СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I.Теоретико-правовые основы рассмотрения жалоб в административном порядке
1.1Правовые основы рассмотрения жалоб в административном порядке
1.2Содержание права граждан на обращения
II.Характеристика административного порядка рассмотрения жалоб
2.1Требование к жалобе и порядок ее рассмотрения
2.2Рассмотрение жалоб в органах ФСБ России
Заключение
Списокиспользуемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы.«Во взаимоотношениях личности и государства последнее всегда является болеесильной стороной. Во-первых, потому что государство, действующее посредствоморганов, располагает властной компетенцией и специальным аппаратом принуждениядля эффективного воплощения своей воли. Во-вторых, государство имеетдостаточные материальные ресурсы для реализации властных предписаний.В-третьих, государство, ограничивая личность в ее правах и свободах, можетруководствоваться принципом особой значимости публичного интереса, который вотличие от частного призван, с одной стороны, обеспечивать устои общества игосударства как условие их существования, с другой — гарантироватьудовлетворение частных интересов в их единичном и концентрированном(«усредненном») выражении».
Для установления баланса во взаимоотношенияхличности и государства необходимы эффективные механизмы влияния личности напубличную власть и контроля над деятельностью этой власти. Одной извозможностей обратной связи, т.е. возможности граждан воздействовать на органывласти, является право на обращение.
Граждане могут влиять на публичную власть иосуществлять контроль над ее деятельностью посредством различных прав и свобод:свободы слова, избирательного права, права на отзыв выборного должностного лица,права на объединение. Однако право на обращение в ряду названных возможностейявляется наиболее часто реализуемым и повседневным во взаимоотношениях личностии государства. Граждане обращаются в органы публичной власти не только в связис их участием в политической жизни государства, но прежде всего в связи снеобходимостью получения от органов власти определенного набора публичныхуслуг. Каждодневные обращения личности к органам публичной власти обусловленытребованиями удовлетворения объективно существующих желаний и потребностейнаселения. В частности, граждане обращаются в органы власти по вопросамрегистрации и ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,лицензирования отдельных видов деятельности, обязательной сертификации товаров,работ и услуг, предоставления и изъятия земельных участков, предоставленияжилых помещений, регистрации прав на недвижимое имущество, регистрации гражданпо месту жительства и месту пребывания, регистрации транспортных средств,назначения и выплаты пенсий и пособий и т.д.
Объект: исследуемыеправоотношения, складывающиеся в сфере разрешение жалоб в административномпорядке.
Предмет:просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод илизаконных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Цель курсовой работы:исследовать реализацию гражданином Российской Федерации закрепленного за нимКонституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы иорганы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотренияобращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления идолжностными лицами.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотретьправовые основы рассмотрения жалоб в административном порядке.
2. Раскрытьсодержание права граждан на обращения.
3. Охарактеризоватьтребование к жалобе и порядок ее рассмотрения.
4. Проиллюстрироватьрассмотрение жалоб в органах ФСБ России.
I.ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ
1.1Правовые основы рассмотрения жалоб в административном порядке
Говоря о гарантиях реализации прав субъектовадминистративно-правовых отношений, традиционно принято выделять экономические,социальные, правовые гарантии, в том числе судебной защиты. В самом общем видепод гарантиями понимается комплекс средств, позволяющих обеспечить реализациюсубъектами административно-правовых отношений своих прав. Во многих случаяхгарантии принимают форму прав, воспользовавшись которыми заинтересованныесубъекты могут обеспечить реализацию иных прав. В качестве иллюстрациирассмотрим содержание гарантий, существующих в форме права на обращения и насобрания.
Экономические гарантии предполагают стабильную иэффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую иденежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы,пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостоянияграждан и многое другое. С этой точки зрения экономические гарантии прав иобязанностей граждан в сфере государственного управления в современныхусловиях, конечно, малоэффективны и явно недостаточны.
Политические гарантии прав и обязанностей гражданинапредусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве,признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность,идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть воглаве с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ, разумный компромиссзаконодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкоесогласие в многонациональном обществе и огромном федеративном государстве,объединяющем 83 субъекта РФ, и т.д.
Организационные гарантии прав и обязанностей гражданв сфере государственного управления представляют собой разветвленную системуправоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и другихгосударственных и общественных организаций в центре и на местах. Это судебныеорганы, прокуратура, органы внутренних дел (милиция), органы юстиции,адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например, Счетнаяпалата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой, разнообразныегосударственные инспекции, государственные надзорные органы и другие звенья.Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законовосуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленныхгражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.
Юридические гарантии, в том числе иадминистративно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.
Для этих гарантий изначальным и универсальнымгарантом прав и обязанностей граждан может быть только закон, а в широкомсмысле — все законодательство и прежде всего нормы административного права,включающего в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты, которые вбольшом количестве принимаются органами исполнительной власти и в целоморганами государственного управления. «Для того чтобы законы и подзаконные актыдействительно являлись гарантией прав и обязанностей граждан и не превратились винструмент ограничения, стеснения или вообще отмены тех или иных прав и свободи возложения на граждан новых необоснованных обязанностей, Конституцией РФпредусмотрен ряд положений, позволяющих исключить такой негативный вариантправотворчества».
Статьей 33 Конституции РФ закреплено одно изфундаментальных начал административного права, своего рода один из столповданной отрасли, а именно право граждан на обращение. Обратимся к формулировкест. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращатьсялично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения вгосударственные органы и органы местного самоуправления». Данное право являетсяважнейшим элементом правового статуса граждан в целом иадминистративно-правового статуса в особенности, а также представляет собойодну из основных гарантий защиты прав и свобод, декларируемых КонституциейРоссии и иными нормативными правовыми актами.
Конституционное положение находит конкретизацию вФедеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РоссийскойФедерации» (далее — Закон об обращениях), которым «регулируются правоотношения,связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФправа на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, атакже устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственнымиорганами, органами местного самоуправления и должностными лицами».
Данный порядок распространяется на все обращенияграждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке,установленном федеральными конституционными и иными федеральными законами(например, адресованные Уполномоченному по правам человека в РФ, вКонституционный Суд РФ, связанные с разбирательством дел судами, обращенияосужденных о помиловании, сообщения о преступлениях и т.п.).
До 2 мая 2006 г. правоотношения по рассмотрениюобращений граждан регулировались Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12апреля 1968 года N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений ижалоб граждан» и Законом СССР от 26 июня 1968 года N 2830-VII «Об утвержденииУказа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений,заявлений и жалоб граждан». Однако не трудно заметить, что с момента принятияданных нормативных актов прошел слишком большой период времени, изменилисьсоциально политические условия в стране, существенно возрос бюрократическийаппарат. Все это указывало на назревшую необходимость принятия новогонормативного акта. С принятием 2 мая 2006 г. Федерального закона N 59-ФЗ «Опорядке рассмотрения обращений граждан» все указанные нормативные акты былипризнаны недействующими.
Европейская конвенция о защите прав человека иосновных свобод (Рим, 1950 г.), декларируя основные, неотъемлемые права исвободы человека и гражданина, создает два юрисдикционных органа, в которыеграждане могут обращаться в случае нарушения их прав: Европейская Комиссия поправам человека и Европейский Суд по правам человека. «Для обращения вЕвропейскую Комиссию по правам человека необходимо, чтобы были исчерпаны всевнутренние средства защиты, и лишь в течение шести месяцев с даты принятияокончательного внутреннего решения. Европейский Суд по правам человека можетпринять дело к рассмотрению только после того, как Комиссия удостоверится вбезрезультатности усилий по дружественному урегулированию дела, и в течениетрехмесячного срока».
Порядок рассмотрения обращений, установленныйЗаконом об обращениях, не распространяется на обращения граждан в судебныеорганы. Прежде всего это относится к такому виду обращений, как жалоба. Посути, данный Закон создает практический правовой механизм административногообжалования, когда заинтересованный гражданин пытается решить возникающиепроблемы без обращения в судебные органы. Во многих случаях административная жалоба,адресованная в конкретный орган или должностному лицу, может быть рассмотренагораздо быстрее, нежели в суде. Кроме того, вряд ли стоит сбрасывать со счетови определенный мировоззренческий аспект: «у значительной части российскогообщества возможность защиты своих прав далеко не всегда связана с судами,многие люди не имеют ни опыта, ни желания обращаться в суд, да и опасенияпрослыть в глазах окружающих «сутягой» играют не последнюю роль. Мы далеки отутверждения, что административная жалоба — это плохо, а все вопросы нужнорешать только в суде». В идеале административное и судебное обжалование должнывзаимодополняться. Другой вопрос, что в ряде ситуаций решение по жалобегражданина в административном порядке далеко не всегда устраивает гражданина, даи, скажем прямо, далеко не всегда соответствует закону. В подобных ситуацияхсуд выступает в качестве своеобразной последней инстанции, призванной поставитьточку в возникшей конфликтной ситуации.
Особенности рассмотрения обращений в зависимости отспецифики соответствующих общественных отношений устанавливаются федеральнымиотраслевыми нормативными правовыми актами. К таким актам относятся, например,Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельныхвидов деятельности», Трудовой кодекс РФ в части рассмотрения обращенийработников в федеральную инспекцию труда в связи с нарушением их трудовых прав,обращений работников в комиссию по трудовым спорам (ст. 3, 356, 357, 386, 387 идр.). Особенности рассмотрения обращений в сфере измененияконституционно-правового статуса лиц содержатся в Федеральных законах от 31 мая2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», от 28 июня 1997 г. N95-ФЗ «О беженцах», от 19 февраля 1993 г. N 4530-I «О вынужденныхпереселенцах», в сфере административного обжалования решений и действий(бездействия) субъектов избирательного процесса — в законах о выборах. Вкачестве примера можно привести также постановление Правительства РФ от 28декабря 2004 г. N 862, которым утверждены особые Правила обращения лиц,подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, атакже вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненныхк ним категорий граждан за представлением социальных услуг.
Таким образом, с помощью жалобы в государственныеорганы или органы местного самоуправления, а так же должностным лицам,гражданин стремится обеспечить защиту своего права, свободы, законного интересаили устранения уже произошедших нарушений прав. Гражданин может так жедействовать в чужих интересах или в целях прав свобод и законных интересовнеопределенного круга лиц. Право на подачу жалобы является абсолютным,неограниченным и неотчуждаемым правом личности. Для реализации этого права ненужно чьего-либо согласия и тем более издания актов управления.
1.2Содержание права граждан на обращения
По сути, часть 1 статьи 2 Закона об обращенияхдословно дублирует положения статьи 33 Конституции Российской Федерации. Ещестатья 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г.Риме 04.11.1950 г.) указывала, что «каждый, чьи права и свободы, признанные вКонвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты вгосударственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами,действовавшими в официальном качестве». Американская конвенция о правахчеловека (Россия не участвует) (Заключена в г. Сан-Хосе 22.11.1969 г.)дополняла указанные выше положения обязанностями государств-участников:
— гарантировать, чтобы любое лицо, требующее такихсредств судебной защиты, имело на это право, установленное компетентнымивластями, предусмотренное правовой системой государства;
— развивать возможности юридической защиты;
— гарантировать проведение в жизнь компетентнымивластями предоставленных средств защиты.
Статья 2 Закона об обращениях закрепляет две формыобращения: личное и письменное. Личное обращение заключается в непосредственномприсутствии гражданина на приеме в государственно или муниципальном органе илиу должностного лица. Письменное обращение может заключаться в направленииадресату по почте, с нарочным, подаче в канцелярию, секретарю илинепосредственно должностному лицу документально оформленных обращений. На нашвзгляд, письменная форма обращения более эффективна. Ведь, как отмечал Л.И.Ратнер, она более «выразительная отрицательная оценка действий должностноголица, которая сохраняет непосредственное выражение взгляда на вещи самогожалобщика, его аргументацию, собственную оценку имевшего место факта,непосредственно выраженные эмоции». Проект Федерального закона «Об обращенияхграждан» допускал так же телефонные обращения. «Руководители органовгосударственной исполнительной власти и органов местного самоуправленияорганизуют функционирование специальных телефонов для приема обращений граждан(телефоны «горячей линии»)».
Объявления о номерах таких телефонов и времениприема по ним обращений помещаются в общедоступных местах и публикуются вместных средствах массовой информации. При поступлении телефонных обращений ихсодержание заносится в специальный пронумерованный, прошнурованный иопечатанный журнал с указанием времени поступления обращения и данных озаявителе (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон). Обращения анонимныхзаявителей фиксируются только в том случае, если в обращении содержится важная,общественно значимая информация. В журнале делается отметка о принятом потелефонному обращению решении, о чем сообщается заявителю в письменной формеили по телефону.
Закон допускает как индивидуальные (исходящие отодного лица), так и коллективные (исходящие от группы лиц) обращения. Обращениеможет затрагивать как личные вопросы, так и общественные интересы. Обращение всоответствующие органы помогает разрешению многих ситуаций, связанных снарушением прав граждан, социальными конфликтами, предупреждает массовые акциипротеста. Право на обращение (право петиций) обеспечивает двустороннюю связьгосударства с человеком.
Право на обращение подразумевает и обязанностьадресата рассмотреть и соответствующим образом отреагировать на него. Как верноотметил Ю.А. Тихомиров: «Для деятельности гражданина в публично-правовой сферехарактерно осуществление прав и свобод путем самореализации через публичныеинституты. В отличие от норм частного права, предоставляющих гражданинувозможность самому реализовать свое право в допускаемых легальных формах, здесьвсегда возникают двусторонние отношения. Одной стороной всегда выступаетсубъект властных отношений, на которого законом возложена обязанность,содействовать осуществлению прав, свобод граждан и быть гарантом». Адресатомобращения может выступать государственный орган, орган местного самоуправленияили должностное лицо.
Допустимо обращение в государственный орган любойветви власти (законодательный, исполнительный, судебный), а так же к любымгосударственным и межгосударственным институтам (Уполномоченный по правамчеловека, Прокуратура, Европейская комиссия по правам человека и Европейскийсуд по правам человека и т.д.). «Каждый вправе в соответствии с международнымидоговорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы позащите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиесявнутригосударственные средства правовой защиты».
В соответствии с принципом федерализма,государственную власть в Российской Федерации осуществляют федеральные органыгосударственной власти и органы государственной власти Субъекта Федерации.Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения.Специфика органов местного самоуправления заключается в большей информации оситуации «на местах». В пределах своих полномочий органы местногосамоуправления действую самостоятельно. В соответствии со ст. 12 КонституцииРоссийской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органовгосударственной власти.
К сожалению, определение должностного лица содержатлишь нормативные акты, предусматривающие ответственность за правонарушениядолжностных лиц (Уголовный кодекс, Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях). Однако определения должностного лица вданных Кодексах достаточно универсальны и применимы к иным правоотношениям, втом числе и рассматриваемым нами. Поэтому, «должностными лицами признаютсялица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функциипредставителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные,административно-хозяйственные функции в государственных органах, органахместного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также вВооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированияхРоссийской Федерации». «Под лицами, занимающими государственные должностиРоссийской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемыеКонституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами ифедеральными законами для непосредственного исполнения полномочийгосударственных органов. Под лицами, занимающими государственные должностисубъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности,устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации длянепосредственного исполнения полномочий государственных органов». Не труднозаметить, что рассматриваемого закона, давая определения использованным в немтерминам, практически дублирует приведенное определение должностного лица.
Часть вторая статьи 2 Закона об обращении закрепляетосновные принципы реализации гражданами права на обращение. Принципы — эторуководящие начала, лежащие в основе механизма правового регулирования тех илииных общественных отношений.
Свободная реализация гражданином права на обращениеозначает недопустимость установления каких-либо препятствий, введения цензов(имущественных, оседлости, службы в армии и т.д.). Гражданин может направлять влюбые государственные органы, органы местного самоуправления и любымдолжностным лицам любое по содержанию обращение Свободное осуществление своегоправа непосредственно связано с добровольностью его осуществления. Никто недолжен принуждать гражданина к обращению в государственные органы, органыместного самоуправления или к должностным лицам. Однако при реализациигражданином конституционного права в полной мере применим принципнедопустимости нарушения при этом прав и свобод других лиц. В юридическойлитературе можно встретить и другие принципы реализации права граждан наобращение: принцип предсказуемости и принцип пропорциональности(соразмерности). «Принцип предсказуемости заключается в логичной ипоследовательной правотворческой и правоприменительной деятельности органовпубличной власти, соответствии этой деятельности концепции правового государства.Принцип пропорциональности (соразмерности) означает возможность ограниченияправ и свобод личности в строго исключительных случаях, при условии, что такиеограничения не являются чрезмерными».
Согласно части третьей статьи 2 Закона об обращенияхрассмотрение обращений граждан должно осуществляться на безвозмездной основе.Недопустимо прямое или косвенное взимание платы за реализацию гражданиномсвоего права. Так, статья 16 Федерального конституционного закона от 26 февраля1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»указывает, что жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагаетсягосударственной пошлиной.
В этом плане в полной мере проявляется спецификаисковых заявлений и иных жалоб в порядке гражданского и арбитражногосудопроизводства, а так же некоторых других заявлений. По общему правилу приподаче искового заявления уплачивается государственная пошлина впредусмотренном законом размере. Регистрация сделок и многих иных юридическихфактов так же сопровождается уплатой госпошлины. Любое, не предусмотренноезаконом, взимание платы за рассмотрение обращений граждан будет считатьсянарушением их прав, а, в случаях предусмотренных Уголовным кодексом РоссийскойФедерации, взяткой.
В отличие от отечественного законодательства, «вИталии жалобы и другие действия, связанные с ее рассмотрением, облагаютсягосударственной пошлиной. Освобождение от пошлины или уменьшение ее размерадопускается лишь на основании мотивированного решения той инстанции, котораярассматривает жалобу».
Проект Федерального закона «О гарантиях прав гражданна индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органыместного самоуправления, государственные и муниципальные организации» содержалболее конкретные нормы позволяющие устранить излишний бюрократизм и иныенеобоснованные препятствия на пути реализации гражданами права на обращение.Согласно ч. 3 ст. 14 Проекта, «при приеме и рассмотрении заявлений граждан вгосударственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальныхорганизациях не допускается возложение на граждан, не предусмотренных закономобязанностей или ограничение возможности реализации их прав, в частности, недопускаются требования:
— представления документов, не предусмотренныхнормативным правовым актом, предоставляющим гражданину право, на реализациюкоторого направлено заявление;
— исполнения гражданином обязанностей, не связанныхс заявлением, если это не предусмотрено федеральным законом;
— реализации гражданином своего права только приусловии реализации иных не связанных с ним прав, если это не предусмотренофедеральным законом;
— уплаты сборов, не предусмотренных федеральнымзаконом;
— оплаты услуг по оформлению документов, проведениюпроверок и экспертиз, иных услуг, связанных с рассмотрением заявления, еслиоплата этих услуг не установлена федеральным законом;
— снятия копий с документов, если это непредусмотрено федеральным законом;
— обязательного использования гражданином при подачезаявлений бланков и иных типовых форм, выдаваемых органом или организацией,если это не предусмотрено федеральным законом;
— совершения гражданином иных действий, непредусмотренных нормативным правовым актом, устанавливающим порядокрассмотрения заявлений».
Не ясно, почему законодатель не включил указанныенормы в окончательную редакцию рассматриваемого Федерального закона.
Таким образом, право на обращение — это не тольковозможность граждан реализовать свои политические интересы, оказать воздействиена власть посредством народной правотворческой инициативы, но и возможностьпотребовать от органов публичной власти выдачи соответствующих документов,установления и подтверждения каких-либо фактов, предоставления определенногоправового статуса, совершения иных юридически значимых действий, связанных среализацией и защитой прав и свобод личности. Прикладное, насущное значениеправа на обращение требует его должного правового регулирования, эффективныхпроцедур рассмотрения обращений.
II.ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ
2.1Требование к жалобе и порядок ее рассмотрения
Рассмотрим основные реквизиты обращения. В первуюочередь в вводной части обращения указывается адресат (государственный орган,орган местного самоуправления или фамилия, имя, отчество должностного лица,которому подается обращение и его должность). Далее гражданин указывает своифамилию, имя, отчество. Относительно последнего, закон содержит своеобразныйподход, указывая обязательность его указания лишь при наличии. Как правило,гражданин России имеет отчество. Думается, данный подход реализован для случаевподачи обращения гражданами стран, в которых отчество не используется. Ввводной части указывается так же адрес гражданина. Это необходимо дляпоследующего направления гражданину ответа или уведомления о переадресации.Кроме того, в обращении могут быть указаны контактные телефоны гражданина.
В основной части обращения излагается суть проблемы,с которой обращается гражданин, доводы на которых основываются просьбы ипредложения, а так же сами просьбы и предложения.
Завершая обращение, гражданин ставит свою подпись(как правило, в скобках указывается расшифровка подписи), а так же указываетсядата подачи обращения.
В подтверждение изложенных в обращении обстоятельстви требований, гражданин может приложить к обращению копии любых документов иматериалов или оригиналы документов. В обращении о наличии таких документов илиих копий свидетельствует список приложений.
Письменные обращения желательно подготовить в двухэкземплярах — на втором экземпляре ставится подпись принявшего обращение лица(как правило, работника секретариата или канцелярии государственного органа,органа местного самоуправления), а так же дата принятия. Впоследствии, данныйэкземпляр обращения может служить письменным доказательством при обращении в суд.
Последняя часть статьи 7 Закона об обращениизакрепляет режим оборота обращений, поступивших в государственный орган, органместного самоуправления или к должностному лицу по такому специфическому каналукак информационные системы общего пользования. Федеральный закон от 10.01.2002г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» определяет информационные системыобщего пользования как «информационные системы, которые открыты дляиспользования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которых этимлицам не может быть отказано».
К числу таких информационных систем, в первуюочередь, относятся телекоммуникационные сети (Internet, Fidonet и другие сети,обеспечивающие доступ неограниченному кругу лиц) в настоящий момент многиегосударственные органы и органы местного самоуправления имеют сайты в сетиInternet, а так же «почтовые ящики» электронной почты, на которые гражданамимогут подаваться по сетям обращения. Создание государственными органами своихсайтов связано с принятием Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2003года N 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности ПравительстваРоссийской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».
Федеральной целевой программы «Электронная Россия(2002-2010 годы)» отмечалось, что «развитие и широкое применение информационныхи коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развитияи научно-технической революции последних десятилетий. Важным результатомраспространения информационных и коммуникативных технологий и проникновения ихво все сферы общественной жизни является создание правовых, организационных итехнологических условий для развития демократии за счет реального обеспеченияправ граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространениеинформации. Процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях, многиемероприятия, направленные на развитие информационных и коммуникативныхтехнологий, реализуются или планируются к реализации в рамках федеральных,региональных и ведомственных программ».
Федеральная целевая программа «Электронная Россия(2002-2010 годы)» «должна обеспечить формирование нормативной правовой базы всфере информационных и коммуникативных технологий, развитие информационной ителекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения коткрытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), атакже обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти иорганов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами наоснове широкого внедрения информационных и коммуникативных технологий. Впроцессе выполнения Программы будут определяться общие направления развитияинформационных и коммуникативных технологий (основные принципы, стандарты итиповые решения по реализации различных проектов) как одного из основныхнаправлений социально-экономического развития страны». В качестве одной изважнейших задач, решение которых необходимо для достижения целей Программы,указана необходимость повысить эффективность взаимодействия органовгосударственной власти и органов местного самоуправления, как между собой, таки с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современныхинформационных и коммуникативных технологий.
Обращения, поданные по информационным системамобщего пользования, должны рассматриваться в общем, предусмотреннымрассматриваемым законом, порядке. Типовой регламент внутренней организациифедеральных органов исполнительной власти закрепляет основы рассмотренияподобных обращений: Для приема обращений граждан в форме электронных сообщений(Интернет-обращений), как правило, применяется специализированное программноеобеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимыхдля работы с обращениями и для письменного ответа, и, в случае незаполненияуказанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять егообращение. Адрес электронной почты автора и электронная цифровая подписьявляются дополнительной информацией.
В случае если в Интернет-обращении заявителем указанадрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приемеобращения или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа), послечего обращение распечатывается, и дальнейшая работа с ним ведется как списьменным обращением.
Ответ на Интернет-обращение может направляться как вписьменной форме, так и в форме электронного сообщения.
В Правительстве Российской Федерации была проделанабольшая работа по разработке правил приема обращений граждан через официальныйсайт Правительства.
Обращения граждан, направленные в электронном видечерез официальный сайт Правительства Российской Федерации, обрабатываютсяОтделом по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства РоссийскойФедерации.
Обращения граждан, поступившие в электронном виде, всоответствии с действующим законодательством не позднее чем в пятидневный срокнаправляются в зависимости от обозначенных в них проблем в те федеральныеорганы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации или иные организации, к непосредственному ведению которых относитсяразрешение поставленных в обращениях вопросов, о чем автору направляется поэлектронной почте официальное уведомление.
Обращения (запросы) в электронном виде, поступившиес неполной или неточной информацией об отправителе не рассматриваются. Отдел поработе с обращениями граждан Аппарата Правительства Российской Федерацииоставляет за собой право в установленном порядке уточнить достоверностьинформации об отправителе запроса, а также, по необходимости, содержаниезапроса. Ответ на обращение (запрос) направляется заявителю, как правило, вэлектронном виде. Информация о персональных данных граждан, направивших запросв электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требованийроссийского законодательства о персональных данных.
Обращения и переписка в электронном виде,направляемые в Отдел по работе с обращениями граждан Аппарата ПравительстваРоссийской Федерации минуя предлагаемую форму ввода, к рассмотрению непринимаются. Размер текста запроса не должен превышать 10000 символов.
Таким образом, подающему жалобу необходимо знать чтов первую очередь в вводной части обращения указывается адресат (государственныйорган, орган местного самоуправления или фамилия, имя, отчество должностноголица, которому подается обращение и его должность). Далее гражданин указываетсвои фамилию, имя, отчество. Относительно последнего, закон содержитсвоеобразный подход, указывая обязательность его указания лишь при наличии. Какправило, гражданин России имеет отчество. Думается, данный подход реализовандля случаев подачи обращения гражданами стран, в которых отчество неиспользуется. В вводной части указывается так же адрес гражданина. Этонеобходимо для последующего направления гражданину ответа или уведомления опереадресации. Кроме того, в обращении могут быть указаны контактные телефоныгражданина.
2.2Рассмотрение жалоб в органах ФСБ России
Рассмотрим единый порядок приема, регистрации,рассмотрения письменных и устных обращений граждан Российской Федерациипроверки состояния работы с обращениями, контроля за их рассмотрением, анализаи обобщения содержащейся в обращениях информации, а также организацию приемаграждан в органах федеральной службы безопасности.
Основным правовым актом, регулирующим рассматриваемыенами правоотношения является Приказ ФСБ РФ от 22 января 2007 г. N 21«Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений гражданРоссийской Федерации в органах федеральной службы безопасности».
Он определяет «единый порядок приема, регистрации,рассмотрения письменных и устных обращений граждан Российской Федерации,проверки состояния работы с обращениями, контроля за их рассмотрением, анализаи обобщения содержащейся в обращениях информации, а также организацию приемаграждан в органах федеральной службы безопасности».
Положения настоящей Инструкции распространяются навсе обращения, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленномФедеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотренияобращений граждан Российской Федерации».
Предложения, заявления и жалобы военнослужащихрассматриваются в соответствии с главой 6 Дисциплинарного уставаВооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495.
«Письменные обращения, содержащие вопросы, решениекоторых не входит в компетенцию органа безопасности, направляются в течениесеми дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующемудолжностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вобращении вопросов, с письменным уведомлением гражданина о переадресацииобращения, за исключением случаев, указанных в пункте 6 настоящей Инструкции.Текст уведомления при этом должен содержать ссылку на соответствующую статьюЗакона. Второй экземпляр уведомления приобщается в дело органа безопасности».
В случае, если решение поставленных в письменномобращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов,органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течениесеми дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственныеорганы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.При необходимости копия обращения направляется также в иные органыбезопасности.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение вгосударственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу,решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Если в связи с этим запретом направление жалобы вгосударственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, вкомпетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов,невозможно, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловатьсоответствующее решение или действие (бездействие) в установленном порядке всуд.
В случае, если текст письменного обращения неподдается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлениюна рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления илидолжностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщаетсягражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаютсяпрочтению. Указанное обращение приобщается в дело органа безопасности.
В целях своевременного обнаружения и обезвреживаниявзрывчатых, ядовитых и других опасных вложений, возможно имеющихся впоступивших почтовых отправлениях, проводится их внешний осмотр. В случаеобнаружения таких вложений или возникновения подозрения об их наличии всякаядальнейшая работа с почтовыми отправлениями немедленно прекращается ивызывается специалист соответствующего подразделения органа безопасности.Одновременно с вызовом специалиста должны быть приняты меры безопасности собязательной изоляцией почтового отправления.
«При получении письменных обращений, содержащихугрозы совершения террористических актов и других преступлений, принимаютсямеры для сохранения возможно имеющихся на них следов, которые могут бытьиспользованы при проведении оперативно-разыскных мероприятий и следственныхдействий».
Все письменные обращения регистрируются в Книгеучета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) (приложение 1) втечение трех дней со дня поступления в орган безопасности. Книга учетаписьменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) должна бытьпронумерована, прошнурована, скреплена мастичной печатью и заверена начальникоморгана безопасности (статья 120 Устава). Книга учета письменных обращений(предложений, заявлений или жалоб) ведется в каждом органе безопасности, атакже в территориально обособленных подразделениях органов безопасности.
Прием и регистрацию письменных обращений,адресованных в ФСБ России, директору ФСБ России, заместителям директора ФСБРоссии и руководителям служб ФСБ России, осуществляет отдел писем Управленияделами ФСБ России. Такие обращения направляются в органы безопасности длярешения по существу поставленных в обращениях вопросов или переадресовываютсяпо компетенции в другие государственные органы местного самоуправления илисоответствующим должностным лицам.
Каждому обращению присваивается регистрационныйиндекс, который состоит из начальной буквы фамилии автора обращения ипорядкового номера (например, «Д-19», «С-63»), индекс коллективных и анонимныхобращений содержит соответственно буквы «Кл» и «Ан». Обращениям с пометками«Лично» или «Конфиденциально» дополнительно присваивается буквенный индекс «Лп»(«Личный пакет», например, «Лп-В-15», при отсутствии на конверте данных обавторе – «Лп-15»).
Начальники и другие должностные лица органовбезопасности:
а) обеспечивают объективное, всестороннее исвоевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участиемгражданина, направившего обращение;
б) запрашивают необходимые для рассмотренияобращения документы и материалы в других государственных органах, органахместного самоуправления и у иных должностных лиц;
в) принимают меры, направленные на восстановлениеили защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
г) дают письменные ответы по существу поставленных вобращении вопросов, за исключением случаев, указанных в разделе I Инструкции;
д) уведомляют гражданина о направлении его обращенияна рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправленияили иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Отметим, что обращения военнослужащих органовбезопасности, получивших при исполнении обязанностей военной службы увечья(ранения, травмы, контузии), а также обращения членов семей военнослужащих,погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, незамедлительнодокладываются начальникам органов безопасности и рассматриваются ими или ихзаместителями в максимально короткий срок.
Личный прием граждан проводится начальниками, ихзаместителями и уполномоченными на то лицами.
Органы безопасности, имеющие в своих штатахподразделения дежурной службы, прием граждан осуществляют круглосуточно. Вдругих органах безопасности прием граждан осуществляется в рабочее время.
В органах безопасности для приема граждан, какправило, отводятся специальные помещения — приемные.
На внешней стороне здания, где расположена приемная,должна быть вывеска «Приемная» с указанием наименования органа безопасности илиномера войсковой части. Дни и часы приема доводятся до сведения граждан.
Приемные обеспечиваются необходимой мебелью иимуществом, средствами связи, звукозаписи и личной безопасности сотрудников(гражданского персонала), нормативными, справочными и иными материалами. Впомещении, где производится прием, запрещается находиться лицам, не имеющимпрямого отношения к приему граждан.
В отдельных случаях прием граждан можетосуществляться в служебных кабинетах начальника или других должностных лицоргана безопасности. При необходимости встречи организуются по месту жительстваили работы граждан.
Содержание устных обращений заносится в карточкуличного приема (приложение 2). Из карточек формируется учетно-справочнаякартотека приема граждан, карточки в которой систематизируются похронологическому признаку. «В ходе личного приема гражданину может бытьотказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ посуществу поставленных в обращении вопросов».
Для письменных обращений в приемных или в иныхдоступных для посетителей местах органов безопасности устанавливаются ящики,выемка из которых производится не реже трех раз в сутки сотрудникамисекретариатов (приемных) или дежурной службы, ответственными за работу собращениями. Ящики после каждого вскрытия должны запираться и опечатываться.
«Должностные лица приемных органов безопасностиимеют право обращаться по вопросам, связанным с личным приемом граждан, вдругие органы безопасности, начальники и сотрудники которых обязаны оказыватьим помощь и содействие: предоставлять необходимые справочные и информационныематериалы (за исключением сведений, которые в соответствии с нормативными правовымиактами не подлежат разглашению), обеспечивать квалифицированнымиконсультациями, открытой и специальной связью, направлять сотрудников дляосуществления приема и т.д.».
В случае, если гражданин совершает в приемнойдействия, представляющие непосредственную угрозу для жизни и здоровьяокружающих, должностное (или уполномоченное) лицо, ведущее прием, принимаетнеобходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Принеобходимости вызываются сотрудники органов внутренних дел и скорой медицинскойпомощи.
Важное место в работе с обращениями граждан ворганах ФСБ России уделяется проверке состояния работы с обращениями и контрольза их рассмотрением а также анализу и обобщению содержащейся в обращенияхинформации.
Начальники в пределах своей компетенции осуществляютконтроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержаниепоступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранениюпричин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Книга учета письменных обращений (предложений,заявлений или жалоб) и учетно-справочная картотека приема граждан ведутся ихранятся в секретариате органа безопасности, а в территориально обособленныхподразделениях органов безопасности — лицами, на которых возложено ведениеделопроизводства.
«Книга учета письменных обращений (предложений,заявлений или жалоб) и карточки личного приема представляются для проверкисвоевременности и правильности выполнения принятых решений: начальнику — ежемесячно, инспектирующим (проверяющим) — по их требованию». Книги, ведущиесяв территориально обособленных подразделениях органов безопасности,представляются для проверки начальнику не реже одного раза в шесть месяцев.
«Начальники обязаны не реже одного раза в кварталпроводить внутреннюю проверку состояния работы по рассмотрению обращений. Дляпроведения такой проверки приказом соответствующего начальника создаетсякомиссия. По результатам работы комиссии составляется аналитическая справка,которая хранится в деле органа безопасности».
В органах безопасности контролю по срокам исполненияподлежат все письменные обращения, о результатах рассмотрения которых требуетсядать ответ автору или сообщить в органы государственной власти РоссийскойФедерации. Контроль за исполнением поручений по обращениям граждан в ФСБ Россииосуществляется в порядке, установленном правовыми актами ФСБ России.Непосредственно работа по контролю возлагается на секретариаты и должностныхлиц органов безопасности, наделенных полномочиями по контролю.
Лица, осуществляющие такой контроль, имеют право:
а) запрашивать у исполнителей и их непосредственныхначальников необходимые сведения о ходе рассмотрения обращений;
б) знакомиться в установленном порядке сматериалами, отражающими состояние рассмотрения обращений;
в) вносить предложения соответствующим начальникампо устранению недостатков, выявленных в ходе контроля рассмотрения обращений.
О ходе контроля рассмотрения обращений регулярно, ноне реже одного раза в месяц, докладывается начальнику органа безопасности. Наобращения, рассмотрение которых контролируется, могут оформляться контрольныекарточки. Форма и необходимое количество экземпляров контрольных карточекустанавливается органом безопасности.
В целях контроля и информационно-аналитическогообеспечения работы с обращениями в органах безопасности могут создаватьсяэлектронные базы данных, включающие в себя необходимые сведения позарегистрированным обращениям граждан и результатам их рассмотрения. Применениеэлектронно-вычислительной техники при этом регламентируется отдельнымиинструкциями, которые разрабатываются в органах безопасности в соответствии стребованиями правовых актов ФСБ России с учетом специфики работы и видаавтоматизированной системы.
Содержащаяся в обращениях информация обобщается ианализируется для выработки соответствующих предложений и рекомендаций посовершенствованию служебной деятельности органов безопасности. Состояние работыс обращениями (краткие информационно-статистические данные, проводимыемероприятия по совершенствованию работы с обращениями и т.д.) отражаются вгодовых отчетах о деятельности органов безопасности.
«Контроль за соблюдением установленного настоящейИнструкцией порядка рассмотрения обращений в органах безопасности осуществляетУправление делами ФСБ России, которое в пределах компетенции проводит проверкиорганизации работы с обращениями в органах безопасности, запрашивает в органахбезопасности необходимую информацию, связанную с рассмотрением обращений,анализирует и обобщает практику работы с обращениями в органах безопасности».
Таким образом, рассмотрение жалоб в органах ФСБРоссии представляет собой комплекс организационно правовых действийзаключающихся в приеме, регистрации, рассмотрении письменных и устных обращенийграждан Российской Федерации проверки состояния работы с обращениями, контроляза их рассмотрением, анализа и обобщения содержащейся в обращениях информации,а также организацию приема граждан в органах федеральной службы безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нормативную основу права на обращение составляютКонституция РФ и Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений гражданРоссийской Федерации».
Следует заметить, что обращения граждан не могутрассматриваться по строго унифицированной однообразной схеме во всех сферахобщественных отношений. Так, заявление лица в надлежащий орган публичной властис просьбой предоставить определенную информацию, не относящуюся к информации сограниченным доступом, может быть рассмотрено в достаточно короткий срок и бездополнительного участия экспертов, консультантов, согласования ответа наобращение между структурными подразделениями соответствующего органа власти.Напротив, при рассмотрении административной жалобы речь не может идти окаком-либо маленьком сроке и упрощенной процедуре рассмотрения, поскольку вданном случае необходимо выяснить все обстоятельства, лежащие в основе жалобы,исследовать дополнительные материалы, запросить мнение компетентных лиц. То жеотносится и, например, к процедуре рассмотрения заявления о предоставлениилицензии на осуществление определенного вида деятельности. Лицензирующий органдолжен располагать достаточным временем и эффективным механизмом оценкиспособности заявителя осуществлять лицензируемый вид деятельности, соблюдатьвпоследствии лицензионные требования и условия.
Существующее многообразие процедурных особенностейрассмотрения обращений, конечно, нельзя свести к тотальной унификации иоднообразию. Во-первых, своеобразие содержания некоторых обращений,исключительность решений, принимаемых по просьбе заявителя, и специфичность процедуррассмотрения обращений такого рода не позволяют подвести к одному знаменателюпроцесс реализации права на обращение во всех сферах общественных отношений.Во-вторых, в законодательстве и на практике выделяются обращения разных видов,рассмотрение которых, очевидно, должно основываться на различных подходах кправовому регулированию. По характеру содержания и направленности итоговогоответа обращения классифицируются на заявления, предложения, жалобы,ходатайства, петиции. Практическое значение такой классификации видится ввыделении особенностей рассмотрения обращений в зависимости от отнесенияпоследних к тому или иному виду. Например, жалобы, петиции, заявленияприменительно к определенным сферам общественных отношений (в отличие от другихвидов обращений) нуждаются в более длительной и несколько усложненной процедурерассмотрения. Именно на основе такого подхода подготовлен проект Федеральногозакона «Об обращениях граждан», который пока не прошел все этапыфедерального законодательного процесса.
Требование к форме обращения. Статьей 7 Закона обобращениях определены требования к письменному обращению. Так, «гражданин вписьменном обращении обязательно указывает либо наименование государственногооргана или органа местного самоуправления, в которые направляет письменноеобращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либодолжность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество(законодателем сделана оговорка, что отчество указывается при его наличии),почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление опереадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы,ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своихдоводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либоих копии».
Отступление от данных требований влечет рядпоследствий, которые определяются тем, в чем именно состоит отступление отформы обращения. Так, если в письменном обращении не указаны фамилиягражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен бытьнаправлен ответ, ответ на обращение не дается. Тем самым гражданин, нарушившийформу обращения, в какой-то мере наказывает себя сам, самостоятельно лишаясьвозможности реализовать свое конституционное право. Однако данное положениесодержит и иную смысловую нагрузку; оно направлено на недопустимость доносов инаветов, когда попытка опорочить человека оформляется в форме анонимногосообщения.
СПИСОКНОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативныеакты:
КонституцияРоссийской Федерации принятая на всенародном референдуме 12.12.1993г. //Российская газета от 25 декабря 1993г.
Всеобщаядекларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООНрезолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Правовая информационнаясистема «Гарант». По состоянию на 27 апреля 2007 года.
Федеральныйконституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном поправам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательстваРоссийской Федерации от 3 марта 1997 г. N 9 ст. 1011.
Трудовойкодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ//Собраниезаконодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3.
Уголовныйкодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ//Собрание законодательства РоссийскойФедерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.
Федеральныйзакон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращенийграждан Российской Федерации»// Собрание законодательства РоссийскойФедерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060.
Федеральныйзакон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст.127.
Федеральныйзакон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видовдеятельности»//Собрание законодательства Российской Федерации от 13августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3430.
УказПрезидента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 «Об утвержденииобщевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации»//Собраниезаконодательства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 47 (часть I) ст.5749.
ПостановлениеПравительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 «О федеральной целевойпрограмме „Электронная Россия (2002-2010 годы)“//Собраниезаконодательства Российской Федерации от 4 февраля 2002 г. N 5 ст. 531.
ПриказФСБ РФ от 4 декабря 2000 г. N 613 „Об утверждении Инструкции о порядкерассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральнойслужбы безопасности“ // Правовая информационная система «Гарант». Посостоянию на 27 апреля 2007 года.
Комментариик нормативным актам:
БорисовБ.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административныхправонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. — Юстицинформ,2006 г.
Комментарийк Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. — 5-е изд.,перераб. и доп./под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. — ТК Велби, Изд-во Проспект,2006 г.
Комментарийк Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. — 5-е изд.,перераб. и доп./под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. — ТК Велби, Изд-во Проспект,2006 г.
СмушкинА.Б. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ „О порядкерассмотрения обращений граждан Российской Федерации“. — ООО „Новаяправовая культура“, 2006 г.
Учебнаяи научная литература:
ДмитриевЮ.А., Евтеева А.А., Петров С.М.: Административное право России: Учебник. — М.:«Эксмо», 2005.
КенжаевС. „Обращения, как важнейший фактор деятельности прокуроров по борьбе снарушениями законности в сфере управления“. Автореф. дис: д.ю.н… М., 1998г.
Периодическаяпечать:
КорякинВ.М. Работа с обращениями граждан в вооруженных силах Российской Федерации:вопросы теории и практики. — »За права военнослужащих", 2007.
РатнерЛ.И. «Об усилении гарантий своевременного и правильного разрешения жалобтрудящихся»//Советское государство и право. 1959 г. N 9.
ТихомировЮ.А., Васильева С.В. Виноградов В.А., Егорова Е.Ю., Экштайн К. «О проектеФедерального закона об обращениях граждан в органы государственной власти иместного самоуправления»// Законодательство и экономика, N 9, 2002 г.
Федеральныйзакон «Об обращениях граждан» (проект)//Российская юстиция, 2004 г.,N 6.