КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
подисциплине ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА/>
Смоленск2005
План
1. Президентскаяреспублика
2. Действие нормправа во времени и пространстве
3. Сущность ипонятие права
1. Президентскаяреспублика
Республика илиреспубликанская форма правления является весьма древней формой государственнойорганизации общества.
Уже в первыхмесопотамских городах – государствах, как в последствии в древнегреческихполисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре зачастую вопределенной исторической обстановке верховенство оставалось за демократическиморганом власти – собранием и советом. При этом в собрании участвовали всеполноправные горожане, все граждане города – государства, которые принималиосновные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел.Иностранцы и рабы, как правило отстранялись от участия в государственномуправлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, былина службе у совета.
Республиканская формаправления характеризуется наличием следующих юридических признаков.
Республиканское правление– коллективное правление. Все высшие органы государственной власти – разногорода собрания, советы и т.п. – имеют сложную структуру, наделяютсяопределенными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение илиненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органамивласти – законодательными, представительными, — в большинстве случаев длительноготовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу,иногда проверяются в экспериментальном порядке. Принятие же решенияосуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если занего проголосовало квалифицированное или простое большинство.
Республиканское правлениеосновано подчас на принципе разделения единой государственной власти на рядвластей: законодательную, исполнительную и судебную.
Это означает, чторазличным органам государства поручается выполнять разные функции по управлениюгосударством. Парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе,верховному совету и т.д.) поручается принимать законы. Правительству и егоорганам – выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам — осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности заих нарушение и т.д.
Иными словами, органыреспубликанского правления наделяются равными полномочиями и сферойдеятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти.
Современная практикагосударственного республиканского строительства знает два основных видареспублики: президентскую и парламентскую.
Президентская республикапредставляет определенное соотношение полномочий президента – главыгосударства, парламента – законодательного органа и правительства – органаисполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочияглавы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). Вреспублике этого вида государственное управление строится по принципу жесткогоразделения властей. Президент управляет, парламент принимает законы. Высшиеорганы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительнойсамостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило,внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) иформирования правительства, отсутствием ответственности правительства передпарламентом. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишенправа роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить противпрезидента процесс его отстранения от власти («импичмент»). Это происходиттогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершаетпреступления, умышленно, грубо нарушает конституцию.
Иной модельюпрезидентской республики является такое устройство формы правления, когдапрезидент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусомглавы правительства. Тогда, кроме распределения полномочий, закрепленныхконституцией, президент образует систему органов – государственных иобщественных – при президенте, которые содействуют ему в выполнении егополномочий как главы государства, гаранта конституции.
Словом, президентскаяреспублика создает весьма благоприятные юридические предпосылки длясосредоточения в руках президента множества властных полномочий. В некоторыхисторических условиях это становится в полнее оправданным. Теоретический анализв связи с этим выделяет такие исторические ситуации, как, например, переход отфеодальных отношений к буржуазным. Кроме того, такого рода форма правлениявозникает там, где были сильны монархические традиции, в ситуациях, неотличающихся стабильностью. Иногда президентское правление становитсяэффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширные территории,многонациональных государствах и т.д. В свою очередь отсутствие правороспускапарламента лишает президента и правительства возможности «давить» на парламент,что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.
Таким образом, впрезидентской республике при условии соблюдения конституционной законностиправительство более стабильно, а парламент обладает более реальнымиполномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления,поэтому она получила широкое распространение. Большинство государств,составляющих ООН имеют президентские системы правления. По-видимому,потребность централизованного управления, быстрого реагирования на социальные,экономические, экологические вызовы конца XX века, другие факторы лежат воснове этой тенденции. Но нельзя не учитывать и недостатки президентскихреспублик, — сосредоточения непомерной власти в руках президента ведет в случаеего болезни, возрастных проблем, параличу исполнительной власти, политическимтупикам. Одному человеку непросто своевременно и качественно приниматьмногочисленные политические решения, «горлышко политической бутылки» в подобныхситуациях оказывается очень узким. Вот почему объективно в президентских республикахдолжна существовать мощная «президентская команда» — структура, помогающаяпрезиденту пол всем направлениям его деятельности.
2. Действиенорм права во времени и пространстве
Действиенормативно-правового акта – порождение тех юридических последствий, которые внем предусмотрены. Действие, т.е. «жизнь» нормативного правового акта,определяется тремя параметрами: временем, пространством и кругом лиц.
Действиенормативного правового акта во времени. Оно продолжается с моментавступления нормативного правого акта в силу и до момента утраты им силы.
Существует следующийпорядок вступления нормативных правовых актов в силу (введение в действие).
1. Момент введения вдействие чаще всего указывается в сопутствующем акту документе – постановлениио введении (о порядке введения) нормативного правового акта в действие или всамом акте. Делается это так.
а) называется конкретнаядата веления нормативного правового акта в действие. Чаще всего срок междупринятием нормативного акта и вступлением его в силу не превышает 1-3 месяцев.Но если для реализации нормативного правового акта нет ещесоциально-экономических, финансовых условий или требуется большаяподготовительно-организационная работа, то срок между принятием нормативногоправового акта и вступлением его в силу может быть значительным. Например,Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц,правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 г. вступил в силу поистечении 10 дней со дня его официального опубликования. Однако некоторыестатьи вступили в силу 1 января 1996 года.
б) нормативный правовойакт вводится в действие с момента опубликования. Так, Федеральный закон «Освободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.97 г. был опубликован в«Собрании законодательства РФ» 29 сентября 1997 года и с этого же моментавступил в силу.
в) нормативный правовойакт вводится в действие поэтапно. При этом этапы обозначаются либо сроками,либо связываются с наступлением определенных условий. Примером такого порядкавведения в действие нормативного правового акта является уже упоминающийся вышезакон «О государственной защите судей, должностных лиц, правоохранительных иконтролирующих органов». Таким же является и закон «О судебной системе РФ» от31.12.96 г., в котором введение в действие часть 2 ст. 33 (о финансированиисудов на основе нормативов) ставится зависимость от последующего принятия ивступления в силу соответствующего федерального закона.
г) нормативный правовойакт вводится в действие с момента его принятия. Это относится, прежде всего, кпостановлениям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания.
Этот порядок в действиенормативных правовых актов не слишком удобен. Реально акты начинают действоватьлишь тогда, когда о нем узнают субъекты, которым он адресован. Получить жедостоверную информацию о содержании нормативного правового акта можно лишьпосле официального опубликования. Момент принятия акта и момент егоопубликования никогда не совпадают – промежуток времени хотя бы в несколькодней всегда будет между ними.
д) нормативный правовойакта вводится в действия со дня его предписания должностным лицом. Именно таквступает в силу ненормативные «индивидуальные» акты президента, распоряженияправительства, а также акты президента и правительства, содержащие сведения,составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Время между подписанияактов президента и правительства и их официального опубликования не должнопревышать 10 дней.
2. Если в нормативномправовом акте срок его вступления в силу не указан, то применяется порядок,установленный Федеральным законом « О порядке опубликования и вступления в силуфедеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палатФедерального Собрания» от 14 июня 1994 года и Указом Президента РФ «О порядкеопубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ инормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая1996 года.
Нормативный правовой актФедерального Собрания и его палат вступают в силу одновременно на всейтерритории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования.
Акты Президента РФ,имеющие нормативный характер, и акты Правительства РФ, затрагивающие права,свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус Федеральныхорганов исполнительной власти, а также организаций, вступает в силуодновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официальногоопубликования.
Нормативные правовые актыфедеральных органов исполнительной власти вступает в силу одновременно на всейтерритории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования.
3. Порядок постепенноговступления в силу нормативных правовых актов. Речь идет об актах, не имеющихобщего значения; чаще всего ведомственных, не редко имеющих ограничительныйгриф и предназначенных строго определенным адресатам. Эти акты начинаютдействовать с момента получения их адресатам. Разная отдаленность адресатов отправотворческого органа обусловливает и разновременность (постепенность)введение этих актов в действие.
Рассмотренные вышеположения не исчерпывают всех вопросов, связанных с введением в действиенормативных правовых актов. Есть некоторые особенности вступления в силу актаорганов исполнительной власти, требует совершенствования существующаяпроцедура. Целесообразно издание единого закона о разработке, опубликовании ивступлении в силу нормативных правовых актов, действующих на территории России.
Прекращают свои действиенормативные правовые акты:
а) по истечению срока, накоторый были приняты
б) с изменениемобстоятельств на которые были рассчитаны
в) при отмене данногоакта другим актом.
С действием нормативныхправовых актов во времени связано понятие обратной силы закона, т.е.распространяет свое действие только на те отношения которые возникли послевведения его в действие. Это вносит стабильность в отношения между людьми,между гражданами и государством, поскольку они уверены, что их создаваемая исуществующая положение не будет ухудшено изданием более позднего нормативногоправового акта.
Действиенормативного правового акта в пространстве.
В соответствии сгосударственным суверенитетом, нормативные правовые акты действуют безраздельнона всей территории государства. Однако есть акты ограниченного территориальногодействия (например, акты, действующие только в районах крайнего севера иприравненных к ним районах).
В состав российскойгосударственной территории входит находящиеся в пределах государственныхграниц:
а) суша, включая недра иконтинентальный шельф
б) воды, включаятерриториальные воды – примыкающие к берегу часть моря, не превышающую 12морских миль
в) воздушноепространство.
К государственнойтерритории приравниваются территории посольств, морские, речные, воздушные икосмические корабли под флагом или знаком российского государства, кабели итрубопроводы, проложенные в открытом море и соединяющие территории государств,технические сооружения на континентальном шельфе или в недрах открытого моря.При этом военные суда приравниваются условно к территории государстваповсеместно, а не военные морские и воздушные суда – соответственно только вводах и воздушном пространстве своего государства в открытом море и воздушномпространстве над ним.
На государственнойроссийской территории и территории, условно приравненной к ней действуютнормативные правовые акты РФ. Однако в определенных случаях они уступают местонормам международного права.
3. Сущность ипонятие права
Право – это системанормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости исвободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующаяобщественные отношения.
Как своеобразномуфеномену праву, присущи следующие общие и особенные (специфические) признаки.
1. Правосостоит из нормативных установок.
Нормативность – явлениене сугубо правовое. Оно коренится в природе человека и присуще любомусоциальному организму. Нормативность означает упорядоченность в мышлении иобщественной жизни, когда они подчиняются определенным правилам.
Нормативны саммыслительный процесс и его закономерности, нормативный язык, правилаграмматики.
2. Правовыражает идеи справедливости и свободы.
Справедливость и свобода– извечные идеалы, к которым всегда стремилось человечество. Справедливымследует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы другихлюдей, не наносит вреда обществу. Свобода – неотъемлемое свойство человека,только при ее наличии возможно нормальное существование личности, раскрытиевсех ее творческих возможностей. Нормативные установки, не соответствующиеидеям справедливости и свободы, правом не являются, это бесправие и произвол,хотя и законодательно оформленные.
3. Правоимеет свой предмет отражения.
Это власть, государство ипорядок в обществе. Именно эти общественные институты наполняют идеюсправедливости и свободы реальным содержанием, именно они способны обеспечитьсвободное и справедливое существование человека, его нормальнуюжизнедеятельность.
4. Праворегулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства.
Это способность праваопределяется выражаемыми им идеями справедливости и свободы. Обязательностьправа выражается в применении к человеку внешнего принуждения (физического илипсихического) и касается только поведения.
5. Правуприсуща специфическая форма выражения – законодательство.
Идеи справедливости исвободы, выражающие суть естественного права, существует в разнообразной форме– в виде правосознания, правоотношений, правовых понятий, иных правовыхявлений.
Специфическиепризнаки права:
1. Право –возведенная в закон воля.
2. Формальнаяопределенность права. Она проявляется в четкости, однозначности и лапидарностиправовых предписаний. Достигается это с помощью правовых понятий, ихопределений, выработанных столетиями правил юридической техники.
3. Системность права.Выраженные в законодательстве нормы права приобретают свойство системности,т.е. взаимосвязанности, согласованности. Системность в право приносится именнозаконодательством.
4. Динамизм права. Проявляетсяв подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений.
5. Право – эторавный масштаб по отношению к разным людям.
6. Охрана правагосударством.