Реферат по предмету "Государство и право"


Приватизация государственной собственности

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ… 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГОИМУЩЕСТВА… 4
1.1.Понятие и правовые основы приватизациигосударственного
имущества в РФ… 4
1.2. История развития приватизациигосударственного
имущества в РФ… 6
1.3.Субъекты и объекты приватизации… 10
Глава 2.ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА В РФ 15
2.1.Основные концепции иэкономическое содержание приватизации государственного имущества… 15
2.2. Проблемы приватизации в России ипути их решения… 19
Глава 3.МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГОИМУЩЕСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ… 28
3.1.Цели, задачи и принципыприватизации государственноо имущества в области… 28
3.2Прогнозный план приватизациигосударственного имущества в Ростовской области… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 39
ПРИЛОЖЕНИЕ… 60

                                                     Введение
           В современноммире процесс приватизации считается составной частью институциональныхизменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи Российской Федерациина пути построения демократического, правового, экономически развитогогосударства – равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются намеждународной арене по целому комплексу индикаторов, среди которых важное местозанимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики,возникновением частной собственности и эффективных собственников.
Важнейшиминаправле­ниями формирования рыночной экономики России являются поддержкапредпринимательства, разгосударствление, прива­тизация и развитие конкуренции.
В этой связи, в условияхперехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразованиегосударственной собственности на основе ее приватизации и разгосударст­вления,что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складываетсянеобходимость понять и проана­лизировать процессы приватизации, проходившие вРоссии, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы,перспективы и допущенные ошибки.
        Процессприватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от насподведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последниедесятилетия. В своей работе я постараюсь обозначить основные черты и подвестиитоги этого процесса.
Целью данной работы являетсярассмотрение процесса приватизации государственного имущества, выявлениесильных и слабых сторон приватизации в РФ. Для реализации цели были поставленыи решены следующие задачи:
·    рассмотретьсущность, понятие  приватизации государственного имущества в РФ
·    проследить заэтапами развития приватизации в РФ
·    определитьсубъекты и объекты, способы и порядок приватизации государственной собственности
·    выявитьпреимущества и недостатки процесса приватизации в РФ
·    раскрытьэкономическую характеристику приватизации 
Предмет исследования — экономические,правовые и организационные процессы приватизации государственного имущества.
Объект исследования – государственноеимущество как объект приватизации.
ФРРРР

Глава 1.Теоретические аспекты приватизациигосударственного имущества
  1.1 Понятие и правовые основы приватизациигосударственного имущества в РФ    
Обстоятельноеизучение приватизации государственного и муниципального имущества, ее значенияв развитии предпринимательства невозможно в отрыве от уяснения приватизации вцелом. Приватизация как теоретическая и практическая проблема связана сналичием в обществе особой политической организации – государства, сустранением негативных последствий его функционирования. Приватизация, являетсяодним из основных видов разгосударствления, представляет собой процесс,направленный на удовлетворение потребностей и интересов участников общественныхотношений во все большей мере частными институтами общества путем передачи имфункций, ранее выполнявшихся государством, его органами и должностными лицами.
Чтокасается самого понятие приватизации, то в соответствии со ст.1
Закона «О приватизации…»под приватизацией государственного и муниципального имущества понимаетсявозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РоссийскойФедерации (федерального имущества), субъектов Российской Федерации,муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц…Тем самым государственная или муниципальная собственность преобразовывается вчастную. Принципы приватизации отражены в ст. 2 Закона:
— Приватизацияосновывается на признании равенства покупателей и открытости деятельностиорганов государственной власти и органов местного самоуправления;
-   Государственное имуниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или)юридических лиц исключительно на возмездной основе;
— Приватизациямуниципального имущества осуществляется органами местного самоуправлениясамостоятельно в порядке, предусмотренном законом.
Первыйспециальный закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий вРФ» появился в июне 1991 года, и через год в него были внесены ряд изменений идополнений.
ВторойФедеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основахприватизации муниципального имущества  РФ» конкретизировал приватизациюразличных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовалдо апреля 2002 года.
Внастоящее время приватизация определяется Федеральным Законом «О приватизациигосударственного и  муниципального имущества», который вступил в законную силу26 апреля 2002 года. Так же официально не отменены: Государственная программаприватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (утвержденаУказом Президента РФ от 24.12.1993 года) и Основные положения государственнойпрограммы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1июля 1994 года (утверждены Указом Президента РФ от 22.07.1994 года). ПомимоФедерального Закона и Программы, правовое регулирование приватизацииосуществляется многочисленными подзаконными актами.
Как мывидим, нормы права о процессе приватизации за прошедшие годы не оставалисьнеизменны. Нормы права о процессе приватизации целесообразно свести в двегруппы. В первую, общую часть входят нормы, отражающие статистику процессаприватизации, и во вторую, особенную часть – отражающие его динамику.
Общаячасть включает четыре блока норм права, служащих необходимой предпосылкойперевода процесса приватизации в деятельную плоскость. Первый блокохватывает основные принципы приватизации государственного и муниципальногоимущества. Второй блок определяет правовой статус субъектов, которым отимени государства и муниципальных образований доверено осуществлятьприватизацию соответственно государственной и муниципальной собственности. Третийблок приватизационных норм определяет лиц – покупателей государственного имуниципального имущества. Четвертый блок норм относится к классификацииобъектов имущества по возможности их приватизации.
Особеннаячасть включает правовые нормы о динамике процесса приватизации, выраженной вего стадиях, которые будут рассмотрены отдельно.
В 2003 году Правительство РоссийскойФедерации впервые утвердило Прогнозный план (программу) приватизациифедерального имущества на 2004 год, 2005 год и 2006 год и основные направленияприватизации федерального имущества до 2010 г. в соответствии с процедурой итребованиями нового Закона о приватизации, а также Концепции управленияфедеральным имуществом.
Таким образом, с формально-правовойточки зрения к настоящему моменту в Российской Федерации сложилась достаточноразработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации государственногоимущества.
 1.2 История развития приватизации государственного имущества в РФ
       1991г. стал годом начала нового этапа в жизни России – процесса приватизациигосударственного и муниципального имущества. Разгосударствление российскойэкономики было начато с надеждой на скорейшее появление широкого классасобственников – эффективных управляющих, что в рыночной экономике являетсянеобходимым условием интенсивного развития.
Правовой основой процессаприватизации были принятые Верховным Советом РСФСР законы «О приватизациигосударственного и муниципального имущества предприятий в РСФСР», «Об именныхприватизационных чеках и вкладах в РСФСР», а также Закон Российской Федерации«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Процесс приватизациигосударственного имущества можно условно разделить на три этапа. Первый этапприватизации государственной собственности, получивший название чекового(ваучерного), проходил с 1991 по 1994г. С данным этапом связано начало процессатрансформации командно-административной экономики в рыночную, создание новойструктуры собственности и формирование широкого класса частных собственников. Вприватизацию было вовлечено практически все население России. Инструментомприватизации послужили приватизационные чеки (ваучеры), розданные всемгражданам.
Однако именно этот этапприватизации привел не к формированию широкого класса собственников, эффективноуправляющих своей собственностью, а к возникновению небольшой прослойки оченьбогатых собственников, получивших в управление ваучеры, с помощью которых былиприватизированы основные индустриальные объекты России.
Очень часто процессприватизации государственного имущества проходил в форме спекулятивнойкупли-продажи собственности, что зачастую приводило к разрушению таких крупныхпредприятий, как ЗИЛ. Именно к первому этапу приватизации в обществе возниклонегативное отношение.
На первом этапеприватизация государственного и муниципального имущества производилась четырьмяспособами: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа иакционирование. В основу выбора способов приватизации был положен размерпредприятия. Малые предприятия, стоимость основных фондов которых составляламенее 1 млн. рублей, подлежали продаже через аукционы или на конкурсной основевыставлялись на торги. На средних предприятиях, стоимость основных фондовкоторых составляла от 1 млн. рублей до 50 млн. рублей, и крупных предприятияхсо стоимостью основных фондов более 50 млн. рублей приватизация, как правило,проходила в два этапа. Сначала проводилось акционирование, затем выпускалисьакции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководствомпредприятия и другими физическими и юридическими лицами в пропорциях,определенных коллективами.
На первом этапеприватизации произошло существенное разгосударствление экономики, посколькубольшая часть объектов малой приватизации была передана в частные руки. Именнов период проведения чековой приватизации было приватизировано наибольшееколичество объектов. Только за 1993 и 1994гг. было приватизировано почти 65тыс. предприятий, что составляет около 70% от общего количестваприватизированных объектов. При этом наибольшее количество было приватизированопредприятий, находившихся в муниципальной собственности. На первом этапеприватизации государством было реализовано имущества на сумму порядка 2 млрд.рублей. Из них более 50% – за счет реализации муниципального имущества, 30% –регионального имущества и 20% – федерального имущества. Основными объектамиприватизации на этом этапе являлись предприятия торговли, общественногопитания, строительные организации, предприятия нефтяного комплекса.
Начало второго этапаприватизации началось в 1994г. и  продолжалось до начала 2002г. Этот этапприватизации носил качественно новый характер, поскольку главной его цельюявлялось обеспечение перехода прав собственности, приобретенных в ходепервичного распределения, в руки эффективных собственников.
На данном этапеприватизации предусматривалось, что все предприятия с балансовой стоимостьюосновных фондов на 1 января 1994г. свыше 20 млн. рублей, за некоторымисключением (казенные, запрещенные к приватизации, с иностранным участием),должны быть преобразованы в акционерные общества открытого типа. Все остальныепредприятия с балансовой стоимостью менее 20 млн. рублей должныприватизироваться на аукционе либо по коммерческому или инвестиционномуконкурсу.
На этом этапе былоприватизировано около 25 тыс. объектов, что составляет порядка 30% от общегоколичества приватизированных предприятий за последние 10 лет. При этом в этотпериод происходило сокращение количества приватизированных объектов посравнению с предыдущим годом в среднем на 50%.
Меньше всегоприватизированных предприятий было в 1999г. – 1536 единиц. Это связано споследствиями финансового кризиса августа 1998г., в результате которогобольшинство российских граждан и предприятий оказались в тяжелом финансовомположении и не имели достаточных средств на приобретение объектов недвижимости.В результате доходы от приватизации государственного имущества в этот ипоследующие годы были существенно ниже по сравнению с предыдущими годами. В2000г. впервые за весь период процесса приватизации произошло увеличениеколичества приватизированных объектов по сравнению с предыдущим годом.
Указанный показатель в 2000г.составил 2274 предприятия, или 148% от количества приватизированных предприятий1999г.
На втором этапеприватизации государство получило более 100 млрд. рублей от приватизациигосударственного имущества. При этом большие средства от приватизации имуществагосударство получило в 1997г. – 26 млрд. рублей. В общей сложности в течениепоследних 10 лет было передано в частную собственность около 90 тыс. объектов,из которых 20 тыс. – объекты промышленной собственности, большинство из которыхпринадлежало машиностроению, легкой и пищевой промышленности. Менее всего впроцесс приватизации были вовлечены предприятия цветной и черной металлургии, атакже объекты электроэнергетики. К настоящему времени практически полностьюзавершены процессы акционирования и приватизации предприятий нефтяногокомплекса, химической и нефтехимической промышленности, связи,лесопромышленного комплекса и медицинской промышленности. Одновременно сприватизацией предприятий шел процесс бесплатной передачи гражданам жилья, вкотором они проживали. За последние 10 лет гражданами было приватизированооколо 18 тыс. квартир общей площадью около 900 млн. кв. м. Результатомприватизации стало формирование новой структуры собственности в РоссийскойФедерации и создание реального фондового рынка корпоративных ценных бумаг,улучшение качества управления и финансового положения отдельных промышленныхпредприятий в результате передачи контрольного пакета акций российским ииностранным инвесторам, уменьшение бремени содержания государством ряда нерентабельныхи убыточных предприятий.
1.3  Субъекты и объекты приватизации
Под субъектамиприватизации следует понимать продавцов, покупателей государственного  имущества,а также специально созданные государственные органы. В субъектах Россиисоздаются территориальные органы по управлению государственным имуществом.Основными функциями всех органов по управлению государственным имуществомявляются:
-разработка и издание впределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих процессприватизации, контроль за их выполнением;
-разработка проектапрограммы приватизации, контроль за ее реализацией;
-принятие решений оприватизации федерального имущества в пределах своей компетенции;
-преобразованиегосударственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества,выполнение функций учредителя таких обществ от имени РФ;
-осуществление от имениРФ прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции которого находятся вфедеральной собственности.
Продавцомфедерального имущества, в соответствии со ст.6 Закона, по специальномупоручению Правительства Российской Федерации от его имени, выступаетспециализированное учреждение и назначенные им представители, которые владеютпереданными ему объектами приватизации до момента их продажи; осуществляютпродажу объектов приватизации; ведут учет подлежащих приватизации акцийхозяйственных обществ, принадлежащих РФ; получают и перечисляют полученные врезультате приватизации федерального имущества денежные средства, ведетстатистическую и бухгалтерскую отчетность об их движении.
Покупателямифедерального имущества могут быть любые физические и юридические лица, заисключением государственных и муниципальных унитарных предприятий,государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставномкапитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации имуниципальных образований превышает 25%.
Установленныефедеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельныхкатегорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционногостроя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны приприватизации федерального имущества.
Чтокасается объектов приватизации, то это государственное  имущество,которое может быть приватизировано в соответствии с Законом.  В зависимости отвозможности приватизации Государственная программа приватизации выделяетследующие группы объектов:
-имущество, приватизациякоторого запрещена. Сюда относятся средства федерального бюджета, ЦентральныйБанк РФ, железные дороги, атомные станции, автомобильные дороги, имуществоорганизаций Федеральной почтовой связи и, включая средства почтовой связи ит.д.;
-имущество, котороезакрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращенииего закрепления;
-имущество, котороеприватизируется на основании решения Правительства РФ;
-имущество, котороеприватизируется на основании решения Мингосимущества РФ;
-имущество, котороеприватизируется на основании решения компетентных государственных органовсубъектов РФ или органов ме6стного самоуправления.
Существует целый рядспособов приватизации государственного имущества. Исчерпывающий переченьспособов приватизации федерального имущества содержится в ст. 13 Федеральногозакона «О приватизации государственного и муниципального имущества». 10способов приватизации:
-преобразованиеунитарного предприятия в открытое акционерное общество (акции созданногообщества, как правило, переходят в собственность РФ, субъекта РФ илимуниципального образования);
-продажа государственногоили муниципального имущества на аукционе (производится в случае, еслипокупатели имущества не должны выполнить какие-либо условия в отношении такогоимущества. Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболеевысокую цену;
-продажа акций открытыхакционерных обществ на специализированном аукционе (акции продаются на открытыхторгах, все победители получают акции открытого акционерного общества по единойцене за одну акцию;
-продажа государственногоили муниципального имущества на конкурсе (осуществляется в случае, еслипокупатель выполняет определенные условия. Победителем признается участник,предложивший наиболее высокую цену, при условии соблюдения им условий конкурса.В случае невыполнения условий конкурса, договор купли-продажи может бытьрасторгнут);
-продажа за пределамитерритории Российской Федерации находящихся в государственной собственностиакций открытых акционерных обществ (может быть осуществлена посредством ихиспользования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностраннымиэмитентами);
-продажа акций открытыхакционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг(осуществляется в соответствии с правилами, установленными организаторомторговли. Для продажи акций могут привлекаться брокеры);
-продажа государственногоили муниципального имущества посредством публичного предложения (осуществляетсяв случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признаннесостоявшимся. Право приобретения имущества принадлежит заявителю, которыйпервым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имуществапо цене первоначального предложения);
-продажа  государственного имущества   без   объявления   цены
 (осуществляется,   еслипродажа этого имущества посредством публичного
предложения несостоялась. Нормативная цена имущества в этом случае не определяется, апокупателем признается лицо, предложившее наибольшую цену);
-внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществможет осуществляться: ü при учреждении открытых акционерных обществ; ü в порядке оплаты размещаемыхдополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерныхобществ);
-продажа акций открытыхакционерных обществ по результатам доверительного управления (осуществляетсялицу, заключившему по результатам конкурса договор доверительного управленияакциями открытого общества Договор купли-продажи и доверительного управлениязаключаются одновременно).
Впроцессе приватизации государственного и муниципального имущества можновыделить несколько этапов. Они отражены в Федеральном законе «О приватизации…».
1.Выступление с инициативой в проведении приватизации. Инициатором проведенияприватизации имущества может быть Правительство РФ, Минимущество России,соответствующие федеральные органы, органы местного самоуправления, а такжефизические и юридические лица. Инициатива выражается в подаче заявки. Заявкаустановленного образца на приватизацию подается в компетентный органгосударственной власти или орган местного самоуправления.
2.Принятие решения о приватизации. Порядок принятия решения о приватизациизависит от вида приватизируемого объекта. Так же предусмотрен отказ вприватизации. Письменное извещение об отказе в приватизации с обоснованиемтакого решения направляется заявителю.
3.Создание комиссии по приватизации. В случае принятия положитель­ного решениясоответствующие органы по приватизации имущества созда­ют комиссию поприватизации и устанавливают срок подготовки плана при­ватизации. Этот срок неможет превышать шести месяцев со дня принятия решения о приватизации и можетбыть продлен органом по управлению имуществом не более чем на один год. Всостав комиссии входят представители соответствующих органов по управлениюимуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица. К работекомиссии могут быть привлечены аудиторские,  консультационные, оценочныеорганизации. В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки иусловия его продажи, начальная цена объекта. План приватизации утверждаютсоответствующие органы по управлению имуществом.
4.Приватизация объекта в соответствии с утвержденным планом. Поря­докосуществления данного этапа зависит от выбранного способа привати­зации.
ГЛАВА 2. Приватизация государственногоимущества
2.1Основные концепции и экономическоесодержание приватизации государственного имущества
  Вусловиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чащевсего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация»,«разгосударствление», «коммерциализация».
  Всоответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственностьрассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этотподход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературесоветского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основаннаяна собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтомуприватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.
 Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как«трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудоваясобственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую,и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении«трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием вних выступает наличие или отсутствие эксплуатации.
 Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственномукритерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлениючастной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способупроизводства.
 Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с нимнегосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельновыделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается какразгосударствление, т.е. переход средств производства из собственностигосударства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальныхвладельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации имеханизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именноэтот подход.
 Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношенийопределяется еще и тем, что на государственных предприятиях России былососредоточено подавляющей части продукции народного хозяйства и почти всепроизводство промышленной продукции.
Приватизацияпредставляет собой элемент государственного регулирования долговременногохарактера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видовгосударственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том,что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъектыпредпринимательской деятельности.
  Массовый характер приватизация можетпринять только при использовании разных методов (в частности, акционирования иконкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а каквзаимозависимость приватизации и деприватизации – двух возможных методовгосударственного воздействия на формирование экономической структуры общества,границ приватизации, взаимоотношенийприватизированных и государственныхпредприятий.
         Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяетраскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений поизменению формы собственности на средства производства с государственной начастную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственнымвоздействием государственных органов.
 Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в России ситуациихарактеризуется следующими чертами: практическое отсутствие крупных частныхфирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний иинвестиционных банков. Формализация и унификация структур экономической деятельностидо сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации.
 Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в«частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность. При продажепредприятия происходит реальная приватизация государственной собственности.Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальнойприватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятиячленами трудового коллектива остальные акции остаются в государственнойсобственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.
 Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этомаспекте приватизация – не цель реформы,  а ее инструмент.
 Приватизацияспособствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход какционированию крупных предприятий произошел без их предварительнойреорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизациии демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удаетсярешить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методамиразукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, чтоиспользование разрешенных программой приватизации методов приводило кразрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из нихструктурных подразделений.
 Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в ВосточнойЕвропе и в России показывает наличие общих тенденций: 1) использование вкачестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционированиягосударственных предприятий; 2) введение чековой (или купонной) системы;3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа малых объектов.
 Приватизацияв развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие формприватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса,использование в качестве постоянного элемента государственного регулированияэкономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российскойприватизации.
 Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядомобъективных препятствий. Прежде всего, масштаб предполагаемых преобразованийнесопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практическиотсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производствазначительно усложнил оценку потенциала низкорентабельных предприятий.Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняютнеизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимостьпривилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных ит.п.).
 Приватизацияявляется важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществлениеведет к формированию новой социально-экономической структуры народногохозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, посколькуздесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственныйинвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.
 Сложившийся механизм приватизационного процесса в России соответствует балансуинтересов различных групп и слоев населения.
  Вроссийской концепции приватизации соединились два разнонаправленных подхода.Первый подход во главу угла ставит интересы трудовых коллективовприватизируемых предприятий, второй – задачи народной приватизации и соблюдениепринципа социальной справедливости при распределении государственнойсобственности. Занявший ведущее место на начальном этапе приватизации механизмзакрытой подписки и чековых аукционов совмещает оба эти подхода. Наиболеетрудным стал для предприятия выбор момента начала приватизации предприятия вцелом (или арендуемого имущества).
 Массовое преобразование государственных предприятий в акционерные обществасоздало возможность развития фондового рынка в Российской Федерации. Были снятыограничения на продажу акций, приобретенных работниками предприятий на трудовыхльготных условиях. Отмена трехлетнего моратория на продажу акций способствовалавыбору второго варианта акционирования большинством трудовых коллективов.Важное значение для приобретения дальнейшей самостоятельностиприватизированными предприятиями имело принятие законодательных актов,регламентирующих продажу земельных участков.
 
2.2Проблемы приватизации в России и пути их решения
Отдельные государства живут иразвиваются в оригиналь­ных условиях, не повторяя судьбу других государств. Икаждому из них присущи свои особенности приватизации. Яркие отли­чительныечерты имеет и российская приватизация, которой по­священа обширная литература.Именно они объясняют те труд­ности, с которыми столкнулась приватизация в нашейстране, не во всем удовлетворительные ее результаты.
Во-первых, приватизация и другиереформы проводились в России без предварительной разработки хоть какой-топрограм­мы, часто спонтанно, методом «проб и ошибок». Значение, ме­сто и рольприватизации в преобразованиях общества и госу­дарства не были заранееопределены.
Во-вторых, приватизация велась вобстановке острейшей политической конфронтации, при отсутствии консенсуса в об­ществеи государстве. Представители довольно-таки широких слоев населения выступалипротив приватизации вообще или методов ее проведения.
В-третьих, параллельно сприватизацией Россия осуществ­ляла переход к новой общественно-политическойформации. Он сопровождался сломом прежней советской государственной машины с ееаппаратом и законодательством, что вызывало чрезвычайные сложности вгосударственном управлении обще­ственными процессами.
В-четвертых, приватизация шлапоспешно, в крайне сжатые сроки, что неизбежно порождало всякого роданедоразумения, ошибки и злоупотребления.
В-пятых, и это, пожалуй, главное,ранее при советской вла­сти огосударствление глубоко проникло во все сферыжизнеде­ятельности общества, широко охватило многие общественные отношения. Какследствие, и разгосударствление, и приватиза­ция имели место одновременно вовсех сферах общества. В социальной сфере, например в здравоохранении,жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения, тор­говле иобщественном питании, место государственных организа­ций все чаще стализанимать частные хозяйственные товарище­ства и общества, кооперативы. Вполитической сфере, в результате ликвидации монополии, слившейся с государствомкоммунистической партии, стали признаваться политическое многообразие имногопартийность. В духовной сфере утверди­лось идеологическое многообразие,возникли и действуют мно­гочисленные частные учреждения культуры и средствамассо­вой информации. Самой радикальной приватизации подверглась экономическаясфера, бывшая почти полностью огосударствленной. Здесь встала проблема выборапределов приватизации, которая, к сожалению, своевременно не ставилась и нерешалась. Последствия приватизации, проведенной в различных сферах общества,неодинаковы.
Приватизация государственного  имуще­ствапродолжается. Важный урок истории российской прива­тизации состоит в том, чтолицам, занимающим государствен­ные должности, государственным  служа­щим,директорскому корпусу пока еще не приватизированных предприятий, а также лицам,выполняющим управленческие функции на уже приватизированных предприятиях,крайне не­обходимо основательное изучение приватизационных норматив­ныхправовых актов и процедур их реализации. Для исправления, где это возможно,перекосов в приватизации государственной собственности, явившихся следствиемнедостат­ков соответствующих нормативных правовых актов и практики ихприменения, недопущения новых ошибок полезно знать не только существующуюсейчас, но также и действовавшую ранее нормативно-правовую основу приватизации,ее генезис и при­чины изменений.
Несмотря на определенныепозитивные результаты, достигнутые в ходе приватизации государственногоимущества, государству не в полной мере удалось добиться поставленных целей.
В результате отсутствиеинститута рыночной оценки приватизируемого имущества способствовалосущественному занижению продажной цены имущества.
При этом отсутствовалнадежный механизм контроля за надлежащим исполнением покупателямигосударственного имущества своих обязательств по инвестиционным условиям. Врезультате инвестиционные средства не поступали на развитие предприятий, атолько «прокачивались» через расчетные счета этих предприятий. Используемаясхема приватизации способствовала спаду производства, ставила предприятие награнь банкротства с вытекающими из этого последствиями.
В ходе приватизацииисполнительная власть неоднократно использовала не предусмотренныезаконодательством способы продажи государственного имущества, в частностизалоговые аукционы. В результате такие действия привели к скрытой формеприватизации некоторых крупнейших предприятий на внеконкурсной основе позаниженным ценам.
До настоящего момента несоздан механизм эффективного управления государственными пакетами акций, вчастности, неудовлетворительно функционирует институт представителей интересовгосударства в органах управления акционерных обществ. В результате происходитущемление интересов государства, в частности, уменьшение доли государства врезультате размывания доли государственных акций. Несмотря на большую работу,проделанную депутатами Государственной Думы в области законодательногообеспечения процесса приватизации, в настоящее время нерешенным остается рядпроблем, требующих первоочередного урегулирования. В частности, многиезаконодательные акты не соответствуют сегодняшнему уровнюсоциально-экономического развития России, неурегулированным остается большоеколичество положений, касающихся защиты государственных интересов и управлениягосударственной собственностью, не охвачен целый ряд проблем, связанных с приватизациейчасти земель сельскохозяйственного назначения и жилищного фонда, с ипотечнымкредитованием.
Решить указанные проблемыпредполагается на третьем этапе процесса приватизации, который начался смомента вступления в силу новой редакции Федерального закона «О приватизациигосударственного и муниципального имущества» и Земельного кодекса.
30 ноября 2001г.Государственная Дума приняла Федеральный закон «О приватизации государственногои муниципального имущества». В указанном Законе процесс приватизации делаетсяболее открытым, прозрачным и плановым, главным образом благодаря детальноразработанному порядку формирования и утверждения прогнозного плана (программы)приватизации федерального имущества на очередной финансовый год.
Он также исключаетсубъективный подход при выборе способов приватизации. Согласно Закону всеимущество делится на две категории. Первую категорию составляют государственныеунитарные предприятия и открытые акционерные общества, балансовая стоимостьосновных фондов которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. минимальныхразмеров оплаты труда, а также объекты федерального имущества, отвечающие инымустанавливаемым Правительством Российской Федерации критериям. При этомпродавать федеральное имущество первой категории можно строго ограниченнымиспособами. Вторую категорию составляет все остальное имущество, которое можетпродаваться всеми предусмотренными законопроектом способами.
В Законе расширяетсяинструментарий (способы) приватизации, который рассчитан на привлечение кприватизации субъектов малого предпринимательства. К таким способам относятсяпродажа имущества путем публичного предложения, продажа при отсутствии конкурентности,продажа акций по результатам доверительного управления. Причем предполагаетсяпоэтапное применение новых способов приватизации, и только в случаях, когдаимущество не было продано на аукционе. Урегулирована продажа акций на биржевыхторгах, продажа путем публичной оферты, продажа имущества по результатамдоверительного управления и т. д.
Важным нововведениемявляется приватизация предприятий одновременно с земельными участками, накоторых они расположены. Это повысит стоимость и инвестиционнуюпривлекательность предприятий. Приватизация земельных участков в составепредприятий соответствует государственной политике по формированию единыхобъектов недвижимости, а также по стимулированию их эффективного использованияи оборота. Для этого земельные участки будут либо сразу включаться в уставныекапиталы создаваемых акционерных обществ, либо продаваться уже существующимакционерным обществам по нормативной цене земли, что приведет к созданию единыхобъектов недвижимости.
Акции стратегическихакционерных обществ и стратегические предприятия подлежат приватизации толькопосле принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степениучастия России в управлении стратегическими акционерными обществами или обисключении предприятий из числа стратегических предприятий. Акции открытогоакционерного общества «Газпром», Российского акционерного общества энергетики иэлектрификации «Единая энергетическая система России», а также являющиесясубъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок инаходящиеся в ведении Министерства путей сообщения Российской Федерацииунитарные предприятия будут приватизироваться только после принятиясоответствующего федерального закона.
Остальные объектыфедерального имущества подлежат приватизации на основании решения ПравительстваРоссийской Федерации.
Результатом введения вдействие вышеуказанного Закона станет приватизация в 2002г. 1,5–2 тысячнизколиквидных предприятий.
Развитие российскойэкономики невозможно в условиях несовершенного земельного законодательства, таккак препятствует легальному и законодательно оформленному рыночному оборотуземельных участков и расположенных на них объектов недвижимости. ПоэтомуГосударственная Дума приняла Земельный кодекс, который приводит земельноезаконодательство в соответствие с новыми социально-экономическими условиями исоздает предпосылки для подъема российской экономики. Земельный кодекспозволяет решить ряд задач в сфере земельных правоотношений. В частности,поставит существующий нелегальный оборот земли под государственноерегулирование, что будет способствовать активизации экономической жизни встране, приведет к оживлению инвестиционной активности, к развитиюпромышленности и фондового рынка страны.
Также будут созданыусловия для развития ипотеки, так как предоставит гражданам возможностьулучшать свои жилищные условия за счет залога земли.
Ряд закрепленных вЗемельном кодексе правовых норм направлен на повышение заинтересованностифизических и юридических лиц в развитии оборота земель, так как устраняетпроизвольное вмешательство государства и иных субъектов в область земельногозаконодательства и одновременно стимулирует участие граждан и общественныхорганизаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Земельным кодексомустановлен порядок приобретения прав на земельные участки, на которыхрасполагаются объекты недвижимости, принадлежащие юридическим и физическимлицам. В случае если земельный участок находится в государственной илимуниципальной собственности, граждане и юридические лица – собственники зданий,находящихся на этих земельных участках, обладают исключительным правом наприватизацию последнего. При этом цена земли для собственников расположенногона ней имущества устанавливается субъектами Российской Федерации в зависимостиот размера ставки земельного налога и поправочного коэффициента использованияземли.
В Земельном кодексе такжеопределены принципы разграничения государственной собственности на землю нафедеральную, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную;разделены функции государственных органов, выступающих от имени собственниковземельных участков, от функций управления, использования и охраны земель, атакже установлены виды и формы контроля за соблюдением земельногозаконодательства.
На протяжении длительногопериода времени в России велись ожесточенные дебаты в отношении отдельныхположений Земельного кодекса. В частности, это касалось права иностранныхграждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства на приобретениеземельных участков на праве собственности. В соответствии с Кодексомвышеперечисленные физические лица наделяются равными с российскими гражданамиправами, однако в данном случае из перечня земельных участков, подлежащихприватизации, исключаются особые и приграничные территории. Земельным кодексомурегулировано большое количество вопросов земельного законодательства. Однакооборот большей части земель сельскохозяйственного назначения остаетсянеохваченным. Поэтому Земельным кодексом регламентируется оборот только 2%земель всех запасов Российской Федерации. Это земли населенных пунктов, землипромышленности, транспорта и связи. В отношении земель сельскохозяйственногоназначения предусматривается принятие специального закона. Помимосовершенствования земельного законодательства Государственная Дума приняла рядзаконов, направленных на защиту интересов государства, являющегося собственникомимущества.
В 2000г. была устраненазаконодательная норма, установленная предыдущей редакцией Федерального закона«О приватизации государственного имущества и об основах приватизациимуниципального имущества в Российской Федерации», в соответствии с которойгосударство имело право голосовать только 25% акций из общего числа голосующихакций. Остальные акции, находящиеся в собственности государства, являлись неголосующими.
Таким образом,ограничивались возможности государства в формировании соответствующего размерагосударственного пакета состава органов управления акционерных обществ.
В соответствии спредыдущей редакцией данного Федерального закона государство практическиотстранялось от решения вопросов, связанных с образованием и досрочнымпрекращением полномочий исполнительных органов обществ, определением размерадивидендов и участием обществ в других организациях.
Кроме того, значительноснижалась вероятность успешного противодействия попыткам через решение общегособрания акционеров снизить долю государства в уставном капитале путем егонепропорционального увеличения или реорганизации общества разными способами;внести изменения в устав, ограничивающие права государства как акционера;принять решение об отчуждении эффективных активов приватизированного общества.
На протяжении длительногопериода времени специальное право владельца «золотой акции» на участие впринятии важнейших решений органов управления акционерных обществ не былозаконодательно оформлено. В связи с этим у акционерных обществ, в отношениикоторых действовало такое право, возникали затруднения при решении рядавопросов. Внесенные в Федеральный закон «Об акционерных обществах» измененияустранили указанные недостатки.
Кроме того, указанныйФедеральный закон, регламентирующий права, связанные с «золотой акцией»,направлен на усиление защиты прав акционеров, в том числе государства. «Золотаяакция» – это обыкновенная акция, предоставляющая ее владельцу право вето наобщем собрании акционеров по ряду вопросов, в частности по внесению изменений идополнений в Устав общества, по принятию решений об отчуждении в любой формеимущества, об участии в других предприятиях, о ликвидации общества. ДанныйЗакон также способствует повышению степени защиты интересов акционеров отставшего распространенным на практике «размывания» их долей, так как для нихустанавливается преимущественное право приобретения дополнительных акций иценных бумаг, конвертируемых в акции. Такие нормы призваны защитить в первуюочередь мелких акционеров, что является необходимым условием для привлечениявнутренних инвестиций в российские акционерные общества.
Вышеуказанные изменения взаконодательстве о приватизации государственного имущества, а также в областизащиты прав акционеров позволят обеспечить рост российской экономики, формированиесильных и эффективных собственников, что в конечном счете направлено наувеличение благосостояния российских граждан.
ГЛАВА3 Мероприятия по приватизации государственного имущества в Ростовской области
 
3.1Цели, задачи и принципыприватизации   государственного имущества области
 Несмотря на то, чтов результате массовой приватизации большинство предприятий в области сталичастными, достигнуть желаемых результатов при приватизации государственныхпредприятий не удалось:
-не сформирован широкийслой эффективных частных собственников;
-структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективнойдеятельности предприятий;
-привлеченных в процессеприватизации инвестиций явно недостаточно для производственного,технологического и социального развития предприятий.
       Поэтому назреланеобходимость пересмотра приоритетов государственной политики в областиприватизации.
      Для достиженияпоставленных целей необходима была разработка и реализация новых подходов крешению вопросов, связанных с управлением и распоряжением государственнымимуществом. Такие подходы нашли отражение в новой Концепции управлениягосударственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, разработаннойМинистерством государственного имущества Российской Федерации и одобреннойпостановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.99 N 1024.
 Главной целью государственной политики в области приватизации являетсяпроведение процесса приватизации, результатом которого должно статькардинальное повышение эффективности функционирования российских предприятий инародно-хозяйственного комплекса в целом.
      Для достиженияуказанной цели необходимо решение следующих задач:
 -создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, преждевсего в реальном секторе экономики;
-вовлечение в гражданскийоборот максимального количества объектов государственной собственности,оптимизация структуры государственной собственности, включая структуру участияобласти в хозяйственных товариществах и обществах;
-привлечение инвестиций вреальный сектор экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных вдолгосрочном развитии областных предприятий, готовых взять на себяобязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий ибезусловно их выполнять;
-создание широкого слояэффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитиепредприятий, насыщение отечественной продукцией российского рынка и еепродвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочихмест;
-обеспечение контроля за выполнением обязательств собственникамиприватизируемого имущества;
-восстановление активногофункционирования фондового рынка;
 -рациональное пополнение доходной части бюджета;
 усиление социальной направленности процесса приватизации государственногоимущества.
 Настоящая Концепцияосновывается на следующих основных принципах проведения приватизации вРостовской области:
а) решение о приватизациипредприятий, имеющих социальную значимость для области, принимает Глава Администрации(Губернатор) области по предложению комитета по управлению государственнымимуществом области и отраслевого министерства области. В необходимых случаяхГлава Администрации (Губернатор) области может принять решение о закреплении вобластной собственности акций создаваемых в процессе приватизации акционерныхобществ либо об использовании специального права («золотая акция») научастие в их управлении.
Решение оцелесообразности приватизации остального областного имущества принимает комитетпо управлению государственным имуществом области по согласованию ссоответствующим отраслевым министерством области с позиций повышенияэффективности его использования;
 б) способприватизации каждого объекта государственной собственности определяетсякомитетом по управлению государственным имуществом области на основании анализапредложений отраслевых министерств области и руководителей государственныхунитарных предприятий областной собственности;
 в) нормативная правовая база, режим и методы регулирования процессовприватизации должны соответствовать законодательству Российской Федерации.
 Основными направлениямиприватизации государственного имущества в области являются:
 - переход кприватизации по индивидуальным проектам, проведение мероприятий попредпродажной подготовке предприятий с привлечением отобранных на конкурснойоснове организаций, занимающихся оценочной деятельностью. В связи с принятиемФедерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности вРоссийской Федерации» цена продажи госимущества должна быть определенаисходя из рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком;
— дифференцированныйподход к приватизации государственного имущества в зависимости от ихликвидности, являющийся одной из основных мер, призванных обеспечить достижениецели государственной политики в области приватизации. Причем методы пореализации государственной политики в области приватизации имеют своюспецифику, в зависимости от вида государственного имущества.
      Цельюгосударственного контроля за ходом проведения приватизации является уменьшениерисков в отношении использования государственного имущества, безусловнаяреализация новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств,гарантированное получение средств от приватизации в планируемых объемах и вустановленные сроки.
 Предусматриваются следующие этапы государственного контроля:
 а) подготовка областного имущества к приватизации, включающая в себяконтроль за обоснованностью выбора параметров, определяющих решения оприватизации государственного имущества (размер отчуждаемых пакетов акций,способ и сроки приватизации, цена приватизируемого имущества), контроль заобязательным учетом потенциального спроса на приватизируемое имущество;
б)  непосредственная   реализация  приватизационных   процедур,
 предусматривающая анализусловий выполнения инвестиционных или социальных обязательств, принимаемыхновыми собственниками по условиям коммерческих конкурсов, и анализ претендентовна право участия в аукционах и коммерческих конкурсах по продаже областногоимущества (деловая репутация, продолжительность деятельности, сведения обисточниках средств, используемых при оплате);
 в) выполнение новымсобственником взятых обязательств, которое включает в себя разработку системыпоказателей постприватизационного развития предприятий с учетом отраслевыхособенностей, специфики производимой продукции и других факторов и контроль заобязательным соблюдением системы показателей постприватизационного развитияпредприятий.
 Постприватизационный контроль государства должен сопровождатьсяпостприватизационной поддержкой предприятий.
Такая поддержка можетвключать в себя:
-государственнуюподдержку квалифицированными кадрами;
-консалтинговое сопровождение предприятий на льготных условиях, включаяинвестиционный, финансовый, юридический, управленческий и кадровый консалтинг;
-организационнуюподдержку, оказываемую предприятиям при освоении новой продукции и заполненииновых ниш на соответствующем рынке.
3.2Прогнозный план приватизации государственного имущества Ростовской области
Прогнозный план(программа) приватизации государственного имущества Ростовской области на 2007год (далее – Программа приватизации) разработан в соответствии с требованиямиОбластного закона от 18 июля 2002 года № 255-ЗС «О приватизации государственногоимущества Ростовской области», бюджетного законодательства. Программаприватизации базируется на основных подходах, определенны Федеральным закономот 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного имуниципального имущества», и направлена на реализацию задач, сформулированных вКонцепции управления государственным имуществом и приватизации вРостовской области, утвержденной постановлением Главы Администрации Ростовскойобласти от 11 октября 2000 года № 388.
Основными задачамиприватизации государственного имущества Ростовской области в 2007 году какчасти формируемой в условиях рыночной экономики системы управлениягосударственным имуществом являются:
·          приватизациягосударственного имущества Ростовской области, не задействованного вобеспечении государственных функций (полномочий) Ростовской области;
·          обеспечениепоэтапного сокращения числа областных государственных унитарных предприятий;
·          формированиедоходов областного бюджета.
Основным принципомформирования Программы приватизации является обеспечение максимальной бюджетнойэффективности приватизации каждого объекта государственного имуществаРостовской области, которая будет достигаться за счет принятия индивидуальныхрешений о способе и начальной цене приватизируемого имущества на основаниианализа складывающейся экономической ситуации, проведения полной инвентаризациии независимой оценки имущества, аудиторской проверки областных государственныхунитарных предприятий.
Планируемые поступления вобластной бюджет от приватизации государственного имущества Ростовской областипредполагается обеспечить за счет продажи иного государственного имуществаРостовской области.
На 1 августа 2006 годаРостовская область является собственником имущества 134 областныхгосударственных унитарных предприятий, акционером 15 акционерных обществ иучастником 2 обществ с ограниченной ответственностью (без учета включенных впрограмму приватизации на 2006 год), а также собственником 240 объектовнедвижимого имущества государственной казны Ростовской области.
Согласно Программеприватизации предполагается приватизировать одно областное государственноеунитарное предприятие, а также два объекта иного государственного имуществаРостовской области.
Распределение областныхгосударственных унитарных предприятий и хозяйствующих субъектов, акции и доликоторых находятся в государственной собственности Ростовской области, по отраслямэкономики указаны в таблице 1.
Таблица 1 – Государственные унитарныепредприятия и хозяйствующие субъекты, находящиеся в государственнойсобственности Ростовской областиНаименование отраслей экономики Количество областных государственных унитарных предприятий Количество хозяйствующих субъектов с участием Ростовской области всего включенных в Программу приватизации всего включенных в Программу приватизации Агропромышленный комплекс 3 - 1 - Дорожное хозяйство 36 - 1 - Строительный комплекс 3 - 1 - Транспорт и связь 2 - - - Промышленность - - 1 - Топливно-энергетический комплекс 1 1 2 - Непроизводственная сфера 89 - 11 - Итого 134 1 17 -
Государственное унитарноепредприятие Ростовской области «Донэнерго» предусматривается преобразовать воткрытое акционерное общество, 100 процентов акций которого будут находиться вгосударственной собственности Ростовской области с целью сохранения контроля заего деятельностью и возможностью участия в управлении преобразованнымпредприятием.
Объекты недвижимости,предлагаемые к приватизации в 2007 году, представляют собой недвижимоеимущество государственной казны Ростовской области.
В результате реализацииПрограммы приватизации количество областных государственных унитарныхпредприятий снизится на 0,7 процента, количество объектов недвижимого имуществагосударственной казны Ростовской области – на 0,8 процента.
Исходя из оценки прогнозируемойстоимости предлагаемых к приватизации объектов в 2007 году ожидаетсяпоступление в областной бюджет доходов от приватизации государственногоимущества Ростовской области в размере не менее 800 тыс. рублей, в том числе отпродажи недвижимого имущества государственной казны Ростовской области – 800тыс. рублей.
Перечень областных государственных унитарных предприятий,которые планируется приватизировать в 2007 году указан в таблице 2. Переченьиного государственного имущества Ростовской области, которое планируетсяприватизировать в 2007 году рассмотрен в таблице 3.
         Таблица 2 – Областные государственные унитарные предприятия, которыепланируется приватизировать в 2007 г.Наименование и местонахождение областного государственного унитарного предприятия Среднесписочная численность работников на 01.01.2006 (чел.) Стоимость основных средств на 01.01.2006 (тыс. рублей) Сроки приватизации, квартал 2007 года
Государственное унитарное предприятие Ростовской области «Донэнерго»,
г. Ростов-на-Дону,
ул. Пушкинская, д. 162 5 726 3 396 882 IV
Таблица 3 –Государственное имущество области, которое планируется приватизировать в 2007 г.Наименование государственного имущества Ростовской области, его местонахождение Занимаемая объектом площадь, (кв.м) Балансовая стоимость объекта на 01.01.2006, (тыс.рублей) Сроки приватизации, квартал 2007 года
1. Нежилое здание,
г. Шахты, ул. Белгородская, д. 2 900 42,2 IV 2. Подвальное помещение АБК, г. Шахты, ул. Белгородская, д. 2 700 20,0 IV



                                                       Заключение
          В заключениипроведенного исследования на тему приватизации государственного имущества можносделать определенные обобщающие выводы.
          Проблемапреобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых входе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Естественно,что стерж­нем реформы собственности в переходной экономике являетсяприватизационная политика и практика. Вместе с тем этот процесс начался вРоссии отнюдь не сразу, ему предшествовала целая серия подготовительных меридеологического и правового характера. Точно так же с завершениемприватизационных программ рефор­ма собственности в самом широком смысле в пере­ходнойэкономике не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после«первичной» прива­тизации начинается формирование действительно эф­фективнойсистемы прав собственности. Приватизация — кореннойвопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позициизанял частный сектор: индивидуальное предприниматель­ство, акционерныеобщества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит исоциальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановитьравноправие и неприкосновенность всех форм собственности — государственной,коллектив­ной и частной. Только возвратив человеку собственность, можнорассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителяконкурентоспособной про­дукции.
        ВРоссии процесс приватизации был особенно сложен, он начался в период не толькоперестроения экономики, но и перехода от одного политического строя к другому.Поэтому первый этап приватизации был близок к провальному. Действительно, приватизацияпроводилась без особых знаний в этой области, что и привело к не самым лучшимрезультатам. Появилась огромная разница в финансовом благополучии междуразличными слоями общества, причем резко увеличился контраст между самымибогатыми и самыми бедными гражданами. Не стоит наверно доказывать, что этотэтап не привел к главной поставленной ему задаче – к распределению имуществамежду эффективными собственниками. Процветавшая в тот период коррупция не далавозможность рационально передать во владение государственное имущество темюридическим и физическим лицам, которые могли бы эффективно им распоряжаться.Однако уже на втором этапе происходит перераспределение имущества с цельюпередачи его в эффективное пользование. Начали разрабатываться и приниматьсяразличные законы и нормативно-правовые акты для регламента процессаприватизации.
На данномэтапе можно сказать следующее, что к настоящему моменту в Российской Федерации сложиласьдостаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизациигосударственногоимущества. Однако можно с уверенностью сказать,что несмотря на то, что  за последнее время приватизация в России приобрелаболее законный и четкий характер, существует еще целый ряд нерешенных проблем,которые обязательно должны быть устранены в ближайшем будущем, для того, чтобы  экономикамогла дальше гармонично и эффективно развиваться. В то же время, надо отметитьи то, что первичная цель, которая была поставлена, достигнута и
главным результатомприватизации явилось то, что в России возникла принципиально новая системасобственности, которая должна обеспечить повышение эффективности производства иподлинную демократизацию общества.
                               Список литературы
1.  Федеральный Закон «Оприватизации государственного имущества и об основах приватизациимуниципального имущества » №178-ФЗ от 21.12.2001
2.  Областной Закон «Оприватизации государственного и муниципального имущества Ростовской области»№255-ЗС от 18.07.2002
3.  Прогнозный план(программа) приватизации государственного имущества ростовской области на 2007год
4.   Приватизациягосударственных и муниципальных предприятий в
 Российской Федерации. –М.: Юстицинформ, 2002 Ч1.
5.  Современнаяэкономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
6.   КонституцияРФ 12 декабря 1993 г. Российская газета от 25 декабря 1993 года
7.  Жилинский С.Э. Предпринимательскоеправо. Учебник для ВУЗов: 5-е издание. – М: НОРМА, 2004 год
8.  Прогнозный план(программа) приватизации федерального имущества на 2006 год и основныенаправления приватизации федерального имущества


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.