Контрольная работапо дисциплине «Конституционное право»
Вариант – 5
Принципы разграниченияпредметов ведения и полномочий в РФ
Правовой анализ принципа разграничения предметов ведения РФи субъектов РФ и полномочий органов власти РФ и ее субъектов
Разделение компетенции между центром и субъектами являетсяключевым вопросом федерализма, основой и условием нормального функционированияинституциональных механизмов государства. «Обязательным условием успехастратегических преобразований является наведение порядка в отношениях междуфедеральными и региональными органами власти; отсутствие четкого разграниченияполномочий, а также работоспособного механизма взаимодействия между уровнямивласти приводит нас к большим экономическим и социальным потерям», — говоритсяв Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
Поскольку задачи, стоящие перед органами власти, постояннообновляются, зафиксировать раз и навсегда полномочия разных уровней власти висчерпывающем перечне невозможно. Из-за систематического обновлениягосударственных задач всегда остаются вопросы, не отнесенные к чьему-либоведению. Поэтому нужны принципы, которые позволяют по мере развитияфедеративных отношений избежать коллизий в отношениях различных уровней власти.
Правовые основы разграничения предметов ведения иполномочий между Федерацией и ее субъектами заложены Конституцией РоссийскойФедерации. Часть 3 ст. 11 устанавливает, что «разграничение предметов ведения иполномочий между органами государственной власти Российской Федерации иорганами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляетсянастоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами».
Конституционное разграничение компетенции федеральногоЦентра и субъектов Федерации осуществлено в главе третьей Конституции«Федеративное устройство» — ст. ст. 71 и 72, где установлены соответственноперечни предметов собственного ведения Российской Федерации и совместноговедения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ст. 73определяет, что по всем остальным предметам ведения субъекты РоссийскойФедерации обладают всей полнотой государственной власти.
Разграничение предметов ведения и полномочий междуФедерацией и ее субъектами является динамичным процессом, который основываетсяи рассматривается во взаимосвязи со ст. ст. 5, 11, 66 (ч.ч. 4, 5), 67, 76, 77,78 (ч.ч. 2, 3), 85 (ч.1), 125 (ч.3) Конституции РФ.
Эти конституционные нормы определяют:
порядок правового регулирования конституционноустановленных предметов ведения;
особенности отношений между «сложносоставными» субъектамиРоссийской Федерации;
принципы взаимного делегирования осуществления частиполномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти;
порядок разрешения споров о компетенции, а такжеразногласий между федеральными органами государственной власти и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации.
Имеется значительный круг вопросов, подлежащих решению органамигосударственной власти, но имеющих непосредственное отношение к осуществлениюместного самоуправления. С учетом вышеизложенного подхода к местномусамоуправлению как к одному из предусмотренных в Российской Федерации уровнейпубличной власти, представляется целесообразным при дальнейшем развитиизаконодательства о местном самоуправлении, в части вопросов регулированиявзаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственнойвласти, учитывать опыт правового регулирования аналогичных проблем вовзаимоотношениях между органами государственной власти Российской Федерации исубъектов Федерации.
В Конституции Российской Федерации указаны четыре группыпредметов ведения и полномочий, являющихся объектами рассматриваемого процесса:
1. Находящиеся в ведении Российской Федерации;
2. Находящиеся в совместном ведении Российской Федерации исубъектов Российской Федерации;
3. Находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации;
4. Находящиеся в ведении местного самоуправления.
Соответственно субъектами разграничения являются ПрезидентРоссийской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации,федеральные органы исполнительной власти, Конституционный Суд РоссийскойФедерации, главы субъектов Российской Федерации, представительные(законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектовФедерации, муниципальные органы.
Правовые формы разграничения предметов ведения иполномочий.
Как показывает сложившаяся практика федеративногостроительства, при правовом регулировании разграничения предметов ведения иполномочий между федеральными органами государственной власти и органамигосударственной власти Российской Федерации, наряду с Конституцией РФ иФедеративным договором, применяются следующие формы:
Федеральные законы. В ст. 11 (ч. 3) Конституции РФфедеральные законы как правовой инструмент, обеспечивающий разграничениепредметов ведения и полномочий, не названы, однако из смысла ст. ст. 72 и 76(ч. 2) Конституции РФ, рассматриваемых системно, вытекает, что принципы ипорядок их разграничения могут устанавливаться федеральными законами. ВПослании Президента Федеральному Собранию особо подчеркнуто, что определениеконкретных, четких полномочий центра и субъектов Федерации в рамках ихсовместной компетенции должно производиться именно федеральными законами.
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.Конституционный Суд в процессе судопроизводства, разрешая дела о соответствииКонституции РФ конституций (уставов), а также законов и иных нормативных актовсубъектов Российской Федерации, разрешая споры о компетенции между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственной властисубъектов, толкуя отдельные статьи Конституции РФ, юридически устанавливаетправа и обязанности участников правоотношений и тем самым осуществляетразграничение полномочий между органами государственной власти РоссийскойФедерации и ее субъектов.
Договоры о разграничении предметов ведения и полномочиймежду органами государственной власти Российской Федерации и органамигосударственной власти субъектов РФ прямо предусмотрены ст. 11 (ч. 3)Конституции РФ как правовой инструмент разграничения предметов ведения иполномочий между органами государственной власти Российской Федерации иорганами государственной власти субъектов Российской Федерации. Соглашения оразграничении полномочий между органами исполнительной власти по конкретнымпредметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ являютсясоставной частью договоров о разграничении предметов ведения и полномочий всоответствии с Указом Президента Российской Федерации и сложившейся договорнойпрактикой.
Договоры позволили повысить уровень взаимопонимания центрас субъектами Российской Федерации, стабилизировать в них политическуюобстановку и преодолеть в стране угрозу противостояния центра и регионов и,следовательно, укрепить территориальную целостность государства.
Соглашения о взаимной передаче осуществления частиполномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации установлены ст. 78 (ч.ч. 2 и 3)Конституции РФ как правовой инструмент оптимизации управления в РоссийскойФедерации.
Согласительные процедуры. Для разрешения разногласий междуорганами государственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФПрезидентом Российской Федерации используются согласительные процедуры (ч. 1ст. 85 Конституции РФ). Как показывает практика, разногласия наиболее частовозникают по вопросам совместного ведения и (или) компетенции органов власти.
Тест № 5
1. а);
2. в);
3. б);
4. а);
5. в);
6. а);
7. в);
8. а);
9. б);
10. б);
11. б);
12. а);
13. б);
14. б);
15. а – 9, 11, 12; б – 7, 8, 10;
16. в);
17. а);
18. г);
19. б);
20. б).