СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Понятие безнадзорности ибеспризорности в семье
1.2 Причины детской беспризорности ибезнадзорности
1.3 Семья как дезадаптирующий факторбезнадзорности и безнадзорности в семье
1.4 Социальный портрет беспризорника(безнадзорника)
ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В СЕМЬЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьисследования.Ученые и практики встревожены ростом количествабезнадзорных детей (по разным статистическим данным количество безнадзорныхдетей в Российской Федерации от 2 до 5 млн.), распространением психических ииных форм отклоняющегося поведения и развития. Контингент безнадзорных детейскладывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания,заботы со стороны семьи, либо детей, имеющих определенные отклонения,побуждающие их к бродяжничеству.
Значительную частьбезнадзорных детей составляют подростки, отличающиеся девиантным поведением,употреблением алкоголя, наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорностьподростков является первым шагом к беспризорности, нарушению нормальногопроцесса их социализации. Подростковая безнадзорность стала одной из серьезныхсоциально-педагогических проблем семьи и общества.
Анализ причин роста безнадзорностисреди детей и подростков свидетельствует о том, что ее истоки лежат, преждевсего, в семье (безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки;длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющегоребенка; приобщение подростка родителями к спиртным напиткам, наркотикам идр.), а также в организации и проведении профилактической деятельностисоциальных учреждений и служб по месту жительства.
Учитывая важностьпрофилактической деятельности, специалисты разных областей знаний затрагиваютее различные стороны. В научных исследованиях созданы предпосылки длякомплексного изучения данной проблемы: анализ общих подходов к реабилитациибезнадзорных детей и подростков; профилактика предотвращения роста числа безнадзорныхдетей и подростков и ранняя диагностика причин этого явления; взаимосвязьмедицинских, психологических и педагогических аспектов в процессе работы сбезнадзорными детьми; профессиональное самоопределение как средство помощи иподдержки безнадзорных детей и подростков; взаимная дополняемость ролейразличных социальных партнеров в работе с семьей и безнадзорными детьми иподростками (Алексеева Л.С., АлмазовБ.Н., Деев В. Г., Захаров А.И., ЛоткинД.Б., Сидоров П.И., Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В)
Безнадзорность ибеспризорность в семье современным российским обществом оцениваются какфакторы, создающие общенациональную (общегосударственную) угрозу.
По различным данным, насегодняшний день беспризорных детей, не имеющих постоянного места жительства,находящихся вне рамок государственного и семейного попечительства в Россиизначительно больше, чем было в послереволюционный и послевоенный периоды.
Так, по даннымгосударственной, статистики, в 2004 г. в стране насчитывалось 1 млн. 573 тыс.детей, оставшихся без попечения родителей, 546 тыс. безнадзорных и беспризорныхдетей и лиц без определенного места жительства, беженцев и вынужденныхпереселенцев, жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, 2 млн. детей нигдене учились и не были заняты общественно-полезным трудом. По данным социологов,в стране насчитывалось 422 тыс. неблагополучных семей, в которых проживало 770тыс. детей и подростков. Советом Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации было оглашено, что половина российских детей живет в семьях,оказавшихся за чертой бедности и имеющих среднедушевой доход ниже прожиточногоминимума. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, за не обеспечениенормальных условий жизни своим детям 36 тыс. родителей лишены родительскихправ, сотрудниками органов внутренних дел задержано 120 тыс. детей, а сколькоушли в беспризорники — никто не знает, так как до сих пор в стране отсутствуетединый банк данных о количестве безнадзорных и беспризорных детей.
Однако до сих пор многиеактуальные вопросы профилактики остаются нерешенными, а действующая системапрофилактики безнадзорности и беспризорности в семье не дает должного,положительного эффекта. К тому же не всегда отвечает современным требованиям нормативно-правовое,финансовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по профилактикебезнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также по их социальнойреабилитации. Существующие институты государственной и региональной системы профилактикибезнадзорности и беспризорности, в семье зачастую, к сожалению, действуютразрозненно и неэффективно.
Методологической основойисследованияявляются положения о сущности и роли социальной среды, еевлиянии на развитие личности; о социальных функциях семьи и ее приоритетнойроли в процессе социального формирования подростка; о социально-культурнойвоспитательной среде, обеспечивающей процесс социального воздействия на детей иподростков; об основных направлениях социальной политики и др.
Теоретическими основаниями иметодологическими ориентациями исследования выступают подходы, нашедшиеотражение причин и факторов, влияющие на подростковую безнадзорность в семье насовременном этапе общества
Целью курсовой работы является полноеи всестороннее изучение причин и факторов, влияющих на развитие безнадзорностии беспризорности в семье, а так же выявить меры профилактики и предупреждениябеспризорности и безнадзорности в семье. И для достижения поставленной целиявляется необходимым в рамках данного исследования решения следующих задач:
1. Проанализироватьнаучно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблемеисследования; раскрыть понятие беспризорности и безнадзорности в семье;
2. Выявить причины детскойбеспризорности и безнадзорности;
3. Рассмотреть семью какдезадаптирующий фактор беспризорности и безнадзорности в семье;
4. Составить социальный портретбеспризорника (безнадзорника);
5. Выявить меры профилактики ипредупреждения беспризорности и безнадзорности в семье.
Объектом настоящей курсовой являетсябезнадзорность и беспризорность в семье.
Предметом данного исследованияявляется профилактика безнадзорности и беспризорности в семье.
Для проверки гипотезы и решенияпоставленных задач был использован комплекс методов, адекватных объекту ипредмету исследования: теоретические (анализ философской, социологической,психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблемамисследования, сопоставительный анализ различных концепций и программпревентивной деятельности, анализ содержания нормативно-правовой документациисоциальных учреждений, служб по месту жительства в профилактической деятельности;изучение и обобщение опыта работы специалистов школы, социальных учреждений,служб по месту жительства и семьи; анализ и синтез содержания ихпрограммно-методических материалов); эмпирические(наблюдение, в томчисле включенное, беседа, анкетирование, тестирование, формирующийпедагогический эксперимент; метод независимых характеристик; биографическийметод; метод «Работа над случаем»; контент-анализ; метод экспертной оценки).
ГЛАВА I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАКСОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1Понятие безнадзорности и беспризорности в семье
Безнадзорность детей и подростков –это сложная социально-педагогическая проблема. Она существенно сказывается насоциализации подрастающего поколения.
Понятие «безнадзорность»прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию, перешло вкатегорию междисциплинарных и полностью вошло в область реальнойсоциально-педагогической практики. В социологии она связана с комплексомпроблем в социально-экономической политики государства, так как изменения всистеме общественных отношений негативно воздействуют на институт семьи,деформируя его и опосредованно искажая всю систему социализации, воспитания иразвития подростка. В юриспруденции – в контексте причин и профилактикибезнадзорности и беспризорности. В педагогике – правильно понимаемый надзор занесовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением,а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи близких взрослыхс подростком. В психологии – деформация межличностных отношений подростка сокружающими людьми. В социальной педагогике – социально-педагогический анализявления, причины, существенно влияющие на безнадзорность, необходимостьпрофилактики и преодоление ее последствий.
Закон РФ «Об основах системыпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999г.) даетопределение понятий «безнадзорный», «беспризорный». Под безнадзорным понимаетсянесовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствиенеисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучениюи (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либодолжностных лиц. Следовательно, безнадзорность ребенка или подростка естьотсутствие за ним (надзора) контроля. В любом случае речь идет о нарушенииобязанностей со стороны семьи, опекунов, учителей, социальных работников,социальных педагогов и др. по осуществлению контроля над воспитанником.
Безнадзорный ребенок(подросток), в отличие от беспризорного, как правило, живет с родителями,сохраняет связи с семьей, но лишен любви, внимания, понимания, влияния,контроля близких ему людей.
Социально-педагогический подход копределению безнадзорности представляет собой: безнадзорные – этонесовершеннолетние, проживающие в семье, но должный контроль за их поведением,обучением, развитием и воспитанием отсутствует.
Изучение возрастного состава безнадзорныхдетей и подростков в педагогической, юридической, психологической,социально-педагогической литературе показало, что преобладающее большинствосреди них, дети старшего подросткового возраста. Личное изучение проявленийбезнадзорности по месту жительства подтверждает вышеизложенное, что иопределило основной интерес к старшим подросткам 12 — 15 лет.
1.2 Причиныдетской беспризорности
Происходящий в последниегоды очевидный рост детской беспризорности, так называемого социальногосиротства, ставит перед исследователями и разработчиками социальной политикинепростые вопросы. С чем связана наблюдаемая социальная патология, при которойпроисходят сбои системы социализации подрастающего поколения, и дети начинаютпроходить «школу жизни» в условиях физического насилия, «дарвинской борьбы» забиологическое выживание, поодиночке или в организованных детских группировках?Какую систему социальной защиты надо создать для того, чтобы избавить детей отжестокого обращения и бесприютности?
Беспризорные — это дети, лишенныеприсмотра, внимания со стороны родителей или лиц, заменяющих их. Беспризорныйребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у негоеще есть эмоциональная привязанность к какому-либо члену семьи, но связи этихрупки и под угрозой атрофии и разрушения.
Хотя пока еще нетдостоверных данных о точном числе беспризорных детей в Тюмени по России частоназывается цифра 220 тыс. человек), анализ имеющейся информации показывает, чтоо единовременном замере на улицах города, в подвалах и подъездах Москвы, можнообнаружить не менее 70-80 тысяч детей, как часто утверждается в средствахмассовой информации, а на порядок меньше. Тем не менее. В ЦВИНП за годдоставляется около 6 тысяч преимущественно не москвичей. Кроме того, примернотакое число детей -москвичей, ведущих уличный образ жизни направляются органамиМВД обратно домой. Из всех детей поступивших в Московский ЦВРШП 84% — это дети,самовольно ушедшие из семей, 34% детей не имеют одного из родителей, 5% неимеют родителей вообще. В приютах Москвы находятся одновременно 500 детей[1].
Последние социологическиеопросы беспризорных детей проводились в нашей стране в 20-30 годы. В связи сотсутствием такой информации возникает много ошибочных или вполне правомерныхсуждений, объясняющих причины детской беспризорности. Среди такихинтерпретаций, выделяю три:
Бедность как ключевойфактор, провоцирующий бедность, необходимость работать, толкает детей на улицу,постепенно они привыкают к уличному образу жизни и отрываются от семьи;
Склонность детей кпобегам, вызванная либо психическими отклонениями, либо романтическимиустремлениями;
Отсутствие контроля заребенком со стороны школы, внешкольных организаций, милиции и др.
Хотя все три названныхфактора безусловно присутствуют в каждой этиологии явления, они должнырассматриваться, как правило, в связи с одним ключевым фактором. Этим факторомявляется насилие и жестокость в семье, детская заброшенность (эмоциональная,физическая, медицинская, пищевая и т.д.). Именно она, как показываютисследования, является в большинстве случаев, причиной побегов или наоборот,выталкивания ребенка из дома. Что же касается контроля, то его предметом долженбыть не ребенок, а, прежде всего, семья.
Нет такого общества, вкотором не существовало бы детской заброшенности и жестокого обращения сдетьми, а стало быть, беспризорности детей.
Проблема беспризорности иправонарушений, несовершеннолетних в нашей стране приобрела катастрофическиеразмеры. Ежегодно (последние 5 лет) ими совершается более 200 тысячпреступлений. За последние 7 лет более чем в два раза возросла детскаяпреступность на почве наркомании. Стало больше несовершеннолетних алкоголиков инаркоманов. Возросла преступность среди девушек, наблюдается рой венерическихзаболеваний, увеличивается процент внебрачных родов среди несовершеннолетних.Около 40 % подростков, совершивших преступления — попадали в разряд безнадзорных.
По данныммежведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве РФ,причин для существования такой тревожной ситуации предостаточно. Среди них:
— Падение уровня жизни впроцессе перехода к новым экономическим отношениям;
— Ухудшение условийсодержания детей;
— Нарастание психо-эмоциональныхперегрузок у родителей, непосредственно отражающихся на детях;
— Усиление жестокогообращения с детьми в семьях.
Основная причина,толкающая детей на улицу — неблагополучная обстановка в семье[2].Об этом говорят цифры.
За последние 5 лет в трираза возросло число родителей, лишенных родительских прав (с 11 до 35 тысяч).Социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, росталкоголизации, особенно среди женщин, приводит к необходимости срочно спасатьот них их же детей. Тысячи детей остаются без попечения родителей. Социальноесиротство, беспризорность стали устойчивыми социальными явлениями.
«Уличные дети»бродяжничают, занимаются воровством, попрошайничеством, приобщаются купотреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ,проституции, совершают противоправные действия.
В соответствии с мнением МосковскогоСовета по призрению беспризорных, действующего в начале XX века, беспризорнымисчитались дети, живущие в такой обстановке, которая угрожает их физическому инравственному развитию.
Думается, что сегодня этахарактеристика беспризорных детей остается актуальной, несмотря на прошедшеестолетие, круто изменившее социально-политический строй России.
Глубокий кризис,охвативший производственную сферу, политику, культуру, образование, иодновременно либерализация цен, инфляция, коммерциализация социальной сферы,катастрофически обострили проблемы детей, привели к значительным социальнымпотерям, ударив в первую очередь по семьям с детьми. Положение детейосложняется еще и тем, что резко снизился уровень социальных гарантий для них вжизненно важных сферах духовного и физического развития. Значительно возрослочисло детей, для которых недоступен полноценный отдых в каникулярное время,посещение внешкольных учреждений, занятия искусством, спортом, художественным итехническим творчеством.
Обостряется проблемажесткого обращения с детьми в семьях. Исследования причин этого явленияобнаруживают, что оно полимотивировано: здесь и стрессовое состояние родителей,измученных современными условиями, и стремление добиться изменения поведенияребенка любыми средствами, и родительская месть — мстят за то, что родился,требует заботы, приносит огорчения. В семьях деморализованных, где пьянство,употребление наркотиков, моральное разложение, правонарушения являютсяпостоянным фактором жизни детей, жестокое обращение приобретает порой дикиеформы; это побои, лишение пищи, воды, свободы.
А если к этому прибавитьшкольную деривацию, разлагающее влияние уличных фуппировок, нередко имеющихкриминальную направленность, то становится понятным рост стрессов, побегов,правонарушений и даже самоубийств в подростковом возрасте[3].
Всплеск корыстнойориентации, отмеченный у широких слоев общества, увеличение числанеблагополучных семей, рост жестокости, и насилия в обществе. И в потокенизкопробных произведений массовой культуры, на занятость подростков всвободное время, выталкивание неплатежеспособных, неудобных учащихся из школы,сложности с трудоустройством — все это привело к резкому увеличениюкриминальной обстановки в среде несовершеннолетних.
Выбитые из жизненнойколеи дети, как правило, социально дезадаптированные, для них характерен разрывс позитивными правилами, нормами, законами, разрушение или несформированностьосновных видов деятельности, определяющих социальное, психическое и физическоеразвитие[4].
Таким образом, всовременной России существенным признаком стали значительное увеличениеразмеров его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизнироссийской семьи, падением ее нравственных устоев, и как следствие — изменениеотношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семьи, беспризорностьогромного количества детей и подростков практически во всех регионах страны.Основной причиной детской беспризорности, несомненно, является нежелание многихродителей заниматься воспитанием своих детей, их пьянство и аморальный образжизни. Отчуждение ребенка от семьи редко вызвано внутренним конфликтом,основанном на упорном нежелании родителей войти в положение ребенка, проститьего, помочь преодолеть кризисную ситуацию.
Низкий уровеньпредупреждения социального сиротства, неоперативное решение органов опеки ипопечительства вопросов жизни, воспитания и дальнейшей судьбы детей такжепорождают беспризорность, влекут за собой нарушение прав ребенка.Дополнительным фактором риска в последнее время становится безработицародителей. В 702 тыс. семей с несовершеннолетними детьми один родитель являетсябезработным. 70 тыс. безработных имеют более трех детей в семье. В 55 регионахРоссии безработные женщины, имеющие детей инвалидов и несовершеннолетних детей,составляют более 50%.
Тяжелое материальноеположение семей толкает родителей к отказу от детей в виду невозможности ихсодержать. Продолжает увеличиваться раннее сиротство. Так в домах ребенка,детей, лишившихся попечения родителей, в 2006 году стало больше чем на 3тысячи. Ежегодно рожают детей более 55 тыс. женщин в возрасте 14-17 лет (чтосоставляет 3.8% от числа всех родившихся детей). Не подготовленные к воспитаниюдетей, чаще всего, не состоявших в браке, не имеющих поддержки со стороны своихсемей и общества, они оставляют детей в роддомах.
Мощным фактором детскойбеспризорности, помимо неблагополучной семьи, в наши дни, несомненно,становиться нарушение прав ребенка в области образования, оздоровления,получения профессии и жилья. В 2005/2006 учебном году ввиду ограничения приемаучащихся в 9-11 классы и сокращение приема в профессионально-техническиеучилища около 500 тыс. подростков в возрасте 14-18 лет были лишены возможностипродолжать обучение. Из 670 тыс. детей и подростков, состоявших на учетевнутренних органов, около 100 тыс. нигде не учатся и не работают, 127 тыс.живут в неполных семьях. В большинстве своем — это дети из асоциальных семей,где на их развитие и воспитание практически не обращается внимание. Оказавшиесявне влияния семьи и школы, нетрудоустроенные, лишенные нравственно осмысленногодосуга, эти беспризорные дети стали питательной средой для преступного мира[5].
Серьезным факторомбеспризорности детей в последние годы стало увеличивающееся количество беженцеви переселенцев. В 2002 году их было более 1 миллиона, в том числе почти 300тыс. из них дети.
Большую тревогу вызываетвсе более увеличивающееся число бродяжек, причем в ряде крупных городов детейиспользуют как профессиональных нищих, взрослые, чаще всего выходцы изсопредельных государств.
Все эти факторыспособствуют преждевременному психическому отдалению подростков от семей,которая, в свою очередь, осложняет их интеграцию в общество. Дети перестаютнормально учиться, многие из них остаются неграмотными, педагогическизапущенными. Ослабленные психические функции, серьезные нарушения физическогоздоровья, делают детей неспособными оказать сопротивление насилию со сторонысоциального окружения. Большинство беспризорных детей оказываются жертвамисексуальных посягательств, оказываются втянутыми в преступные группировки.
Наряду с этим, реальнопросматривается, тенденция повышения криминогенной активности детей младшеговозраста. Количество подростков, совершивших общественно опасные деяния, покоторым уголовные дела были прекращены или в возбуждении таковых было отказанотолько в связи с не достижением возраста наступления уголовной ответственности,увеличилось за пятилетие на 11.3% и составило 117.5 тыс. человек[6].
Продолжающийся распадсемьи еще более увеличивает детскую беспризорность. В 2004 году из-за разводовболее 600 тыс. детей до 18 лет остались без одного родителя. Семей, где детейвоспитывает один отец, становиться все больше. Если в 2002 году их было 1.2%,то за последний год прирост составил более 32%, в то время как количествосемей, где воспитывает одна мать, уменьшилось на 11.2%.
Увеличивается количестводетей, рожденных вне брака (сегодня они составляют свыше 20% от общегоколичества родившихся детей). Дети из неполных семей находятся в более уязвимомположении по сравнению со своими сверстниками из полных семей. Им сложнееналаживать контакты, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаютсяневротические симптомы. Неполные семьи — это материальные трудности, суженыйкруг внутрисемейного общения. Более 50% несовершеннолетних правонарушителей — дети из неполных семей, более 30% дети, имеющие психические отклонения,выросшие в неполной семье, чаще всего без отца. Дети из таких семей, какправило, чаще всего без отца. Дети из таких семей, как правило, зачастую,пополняют ряды беспризорных детей.
1.3 Семьякак дезадаптирующий фактор
Однако, по-видимому, естьусловия, в которых повышается риск того, что семья не будет справляться сфункциями заботы о новом поколении и управление их нравственным, эмоциональном,интеллектуальным и физическим развитием, в число таких условий входятследующие:
1. Социальныесистемы, разрушающие привычные условия существования и социальноговзаимодействия (миграция, безработица, военные конфликты).
2. Особая структурасемьи (неполные семьи, семья с приемными родителями), как правило, в сочетаниис бедностью, повышает риск открытой агрессии по отношению к детям или ихзаброшенности.
3. Представления ородительских функциях, как о жестком контроле над ребенком и неумениивоспринимать его как личность со своими особыми переживаниями и потребностями.
4. Высокая степеньизолированности семьи от общества, закрытость ее для контроля или вмешательствасо стороны органов социальной защиты и правопорядка, понижающая возможностиинтервенции.
5. Низкая ценностьродительского вклада в ребенка в главе общества, не мобилизованностьобщественного мнения на предотвращение детской заброшенности и насилия.
6. Неэффективнаядеятельность государственных социальных контрольных институтов (милиции,органов юстиции, школы, системы медицинского контроля, социальной защиты)[7].
Раскрывая эти факторы,необходимо, на наш взгляд, главным образом остановиться на семье — как наисточнике детской безнадзорности. Обратить внимание на проблемы взаимоотношенийродителей и детей, на невыполнение родительскими семьями своих функций — какнемаловажный фактор возникновения безнадзорности.
При всей неоднозначностижизни, ее экономических, социальных и политических катаклизмах и,соответственно, сложностях, переживаемых семьей, единственной непреходящейценностью, приоритетом государственной политики и семейных отношений остаетсяребенок, его воспитание, формирование его нравственных, моральных, этических,гражданских качеств, его личности.
Общеизвестно: семья — этотот самый первичный коллектив, где, прежде всего, происходит воспитание исоциализация ребенка. Современная наука рассматривает семью двояко: какисторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, междуродителями и детьми, и как малую группу, члены которой связаны между собойродственными связями, брачными отношениями, общностью быта, взаимной моральнойответственностью.
Ковалев СВ. предлагаеттакое видение проблемы успешного семейного воспитания: «Во-первых, наличиесемьи, как единого целого и психологической общности. Во-вторых, нормальныйсемейный климат, хорошие отношения между взрослыми членами семьи. В-третьих,оптимальный воспитательный климат, благоприятствующие развитию ребенкаотношения между родителями и детьми. И, в-четвертых, четкая системавоспитательных воздействий, целенаправленное применение методов воспитания»[8].
Именно в такойпоследовательности видит С.В. Ковалев факторы, способствующие эффективностисемейного воспитания. Мы думаем, что первичным может быть толькопсихологическая общность членов семьи, все остальное вторично, производно: икультурная общность, и единые доходы, и стандарты к воспитанию и воспитания, имногое другое.
При этом довольно трудноразвести «нормальный семейный климат» и «оптимальный воспитательный климат».Думается, что эти вещи взаимосвязанные и взаимозаменяемые. Что касается«воспитательных воздействий», то в семье нужны не воздействия, а налаженнаясистема общения, в основе которой все та же формула Макаренко А.С. — любовь,доброта, уважение.
Искусство строить,корректировать, развивать семейные отношения как раз заключаются в том, чтобынакапливать совершенствовать положительные тенденции воспитательной практики вкаждой отдельно взятой семье, гасить, нивелировать тенденции отрицательные,избавляться от негативного опыта.
Формирование личности подвлиянием семьи, ее психологической организации, имеет обычно длительную,включающую ряд этапов, историю, уходящую, как правило, в детство ребенка.
Именно на ранних стадияхразвития, под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущимисямалозначительными факторов, возникает и неблагоприятное для дальнейшегоразвития психологическое новообразование, которое впоследствии может привести кбезнадзорности несовершеннолетнего подростка. Попадая в стихию неупорядоченныхвлияний, патологическая форма личности все более отклоняется от нормы, ианомальное качество, укрепляясь в системе личности, продолжает прогрессивностьуже даже при отсутствии тех факторов, которые первоначально вызвали его кжизни.
Анализ условий имеханизмов возникновения и развития неблагоприятных личностных качеств,детерминирующих отклоняющее поведение подростков, выявляет, по определениюцелого ряда авторов, поразительное сходство социально-психологических условийжизни в родительской семье.
Дело заключается в тойатмосфере, которая окружает детей, характере общения с родителями, впсихологических характеристиках этих отношений, а именно — атмосференепонимания и неприятия. По смыслу высказывания А.С. Спиваковской, формируетребенка в процессе его жизни и деятельности родительская любовь, и часто, путьэтого формирования оказывается не только сложным, но и внутренне конфликтным,противоречивым[9].
Привлечь к анализунекоторых неблагоприятных типов семейных отношений, позволяющих увидеть причинусемейной дезорганизации и установить ее связь с различными составляющимиличности ребенка, старались многие исследователи. Но, описывая ту или инуюпатологию, каждый характеризовал совершенно разные отношения неупорядоченныхявлений с факторами, которые их детерминируют.
К примеру, И.А. Горковая,выстраивает типы семей делинквентых подростков по признаку сплоченности семьи.По сути, автор создает некую иерархию степеней сплоченности, с помощью которойможно проследить определенную взаимосвязь между устойчивостью и полнотойструктуры семьи и положением ребенка[10].
По результатамисследования А.Я. Варм и А.С. Спиваковской, тому или иному типу семейнойдезорганизации соответствует определенный тип определенного родительскогоповедения.
А.И. Захаров в своейкниге «Как предупредить отклонения в поведении ребенка», включает в числопроблемных семей те, в которых психологические напряжения не только не находятсвоего разрешения, но и имеют тенденцию к нарастанию, затрагивая как сферуотношений, так и психологическое состояние людей, в том числе детей, которые еесоставляют[11].
Для целого рядаисследователей, достаточным основанием отношения семьи к неблагополучнойстановиться тот или иной тип воспитывающего воздействия, предполагающийопределенный вид родительского контроля:
автократический, авторитетный, демократически- попустительский, разрушительный, безудержный, игнорирующий.
Действительно, длясовременной семьи особенное значение имеет сфера межличностных взаимоотношений.Независимо от того, идет ли речь о способах решения экономических,хозяйственных, воспитательных задач, все как бы сходится и аккумулируется вхарактере отношений супругов друг с другом и родителей с детьми. Косвенно обэтом свидетельствует статистика разводов, а также утверждения о том, чтопсихологические напряжения, возникающие в семье, лишают родителей способностиуправлять процессом воспитания и прививать детям положительные качества.
При выявлении личностныхсклонностей к конфликту особенно важен учет личностного, субъективного фактора.Личностный, субъективный фактор в развитии негативных семейных отношенийнакладывает специфический отпечаток на семейный микроклимат, на возможностисупругов улаживать разногласия, на те способы, к которым они при этомприбегают, а главное, на положение детей, обязательно втягиваемых в орбитуконфликтных отношений.
Это мнение соответствуетсовременным подходам к семье, как к единому целому, подвижной динамическойсистеме, в которой эмоциональные состояния, чувства каждого, будь то взрослогоили ребенка, не только не несут на себе печать целого, но обязательно самивоздействуют на состояние всей семьи[12].
Неблагоприятные чертыличности возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональныйвакуум, дети не испытывают ласки, не включаются в теплые эмоциональныеотношения, не получают необходимого для них «витамина» положительных эмоций,словом, лишены прочного фундамента неизменной родительской привязанности.
В свою очередь,привязанность — это эмоциональный вид общения, позитивная установка на объект,зависимость от него. Это эмоциональной коммуникации, основанной наудовлетворении взрослыми формирующихся потребностей ребенка в безопасности илюбви[13].
Для современной семьиособое значение имеет сфера межличностных взаимоотношений. Независимо от того,идет ли речь о способах решения экономических, хозяйственных, воспитательныхзадач, все как бы сходится и аккумулируется в характере отношений супругов другс другом и родителей с детьми. Косвенно об этом свидетельствует статистикаразводов, а также, утверждение о том, что психологические напряжения, возникающиев семье, лишают родителей способности управлять процессом воспитания ипрививать детям положительные качества, что в свою очередь, подготавливаетпочву для безнадзорности.
Эмоциональный стройинтимных близких отношений людей, связанных родственными узами, всегда сложен ипротиворечив. В семейной жизни любовь переплетается с неприязнью инезависимостью, единство взглядов с несогласием по многим вопросам бытия. Такоепереплетение противоположных, но не взаимоисключающих аспектов характерно дляотношений, как взрослых, так и детей. Чем богаче люди внутренне, духовно, темразнообразнее спектр переживаний, которые характеризуют их отношения друг сдругом, тем больше они находят выходов из состояния конфликта и борьбы, азначит и выработки механизмов взаимной адаптации и принятия друг друга. В такойситуации можно вести речь о стабильности семьи или взаимного притяжения. Малотого, считать, что возникающие конфликты становятся своеобразной движущей силойразвития отношений, закономерным и естественным элементом жизни семьи.
Напротив, люди собедненным интеллектом, неразвитые духовно и морально, а потому озлобленные,капризные, эгоцентричные, властные, ригидные, себялюбивые, обладают наивысшимкоэффициентом семейной дезорганизации, склонны намеренно провоцироватьстолкновения и ссоры, обострять возникающие разногласия и, тем самым,становиться постоянным генератором конфликтных напряжений, как бы «обволакивая»себя ими в любой обстановке, всегда.
А потому, при выявленииэтих личностных склонностей к конфликту, особенно важен учет именноличностного, субъективного фактора, поскольку от него зависит приобретениепсихотравмирующих ситуаций хронического, затяжного характера, как раз ивызывающего нарушения, как в развитии супружеских отношений, так и встановлении личности ребенка.
Личностный, субъективныйфактор в развитии негативных семейных отношений накладывает специфическийотпечаток на семейный микроклимат, на возможности супругов управлятьразногласиями, на те способы, к которым они при этом прибегают. А главное, наположение детей, обязательно втягиваемых в орбиту конфликтных отношений.
В основу развитияотношений в семье в сторону конфликта, накладывают неизгладимый отпечаток навесь семейный уклад, а главное, на развитие безнадзорного поведения детей,лежит и личностный субъективный — «родительский» и даже собственно «детский»фактор, черты и свойства характера членов семейного сообщества в целом, ониобуславливают выбор тех способов поведения в семье, которые направлены наподдержание и эскалацию конфликта.
В основу предлагаемогоделения на типы положено наличие противоречий, складывающихся и развивающихся всемье по поводу разных сторон внутрисемейной жизни и отдельных явленийокружающей действительности. Основанием для деления на типы выступает конфликтчленов семьи:
А) друг с другом;
Б) с принятыми в обществепедагогическими нормами, методами, подходами;
В) с нормами морали инравственного поведения;
Г) общественнымиценностями установками, ориентациями.
В этом отношении, все какодна, неблагополучные семьи содержат не только какие-то отличительные черты, нои такие, которые объединяют их между собой и сближают друг с другом, исключаятем самым из разряда нормальных. Это — антагонизм членов семьи друг с другом; квоспитательным и социальным нормам. Именно этим обусловлен тот факт, что междубезнадзорными подростками и неблагополучной семьей существует прямаязависимость.
1.4 Социальныйпортрет беспризорника
Детская безнадзорностьодна из наиболее значительных проблем, характеризующих неблагополучия вроссийском обществе. Сегодня, появилась значительная по масштабам категориядетей и подростков, у которых уже атрофированы или разрушаются связи с семьей.
Семья — базисная основаформирования личности. Р1менно здесь начинается процесс индивидуальногоусвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, принятых обществом.Известно, что семья оказывает значительное влияние на ребенка, больше чем средасверстников, средств массовой информации.
Не случайно в фольклоревсех цивилизованных стран популярные пословицы и поговорки о семье, смыслсводится к тому, что отсутствие семейного, домашнего воспитания не может бытькомпенсировано ни каким воспитанием.
Увы, российская семья каксоциальный институт переживает сегодня не лучшие времена, престиж семьикатастрофически падает. Незащищенная, не имеющая экономических и нравственныхтылов семья — это одно из самых уязвимых мест нашего общества, его «ахелесовапята».
Сложившаяся ситуацияприводит к тому, что растет число детей-сирот, детей, оставшихся без попеченияродителей, безнадзорные и беспризорные дети.
Они входят в жизньсломленными, озлобленными, одинокими. Поэтому, как правило, именно такиесоциально ущербные подростки склонны к безнадзорности.
Основными причинами,способствующими росту безнадзорности, являются проблемы экономического исоциального характера: снижение уровня жизни, обострение социальных проблем всемье и обществе, увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев, безработных.
Безнадзорные — этокатегория детей, которые до последнего времени прибывали в статусе «ничьих».Они продолжают жить под одной крышей с родителями, но связи их с семьейпрактически на грани разрушения. В таких семьях ребенок лишен внимания состороны родителей. Отсутствие ухода, пренебрежение интересами и потребностямиразвивающейся личности ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозупсихологическому, физическому, нравственному развитию ребенка, постепенно связис семьей прерываются окончательно и ребенок переходит в категорию безнадзорных,которые со временем не возвращаются в семью, выбирают для своих интересовулицу, плохо учатся. Вступают в преступный мир, что всегда угрожает их жизни издоровью. Скрываясь от родительского притеснения, дети на улице подверженыпостоянному риску, стать жертвой физического, психологического, сексуальногонасилия.
Потребность же заявить осебе как личности, желание достигнуть самоуважения и самоутверждения вокружающем социуме толкают ребенка на поиск общества, которое бы его подостоинству оценило, то есть на сближение с криминальной средой.
Эта категория детейтребует повышенного внимания и оказания экстренной помощи. Социальное ипсихологическое развитие таких детей деформировано. Для них характерны низкаястепень социальной адаптации, искажение ценностной ориентации, мотивов поведения,что зачастую является основой для развития социального инфантилизма ииждивенчества.
Комплекс негативныхкачеств превышает предел возможностей ребенка, ведет к их психическомуперенапряжению, срыву, суицидальным попыткам, которые сегодня распространенысреди детей в возрасте от 5 до 19 лет[14].
Наличие безнадзорныхдетей нельзя считать сугубо современным явлением. Они существовали и раньше, нонаибольшее распространение безнадзорность получает в период социально-экономическихизменений и кризисных обстановок в стране.
Статистических данных,которые позволили определить масштабы безнадзорности в нашей стране пока нет, иполучить их трудно. По некоторым данным, сейчас в России 230 тыс. безнадзорныхдетей, причем их численность постоянно растет, в том числе в очень значительнойстепени из-за социально-экономической нестабильности.
Единственной достовернойвеличиной является численность подростков, доставленных в детские приемникираспределители. В 2004 году число детей, доставленных вприемники-распределители составило 57.2 тыс., в том числе 11.8 тыс. оставшихсябез попечения родителей, 32.4 тыс. самовольно ушедшие из семьи, 4.9 тыс.самовольно ушедших из детских домов и школ — интернатов, 0.7 тыс. ушедших изспециальных учебно-воспитательных учреждений.
Исследование, котороебыло проведено мною в приюте, подтвердили это дети из неблагополучных семей, изних около 40 %, жили в неполных семьях.
Обследование детей,попавших в приемники-распределители, проведенное в ряде районов России даетоснование составить социальный портрет современного беспризорника. Результатыисследования подтвердили, что 162.51 — это из неблагополучных семей. Из них43.7% жили в неполных семьях, 31% — жили с бабушками и дедушками или с другимиродственниками, так как родители лишены родительских прав. Лишь каждый 4-ыйбеспризорник жил в полной семье[15].
В основном родителибезнадзорных детей имеют низкий образовательный уровень и невысокуюпрофессиональную квалификацию.
Выяснение причинбезнадзорности показало следующую картину. Практически каждый третий убежализ-за жестокого с ним обращения. У детей, испытавших жестокое обращение состороны членов своей семьи, возникает устойчивое чувство подавленности,вызванное сознанием, что они нежеланны и недостойны любви. Последствия семейнойжестокости разнообразны, имеют психологический и поведенческий характер: агрессивность,тревожность, обеспокоенность, депрессию, низкое самочувствие, сексуальноекриминальное поведение.
В особенно тяжеломположении оказываются дети, живущие в семье с отчимом. Часто они уходят издома, чтобы выразить протест своей матери против появления отчима.
Достаточно большую группубезнадзорных детей составляют дети из семей, где родители алкоголики, причемэто не единственная причина, обычно ей сопутствуют конфликтные отношения сродителями, учителями, сверстниками.
Вместе с тем, ни один изопрошенных детей не отметил в качестве причины ухода из дома отсутствие любви ксвоим родителям и родственникам. Такая подсказка имелась, ей не воспользовалисьдаже дети из семей алкоголиков, то есть для ухода из дома у основной массыдетей были веские причины. Практически каждый ребенок дорожит своим домом илишь, в крайнем случае, покидает его.
Около 10% убежавших детей- это любители попутешествовать, но даже они часто в качестве дополнительнойпричины выдвигали «плохие отношения с родителями». Лишь 5% беглецов покинулидома временно в поисках романтики и приключений.
При обследовании, котороепроводилось в России, установлено, что более 305 от общего числа бездомныхдетей (37.5%) составляют дети, убежавшие из детских домов, приютов, интернатови т.п.
Основная причина, покоторой дети убегают из детских домов, — стремление вернуться домой, ееотметили 87% из опрошенных, не смотря на то, что их там ждет тяжелая жизнь. 25%детей убежали из-за плохих отношений с родителями и жестокого обращения с ними.
Беспризорники — это детиразного возраста, в данном обследовании наименьший возраст 5 лет. Самаязначительная группа из них — дети в возрасте — 9-15 лет. На их долю приходится58% от общей численности попавших в приют, дети в возрасте 6-8 лет составили31.1% группы подростков, 15-17 лет -10.3%.
Анализ полового составабезнадзорных детей показывали, что в нем преобладают мальчики, их доля = 78.6%, девочки составляют 21.4%.
Большинство безнадзорныхдетей (почти 70%) — горожане, селяне составляют чуть более 30%. Очевидно,сельские жители менее разобщены, там, в большей мере, чем в городе, развитавзаимопомощь. В дело неблагополучной семьи могут включаться соседи, способныепомочь ребенку в решении его проблем и не допустить того, чтобы единственнымвыходом из создавшегося положения стало бегство.
Убежавший из домабеспризорник, от притеснения и жестокости родителей, подросток частопо-прежнему подвержен риску, стать жертвой насилия, ограбления, оскорбление.Так, по некоторым данным, от 20 до 40% детей переживают физическое насилие,около 8% — сексуальное.
В полуролевом поведениибезнадзорных отмечают две крайности. С одной стороны, половая распущенность, сдругой — полное непонимание отношений между полами.
Особенно тяжелоприходится девочкам. Вероятность того, что убежавшая из дома девочка будетвтянута окружающими в раннюю половую жизнь, очень велика, почти все еевоспитанницы в прошлом подвергались изнасилованиям.
Судьба беспризорникатрагична, его развитие деформировано. Безнадзорного ребенка отличаютнеразвитость эмоциональной сферы; задержка интеллектуального развития,неустойчивость внимания. У детей существует тенденция к пониженномусамоуважению, их действия часто бывают, неадекватны ситуации. Беспризорникистрадают из-за недостатка доверия, межличностные отношения затруднены,нарушается осознание самого себя как целостной личности. Подростковый возрастхарактеризуется тем, что в это время происходит интенсивное интеллектуальное развитиеподростка, индивидуализация и самореализация личности. Эти процессы могутпротекать успешно лишь в тесном контакте родителей и детей, однако этот контакту безнадзорного ребенка частично отсутствует, он чувствует себя нелюбимым,отвергнутым, одиноким. Без участия и поддержки семьи личностное и социальное развитиедетей задерживается, что заранее предполагает трудности их взрослогосуществования. Никаких перспектив личного и социального характера перед ними неоткрывается.
Безнадзорные дети обычноплохо учатся. Они плохо читают, не умеют считать. Почти 50% из опрошенных приобследовании детей ответили, что учиться им не интересно.
Здоровье беспризорниковрасшатано. Среди наиболее частых заболеваний — энурез, невротическое развитиеили задержки нервно-психологического развития (вплоть до олигофрении в стадиидебильности); пограничные психические расстройства; поражение бронхолегочнойсистемы, у многих большой стаж курения, наркомании; аномалии развития изаболевания мочеотделительной системы; нарушения опорно-двогательного аппарата;аллергические заболевания (астматические бронхиты риниты, аллергодерматиты).Причем все болезни в основном имеют запущенную или хроническую форму. Частьбезнадзорных детей — носители и распространители опасных инфекционныхзаболеваний. Педикулез, венерические заболевания — обычное для них явление.
Попадая в приют,безнадзорные дети, естественно, не сразу адаптируются к новой социальной среде,требуется немало усилий, чтобы состоялось их социальное возрождение[16].
Статистика подтверждает,что помещение детей в социальные учреждения снижает число правонарушений средиподростков. Однако, в настоящее время, после принятия ФЗ «Об основах системыпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» необходимоподготовиться ко второму всплеску роста числа безнадзорных детей. Он связан спрекращением приема безнадзорных в ЦВИНПы органов внутренних дел. Ведь введениезакона предусматривает содержание в таких учреждениях только детей, совершившихправонарушения. В этой связи, на мой взгляд, необходимо обратить внимание накатегорию безнадзорных детей.
Важно, чтобы вподростковом возрасте, когда еще можно что-то исправить, ребенок — беспризорникимел возможность пообщаться со специалистом, способным выслушать его и помочьразрешить возникшие проблемы.
Таким образом, в качествезаключения первой главы можно сделать следующие выводы: нет такого общества, вкотором не существовала бы детская безнадзорность и жестокое обращение с детьми,а стало быть, и безнадзорные дети. Однако, по-видимому, есть условия, в которыхповышается риск того, что семья не будет справляться с функциями заботы о новомпоколении и управлением их нравственным, интеллектуальным и физическимразвитием, в число таких условий входят:
1. Особая структурасемьи (неполные семьи, с приемными родителями), как правило, в сочетании сбедностью повышает риск открытой агрессии по отношению к детям или ихзаброшенности;
2. Представление ородительских функциях, как о жестком контроле над ребенком и неумениевоспринимать его как личность со своими особенностями и потребностями;
3. Высокая степеньизолированности семьи от общества, закрытость ее для соседского контроля иливмешательства со стороны органов социальной защиты или правопорядка;
4. Низкая ценностьродительского вклада в ребенка в главе общества; не
мобилизованностьобщественного мнения на предотвращение детской заброшенности и насилия;
5. Неэффективнаядеятельность государственных социально контрольных институтов (милиции, органовюстиции, школы, системы медицинского контроля, социальной защиты).
ГЛАВАII. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ ИБЕСПРИЗОРНОСТИ В СЕМЬЕ
Для осмысления причин и особенностейстарших подростков, ставших безнадзорными была изучена литература, где представленонесколько классификаций по разным основаниям (по возрасту, по временибезнадзорности, по полу и др.). В ходе исследования изучены группы подростков,склонных к безнадзорности. Полученные данные позволили выделить типичные группыбезнадзорных подростков по следующим основаниям: среда преимущественногообитания подростков; адаптивность подростков к среде; социальные отклоненияподростка; проявление антисоциального поведения и др.
Первая группа – «благополучные»подростки, живущиенепосредственно в семьях, но лишенные внимания, любви, надзора близких им людей(родителей, учителей, родственников и т.д.). Равнодушие семьи к судьбе своегоребенка, пренебрежение его интересами приводит к разрыву отношений подростка ссемьей, создавая тем самым, условия для его психической и нравственнойдепривации. Причины подобных проявлений многие авторы видят в ослаблениироссийской семьи, в связи со значительным сокращением ее экономических, образовательных,культурных возможностей. К причинам безнадзорности относятся также педагогическаянесостоятельность, некомпетентность родителей, что приводит либо к излишнейуступчивости в отношениях с подростками, либо к неоправданной требовательности.Среди «благополучных» подростков, относящихся к безнадзорным условно можно выделитьдве подгруппы:
1) одаренные подростки, не получившиепризнание в семье и нуждающиеся в этом;
2) нормальные подростки, контроль заповедением, времяпрепровождением, учебной деятельностью, кругом общения которыхосуществляется родителями и (или) замещающими их лицами слабо или вовсеотсутствует.
Вторая группа – «проблемные» подростки. К ней можно отнести подростков,равнодушно относящихся к учебе и школе, для которых характерны периодическиенарушения дисциплины (прогулы, драки), у которых проявляются такиеотрицательные качества личности, как: грубость, лживость, нечестность и т.д. Основнымипричинами отклонения в поведении «проблемных» подростков — нарушения вфизическом и психическом здоровье; нарушения в сфере межличностныхвзаимоотношений (непопулярны, не приняты, пренебрегаемы, изолированы в классномколлективе, конфликтны, бесконтрольны, выталкиваемы из семей); ошибки семейноговоспитания; отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогическихзнаний; конфликты в семье; ошибки педагогов (лишение подростков индивидуальныхстимулов, наказания, связанные с унижением личности, противоречивостьпредъявляемых требований и т.д.).
Ко второй группе следует отнести следующие подгруппы:
1) подростки, имеющие какие-либо проблемы, мешающие им и ихокружению в самореализации: из семей «группы риска»; имеющие проблемы во взаимоотношенияхс родителями; имеющие проблемы во взаимоотношениях с учителями; имеющиепроблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
2) подростки, относящиеся к категории с особыми нуждами: подростки-инвалиды,имеющие различные дефекты от рождения (хромота, глухота и др.);
Третья группа – «педагогически запущенные»подростки. «Педагогически запущенный» это – подросток, который не получил(недостаточно получил) соответствующего его возрасту развития, воспитания иобучения со стороны родителей и (или) лиц их замещающих, других воспитателей.Такая запущенность обусловлена, прежде всего, отсутствием (недостатками) воспитательно-образовательнойработы с подростком, следствием которых является его социальнаянесформированность (недостаточная в формировании) личности подростка, ееотдельных сторон как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видовдеятельности. Ее проявлениями являются недостаточное развитие, невоспитанность,упущения в развитии и воспитании, непосещение школы (необученность), низкаяуспеваемость и, как следствие, отсутствие или недостаток запаса знаний, низкаямотивация к обучению, не сформированные навыки и активность в обучении.Выделяют следующие основные подгруппы «педагогически запущенных» подростков:
1) запущенные в развитии;
2) запущенные в воспитании,
3) запущенные в обучении, комплекснаязапущенность.
Четвертая группа – подростки, склонные к девиации (правонарушениям).Под девиацией понимается поведение подростка, не соответствующее принятым вобществе нормам и ролевым предназначениям. Независимо от средства или способаухода от реальности целью девиации является «бегство» от обыденности,одиночества, эмоциональных, межличностных, материальных проблем, конфликтныхситуаций. Именно таким образом, подростки стремятся снять напряжение и получитьвозможность пережить интенсивные позитивные эмоции. Причинами девиации подростковявляются: социальное неблагополучие семьи (в том числе и материальное), чувствосоциальной неполноценности, несправедливости, утрата позиций в социальнозначимой для них группе, наличие в ближайшем окружении лиц, употребляющихнаркотики и многое другое. В эту группу входят три подгруппы:
1) подростки с девиантным поведением;
2) подростки с делинквентным поведением;
3) подростки с аддиктивным поведением.
Нередко безнадзорный подросток может сочетать в себе характеристикинескольких групп. Любая из них имеет различную выраженность в зависимости отособенностей подростков, от времени безнадзорности, от адаптивности к среде идр. Как правило, подростков, склонных к безнадзорности, относят к трудновоспитуемым.
Представленная классификация свидетельствует о том, что в целом причинойподростковой безнадзорности выступают социально-педагогические факторы (ослаблениесоциальной роли семьи как воспитателя, самоотстранение родителей от воспитаниясвоих детей, ошибки школьного воспитания, негативное влияние окружающей среды,недостаточная развитость системы воспитательной работы с подростками иродителями по месту жительства и др.), что диктует необходимость совместной еепрофилактики.
Изложенное диктуетнеобходимость изучения социально-педагогических факторов, порождающихбезнадзорность. Социально-педагогическая профилактика понимается как системамер, направленная на выявление социально-педагогических причин, способствующихпроявлению безнадзорности и обеспечению их преодоления. В основе социально-педагогическойпрофилактики лежит изучение социально-педагогического климата, участиеродителей, лих их замещающих в воспитании подростков, социально-педагогическоевлияние школы, улицы и других факторов. С одной стороны профилактиказаключается в повышении роли родителей в воспитании своих детей. С другойстороны – изучение причин, побуждающих подростка выйти из под контролявоспитателя и оказаться на улице. Учитывая важность профилактики обращаетсявнимание на необходимость первичной, вторичной, третичной профилактики. Первичнаяпрофилактика безнадзорности включает комплекс социальных, психологических,образовательных и воспитательных мероприятий, предупреждающих безнадзорностьсреди детей и подростков, а также расширение беспризорности и приобщение их купотреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных илиодурманивающих веществ и криминальной деятельности. Вторичная профилактикабезнадзорности, беспризорности и бродяжничества состоит из комплексасоциально-реабилитационных, образовательных, воспитательных,медико-психологических мероприятий, предупреждающих рецидивные уходы из дома иобразовательных учреждений, формирование бродяжничества и зависимости у лиц,эпизодически употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропныеили одурманивающие вещества, но не обнаруживающих признаков болезни, а также ихкриминализацию. Под третичной профилактикой беспризорности и бродяжничествапонимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологическихреабилитационных мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивовбеспризорности, бродяжничества и противоправной деятельности.
Решение проблемподростковой безнадзорности и преодоление ее последствий требует разностороннихусилий широкого круга ведомств и учреждений. Об этом совершенно справедливосвидетельствует положение ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних» (1999г.), в котором отражены основыправового регулирования такого взаимодействия. В нем, в частности, указываетсяна необходимость координации усилий органов и учреждений системы профилактикибезнадзорности.
В психологии, педагогике, социальнойпедагогике нет единого определения понятия взаимодействия. Каждая наукарассматривает это понятие со своих позиций. В психологии – процесснепосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг надруга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Особенностью такоговзаимодействия является причинная обусловленность. С психологической точкизрения, оно может быть конструктивным и деструктивным. Основное внимание впсихологии уделено межличностному взаимодействию. В педагогике – форма взаимосвязиего участников, направленная на достижение определенных целей (обучения,воспитания, подготовленности молодого поколения к жизни и др.). Основноевнимание в педагогике уделено взаимодействию педагога и учащихся в учебно-воспитательномпроцессе.
В курсовой работе рассматриваетсяпонятие взаимодействие в социально-педагогическом аспекте.
В социальной педагогике –согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, порешению участниками значимой для них проблемы и задачи, способ самоактуализациии саморазвития участников взаимодействия. Оно, как правило, рассматривается всоциальной педагогике между социальным педагогом и ребенком, между социальным педагогоми родителями или лицами их замещающими, между ребенком и семьей, междуспециалистом и клиентом.
Всоциально-педагогической литературе раскрыты отдельные аспекты сущности,содержания взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности.
Систематизацияизложенного позволила прийти к следующему пониманию социально-педагогическоговзаимодействия – это согласованная деятельность (по времени, месту, решениюпрофилактических задач и пр.) в рамках функционального назначения субъектовпрофилактики по месту жительства, интегрирующая возможности каждого из них, впреодолении проблем подростка и его семьи (объектов влияния субъектоввзаимодействия), позволяющая стимулировать социализацию, духовное,нравственное, физическое развитие и обеспечивать целесообразное воспитание. Оновключает следующие компоненты: субъекты; объекты; цель; задачи; функции; принципы;функциональную (согласованную) деятельность; уровни; механизмы; результат;условия реализации.
Субъекты взаимодействия определяются средой места жительства. Здесьпреимущественно реализуется обучение, осуществляются воспитание, досуг исамореализация подростков. Микросоциум места жительства – территориягражданского общества, где формируется личность ребенка (подростка), онявляется школой становления будущего гражданина, где закладываются основысоциализации личности, охватывает то место, где живет ребенок (подросток) и егосемья, где он реализует себя, где удовлетворяет свои интересы и потребности.Микросоциум места жительства может ограничиваться небольшой территорией (двор,ближайшая улица, школа и др.), а также может включать большую территорию(район, квартал, места скопления подростков и молодежи и др.). Он может бытьорганизованным и неорганизованным.
Профилактикабезнадзорности и беспризорности субъектами взаимодействия решается на разныхуровнях: на федеральном, региональном, муниципальном, местном уровнях. Нафедеральном уровне в качестве субъектов взаимодействия в процессе профилактикибезнадзорности могут быть: комиссии по делам несовершеннолетних и защите ихправ; органы управления социальной защитой населения и учреждения социальногообслуживания; органы управления образованием; органы опеки и попечительства;органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службызанятости; органы внутренних дел. На муниципальном (местном) уровне субъектамивзаимодействия могут быть: центры психолого-педагогической реабилитации икоррекции; социальные приюты; центр психолого-медико-социального сопровождения;центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центры социальногообслуживания семьи и детей; психоневрологические и наркологические диспансеры;комиссии по делам несовершеннолетних; центры временного содержаниянесовершеннолетних правонарушителей; государственные учреждения дополнительногообразования; образовательные учреждения; Детские Дома; школы-интернаты; детскиедошкольные учреждения; библиотеки и др.
Каждое учреждениепрофилактики безнадзорности выполняет по отношению к определенной категорииподростков свои функции и на своем уровне решает определенный кругсоциально-педагогических задач. Наличие общего и специфического в деятельностиразных субъектов взаимодействия в профилактике подростковой безнадзорностиобусловливает наличие в его характеристике двух сторон – дифференциации иинтеграции.
Совместные усилиясубъектов взаимодействия в профилактике безнадзорности направляются к реальнымобъектам. Объектами влияния субъектов взаимодействия являются дети и подростки,проживающие на определенной территории, закрепленные за ней, их родители илилица их замещающие. Цель и задачи взаимодействия субъектов профилактикибезнадзорности изложены в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних» (1999г.).
Изучение опытапрофилактической деятельности субъектов по месту жительства позволило выявитьсодержание взаимодействия. Оно включает интеграцию усилий каждого, направленнуюна оздоровление психологического климата семейного воспитания и повышениевоспитательной роли родителей или лиц их замещающих, мотивацию обучения,стимулирование духовного, нравственного и физического развития подростков,организацию их целесообразного досуга, защиту их прав. В процессевзаимодействия реализуются широкие социальные функции (защитная;профилактическая; восстанавливающая; коррекционно-развивающая; оздоровительная;компенсаторная).
Основу эффективности взаимодействиясубъектов профилактики безнадзорности составляют принципы. Реализация ихтребования обеспечивает наиболее полную интеграцию усилий всех субъектовпрофилактики безнадзорности по месту жительства. Изучение специфики реализациивзаимодействия субъектов профилактики безнадзорности, позволили выделитьследующие принципы: принцип территориальности; принцип педагогизации среды;принцип открытости воспитательной среды; принцип субъектности; принцип уваженияличного достоинства подростка. Представленные принципы взаимосвязаны междусобой и представляют систему принципов. Она требует учета требований каждогопринципа в процессе взаимодействия.
Изучение различныхподходов к определению эффективности взаимодействия субъектов профилактикибезнадзорности по месту жительства позволило выявить качественныехарактеристики, критерии их оценки и показатели: сотрудничество основныхсубъектов по месту жительства в профилактической деятельности (желаниеучастников взаимодействия к профилактике безнадзорности по месту жительства;доступность информационной базы о подростках и их семьях; заинтересованность участниковвзаимодействия в решении проблем безнадзорного подростка и его семьи; обменопытом участников взаимодействия по профилактике безнадзорности); отношение квзаимодействию (отношение семьи к оказанию помощи специалистами субъектовпрофилактики безнадзорности по месту жительства; отношение подростка коказываемой помощи; отношение подростка к решению собственных проблем;отношение социального учреждения, специалистов к решению проблем подростка,склонного к безнадзорности и его семьи во взаимодействии с другими учреждениямипрофилактики безнадзорности по месту жительства); полнота реализации функций иполномочий субъектов профилактики в процессе взаимодействия (ответственность исамостоятельность в выборе форм и методов квалифицированной социальнойподдержки и защиты прав безнадзорного подростка; умение разработатьиндивидуальную профилактическую программу, социальный проект и реализовать ее(его); профессиональная компетентность специалистов субъектов взаимодействия;повышение профессиональной культуры и мастерства специалистов учрежденийпрофилактики безнадзорности по месту жительства).
Полученные данные былисистематизированы и позволили выявить уровни взаимодействия: интеграционный,репродуктивно-положительный, достаточный, недостаточный.
Интеграционный уровеньхарактеризуется успешной совместной деятельностью всех субъектов в разработкестратегии профилактической деятельности и ее реализации; системным характеромпрофилактической деятельности, позволяющей планомерно и последовательно решатьпрофилактические задачи; продуктивным взаимодействием всех заинтересованныхсторон в решение проблем подростков и их семей; ответственным отношением каждогосубъекта к взаимодействию и достижению эффективности в совместнойпрофилактической деятельности; мониторингом успешности взаимодействия впрофилактике безнадзорности, условий, обеспечивающих удовлетворениепотребностей и интересов подростков в духовном, нравственном и физическомразвитии, успешной их социализации. Данный уровень обеспечивает учет всехподростков, их семей по месту жительства и действенность профилактическойсоциально-педагогической деятельности.
Репродуктивно-положительныйхарактеризуется дифференциацией усилий субъектов взаимодействия в профилактикебезнадзорности и беспризорности по месту жительства, обеспечивающейзначительный охват подростковой среды; профилактической деятельностью, котораястроится планомерно и последовательно; взаимодействием по отдельнымнаправлениям, проведением отдельных профилактических мероприятий; ответственнымотношением каждого субъекта к выполнению своих функциональных задач; участием воценке успешности взаимодействия в профилактике безнадзорности, условий, обеспечивающихудовлетворение основных потребностей и интересов подростков в духовном,нравственном и физическом развитии, успешной их социализации. Данный уровеньобеспечивает учет значительной части подростков, их семей по месту жительства идейственность профилактической социально-педагогической деятельности.
Достаточный уровеньхарактеризуется взаимодействием субъектов в профилактике безнадзорности поместу жительства преимущественно к подросткам «группы риска» и их семьям;профилактической деятельностью субъектов в рамках своего функциональногоназначения; взаимодействием по отношению к отдельным семьям и проблемнымподросткам; недостаточным желанием сотрудничать с другими субъектамипрофилактики. Данный уровень обеспечивает учет основной массы подростков, относящейсяк «группе риска» по месту жительства и определенные успехи в работе с ними.
Недостаточный уровеньхарактеризуется межведомственной разобщенностью по целям, задачампрофилактической деятельности субъектов; фрагментарностью и поверхностью вовзаимодействии с социальными учреждениями; отсутствием интереса квзаимодействию с другими субъектами профилактической деятельности и решениюпроблем подростка и его семьи; отсутствием потребности в рефлексии собственногопрофилактического опыта и пр. Данный уровень не обеспечивает необходимой профилактическойработы с подростками[17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детская беспризорность — следствиесовременной социально — экономической и духовно-нравственной ситуации в России,которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падениемих нравственного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой,криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождает опасныедля подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
1. рост числаграждан, лишенных родительских прав, что предопределяет широкое распространениесоциального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
2. массовыенарушения прав детей;
3. рост раннейалкоголизации и наркомании подростков, которые ведут к увеличению числапреступлений, совершаемых несовершеннолетними;
4. рост числавенерических заболеваний среди несовершеннолетних; высокий уровень беременностии родов у девочек подростков;
5. омоложениепреступности, увеличение числа правонарушителей, не имеющих средств ксуществованию.
Эти тревожные тенденциисвидетельствуют о необходимости совершенствования государственной системыпрофилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты ихправ.
Современная практикапрофилактической работы строится на принципах охранно-защитной концепции ивключает широкую сеть разных ведомственных учреждений, оказывающих социально-правовую,психолого-медико-педагогическую помощь детям и семьям «группы риска».
За последние пять лет вРоссии органами исполнительной власти всех уровней создано около 3 тыс. различныхслужб и учреждений, проведена большая работа по законодательному, нормативно-правовомуи кадровому обеспечению этого нового направления социальной практики. Однако,недостаточная эффективность профилактической деятельности различных ведомств,отсутствие логически организованной координации между ними снижаютрезультативность их совместных усилий.
Недостаточное вниманиеуделяется социально-правовому и медико-социальному патронажу семей «группыриска», что приводит к их дальнейшей деморализации и распаду.
При существующемположении, как показало мое исследование, сотрудники органов опеки ипопечительства не в состоянии в полной мере осуществить социальный патронажнеблагополучных семей, выполнять в полном объеме весь спектр действий,связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, навоспитание в семью, обеспечить полноценную защиту прав и интересов детей.
Серьезные недостаткиимеются в работе учреждений здравоохранения по охране репродуктивного здоровьяподростков, лечению и реабилитации несовершеннолетних наркоманов, алкоголиков.Именно поэтому необходимо развивать сеть учреждений для социальной реабилитациинесовершеннолетних, которые бы целостно решали проблемы подростковкоррекционно-реабилитационной работой ориентируя ее как на ребенка, так и наего семью. Такие центры имеют возможность помочь ребенку, пока он еще неутратил связи с семьей, другими институтами социализации, т.к. спектр услугпредоставляемых Центром несовершеннолетним, нуждающихся в государственнойпомощи весьма широк.
Необходимоусовершенствовать работу правоохранительных органов по защите детей иподростков от физического, психологического, сексуального насилия, отвовлечения их в преступную и антиобщественную деятельность.
Отлаживать координациюдеятельности разных ведомств в сфере профилактики детской беспризорности иправонарушений. Комиссии по делам несовершеннолетних при органах исполнительнойвласти всех уровней, которые должны осуществлять координацию и контроль за этойдеятельностью, которые функционируют, по сути дела, на общественных началах ине имеют в достаточной степени ни норамтивно-правового, ни кадрового, ниинформационного обеспечения своей деятельности.
В этих условиях, на мой взгляд,актуальной задачей становиться формирование государственной политикипрофилактики детской безнадзорности и беспризорности, ориентированной нарешение проблем несовершеннолетних, оказавшихся вне социальных связей,обеспечение реальных прав детей на достойную форму существования в социальнойсреде.
Конечно, в объеме однойкурсовой работы невозможно раскрыть тему в полном объеме, однако я считаю, чтодостигла поставленной цели в данной работе. Я полностью и всесторонне раскрыланеобходимые вопросы и понятия для понимания причин и факторов, влияющих набезнадзорность и беспризорность в семье, а так же разработаны и предоставленымеры по профилактике безнадзорности и беспризорности в семье.
Завершая работу, хотелосьбы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросовотносительно профилактики безнадзорности и беспризорности в семье данная темабудет оставаться актуальной и предметом исследования научных работ в будущем.
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Л.С.Зависимость отклоняющегося поведения подростка от типа неблагополучной семьи.//Социальная помощь семье и детям. Выпуск 1. Москва. 1999, с.-98.
2. Алексеева Л.С.Меновщиков В.Ю. семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи.Москва. 1999, с.-62.
3. АлмазовБ.Н. Психологическаясредовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск. 20001 с. -95.
4. Государство идети: реальности России: материалы Международной научноно-практическойконференции. Москва. 1999, с.-126.
5. Деев В.Г. Факторыформирования отрицательных потребностей в подростковом возрасте и их влияние наповедение. //Проблемы формирования социальных потребностей. Тбилиси. 2000.
6. Детскаябеспризорность как социальное явление в России.//Российский журнал социальнойработы. 1999, №1.
7. Деятельностькомиссий по делам несовершеннолетних по профилактике безнадзорности иправонарушений детей и подростков: информационный бюллетень. Москва. Институтсоциальной работы. 2000.
8. Закон о защитеправ ребенка. Справочная система Консультант.
9. Закон РФ «Обосновах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».Справочная система Консультант.
10. Захаров А.И. Какпредупредить отклонения в поведении ребенка. Москва. 1999, С.-95.
11. Захаров А.И.Неврозы у детей и подростков. Ленинград. 1985, с.-248.
12. Конвенция оправах ребенка и законодательство Российской Федерации: справочник НИИ семьи.Москва. 1998.
13. Лоткин Д.Б. Какбороться с безнадзорностью.//Социальное обслуживание. 1999,№12, с.-18-22.
14. Нормативно-правовыеосновы профилактики и реабилитации социальной дезадаптации детей и подростков: сборникдокументов. Вып.2 Москва 2001.
15. Концепции совершенствованиягосударственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений,несовершеннолетних в современных условиях. (Решения межведомственной комиссии приПравительстве РФ от 7.07.98 №1/10.// Бюллетень Министерства труда и социальногоразвития №3 1998, с.-21-41.
16. Первые итоги. Изопыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированныхдетей и подростков. М., 2001, с.-69.
17. Подросток: проблемысоциальной адаптации. Москва: институт молодежи. 1995, с.-161.
18. Проблемы детской безнадзорности ибеспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия исовременные технологии решения/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.-2003. -№ 14 (207)
19. Сидоров П.И.Самореализующее поведение у подростков как интегративное качество личностидевиантного образа жизни. Ленинград. 1991, с.-210.
20. Указ ПрезидентаРФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитеих прав». От 6 сентября 1993, №1338.
21. Эйдмиллер Э.Г.,Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Ленинград. 1990, С.-106.
22. Энциклопедиясоциальной работы в 3 томах. Москва: Центр общечеловеческих ценностей. 1993,с.-226.