Реферат по предмету "Государство и право"


Права человека в документах мирового сообщества

1. Права человека вдокументах мирового сообщества.
В послевоенный периодшироко распространилось убеждение, что эффективная международная защита правчеловека является одним из важных условий международного мира и прогресса.Итогом кропотливой, более чем 40-летней работы стран-участниц ОрганизацииОбъединенных Наций явился комплекс документов, который содержит современныемеждународные стандарты фундаментальных прав человека. Он получил обобщенноеназвание – «Международный Билль о правах человека» и включает в себяпять документов, принятых ООН:
1. Всеобщая декларацияправ человека (1948 г.).
2. Международный пактоб экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).
3. Международный пакт огражданских и политических правах (1966 г.).
4. Факультативныйпротокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.).
5. Второйфакультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политическихправах, направленной на отмену смертной казни (1989 г.).
Среди них первое,определяющее место принадлежит Всеобщей декларации прав человека.
Всеобщая Декларацияправ человека – универсальный документ нашей эпохи. Обсуждение в рамках ОрганизацииОбъединенных Наций идеи универсальной защиты прав человека привело кпредложению о создании конкретного документа, в котором мировое сообществодекларировало бы свою приверженность гуманизации и демократизации социальных имеждународных отношений на основе прав человека как высшей ценностичеловечества, его фундаментальной основы. Согласились на том, что это будетдекларация по форме, моральное обязательство государств по содержанию, нормымеждународной и внутригосударственной жизни по общему согласию и доброй волеправительств всех стран планеты. Платформа для будущей Декларации быласформулирована в Уставе ООН. В преамбуле Устава народы Объединенных Нацийвыразили свою решимость «вновь утвердить веру в основные права человека, вдостоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и вравенство прав больших и малых наций». Статья 8 предусматривает, что«Организация Объединенных Наций не устанавливает никаких ограничений вотношении права мужчин и женщин участвовать в любом качестве и на равныхусловиях в ее главных и вспомогательных органах».
Что такое правачеловека в современном мире?
Общие идеи о правахчеловека возникают еще в Средние века и получают свое наиболее мощное развитиев Новое время. В 18 веке, веке свободы, рождаются концепции свободногочеловека, формируются первые Конституции: французская, американская, польская.Развиваются социалистические теории.
Рубеж 19 и 20 вековстал периодом первой глобализации в мире.
Рубеж 20 и 21 века –период второй глобализации.
Результатом этихпроцессов становится то обстоятельство, что на сегодня бюджеты некоторыхчастных компаний превышают бюджеты многих государств, идет интенсивная миграциячеловеческих и материальных ресурсов, возникает ситуация, при которойгражданское общество космополитического масштаба стремится определять положениес правами человека в мире.
Во второй половине 20века возникает и постоянно развивается борьба за концепцию ограниченногосуверенитета государства. Источники этой идеи кроются в такой трагедиичеловечества как вторая мировая война, а реализацией становится созданиеразличного рода надгосударственных структур: ООН, международного уголовногосуда, Европейского суда по правам человека, принятие международно-правовыхактов, обязывающих государства-участников к соблюдению определенных стандартовв области прав человека и межгосударственного поведения.
В этих условияхвозникает европейская система защиты прав человека, самая жесткая иэффективная. Кроме того, формируется система защиты прав человека ООН. Но насегодня при действующей роли в мировой политике США система ООН дает сбои, т.к.не в силах противодействовать имперской мощи этого государства.
Обратимся теперь квопросу о том, что собственно представляет собой понятие «права человека»,оказывающее толь серьезное влияние на развитие человеческой истории впланетарном масштабе.
Я полагаю, что каждыйимеет свое представление о правах человека и неоднократно сталкивался с этимфеноменом в жизни. Давайте обозначим сейчас наше с Вами базовое, начальноепредставление о правах человека и отразим его на флипчарте. Назовите мне,пожалуйста, те прав человека которые, как Вы полагаете, являются собственноправами человека (работа с флипчартом).
Теперь, когда мыобозначили свои представления об изучаемом предмете, нам необходимо ответить навопросы:
1. Каков круг техотношений, в рамках которых мы можем говорить о правах человека и их защите?
2. Являются ли правачеловека индивидуальным правом, или их характеризует принадлежность ксовокупности человеческих личностей, объединенных понятием граждан, населениястраны и т.п.?
Действительно, говоритьо правах человека мы можем лишь тогда, когда человек находится в отношенияхвертикали «личность – государство (власть)». Горизонтальные отношения внутригражданского общества не касаются понятия права человека, т.к. права человека –это небольшой по объему набор ценностей, ограничивающих власть и обеспечивающихразвитие и бытие автономной человеческой личности. Именно поэтому правачеловека всегда индивидуальны и принадлежат человеку вне зависимости отвключения его в какую-либо группу или структуру. Это общечеловеческая ценность,существующая вне гражданства, национальности, социального статуса и т.п.
Исходя их этогосформирована система трех поколений прав человека:
1 поколение составляютклассические права человека: жизнь, свобода, равенство, собственность, т.е. теправа, которые позволяют развивать человеческую неповторимость. К этомупоколению относятся и основополагающие политические права: на объединение,избирать и быть избранным, на информацию о деятельности властей. Данные праванашли свое закрепление и защищаются как на международном уровне (ЕКПЧ и МПГППООН), так и на уровне национального законодательства (прежде всего КонституцияРФ).
2 поколение формируют социальныеправа: например, на социальное обеспечение.
3 поколение включает всебя уже не права конкретного человека, а касается сообществ, таких как нации,народы, государства.
2. Ход мероприятия
Учитель: По мереприближения нашего государства к тому состоянию, которое определяется словом“правовое”, все больше внимания привлекает к себе проблема прав человека. Идеяправ человека может и должна быть основой консолидации различных общественныхсил, абсолютной, бесспорной для всех ценностью, а следовательно, способствоватьболее стабильному социальному развитию.
Мировое сообществопридает большое значение ознакомлению людей с содержанием международныхдокументов о правах человека, воспитанию в духе прав человека. Практикапоказывает, что значительных усилий требует осознание истиной роли правчеловека в жизни отдельных людей, различных народов, всего человечества.
Сообщение 1.Фундаментальные права первого поколения в международном праве называютсягражданскими и политическими правами и свободами. К этому поколению принадлежаттакие права и свободы, как право на жизнь; право на свободу; свобода совести имысли; свобода слова и информации; равенство перед законом и судом; правоучаствовать в управлении страной; и еще ряд других прав и свобод.
Нетрудно заметить, чтовсе эти права являются действительно всеобщими и универсальными, онипринадлежат каждому независимо от его происхождения, цвета кожи, сферы занятий.В совокупности они составляют то, что делает человека – свободным членомсвободного общества. Основы этих прав были сформулированы во ВсеобщейДекларации прав человека.
Права человека второгопоколения – это социальные, экономические и культурные права. Они нашли своеотражение в Международном пакте об экономических, социальных и культурныхправах 1966 года.
К этому поколениюотносятся права, связанные с благосостоянием человека, уровнем и качеством егожизни: право на труд, право на отдых, на образование, медицинское и социальноеобеспечение, социальное страхование, на защиту материнства и детства и др.
Формирование правчеловека третьего поколения хронологически относится ко второй половине xxвека. Речь идет о коллективных правах.
К правам третьегопоколения относят: право народа на самоопределение, принцип свободногораспоряжения народом своими природными ресурсами, право на мир, право нанациональную и международную безопасность, право на участие в решениирегиональных и глобальных проблем, право на всеобщее уважение и т. д.
Существует значительноеколичество международных документов, посвященных правам третьего поколения;среди них — Декларация ООН о праве на развитие 1986 года.
Сообщение 2.
Стремление стран кмеждународному сотрудничеству в области защиты прав человека привело к тому,что после окончания второй мировой войны, страны победители вместе с другимигосударствами создали Организацию Объединенных наций, главной задачей которойявляется поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитиесотрудничества между государствами. В Уставе ООН сказано: народы объединенных нацийпреисполнены решимости “вновь утверждать веру в основные права человека, вдостоинство и ценность человеческой личности...” Высшим органом ООН былаопределена Генеральная Ассамблея, собирающая на свои сессии один раз в год, аСовет Безопасности – постоянно действующим органом. Все комитеты, советы,агентства ООН поставлены на службу разрешения проблем экологического,социального и гуманитарного характера.
Начав действовать, ООНприняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей вовсех уголках планеты. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН утвердилаи провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Её значение заключается втом, что впервые в истории человечества были сформированы и рекомендованы дляосуществления, во всех странах основные права и свободы человека, которые вовсем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующихнациональных юридических документов. В Конституции РФ закреплены права исвободы человека и гражданина. Впервые признаны и гарантированы права и свободыв точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международногоправа.
Сообщение 3.
В своем развитиичеловечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный членобщества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет.Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями вЕвропе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении правдетей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защитеот рабства, детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних,произвола родителей, экономической эксплуатации. В связи с этим Лига Наций(прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. ПослеВторой Мировой Войны, ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948 годуВсеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны бытьобъектом особой заботы и помощи. Наконец в 1959 году ООН принимает Декларациюправ ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких,декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей,отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства,неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы истремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов,оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всеммире. Однако декларация- не обязывает, не имеет обязательной силы, эторекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало болееконкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей.С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день открытия ее дляподписания, ее подписала 61 страна. 13 июля 1990 года Конвенция быларатифицирована в СССР. Россия, как правопреемница СССР сохраняет обязательствапо Конвенции. Конвенция- документ высокого международного уровня, соглашение,имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
Учитель: Дети имеютправо на особую заботу и помощь. Т. к. положение детей в стране и во всем мирезависит от взрослых. В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей Земли былиодинаковые права. И все взрослые должны иметь одинаковые обязанности. Впарламенте и в правительстве заседают представители всех взрослых страны. Онипринимают законы, которые определяют, какие права и какие обязанности нужноиметь сообществу, чтобы заботится о своих людях. С 24 июня 1998 г. в нашейстране вступил в силу закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РоссийскойФедерации”, где обоснованы основные направления обеспечения прав ребенка. Праваребенка защищены также и другими федеральными законами: Семейным кодексом РФ,Кодексом о браке и семье др.
Теперь вы знаете,какими правами обладают дети, какие обязанности возложены на взрослый, но… Ксожалению, здесь нужно добавить “но”. Иногда права ребенка нарушаютсявзрослыми, забывают о своих обязанностях родители, А ведь семья, дом должныбыть местом, где спокойно и хорошо, где не нужно притворяться, где тебя необманут, где можно отдохнуть всей душой.
Вашему вниманиюприставляется миниатюра “За стеклом”, где представлен один из сюжетов овоспитание в семье. (Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина.Система гражданского образования в школе. -М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2007. С. 126-130.)
Учитель: Конвенция оправах ребенка имеет очень большое значение и остается важной для детей. Онапризвана защищать детей от произвола и обид со стороны взрослых. Поэтому тебетак важно знать, где закреплены твои права!
Давайте подробнеепознакомимся с вашими правами и проведем соревнование между командами, гдебудут подробно разобраны некоторые статьи из Конвенции по правам ребенка.
Для этого мы проведемсоревнование между командами. Домашнее задание: назвать команду, выбратькапитана и девиз.
Задание 1. “Разминка”.Каждой команде даются тестовые задания, нужно ответить правильно на эти тесты втечение 5 минут. За каждый правильный ответ 1 балл.
Тестовые задания дляпроверки передаются жюри.
1 задание.
1. Закончите следующееутверждение: “Значение Конвенции о правах ребёнка заключается в том, что ____”:
а) в ней права ребёнкаприобретают силу норм международного права; б) она является обязательством набудущее; в) она впервые описывает права ребёнка.
2. Где дети имеют правосвободно выражать своё мнение?
а) в семье;  б) средисвоих друзей;  в) в школе на уроках;  г) во всех сферах жизни и деятельности.
3. Как обеспечиваетправо детей на свободу ассоциаций Конвенция о правах ребёнка?
а) под руководствомродителей; б) под руководством учителей; в) в ходе и результатесамостоятельного выбора и деятельности детей, которые по своему желанию могутучитывать мнения взрослых.
4. На кого Конвенция оправах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
а) на благотворительныеорганизации;  б) на государство;  в) на иностранных спонсоров.
5. Закончите следующееутверждение: “Государство должно защищать ребёнка от экономической эксплуатациии работы, которая ________”:
а) не указана вофициальных справочниках; б) мешает образованию и вредит здоровью; в) несоответствует интересам и склонностям ребёнка.
6. Международныйдокумент, не имеющий обязательной силы, носящий рекомендательный характер:
а) конвенция;  б)договор;  в) пакт;  г) декларация.
7. Права человека – этопроблема:
а) наших дней;  б)последнего столетия;  в) вечная.
8. Что позволяетгражданину воспринимать свои права как обязанности?
а) хорошее знаниеправа; б) способность к служению – родине, государству, обществу; в) высокиенравственные качества; г) чувство патриотизма; д) все вышеперечисленное.
9. Какое определениесоответствует понятию “права человека”?
а) Это законы, покоторым живёт человек; б) это охраняемая, обеспечиваемая государствоместественная возможность что-то делать, осуществлять; в) это те нормы, которыечеловек придумал для себя сам.
10. К какому понятиюотносится определение: “Одно из тягчайших преступлений против человечества –истребление отдельных групп населения или целых народов по расовым,национальным, религиозным, политическим или иным мотивам?”
а) “война”;  б)“геноцид”;  в) “апартеид”.
11. Как называетсягрубейшее нарушение прав человека, которое является крайней формой расовойдискриминации?
а) апартеид;  б)коллаборационизм;  в) регионализм.
12. Закончите следующеепредложение: “Основным, принимающим международные договоры по правам человека,органом ООН является ______”
а) ГенеральнаяАссамблея;  б) Совет Безопасности;  в) Секретариат ООН.
13. Закончите следующеепредложение: “Наиболее массовым и действенным средством защиты прав населениядолжны быть _____”
а) магистратуры;  б)суды;  в) мэрии.
14. Как называетсядолжность человека, избранного Государственной Думой для сбора информации онарушениях прав человека и содействию тем, чьи права ущемлены?
а) магистр; б)председатель союза правозащитников; в) уполномоченный по правам человека.
15. Права граждан,которые обеспечивают возможность граждан участвовать в управлении государствоми общественными делами:
а) экономические права; б) личные права;  в) политические права;  г) культурные права.
Задание 2. Составитьколлаж по отдельным статьям из Конвенции по правам ребенка.
Вам нужно посовещатьсяв командах, выбрать статью, взять все необходимое для этого конкурса. Капитанамкоманды подойти к столу и выбрать необходимых сказочных героев. Время наподготовку 5 минут. Другая команда должна назвать статью и прокомментироватьее. Задание оценивается в 5 баллов.
Статья 35.Государства-участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннемуровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговлидетьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме. (Сказка“Гуси-лебеди”).
Статья 15. 1. Государства-участникипризнают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний. (Сказка“Белоснежка и семь гномов”).
Задание3. Инсценировкаотрывка из сказок по статьям Конвенции по правам ребенка. Нужно назвать статьюи прокомментировать ее.
Капитанам командыподойти к столу выбрать сценарий сказок. Команда должна распределить роли ипоказать отрывок из сказки. Другая команда должна определить какая статьяКонвенции подходит к этой сказки, и прокомментировать ее. Время для подготовки5 минут. Конкурс оценивается в 5 баллов. (Час о серьезном. Выпуск 3. –Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива, 2004. С. 48- 50, 53-54.)
Ответ 1: Эта жестокаяженщина нарушила права ребенка. Она подвергла жизнь и здоровье девочкиопасности. Статья 6. 1. Государства-участники признают, что каждый ребенокимеет неотъемлемое право на жизнь.
Ответ 2: Злая мачеханарушила права ребенка на отдых и досуг, запретив Золушке ехать на бал. Статья31. 1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвоватьв играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, исвободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Задание 4. “Адвокат дляребят”.
Нужно прокомментироватьситуацию, ссылаясь на статьи из Конвенции по правам ребенка.
Ситуация 1: В нашемкинотеатре идут фильмы о любви. А детям до 16 лет их смотреть нельзя.Нарушается ли право на получение информации? (Наташа П.).
Ситуация 2: Школьныйсовет принял решение, чтобы все ходили в школу в форме. А я — против. Нарушаютсяли мои права? (Ира Я.)
Задание 5. Составитьсинквэйн по термину “конвенция”.
Синквэйн- этостихотворение, состоящее из 5 строк, составленное по определенным правилам.
А пока командыготовятся выполнить задание, нам очень хотелось бы узнать, насколько интересени полезен был наш сегодняшний разговор. Какие проблемы вы еще хотели быобсудить в дальнейшем. Для этого мы просим вас заполнить анкету.
Анкета.
1. Понравилось ли тебемероприятие?
2. Стал ли ты болеечетко разбираться в понятиях и проблемах, затронутых сегодня?
3. Много ли тебе этодало?
4. Сможешь ли ты вдальнейшем применять данные знания?
5. Какие бы ещепроблемы ты хотел бы обсудить на классном часе?
Учитель: Нашемероприятие подходит к концу. Мы сегодня с вами затронули очень важный тему-права человека. Зачем нам эти права? Не дань ли это моде, удовлетворение личныхамбиций? Оглянемся вокруг. Вот страна с высоким уровнем жизни, вот –малоразвитые, испытывающие постоянные нехватки. У первых детально разработанныегарантии политических, гражданских прав и свобод человека. У вторых – и сдемократией туго. Какая же здесь зависимость: живем трудно, потому и не до правчеловека, прокормиться бы? Или наоборот: пока человек не раскрепощен, не обрелтвердых гарантий своих прав, ни в чем не уверен, не может быть и речи опроцветании. Так зачем же все-таки права человека? Есть ответ, которыйобъединяет нас всех – это наша безопасность!
Для подведения итоговвсех конкурсов слово предоставляется жюри.
Задание для зрителей вноминации “Самый активный зритель”.
1. Вкаком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?(1959 г.)
2. Вкаком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка? (1989г.)
3. Вкаком году Конвенция о правах ребенка бала принята Верховным Совет СССР? (1990г.)
4. Впервыев истории человечества были сформированы и рекомендованы для осуществления, вовсех странах основные права и свободы человека, которые во всем мирерассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридическихдокументов. О каком документе идет речь? (Всеобщая декларация прав человека)
5. Вкаком году Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию правчеловека? (1948 г.)
6. Закончитеследующее утверждение: “Значение Конвенции о правах ребенка заключается в том,что …” (в ней права ребенка приобретают силу норм международного права.)
7. Гдедети имеют право свободно выражать свое мнение? Назовите статью из Конвенции поправам ребенка. (Во всех сферах жизни и деятельности. Ст. 12)
8. Какобеспечивает право детей на свободу ассоциаций Конвенция о правах ребенка?Назовите статью. (В ходе и результате самостоятельного выбора и деятельностидетей, которые по своему желанию могут учитывать мнения взрослых. Ст. 15)
9. Накого Конвенции о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми безродителей? (На государство. Ст. 20)
10. Закончитеследующее предложение: “Основным, принимающим международные договоры по правамчеловека органом ООН является …”(Генеральная Ассамблея)
11. Какназываются основные документы, где определены основные права несовершеннолетнихдетей? Конвенцией о правах ребенка. Семейный кодекс РФ. Федеральный закон “Обосновных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.)
12. Докакого возраста человек является несовершеннолетним ребенком? (до 18 лет)
13. Закончитеследующее предложение: “Основополагающим правовым актом, регулирующим семейныеотношения в России, является …” (Семейный кодекс РФ)
14. Когдабыла принята ныне действующая Конституция РФ? (12 декабря 1993)
15. Какаямеждународная организация играет решающую роль в защите прав на международномуровне? (ООН)
16. Какиеобъединения наиболее характерны для людей, склонных активно участвовать вполитической жизни? (партии)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :