КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету «правовыеосновы оперативно-розыскной деятельности»
на тему: «Принципы, задачи и морально-этнические основы ОРД»
2008
Содержание
Введение
Глава I. «Задачи и принципыоперативно-розыскной деятельности»
Глава II. «Правовая основаоперативно-розыскной деятельности»
Глава III. «Соблюдение прав и свобод человекаи гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
ОРД — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласнооперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на тоЗаконом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целяхзашиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности,обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств(ст. 1 Закона).
ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности, инаравне с другими ее видами (следственной, судебной и др.) ее целью являетсязащита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности,обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
ОРД — своего рода аналог следственной деятельности. Подтверждениемтому является схожий характер мероприятий, например: опрос(оперативно-розыскное мероприятие) — допрос (следственное действие), обследованиепомещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств —обыск и выемка, отождествление личности — опознание, исследование предметов идокументов — экспертиза и т.д.
Вместе с тем ОРД отличаетсяот следственной деятельности: ее можно осуществлять негласно, довозбуждения уголовного дела; при проведении мероприятий не требуется соблюденияформальностей, обязательных для следственных действий, ОРД, как видно из ееназвания, носит оперативный
Результаты ОРМ во многих случаях являются основаниями длявозбуждения уголовного дела и производства следственных действий. Каксвидетельствует практика, наиболее сложные преступления (совершаемыеорганизованными преступными группировками, связанные с коррупцией и др.)невозможно раскрыть посредством только следственных действий.
Глава I. Задачи и принципы оперативно-розыскнойдеятельности
Задачи ОРД определяются сферами деятельности, в которых онаосуществляется.Сферы осуществления ОРД Задачи ОРД Борьба с преступностью • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания; • розыск без вести пропавших Обеспечение безопасности Российской Федерации • добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации Выявление несчастных случаев • розыск без вести пропавших в ситуациях, не связанных с криминалом
Принципы оперативно-розыскной деятельности
ОРД основывается на принципах:
• законности;
• уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
• конспирации;
• сочетания гласных и негласных методов и средств.
Законность
Все действия органов, осуществляющих ОРД, должны основыватьсяна законе: «разрешено только то, что разрешено» (но не «разрешено то,что не запрещено»).
Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Несмотря на то что данный принцип определен законом каксамостоятельный, фактически он является частным случаем принципа законности —при осуществлении ОРД следует соблюдать права и свободы человека и гражданина,Предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Конституцией РФ.Более подробно о данном принципе см. вопрос 5.
Конспирация
С учетом того, что ОРД является своего рода разведывательной деятельностью,конспирация (скрытность, маскировка) при осуществлении ОРД — один из факторов,позволяющих Добиться успеха.
В целях конспирации Законоб ОРД предоставляет органам, осуществляющим ОРД, право использовать документы,зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежностьпредприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортныхсредств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих имсодействие на конфиденциальной основе.
Сочетание гласных и негласных методов и средств
Одно из отличий ОРД от других видов правоохранительной деятельности— возможность ее осуществления негласно (т.е. в тайне от третьих, лиц).Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективносложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом.
Глава II. Правовая основа оперативно-розыскнойдеятельности
Правовую основу ОРД составляют международные акты инациональное законодательство (нормативные правовые акты РФ). В зависимости отположения в юридической иерархии указанные акты можно подразделить на группы.
К международным актам относятся:
1) акты общего характера, ратифицированные, утвержденные,принятые РФ или к которым РФ присоединилась:
• Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
• Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.;
• Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборотанаркотических средств и психотропных веществ 1988г.;
2) двусторонние и многосторонние акты с участием РФ:
а) на уровне правительств соответствующих государств:
• Соглашение между Правительством РФ и ПравительствомРеспублики Узбекистан о сотрудничестве в борьбе с преступностью 1995 г.;
• Соглашение между главами правительств государств — членовСНГ о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики 1996 г.
б) на уровне компетентныхорганов соответствующих государств:
• Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутреннихдел по технико-криминалистическому обеспечению оперативно-служебнойдеятельности 1993г.;
3) акты рекомендательного характера:
• Кодекс поведения должностных лиц по поддержаниюправопорядка 1979 г.;
• Модельный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1997г. (принят на заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участниковСНГ). Национальное законодательство (нормативные правовые акты РФ)составляют:
а) Конституция РФ (ст. 23—25 предусматриваютнеприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести идоброго имени, право тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых,телеграфных и иных сообщений; недопустимость сбора, хранения, использования ираспространения информации о частной жизни лица без его согласия,неприкосновенность жилища);
б) Закон от 12 августа1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» — правовой акт,регулирующий основы ОРД. В Законе дается понятие ОРД, им определены ее задачи ипринципы, установлены основы проведения ОРМ (их перечень, основания, условия,информационное обеспечение проведения), документирование результатов ОРД и ихиспользование, основания и порядок судебного рассмотрения материалов обограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ. В Законераскрывается перечень органов, осуществляющих ОРД, их права и обязанности,защита сведений о них, социальная и правовая защита должностных лиц органов,осуществляющих ОРД. Закон предусматривает правовую и социальную защитугражданам, содействующим органам, осуществляющим ОРД,
а также содержит положения о контроле и надзоре заоперативно-розыскной деятельностью;
в) иные федеральные законы, а также кодексы:
• УК;
• УПК;
• законы РФ «О безопасности», «О государственной тайне», «Обобжалован и в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «Огосударственной защите судей, должностных лиц правоохранительных иконтролирующих органов», «О прокуратуре Российской Федерации»;
• федеральные законы, устанавливающие основы деятельностиорганов, осуществляющих ОРД («О милиции», «О федеральной службе безопасности»,«О государственной охране», «О внешней разведке», «О Государственной границеРоссийской Федерации», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Обучреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»,«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»и др.);
г) нормативные правовые акты Президента РФ:
• «Об упорядочении организации и проведения ОРМ сиспользованием технических средств» (Указ Президента РФ от I сентября 1995 г. № 891);
• Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (утв.Указом Президента РФ от 30 ноября 1995г.№ 1203);
д) нормативные правовые акты Правительства РФ:
• Положение о Национальном центральном бюро Интерпола (утв.постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996г. № 1190);
• Положение о ввозе вРоссийскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных техническихсредств, предназначенных для негласного получения информации (утв.постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 214);
• Инструкция о порядке допуска должностных лиц и гражданРоссийской Федерации к государственной тайне (утв. постановлением ПравительстваРФ от 28октября 1995 г. № 1050);
• Перечень видов специальных технических средств,предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) длянегласного получения информации в процессе осуществления ОРД (утв.постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. №770);
е) межведомственные и ведомственные нормативные правовые актыорганов, осуществляющих ОРД, Генеральной прокуратуры РФ и других органов(«открытые»):
• «О порядке предоставления органами внутренних делматериалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федеральногозакона «Об оперативно-розыскной деятельности» (Указание Генпрокуратуры Россииот 29 июля 1996 г. № 44/15 и МВД России от 25 июля 1996 г. № 1/12812);
• Инструкция о порядке представления результатовоперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю,прокурору или в суд, утвержденная приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России,ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от17104.2007 № 368/185/164/481/32/184/97/147;
• «Об организаций надзора за исполнением Федерального закона«Об оперативно-розыскной деятельности» (приказ Генпрокуратуры России от 25апреля 2000 г. № 56);
• «О повышенииэффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства,направленного на розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений службы»(Указание Генпрокуратуры России от 19 ноября 1997 г. № СУ-143);
• Общие технические требования к системе технических средствпо обеспечению функций ОРМ на сетях (службах) документальной электросвязи (утв.приказом Госкомсвязи России от 27 марта 1999 г. № 47);
• «О технических требованиях к системе технических средствдля обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий и на сетяхэлектросвязи Российской Федерации» (приказ Госкомсвязи России от 20 апреля 1999г. №70);
• Положение о порядке финансирования за счет средствфедерального бюджета ОРМ, утвержденное приказом Минфина России от 30 ноября 2001г. № 103н.
Большинство актов последней группы носит закрытый характер(предназначены исключительно для служебного использования) и касаютсяорганизации и тактики проведения ОРМ, использования сил и средств и др.
Глава III. Соблюдение прав и свобод человека игражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведенииОРМ должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина нанеприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенностьжилища и тайну корреспонденции.
Не допускается осуществление ОРД для достижения целей ирешения задач, не предусмотренных Законом об ОРД.
Лицо, полагающее, чтодействия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод,вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий ОРД,прокурору или в суд.
Лицо, виновность которого в совершении преступления недоказана в установленном законом порядке, т.е. в отношении которого ввозбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи сотсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии составапреступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его ОРМ иполагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа,осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации в пределах,допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашениягосударственной тайны. В случае если будет отказано в предоставлениизапрошенных сведении или если указанное лицо полагает, что сведения получены нев полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессерассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа впредоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается насоответствующий орган, осуществляющий ОРД.
В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения делаорган, осуществляющий ОРД, обязан предоставить судье по его требованиюоперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, впредоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений олицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласныхсотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействиена конфиденциальной основе.
В случае признания необоснованным решения органа,осуществляющего ОРД, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителюсудья может обязать указанный орган предоставить заявителю запрашиваемые имсведения.
Полученные в результате проведения ОРМ материалы в отношениилиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленномзаконом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебныеинтересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы,полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, вотношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течениешести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляетсясоответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов,отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляетсясоответствующий судья.
Органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, запрещается:
• проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересахкакой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;
• принимать негласное участие в работе федеральных органовгосударственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органовместного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных вустановленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных ирелигиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
• разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенностьчастной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которыестали известными в процессе проведения ОРМ, без согласия граждан, заисключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
• подстрекать, склонять,побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий(провокация);
• фальсифицировать результаты оперативно-розыскнойдеятельности.
При нарушении органом(должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических июридических лиц вышестоящий орган, прокурор л ибо судья в соответствии сзаконодательством РФ обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законныхинтересов, возмещению причиненного вреда. Нарушения Закона об ОРД приосуществлении ОРД влекут дисциплинарную, гражданско-правовую и уголовнуюответственность. В УК (гл. 19 «Преступления против конституционных прав исвобод человека и гражданина») предусмотрена ответственность за нарушениенеприкосновенности частной жизни (ст. 137), нарушение тайны переписки,телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138),нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139) и отказ в предоставлении гражданинуинформации, непосредственно затрагивающей права и свободы гражданина (ст. 140).
Заключение
Подводя итоги, можно отметить, что оперативно-розыскнаядеятельность представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно инегласно оперативными подразделениями органов внутренних дел в пределах ихполномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целяхзащиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности,обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскная деятельность является непроцессуальной,т. е. осуществляется вне правовых рамок уголовного процесса. Основнымнормативным актом, регламентирующим оперативно-розыскную деятельность, служитФедеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскнойдеятельности».
К основным задачам оперативно-розыскной деятельности органоввнутренних дел относятся:
— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытиепреступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих,совершающих или совершивших;
— осуществление розыска лиц, скрывающихся от органовдознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а такжерозыска без вести пропавших;
— добывание в пределах предоставленных полномочий информациио событиях или действиях, создающих угрозу государственной, экономической илиэкологической безопасности Российской Федерации.
При осуществленииоперативно-розыскной деятельности органами внутренних дел проводятся следующиеоперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок; сборобразцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследованиепредметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследованиепомещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушиваниетелефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи;оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент и др.
Списокиспользуемой литературы
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон «Обоперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.
3. Бакотин. А.С. Оперативно-розыскнаядеятельность. М., 2008.
4. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскнаядеятельность – необходимость и законность. М., 2006.
5. Черников В.В. Судебная система,правоохранительные органы, специальные службы России. М., 2007.