Реферат по предмету "Государство и право"


Принципы, задачи и морально-этнические основы оперативно-розыскной деятельности

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету «правовыеосновы оперативно-розыскной деятельности»
на тему: «Принципы, задачи и морально-этнические основы ОРД»
2008

Содержание
 
Введение
Глава I. «Задачи и принципыоперативно-розыскной деятельности»
Глава II. «Правовая основаоперативно-розыскной деятельности»
Глава III. «Соблюдение прав и свобод человекаи гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Заключение
Списокиспользуемой литературы

Введение
ОРД — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласнооперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на тоЗаконом об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целяхзашиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности,обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств(ст. 1 Закона).
ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности, инаравне с другими ее видами (следственной, судебной и др.) ее целью являетсязащита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности,обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
ОРД — своего рода аналог следственной деятельности. Подтверждениемтому является схожий характер мероприятий, например: опрос(оперативно-розыскное мероприятие) — допрос (следственное действие), обследованиепомещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств —обыск и выемка, отождествление личности — опознание, исследование предметов идокументов — экспертиза и т.д.
Вместе с тем ОРД отличаетсяот следственной деятельности: ее можно осуществлять негласно, довозбуждения уголовного дела; при проведении мероприятий не требуется соблюденияформальностей, обязательных для следственных действий, ОРД, как видно из ееназвания, носит оперативный
Результаты ОРМ во многих случаях являются основаниями длявозбуждения уголовного дела и производства следственных действий. Каксвидетельствует практика, наиболее сложные преступления (совершаемыеорганизованными преступными группировками, связанные с коррупцией и др.)невозможно раскрыть посредством только следственных действий.

Глава I. Задачи и принципы оперативно-розыскнойдеятельности
Задачи ОРД определяются сферами деятельности, в которых онаосуществляется.Сферы осуществления ОРД Задачи ОРД Борьба с преступностью • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания; • розыск без вести пропавших Обеспечение безопасности Российской Федерации • добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации Выявление несчастных случаев • розыск без вести пропавших в ситуациях, не связанных с криминалом
 
Принципы оперативно-розыскной деятельности
ОРД основывается на принципах:
• законности;
• уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
• конспирации;
• сочетания гласных и негласных методов и средств.
Законность
Все действия органов, осуществляющих ОРД, должны основыватьсяна законе: «разрешено только то, что разрешено» (но не «разрешено то,что не запрещено»).
Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Несмотря на то что данный принцип определен законом каксамостоятельный, фактически он является частным случаем принципа законности —при осуществлении ОРД следует соблюдать права и свободы человека и гражданина,Предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Конституцией РФ.Более подробно о данном принципе см. вопрос 5.
Конспирация
С учетом того, что ОРД является своего рода разведывательной деятельностью,конспирация (скрытность, маскировка) при осуществлении ОРД — один из факторов,позволяющих Добиться успеха.
В целях конспирации Законоб ОРД предоставляет органам, осуществляющим ОРД, право использовать документы,зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежностьпредприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортныхсредств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих имсодействие на конфиденциальной основе.
Сочетание гласных и негласных методов и средств
Одно из отличий ОРД от других видов правоохранительной деятельности— возможность ее осуществления негласно (т.е. в тайне от третьих, лиц).Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективносложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом.
 
Глава II. Правовая основа оперативно-розыскнойдеятельности
Правовую основу ОРД составляют международные акты инациональное законодательство (нормативные правовые акты РФ). В зависимости отположения в юридической иерархии указанные акты можно подразделить на группы.
К международным актам относятся:
1) акты общего характера, ратифицированные, утвержденные,принятые РФ или к которым РФ присоединилась:
• Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
• Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.;
• Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборотанаркотических средств и психотропных веществ 1988г.;
2) двусторонние и многосторонние акты с участием РФ:
а) на уровне правительств соответствующих государств:
• Соглашение между Правительством РФ и ПравительствомРеспублики Узбекистан о сотрудничестве в борьбе с преступностью 1995 г.;
• Соглашение между главами правительств государств — членовСНГ о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики 1996 г.
б) на уровне компетентныхорганов соответствующих государств:
• Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутреннихдел по технико-криминалистическому обеспечению оперативно-служебнойдеятельности 1993г.;
3) акты рекомендательного характера:
• Кодекс поведения должностных лиц по поддержаниюправопорядка 1979 г.;
• Модельный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1997г. (принят на заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участниковСНГ). Национальное законодательство (нормативные правовые акты РФ)составляют:
а) Конституция РФ (ст. 23—25 предусматриваютнеприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести идоброго имени, право тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых,телеграфных и иных сообщений; недопустимость сбора, хранения, использования ираспространения информации о частной жизни лица без его согласия,неприкосновенность жилища);
б) Закон от 12 августа1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» — правовой акт,регулирующий основы ОРД. В Законе дается понятие ОРД, им определены ее задачи ипринципы, установлены основы проведения ОРМ (их перечень, основания, условия,информационное обеспечение проведения), документирование результатов ОРД и ихиспользование, основания и порядок судебного рассмотрения материалов обограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ. В Законераскрывается перечень органов, осуществляющих ОРД, их права и обязанности,защита сведений о них, социальная и правовая защита должностных лиц органов,осуществляющих ОРД. Закон предусматривает правовую и социальную защитугражданам, содействующим органам, осуществляющим ОРД,
а также содержит положения о контроле и надзоре заоперативно-розыскной деятельностью;
в) иные федеральные законы, а также кодексы:
• УК;
• УПК;
• законы РФ «О безопасности», «О государственной тайне», «Обобжалован и в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «Огосударственной защите судей, должностных лиц правоохранительных иконтролирующих органов», «О прокуратуре Российской Федерации»;
• федеральные законы, устанавливающие основы деятельностиорганов, осуществляющих ОРД («О милиции», «О федеральной службе безопасности»,«О государственной охране», «О внешней разведке», «О Государственной границеРоссийской Федерации», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Обучреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»,«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»и др.);
г) нормативные правовые акты Президента РФ:
• «Об упорядочении организации и проведения ОРМ сиспользованием технических средств» (Указ Президента РФ от I сентября 1995 г. № 891);
• Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (утв.Указом Президента РФ от 30 ноября 1995г.№ 1203);
д) нормативные правовые акты Правительства РФ:
• Положение о Национальном центральном бюро Интерпола (утв.постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996г. № 1190);
• Положение о ввозе вРоссийскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных техническихсредств, предназначенных для негласного получения информации (утв.постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 214);
• Инструкция о порядке допуска должностных лиц и гражданРоссийской Федерации к государственной тайне (утв. постановлением ПравительстваРФ от 28октября 1995 г. № 1050);
• Перечень видов специальных технических средств,предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) длянегласного получения информации в процессе осуществления ОРД (утв.постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. №770);
е) межведомственные и ведомственные нормативные правовые актыорганов, осуществляющих ОРД, Генеральной прокуратуры РФ и других органов(«открытые»):
• «О порядке предоставления органами внутренних делматериалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федеральногозакона «Об оперативно-розыскной деятельности» (Указание Генпрокуратуры Россииот 29 июля 1996 г. № 44/15 и МВД России от 25 июля 1996 г. № 1/12812);
• Инструкция о порядке представления результатовоперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю,прокурору или в суд, утвержденная приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России,ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от17104.2007 № 368/185/164/481/32/184/97/147;
• «Об организаций надзора за исполнением Федерального закона«Об оперативно-розыскной деятельности» (приказ Генпрокуратуры России от 25апреля 2000 г. № 56);
• «О повышенииэффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства,направленного на розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений службы»(Указание Генпрокуратуры России от 19 ноября 1997 г. № СУ-143);
• Общие технические требования к системе технических средствпо обеспечению функций ОРМ на сетях (службах) документальной электросвязи (утв.приказом Госкомсвязи России от 27 марта 1999 г. № 47);
• «О технических требованиях к системе технических средствдля обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий и на сетяхэлектросвязи Российской Федерации» (приказ Госкомсвязи России от 20 апреля 1999г. №70);
• Положение о порядке финансирования за счет средствфедерального бюджета ОРМ, утвержденное приказом Минфина России от 30 ноября 2001г. № 103н.
Большинство актов последней группы носит закрытый характер(предназначены исключительно для служебного использования) и касаютсяорганизации и тактики проведения ОРМ, использования сил и средств и др.
 
Глава III. Соблюдение прав и свобод человека игражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведенииОРМ должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина нанеприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенностьжилища и тайну корреспонденции.
Не допускается осуществление ОРД для достижения целей ирешения задач, не предусмотренных Законом об ОРД.
Лицо, полагающее, чтодействия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод,вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий ОРД,прокурору или в суд.
Лицо, виновность которого в совершении преступления недоказана в установленном законом порядке, т.е. в отношении которого ввозбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи сотсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии составапреступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его ОРМ иполагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа,осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации в пределах,допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашениягосударственной тайны. В случае если будет отказано в предоставлениизапрошенных сведении или если указанное лицо полагает, что сведения получены нев полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессерассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа впредоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается насоответствующий орган, осуществляющий ОРД.
В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения делаорган, осуществляющий ОРД, обязан предоставить судье по его требованиюоперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, впредоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений олицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласныхсотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействиена конфиденциальной основе.
В случае признания необоснованным решения органа,осуществляющего ОРД, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителюсудья может обязать указанный орган предоставить заявителю запрашиваемые имсведения.
Полученные в результате проведения ОРМ материалы в отношениилиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленномзаконом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебныеинтересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы,полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, вотношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течениешести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляетсясоответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов,отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляетсясоответствующий судья.
Органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, запрещается:
• проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересахкакой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;
• принимать негласное участие в работе федеральных органовгосударственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органовместного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных вустановленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных ирелигиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
• разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенностьчастной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которыестали известными в процессе проведения ОРМ, без согласия граждан, заисключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
• подстрекать, склонять,побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий(провокация);
• фальсифицировать результаты оперативно-розыскнойдеятельности.
При нарушении органом(должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических июридических лиц вышестоящий орган, прокурор л ибо судья в соответствии сзаконодательством РФ обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законныхинтересов, возмещению причиненного вреда. Нарушения Закона об ОРД приосуществлении ОРД влекут дисциплинарную, гражданско-правовую и уголовнуюответственность. В УК (гл. 19 «Преступления против конституционных прав исвобод человека и гражданина») предусмотрена ответственность за нарушениенеприкосновенности частной жизни (ст. 137), нарушение тайны переписки,телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138),нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139) и отказ в предоставлении гражданинуинформации, непосредственно затрагивающей права и свободы гражданина (ст. 140).

Заключение
Подводя итоги, можно отметить, что оперативно-розыскнаядеятельность представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно инегласно оперативными подразделениями органов внутренних дел в пределах ихполномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целяхзащиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности,обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскная деятельность является непроцессуальной,т. е. осуществляется вне правовых рамок уголовного процесса. Основнымнормативным актом, регламентирующим оперативно-розыскную деятельность, служитФедеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскнойдеятельности».
К основным задачам оперативно-розыскной деятельности органоввнутренних дел относятся:
— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытиепреступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих,совершающих или совершивших;
— осуществление розыска лиц, скрывающихся от органовдознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а такжерозыска без вести пропавших;
— добывание в пределах предоставленных полномочий информациио событиях или действиях, создающих угрозу государственной, экономической илиэкологической безопасности Российской Федерации.
При осуществленииоперативно-розыскной деятельности органами внутренних дел проводятся следующиеоперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан; наведение справок; сборобразцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследованиепредметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследованиепомещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушиваниетелефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи;оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент и др.
 

Списокиспользуемой литературы
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон «Обоперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.
3. Бакотин. А.С. Оперативно-розыскнаядеятельность. М., 2008.
4. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскнаядеятельность – необходимость и законность. М., 2006.
5. Черников В.В. Судебная система,правоохранительные органы, специальные службы России. М., 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Договір банківського кредиту
Реферат Современный молодежный жаргон
Реферат Бионеорганическая химия
Реферат Структура рабочей силы в России на современном этапе
Реферат Развитие силовых способностей человека
Реферат Принципы и этапы оценки эффективности инвестиционных проектов
Реферат Организация режима дня его значение в воспитании детей
Реферат Изучение экономической целесообразности применения ООО зарубежных технологических разработок по строительству офисных телекоммуникационных сетей на базе систем микросотовой связи стандарта DECT
Реферат Статистика на підприємстві
Реферат Анализ эффективности работы Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по г. Чита
Реферат Бухгалтерский учет государственной поддержки и целевого финансирования на сельскохозяйственных
Реферат Свойства фотона
Реферат Christmas Cheer Essay Research Paper January 8
Реферат Genetics The Beginning Or End Essay
Реферат Особенности законодательного регулирования труда иностранных граждан на территории Российской Федерации