Проблемы реализации избирательных прав военнослужащимиВооруженных Сил Российской Федерации
Развитиеобщества на современном этапе характеризуется крупнейшими преобразованиямиРоссийского государства и его правовой системы. В последнее десятилетиеформирование государственных органов в России, порядок организации и проведениявыборов привлекают пристальное внимание со стороны общества. Главная цель — обеспечение подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении выбороввысших органов государственной власти Российской Федерации и органов власти еесубъектов, реализация избирательного права всеми субъектами права (за исключениемконституционных ограничений)[1]. Вообще, законодательствоРоссийской Федерации устанавливает избирательные права граждан, как конституционноеправо граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти иорганы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижениикандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении запроведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установлениеитогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательныхдействиях в порядке, предусмотренном Конституцией РФ, федеральным законами,конституциями (уставами), законами субъектов РФ[2]. Теория различаетактивное и пассивное избирательное право.
Активноеизбирательное право — право граждан РФ, достигших на день голосования возраста 18 лет и старше,избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. ВРоссийской Федерации активное избирательное право принадлежит гражданам,достигшим 18 лет, место жительства которых расположено в пределахизбирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства вовремя проведения в округе, в котором расположено данное место жительства,выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборахв органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местногосамоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставленотакже гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательногоокруга.
Пассивноеизбирательное право — право граждан РФ, достигших на день выборов возраста, установленногоКонституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законамисубъектов РФ, быть избранными в органы государственной власти и органы местногосамоуправления. Пассивное избирательное право имеет более сложный правовойрежим и в отличие от активного избирательного права, характеризующегося режимомнаибольшего электорального благоприятствования, более ограничительный характер,который в основном связан с возрастными критериями и в некоторых случаях сдополнительными ограничениями. При этом ограничения пассивного избирательногоправа, связанные с нахождением места жительства гражданина на определеннойтерритории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и срокуего проживания на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ.
Меня,как курсанта высшего военно-учебного заведения, прежде всего, интересуютаспекты реализации избирательного права военнослужащими, проблемы, возникающиев этой сфере и пути их решения. Прежде всего необходимо определиться с объектомисследования, т.е дать понятие категории военнослужащих, кого мы включаем вданное определение. К военнослужащим относятся[3]:
· офицеры,прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учрежденийпрофессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы,проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящиевоенную службу по контракту);
· офицеры,призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РоссийскойФедерации;
· сержанты,старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсантывоенных образовательных учреждений профессионального образования до заключенияс ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие,проходящие военную службу по призыву).
· Офицеры,призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РоссийскойФедерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящимвоенную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами ииными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Условия контракта опрохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами,федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации.
· Граждане(иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службыи утрачивают его с окончанием военной службы.
· На граждан,призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях ипорядке, которые предусмотрены федеральным законом.
ВоеннослужащиеВооруженных Сил Российской Федерации являются гражданами своей страны (заисключением иностранцев, находящихся на военной службе по контракту) и имеютактивное и пассивное избирательное право наряду со всеми гражданами РоссийскойФедерации. Это подтверждает демократический, правовой характер государства,наличие в нем идеалов равенства и свободы. Конституция Российской Федерации вст. 32 (п. 2) провозглашает: «Граждане Российской Федерации имеют правоизбирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местногосамоуправления, а также участвовать в референдуме». ВоеннослужащиеВооруженных Сил Российской Федерации, являясь государственными служащими, имеютособый правовой статус, который отражает характер выполняемых ими задач в сферереализации особой функциональной деятельности, вызванной необходимостьюобеспечения обороны и безопасности государства, однако существующеезаконодательство в Российской Федерации незаслуженно ограничивает прававоеннослужащих как граждан своей страны. Недопустимо ограничение активного илипассивного избирательного права военнослужащих и сотрудников правоохранительныхорганов по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью,местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва(поступления) на военную службу (службу) и другим мотивам, за исключениемограничений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральнымизаконами[4]. И здесь, я бы хотелвыделить те основные вопросы и противоречия, которые возникают в ходереализации военнослужащими избирательных прав, а также особенности самойреализации, избирательного процесса. Начнем с пассивного избирательного права.
1. Различныевозможности реализации своих прав военнослужащих контрактной и службы попризыву. Военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свободное отисполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать всобраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и иных мероприятиях, проводимыхвне территории воинской части[5], данное правовоеположение применимо к военнослужащим по контракту, чего нельзя сказать овоеннослужащих по призыву, у которых есть четко установленный регламентслужебного времени, и нарушать его никто не позволит. Как выход из данногоположения можно предложить проведение в период подготовки к выборам общихсобраний военнослужащих по призыву, на которых рассматривать, обсуждатьвопросы, выносимые на референдум, обсуждать проекты избирательных программкандидатов в выборные органы власти. В качестве другого варианта можнопредложить организацию увольнительных в выходные и праздничные днивоеннослужащим по призыву с целью участия в демонстрациях, митингах, шествиях.Однако, опять же, реализуют эту возможность лишь часть личного состава, так какдругая часть в это время будет привлечена к организации службы и обеспечениюбоеготовности части. Кроме того, приказом командира части, в зависимости отрежима функционирования части, устанавливается определенный процентвоеннослужащих, которым предоставляется городское увольнение.
2. Именно от местныхорганов власти зависит, как будет обустроен быт военнослужащих, организовано ихпитание и проживание, обеспечение водой, электричеством, газом[6],как решены будут вопросы социально-культурной сферы (так как эти вопросыотнесены законодательством к предметам ведения муниципального образования), иесли при выборах в органы местного самоуправления на местном референдуме всписки избирателей не включать военнослужащих, проходящих военную службу попризыву в воинских частях, и курсантов военных образовательных учрежденийпрофессионального образования, которые расположены на территориисоответствующего муниципального образования, не учитывать их мнение, то нельзяговорить о полной реализации демократических основ, заложенных в КонституцииРоссийской Федерации и ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации». Военнослужащие, проходящие военнуюслужбу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях,которые расположены на территории соответствующего муниципального образования,если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не былорасположено на территории муниципального образования, не включаются в спискиизбирателей и не учитываются при определении числа избирателей[7].В последующем данное положение закрепляется в Уставах соответствующихмуниципальных образований. К примеру, статья 37 Устава Одинцовского районагласит: «Право избирать депутатов Совета депутатов и Главу Одинцовского муниципальногорайона, голосовать на местных референдумах имеют жители Одинцовскогомуниципального района, достигшие возраста 18 лет.
Избирательным правом обладают:
1) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие вОдинцовском муниципальном районе;
2) военнослужащие, проживающие в Одинцовском муниципальномрайоне, кроме военнослужащих срочной службы;
3) военнослужащие срочной службы, постоянно проживавшие вОдинцовском муниципальном районе на момент призыва.
Установление ограничений избирательных прав граждан,гарантированных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,законами Московской области не допускается.»
Таким же образомзаконодатель сконструировал статьи о избирательных правах военнослужащих и вдругих уставахмуниципальных образований. По данным вопросам возникает большое количествоспоров и обжалований. Например, Определение Конституционного Суда РФ от22 мая 1997 г. N 71-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобыгражданина Кального Станислава Николаевича как не соответствующей требованиямФедерального конституционного закона „О Конституционном Суде РоссийскойФедерации“. В свой жалобе гражданин Кальный указывает на ущемление своихконституционных прав и предлагает ограничить избирательные права только тех,военнослужащих, которые проходят службу не по контракту, Однако жалоба в своейкомпетенции относится к ведению суда общей юрисдикции, в соответствии с чем вее рассмотрении гражданину было отказано.
Военнослужащие,проживающие вне расположения воинских частей, включаются в списки избирателейпо месту жительства, а военнослужащие и члены их семей, проживающие натерритории воинской части, — по факту нахождения их места жительства в пределахрасположения воинской части, который устанавливается строевым отделом воинскойчасти или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации[8].Для военнослужащих по призыву основанием для включения в списки избирателейявляется приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской частиграждан, проходящих службу по призыву. Курсанты и слушатели военныхобразовательных учреждений профессионального образования, временнозарегистрированные по месту пребывания, включаются в список избирателей поместу нахождения общежития (образовательного учреждения). В порядке исключениядопускается образование избирательных участков на территориях воинских частей,расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.Соблюдение вышеизложенных положений позволит военнослужащим Вооруженных СилРоссийской Федерации полностью реализовать свои конституционные права.
Теперьрассмотрим аспекты реализации пассивного избирательного права военнослужащими.При изучении нормативно-правовой базы, регулирующей соответствующиеправоотношения, так же мы можем обнаружить особенности, ограничения, свойственныетолько таким субъектам права как военнослужащие.
1. Не совсемкорректно запрещать лицам, замещающим командные должности в воинских частях,быть назначенными в состав избирательных комиссий[9].Законодатель не уточнил, какие категории военнослужащих исключаются из списка,ведь перечень командных должностей начинается с командира отделения[10],заместителя командира взвода. По существу выходит, что если военнослужащийзанимает командную должность, даже не офицерскую, он не имеет права бытьназначенным в состав избирательной комиссии. Неверно и то, что на времяисполнения обязанностей в представительном или исполнительном органегосударственной власти военная служба приостанавливается[11].По роду своей деятельности, в соответствии со своей профессиональнойподготовкой в органе государственной власти военнослужащий продолжаетнаходиться на государственной службе, и, находясь на должности, в комитете,комиссии, являясь депутатом, он решает вопросы, касающиеся обороноспособностистраны, боеготовности войск и совершенствования законодательной базы поповышению боевой подготовки, оснащенности войск.
Таким образом, выше мырассмотрели основные проблемы и ограничения возникающие у военнослужащих приреализации ими пассивного и активного избирательного права. Это то, чтокасается права материального. Если мы возьмем процесс, то и здесь обнаружим существенныеразличия, практически в каждой стадии, что обусловлено принципами и задачамивоенной службы. Законодательство Российской Федерации жестко регулируетосновные стадии избирательного процесса, с целью исключить какой бы то ни быловолюнтаризм, способный порождать конфликты и задержки избирательного процесса.В теории конституционного права существуют различные точки зрения на количествои содержание этих стадий, однако, явно указанные в законе присутствуют во всех.Избирательный процесс с участием военнослужащих включает следующие стадии:
Назначениевыборов. Здесьследует сказать о том, что в рамках российской избирательной системы существуютследующие подсистемы[12], устанавливающие порядокизбрания соответствующих органов государственной власти:
· Порядок избранияПрезидента Российской Федерации.
· Порядок избраниядепутатов Государственной Думы
· Порядок избранияглав администраций субъектов Российской Федерации
· Порядок избрания депутатовзаконодательных органов субъектов Российской Федерации
· Порядок избранияорганов местного самоуправления
Каждая подсистемарегулируется как отдельными, так и общими нормативно правовыми актами. Рассмотрениепродолжим на примере выборов депутатов Государственной Думы РоссийскойФедерации.
Назначение выборов
Выборы депутатовГосударственной думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации[13],при этом, решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию всредствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня егопринятия.
Образование избирательныхокругов. Федеральный избирательныйокруг, по которому избираются депутаты Государственной думы, включает в себявсю территорию Российской Федерации.
Образованиеизбирательных участков. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуютсяизбирательные участки, которые образуются не позднее, чем за 50 дней до дняголосования, при этом, на избирательном участке должно быть зарегистрировано неболее 3 000 избирателей и недопустимо пересечение границ избирательных округовграницами избирательных участков. Военнослужащие голосуют на общихизбирательных участках. В порядке исключения допускается образованиеизбирательных участков на территориях воинских частей, расположенных вобособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Избирательные участкив этих случаях образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования, а висключительных случаях — не позднее чем за пять дней до дня голосованиякомандирами воинских частей по решению соответствующей окружной избирательнойкомиссии. Командир воинской части оборудует помещение для участковойизбирательной комиссии и помещение для голосования с соблюдением режимасекретности и обеспечения мер контртеррористической и другой безопасности.Голосование проводится и в местах временного пребыванияизбирателей-военнослужащих: госпиталях; санаториях; местах содержания подстражей подозреваемых и обвиняемых — военнослужащих; в труднодоступных илиотдаленных местностях: погранзаставах, на военно-морских судах, находящихся вплавании.
Созданиеи организация работы избирательных комиссий. Подготовку и проведение выборов депутатовГосударственной думы осуществляют: Центральная избирательная комиссияРоссийской Федерации (15 членов комиссии, которых выдвигают: 5 человек — Президент Российской Федерации; 5 — Совет Федерации; 5 — Государственная дума);избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательныекомиссии — формируются главой исполнительной власти и представительной властьюсубъектов Российской Федерации; территориальные (районные, городские и др.)избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии — формируются главойисполнительной власти и представительной властью органов местногосамоуправления. При образовании избирательного участка непосредственно ввоинской части, расположенной в обособленном, удаленном от населенных пунктоврайоне, состав участковой избирательной комиссии назначается командиромвоинской части на основании решения собрания избирателей соответствующеговоинского коллектива и предложений избирательных объединений, избирательныхблоков не позднее чем через три дня со дня образования соответствующегоизбирательного участка.
Составлениесписков избирателей. Списки избирателей-военнослужащих и членов их семей,проживающих за пределами воинской части, составляются избирательными комиссиямина основании сведений об избирателях, представляемых главой муниципальногообразования, а списки военнослужащих и членов их семей, проживающих натерритории воинской части, составляются участковой избирательной комиссией наосновании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части непозднее чем за 60 дней до дня голосования. В случае прикомандированиявоеннослужащих к воинской части сведения об избирателях-военнослужащихсобираются и уточняются командиром воинской части в соответствии с положением оГосударственной системе регистрации (учета) избирателей и представляются вмуниципальные, территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 20 днейдо дня голосования, а в исключительных случаях — не позднее чем в деньсформирования участковой избирательной комиссии.
Курсантыи слушатели военных образовательных учреждений профессионального образования,временно зарегистрированные по месту пребывания, включаются в списокизбирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения). Участковаяизбирательная комиссия после получения списка избирателей выверяет его и можетвносить в него необходимые изменения на основании личных обращенийвоеннослужащих. Образование избирательных участков и формирование участковыхизбирательных комиссий в воинских частях, находящихся за пределами территорииРоссийской Федерации, осуществляется командирами этих воинских частей посогласованию с дипломатическими представительствами или консульскимиучреждениями Российской Федерации в этих странах. Командир части,представляющий сведения об избирателях, несет ответственность за достоверность,полный объем соответствующих сведений и своевременность их передачи.Военнослужащий-избиратель может быть включен в список избирателей только наодном избирательном участке. Исключение гражданина из списка избирателей послеего подписания председателем и секретарем территориальной избирательнойкомиссии производится только на основании официальных документов, а также вслучае выдачи избирателю открепительного удостоверения. Списоквоеннослужащих-избирателей представляется участковой избирательной комиссиейдля ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дняголосования; при этом, военнослужащий вправе заявить в участковую избирательнуюкомиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточностив сведениях о нем. В течение 24 часов, а в день голосования — в течение двухчасов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосованияучастковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и представленныедокументы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителюписьменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Решение участковойизбирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательнуюкомиссию или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии),которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три днядо дня голосования и в день голосования — немедленно. При положительном длязаявителя решении исправление в списке избирателей производится участковойизбирательной комиссией немедленно.
Выдвижениеи регистрация кандидатов в депутаты. Военнослужащие не могут состоять вполитической партии*(2), а значит, не могут непосредственно участвовать ввыдвижении конкретных кандидатов в депутаты. Однако посредством встреч спредставителями партий, общественных объединений они могут предлагатьконкретные кандидатуры, влияя опосредованно на избирательный корпус. Выборыкандидатов от политических партий происходят на съездах партий, после чегосписки и протоколы съезда передаются в Центральную избирательную комиссиюРоссийской Федерации, где они регистрируются и происходит составлениеизбирательного бюллетеня, в котором фиксируются два списка от каждой партии:федеральный и региональный.
В тоже время каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивнымизбирательным правом и не являющийся членом политической партии, не позднее чемчерез три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначениивыборов депутатов Государственной думы, а в случае досрочных выборов не позднеечем через три дня со дня официального опубликования указа Президента РоссийскойФедерации о назначении досрочных выборов депутатов Государственной думы новогосозыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии РоссийскойФедерации, принятого в соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии спредложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этойполитической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем 10членами политической партии, которые состоят в данном региональном отделении,она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) региональногоотделения политической партии при решении вопросов, связанных с участиемполитической партии в выборах.
Кандидатура,поддержанная конференцией (общим собранием) регионального отделенияполитической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии прирешении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с инымикандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный списоккандидатов.
Отсутствиеобращений не препятствует принятию политической партией по собственнойинициативе и в соответствии с ее уставом решения о включении гражданинаРоссийской Федерации, не являющегося членом данной или иной политическойпартии, в выдвигаемый ею федеральный список кандидатов при наличии письменногозаявления этого гражданина о согласии баллотироваться в составе федеральногосписка кандидатов и при условии соблюдения требования, предусмотренного ч. 6ст. 36 указанного Федерального закона.
Предвыборнаяагитация. ГражданеРоссийской Федерации, общественные объединения, политические партии вправепроводить предвыборную агитацию. Военнослужащим Вооруженных Сил РоссийскойФедерации запрещено проведение предвыборной агитации в расположении воинскихчастей, организаций и учреждений[14]. Однако агитация незапрещена, когда единственное здание или помещение, пригодное для встреч своеннослужащими, находится в расположении воинской части, но оно представляетсякомандиром воинской части по запросу избирательной комиссии субъекта РоссийскойФедерации либо по ее поручению — по запросу территориальной избирательнойкомиссии. Вместе с тем командир воинской части обязан обеспечить соблюдениеположений статьи 7 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствиис которой военнослужащим предоставлено право на получение информации, а такжеправо участвовать в массовых, в том числе предвыборных мероприятиях, проводимыхвне территории воинской части, в свободное от исполнения обязанностей военнойслужбы время. Разъяснения Центральной избирательной комиссии по этому вопросуносят следующий характер:
«Встречизарегистрированных кандидатов, уполномоченных представителей избирательныхобъединений, избирательных блоков, их доверенных лиц с избирателями из числавоеннослужащих за пределами расположения воинской части обеспечивает командирвоинской части совместно с окружной избирательной комиссией с обязательнымприглашением не позднее чем за три дня до каждой такой встречи всех кандидатов,зарегистрированных по соответствующему одномандатному избирательному округу, атакже представителей всех избирательных объединений, избирательных блоков,зарегистрировавших федеральные списки кандидатов.
Окружныеизбирательные комиссии обеспечивают избирательные участки, образованные ввоинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктоврайонах, в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, атакже воинские части, избиратели которых голосуют на общих избирательныхучастках, информационными материалами о зарегистрированных кандидатах,избирательных объединениях и избирательных блоках, оформленными в соответствиис требованиями пункта 3 статьи 70 Федерального закона «О выборах депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и несодержащими признаков предвыборной агитации. Информационные предвыборныематериалы, полученные от избирательных комиссий, вывешиваются в доступных длявоеннослужащих местах.»
Исходя изрекомендаций ЦИК, а также с учетом интересов службы и информационнойбезопасности командирам воинских частей необходимо придерживаться некоторыхправил и рекомендаций:
1.Встречи кандидатов в депутаты, их доверенных лиц с военнослужащими должныпроводиться вне расположения воинской части, во внеслужебное время.
Вслучае же организации встречи на территории воинской части инициатива еепроведения должна принадлежать только избирательной комиссии субъектаРоссийской Федерации либо территориальной избирательной комиссии, действующейпо поручению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, при этом, навстрече должны присутствовать все представители общественных объединений,партий, участвующие в выборах.
2.Необходимо постоянно осуществлять контроль за множительной аппаратурой, котораяможет быть использована для распечатки агитационных материалов. В случаеналичия типографии в воинской части (образовательном учреждении) и полученияплатных заказов на выпуск агитационных материалов необходимо контролироватьвопросы, связанные с соблюдением законодательства о выборах.
3. Недопускать совершения подчиненными военнослужащими при исполнении ими своихслужебных обязанностей случаев осуществления агитации за определенную партию сиспользованием преимуществ своего должностного или служебного положения.
4.Необходимо обеспечить военнослужащих информационными материалами, не носящимиагитационный характер, размещаемыми в средствах массовой информации. При этом,политические партии должны быть представлены в равной степени в доступныхместах.
5.Запрещено привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и поконтракту, к распространению агитационных материалов. Запрещается проведениевоеннослужащими предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания ив периодических печатных изданиях в поддержку конкретных депутатов.
6. Натерритории воинской части запрещен сбор подписей военнослужащих.
7.Военным организациям запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды.
8.Считаю, что в период предвыборной компании должно быть запрещено получениевоинскими частями в дар телевизоров, компьютерной техники, услуг и т.д.,которые могут рассматриваться как подкуп избирателей-военнослужащих.
9. Вслучае если на военнослужащего оказывается „давление сверху“ попринуждению его к участию в агитации, в голосовании, он может обратиться зазащитой своих прав не только в органы военного управления, но и в органыгосударственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии,правоохранительные органы, суды.
10.Запрещена за сутки и в день голосования любая агитация (с 00.00 часов субботыдо 20.00 часов воскресенья).
Голосованиеи подведение итогов выборов. Вопросы организации голосования военнослужащих и других избирателейвоинских частей на общих избирательных участках решаются окружными избирательнымикомиссиями по согласованию с командирами воинских частей, расположенных натерриториях соответствующих избирательных округов. Голосование происходит с8.00 до 20.00 добровольно, принуждать военнослужащих к голосованию запрещено.Необходимо в данный день таким образом составить распорядок дня, чтобы всевоеннослужащие имели возможность проголосовать. Не участвуют в выборахвоеннослужащие — курсанты, которым не исполнилось 18 лет. Не допускаетсяинструктирование командованием воинской части военнослужащих, включенных всостав участковой избирательной комиссии и соответствующей территориальнойкомиссии в качестве членов комиссии с правом решающего голоса. Представителивоинской части в составе участковой избирательной комиссии, наряду свыполнением общих для членов избирательной комиссии задач, в день голосованиявыдают по списку избирателей воинской части избирательные бюллетени для тайногоголосования (форма избирательного бюллетеня установлена Центральнойизбирательной комиссией Российской Федерации), которые после заполненияопускаются избирателями в общие для всех ящики для голосования. Военнослужащие,которые в день голосования будут находиться в служебной командировке, вгоспитале и т.д., могут получить в территориальной (за 45-20 дней до дня голосования)или в участковой (за 19 и менее дней) избирательной комиссии открепительноеудостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, накотором они будут находиться в день голосования. Для организации досрочногоголосования командир воинской части совместно с председателем участковойизбирательной комиссии направляют в избирательную комиссию субъекта РоссийскойФедерации обращение с обоснованием необходимости досрочного голосования. Запять дней до дня досрочного голосования командир воинской части совместно стерриториальной избирательной комиссией оповещают избирателей, уполномоченныхпредставителей политических партий о месте, времени голосования, обеспечиваютих доступ и доступ зарегистрированных кандидатов, наблюдателей, представителейсредств массовой информации в помещение для голосования.
Присоставлении списков военнослужащих, участвующих в голосовании, должнысоблюдаться требования законодательства о государственной тайне. Послеокончания голосования и подсчета голосов представители воинской части в составеучастковой избирательной комиссии передают списки избирателей воинской части поакту на хранение командиру воинской части. По истечении сроков хранения (неменее одного года со дня официального опубликования результатов выборов) спискиизбирателей воинской части уничтожаются по акту, первый экземпляр которогонаправляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
Ввиде исключения члены участковой избирательной комиссии с правом решающегоголоса могут провести голосование вне помещения для голосования (караул, боевоедежурство) по заявлениям (обращениям) избирателей-военнослужащих. Голосованиевне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковойизбирательной комиссии. На письменном заявлении избиратель указывает серию иномер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адресместа жительства и удостоверяет получение каждого избирательного бюллетенясвоей подписью. Одновременно в соответствующей графе списка избирателей делаетсяотметка: „Голосовал вне помещения для голосования“, ставятся подписичленов комиссии.
Голосованиеосуществляется отметкой (плюс, галочка и др.) напротив знака и списка партии. Вбюллетенях не будет графы: „Против всех“. Отметка двух партий, как и перечеркиваниебюллетеня ведет к признанию его недействительным. Если военнослужащий вошел вздание участковой избирательной комиссии в 20.00, до закрытия двери помещения,то ему должен быть выдан бюллетень и он может проголосовать. Как мы видимсуществует множество объективных препятствий для вовлечения в голосование всегокруга субъектов, таких как нахождение в госпиталях, медпунктах, в командировкахотпусках, выполнение служебных обязанностей и так далее. Существующие механизмырешения этих проблем, такие как получение открепительных удостоверений,оборудование участков голосования в госпиталях, в принципе эффективны, нонедостаточно мобильны и требуют существенных затрат сил и средств ихосуществления. Однако работа в этом направлении ведется. В единый деньголосования на региональных выборах различного уровня 1 марта в качествеэксперимента планируется использовать голосование через Интернет, сообщилпредседатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ Владимир Чуров. Приэтом голосование через Интернет будет именно экспериментом; его результатыюридической силы иметь не будут, подчеркнул. Он пояснил, что в случае, еслиэксперимент завершится удачно, ЦИК планирует обобщить эти результаты длявозможного внесения изменений в избирательное законодательство, котороепозволяло бы проводить дистанционное голосование. „Для введения новыхспособов голосования в закон нужно внести только одно изменение, добавить однослово“, — отметил Чуров. По словам главы ЦИК, в настоящее времядистанционное голосование возможно только на судах. Причем „в нашемзаконодательстве единственной формой дистанционного голосования до сих порявляется радиосвязь, хотя на тех же судах радиосвязь является далеко неединственным средством коммуникации“, указал Чуров.
Отвечая на вопрос овозможности голосования с помощью SMS, председатель ЦИК сообщил, что 1 мартапройдет эксперимент в закрытом административном территориальном объединении вгороде Радужный Владимирской области, где зарегистрированы 9949 избирателей.Туда будет приглашена группа журналистов и наблюдателей. Сейчас дорабатываетсятехнический регламент этой части эксперимента, и в ближайшие дни журналистамбудет рассказано о том, как будет проходить опрос избирателей с использованиемSMS[15].
Опубликованиерезультатов выборов.Результаты выборов должны быть вывешены на плакате в помещении данногоизбирательного участка. Окончательный результат опубликовывается впериодической печати и средствах массовой информации. Отдельно публиковатьданные о голосовании на закрытом избирательном участке разрешено в процентномотношении, без абсолютных цифр, с тем, чтобы сохранить в тайне списочный составвоинской части.
Повторноеголосование, повторные выборы. В случае если все партии не набрали большинство голосовизбирателей, принявших участие в голосовании (бюллетени признаны недействительными),могут быть назначены новые выборы, но в списки от партий не могут быть включенылица, ранее уже баллотировавшиеся на выборах. Повторные выборы проводятся всоответствии с указанными ранее стадиями.