Реферат по предмету "Государство и право"


Проблемы и защита осуществления родительских прав и обязанностей

МосковскийПограничный Институт
ФедеральнойСлужбы Безопасности Российской Федерации
Кафедра:государственно-правовых дисциплин

Контрольнаяработа
 
Подисциплине: Семейное право
На тему: Проблемыи защита осуществления родительских прав и обязанностей
Выполнила: МасленниковаК.А.
Группа: № 882-Ш
Проверил: Круглик Н.В.
Москва 2010 г.

Введение
 
Актуальностьисследования определяетсярядом причин политического, социального, экономического и правовогохарактера. Одним из приоритетных направлений политики государства,осуществляемой в современный период, является поддержка семьи, созданиеусловий, обеспечивающих права и интересы как семьи в целом, так и отдельныхчленов семьи.
Традиционно особоевнимание уделяется разработке и внедрению системы мер, обеспечивающихреализацию и защиту прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.Приведение национального законодательства в соответствие с положениямиКонвенции ООН о правах ребенка явилось предпосылкой для формирования такназываемого «ювенального» права, соответствующей комплексной отраслизаконодательства. Последние законодательные инициативы Президента РФ, иныхпредставителей государственной власти свидетельствуют об усилении внимания состороны государства к проблеме обеспечения прав и интересов детей и, преждевсего, к проблеме ненадлежащего осуществления родителями своих прав иобязанностей по содержанию и воспитанию детей.
Исторический опытсвидетельствует о различных подходах государства к регулированию отношениймежду родителями и детьми: в отдельные периоды развития государства и обществапредполагался исключительный приоритет интересов детей, фактически полноеигнорирование интересов родителей. В настоящее время Семейный кодекс РоссийскойФедерации (далее – СК РФ) в ст. 65 предусматривает: «Родительские права немогут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересовдетей должно быть предметом основной заботы их родителей». Это свидетельствуето некотором смещении акцентов, но все-таки интересы детей приоритетны, чтовполне обоснованно.
Интерес к проблематикеосуществления и защиты родительских прав обусловлен также непосредственноспецификой родительского правоотношения. Законодатель оперирует понятиями«мать» и «отец» ребенка только при регулировании отношений по установлениюпроисхождения ребенка. В правоотношениях по воспитанию детей родители выступаютна одной стороне, что зачастую приводит к признанию их в качестве одногоособого субъекта права. В свою очередь, это создает сложности в определениисубъекта семейного правонарушения в сфере воспитания детей.
Специфика родительского правоотношениясостоит и в том, что некоторые права ребенка соответствуют и правам родителей.Таким образом, нарушение прав одного из родителей может повлечь за собой инарушение прав ребенка. Например, если родитель, проживающий отдельно отребенка, лишается возможности общения с ним, это означает и нарушение праваребенка на общение с родителем, проживающим отдельно от него.
Отдельные нормы СК РФсодержат указание на особый правовой режим, применяемый при регулированииотношений по воспитанию ребенка, если один из родителей проживает отдельно отребенка. В подобной ситуации один из родителей не может по-прежнемуосуществлять свои родительские права, что предполагает установлениесоответствующего порядка их осуществления и защиты.
Действующеезаконодательство допускает возможность установления опеки (попечительства) илипередачи ребенка на воспитание в семью по другим основаниям, даже если егородители не лишены родительских прав. В подобной ситуации возникает конфликтинтересов родителей и лиц, на воспитание которым передан ребенок.
В науке семейного правапроведено множество исследований, посвященных вопросам обеспечения прав иинтересов детей, в том числе и при осуществлении родительских прав. В то жевремя совершенно необоснованно за пределами внимания ученых остались вопросыобеспечения прав и интересов родителей.
Отношения междуродителями и детьми регулируются нормами не только права, но и морали инравственности, религиозными нормами, традициями и обычаями. Не вызываетсомнений существующий в науке семейного права вывод о том, что нельзяпредусмотреть в законе четкие правила осуществления родительских прав. Однакозаконодатель устанавливает меры семейно-правовой ответственности заненадлежащее осуществление родительских прав. Отсутствие критериев определениянадлежащего характера осуществления родительских прав создает условия для нарушенияправ и родителей, и ребенка. Данные обстоятельства определяют необходимостьвыявления и фиксации принципов, пределов, форм и способов осуществленияродительских прав, форм и способов защиты родительских прав, научного ихосмысления существующих в законодательстве и практике его применения коллизий.
Отсутствие теоретическогообоснования позиции законодателя в сфере регулирования процесса осуществления изащиты родительских прав, наличие ряда спорных положений вызывает трудности впрактической деятельности органов опеки и попечительства, судов, а также другихправоприменительных органов. Этим и обусловлена потребность в научномисследовании, содержащем как теоретические разработки, так и практическиерекомендации.
Вышеизложенноесвидетельствует об актуальности темы настоящего исследования, его теоретическойи практической значимости.

1.        Степень научнойразработанности проблемы
Проблемы правовогорегулирования отношений между родителями и детьми разрабатываются такимиисследователями, как Ю.Ф. Беспалов, Г.В. Богданова, О.Ю. Ильина, А.М. Нечаева,Н.М. Савельева и другими. В работах данных авторов исследованы такие понятия,как «интересы ребенка», «права ребенка», проанализированы действующеезаконодательство и практика его применения в сфере осуществления родителямисвоих прав и обязанностей по воспитанию и содержанию детей, привлеченияродителей к юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащееисполнение своих прав и обязанностей по отношению к детям.
Однако в науке семейногоправа отсутствуют специальные исследования, посвященные вопросам осуществленияродительских прав сквозь призму интересов родителей, защиты родительских правкак обоих родителей, так и каждого из них.
В имеющихся научныхтрудах по семейному праву не рассматриваются способы и пределы осуществленияродительских прав, принципы осуществления родительских прав, что представляетсянеобходимым для формирования теории родительского правоотношения, комплексногоподхода к исследованию соответствующей сферы семейных отношений.
В науке семейного игражданского процессуального права имеется много исследований, посвященныхвопросам защиты семейных прав граждан, прав и интересов детей. Однако при этомспоры, связанные с воспитанием детей, другие семейно-правовые спорыанализируются с точки зрения защиты прав и интересов детей. В то же времявопросы защиты прав и интересов родителей (одного из них) не обозначаются и,соответственно, не исследуются.
Цель исследования состоит в комплексном изучениитеоретических проблем и анализе действующего законодательства,регламентирующего отношения между родителями и детьми, сквозь призмуобеспечения прав и интересов родителей.
Для достижения поставленнойцели были поставлены следующие задачи:
— изучить и обобщитьимеющиеся в науке семейного права исследования по данной проблематике для того,чтобы определить степень и уровень теоретической разработанности избраннойтемы;
— проанализироватьдействующее законодательство, регулирующее отношения между родителями и детьми;
— исследовать структуру исодержание родительского правоотношения;
— исследовать структуру исодержание правоотношения по воспитанию детей;
— выявление сущности иособенностей механизма осуществления родительских прав;
— выявить ипроанализировать формы, способы и пределы осуществления родительских прав;
— разработать иобосновать систему принципов осуществления родительских прав;
— разработать системуспособов защиты родительских прав обоих родителей;
— разработать системуспособов защиты родительских прав одного из родителей;
— разработать иобосновать предложения по совершенствованию семейного, гражданского игражданского процессуального законодательства, регулирующего отношения в сфереосуществления и защиты родительских прав;
— разработать иобосновать предложения по использованию результатов данного исследования вправоприменительной практике.
Объектом исследованияявляются общественныеотношения, складывающиеся при осуществлении и защите родителями своих родительскихправ.
Предметом исследованияявляются правовыенормы, регулирующие отношения, возникающие между родителями и детьми, а такжеиными лицами в сфере воспитания, образования и содержания детей.
Методологическуюоснову исследования составляютобщенаучный диалектический метод познания (материалистическая диалектика) ивытекающие из него общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, а также частнонаучныеметоды: системно-структурный, формально-юридический и другие. Процесс осуществленияи защиты родительских прав исследован в работе как комплексное явление,представляющее интерес для юриспруденции, педагогики, психологии.
Теоретическую базу исследования составилитруды таких представителей науки семейного права, как: М.В. Антокольская, И.В.Афанасьева, Ю.Ф. Беспалов, Г.В. Богданова, Л.Ю. Грудцына, О.Ю. Ильина, А.Е.Казанцева, И.М. Кузнецова, О.Ю. Косова, В.Н. Леженин, Р.П. Мананкова, Л.Ю.Михеева, С.А. Муратова, А.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева, А.М. Рабец, В.Д.Рузанова, Н.М. Савельева, Н.Н. Тарусина, Е.А. Татаринцева, О.А. Хазова, Е.А.Чефранова, Н.С. Шерстнева и других.
В процессе исследования также были использованыработы социологов, педагогов, психологов: И.С. Кона, А. Карлсона, А.И. Антонова,Я. Корчака, Н.И. Берестова и других. Это позволило обосновать некоторые выводыи результаты исследования с точки зрения не только юриспруденции, но и другихнаук.
Нормативную базуисследования составили Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, иные федеральные законы и законысубъектов РФ, регулирующие отношения между родителями и детьми, а также иныеотношения, связанные с воспитанием детей.
Научная новизнадиссертации состоит в том, что это одно из первых комплексных исследований теоретических ипрактических проблем осуществления и защиты родительских прав. В современной наукесемейного права отсутствуют работы, посвященные вопросам осуществления и защитыродительских прав.
Теоретическаязначимость исследования определяется анализом семейных правоотношений, в которых реализуютсяродительские права; изучением особенностей структуры и содержаниясоответствующих правоотношений. Изучена теория осуществления родительских прави обязанностей, в рамках которой раскрыто соотношение родительских прав иобязанностей, впервые сформулированы и обоснованы пределы, принципы, формы испособы осуществления родительских прав. Совершенно новым направлением длянауки семейного права является исследование форм и способов защиты родительскихправ.
Выводы и предложениямогут быть использованы в дальнейшей научной разработке соответствующейпроблематики.
Практическаязначимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в законотворческойдеятельности при совершенствовании действующего законодательства.
Материалы контрольнойтакже могут найти применение в учебном процессе при чтении курсов лекций посемейному и гражданскому процессуальном праву, специальных учебных курсов,освещающих проблемы защиты прав и интересов детей и их родителей.
Отдельные рекомендациимогут быть учтены органами опеки и попечительства, судами и применяться приразрешении разногласий и споров соответственно.

2.        Понятие иособенности родительского правоотношения
Эта главапосвященаосновным теоретическим проблемам определения понятия и правовых признаковотношений, возникающих между родителями и детьми, понятия родительскогоправоотношения, его содержания и структуры.
Правоотношения междуродителями и детьми занимают основную нишу в сфере семейных правоотношений.Однако, несмотря на это единого мнения по вопросу понятия и содержанияродительского правоотношения в науке не существует.
Исследование понятия«родительское правоотношение» объективно необходимо начинать с выявления ихарактеристики юридических фактов, которые порождают такое правоотношение. Всоответствии с законом основанием возникновения соответствующих правоотношенийявляется происхождение детей, удостоверенное в установленном законом порядке(ст.47 СК РФ). Большинство ученых придерживается точки зрения, согласно которойоснованием возникновения родительских прав и обязанностей является сложныйюридико-фактический состав, включающий в себя факт происхождения ребенка отконкретных мужчины и женщины и государственную регистрацию рождения ребенка.
В настоящее время существуютобъективные предпосылки для признания в качестве основания возникновенияродительского правоотношения не только генетического (биологического)родительства, но и так называемого социального родительства.
Анализ положенийсовременного семейного законодательства свидетельствует о приоритете именносоциального родительства, наиболее ярким проявлением которого является правилоо записи женщины, выносившей и родившей чужого ей ребенка, в качестве егоматери (ч.2 п.4 ст.51 СК РФ).
По моему мнению,реализация данных и аналогичных по сути правовых предписаний (ч.1 п.4 ст.51 СКРФ) исключает использование понятия «происхождение» при характеристикесоответствующих отношений. Смысловую нагрузку указанного понятия составляютпризнаки, подчеркивающие наличие генетической связи, а не толькосвидетельствующие о факте рождения как физиологическом акте, что имеет местопри рождении ребенка суррогатной матерью.
Представляется, что сцелью формирования единообразного подхода к определению оснований возникновенияродительских прав и обязанностей необходимо ст. 47 СК РФ изложить в следующейредакции: « Права и обязанности родителей и детей основываются нагосударственной регистрации рождения ребенка и записи родителей».
Родительскоеправоотношение является сложным по своему содержанию и включает: отношения поматериальному содержанию детей; отношения, связанные с воспитанием иобразованием детей; а также иные отношения, возникающие при реализации личных иимущественных прав и обязанностей родителей и детей.
Специфика правоотношениятакого рода проявляется в том, что его субъекты приобретают сразу всюсовокупность прав и обязанностей, входящих в это правоотношение.
В данной работе я проанализироваланаучную дискуссию по вопросу о характере родительского правоотношения –абсолютное или относительное это правоотношение, исходя из особенностейсоотношения прав и обязанностей родителей и детей. Я также считаю необходимымучитывать правоотношения по воспитанию детей, которые складываются междуродителями и третьими лицами.
К особенностямродительских правоотношений в науке семейного права относятся: срочныйхарактер, особый субъектный состав, равенство прав и обязанностей родителей,тождество родительских прав и обязанностей, применение особых санкций занеисполнение или ненадлежащее исполнение родительских прав и обязанностей ит.д. В рамках настоящей работы хочу предложить новый взгляд на каждый изуказанных признаков, что позволяет однозначность некоторых из них поставить подсомнение. В частности, традиционно продолжительность родительского правоотношенияопределяется достижением ребенком возраста совершеннолетия или фактом признанияего полностью дееспособным до достижения совершеннолетия. Поскольку семейноезаконодательство в отдельных случаях регулирует отношения между родителями исовершеннолетними детьми, есть все основания утверждать, что родительскоеправоотношение не прекращается при достижении ребенком возраста восемнадцатилет или при признании его полностью дееспособным. Наступление указанныхюридических фактов является основанием лишь для изменения объема родительскихправ и обязанностей, но не для полного их прекращения.
По моему мнению,теоретическая значимость характеристики выявленных признаков родительскогоправоотношения определяет и специфику осуществления и защиты родительских прав.
 
3.        Эволюцияправоотношений между родителями и детьми в советский и российский периодыразвития семейного законодательства
В данном параграфе япостаралась представить краткий историко-сравнительный анализ положенийотечественных кодексов, регулировавших отношения между родителями и детьми, атакже ныне действующего кодекса.
Начало формирования новыхпринципов регулирования отношений по воспитанию детей в семье было положенопервыми Декретами советской власти. В частности, из механизма правовогорегулирования отношений между родителями и детьми было исключено понятие«родительская власть», провозглашалось, что родители и дети обладают взаимнымиправами и обязанностями.
Кодекс законов об Актахгражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве 1918 г. ввел в оборот понятие «родительские права», которые должны были осуществляться исключительнов интересах детей, и при неправомерном их осуществлении суду предоставлялосьправо лишить родителей этих прав. Таким образом, цель — признание прав иинтересов детей в отношениях с родителями, провозглашенная при отмене институтародительской власти, была достигнута. Однако теперь поведение родителей былопоставлено в исключительную зависимость от интересов детей.
В Кодексе законов обраке, семье и опеке РСФСР 1927 г. концепция отношений родителей и детейосталась неизменной – права и обязанности принадлежали исключительно родителям,ребенок воспринимался более как «объект» воздействия родителей и иных лиц.Следует отметить, что отныне не предусматривалась такая обязанность родителейкак забота о личности ребенка. Вместе с этим было дополнено содержание одной изобязанностей родителей: теперь речь шла о подготовке ребенка к общественно-полезной,а не просто «полезной», как это было раньше, деятельности. Данный Кодекссохранял в целом прежними правила в части осуществления родительских прав иобязанностей. Тем не менее, продолжал прогрессировать принцип исключительногоприоритета интересов детей, права родителей в сфере воспитания детей определялисьгосударственной политикой, при малейшем подозрении на ненадлежащее поведениеродителей ребенок передавался на воспитание в государственное учреждение. Такимобразом, правовое регулирование отношений между родителями и детьми на данномэтапе отражало приоритет общественного воспитания детей перед семейным,приоритет государственной заботы о детях перед родительской, что былозавуалировано в законе формулой «исключительно в интересах детей».
Кодекс о браке и семьеРСФСР 1969 г. выделял права и обязанности родителей в специальную главу, приэтом существенно расширилось содержание родительских обязанностей.
НовелламиСемейного кодекса РФ 1996 г. в регулировании родительских правоотношенийявляется закрепление приоритета семейного воспитания детей, заботы об ихблагосостоянии и развитии, установление общей нормы об осуществленииродительских прав.
Хотелосьбы подчеркнуть, что в задачи исследования не входила полная характеристикаотечественного семейного законодательства в сфере отношений между родителями идетьми. Внимания заслуживают тенденции в регулировании отдельных отношений всфере осуществления родительских прав: установление отцовства и материнства;определение перечня родительских прав и обязанностей, прав детей; установлениеоснований и форм ответственности родителей. Безусловно, исторический опытдолжен быть учтен, любые явления современности могут быть правильно оцененытолько сквозь призму эволюции.
4.        Видыродительских правоотношений
Вэтом параграфе я хочу предложить разработанную мной научную классификацию видовправоотношений между родителями и детьми по критериям объективного исубъективного характера.
По моемумнению, данная классификация имеет теоретическое и практическое значение,поскольку позволяет теоретически обосновать особенности осуществления и защитыродительских прав, проявляющиеся в практической плоскости.
Классификациявидов родительских правоотношений проведена по нескольким критериям.
В зависимости от наличия бракамежду родителями ребенка различаются правоотношения между родителями-супругамии родителя, не состоящими в браке между собой. Проведенное мной исследованиепозволило сделать новые выводы о влиянии факта регистрации брака междуродителями на содержание способов осуществления и защиты родительских прав. Вчастности, при расторжении брака родителей на суд возлагается обязанностьрешить вопрос о месте жительства несовершеннолетних (ст. 24 СК РФ), чтоодновременно обеспечивает право родителя на общение с ребенком; супруг (бывшийсупруг), который воспитывает ребенка, имеет право требовать выплаты алиментовна свое содержание в случаях и порядке, предусмотренных законом (ст. 89, 90 СКРФ); учитывая интересы несовершеннолетних детей, суд вправе отступить от началаравенства долей супругов при разделе общего имущества супругов (п. 2 ст. 39 СКРФ) и т.п.
Совместное или раздельноепроживание ребенка с родителями является основанием для выделения двух видовсоответствующих правоотношений. Теоретически родители имеют равные права иобязанности в отношении своего ребенка. Практически этот паритет существуеттолько в благополучном браке, когда родители совместно проживают друг с другом.Расторжение брака, фактическое раздельное проживание или рождение ребенка внебрака влекут возможность перераспределения прав и обязанностей между родителями.Хотелось бы отметить, что родитель, проживающий отдельно от ребенка, сохраняетполный комплекс родительских прав и обязанностей, изменяются лишь способы и формыих осуществления. Кроме того, проживание отдельно от ребенка обуславливаетприменение таким родителем особых способов защиты своих родительских прав.
Возраст родителей такжевыступает критерием в классификации родительских правоотношений. Следуетучитывать, что возможность реализации репродуктивных прав и возможностьприобретения родительских прав представляют собой самостоятельные категории.Ныне действующий СК РФ впервые предусмотрел нормы, определяющие правовой статуснесовершеннолетних родителей и порядок осуществления ими своих родительскихправ.
Анализ соответствующихсемейно-правовых норм позволил выявить особенности осуществления родительскихправ несовершеннолетними родителями, состоящими и не состоящими в браке,эмансипированными и не эмансипированными, достигшими возраста 16 лет и недостигшими и т.д. Для характеристики содержания родительских правоотношений сучастием несовершеннолетних родителей были использованы результаты имеющихся внауке семейного права исследований. Однако в рамках настоящей работы отмечаетсяи соотношение двух родительских правоотношений, в одном из которыхнесовершеннолетний – ребенок, а в другом – родитель.
При классификации видовродительских правоотношений критериальное значение имеет и объем родительскихправ. С учетом этого предлагается различать правоотношения, в которых: а)родители обладают полным комплексом родительских прав и обязанностей; б)родители ограничены в родительских правах; в) родители лишены родительскихправ.
Родителям, родительскиеправа которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, еслиэто не оказывает на ребенка вредного влияния. Термин «контакты» предполагает любыеформы общения, что позволяет родителям осуществлять большинство родительскихправ. Кроме того, ограничение родительских прав не освобождает родителей отисполнения обязанности по выплате алиментов на содержание ребенка.
Как аксиома в семейномправе воспринимается положение, в соответствии с которым лишение родительскихправ прекращает правоотношения между родителями и ребенком, в отношениикоторого они лишены родительских прав. Это противоречит определениюродительских прав как комплексного понятия, предполагающего единствородительских прав и обязанностей. Есть основания утверждать о наличии у родителей,лишенных родительских прав, частичного объема данных прав. Во-первых, они сохраняютправо обратиться в суд с иском о восстановлении в родительских правах. Содержаниеданной возможности обусловлено именно спецификой правовой связи междуродителями и ребенком. Во-вторых, сохраняются их обязанности по содержаниюребенка, по возмещению вреда, причиненного ребенком, если будет установлено,что такое поведение ребенка явилось следствием ненадлежащего осуществленияродителями своих обязанностей по его воспитанию, и др.
Самостоятельный видродительских правоотношений имеет место при передаче на воспитание третьимлицам ребенка, родители которого не лишены и не ограничены в правах. В такойситуации возникает сложное правоотношение по воспитанию ребенка, посколькувоспитателями выступают и родители, и третьи лица. При этом необходимоучитывать, что дополнительно правоотношение возникает между родителями ребенкаи лицами, на воспитание которым он передан, что также определяет содержание иособенности реализации правомочий по воспитанию ребенка. Характеристикародительских правоотношений данного вида осложнена проблемой соотношенияпреимущественного права родителей на воспитание своего ребенка перед всемитретьими лицами и правомочий третьих лиц, на воспитание которых переданребенок.
Особым критериемклассификации родительских правоотношений является характер обстановки илиособые условия осуществления родительских прав. Например условия, связанные сличностью ребенка или его родителей (нахождение на излечении, арест, лишениесвободы, недееспособность и др.).
Формирование теориисоциального родительства послужило основанием для выделения видов родительскихправоотношений исходя из наличия генетического родства между родителями иребенком.
Предложенная классификация видов родительскихправоотношений позволяет признать юридическое значение критериев даннойклассификации, специфику осуществления и защиты родительских прав в зависимостиот вида правоотношения между родителями и детьми.

5.        Осуществлениеродительских прав
В данном параграфе мнойрассмотрена теория осуществления родительских прав.
В работы анализируетсянаучная дискуссия по вопросу о понятии и структуре родительского права. Вчастности, отдельные авторы предлагают различать родительские права иродительские обязанности, некоторые авторы утверждают о единстве родительскихправ и обязанностей. Соответствующие рассуждения влекут за собой и полемику обабсолютном или относительном характере отношений между родителями и детьми вчасти корреспондирования родительских по воспитанию детей и обязанности детейпретерпевать такое воспитание.
Основанием дляформирования в науке семейного права различных подходов к данному вопросуявляются и положения СК РФ об ответственности родителей за ненадлежащееосуществление родительских прав, уклонение от исполнения родительскихобязанностей.
Таким образом, спецификапроцесса осуществления родительских прав обусловлена тождеством родительскихправ и обязанностей по воспитанию, содержанию и образованию детей, что находитотражение в формах и способах осуществления родительских прав.
Наличие особых мерсемейно-правовой ответственности, применяемых к родителям, свидетельствует одоминирующем характере обязанностей в структуре родительского права.
Представленная в даннойработе классификация родительских прав на личные неимущественные иимущественные обусловлена анализом положений СК РФ и иных нормативно-правовыхактов, регулирующих отношения между родителями и детьми.
Хотелось бы отметитьприоритетное значение интересов ребенка при определении пределов осуществленияродительских прав, наличие среди принципов семейного законодательства принциповосуществления родительских прав, их содержание.
Обеспечение интересов детейдолжно быть предметом основной заботы родителей. Родительские права не могутосуществляться в противоречии с интересами детей. Именно интересы детей должныбыть критерием определения правомерности поведения (действий и бездействия)родителей, а нарушение интересов детей или создание реальной угрозы ихнарушения выступает основанием для применения к родителям мер юридическойответственности. В науке семейного права предпринимались попытки разработкисистемы принципов семейного воспитания, принципов осуществления родительскихправ.
Также хотелось быакцентировать внимание наформах и способах осуществления родительских прав,на вопросах правовой формализации поведения родителей при осуществлениисвоих родительских прав, анализе допустимых способов реализации родительскихправ и обязанностей.
Прежде всего, нужноисследовать один из принципов семейного права, изложенный в ч. 1 ст. 7 СК РФ:«граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами,вытекающими из семейных отношений (семейными правами)». Буквальное толкованиеданной нормы означает, что закон позволяет родителям осуществлять либо неосуществлять свои права.
Осуществлениеродительских прав предполагает, прежде всего, реализацию родителями правомочийна собственные действия. При осуществлении родительских прав родители не вправепричинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственномуразвитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное,жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление илиэксплуатацию детей.
Родители имеютпреимущественное право перед всеми третьими лицами на воспитание своегоребенка, что предполагает четкое правовую регламентацию отношений при передачеребенка на воспитание третьим лицам по тому или иному основанию. Возникающая внекоторых случаях коллизия правомочий родителей и иных лиц, на воспитаниикоторых находится ребенок, может быть обусловлена правовым положением третьихлиц. В частности, согласно п.1 ст.148.1 СК РФ, если иное не установлено федеральнымзаконом, родители утрачивают свои права и обязанности по представительству изащите прав и законных интересов ребенка с момента возникновения прав иобязанностей опекуна или попечителя.
Законодательствомпредполагается, что родительские права осуществляются надлежащим образом,поскольку ненадлежащее их осуществление является основанием для применения кродителям мер семейно-правовой, административно-правовой и уголовно-правовойответственности. Надлежащее осуществление родительских прав предполагаетосуществление их в надлежащей форме и надлежащими способами, а злоупотреблениеими является основанием для их лишения, в связи с чем были рассмотренывозможные формы злоупотребления родителями своими правами, критерииквалификации поведения родителей как осуществления родительских прав во злоребенку.
Многие научные работыпосвящены исследованию механизма защиты родительских прав, функционированиекоторого предполагает наличие специальных форм и способов защиты родительскихправ. При этом хочу отметить, что действующее законодательство иправоприменительная практика сориентированы, в основном, на защиту правребенка. Нисколько не умаляя правовой и социальной значимости проблемы защитыправ и интересов детей, я считаю, что нынешнее семейное законодательство нуждаетсяв новом для науки семейного права направлении – обеспечении прав и интересовродителей.
Формы защиты родительскихправ в действующем законодательстведелятся на юрисдикционные инеюрисдикционные, также существует административный и судебный порядок защитыправ родителей (одного из них).
В юридической литературевысказываются мнения о необходимости совершенствования внесудебного порядказащиты семейных прав, в частности, деятельности органов опеки и попечительствапо разрешению разногласий, возникающих между родителями, между родителями итретьими лицами, а также при осуществлении названными органами иных полномочий,возложенных на них законом.
Анализ положенийсемейного законодательства, устанавливающих оснований и формы участия органовопеки и попечительства в родительских отношениях, позволяет утверждать ободностороннем характере деятельности названных органов – обеспечении интересовдетей. В то же время, осуществление и защита родительских прав во многихслучаях зависят от усмотрения органов опеки и попечительства. В связи с этим очевиднанеобходимость не только совершенствования деятельности органов опеки ипопечительства, но и разработки новой внесудебной системы защиты прав родителейи детей.
Особое внимание уделеносамозащите в родительских правоотношениях, формам и пределам ее осуществления,а также характеристике способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст.12ГК РФ и применимых при защите родительских прав; способов защиты семейных прав,предусмотренных СК РФ и применимых в родительских правоотношениях. Кроме этого,я полагаю, что необходимо сформулировать перечень способов защиты родительскихправ обоих родителей или прав только одного из них; способов, которыеодновременно могут обеспечивать защиту прав ребенка и его родителей.
Система способов защитыродительских прав включает в себя предъявление родителями (одним из них)следующих требований: об установлении и оспаривании отцовства (материнства), олишении и ограничении родительских прав, о восстановлении и отмене ограниченияв родительских правах, об определении порядка осуществления родительских правродителем, проживающим отдельно от ребенка, о передаче ребенка на воспитание, овозврате ребенка, об отмене усыновления.
Самостоятельным способомзащиты родительским прав является заключение так называемого соглашения одетях. Предметом соглашения о детях могут быть любые вопросы, связанные сосуществлением всех родительских прав и обязанностей. В связи с этим необходимодополнить п.2 ст.65 СК РФ абзацем следующего содержания: «Родители вправезаключить соглашение о порядке и способах осуществления ими своих родительскихправ и обязанностей. Если в данном соглашении определяются порядок, размеры,формы и способы выплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей, оноподлежит нотариальному удостоверению».
Соглашение о детях можносравнить с другими семейно-правовыми соглашениями, в частности, с соглашениямиоб уплате алиментов, заключенными между родителями и детьми. Такие соглашениямогут выступать способом защиты родительских прав, когда родители выступаютплательщиком, а также, когда родители претендуют на получение алиментов отсвоих трудоспособных совершеннолетних детей.
Особым способом защитыродительских прав является также обжалование действий (решений) органов опеки ипопечительства, органов записи актов гражданского состояния.

Заключение
Таким образом, в ходеработы представлен и обоснован новый подход к определению основанийвозникновения родительского правоотношения, значению кровного (биологического)родства между ребенком и его родителями.
Проанализирован механизмосуществления родительских прав, раскрыто тождество субъективных прав иобязанностей родителей, обоснован доминирующий характер родительскихобязанностей.
Сформулированы принципы осуществленияродительских прав; разработана классификация названных принципов; представленахарактеристика предпосылок и оснований для защиты родительских прав; впервые внауке семейного права сформулирован перечень способов защиты родительских правобоих родителей и одного из родителей; выявлены особенности формы защитыродительских прав.
Особое внимание уделенопробелам и противоречиям, имеющимся в законодательстве и правоприменительнойпрактике, предложены пути их устранения.
Научная новизнаисследования проявляется также в положениях, выносимых на защиту:
1. Разработано понятие«родительское правоотношение», в качестве которого предлагается рассматриватьправоотношение между родителями и их несовершеннолетними детьми, возникающее наосновании государственной регистрации отцовства (материнства) даже приотсутствии генетической связи. Такой подход позволяет обосновать вывод о том, чтосовременные социальные условия характеризуются наличием различных, признаваемыхзаконом, оснований возникновения прав и обязанностей родителей в отношениидетей. В связи с этим употребление термина «происхождение» не соответствуетреальной действительности. Происхождение ребенка, то есть кровное,биологическое родство является традиционным, но не единственным основаниемвозникновения родительских прав и обязанностей.
С целью формированияединообразного подхода к определению основания возникновения родительских прави обязанностей предлагается изложить ст.47 СК РФ в следующей редакции: « Права иобязанности родителей и детей основываются на государственной регистрациирождения ребенка и записи родителей».
2. Обосновывается вывод отождестве родительских прав и обязанностей по воспитанию, содержанию иобразованию детей, что находит отражение в формах и способах осуществленияродительских прав. Анализ структуры большинства родительских прав даетоснования утверждать: осуществляя свои права, родители в то же время исполняютсвои обязанности, которые в свою очередь обеспечивают реализацию прав детей.
Наличие особых мерсемейно-правовой ответственности, применяемых к родителям, свидетельствует одоминирующем характере обязанностей в структуре родительского права.
3. Определены критериинадлежащего осуществления родительских прав, в качестве которых предлагаетсярассматривать принципы осуществления родительских прав: единство родительскихправ и обязанностей, равенство родительских прав и обязанностей обоихродителей, непротиворечие интересам детей, учет интересов родителей, совпадениеинтересов детей и родителей, недопущение злоупотребления родительскими правами,осуществление родительских прав в соответствии с их назначением,преимущественный характер родительских прав перед всеми третьими лицами.
Применение данныхкритериев позволит наиболее четко определять характер правонарушения и видправовой ответственности (семейно-правовой, административно-правовой,уголовно-правовой) родителей.
4. Разработанаклассификация родительских правоотношений, критериями которой являются: наличиегенетического родства, наличие брака между родителями ребенка, возрастродителей, совместное проживание родителей и ребенка, объем родительских прав,передача на воспитание третьим лицам, характер обстановки (недееспособность илиограниченная дееспособность, лишение свободы, нахождение на лечении и др.).
Данная классификацияимеет значение для определения способов и формы осуществления родительскихправ, а также оснований, способов и формы защиты родительских прав.
5. Доказано, что всемейном законодательстве отсутствует самостоятельный институт– защитародительских прав. Защите родительских прав посвящена ст.68 СК РФ, однако в нейпредусматривается единственный способ защиты — право родителей требоватьвозврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основаниизакона или не на основании судебного решения.
В связи с этимпредставляется необходимым дополнить данную статью пунктом третьим следующегосодержания: «Защита родительских прав может осуществляться и другими способами,предусмотренными настоящим Кодексом».
6. Разработан исформулирован перечень способов защиты родительских прав. Утверждается, чтоспособами защиты родительских прав являются установление и оспариваниеотцовства (материнства), лишение и ограничение родительских прав,восстановление и отмена ограничения в родительских правах, заключениесоглашения о детях, определение порядка осуществления родительских правродителем, проживающим отдельно от ребенка, требование о передаче ребенка навоспитание, требование о возврате ребенка, отмена усыновления, обжалованиедействий (решений) органов опеки и попечительства, органов записи актовгражданского состояния.
Названные способыпредлагается классифицировать на три группы: способы защиты прав обоихродителей; способы защиты прав одного из родителей; способы защиты правродителей (одного из них) и ребенка.
7. Обосновано положение отом, что особым способом защиты родительских прав является заключениесоглашения о детях. Представляется, что предметом соглашения о детях могут бытьлюбые вопросы, связанные с осуществлением всех родительских прав и обязанностей.
В связи с этимпредлагается дополнить п. 2 ст. 65 СК РФ абзацем следующего содержания:«Родители вправе заключить соглашение о порядке и способах осуществления имисвоих родительских прав и обязанностей. Если в данном соглашении определяются порядок,размеры, формы и способы выплаты алиментов на содержание несовершеннолетнихдетей, оно подлежит нотариальному удостоверению».

Список литературы
 
I. Нормативные акты
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной АссамблеейООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
2. Конституция Российской Федерации (принята всенароднымголосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправкахк Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп.,вступающими в силу с 01.09.2008)
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 23.07.2010)
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009)
6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 27.07.2010)
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 04.10.2010) (с изм. и доп.,вступающими в силу с 08.11.2010)
9. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от24.07.2009) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»(принят ГД ФС РФ 26.04.1995)
10. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от27.07.2010) «Об исполнительном производстве» (принят ГД ФС РФ14.09.2007)
11. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от27.07.2010) «О судебных приставах» (принят ГД ФС РФ 04.06.1997)
12. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 28.09.2010)«Об образовании»
II. Специальнаялитература
1. Антокольская М.В. Семейное право. — М., 2010.
2. Азарова Е.Г. Право на пособие. Виды и размеры выплат.Комментарий законодательства., — М., 2010.
3. Бороданков А., Джандвери А. Лишение родительских правпреступников при рассмотрении уголовных дел //Соц. Законность. — 1969. -№7.
4. Волкова Н. Насилие над детьми требует ужесточения наказанияза содеянное: Комментарий специалиста //Человек и закон. -2010. -№7.
5. Королев Ю.А. Супруги, родители, дети. — М., 2010.
6. Кострова Н.М. Семью защитит закон. — Махачкала, 2009.
7. Кривоносова П.А. Лишение родительских прав //Правоведение.- 2010.-№2.
8. Мороз Л.К. Рассмотрение судами дел о лишении родительскихправ. -М., 2010.
9. Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейныхотношений. -М., 2010.
10. Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. — М., 2010г.
11. Нечаева А.М. Семейный кодекс о правах и обязанностяхродителей и детей.//Начальная школа.-2010.-№9.
12. Нечаева А.М. споры о детях. — М., 2009.
13. Нечаева А.М. Исполнение по делам, связанным с воспитаниемдетей//Российская юстиция.-2008. -№4.
14. Нечаева А.М. Новый семейный кодекс//Государство и право.-2010.№6.
15. Овчинникова И.Г. Осторожно дети.-М.,2010.
16. Пчелинцева Л.М. Семейное право России.-М.,2009.
17. Комментарий к Семейному кодексу подред.И.М.Кузнецова.-М.,2009.
18. Комментарий к Уголовному кодексу РФ подред.Ю.И.Скуратова-М.,2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методика бюджетного планирования
Реферат Взаємозв'язок рефлексії та емпатії при вирішені складних життєвих ситуацій
Реферат Методика составления отчета о движении денежных средств
Реферат Александр Когогин: «Сотрудничество с Японией – приоритет для Татарстана»
Реферат Потрійний інтеграл
Реферат Жизнь и творческий путь Д.Д.Бурлюка
Реферат Контроль качества товаров
Реферат 13-я международная научно-образовательная конференция Организована и при финансовой поддержке
Реферат «Великая Отечественная война. Какая она? »
Реферат Проблема формирования рынка труда и регулирования его деятельности в современных российских условиях
Реферат Stephen Hawking Essay Research Paper
Реферат Ценообразование 6
Реферат How Mountains Are Formed Essay Research Paper
Реферат Государственный бюджет, его социально-экономическая сущность и структура
Реферат Влияние употребления чая на здоровье