. При рассмотрении дел, связанных спризнанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, чтоданные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации),являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем(собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лицав занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях.
Аналогичныеположения содержит и Трудовой кодекс Российской Федерации[12](ТК РФ). В соответствии со статьей 64 ТК РФ какое бы то ни было прямое иликосвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществпри заключении трудового договора в зависимости от места жительства (в томчисле наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания) недопускается.[13]
Ксожалению, на практике отсутствие регистрации по месту жительства илирегистрации по месту пребывания, как правило, является существеннымпрепятствием в реализации прав и свобод человека и гражданина.2.1 Регистрация граждан РоссийскойФедерации по месту жительства
Местожительства — жилой дом,квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие,гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одинокихпрестарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилоепомещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает вкачестве собственника по договору найма (поднайма), договору аренды либо наиных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Гражданин,изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новоеместо жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию.В тот же срок и в том же порядке должен действовать гражданин, ранее не имевшийпостоянного места жительства и у которого оно появилось.
Ответственнымиза регистрацию граждан поместу жительства (а также по месту пребывания) являются должностные лица,занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительныхили административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдениемправил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Этодолжностные лица следующих организаций (в зависимости от того, к чьему ведению относятсяжилые помещения):
— жилищно-эксплуатационные организации (ЖЭУ);
— жилищно-строительные и жилищные кооперативы;
— товарищества собственников жилья;
— гостиницы, кемпинги, туристские базы, санатории, дома отдыха, пансионаты,больницы, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых,гостиницы-приюты и другие учреждения социального назначения;
— акционерные общества и другие коммерческие организации, имеющие жилой фонд;
— другиегосударственные и муниципальные организации и учреждения, имеющие жилищный фондна праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.
Приобращении необходимо предоставить: документ, удостоверяющий личность гражданина РоссийскойФедерации (паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение личности — для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов); военный билет — длясолдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву илипо контракту; справку об освобождении из мест лишения свободы — для лиц,освободившихся из мест лишения свободы);
— свидетельство о рождении детей (если есть дети, не достигшие 14-летнеговозраста). Дети, достигшие 14 лет, обязаны иметь паспорт гражданина РоссийскойФедерации[14] и поэтому должныподавать заявления на регистрацию от себя лично;
— заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
— заполненныйлисток прибытия в трех экземплярах (см. приложение 2 к вышеупомянутойИнструкции). В городах — центрах субъектов Российской Федерации адресные листкиприбытия заполняются в двух экземплярах. По смыслу законодательства РоссийскойФедерации листки прибытия должны заполняться должностными лицами,ответственными за регистрацию, а не гражданами, однако на практике листкиприбытия заполняются именно лицами, обращающимися для регистрации. В любомслучае бланк листка прибытия должен быть предоставлен должностными лицами,ответственными за регистрацию, бесплатно;
— оригинал или заверенная копия документа, являющегося основанием для заселения всоответствующее жилое помещение (свидетельство о праве собственности на жилоепомещение, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, ордер навселение, договор найма, решение суда о признании права пользования жилымпомещением, заявление собственника, предоставившего гражданину жилое помещение,либо иной документ). В случае если представляется копия документа, то такаякопия должна быть заверена нотариально либо органом или организацией, выдавшийэтот документ. Например, оригинал решения суда представить невозможно впринципе, так как он хранится в судебном деле. На руки лицам, участвующим вделе, выдаются копии, заверенные подписью судьи (или иного должностного лицасуда). Оригиналы или заверенные копии документов, являющихся основанием длявселения, представляются на обозрение, т.е. без изъятия. Дополнительно, какправило, потребуется представление обычных ксерокопий этих документов дляприложения их к учетному делу.
Необходимоиметь в виду, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (ст.70) для вселения и регистрации по месту жительства в жилых помещениях, которыеиспользуются другими гражданами на правах социального найма (жилые помещениягосударственного и муниципального фонда), необходимо письменное согласиенанимателя, всех членов семьи нанимателя, в том числе и отсутствующих (в этомслучае представляется нотариально удостоверенное согласие). А еслиосуществляется вселение иных, кроме супруга, детей и родителей, лиц, тонеобходимо также и согласие наймодателя (т.е. соответствующего государственногооргана или органа местного самоуправления, в ведении которого находится жилойфонд).
Лица,которые по последнему месту жительства были зарегистрированы по иным (кромепаспорта) документам (например, удостоверению личности военнослужащего),представляют также свидетельство о регистрации по месту жительства (см.приложение 8 к данной Инструкции), которое им было выдано в месте последнегоместа жительства.
Однако с1 января 2005 г. в связи с введением в действие главы 25.3 Налогового кодексаРоссийской Федерации (государственная пошлина), плата за регистрацию по местужительства была отменена.
Послеприема документов на регистрацию, должностные лица, ответственные зарегистрацию, заполняют все необходимые документы, предусмотренные инструкциями(карточки регистрации по форме, поквартирные карточки), или вносят соответствующиесведения в домовые (поквартирные) книги, адресные листки прибытия, листкистатистического учета мигрантов и отрывные талоны к ним.
Указанныедолжностные лица в трехдневный срок со дня обращения граждан передают всепредставленные документы вместе с адресными листками прибытия и формамистатистического учета в паспортно-визовую службу соответствующего ОВД (УВД).
РаботникиОВД (УВД) проверяют представленные документы, правильность и полнотусоставления адресных листков прибытия, листков статистического учета мигрантов,заполнения карточек регистрации, поквартирных карточек или домовых(поквартирных) книг.
ОВД(УВД) в трехдневный срок со дня поступления документов регистрирует граждан поместу жительства. В паспортах граждан, регистрируемых по месту жительства,проставляется оттиск штампа о регистрации по месту жительства по установленнойформе.[15]
В случаеесли в населенном пункте нет ОВД (УВД), то документы передается в местнуюадминистрацию, которая и производит регистрацию граждан в том же порядке, что иОВД (УВД), стой лишь разницей, что органы местного самоуправления не оставляюту себя на хранение адресные листки прибытия, а направляют их в территориальноеОВД (УВД) для проверок по учетам.
Штампызаполняются от руки либо при помощи принтеров. В штампе указывается следующиесведения:
— субъектРоссийской Федерации;
— наименованиеОВД (УВД), осуществившего регистрацию;
— слово«зарегистрирован»;
— названиенаселенного пункта;
— адрес(улица, номер дома, а также номер корпуса и/или квартиры (при их наличии), датарегистрации;
В штампепроставляется подпись должностного лица ОВД (УВД), осуществившего регистрацию.
Штампырегистрации по месту жительства проставляются также в графе «отметки орегистрации по месту жительства» карточек регистрации или соответствующей графедомовых (поквартирных) книг, но с указанием только даты регистрации.
Вслучаях, когда регистрация граждан по месту жительства производится по иным(кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность (например, удостоверениюличности военнослужащего), гражданам выдаются свидетельства о регистрации поместу жительства установленной формы (см. приложение 8 к вышеназваннойИнструкции). Свидетельства о регистрации граждан по месту жительствазаполняются на пишущих машинках или с помощью принтеров. Сокращения иисправления записей не допускаются. Оформленные свидетельства о регистрации поместу жительства подписываются начальниками паспортно-визовых служб ОВД (УВД)или их заместителями (а в их отсутствие — начальниками ОВД (УВД) и скрепляютсяпечатями, применяемыми для оформления паспортов.
Экземплярыадресных листков прибытия помещаются в адресно-справочные картотеки. Листкистатистического учета мигрантов передаются в соответствующие органыгосударственной статистики.
Явкаграждан в ОВД (УВД) для оформления регистрации не обязательна, за исключениемлиц, имеющих судимость. Паспорт с отметкой о регистрации или иной документ,удостоверяющий личность с приложением свидетельства о регистрации по местужительства, передается должностным лицам, ответственным за регистрацию, которыепередают эти документы зарегистрированным гражданам.
Судимыедолжны явиться в ОВД (УВД) за документами, подтверждающими регистрацию, лично.
Приотсутствии всех необходимых документов, являющихся основанием для регистрациипо месту жительства, представленные документы возвращаются. При этомдолжностным лицом, ответственным за регистрацию, разъясняется, какие документынеобходимо представить. Должностные лица, ответственные за регистрацию, обязаныдовести эту информацию до сведения граждан, которым отказано в регистрации.
Регистрациинесовершеннолетних детей, не достигших 14 лет, осуществляется в иной форме, попричине того, что такие лица не имеют паспортов гражданина РоссийскойФедерации.
Регистрацияпо месту жительства детей, не достигших 14-летнего возраста и проживающихвместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основаниидокументов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов,подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этихнесовершеннолетних детей. Регистрация осуществляется путем внесения сведений оних в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей(усыновителей, опекунов). Если несовершеннолетние дети, не достигшие 14-летнеговозраста, прибывают к новому месту жительства от одного родителя (усыновителя,опекуна) к другому родителю (усыновителю, опекуну), регистрация этих детейосуществляется в том же порядке. 2.2Регистрация граждан РФ по месту пребывания
Местомпребывания является квартира,жилой дом или иное жилое помещение (комната в коммунальной квартире), гдегражданин временно проживает, не являющееся местом жительства гражданина.
Порядокрегистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания определен Правилами регистрации иснятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по меступребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а такжеИнструкцией о применении указанных Правил.
Зарегистрироватьсяпо месту пребывания обязаны все граждане, прибывшие для временного проживания вжилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней.Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся ихместом жительства, осуществляется без снятия их с регистрационного учета поместу жительства.
Поистечении 90 дней с момента прибытия к месту временного проживания они должныобратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию. Лицамиответственными за регистрацию по месту пребывания являются те же должностныелица, которые ответственны за регистрацию по месту жительства.
Приобращении необходимо представить:
— документ,удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации (паспорт гражданинаРоссийской Федерации; удостоверение личности — для военнослужащих (офицеров,прапорщиков, мичманов); военный билет — для солдат, матросов, сержантов истаршин, проходящих военную службу по призыву или по контракту; справку обосвобождении из мест лишения свободы — для лиц, освободившихся из мест лишениясвободы);
— свидетельство о рождении детей (если есть дети, не достигшие 14-летнеговозраста). Дети, достигшие 14 лет, обязаны иметь паспорт гражданина РоссийскойФедерации и поэтому должны подавать заявления на регистрацию от себя лично;
— заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
— заполненный адресный листок прибытия в трех экземплярах. В городах — центрахсубъектов Российской Федерации адресные листки прибытия заполняются в двухэкземплярах. По смыслу законодательства Российской Федерации листки прибытиядолжны заполняться должностными лицами, ответственными за регистрацию, а негражданами, однако на практике листки прибытия заполняются именно лицами,обращающимися для регистрации. В любом случае бланк листка прибытия должен бытьпредоставлен должностными лицами, ответственными за регистрацию, бесплатно;
— оригинал или заверенная копия документа, являющегося основанием для заселения всоответствующее жилое помещение (свидетельство на право собственности, договорнайма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление физическоголица или уполномоченного представителя юридического лица, предоставляющегогражданину жилое помещение и др.). В случае если представляется копиядокумента, то такая копия должна быть заверена нотариально. Оригиналы илизаверенные копии документов, являющихся основанием для вселения, представляютсяна обозрение, т.е. без изъятия. Дополнительно, как правило, потребуетсяпредоставление обычных ксерокопий этих документов для приложения их к учетномуделу.
Необходимотакже учитывать, что регистрация граждан по месту пребывания в жилыхпомещениях, не являющихся местом их жительства, возможна только с согласия:
— нанимателя и всех совместно проживающих с ним совершеннолетних граждан припроживании в домах государственного или муниципального жилого фонда. Всоответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации[16](ст. 80) в этом случае также необходимо предварительное уведомлениенаймодателя. При этом срок проживания временных жильцов в домах муниципальногои государственного фонда не может превышать шести месяцев под-Ряд, анаймодатель вправе запретить проживание временных жильцов в случае, если послеих вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающегосоставит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальнойквартиры — менее нормы предоставления;
— собственников жилых помещений;
— правления жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если членыкооперативов не являются собственниками данных жилых помещений;
— юридического лица, владеющего жилым фондом (при вселении в жилые помещенияюридических лиц).
Такоесогласие дается письменно в присутствии нотариуса либо должностных лиц,ответственных за регистрацию. Письменное согласие юридического лица может бытьподписано уполномоченным представителем (генеральным директором, директором ит.п.), а его подпись скреплена печатью юридического лица. При выражениисогласия определяется также срок разрешаемого временного пребывания.
Длярегистрации несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей(усыновителей, опекунов) согласие от указанных лиц не требуется вне зависимостиот срока регистрации.
Привселении для временного проживания в жилое помещение, которым лицо владеет направе собственности, согласие с чьей-либо стороны также не требуется.
Плата зарегистрацию по месту временного пребывания законодательством РоссийскойФедерации не предусмотрена. Поэтому любые требования о дополнительномпредставлении документов, подтверждающих оплату тех или иных сборов, являютсянезаконными.
Должностныелица, ответственные за регистрацию, проверяют поданные документы, заполняютадресные листки прибытия и в трехдневный срок со дня обращения граждан передаютвсе документы в паспортно-визовую службу ОВД (УВД).
Втрехдневный срок со дня получения документов о регистрации по месту пребываниясоответствующие должностные лица ОВД (УВД) обязаны зарегистрировать граждан поместу пребывания или письменно уведомить их о причинах отказа.
Оформляярегистрацию граждан, сотрудники паспортно-визовой службы органов внутренних делтщательно проверяют представленные документы. При этом обращается внимание наполноту и правильность заполнения заявлений по форме, визуально выясняется, несодержат ли поступившие документы внешних признаков подделки (подчистки,травления, дорисовки текста, подделки оттисков печатей, штампов, переклейкифотографических карточек, вставки листов из других аналогичных документов ит.д.).
Приотсутствии всех необходимых документов, являющихся основанием для регистрациипо месту жительства, представленные документы возвращаются и в регистрацииотказывается. При этом должностное лицо, ответственное за регистрацию, должноразъяснить, какие еще документы необходимо представить. Должностные лица, ответственныеза регистрацию, обязаны эту информацию довести до сведения граждан, которымотказано в регистрации.
Как этобыло указано ранее, в случае если в населенном пункте нет ОВД (УВД), тодокументы передаются в органы местного самоуправления, т.е. в местнуюадминистрацию, которая и производит регистрацию граждан в том же порядке, что иОВД (УВД), с той лишь разницей, что органы местного самоуправления не оставляюту себя на хранение адресные листки прибытия, а направляют их в территориальноеОВД (УВД) для проверок по учетам.
Прирегистрации граждан по месту пребывания зарегистрированным гражданам ОВД (УВД)производит оформление свидетельства о регистрации по месту пребывания.Свидетельства о регистрации заполняются на пишущих машинках или с помощьюпринтеров электронно-вычислительных машин. Сокращения и исправления записей недопускаются. Оформленные свидетельства о регистрации по месту пребыванияподписываются начальниками паспортно-визовых служб ОВД (УВД) или ихзаместителями (а в их отсутствие — начальниками ОВД (УВД) и скрепляютсяпечатями, применяемыми для оформления паспортов.
Свидетельстваи все сданные документы (за исключением заявления и листков прибытия)передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующейпередачи их зарегистрированным лицам.
Регистрацияпо месту пребывания несовершеннолетних детей, не достигших 14-летнего возраста,осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихсявместе с ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, атакже свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Свидетельство детям, недостигшим 14 лет, не выдается. Записи о них заносятся в свидетельства овременном пребывании его родителей (усыновителей, опекунов).
Экземплярыадресных листков прибытия помещаются в адресно-справочные картотеки. Послеоформления регистрации граждан по месту пребывания сотрудники ОВД (УВД) либополучения адресных листков прибытия от органов местного самоуправления втечение суток посредством телефонной, телеграфной, факсимильной (в зависимостиот местных условий) связи проверяют зарегистрированных граждан по учетамреспубликанских, краевых, областных, окружных адресно-справочных бюро, на чьейтерритории обслуживания граждане, зарегистрированные по месту пребывания, при необходимостиосуществляют проверку по другим учетам. Если на зарегистрированных по меступребывания лиц имеются сторожевые листки (т.е. сведения об их розыске),сотрудники ОВД (УВД) немедленно докладывают об этом своим руководителям,которые обязаны доложить руководству или дежурному по органу внутренних дел изатем действуют по их указанию.
Регистрацияграждан по меступребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, натуристской базе, а также иных подобных организациях производится по их прибытии(а не по истечении 90 дней) администрацией этих организаций. Для регистрации втаких организациях прибывающие граждане представляют паспорт. Судьи, сотрудникиМВД России, ФСБ России, прокуратуры, органов юстиции, таможни, внешнейразведки, Службы специальной связи и информатизации при ФСО России,военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, находящиесяв командировке, регистрируются в гостиницах по служебному и командировочномуудостоверениям с указанием фамилии, имени, отчества и данных служебногоудостоверения.
Прибывающиеграждане составляют анкеты в двух экземплярах.
Дежурныеадминистраторы проверяют принятые документы и правильность составления анкет.
Первыеэкземпляры анкет дежурными администраторами помещаются в картотеку пребывающихлиц. Вторые экземпляры анкет дежурные администраторы в течение суток после ихзаполнения пересылают в паспортно-визовую службу территориального ОВД (УВД),которое направляет их в двухдневный срок в республиканские, краевые, областные,окружные адресно-справочные бюро, предварительно проверив зарегистрированныхграждан по учетам соответствующих адресно-справочных бюро.
Свидетельствао регистрации по месту пребывания, в гостинице, санатории, доме отдыха,пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также иных подобныхорганизациях гражданам не выдаются.
При прибытииграждан из указанных организаций анкеты по форме из действующей картотекиизымаются и помещаются в архивную картотеку, где хранятся в алфавитном порядкев течение года, а затем уничтожаются.
3.Основания ограничения права граждан РФ на свободу передвижения, выборместопребывания и жительства в пределах РФ
Право на свободупередвижения, выбора места пребывания и места жительства декларируется какабсолютное. Фактически же таковым не является. По мнению Т.Я. Хабриевой,естественные права, будучи закрепленными в региональных конституциях,превратились в позитивные, т.е. не имеющие «абсолютного характера». Внауке этот вопрос остается открытым, однако реальность давно подтвердила, чтонет ничего вечного и абсолютного, без подобных исключительных случаев не можетсуществовать ни одно государство.
Российское государствоосуществляет правовое регулирование правил и условий реализации прав и свобод.Составной же частью этого регулирования и является установление Конституцией РФи федеральными законами страны различных пределов их осуществления. В общейтеории права ограничение означает определенное изъятие из правомочий субъекта,препятствующее осуществлению его прав и свобод в полном объеме.
Проблема ограниченийрассматривается не только в аспекте правомерного сужения прав и свободзаконодательством, судом в смысле различного объема возможностей в целяхуравновешивания противоположных интересов субъектов. Ряд авторов ограничениеправ и свобод трактует через призму всевозможных злоупотреблений и ущемлений.
Закон допускает некоторыевмешательства и ограничения основных прав, в том числе и права на свободупередвижения, выбор места пребывания и жительства, но при обязательномсоблюдении принципа соразмерности, для защиты равноценного правового блага.Таковыми для права на свободу передвижения, выбора места пребывания ижительства может являться национальная безопасность, сохранение территориальнойцелостности. Следовательно, концепция правомерных ограничений всегда преследуетцель — найти разумный компромисс между общественной необходимостью и интересамиправообладателя.
В отношении исследуемогоправа на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства позицияКонституционного Суда РФ отражает ограничительные тенденции, установленныеКонституцией РФ, и конкретизирует их в своих правовых актах. КонституционныйСуд РФ в своем, пожалуй, самом обширном решении от 2 февраля 1998 г. по рассматриваемой проблеме особо отметил, что в ст. 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания ижительства в пределах Российской Федерации» ограничения права на свободупередвижения связаны с особыми условиями. Таким образом, данное положениепредполагает отсылку к федеральным законам, которыми должны быть урегулированыпроцессы передвижения граждан при определенных обстоятельствах и на определенныхтерриториях. Следовательно, за пределами таких районов никакие ограничениясвободы передвижения (любым видом транспорта или пешком) не допускаются и,естественно, никакие нормативно-правовые акты субъектов РФ не могутограничивать указанное право по иным основаниям.
Следует обратить вниманиена особенности правого статуса граждан России, проживающих на подобныхтерриториях. Они приобретают специальный правовой статус, который включает всебя, как правило, особые правила въезда в зону, выезда, передвижения и т.д.,т.е. связан с увеличением числа ограничений права. Существуют также отдельныеизъятия в определенных ситуациях в отношении регламентации права на свободупередвижения лиц с особым профессиональным статусом и правовым положением, всвязи с чем отдельно анализируются возможности ограничения права свободногопередвижения иностранных граждан, лиц без гражданства, военнослужащих.
Исходя из смысла ч. 3 ст.56 Конституции РФ, п. 3 и 4 ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции 1950 г., право на свободу передвижения — одно из тех основных, которые подлежат ограничению вусловиях чрезвычайного положения и в период вооруженных конфликтов. Одной изограничительных мер является установление особого режима въезда и выезда, атакже ограничение свободы передвижения по территории, на которой введеночрезвычайное положение или военное положение.[17] 3.1Въезд (проход), временное пребывание, передвижение лиц и транспортных средств впограничной зоне
Статья 17 Закона РФ от 1апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе РоссийскойФедерации»[18] определяет режим въезда (прохода), временногопребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне.
Въезд (проход) лиц итранспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам,удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемымпограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайствпредприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественныхобъединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могутопределяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность ииные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.
3.2 Режим безопасногофункционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальномобразовании
Статья 3 Закона РФ от 14июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальномобразовании»[19] определяет особый режим безопасного функционированияпредприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальномобразовании.
1.Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов взакрытом административно-территориальном образовании включает:
установлениеконтролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанногообразования;
ограничения на въезд и(или) постоянное проживание граждан на его территории;
ограничения на полетылетательных аппаратов над его территорией;
ограничения на правоведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользованияи распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие изограничений на въезд и (или) постоянное проживание;
ограничения на создание идеятельность на его территории организаций, учредителями которых являютсяиностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческиенеправительственные организации, отделения иностранных некоммерческихнеправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями.
2.Решение об обеспечении особого режима в отношении конкретного закрытогоадминистративно-территориального образования принимается Президиумом ВерховногоСовета Российской Федерации по представлению Правительства РоссийскойФедерации.
Обеспечение особогорежима осуществляется в порядке, установленном Правительством РоссийскойФедерации.
2.1. Создание идеятельность на территории закрытого административно-территориальногообразования организаций с иностранными инвестициями допускаются в порядке,предусмотренном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев,предусмотренных федеральными законами.
2.2. Натерритории закрытого административно-территориального образования недопускаются создание и деятельность организаций, учредителями которых являютсяиностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации,иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделенияиностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также деятельностьмеждународных организаций (объединений).
3. Иныеособенности, имеющие значение для безопасных работы и проживания граждан взакрытом административно-территориальном образовании и зонах воздействия, могутустанавливаться федеральными органами исполнительной власти и органами местногосамоуправления в пределах их полномочий.
4.Граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в закрытоеадминистративно-территориальное образование, должны быть ознакомлены сусловиями особого режима и ответственностью за его нарушение.
Ответственность гражданза нарушение особого режима устанавливается законодательством РоссийскойФедерации.
3.3 Основные положения концепциипроживания населения в районах, пострадавших вследствие чернобыльскойкатастрофы
Статья 6 Закона РФ от 15мая 1991 г. N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихсявоздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[20]определяет основныеположения концепции проживания населения в районах, пострадавших вследствиечернобыльской катастрофы.
Настоящий Закон в части,определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейсярадиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,основывается на следующих положениях:
1. Основным показателемдля принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а такжевозмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванногорадиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
2. Является допустимым ине требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнеместественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучениянаселения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на ЧернобыльскойАЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективнуюэквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0,1 бэр).
3. Защитные мероприятия(контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественногои техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения отрадиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС,образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективнуюэквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0,1 бэр) в год.
Комплекс защитныхмероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (втом числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременномослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этихцелей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективнойэквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году имаксимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторамиснижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год.
4. Необходимо завершениеобязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единойгосударственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействияпоследствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000года.
5. Гражданин, проживающийна загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоныотселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствиисо статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой емуобъективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных ихпоследствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшемпроживании на данной территории или переселении на другое место жительства.
Вышеизложенное позволяетсделать вывод, что право на свободу передвижения, выбора места пребывания ижительства, несмотря на всю его универсальную значимость, в настоящее время вРоссии не обеспечивается и не гарантируется, в частности, на том уровне,который необходим для полной реализации свободы и автономии личности в вопросевыбора места своего жительства и пребывания, беспрепятственного выезда и въездав страну. Сдерживающим фактором этого является широкий спектр всевозможныхнеправомерных ограничений, фактических и нормативно закрепленных на уровнесубъектов Федерации. Вследствие этого, имея юридический статус абсолютного,фактически право на свободу передвижения защищается не более чем любое другоеосновное конституционное право.
Реальной гарантиейосуществления данного права является деятельность Конституционного Суда РФ.Совокупность его постановлений формирует правообеспечительный механизмосуществления права на свободу передвижения, выбора места пребывания ижительства. Таким образом, Конституционный Суд РФ, выступая направляющим икорректирующим центром охраны прав и свобод человека и гражданина, идет по путидемократизации и создания условий, приближающихся к международным стандартам вобласти обеспечения права на свободу передвижения, выбора места пребывания ижительства. Это находит свое отражение в задачах современного Российскогогосударства по поиску новых оптимальных способов гарантий права на свободупередвижения, выбор места пребывания и жительства.[21]
Заключение
Рассмотревосновные аспекты закона о свободе передвижения, выбора места пребывания и местажительства, выяснили, что свобода передвижения предполагает два различных посвоему смыслу права личности: право на свободу передвижения в относительносвязанное с ним право на выбор места жительства и места пребывания. Право насвободу передвижения, в свою очередь, можно подразделить на возможностьсвободно выезжать за пределы государства и возможность беспрепятственновозвращаться обратно. Соответственно право на выбор места жительства и местапребывания состоит из двух основных элементов: возможности выбора местажительства и возможности выбора места пребывания.
Право навыбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности.Органы государственной власти правомочны лишь на регистрацию результатов актасвободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства. Именнопоэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера ислужить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства.
По своейсути регистрация по месту жительства или по месту временного пребывания — этоспособ контроля государства за расселением и передвижением граждан потерритории Российской Федерации.
Сформальной стороны регистрация по месту жительства выражается в виде отметки впаспорте гражданина Российской Федерации, а регистрация по месту временногопребывания — в виде свидетельства о регистрации по месту пребывания.
В общей теории праваограничение означает определенное изъятие из правомочий субъекта,препятствующее осуществлению его прав и свобод в полном объеме.
Закон допускает некоторыевмешательства и ограничения права на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства. Таковыми для права на свободу передвижения, выбораместа пребывания и жительства может являться национальная безопасность,сохранение территориальной целостности.
Государство не может и недолжно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, нообязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь.Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство несделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальнымипротиворечиями и, в конце концов, погибнет.
Из всеговышесказанного можно сделать вывод, что формирование правового государства иуважение прав человека — задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно врезультате многолетних усилий всего общества, связанных с преодолением какнаследия прошлого, так и просчетов, допущенных в последние годы.
Библиография
Нормативные акты
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетомпоправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ.-.2009.- N 4.- Ст. 445.
2. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)(ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009) // СЗ РФ.- 1994.- N 32.- Ст. 3301.
3. Трудовой кодекс Российской Федерацииот 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) // СЗРФ.- 2002.- N 1 (ч. 1).- Ст. 3.
4. Жилищный кодексРоссийской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред.от 23.11.2009) // СЗ РФ.- 2005.- N 1 (часть 1).- Ст. 14.
5. Закон РФ от 15мая 1991 г. N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихсявоздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ред. от24.07.2009) // ВедомостиСъезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РоссийскойФедерации.- 1991.- N 21.- Ст. 699.
6. Закон РФ от 14июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальномобразовании» (ред. от 25.11.2008) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации иВерховного Совета Российской Федерации.- 1992.- № 33.- Ст. 1915.
7. Закон РФ от 1апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе РоссийскойФедерации» (ред. от 30.12.2008) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации иВерховного Совета Российской Федерации.- 1993.- N 17.- Ст. 594.
8. Закон РФ от25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 18.07.2006, с изм. от 25.12.2008) «О правеграждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания ижительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ.-1993.- N 32.- Ст. 1227.
9. Федеральный законот 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 28.06.2009) «О порядке выезда изРоссийской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (принят ГД ФС РФ18.07.1996) // СЗ РФ.- 1996.- N 34.- Ст. 4029.
10. Федеральный законот 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О миграционном учетеиностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (принятГД ФС РФ 30.06.2006) // СЗ РФ.- 2006.- N 30.- Ст. 3285.
11. ПостановлениеПравительства РФ от 15.01.2007 N 9 (ред. от 10.11.2009) «О порядкеосуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства вРоссийской Федерации» // СЗ РФ.- 2007.- N 5.- Ст. 653.
12. Положение о паспорте гражданинаРоссийской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828) // СЗ РФ. — 1997. — № 28. — Ст. 3444.
Литератураобщего содержания
13. Баглай М. В. Конституционное право РоссийскойФедерации: Учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма,2007.
14. Гражданское право: Особенная часть:учебник для вузов / Г.А. Бунич; А.А. Гончаров; Ю.Г. Попонов.- М.: Дашков и К.,2003.
15. Гражданство: Справочник по правовымвопросам / А.Н. Головистикова. — М.: Эксмо, 2007.
16. Земскова А.В., Земсков Ю.В. Новеллы миграционногозаконодательства Российской Федерации. М., 2006.- № 12.- С. 45-48.
17. И.А. Алешкова. Права и свободычеловека и гражданина. Проблемы регулирования и реализации права на жилище иправа на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства вРоссийской Федерации. // Государство и право.- 2008.- № 12.- С. 76-81.
18. Конституционное право России: учеб.пособие для вузов / В.И. Червонюк.- М.: ИНФРА-М, 2003 .
19. Миграционные процессы и национальнаябезопасность / П. А. Сельцовский // Власть. — 2008 .- N 11 .- С. 114-116.
20. Т.А. Дураев.Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства: проблемаограничений // Гражданин и право.- 2007.- N 7.- С. 71-73.
21. Чиркин В.Е. Конституционное право России:Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003.