Реферат по предмету "Государство и право"


Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Федеральноегосударственное образовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«ПОВОЛЖСКАЯАКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
имени П.А.Столыпина»
 
Кафедра государственногои муниципального управления
КУРСОВАЯРАБОТА
 
подисциплине: «Государственная политика и управление»
на тему: «Проблемынаделения органов местного самоуправления отдельными государственнымиполномочиями»
Выполнил:студент III курса,
310 группыочной формы обучения,
специальности030201.65 «Политология»
ЕкушеваКристина Валерьевна
Проверил: к.с.н.,доц. каф. ГМУ
ГегедюшНаталья Сергеевна
2010

Оглавление
 
Введение
Глава 1. Институт местного самоуправления
1.1 Местное самоуправление в РФ:понятие и принципы
1.2 Взаимодействие органовгосударственной власти и органов местного самоуправления
Глава 2. Наделение органов местногосамоуправления отдельными государственными полномочиями
2.1 Наделение полномочиями: сущность,формы, принципы
2.2 Проблемы наделения полномочиями
Вывод
Список использованной литературы
Приложение

Введение
Местное самоуправлениепредставляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодняоно является одновременно формой самоорганизации граждан и инструментомдемократического участия граждан в управлении общими делами. Президент РоссииД.А.Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления в качествеодной из приоритетных задач государства – «местное самоуправление должнооткрывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемыбез указаний и распоряжений сверху».
Конституция РоссийскойФедерации 1993 года признала и гарантировала местное самоуправление, запрошедшее с тех пор время были созданы законодательные основы местногосамоуправления (принятие федеральных законов в 1995 и 2003 гг.), сформированаего финансово-экономическая база, накоплен огромный общественно-политическийопыт работы муниципальных образований.
Принципиальноновый подход к государственному устройству России поставил и значительное числоновых вопросов. Недостаточная урегулированность взаимоотношений органовгосударственной власти и местного самоуправления относится к числу наиболееострых проблем формирования государственного устройства Российской Федерации,соответствующего требованиям действующей Конституции РФ. В рамках названнойпроблемы одним из самых серьезных и актуальных является вопрос реализацииорганами местного самоуправления переданных им отдельных государственныхполномочий, которые, наряду с вопросами местного значения, и формируюткомпетенцию муниципальной власти в Российской Федерации.
Степень разработанности проблемы. Теоретической основой для исследованиястали работы российских ученых в области муниципального права, а именно:В.И.Васильева, Н.А.Емельянова, А.И.Коваленко, О.Е.Кутафина, В.В.Лазарева,А.А.Подсумковой, Н.В.Постового, В.И.Фадеева, Е.С.Шугриной, В.А.Ясюнаса.
Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельнымигосударственными полномочиями, несмотря на свою актуальность, редкоанализируются в научной литературе и до настоящего времени не были предметомспециального исследования в правовой науке. Отдельные аспекты обозначеннойпроблемы рассматриваются в работах И.Горфинкеля, А.Г.Воронина, А.А.Замотаева,А.Н.Кубаркова, И.Мачульской, В.В.Нехаева, В.В.Пылина, О.Л.Савранской,С.Г.Соловьева, А.И.Черкасова, А.Н.Широкова.
Объект исследования. Объектом являются общественные отношения,складывающиеся в области наделения органов местного самоуправления отдельнымигосударственными полномочиями, а также нормы, регулирующие данные отношения.
Предмет исследования. Предметом является практика реализации норм онаделении органов местного самоуправления отдельными государственнымиполномочиями.
Цель работы. Целью выступает выявление проблем в деятельности институтанаделения государственными полномочиями органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.   выявить понятие, принципы и функцииМСУ в России
2.   рассмотреть взаимодействие органовгосударственной власти и органов местного самоуправления
3.   дать общий анализ правовых основнаделения полномочиями
4.   выявить проблемы наделенияполномочиями

Глава1Институт местного самоуправления
 
1.1Местное самоуправление в РФ: понятие и принципы
 
Термин«местное самоуправление» впервые получил юридическое закрепление в Законе СССР«Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990г.Согласно данному Закону местное самоуправление должно было осуществляться вграницах административно-территориальных единиц, а в качестве основы местногохозяйства закреплялась коммунальная собственность.
ДоКонституции 1993г. органы местного самоуправления рассматривались в качествеорганической части системы государственной власти. С принятием Конституции РФ,определившей роль местного самоуправления в системе управления деламигосударства как способа и формы народовластия на муниципальном уровне, утвердилисьсовременные конституционные основы местного самоуправления.
Федеральныйзакон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» приводит следующее определение: «Местноесамоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своейвласти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральнымизаконами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под своюответственность решение населением непосредственно и (или) через органыместного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересовнаселения с учетом исторических и иных местных традиций».1
Органыместного самоуправления осуществляют ту разновидность публичной власти, котораяносит название местной или муниципальной. Муниципальная власть имеет рядпризнаков, присущих государственной власти. Эти признаки не столькоподчеркивают государственные начала местной власти, сколько отражают еепубличный характер. Тем не менее, муниципальная власть — отнюдь неразновидность публичной власти. Муниципальная власть — это власть особого рода,которая от государственной власти отличается следующими признаками:1
1.   территориальной ограниченностью;
2.   более широким спектром формнепосредственной демократии;
3.   более мягкой системой принуждения вместном самоуправлении;
4.   законодательным ограничением правместной власти со стороны государства;
5.   подконтрольностью государствуреализации передаваемых ОМСУ отдельных государственных полномочий;
6.   преобладанием в сфере полномочий МСУ хозяйственнойсоставляющей, а не властной.
Так какместное самоуправление является одним из способов реализации публичной власти вРоссийской Федерации, нельзя говорить о том, что местное самоуправление — этолишь разновидность государственной власти. Местное самоуправление функционируетна основе определенных принципов, характерных только для системы местногосамоуправления, позволяющие говорить о ее единстве и уникальности:2
1.   самостоятельности;
2.   ответственности органов и должностныхлиц МСУ перед населением муниципального образования, государством июридическими лицами;
Принципсамостоятельности. Под самостоятельностью в российском законодательстве понимается,во-первых, организационная самостоятельностьорганов местногосамоуправления. Данное положение закреплено в конституционном требовании:«органы местного самоуправления не входят в систему органов государственнойвласти». Во-вторых, население муниципального образования самостоятельно вопределении структуры собственных органов местного самоуправления. В-третьих,местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросовместного значения. В-четвертых, понятие самостоятельности предполагаетэкономическую самостоятельность.Она обеспечивается прежде всегоналичием муниципальной собственности. Финансовую самостоятельностьместногосамоуправления обусловливает наличие местного бюджета, внебюджетных фондов,местные налоги и сборы, право органов местного самоуправления на участие вкредитных отношениях.
Принципответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.Ответственность— неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органамиместного самоуправления и должностными лицами местного самоуправленияпротивоправных решений, неосуществление или ненадлежащее осуществление своихзадач и функций, выраженные в санкциях правовых норм. Выделяют ответственностьорганов и должностных лиц местного самоуправления перед населением,государством, физическими и юридическими лицами. Ответственность органов идолжностных лиц местного самоуправления перед государством— одиниз видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления,который, в свою очередь, подразделяется на следующие виды:
1.   ответственность органов и должностныхлиц МСУ в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных законов, законовсубъекта РФ, уставов муниципального образования. Формой проявления данного видаответственности является досрочный роспуск представительного органа МСУ,досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования;
2.   ответственность органов и должностныхлиц МСУ за невыполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственныхполномочий, которыми они были наделены в соответствии с законодательством.Формой проявления данного вида ответственности может быть лишение ОМСУотдельных государственных полномочий, наложение на должностных лиц МСУ мердисциплинарного взыскания.
Ответственностьорганов и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает врезультате утраты доверия населения. Формой проявления данного видаответственности может быть отзыв депутата представительного органа местногосамоуправления или выборного должностного лица; досрочное прекращениеполномочий представительного органа местного самоуправления.
Ответственностьорганов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими июридическими лицами наступает в случае совершения органами и должностнымилицами местного самоуправления действий, причиняющих имущественный или инойущерб физическим и юридическим лицам. Формой проявления данного видаответственности может быть признание судом недействительности решений, принятыхорганами и должностными лицами местного самоуправления и возложение на нихобязанности возместить причиненный ущерб.
В процессеосуществления органами государственной власти и органами местногосамоуправления своей компетенции между ними неизбежно происходитвзаимодействие. Взаимодействие между органами государственной власти и органамиместного самоуправления, как правило, определяют как совокупностьорганизационно-правовых форм и методов, направленных на совместное решение какобщегосударственных, так и местных задач.
1.2Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления
Взаимоотношениямежду государственными органами и органами местного самоуправления строятся наследующих принципах:1
1.   принцип единства целей и задач вобеспечении прав исвобод человека и гражданина, в реализацииобщегосударственных интересов;
2.   принцип всесторонней государственнойподдержки осуществления и развития МСУ;
3.   принцип разграничения предметовведения и полномочий между ОГВ и МСУ;
4.   принцип самостоятельностиосуществления своих полномочий в области МСУ населением, органами идолжностными лицами муниципальных образований;
5.   принцип невмешательства ОГВ вкомпетенцию ОМСУ;
6.   принцип солидарности, взаимодействияи сотрудничества при обеспечении прав и свобод человека и гражданина; приреализации общегосударственных интересов;
7.   принцип субсидиарности приосуществлении ОМСУ минимальных государственных социальных стандартов ипереданных им отдельных государственных полномочий;
8.   принцип взаимной гласности иинформированности;
9.   принцип взаимного контроля;
10.принцип разрешения коллизий путемсогласительных процедур либо обжалования в судебном порядке;
11.принцип взаимной ответственности;
12.принцип детальной правовойрегламентации общественных отношений, возникающих в процессе взаимодействия;
13.принцип гласности;
14.принцип целесообразности и соблюденияобщегосударственных интересов;
15.принцип равноправия муниципальныхобразований;
16.принцип недопустимости ущемленияинтересов других муниципальных образований;
17.принцип обеспеченности ресурсами приреализации собственных функций и отдельных переданных государственныхполномочий.
Данныепринципы при применении их в совокупности признаны способствовать эффективнойреализации государственной политики в области местного самоуправления иразвитию демократических основ государства.
Органыгосударственной власти Российской Федерации и субъектов РФ наделеныполномочиями в сфере местного самоуправления. К ним относятся:
1.   определение общих принциповорганизации МСУ;
2.   правовое регулирование по предметамведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ исубъектов прав, обязанностей и ответственности ФОГВ и их должностных лиц, ОГВсубъектов и их должностных лиц в области МСУ;
3.   правовое регулирование прав,обязанностей и ответственности граждан, ОМСУ и должностных лиц МСУ по решениювопросов местного значения;
4.   правовое регулирование прав,обязанностей и ответственности ОМСУ и должностных лиц МСУ при осуществленииотдельных государственных полномочий, которыми ОМСУ наделены федеральнымизаконами;
Осуществлениеисполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органамигосударственной власти в отношении муниципальных образований и органов местногосамоуправления допускается только в случаях и порядке, установленныхКонституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Полномочияорганов государственной власти субъектов в области местного самоуправленияв целом аналогичны полномочиям федеральных органов государственнойвласти, в частности, к ним относятся:1
1.   правовое регулирование вопросоворганизации МСУ в субъектах в случаях и порядке, установленных федеральнымзаконом;
2.   правовое регулирование прав,обязанностей и ответственности ОГВ субъектов иих должностных лиц вобласти МСУ в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
3.   правовое регулирование прав,обязанностей и ответственности  ОМСУ и должностных лиц МСУ по предметам ведениясубъектов, а также в пределах полномочий ОГВ субъектов по предметам совместноговедения РФ и субъектов;
4.   правовое регулирование прав,обязанностей и ответственности ОМСУ и должностных лиц МСУ при осуществленииотдельных государственных полномочий, которыми ОМСУ наделены законамисубъектов.
Кроме указанныхосновных полномочий органов государственной власти в области местногосамоуправления №131-ФЗ закрепил за органами государственной власти субъекта РФцелый комплекс иных функций.
В реальностивзаимодействие между государством и местным самоуправлением осуществляетсяодновременно по многим направлениям. Поэтому структурно-функциональные связимежду органами государственной власти и местного самоуправления носятмногосторонний характер. В частности, взаимодействие органов государственнойвласти с органами местного самоуправления осуществляется в следующих основных
1.   государственная поддержка МСУ;
2.   создание в субъекте советамуниципальных образований;
3.   реализация представительными органамимуниципальных образований права законодательной инициативы в законодательном(представительном) органе субъекта РФ;
4.   создание совместных координационных,консультационных, совещательных и других рабочих органов (как временных, так ипостоянно действующих);
5.   контроль в надзор органовгосударственной власти за деятельностью ОМСУ.
6.   наделение ОМСУ отдельнымигосударственными полномочиями;
Разберемся всущности каждой из форм взаимодействия органов государственной власти иместного самоуправления.
Государственнаяподдержка местного самоуправления— это система мер,обеспечивающих укрепление и стимулирование развития местного самоуправленияфедеральными и региональными органами государственной власти.
В целяхреализации государственной политики в области местного самоуправления 15декабря 1999г. была принята Федеральная целевая программа государственнойподдержки развития муниципальных образований и создания условий для реализацииконституционных полномочий местного самоуправления.2Предусмотренодва этапа исполненияпрограммы государственной поддержки местного самоуправления:
1.   этап (2000—2002 гг.): созданиебазовых условий для комплексного социально-экономического развитиямуниципальных образований;
2.  этап(2002—2014 гг.): выполнение программных мероприятий, направленных накодификацию законодательства о местном самоуправлении, а также на решение задачинвестиционного характера, способных обеспечить устойчивое развитиемуниципалитетов и существенное повышение жизненного уровня населения.
В Программебыли определены две основные цели:
1.   формирование условий для устойчивогосоциально-экономического развития муниципальных образований;
2.   содействие эффективной реализацииконституционных полномочий ОМСУ.
Финансированиепрограммы государственной поддержки местного самоуправления осуществляется изсредств федерального бюджета и, по согласованию, из средств бюджетов субъектовРФ, а также местных бюджетов и средств союзов и ассоциаций муниципальныхобразований.
Такимобразом, с учетом роли местного самоуправления в системе властных отношенийРоссийской Федерации, в экономической, социальной и политической системахроссийского общества, программы государственной поддержки местногосамоуправления призваны способствовать осуществлению государственной политики вотношении местного самоуправления проведению реформ на местном уровне иустойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований.
Сотрудничествочерез ассоциации и союзы муниципальных образований.В рамках ассоциацииорганы местного самоуправления могут более точно сформулировать и довести до сведениягосударственных органов общие проблемы. Для государственной власти ассоциациямуниципальных образований — это та организация, через которую можно обратитьсяодновременно ко всем ее членам и выработать согласованную политику в отношенииместного самоуправления.
Объединениясоздаются не только для повышения эффективности деятельности органов местногосамоуправления, но и в целях координации и объединения усилий при решениисовместных проблем. Соответственно муниципальные образования самостоятельно рассматриваюти решают вопрос о необходимости объединения друг с другом и о формах данногообъединения. В каждом субъекте образуется совет муниципальных образований. Ихорганизация и деятельность осуществляется в соответствии с требованиямиФедерального закона «О некоммерческих организациях». Регистрация советовмуниципальных образований будет производиться органами юстиции субъекта. Статуси полномочия объединений муниципальных образований будет определятьсяучредительными документами, советы муниципальных образований не смогутсамостоятельно расширять свою компетенцию или получать полномочия от органовместного самоуправления. В сфере своей компетенции съезд совета муниципальныхобразованийсубъекта РФ:
1.   утверждает устав совета муниципальныхобразований субъекта
2.   определяет размеры и порядок уплатычленских взносов на осуществление деятельности совета муниципальных образованийсубъекта РФ и содержание органов управления совета муниципальных образований;
3.   избирает органы управления советамуниципальных образований субъекта РФ;
4.   осуществляет иные полномочия,определенные уставом совета муниципальных образований субъекта РФ.
Советмуниципальных образований не вправе вмешиваться в деятельность муниципальныхобразований и ограничивать ее, призван осуществлять межмуниципальноесотрудничество на территории субъекта, представлять и защищать интересымуниципальных образований в органах государственной власти субъекта,участвовать в законопроектной работе на региональном уровне, организовыватьсовместную хозяйственную деятельность, обмениваться опытом и информацией,участвовать в реализации региональных программ и т. п.
Текущееруководство советом муниципальных образований осуществляет исполнительный орган(коллегиальный или единоличный), а контроль за предпринимательскойдеятельностью — ревизионная комиссия.В случае ликвидации советамуниципальных образований создается ликвидационная комиссия.
Правозаконодательной инициативы.Представительный орган любого типамуниципального образования вправе вносить в законодательный органгосударственной власти субъекта РФ проекты новых законов, предложения посовершенствованию норм уже существующих законов, замечания по законопроектам.При принятии законов, затрагивающих интересы местного самоуправления илижителей муниципальных образований, органы государственной власти субъектов РФобязаны проводить консультации с органами местного самоуправления, учитывать ихмнение, В свою очередь, органы местного самоуправления обеспечивают исполнениезаконов и иных нормативных правовых актов на территории своего муниципальногообразования. Таким образом, органы местного самоуправления и органыгосударственной власти взаимодействуют между собой в законотворческом процессе.
Созданиесогласительных, координационных, консультационных, совещательных временных ипостоянных рабочих групп и комиссий для совместной разработки и реализациипланов и программ.
Такимобразом, местное самоуправление и государственная власть реализуют своесоциальное назначение. Во взаимоотношениях между государственной имуниципальной властью основная задача государственной власти заключается вустановлении правовых основ организации местного самоуправления. Все остальныевиды регулирующего воздействия государственной власти на местное самоуправлениеявляются необязательными. При этом государство не теряет возможности косвенно,путем влияния на других участников социальных взаимоотношений, оказывать своеуправляющее воздействие. Чаще всего оно даже более эффективно, чем прямоеадминистрирование.
Осуществлениенадзора за законностью деятельности органов и должностных лиц местногосамоуправления.Надзор за соблюдением органами местного самоуправлениязаконодательства осуществляют различные государственные органы, в первуюочередь — прокуратура. Надзор за соблюдением органами местного самоуправлениязаконности в отдельных сферах могут осуществлять и другие государственныеорганы.
Наделениеорганов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями—это исключение какого-либо полномочия из компетенции государственного органа ивключение его в компетенцию органа местного самоуправления. Рассмотримподробнее особенности и проблемы этой формы организации взаимодействия органовгосударственной власти и местного самоуправления.

Глава2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственнымиполномочиями
 
2.1Наделениеполномочиями: сущность, формы, принципы
В процессеосуществления органами государственной власти своей деятельности неизбежновозникает необходимость реализации ими полномочий на более низкомтерриториальном уровне, чем уровень субъектов Федерации. Этот вопрос решаетсяпутем наделения государственными полномочиями органов местного самоуправленияна основе договоров или законодательных актов.
Реализацияорганами местного самоуправления полномочий государства имеет под собойопределенные исторические основы.В России органы местногосамоуправления всегда исполняли некоторый объем государственных полномочий игосударственных обязанностей. Так, к ведению земских учреждений согласно Положениюо губернских и уездных земских учреждениях от января 1864г. подлежали раскладкагосударственных денежных сборов, исполнение возложенных на земство потребностейвоинского и гражданского управлений, участие в делах почтовой повинности идругие дела, которые вверялись на основании особых уставов, положений илипостановлений.1
В мировойпрактике существуют два основных способа пре доставления полномочий органамместного самоуправления. Для стран англосаксонской системы характерен принцип«позитивного регулирования» Данный принцип закрепляет за муниципальнымиорганами право осуществлять лишь те полномочия, которые прямо закрепил закон.Действия, непосредственно не предусмотренные законом, могут быть признанысовершенными с превышением полномочий и отменены. Страны континентального праваопираются на противоположный принцип «негативного регулирования», всоответствии с которым местные органы могут осуществлять все действия, прямо незапрещенные законом и не относящиеся к компетенции иных органов.
В современнойтеории муниципального управления предусматривается две основные формы наделенияорганов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:передача полномочий и делегирование полномочий.1 Под передачейполномочийпонимается способ регулирования полномочий органа местногосамоуправления, при котором какое-либо полномочие органа государственной властиисключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местногосамоуправления. При этом срок такой передачи, как правило, не оговаривается.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственнымиполномочиями, как правило, происходит в форме передачи полномочий.Делегирование полномочий— это предоставление органамгосударственной власти принадлежащего ему права решения какого-либо вопросаорганам местного самоуправления на один раз, на определенный срок илибессрочно. Исходя из этого, следует обратить внимание на различия в содержаниипонятия «передача полномочий», которая происходит на постоянной и безусловной основе,расширяя перечень вопросов ведения муниципального образования, и «делегированияполномочий», которое осуществляется на временной основе с соблюдениемопределенных требований, расширяя лишь компетенцию отдельных муниципальныхорганов.
Возможностьнаделения органов местного самоуправления отдельными государственным иполномочиями закрепляется в Конституции. В соответствии с ней в компетенциюорганов местного самоуправления помимо вопросов местного значения могут входитьи отдельные государственные полномочия, которые им передаются государством. Досих пор на федеральном уровне вопрос о наделении органов местного самоуправленияотдельными государственными полномочиями практически не регулировался.Закреплялось только, что передача отдельных государственных полномочий органамместного самоуправления должна осуществляться с передачей денежных средств,необходимых для их осуществления.
СогласноФедеральному закону от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местногосамоуправления отдельными государственными полномочиями может производитьсятолько законом: федеральным и региональным. Закон также содержит переченьтребований, предъявляемых к законам о наделении органов местного самоуправленияотдельными государственными полномочиями:1
1.   вид или наименование муниципальногообразования;
2.   перечень прав и обязанностей ОМСУ, атакже прав и обязанностей ОГВ при осуществлении соответствующих полномочий;
3.   способ (методику) расчета нормативовдля определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам изгосударственных бюджетов для осуществления переданных полномочий;
4.   перечень подлежащих передаче впользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальныхсредств, необходимых для осуществления отдельных переданных государственныхполномочий;
5.   порядок отчетности ОМСУ обосуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;
6.   порядок осуществления ОГВ контроля заосуществлением отдельных переданных государственных полномочий;
7.   условия и порядок прекращенияосуществления ОМСУ переданных им отдельных государственных полномочий.
Если в законео наделении органов местного самоуправления отдельными государственнымиполномочиями о сроке наделения ничего не сказано и иное не вытекает издействующего законодательства, то следует понимать, что полномочия передаютсябессрочно. Если полномочие входит в перечень вопросов местного значения дляданного типа муниципального образования, то оно является муниципальным, впротивном случае это государственное полномочие, которое требует отдельногофинансирования.
Наиболеечасто на практике органы государственной власти субъектов РФ передают органамместного самоуправления полномочия в следующих областях:1
1.   государственной регистрации актовгражданского состояния;
2.   лицензирования розничной продажиалкогольной продукции;
3.   лицензирования деятельности позаготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов;
4.   лицензирования образовательнойдеятельности муниципальных образовательных учреждений;
5.   назначения и выплаты компенсационныхвыплат;
6.   ведения государственногоградостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительнойдеятельности;
7.   медико-социальной экспертизы;
8.   установления значений отдельныхкорректирующих коэффициентов для расчета единого налога на вмененный доход дляопределенных видов деятельности;
9.   порядка пользования отдельнымиприродными ресурсами;
10.формирования и организациидеятельности административных комиссий на территориях субъектов и т. д.
Передачаотдельных государственных полномочий органам местного самоуправления допустимав тех случаях, когда последние способны более эффективно их реализовать. Взаконах субъектов РФ чаще всего указывают следующие основания прекращенияосуществления органами местного самоуправления переданных им отдельныхгосударственных полномочий:1
1.   истечение срока, на который былипереданы указанные полномочия;
2.   признание ОГВ субъекта Федерациинецелесообразности дальнейшего осуществления полномочий ОМСУ, в том числе из-заневыполнения или ненадлежащего выполнения ОМСУ отдельных государственныхполномочий;
3.   невозможность обеспечения ранеепереданных государственных полномочий необходимыми материальными и финансовымисредствами;
4.   систематическое нарушениезаконодательства ОМСУ при реализации переданных государственных полномочий;
5.   неоднократные обращения и жалобыфизических и юридических лиц на ненадлежащее осуществление ОМСУ переданныхгосударственных полномочий;
6.   принятие федерального нормативногоакта, изменяющего правовое регулирование в данной сфере;
7.   отказ ОМСУ от дальнейшей реализацииполномочий2.
Такимобразом, наделение органов местного самоуправления отдельными государственнымиполномочиями осуществляется на основе следующих принципов:
1.   осуществление данной процедуры толькопосредством закона;
2.   соразмерность передаваемыхгосударственных полномочий возможностям муниципального образования;
3.   материально-финансовая обеспеченностьпередаваемых государственных полномочий;
4.  контрольсо стороны государства за осуществлением ОМСУ отдельных переданныхгосударственных полномочий.
Передачаотдельных государственных полномочий органам местного самоуправления позволяетрешить ряд задач, актуальных не только для муниципальных образований, но и длярегиона, государства в целом:1
1.   содействие децентрализациигосударственной власти, развитию самоуправленческих начал в жизни общества;
2.   обеспечение участия народа восуществлении властных полномочий и отношений;
3.   повышение эффективного реагированияна разнообразные интересы и устремления местных сообществ, отдельных граждан;
4.   осуществление более качественного икомпетентного руководства социальными процессами, процессами принятия иосуществления управленческих решений, реализации задач местного значения;
5.   создание рычагов более гибкогореагирования на требования, формулируемые характером переходного этапа встране.
 
2.2Проблемы наделения полномочиями
 
Федеральный закон № 131 определилкомпетенцию местного самоуправления через понятия «вопросы местного значения» и«полномочия по вопросам местного значения». Чтобы придать этим понятиямединообразное значение, законодатель пошел путем установления исчерпывающихперечней для поселений, муниципальных районов и городских округов. На практикеже такого четкого разграничения компетенций не произошло. Вопросы местного значения зачастую обозначены взаконе лишь в общей форме, не дают основы для прояснения практическогосодержания отношений муниципальных органов к объектам управления.Если бы обозначенные вопросы не пересекались с предметами веденияРоссийской Федерации и ее субъектов, такой подход означал бы предоставление муниципальнымобразованиям свободы действий в отношении собственных предметов ведения. Однакочеткую грань часто невозможнопровести между вопросами местного значения и полномочиями субъектов Федерации.Сравнение собственных полномочий субъектов РФ по предметам их  совместного сРоссийской Федерацией ведения и вопросов местного значения свидетельствует одублировании функций (Приложение 1).
Федеральный закон №131 впервоначальной редакции 2003 года исходил их принципа закрытости перечнявопросов местного значения. Органы местного самоуправления были не вправевключаться в решение вопросов за рамками установленного перечня и переданных имв законном порядке отдельных государственных полномочий. Это не только прямопротиворечило принципу субсидиарности, но и пресекало для муниципальныхобразований возможность принимать на себя решение тех вопросов, которыеактуальны для  населения, но не предусмотрены в списках предметов ведениягосударства и муниципалитетов.1
Указанный недостаток былустранен Федеральным законом от 29.12.2006 №258-ФЗ путем введения списка «праворганов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных квопросам местного значения поселений».1 Такое решение приоткрывалоперечень решаемых муниципалитетами задач, но усугубило следующие проблемныемоменты:
1.  Побудилогосударственные органы рассматривать вопросы местного значения как обязанностиорганов местного самоуправления, даже безотносительно к практическойвозможности их осуществления. Встает вопрос об установлении организационных ифинансовых критериев, определяющих максимальный объем отдельных государственныхполномочий, которые могут передаваться органам местного самоуправления дляосуществления, определение видов отдельных государственных полномочий попредметам ведения Российской Федерации и предметам совместного веденияРоссийской Федерации, которые не могут передаваться для исполнения органамместного самоуправления.
2.   Окончательное стирание грани междувопросами местного значения, полномочиями по их осуществлению, государственнымипредметами ведения и некими новыми правами государственных и муниципальныхорганов на практике привело к тому, что контролирующие органы стали требоватьот муниципальных образований и выполнения государственных полномочий, но ужебез необходимости соблюдения процедур, установленных статьями 19-21 №131-ФЗ,т.е. без государственного финансирования. Зачастую по целому рядугосударственных полномочий субвенции из соответствующих бюджетов на ихисполнение поступают уже после начала их осуществления. Соответствующиекомпенсации зачастую не покрывают реальных расходов органов местногосамоуправления на осуществление переданных государственных полномочий. В этойсвязи встает вопрос о необходимости совершенствования правового регулированияреализации органами местного самоуправления своего конституционного права,установленного статьей 133 Конституции, на компенсацию дополнительных расходов,возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Этоприводит к отвлечению средств местного бюджета от решения вопросов местногозначения.
3.   В условиях ненадлежащегофинансирования переданных полномочий ставится под сомнение возможностьнадлежащего контроля и надзора за осуществлением органами местногосамоуправления переданных полномочий, поскольку последние несут ответственностьза осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенныхмуниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовыхсредств. Статьей 49 №131-ФЗ предусмотрена возможность досрочного прекращенияполномочий органов и должностных лиц местного самоуправления законом субъектаФедерации в связи с нарушениями ими законов. Однако реализация указаннойвозможности требует длительного времени. Механизмов же оперативного воздействияна органы муниципальной власти со стороны органов государственной власти,передавших органам местного самоуправления свои полномочия, действующимфедеральным законодательством не предусмотрено.
В таких условиях остро стоит вопрособ эффективности и надлежащем качестве как исполнения органами местногосамоуправления отдельных государственных полномочий, так и решения ими вопросовместного значения.

Вывод
Основываясь напроведенном исследовании, можно сделать следующие выводы.
В процессеосуществления органами государственной власти своей деятельности неизбежновозникает необходимость реализации ими полномочий на более низкомтерриториальном уровне, чем уровень субъектов Федерации. В частности,взаимодействие органов государственной власти с органами местногосамоуправления осуществляется в форме наделения органов местного самоуправленияотдельными государственными полномочиями, то есть исключения какого-либополномочия из компетенции государственного органа и включение его в компетенциюоргана местного самоуправления.
Наделениеорганов местного самоуправления отдельными государственными полномочиямирегулируется Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», однакореализация его на практике показала его несостоятельность в сферах:
1.  Установленияорганизационных и финансовых критериев, определяющих максимальный объемотдельных государственных полномочий, которые могут и не могут передаватьсяорганам местного самоуправления для осуществления.
2.   Отвлечения средств местного бюджетаот решения вопросов местного значения по причине проблем финансированияделегированных полномочий.  
3.   Невозможность надлежащего контроля инадзора за осуществлением органами местного самоуправления переданныхполномочий.
Учитывая, что вопросыразграничения предметов ведения и обеспечения гарантий реализации отдельныхгосударственных полномочий органами местного самоуправления относятся к числунаиболее значимых проблем, в целях решения проблемы реализации органамиместного самоуправления отдельных государственных полномочий представляетсянеобходимым принятие следующих мер:
1.  установлениеобщих принципов реализации переданных полномочий и порядка осуществлениягосударственного контроля за реализацией переданных полномочий;
2.  разграничение иуточнение полномочий различных уровней власти,
3.  определениенормативных расходов по реализации данных полномочий и источников покрытиядополнительных расходов местных бюджетов или упущенной выгоды, возникших врезультате решений, принятых органами государственной власти, а также уточнениеконцепции межбюджетных отношений;
4.  создание методикипо определению нормативов и бюджетных ассигнований, необходимых для реализацииотдельных государственных полномочий, а также идущих на обеспечение реализациирешений, принятых органами государственной власти;
5.   создание эффективной системыопределения оптимального объема переданных полномочий.
Проблемапередачи и реализации отдельных государственных полномочий органами местногосамоуправления является актуальной и требует дальнейшего исследования. От эффективногорешения, в конечном итоге, будет зависеть не только совершенствования механизмапередачи и исполнения отдельных государственных полномочий органами местногосамоуправления, но реформа местного самоуправления в целом.

Списокиспользованной литературы
1.     Федеральный законот 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления вРФ». // «Российская газета» — 2003. – 8 окт.
2.     Подсумкова А.А.,Чанов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003г. «Об общихпринципах организации местного самоуправления в РФ». – М.: 2007
3.     Наумов С.Ю.,Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления. – М.: 2005
4.     Подсумкова А.А.,Чанов С.Е. Оптимизация воздействия органов государственной власти и органовместного самоуправления в современных условиях / Государственное имуниципальное управление в России: реформы и перспективы развития. – Волгоград:Русский мир, 2005
5.  Об обеспечениигарантий реализации государственных полномочий органами местногосамоуправления. Информационно-аналитическая записка. // Государство иправо.-№9.-2006
6.     Гетманская М.Нельзя быть «немножко ответственным». //Муниципальная власть.-2005.-№6
7.     Деменкова А. Онаделении органов местного самоуправления отдельными государственнымиполномочиями. //Муниципальное право.-2005.-№1
8.     Кодина Е.Готовность №131. //Муниципальная власть.-2005.-№6
9.     Кокин И. Последние(?) поправки в ФЗ-131. //Муниципальное право.-2005.-№1
10.    Мирошников С. Новые полномочия – этохорошо забытые предметы совместного ведения. //Муниципальная власть.-2005.-№6
11.    Уриханян А. Прикованные кобязательствам. //Муниципальная власть.-2005.-№6
12.    Фасеев И.И. Изменения и дополнения вФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».//Муниципальное право.-2005.-№1
13.            Гущин В.З.Предмет ведения и полномочия местного самоуправления. [wwww.samoupravlenie.ru/publikations/guschin/1.htm]
14.            Российскоеместное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг. Аналитическийдоклад Института современного развития. [wwww.riocenter.ru/insor/analit/itogi.htm]

Приложение
 
Полномочие, предусмотренное ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 
Вопрос местного значения, предусмотренный ст.ст. 14, 15, 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района организация и осуществление на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования организация и осуществление на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории субъекта РФ, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района (городского округа) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения, городского округа осуществление поиска и спасения людей во внутренних водах и в территориальном море РФ осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья создание мобилизационных органов… координация и контроль за проведением органами местного самоуправления и организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, мероприятий по мобилизационной подготовке, а также осуществление методического обеспечения этих мероприятий организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения, межселенных территориях (для района), территории городского округа организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта РФ, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек  — поселений, межпоселенческих, городских округов организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством РФ) создание условий для организации досуга и обеспечения услугами организаций культуры поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством РФ) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта РФ, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, городского округа осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, обеспечение подготовки спортивных сборных команд субъекта РФ. обеспечение условий для развития на территории поселения (муниципального района, городского округа) физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения, района, городского округа осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе поддержка сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства содействие в развитии сельскохозяйственного производства, расширению рынка продовольствия,  создание условий для развития малого и среднего предпринимательства организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности организация мероприятий по охране окружающей среды – межпоселенческого характера и в границах городского округа


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Компания Macromedia Inc.
Реферат Процедура эмиссии ценных бумаг
Реферат Проектне фінансування
Реферат Какая армия лучше?
Реферат Сила — математическая характеристика взаимодействия
Реферат Криминалистическое исследование взрывчатых веществ, взрывных устройств, имитирующих их предметов и следов взрыва
Реферат Пропозиція грошей та попит на гроші
Реферат Організація проведення комплексних та тематичних перевірок митного органу за участю регіональної
Реферат Прямі податки та їх роль у формуванні доходів бюджету
Реферат Правовое регулирование налоговых отношений
Реферат Загрязнение среды обитания человека и пути её оздоровления
Реферат Промежуточная финансовая отчетность
Реферат Правовой режим целевых государственных и местных денежных фондов
Реферат Agatha Christie Essay Research Paper In the
Реферат Эмоции их развитие Теории эмоций