Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
САРАТОВСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА
ЮРИДИЧЕСКИЙИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И АГРОБИЗНЕСА
Учебнаядисциплина: «Трудовое право»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме: «Предмет, метод трудового права,соотношение трудового права с другими отраслями российского права»
Выполнил: студент
заочного отделения, __курса,
_______________________
Саратов – 2007 г.
ПЛАН
Введение.
1. Понятие и предметтрудового права России…………………….3
2. Сфера действиянорм трудового права…………………………..7
3. Особенностиметода трудового права…………………………..11
4. Соотношениетрудового и смежных отраслей российского права……………………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………..
Библиография………………………………………………………..…
ВВЕДЕНИЕ.
Трудовое право являетсяважной основой для формирования социального законодательства. ПринятиеТрудового кодекса Российской Федерации ознаменовало собой завершение важнейшегоэтапа реформы трудового законодательства. Являясь результатом компромисса междуинтересами работников и работодателей, Трудовой кодекс направлен на достижениемежду ними социального партнерства, обеспечение условий для эффективного,творческого труда. Принятие Кодекса дало импульс дальнейшему обновлению нормативныхправовых актов о труде и преодолению неполноты в правовом регулированииотношений в сфере труда.
В современный периодтрудовое право развивается на основе принципов правового регулирования труда,закрепленных в Трудовом кодексе Российской Федерации, а также охватываетновые области отношений, которые раньше находились за рамками правовойрегламентации.
Нормам и принципамтрудового права отведена важная миссия - быть гарантом осуществленияширокого комплекса провозглашенных в Конституции Российской Федерациисоциально-экономических прав и свобод, которыми наделен человек как участниктрудового процесса. Трудовому законодательству принадлежит первостепенная рольв обеспечении прав работников, оно конкретизирует и дополняет конституционныеправа в сфере труда, определяет условия их использования, охраны ивосстановления в случае нарушения. Если мы признаем в государственной политикеприоритет прав человека, то надо учиться прививать это и в сознании людей.Именно знания должны помочь защитить нарушенное законное право работника иубедить его в том, что закон способен и защищать, и воспитывать, и регулироватьобщественные отношения.
Трудовое право, являясьодной из важнейших отраслей права, играет первостепенную роль в регулированиитрудовых отношений работников и работодателей.
Переход к рыночнымотношениям и многообразие форм собственности не могли не повлиять нахозяйствующие субъекты. Трудовой кодекс РФ и иные нормативные правовыеакты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников,заключивших трудовой договор с работодателем; они обязательны для применения навсей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических илифизических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и формсобственности.
1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТТРУДОВОГО ПРАВА РОССИИ.
Согласно общей теорииправа деление его на отрасли и институты осуществляется с учетом предмета,метода и принципов правового регулирования.
Трудовое право являетсяважной основой для формирования социального законодательства, посредствомкоторого осуществляется регулирование трудовые отношений и отношений,непосредственно с ними связанные.
В.М. Луганцеввысказывает свое мнение о предмете трудового права таким образом: «всеотношения, урегулированные нормами Трудового Кодекса РФ и другихнормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, составляютсодержание предмета трудового права. Но степень их урегулированности нормамитрудового права различна» [1]
Определяя содержаниепредмета трудового права в условиях действия Трудового кодекса РоссийскойФедерации, большинство авторов исходит из правила, что предмет трудового правасоставляют группы отношений, названные в статье 1 Трудового кодекса.
Предметом трудового праваявляются следующие общественные отношения: трудовые отношения работника сработодателем (юридическим или физическим лицом), основанные на трудовомдоговоре; по организации труда и управлению трудом; по обеспечению занятости итрудоустройству у данного работодателя; по профессиональной подготовке,переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данногоработодателя; по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров,заключению коллективных договоров и соглашений; по участию работников ипрофессиональных союзов в обеспечении условий труда и применении трудовогозаконодательства в предусмотренных законом случаях; по материальнойответственности работодателей и работников в сфере труда; по надзору и контролю(в том числе профсоюзному) за соблюдением трудового законодательства, включаязаконодательство об охране труда; по разрешению индивидуальных и коллективныхтрудовых споров.
Статья 1 Трудового кодекса определяетсоциальное назначение трудового законодательства, целями которого являютсяустановление государственных гарантий трудовых прав и свобод работников,создание надлежащих условий труда. В равной мере целью трудовогозаконодательства является также защита прав и интересов работодателей. Трудовойкодекс формулирует и другие важные задачи: достижение разумного и реальногосогласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, атакже правовое регулирование трудовых и производных от них отношений.
Все нормы трудового законодательства всовокупности образуют внутренне не противоречивую, единую, целостную системуобщеобязательных правил поведения всех лиц, вступающих в трудовые отношения.Трудовое законодательство органически входит в общую правовую систему,соответствующую как государственному устройству России, так и другим отраслямроссийского права.
На современном этапе развития общества игосударства известное влияние на изменение и совершенствование методовправового регулирования в сфере труда, оказывают соответствующие условияпереходного периода к рыночным отношениям.
Частью 2 статьи 1 Трудового кодекса установленкруг общественных отношений, регулируемых нормами трудового права. Это трудовыеи иные непосредственно связанные с ними отношения. Они возникают, когдаработодатель осуществляет управленческую и правоприменительную деятельность ипри необходимости принятия локальных нормативных актов.
Трудоустройству у того или иногоконкретного работодателя могут предшествовать отношения по трудоустройствумежду гражданином и службой занятости населения. Трудоустройство представляетсобой процесс поиска подходящей работы и получения ее со стороны органовгосударства или иным законным путем.[2]
Возможность эксплуатациитруда одних лиц, применяемого в интересах других лиц, признается экономическинормальным явлением, обуславливаемым специфическим характером рыночнойэкономики, в структуре которой функционирует рынок труда, имеющий в качествесвоего объекта наемный труд.
Субъектом наемного трудаявляется юридически свободный человек, который распоряжается самостоятельносвоими способностями к труду и руководствующийся своими личными интересами.Наемный труд может исключительно на основе добровольно заключаемого договора междуфизическим лицом, свободно предлагающим на рынке труда для использования заплату свои способности к труду, и работодателем, вышедшим на рынок труда спредложением замещения имеющийся у него вакансии. Наемный труд в отличие оттруда независимого всегда протекает в рамках общественных отношений.[3]
Трудовое отношение — это отношение, основанное насоглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником заплату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудовогораспорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренныхтрудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовымдоговором.
Кроме трудовых отношенийв предмет отрасли трудового права входят иные общественные отношения, которые встатье 1 Трудового кодекса РФ названы непосредственно связанными струдовыми отношениями.
Общественные отношения,непосредственно связанные с трудовыми отношениями, могут им предшествовать,сопутствовать, а некоторые могут последовать. В науке трудового права выделяюторганизационно-управленческие отношения и охранительные.
Обратим внимание на то,что Трудовой кодекс впервые сформулировал содержание предмета трудового права.Но, это сделано недостаточно четко и соответствующая норма помещена в статьюпод названием «Цели и задачи трудового законодательства». В наукетрудового права бесспорным является постулат о существовании одного трудовогоотношения, возникающего между работником и работодателем. Поэтому о трудовыхотношениях можно говорить, лишь прибегая к обобщению: имея в видунеограниченное количество работников и работодателей. Указывая на недостаткидействующей редакции указанной нормы, подвергаются критике неточности,содержащиеся в статье 1 Трудового кодекса, касающиеся терминов «отношениясоциального партнерства», «отношения по разрешению трудовых споров. [4]
2. СФЕРА ДЕЙСТВИЯ НОРМТРУДОВОГО ПРАВА.
Трудовой Кодекс и другиенормы трудового права, распространяются на всех работников, заключившихтрудовой договор с работодателем и обязательны для применения на всейтерритории Российской Федерации.
В юридической литературепроблема сферы действия норм трудового права освещается с давних пор, но ипоныне не утратила своей актуальности. Она определяется, прежде всего,многоукладным характером российской экономики, наличием многообразных форм собственностиорганизаций и их организационно-правовой формой деятельности. В науке трудовогоправа до сих пор нет единого мнения по сфере действия норм трудового права.По-прежнему ведется дискуссия о так называемой „широкой“ или»узкой" сфере действия правовых норм этой отрасли права.
Автор учебника потрудовому праву В.Н. Толкунова предложила дефиницию понятия «сферадействия», указав, что «сферой действия трудового права называетсяочертание предела распространения трудового законодательства, егодействия».[5] В.М. Луганцевсчитает, что «под сферой действия следует понимать не только»очертания" пределов (границ) распространения трудовогозаконодательства, а всю «область действия» трудовогозаконодательства, т.е. все содержание «правового поля», находящегосяпод воздействием норм этого законодательства при достаточно определенном«очертании пределов», границ этого поля".[6]
По мнению ученых,считающих, что сфера действия норм трудового права очень широка, трудовоезаконодательство регулирует трудовые отношения во всех организациях независимоот форм собственности и организационно-правовых форм, включая трудовыеотношения работников, которые являются собственниками в акционерных обществахили членами производственных кооперативов. При этом делается оговорка, чтотрудовые отношения этих работников регулируются с учетом устава даннойорганизации, по которому собственники организации участвуют в распределенииприбыли и несут ответственность за убытки производства по своему второмуправовому статусу как члены - собственники данной акционерной организации,производственного кооператива, определяемого нормами гражданского права. И.О. Снигиреваприводит аргументы концепции «широкой» сферы действия трудовогоправа - за включение в его сферу всех отношений наемного труда (даже еслиони не надлежаще оформлены, например гражданско-правовым договором, нофактически являются трудовыми), а также трудовых отношений, вытекающих изчленства в организации. [7]
Заслуживает вниманияследующая точка зрения: сфера действия норм трудового права в современныхусловиях хозяйствования организаций различных форм собственности и организационно-правовойформы деятельности должна быть максимально расширена в целях правовойзащищенности работников от негативных сторон рыночных отношений. При этомустановленный федеральными законами минимум трудовых прав и гарантий долженобязательно соблюдаться для всех лиц независимо от того, в какой организацииони работают или проходят службу.[8]
Рассмотрим вопрос о«работающих собственниках». Проанализируем действующеезаконодательство и ответим на вопрос: надо ли заключать с участникамиорганизаций трудовой договор или же регулирование их труда охватываетсяотношениями членства?
Всоответствии с Гражданским законодательством участниками или членамиорганизаций, имеющими в отношении последних обязательственные права, могутбыть: участники хозяйственных обществ; участники товариществ; членыкооперативов.
Труд работающихучастников хозяйственных обществ регулируется трудовым правом, так как взаконодательстве об этих обществах отсутствуют нормы о регулировании труда ихчленов. С работающими участниками хозяйственных обществ должны заключатьсятрудовые договоры, за исключением руководителя - единственного участника.
Согласно статье 69Гражданского кодекса полные товарищи в соответствии с заключенным между нимидоговором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества инесут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом,причем они должны быть зарегистрированы как индивидуальные предприниматели.Труд предпринимателей не регулируется трудовым правом, поэтому применениетрудового законодательства к труду полных товарищей, в частности заключение сними трудового договора, невозможно. Регулирование их деятельности полностьюохватывается отношениями членства.
В товариществе на верепомимо полных товарищей имеются товарищи-вкладчики. Работающиетоварищи-вкладчики должны заключать трудовой договор, и их труд долженрегулироваться трудовым законодательством. Согласно статье 84 Гражданскогокодекса вкладчики не могут участвовать в управлении и ведении дел товариществана вере. Они вправе только получать часть прибыли товарищества, что не можетповлиять на трудовые отношения.
Трудовыеотношения членов производственного кооператива регулируются Федеральным законом«О производственных кооперативах» и уставом кооператива, анаемных работников - законодательством о труде. Такое прямоепротивопоставление наемных работников и членов кооператива закреплено вст. 19 этого Закона. Таким образом, с членами производственногокооператива не заключается трудовой договор. Заметим, что Закон«О производственных кооперативах» воспроизводит целые блоки нормтрудового законодательства.
Специальноезаконодательство в части регулирования труда членов потребительскихкооперативов никаких исключений не предусматривает, поэтому на основании статьи 11Трудового кодекса следует считать, что их труд регулируется на основе общихнорм трудового права и с ними нужно заключать трудовой договор. В соответствиисо статьей 40 Федерального закона «О сельскохозяйственнойкооперации» потребительские кооперативы вправе нанимать работников изчисла своих членов. [9]
Трудовой кодекс РФустанавливает особенности правового регулирования труда отдельных категорийработников — руководителей организаций, совместителей, государственных служащихи других. Особенности регулирования труда - это нормы, частичноограничивающие применение общих правил либо предусматривающие для отдельныхкатегорий работников дополнительные правила. Для обеспечения стабильностиправового регулирования труда отдельных категорий работников Трудового кодекса предусматривает,что особенности такого регулирования устанавливаются настоящим Кодексом и инымифедеральными законами. Например, Федеральный закон «О государственнойгражданской службе Российской Федерации» предусматривает, что«федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации,законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным сгражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральнымзаконом».[10]
3. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДАТРУДОВОГО ПРАВА.
Методом называетсяспецифичный для данной отрасли права способ правового регулирования, то естьвоздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном длягосударства, общества, работников и работодателей направлении в целях полученияоптимального результата.
Метод трудового правасостоит из способов правового регулирования труда.
1. Сочетаниецентрализованного и локального, нормативного и договорного регулирования. Внастоящее время их соотношение меняется в сторону усиления договорного(коллективно-договорного, индивидуально-договорного) и локального (местного)способов. Централизованное нормативное регулирование устанавливает минимальныйуровень гарантий трудовых прав (продолжительность рабочего времени, минимальныйразмер оплаты труда, ставка первого разряда единой тарифной сетки оплаты трудаработников бюджетной сферы). Минимальный уровень гарантий трудовых правработников не может быть снижен путем договорного регулирования.Централизованное регулирование играет важную роль в деле защиты интересовчеловека труда. Централизованное регулирование преобладает в таких правовыхинститутах, как дисциплина труда, охрана труда.
Локальные нормативныеакты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовымзаконодательством, являются недействительными.
Рыночные отношениясущественно повысили значение договоров для регламентации трудовых прав иобязанностей, условий труда и его оплаты. Договорные начала регулированиянаиболее отчетливо проявляются в институтах коллективного договора и трудовогодоговора.
В условиях перехода крыночной экономике государство не может не вмешиваться в процесс договорногорегулирования, и происходит такое вмешательство путем установления пределоврегулирования. Статья 9 Трудового Кодекса РФ «Регулирование трудовыхотношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорномпорядке» [11]закрепляет, что эторегулирование осуществляется путем заключения, изменения, дополненияработниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовыхдоговоров. Коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры недолжны содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников,установленный трудовым законодательством. В названной статье Кодекса закрепленфундаментальный принцип трудового права - принцип недопустимости ухудшенияположения работников по сравнению с нормативным актом большей юридической силы.
2. Равноправиесторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннеготрудового распорядка данной организации. В трудовом праве положение субъектовтрудового правоотношения характеризуется сочетанием равенства сторон в моментзаключения трудового договора и признаком властности - подчинения впроцессе осуществления трудовой деятельности.
Трудовые отношениявозникают из договора - волевого акта, позволяющего сторонам самимопределить характер отношений. Поэтому нормы трудового права в известной мереносят диспозитивный характер. Ограничения этого усмотрения субъектов в процессеосуществления трудовой деятельности направлены на определенную защиту интересовработника. В условиях рыночной экономики юридическая свобода сторон не означаетэкономического равенства, независимости работника от работодателя. Юридическиегарантии для работника проявляются в установлении определенных ограничений,например, запрет для работодателя в одностороннем порядке изменять условиятрудового договора или расторгнуть трудовой договор без законных оснований.
3. Участиеработников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулированиитруда, то есть в установлении и применении норм трудового законодательства,контроле за их соблюдением, защите трудовых прав. В соответствии с действующимтрудовым законодательством работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующегопрофсоюзного органа в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом. Так, учитываямнение профсоюза, работодатель имеет право: вводить режим неполного рабочеговремени на срок до шести месяцев; увольнять работников, являющихся членамипрофсоюза; привлекать к сверхурочным работам; привлекать к работе в выходные инерабочие праздничные дни; устанавливать различные стимулирующие выплаты; идругие. Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения предусмотренногоТрудовым кодексом порядка учета мнения представительного органа работников,признаются недействительными.
4. Специфичныйспособ защиты трудовых прав. В Трудовом кодексе РФ в качестве органов,рассматривающих индивидуальные трудовые споры, обозначены комиссии по трудовымспорам. По коллективным трудовым спорам в качестве паритетного органаназывается примирительная комиссия; в качестве третейского органа -трудовой арбитраж или посредник. Если же примирительные процедуры не привели кразрешению коллективного трудового спора, то работники могут использовать своеправо на забастовку.
Статья 352 Трудовогокодекса указывает способы защиты трудовых прав работников: государственныйнадзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовыхправ работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовыхправ.
5. Единство идифференциация правового регулирования труда. Единство трудового праваотражается в его общих принципах, закрепленных в статье 2 Трудового кодекса, вединых для всех работников и работодателей основных трудовых правах иобязанностях. Принцип единства устанавливается и общими нормами трудовогозаконодательства, распространяющимися на всю территорию России и всехработников, где бы и кем бы они ни работали. Дифференциация, то есть различиеправового регулирования труда, проводится по следующим факторам, которыеучитываются законодателем в процессе нормотворчества: а) вредность итяжесть условий труда (законодательством установлено сокращенное рабочее время,дополнительные отпуска, повышенная оплата труда); б) природно-климатическиеусловия (например, Крайнего Севера и приравненных к нему местностей); в) субъектныеоснования (физиологические особенности женского организма, его детороднаяфункция; социальная роль одинокого родителя; физиологические особенности организмаподростков, необходимость продолжения ими образования без отрыва отпроизводства; ограниченная трудоспособность инвалидов и др.). г) спецификатрудовой связи (сезонные, временные работники); д) особенности труда вданной отрасли (отраслевая дифференциация).
Указанные нормыдифференциации выработаны для того, чтобы отдельные категории работников моглинаравне с другими осуществлять свои трудовые права. Большая часть специальныхнорм - это трудовые льготы. Нормы-приспособления присущи отраслевой дифференциации.Нормы-изъятия частично ограничивают применение общих правил для отдельныхкатегорий работников.
Раздел XII Трудовогокодекса «Особенности регулирования труда отдельных категорийработников» посвящен дифференциации трудового права. Особенности регулированиятруда реализуются в нормах, частично ограничивающих применение общих правиллибо предусматривающих дополнительные правила. [12]Статья 252перечисляет случаи установления особенностей регулирования труда для женщин,лиц с семейными обязанностями, несовершеннолетних работников, руководителейорганизаций, совместителей. Данный перечень не является исчерпывающим. Трудовойкодекс РФ и федеральные законы могут устанавливать и иные случаи.
Метод трудового праваменяется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержиттри группы норм: императивные; диспозитивные; рекомендательные. В правовом регулированиитруда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаютсяимперативные.
4. СООТНОШЕНИЕ ТРУДОВОГОИ СМЕЖНЫХ ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОГО ПРАВА.
В реальнойдействительности общественные отношения тесно взаимосвязаны, поэтомуопределение их отраслевой принадлежности нередко вызывает трудности. Правовыепоследствия осуществления тех или иных отношений зависят от того, какойотраслью права они регулируются. Трудовое право регулирует не все отношения поприменению труда в обществе. Это вытекает из предмета трудового права. Напрактике возникают вопросы отграничения отношений по труду, регулируемыхадминистративным или гражданским правом, от трудовых отношений в сферетрудового права.
К трудовым отношениямблизко примыкают отношения, регулируемые гражданским правом, например, призаключении договора подряда или поручения. Оба вида отношений возникают в силудоговорных соглашений между сторонами. Например, гражданин заключает трудовоесоглашение, по которому может быть оформлен как гражданский договор, так итрудовой. Для правильного применения законодательства нужно выяснить, какой жедоговор заключен сторонами в действительности. Такое отграничение необходимопроводить в первую очередь по предмету договора. Предметом трудового договораявляется сам процесс труда работника в соответствии с трудовой функцией(работой по определенной специальности, квалификации или должности) иподчинением правилам внутреннего трудового распорядка. Предмет же гражданскихотношений - это овеществленный результат труда (написанная книга,построенный гараж, отремонтированное помещение). При выполнении заданий подоговору подряда или поручения гражданин не включается в состав трудовогоколлектива организации, не подчиняется правилам внутреннего трудовогораспорядка, а организует и выполняет работу по своему усмотрению и на свойриск. Названным договорам присущ и признак возмездности. По гражданско-правовымдоговорам, связанным с трудом, гражданину оплачивается овеществленный результаттруда или выполненное поручение.
Труд домохозяйки нерегулируется трудовым правом, тогда как труд домашней работницы, нанятой потрудовому договору, регулируется законодательством о труде. Этот примерпоказывает, что отграничивать названные соглашения нужно не по содержаниютруда, а по характеру возникающих общественно-трудовых отношений.
В современных условияхсуществует практика оформления трудовых по своей юридической природе отношенийдоговорами гражданско-правового характера. Это делается для того, чтобыизбежать предоставления работникам гарантий, предусмотренных законодательствомо труде. Поэтому ввиду широкого распространения нарушений трудовых правработников в статью 11 Трудового кодекса РФ включена следующая норма:«В тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договоромгражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения междуработником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудовогозаконодательства».
Поэтому в случае подменытрудового договора гражданско-правовым вопреки характеру сложившихся отношенийнедобросовестное поведение работодателя может быть обжаловано в суд. Такимобразом, Трудовой кодекс устанавливает приоритет действия трудовогозаконодательства при наличии трудовых отношений.
Определяя сферу действия трудовогозаконодательства, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 22.12.92 N 16«О некоторых вопросах применения судами Российской Федерациизаконодательства при разрешении трудовых споров» указал, что трудовоезаконодательство регулирует трудовые отношения лиц, работающих по трудовомудоговору, на любых предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формсобственности и организационно — правовых форм, в т.ч. трудовые отношенияработников, являющихся акционерами, участниками хозяйственных товариществ иобществ.[13]
Для указанных категорий работниковзаконодательством (настоящим Кодексом и иными федеральными законами) могут бытьустановлены особенности регулирования трудовых отношений, однако это не выводитих из сферы действия трудового законодательства.[14]
В случаях, прямо предусмотренныхнастоящим Кодексом, его нормы применяются к лицам, еще не состоящим в трудовыхотношениях.
Нормативные правовые акты в сфере трудараспространяют свое действие на всех юридических или физических лиц,выступающих работодателями. При этом не имеют значения такие факторы, какчисленность организации, способ финансирования, вид юридического лица, формасобственности на имущество организации.
Нормы трудового законодательства и иныхнормативных правовых актов в сфере труда должны применять унитарныегосударственные и муниципальные предприятия, учреждения, организации,финансируемые из бюджета, хозяйственные общества, производственные кооперативы,народные предприятия.
Физические лица, выступающиеработодателями, также связаны требованиями трудового права, правда, снекоторыми особенностями.
Трудовое право имеетчерты сходства и с административным правом. Это проявляется в предметерегулирования (в трудовом праве - организационно-управленческие отношенияв сфере труда, в административном праве - отношения в сфере управления).
Субъекты административныхотношений всегда находятся в соподчиненном положении, т.е. один обладаетвластью давать предписания (распоряжения), а другой обязан их выполнять.
Производственнаядеятельность людей немыслима без управления, поэтому руководитель организации,как орган управления, наделяется некоторыми властными полномочиями (например,применять дисциплинарные взыскания). Такие права администрации основываются нафакте включения гражданина в коллектив, а подчинение воле руководителяорганизации в процессе труда - элемент организационно-технического, а неадминистративного управления.
ВзаимосвязьТрудового кодекса с Кодексом об административных правонарушениях проявляется,во-первых, в том, что некоторые административные правонарушения и принятыекомпетентными органами в связи с этим меры и решения могут служить основаниемдля изменения и прекращения трудовых отношений; во-вторых, в том, что некоторыеотрицательные последствия неправомерных действий или бездействия субъектовтрудовых правоотношений и некоторых иных непосредственно связанных с нимиотношений предусмотрены не только в Трудовом кодексе РФ, но и вКодексе РФ об административных правонарушениях.
Рассмотрим,как административные наказания влияют на изменение и прекращение трудовыхотношений. Речь идет о таких наказаниях, как лишение специального права,предоставленного физическому лицу; административный арест; административноевыдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица безгражданства; дисквалификация. Названные виды административных наказаний служатоснованием для изменения и прекращения трудовых отношений лишь тогда, когдасубъект административного правонарушения выступает одновременно субъектомтрудовых отношений. Например, лишение права охоты не может привести к изменениюили прекращению трудовых правоотношений, если охота не была трудовой функциейохотника по трудовому договору. В тех случаях, когда субъект трудовогоправоотношения лишен специального права, необходимого ему для выполнениятрудовой функции (например, права управления транспортным средством длячеловека, работающего водителем на основании трудового договора), трудовойдоговор должен быть расторгнут. К сожалению, в Трудовом кодексе имеется пробел,так как в статье 83 не предусмотрено такое основание для расторжения трудовогодоговора. В пункте 4 статьи 83 Трудового кодекса речь идет о наказании,предусмотренном приговором суда, тогда как лишение права управления транспортнымсредством исключает возможность выполнения прежней работы в силу постановлениядолжностных лиц, рассматривающих дела о соответствующих административныхправонарушениях.
При административномаресте лица, совершившие административные правонарушения, содержатся подстражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц,арестованных в административном порядке, и не имеют возможности продолженияпрежней работы в течение срока ареста (до 15 или до 30 суток). ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 726 утверждено Положение о порядке отбывания административного ареста. Посколькув течение срока ареста лица не имеют возможности работать, соответственно, немогут обратиться к работодателю с заявлением о переводе на другую работу, какпри лишении специального права. Не могут быть переведены работодателем надругую работу и лица, к которым применено наказание в виде выдворения запределы Российской Федерации, поэтому трудовые отношения не изменяются, апрекращаются.
Связь дисквалификации какадминистративного наказания с трудовыми отношениями очевидна. Исполнениепостановления о дисквалификации производится путем прекращения договора сдисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлениююридическим лицом. Дисквалификация заключается в лишении физического лица правазанимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридическоголица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлятьпредпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющиморганизационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции воргане юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам,осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридическоголица, в том числе к арбитражным управляющим. Дисквалификация ведет кпрекращению трудовых отношений, поэтому перечень обстоятельств, являющихсяоснованием для расторжения трудового договора, предусмотренный статьей 83Трудового кодекса, необходимо дополнить, включив в него дисквалификацию.
Вторая разновидностьвзаимодействия трудового и административного права проявляется в том, чтонарушение трудовой дисциплины иногда становится административным нарушением. Вэтом случае правонарушитель может быть привлечен одновременно и кдисциплинарной, и к административной ответственности. Например, нарушениедолжностным лицом законодательства о труде и об охране труда; совершение поместу работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества и другие.
Отношения, регулируемыеадминистративным правом, взаимодействуют и с отношениями, непосредственносвязанными с трудовыми. Так, отношения по трудоустройству; по социальномупартнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективныхдоговоров и соглашений; по разрешению трудовых споров связаны и взаимодействуютс законодательством об административных правонарушениях. Например, статья 5.42Кодекса об административных правонарушениях предусматривает административнуюответственность за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределахустановленной квоты; ст. 5.34 Кодекса об административных правонарушениях устанавливаетразмеры штрафа за увольнение работника в связи с коллективным трудовым спором иобъявлением забастовки.
Взаимосвязь Трудовогокодекса и Кодекса об административных правонарушениях обусловленанеобходимостью внутреннего единства российского законодательства.
Анализируя отношения позанятости и трудоустройству, а также законодательство о занятости следуетсделать вывод, что весь комплекс этих отношений регулируется одновременнонормами и трудового, и административного права. В этой связи можно выделитьгруппы отношений, которые регулируются преимущественно нормами трудового права(трудоустройство работника у конкретного работодателя, заключение срочноготрудового договора с лицом, направленным на общественные работы) или нормамиадминистративного законодательства о занятости населения (порядок регистрациибезработных граждан, назначение пособий по безработице).
Отношения по материальнойответственности работника за ущерб, причиненный работодателю, охватываетсясферой действия трудового права. Процессуальные отношения по взысканиюпричиненного ущерба регулируются и нормами Трудового кодекса, и нормамигражданско-процессуального законодательства.
Трудовое правосоприкасается и с правом социального обеспечения, их связывают общиеисторические корни. Право социального обеспечения регулирует общественныеотношения, складывающиеся в процессе материального обеспечения граждан, когдаони достигают пенсионного возраста либо по тем или иным причинам временно илипостоянно утрачивают трудоспособность. Эти отношения тесно связаны с трудовыми,т.к. размер материального обеспечения граждан обычно соизмеряется с заработком,который они получали, находясь в трудовых отношениях с работодателем, а общий(страховой) и специальный стаж работника имеет значение при возникновении правана соответствующие виды пенсий и определение их размеров. Значение непрерывногостажа работника заключается в том, что от продолжительности стажа зависитразмер пособия по временной нетрудоспособности, наступившей вследствие общегозаболевания.
Право социальногообеспечения предусматривает оказание социальной помощи, выплату денежных суммгражданам в виде пенсий, пособий из централизованных фондов (Фонда социальногострахования РФ, Пенсионного фонда РФ), социальное обслуживаниеграждан, в то время как трудовое право регулирует оплату труда работников изфондов конкретных организаций.
Различия существуют и вметодах правового регулирования. Для метода права социального обеспечения нехарактерен договорный порядок возникновения правоотношений. Виды социальногообеспечения и размеры пенсий, пособий не могут изменяться и конкретизироватьсясоглашением сторон, так как социальное обеспечение осуществляется на основанииимперативных норм права.
Применительно к трудовомуправу смежными отраслями права выступают гражданское право, административноеправо, право социального обеспечения, а также финансовое, налоговое,кооперативное право.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Трудовой кодекс Российской Федерации,принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ 20 декабря 2001 года ивступивший в силу 1 февраля 2002 году, принят в условиях становления рыночныхотношений в России, существенных изменений в сфере труда и в правовом положениисубъектов правовых отношений — работников и работодателей.
В настоящее время трудовое право решаетсложные и ответственные задачи, касающиеся реализации положений Трудовогоправа, в известной мере учитывающего реалии и потребности сегодняшнего дня инацеленного на перспективу. В условиях разгосударствления экономики,обеспечения свободы производителя и предпринимательства законодателем введенановая модель регулирования трудовых отношений, основанная на децентрализации,расширении договорных начал между сторонами трудовых отношений. Государство неможет и, в известной мере, не должно вмешиваться в законную деятельностьорганизаций, в частности, занимающихся предпринимательской деятельностью. Нооно нашло компромиссные варианты регулирования правоотношений в сфере трудамежду их субъектами посредством социального партнерства.
Стратегическая цель законодателя,касающаяся реформ трудовых отношений и производных от них отношений,заключается в том, чтобы создать в стране эффективный, цивилизованный рыноктруда, который обеспечил бы работодателя рабочей силой надлежащей квалификации,а работников — высокооплачиваемой работой и надлежащими условиями труда.
Трудовое законодательство — единственнаяотрасль российского трудового права, которая способна не только непосредственновоздействовать на основную производительную силу — людей и защитить их впроцессе производственной деятельности, но также и защитить права и законныеинтересы работодателей. Собственно, новое кодифицированное законодательство отруде явилось своеобразной вехой, логическим этапом на путисоциально-экономических и институционнных преобразований, проводимых в России втечение последних десяти лет.
Трудовое законодательство ставит своейзадачей создание правовых возможностей более свободно регулировать трудовыеотношения, установление правовых гарантий для обеих сторон этих отношений.Законоположения Трудового кодекса распространяются на все организации,действующие на территории Российской Федерации, независимо от их формысобственности и организационно-правовой структуры.
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Трудовой кодексРоссийской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ// СЗ РФ
2. Федеральный законот 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственнойкооперации»// СЗ РФ. - 1995. - N 50. - Ст. 4870
3. Федеральный законот 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданскойслужбе Российской Федерации»// Российская газета. - 2004. - 31июля
4. Пленум ВерховногоСуда РФ в Постановлении от 22.12.92 N 16 «О некоторых вопросах применениясудами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовыхспоров»// Бюллетень ВС РФ. 1993. N 3.
5. Комментарий к Трудовому кодексу РФ// Под редакцией С.А.Панина. М. 2003
6. Комментарий кТрудовому Кодексу РФ (с изм. внесенными Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ и Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 г. N 3-П)/ Под общ. ред. проф. Л.Н. Анисимова. М. 2005.
7. Комментарий кТрудовому Кодексу РФ (Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А.)- Спарк, 2002 г.
8. Луганцев В.М.Проблемные вопросы сферы действия современного трудового права//Государство иправо. - 2004. - N 5. - С. 29.
9. Луганцев В.М.Проблемные вопросы сферы действия современного трудового права//Государство иправо. - 2004. - N 5. - С. 29.
10. Маврин С.П.,Филиппов М.В., Хохлов Е.Б. Трудовое право России: Учебник. С.-Петербург. 2005
11. Подвысоцкий П.Т.Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудовогоправа, по кругу лиц, во времени и в пространстве//Трудовое право. -2004. - N 8. - С. 54.
12. Совершенствованиезаконодательства о труде: теоретические проблемы//Журнал российскогоправа. - 2004. - N 6. - С. 49.
13. Снигирева И.О.Материалы конференции: «Проблемы, концепции и разработки нового Трудовогокодекса РФ»//Государство и право. - 2000. N 10. -С. 62.
14. Толкунова В.Н.Трудовое право. Курс лекций. - М., 2002. - С. 18.