Реферат по предмету "Государство и право"


Предмет, метод и задачи курса истории государства и права

1.        Предмет,метод и задачи курса истории государства и права
Как и любая другая наука,историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования,которые тесно соотносятся друг с другом.
Предмет – это то, чтоизучает наука. Методы – это как изучает наука свой предмет.
Государство и правоизучает возникновения развития и функционирования государства и права отдельныхзарубежных стран, рассматриваемые в хронологической последовательности и вконкретной исторической обстановке.
История государства иправа является дисциплиной:
— Исторической, посколькурассматривает историческое возникновение и эволюцию государственныхорганизаций.
— Правовой, ибо изучаетспецифическое социальное явление.
— Общественная, т.к.государственно правовая форма в тот или иной исторический период, это естьотражение цивилизации, культуры, уровня социального развития и др. особенностейобщества.
Классификация:
1.        общенаучныеметоды (анализ, синтез, индукция.)
2.        специально-научные(исторический, логический, сравнительный, системноструктурный, прогностический,толкование).
Что должны знать:
1.        основныепамятники права и историческую практику и применение.
2.        процессывозникновения развития институтов и правовую систему народов зарубежных стран.
Должны уметь:
1.        государственно иправовые явления в их историческом развитии, важнейшие правовые памятники ипрактику их применения.
2.        историческиосмысливать государственно правовые явления.
3.        составлять научнообоснованные прогнозы о будущих состояниях государственно правовых явлений.
4.        необходимосформировать: — научно-юридическое мировоззрение; — общеправовую культуру; — способность принимать правильное решение, в ходе профессиональной деятельности.
Периодизация историигосударства и права зарубежных стран.
1 период. История государства и права древнихвеков (4 тыс. до н.э.- 5 в. н.э.)
История государства иправа древнего Востока ( Египет, Вавилон,   Китай, Инья)
История государства иправа античного мира (Др. Рим, Др. Греция)
2 период. История государства и права среднихвеков. 5 в.н.э.- 17-18в. (Франкское гос-во, Франция, Германия, Англия,Византия).
3 период. История государства и права новоговремени. ( Англия, США, Франция, Япония).
4 период. История государства и правановейшего времени, начало 20 в. и по сегоднейший день ( США, Англия, Франция,Германия, Япония).
2. Государство и правоДревнего Египта
Древне Египетскоегосударство – это рабовладельческое государство, соответственно делится нарабов и рабовладельцев.
История подразделяетсяна 3 периода:
1.        Древнее царство28в. до н.э. по 26 в. до н.э.
Особенностигосударственного строя древнего царства заключается в централизации управления.Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти сосредоточились в рукахфараона. Все важные дела государства ( суд, назначения и пожалования,государственное строительство) проводились под его общим руководством.
2.        Среднее царство25 в. до н.э. по 16 в. до н.э.
Начало эпохи среднегоцарства характеризуется почти неограниченной властью монархов, но вскорепроисходит ограничение фараонами власти монархов и замена независимыхправителей новыми подчинёнными царской власти. В этих реформах опорой царя былипридворные, служивая знать, а также воинство, охранявшее царя.
3.        Новое царство 16в. до н.э. по 12 в. до н.э.
В новом царстве идётрасширение границ государства за счёт соседских территорий и в связи сактивизацией военной политики, создаётся постоянная армия изземледельцев-египтян, находящихся в полном содержании фараона.
Право в Египте возникло в следствие необходимостирегулирования юридическими нормами строительства оросительных сооружений,разделения труда и зарождения социальных отношений.
Существовали следующиеправа:
1.        Гражданскоеправо.
Главным предметомявляется землевладение, которое являлось собственностью государства. А правораспоряжаться было у фараона. Постепенно общинные земли переходят в частныеруки. Орудие труда, скот, являлись предметом разнообразных сделок (такие каккупля-продажи, мены, дарения, залоги, договор займа).
2.        Семейное право.
Древне Египетская семьябыла патриорхальной, т.е. главой семьи являются муж, отец. Женщина имеланекоторое имущество, т.е. которое она принесла по брачному контракту. Разводлегко осуществлялся, как для мужа, так и для жены.
3.        Наследственноеправо.
По закону и по завещанию,принципы майората(единонаследие). Движимое имущество наследует старший сын. Позавещанию: Воля озвучивалась перед 3 свидетелями, если устно, если письменно,то свидетели не нужны. Дети разного пола имели равные права.
4.        Уголовное право.
Главным принципом,которой используется – устрашение (битьё палками, отрезание ушей носа и т.д.).
5.        Процессуальноеправо (судопроизводство).
Носит письменныйхарактер, в следствии широко применяется пытка. Возбуждается уголовноепреследование по жалобе. Исключает гос-ые преступления.
 
3. Древние государстваМесопотамии
Первые города-государстваМесопотамии начали складываться в Южной части Двуречья, между реками Тигр иЕвфрат. Они возникли в 3 тыс. до н.э. Это были небольшие города-государства(Ур, Урук, Лагаш, Киш, Умма, Ниппур.) Древнейшим населением страны, заложившимосновы цивилизации в Междуречье, были Шумеры. Огромную роль в жизни Шумераиграло жречество. Храмы были центрами управления сельским хозяйством. Сначалаони не имели собственной земли, и каждая деревня выделяла участок земли,который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный урожай отдавлихраму. Постепенно храмы присвоили эти земли и стали вести на нихсамостоятельное хозяйство. К северу от шумеров жили аккадцы, которые постепеннозахватывали всю территорию Шумера и создали Шумеро-Аккадское царство,просуществовавшее почти 100 лет. Около 2000г. до н.э. Междуречье было захваченокочевниками – амореями. Одним из опорных пунктов стал Вавилон, бывший крупнымпоселением в последние века существования Шумера. Вавилон становится столицейнебольшого царства. При 6 царе Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромногогосударства Вавилония. После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд тяжёлыхпоражений от своих соседей. В 1595. до н.э. Старо-Вавилонское царство былоуничтожено. Новый подъём Вавилон переживает в 7-6 в.в.до.н.э., период с 626 по 539 г. до н.э., определяется как время существования Ново-Вавилонского царства. Это время былоростом крупного землевладения, расцвета землевладельческих отношений. Большоеразвитие получили ремесло и торговля.
 
4. Законы Хаммурапи
Общая характеристика,правовое положение населения, имущественные отношения, преступления инаказания, судебный процесс.
Правление царя Хаммурапи( 1792-1750 гг.дон.э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапипридавал большое значение законодательной деятельности. Эти законы были выбитына большом чёрном базальтовом столбе. Всего памятник насчитывает 282 статьи.
Особенность законов:
— их казуистичность;
— не упоминаются многие виды(государственные, религиозные);
— не расположены поотраслям права, но автор стремится логически их сгруппировать;
— не содержатрелигиозного и морализующего элемента.
Во времена правленияХаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. Царскаяземля раздавалась в пользование издольщикам. Развитие частной собственности наземлю вело к сокращению общинных земель,
упадку общины.
Обязательства права,известны такие договоры как:
— продажа земли истроений;
— аренда поля и сада;
— наём быков для работы вполе;
— заклад имущества;
— договор займа.
Все сделки присвидетелях.
Брачно-семейныеотношения. Бракзаключался на основании письменного договора между будущим мужем и отцомневесты. Замужняя женщина могла иметь своё имущество. Её права ограничены. Заневерность жестоко наказывали(выгоняли из дома, могли сделать из неё рабыню, )если жена была бесплодна, то муж мог иметь побочную жену – наложницу. У мужабыла свобода развода, у жены ограниченно.
Уголовное право. Следующие виды преступлений: 1)преступление против личности( убийство, побои); 2) имущественные(кража скота,рабов); 3) против семьи (неверность жены, кровосмешение). Наказания: Основнойпринцип Талеона (око за око). Высшей мерой наказания – смертная казнь(сожжение, сажание на кол). Членовредительские наказания – отрубание руки,пальцев, языка. Штрафы, изгнания. Судебный процесс по уголовным и гражданскимделам одинаков. Дело начиналось по жалобе потерпевшего. Судоговорениеосуществлялось публично. В качестве средств доказывания служили: свидетельскиепоказания, клятвы перед статуями богов ордалии ( упоминают испытание водой).
 
5. Демократизацияобщественно-политического строя Афин в 6-4 вв. до н.э.
Реформы Солона, Клисфена,Эфиальта, Перикла.
К 6 в. до н.э. в Афинахскладывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношенийпривело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. Растёт числобедняков-фетов. Противоречия кристаллизовались как противоречия между богатойродовой аристократией и народом, возглавляемым богачами. Для смягчения этихпротиворечий требовались глубокие социальные и политические преобразования.Начало им положил Солон. Реформы Солона в начале 6 в. до н.э.: — отменадолгового рабства (сисахфия), — изменение политической структуры общества(отменил прежнее сословное деление и заменил делением на 4 категории поимущественному положению граждан), — реформа государственного управления(значение старых органов сменилось, потому что возникли новые: экклесия –народное собрание, булэ – совет четырёхсот, пятисот; гелиэи – судебный орган).Эти реформы подорвали господство родовой аристократии.
В конце 6 в. до н.э.другой архонт Клисфен, проводит ряд реформ, которые окончательно истребляет остатки родовогостроя: 1. введено деление на 10 фил (округов), 2. военное дело и финансыперешли к новому органу – коллегия стратегов, 3. был введён остракизм – суд врезультате которого изгоняли граждан опасных для демократии. Эти реформыокончательно сформировали древне Афинское государство.
В 5 в. до н.э.возникли реформы Эфиальта и Перикла. 1. ареопаг потерял остатки своей власти, 2. вводилась плата заисполнение должности. Малообеспечиным гражданам давалась возможность заниматьгосударственные должности, 3. уничтожение Цензовой системы. В финнах былорабовладельческое государство по форме демократической республики.
Государственный аппаратафинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания,гелиэи, Совета пятисот, коллегии стратегов, коллегии архонтов.
 
6. Государственныйстрой Афин в 5-4 вв. до н.э. «Царский» период в Риме. Реформы Сервия Туллия
Афины представляли собойиной тип рабовладельческого города-государства. Система афинской демократии 5в. до н.э. представляла собой хорошо организованную политическую систему,основанную на взаимодействии важнейших демократических институтов афинскогополиса – народного собрания, Совета 500, гелиэи. Замещение государственныхдолжностей строились на принципах выборности. Сложившаяся система предоставлялаафинским гражданам право не только участвовать в управлении государством, но иконтролировать афинскую конституцию. Для своего времени афинскаядемократическая республика имела самое передовое государственное устройство, вусловиях которого все полноправные граждане привлекались к управлению страной.Государство в свою очередь брало на себя обязанности по заботе об ихматериальном благосостоянии и развитии культуры.
«Царский» период 753 г. до н.э. – 509 г. до н.э… Древнее население Рима первобытно общественного строя. Оноделилось на 300 родов. Каждые 10 родов составляли курию. 10 курий составлялиплемя трибу. Это население – римский народ – члены рода патриции. Только ониполноправные граждане Рима. Только они управляли делами общины. Другая частьплебеи, они не имели прав политических. Занимались земледелием, ремеслом,торговлей. Сенат: Членов 300. Совет старейшин готовил законопроекты. Такжеизбирался вождь – рекс. Он был военоночальником, верховным судьёй, жрецом.
В 6 в. до н.э. один изрексов Сервий Туллий провёл реформу, которая была первым шагом в борьбе между плебеями и патрициями.1. По реформам патриции и плебеи были разделены на 5 разрядов поимущественному признаку ( всех неимущих и голодных не входящих в разряды пролетарии.);2. Римское военное ополчение вне их происхождения, строится теперь тожепо разряду (всего войско составляло 193 центурии);3. Народное собраниепроисходило не по патрицианским куриям, а по центуриям. Эти реформы разрушилиродоплеменной род патрициев, включили плебеев в состояние римского народа иукрепили ополчение. Территория Рима была разделена на 4 округа (трибы).

7. Общественнополитический строй Рима в период республики
В конце 6 в. до н.э. вРиме царскую власть сменил консулат. Вместо царя стали выбирать 2 консулов. Сэтого момента начинается история Римской республики., просуществовавший около500 лет. Главным органом власти Римской республики был сенат, развивавшийся изсовета старейшин римского союза племени. Сенаторов назначали особоуполномоченные лица, избранные Народным собранием, — цензоры. Для большинствасенаторов назначение было практически пожизненным. В ведении Сената находилисьмногие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственнымимуществом, бюджет, военное дело, сенат мог назначить судебные коллегии идавать указания о производстве расследования. Аристократическая по своей сутиреспублика, сохраняла многие важные институты народования. Со временим к нимприбавился народный трибунат, служивший ограждением прав граждан отзлоупотребления власти. Существовало 2 вида народных собраний: — центуриатные,- трибутные. Центуриатные – утверждали законы и избирали всех основныхначальников ( магистратов) республики: консулов, преторов, цензоров. и др. Натрибутных собраниях избирали плебейских трибунов, обсуждали некоторыезаконопроекты, местные дела. В Римской республике правительственная властьскладывалась из некоторого числа коллегий. Все они избирались народнымсобранием, сроком на 1 год. Важнейшее значение имели коллегия консулов иколлегия преторов. В их руках находились дела текущего управления. Они следилиза исполнением законов. Особое значение занимали плебейские (народные) трибуны.Трибунат был строго плебейским учреждением. В полномочия трибун входило правоарестовывать любое лицо и подвергать его публичному вопросу.

8. Римская империя: принципат и доминат
История делится на 2этапа:
— 1в. – 3 в. принципат;
— 3 в. – 5 в. доминат.
Во времена принципатапродолжают существовать республиканские органы власти. «Принципс» — это первыйгражданин Римского государства. Он соединяет в своих руках полномочия всех главныхмагистратур. Он начал осуществлять законодательную деятельность через сенат.Принципс избирается сенатом. Первые Римские императоры ещё считаются с сенатом,а затем сенат превращается в совещательный орган при императоре. Роль сенатападает, но усиливается роль императорской канцелярии. Опорой принципса являетсяармия.
Доминат – от слова dominus – господин. Характеризуетсянеограниченной властью императора. Такую неограниченную власть поддерживаюткрупные землевладельцы. Центральное управление было сосредоточено в несколькихведомствах: — госсовет, — финансовое ведомство, — военное ведомство и др…Преобразование принципата в доминат происходит в период правления императораДиоклетиана ( 284г.- 305г.).
 
9. Деление Римскогоправа на публичное и частное. Система Римского частного права
В Риме в древние временаразличались 2 отрасли права: право публичное и право частное.
Публичное право – это то,которое относится к положению римского государства, Частное – которое относитсяк пользе отдельных лиц.
С точки зрения этогоопределения под публичным правом следует понимать те нормы, которые охраняютинтересы государства, а также определяют правовое положение государства и егоорганов. Частное право – это нормы права, защищающие интересы отдельного лица,его взаимоотношения с другими лицами. То есть по сравнению с публичным, частноеправо – более ценный массив римского права, оно более развито и до тончайшихдеталей приспособлено к регулированию отношений, возникающих из формправотворчества и товарооборота.
Различие права напубличное и частное – основное деление национальных правовых системсовременности. Добавлю ещё, что Предметом регулирования частного права являютсяследующие отношения: 1. семейные отношения, 2. отношения собственности, 3.обязательственные отношения, 4. отношения по наследованию. ОсобенностьюРимского частного права является то, что оно предоставляло определённый просторавтономии отдельных лиц, т.е. человек волен защищать или не защищать своюсобственность, волен предъявить иск или нет, содержание договора определяетсясоглашением сторон, а защищаться договор органами государства будет лишь вслучае предъявления иска лицом, потерпевшим от неисполнения этого договора.
 
10. Источники (формы)Римского права
По виду и значениюисточники права определялись по официальному рангу органа, его издавшего: народ(комиции ), сенат, магистраты. А период принципата и домината главнымисточником являлись воля, единовластие императора, выраженные в егоконституциях. В период рассвета республики была формула – «Благо народа естьвысший закон». В древности считали, что закон это Бог, т.к. Бог карает людей запреступления. Долгое время обычай признавали источником Римского права. Самыйдревний источник Римского права – «Законы 12 таблиц». Затем идут законы, принятыекомициями, они носили имена авторов. Источником права считались постановлениясената и преторские эдикты. Римское право создавалось столетиями, но оно такжеи изменялось, приспосабливаясь к новым условиям и конкретным ситуациям.Комиции, сенат, магистраты и императоры переодически дополняли и изменялиправовые нормы. В период принципата и домината основным источником права сталиакты императорской власти. Их было 4 вида: эдикты (акты общего характера),мандаты (инструкции чиновникам), декреты (решения судов), рескрипты (ответы наюридические вопросы граждан). В период республики магистраты, преторы, вступаяв должность издавали эдикты (программы своей деятельности). С уходом автораэдикта в отставку юридическая сила эдикта терялась. Преторы своими эдиктамидополняли цивильное право (гражданское). Сначала между преторским и цивильномправом была конкуренция, но потом различия между ними стёрлись.
 
11. Правовое положениенаселения в Риме (три статуса личности и три способа умаления правоспособности)
Свобода – этоестественная власть гражданина делать то, что ему нравится, если это незапрещено законом. Гражданство приобреталось с рождения (если родители являлисьгражданами). В спорном случае гражданство определялось по матери. За особыезаслуги гражданство присваивалось знатным иностронуам. Отпущенный на свободураб, не имел всех гражданских прав и свобод. Граждане делились на сословия(сенаторы, всадники, военная знать — имели преимущества над другими). Правагражданина – пользование политическими правами, участие в работе комиций,обязанность состоять в ополчении, служить в армии, иметь собственность,владение, гражданина нельзя было арестовать дома. Закон охранял правагражданина – личные, публичные и права на недвижимость. Также охранялась честьи достоинство граждан. Совершеннолетие с 25 лет. Брачный возраст ж – 12, м – 14 лет. Гражданин не мог быть осуждён без обвинения. Была утрата полная (взятия в плен),частичная (выселение, изгнание), незначительная (изменение семейногоположения).

12. Вещное право вРимском праве
Одну из основных задачгражданского права составляет распределение имущественных благ, т.е. преждевсего вещей, находящихся в обладании данного общества. Средством такогораспределения является предоставление этим последним субъективных вещных прав.Соответственно этой функции, всякое вещное право представляет некоторуюнепосредственную юридическую связь лица с вещью – вещь принадлежит данномулицу. Противоположность вещному праву, представляет обязательственное право.Обязательственное требование адресуется только к одному лицу, должнику.Основное вещное право есть право собственности: оно представляет собственникуполную власть над вещью. Собственник имеет право владеть вещью, пользоватьсяею. Но кроме права собственности, возможны вещные права ограниченногосодержания или вещные права на чужую вещь. Вещь принадлежит на правесобственности одному лицу, но другое лицо имеет на неё такое женепосредственное вещное право, лишь ограниченное по своему содержанию. Распадаютсяна 2 группы: 1. Составляют вещные права пользования чужой вещью. Сюдаотносятся, сервитуты. 2. Составляют вещные права на распоряжение чужой вещью.Таково закладное или залоговое право. Сущность его состоит в том, что кредиторимеет право при неуплате долга, подать эту вещь для своего удовлетворения, т.е.распорядится ею.
 
13. Формированиефеодальных отношений и государства у франков
Государство франков посвоей форме было раннефеодальной монархией. Оно возникло в переходном отобщинного к феодальному строю, которое миновало в своём развитии стадиюрабовладения. Государство франков прошло в своём развитии 2 основных периода (сконца 5 до 7 в. с 8 до середины 9 в.). Рубеж, разделяющий эти периоды,характеризуется не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришлиКаролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической иполитической перестройки франкского общества, в ходе которой складывалосьфеодальное государство в форме сеньориальной монархии. Во втором периоде завершаетсясоздание крупной феодальной земельной собственности. В 5-6 вв. у франковсохранились ещё общинные, родовые связи, отношения эксплуатации среди самихфранков не были развиты. Наиболее ярко социально-классовые развития враннеклассовом обществе франков проявлялись в положении рабов. Рабский трудоднако не получил широкого распространения. На ряду с рабами существовалаособая категория лиц – полусвободные литы. Лит представлял собойнеполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальнойзависимости от своего господина. Право франков свидетельствует и о начавшемсяимущественном расслоении франкского общества. Процессы феодализации получаютмощный импульс в ходе завоёванных войн 6-7вв. когда в руки франкских королей,королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий.
 
14. Общественный стройу франков
Процессы феодализации уфранков получают мощный импульс в ходе завоевательных войн 6-7вв., когда в рукифранкских королей служилой аристократии, королевских дружинников переходитзначительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии. Служилая знать,связанная в той или иной мере вассальной зависимостью от короля, становитсякрупным собственником земель, скота, рабов. Образование нового государствасопровождалось развитием в недрах франкского общества феодализма, становлениемновых отношений собственности и формированием новых классов, практикой широкойраздачи земель родовой аристократии и королевским дружинникам. Важные измененияпроисходили и в среде крестьянства. В крестьянской общине утверждалась частнаясобственность на землю. Существовало 2 формы закабаления: с помощью прекария икоммендации. Прекарием назывался договор, по которому феодал предоставлялкрестьянину участок земли, на условиях определённых повинностей. Коммендацияозначала передачу себя под покровительство феодала. Бурным ростом феодальныхотношений характеризуются 7-9вв. В это время во франкском обществе происходитаграрный переворот. В 8в. в ходе реформ Карла Мартелла появляется новая формафеодального землевладения – бенефиций, что означает благодеяние, милость. Этобыло условное пожизненное землевладение, которое предоставлялось за несениеслужбы.
 
15. Государственныйстрой у франков
В процессах становления иразвития государственного аппарата франков, можно выявить 3 направления: 1-оенаправление, особенно характерное для начального этапа (5-7вв.), проявилось вперерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичнойвласти, в собственно государственные органы. 2-ое – определялось развитиеморганов вотчинного управления. 3-ие – было связано с постепенным превращениемгосударственной власти франкских монархов в «частную» власть государейсеньоров, с формированием сеньориальной монархии. Завоевание Галлии послужиломощным импульсом создании нового государственного аппарата у франков. Хлодвигбыл первым франкским королём. Из простого военачальника он превращается вмонарха, добиваясь этого положения всеми средствами: вероломством, хитростью.Власть франкских королей стала передаваться по наследству. Уже первые королиобладали значительной властью. Они созывали народное собрание ополчение икомандуют им во время войны, издают общеобязательные распоряжения. Неисполнениекоролевского повеления каралось крупным штрафом или членовредительством, вплотьдо смертной казни. С середины 7в. знать уже берёт бразды правления в свои руки,отстраняя короля.
 
16. Салическая правда(общая характеристика)
Франкская монархия вначале 6в. обрела свод норм обычного права – Салическую правду. Основнымназначением Саличес.правды было руководство для судей на различного родапроцессах. В ней юридически закреплялась общинная собственность на землю. Угодьяпринадлежали всей общине крестьян. Участки пахотной земли распределялись междукрестьянскими семьями. Частная собственность возникает в результате покупки уримлян, захватов не занятой ни кем земли. Большое внимание Салическая правдауделяет использованию обязательств. К исполнению договорных обязательствкредитор мог понудить должника: три раза с промежутками в несколько дней ондолжен был при свидетелях заявить должнику о своих требованиях. При отказедолжника удовлетворить их он мог обратиться в суд. Движимое имущество сын идочь наследовали в равной доле. Однако земля переходила только к сыну. Кража вдоме каралась строже, чем в не дома. Уплата штрафа, будучи непосильной одномулицу, производилась совокупными усилиями всех членов того рода, к которомупринадлежал преступник. Основную часть Сол. пр. составляют нормы уголовного иуголовно-процессуального характера. Выделяются преступления против личностипротив имущества, должностные преступления. Сал. пр. ограничивает кровнуюместь. Основной формой наказания является штраф. Размер штрафа зависел отсоциального положения пострадавшего и ответчика. Судебный процесс носилсостязательный характер. Начинался по заявлению потерпевшего. На нём же лежалаобязанность сбора доказательств. В качестве доказательств использовалисьсвидетельские показания, клятвы, ордалии.
17. Сеньориальнаямонархия во Франции
В этот период феодальнойраздробленности, Франция была поделена на крупные сеньории. Вес и сила феодаловопределялись не столько размерами земельных владений, сколько количествомвассалов. Вассальный договор заключался торжественно между сюзереном и вассалом.Главное в нём составляло официальное введение вассала во владение землёй и егоклятва верности своему сюзерену. Таким образом, уже к 11в., наследственнородовое земельное владение, учреждается как основная форма поземельнойсобственности. Социальная структура сложилась к 11в. К 13в. фиксируетсяиерархическая структура господствующего класса, который становится замкнутым. Титулыи ранги, приобретают наследственный характер, феоды превращаются внаследственные владения. Образуются следующие классы: 1.) Класс феодалов:король, герцоги, графы; 2) духовенство; 3) Класс феодально- зависимых крестьян(большинство были сервами – почти рабы, вилланы – имели земли, принадл.Феодалу); 4) Горожане. В период сеньориальной монархии королевская власть воФранции была слабой и распространялась только на территорию королевскогодомена. Королевский договор возглавлял сенешал (это влиятельная должность)Сенешал командовал армией подписывал государственные документы. Органы местногокоролевского управления существовали только в домине короля. В крупныхсеньориях управляли сами феодалы. С середины 11в. король ввёл в своём доминедолжность прево, которые назначались в специальные округа – превотства. Важнуюроль в повышении авторитета королевской власти сыграли реформы Людовика 9:Судебная реформа: споры между феодалами решает король или назначенные им судьии поэтому создаётся судебная инстанция – Парижский парламент; Финансоваяреформа: введение для все страны – единая золотая королевская монета.

18. Сословно-представительнаямонархия
В этот период во Франциипроисходит рост товарно-денежных отношений, рост городов, рост политическойактивности городского населения. Это вызвало перестройку традиционногофеодального хозяйства, форм эксплуатации крестьянства. Основную массу крестьянствасоставляют цензитарии, которые платят ценз, денежную ренту сеньору. Происходятизменения и в классе феодалов. Оформилось три сословия: 1) Духовенство, 2)Дворянство, 3) Городское население и крестьяне цензитарии. В периодсословно-представительной монархии происходит просесс политическойцентрализации. Сеньориальная власть по существу утратила свой самостоятельныйполитический характер. Вводится единая королевская монета на территории всейстраны. До середины 16в. правила династия Капетов. Со второй половины 16в. до1789г. у власти находится династия Бурбонов. При Бурбонах Франция сталапроцветающей и могущественной, за счёт развития ремёсел и торговли, колонизациизаморских владений. Сословно-представительная монархия выразилась прежде всегов создании в 1302г. при короле Филиппе 4 общенациональногосословно-представительного учреждения – Генеральных штатов. Король собиралГениральные штаты по разным поводам, но чаще всего из-за нужды в деньгах. Набазе королевской курии был создан большой совет ( с 1314 по 1497гг.), в которыйвходили легисты, 24 представителя светской и духовной знати. Совет собирался 1раз в год, его полномочия носили совещательный характер. В 15в. во Франциипоявляется постоянная королевская армия с централизованным руководством ичёткой системой.
 
19. Абсолютнаямонархия
В 1610г. на престолвступил Людовик 13, который преобразил выдающегося политика-реформаторакардинала Ришелье. Ришелье в возрасте 37 лет стал кардиналом, в 39 – министромкороля и пэром. Реформы Ришелье: 1. отмена Нантского эдикта и сокрушение партиигугенотов; 2. введение права эвокации; 3. привлечение к работе представителейдворянства мантии; 4. в 1628г. был издан эдикт против дуэлей; 5. в 1626г. вышлакоролевская декларация о снесении замков гугенотов; 6. в 1637г. вышел эдикт,запрещавший парламенту вмешиваться в государственные дела и администрацию, атакже приняты меры по расширению полномочий интендантов юстиции, полиции ифинансов; 7. Ришелье стоял у истоков политики меркантилизма, он поощрялсоздание мануфактур, развитие торгового флота; 8. в 1634г. Ришелье создалфранцузскую академию наук. Следующим правителем стал Людовик 14. При нёмпроисходит рассвет абсолютизма. Людовик 14 вёл разорительные войны, но насловах признавал высокую роль закона. Возникновение абсолютизма было вызванопрежде всего изменениями сословно-правовой структуры страны, зарождениемкапиталистических отношений. Становление абсолютизма в 16 в. имелопрогрессивный характер, способствовало завершению территориального объединенияФранции, формированию единой французской нации, более быстрому развитиюпромышленности и торговли. Король обладал верховной политической властью, неделимой ни с какими органами. Уже в 16в. Генеральные штаты перестаютсозываться. При монархе действуют Государственный совет, Совет департаментов.Большой совет делится на Верхний совет, для решения внешнеполитическихвопросов, и совет депеш – вопросы внутреннего управления, принималрешения, относящиеся к деятельности администрации, А также Совет повопросам финансов, разрабатывал финансовую политику.

20. Становление иразвитие раннефеодального государства в Германии
В экономическом отношенииГермания являлась одной из наиболее отсталых стран Европы. Феодальные отношенияразвивались гораздо позже, не ранее 11в. Германское общество разделялось надва основных сословия: Военное – рыцарство, Податное – крестьянство.Образованию этих главных сословий способствовала реформа короля Генриха 1.Основной целью было формирование конницы для борьбы со вторгнувшимися венграми.По этой реформе все лица, которые могли сражаться в конном строю, былизачислены в военное сословие, остальные зачислялись в податное сословие.Военное сословие было неоднородно. В его состав входило многочисленное среднееи мелкое рыцарство. Податное сословие распадалось на свободное и несвободное.Крестьяне оставались свободными земельными собственниками. Несвободные –крепостные и холопы. Горожане были земельными собственниками или торговцами иремесленниками. В 12 в. в Германии оформились феодальные сословия. Структураклассов феодалов определялась отношениями земельной собственности. Самымкрупным собственником был король. Большая часть земли в Германии в 9-12вв.принадлежала светским феодалам. Наиболее крупными землевладельцами после королябыли герцоги, маркграфы, пфальцграфы. Взаимоотношения между феодалами строилисьна ленных связях и были многоступенчатыми, что типично для раннефеодальногогосударства. Основную массу зависимого крестьянства составляли колоны иполусвободные крестьяне – литы. В 9-10 вв. в Германии происходило усилениекоролевской власти. Объективные предпосылки для усиления власти былииспользованы королями Саксонской династии, при первых представителях – Генрихе1 и Оттоне 1 – фактически сложилось Германское раннефеодальное государство. Вборьбе с герцогами королевская власть пыталась опереться на поддержку церкви.При королевском дворе постоянно находилось значительное число церковных исветских феодалов. В политической жизни страны огромную роль играли собранияфеодалов. Они выступали как суверенный орган при отстранении королей от власти,в период междуцарствий. В конце 11 в. восторжествовали принципы избирательноймонархии. Избрание короля князьями представляло собой юридический акт. Кто неучаствовал в выборах, считал себя свободным от королевской власти.
 
21. ГосударствоГермании в период феодальной раздробленности
К 13 в. территорияГермании значительно увеличилась. А востоке возникли крупные самостоятельныекняжества. Во всех областях хозяйства распространялись товарно-денежные отношения,росло цеховое ремесленное производство. С 13 в. территориальная раздробленностьстраны нарастает. Князья превращаются в фактически независимых государей. В13-14 вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств,бароний и рыцарских владений. Положение крестьянского населения в 14 в.несколько улучшилось, поскольку вместо прежней барщиной системы феодаламивводились новые формы организации хозяйства. Общегерманским законодательныморганом был рейхстарг, состоявший из трёх курий: курии курфюрстов, курии князейи курии императорских городов; мелкое дворянство и крестьянство не имели врейхстарге своего представительства. Рейхстарг созывался императором 2 раза вгод. Значительную роль в жизни Германии играли города. Правовой статус городаопределял объём его самостоятельности. Германские города были трёх видов:имперские( вассалы короля), вольные(пользовавшиеся полным самоуправлением),княжеские(подчинявшиеся князю, в княжестве которого они находились). К концу 15в. более 80 городов получили политические вольности и являлись самоуправляемымиединицами. Система судоустройства Германии характеризуется наличием несколькихвидов судов: — сеньориальные, феодальные суды, создавшиеся в поместьяхземлевладельцев; — церковные суды, юрисдикция которых распространялась, с однойстороны, на определённые категории людей; — городские суды. С укреплениемкняжеской власти образовался высший суд в княжествах.
 
22. Англосаксонскаяраннефеодальная монархия
Несмотря на возвышение иукрепление королевской власти в англосаксонский период, сохраняются отношение ккоролю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола. Уанглосаксов существовал прямой налог в пользу короля. Королевский дворпостепенно стал центром управления страной, а королевские приближённые –должностными лицами государства. Высший государственный орган в англосаксонскуюэпоху- витаногемот- совет витанов, «мудрых». Это собрание достойных, включалосамого короля, высшее духовенство, светскую знать. Все важные государственныедела решались « по совету и с согласия» этого собрания. Местное управление вАнглии в значительной мере основывалось на принципах самоуправления. В то жевремя страна была разделена, в основном в военных целях, на 32 больших округа(графства). Центром графства был, как правило, укреплённый город. Собраниеграфства с конца 10 в. собиралось дважды в год для обсуждения наиболее важныхместных дел, включая суд по гражданским и уголовным делам. Во главе графствастоял – элдормен. Его роль заключалась в руководстве собранием графства и еговооружёнными силами. Постепенно в управлении возрастает роль личногопредставителя короля – герефы. Герефа – королевский министериал. Ванглосаксонскую эпоху стал складываться на местах механизм централизованногобюрократического управления через должностных лиц административных округов,подотчётных королю и действующих на основе письменных приказов за королевскойпечатью.

23. Сеньориальнаямонархия в Англии. 1066г
Она имела своиособенности. Король сразу получил значительное превосходство над феодалами. 1)1/7 земли принадлежала королю, 2) все феодалы были вассалами короля, 3) наместах власть принадлежала не сеньорам, а шерифам, назначенным королём. В12-13вв. начинается превращение сеньориальной монархии в сословно-представительную.
 
24.Сословно-представительная монархия в Англии
Одной из предпосылоксословно-представителной монархии было оформление феодальных сословий. В Англиипроцесс сплочения феодалов в сословия происходил в специфических условиях:ленная иерархия не получила широкого развития; сословно-политические отношенияпервое время сложились этническими различиями; феодальная знать со временизавоевания находилась в сильной зависимости от королевской власти не могласоздать замкнутых территориальных владений; усилившаяся королевская власть ранолишила магнатов иммунитетных привилегий. Но высшая феодальная знать добилась усословной монархии наследственного пэрства. Английское дворянство уже в 13 в.играло большую роль вы экономической и политической жизни страны. Оно ранопотеряло военное значение, но приобрело большой вес в местной политическойжизни. При Иоанне Безземельном борьба феодальных сословий против королядостигла особого напряжения. Политика Генриха 3 вызывала оппозицию,поддержанную всеми сословиями. Повод к открытому выступлению послужил созывБольшого совета в 1258г., на котором король потребовал огромной суммы денег дляпокрытия долга папской курии. Бароны съехались в Оксфорд, где на бурномсобрании, предъявили королю петицию из 29 пунктов. Представленный проектпереустройства государственного управления был принят парламентом и и названОксфордскими провизиями.
25. Абсолютнаямонархия в Англии
В течении 14-15вв. вэкономике и социальной структуре Англии произошли значительные изменения.Постепенно происходит капиталистическое перерождение феодального землевладения.Пытаясь расширить свои владения с целью превращения их в пастбища для овец,феодалы захватывают общинные земли, сгоняя крестьян с их участков. Это привелок ускоренной дифференциации сельского населения на фермеров. К концу 15 в.английское крестьянство разделилось на 2 основные группы – фригольдеров икопигольдеров. Копигольдеры – потомки прежних крепостных. Абсолютная монархия вАнглии установилась в период упадка феодализма и возникновениякапиталистических производственных отношений. Основная особенность английскойабсолютной монархии состояла в том, что наряду с сильной королевской властьюпродолжал существовать парламент. Центральными органами власти и управления впериод абсолютной монархии были король, Тайный совет, парламент. Парламентсохранял за собой прерогативу утверждение размеров сборов и налогов. В периодабсолютизма окончательно утверждается верховенство королевской власти наданглийской церковью. Парламент Англии при Генрихе 8 с 1529-1536гг. принял рядзаконов, объявлявших короля главой церкви и наделявших его правом намечатькандидатов на высшие церковные должности. Английская церковь перестала зависетьот римского папы и превратилась в часть государственного аппарата. Сустановлением абсолютизма система местных органов управления стала болеестойкой. В период абсолютизма расширилась судебная компетенция мировых судей. Всеуголовные дела предписывалось рассматривать разъездным и мировым судьям послеутверждения по ним обвинительного акта большим жюри. Английское государство,занимая островное положение, нуждалось для защиты своей территории в сильномморском флоте. Военный флот стал основой вооружённых сил Англии.
26. Общественный стройАрабского халифата
Крупнейшим государствомфеодалов был Арабский Халифат. В основе лежала мусульманская религиозная община.Возглавлял Мухаммед 622г. 7в. Государство возникло в результате арабскихзавоеваний. Во главе государства – халиф. Объединяет в себе светскую и духовнуювласть. Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата быланеодинаковой. Она находилась в прямой зависемости предшествовавшего завоеваниюуровня их социально-экономического развития. Если в Ираке, Египте феодализмгосподствовал практически безраздельно, то в большей части Аравии сохранилисьзначительные пережитки родоплеменного строя.
 
27. ВозникновениеАрабского халифата. Государственный строй
В 7в. у арабских племён,центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложениеродоплеменных отношений. Усилилась имущественная и социальная дифференциация. Вгородах доминировали богатые купцы-ростовщики. Бедствием для простых людей былаусилившаяся межплеменная рознь. Постоянные взаимные военные набегисопровождались убийствами, угоном людей и скота. Возникновение новой религии –ислама – связано с именем Мухаммеда. Мухаммед провозглашал необходимость новогопорядка, исключавшего межплеменную рознь. К 20-30 гг. 7 в. было завершеноорганизационное оформление мусульманской религиозной общины. Созданные еювоенные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. Возникшеегосударство решало одну из важнейших задач, преодоление племенного сепаратизма.К середине 7 в. объединение Аравии было в основном завершено. Государственныйаппарат Халифата был достаточно централизованным. Высшая власть духовная исветская принадлежала – халифу. Центральные органы управления – диван. Одиндиван контролировал войско, другой финансовый, третий общественные работы.Высшие чины назначались халифом и несли ответственность перед ним. Среди нихпервое место принадлежало везиру. Постепенно визиры сосредоточили в своих рукахуправление и тем самым оттеснили халифов от реальной власти.
 
28. Мусульманскоеправо. Источники (формы) мусульманского права. Регулирование имущественныхотношений, преступления и наказания
Согласно, мусульманскоеправо действия каждого лица делится на: — общеобязательные действия, — желательные, — разрешаемые, — нежелательные, но ненаказуемые, — запрещённые истрогонаказуемые. К таким главным защищающим ценностям относятся религия,жизнь, продолжительность потомства, собственность, поэтому преступления делятсяна: — преступления против религии и государства, — преступление противотдельных лиц, — преступления и правонарушение, наказания за которые не былоточно установлены, их определял суд. Существовало 2 вида наказаний: 1. телом ижизнью, 2. штраф. Шариат закреплял верховную собственность халифа на землю.Договоры: мены, займы, наймы, купли-продажи. Наследователь имел правораспоряжаться 1/3 своего имущества, остальное пропорционально делилось междузаконными наследниками. Семейное право: полная власть принадлежала мужчине всемье, многожёнство, лёгкость развода для мужа.
 
29. Предпосылки,основные этапы, особенности буржуазной революции в Англии
Историю английскойбуржуазной революции принято делить на 4 этапа: 1. Конституционный этап(1640-1642гг.); 2. Первая гражданская война(1642-1646гг.); 3. Втораягражданская война(1646-1649гг.); 4. Индепендентская республика(1649-1653гг.). Вначале 17в. Англия выглядела в некотором отношении странной гораздо болеебуржуазной, чем феодально-крепостнической. Широкое развитие получает кораблестроение.Главным предметом экспорта являлась уже не шерсть, а готовое сукно. Уже нередкостью были предприятия, на которых под одной крышей работали сотни наёмныхработников. Тем не менее, буржуазия была недовольна. Признаки революционнойситуации обнаруживались в крестьянских выступлениях и рабочих беспорядках, воткрытом сопротивлении налоговому обложению, в деятельности разного родарелигиозных сект, настаивавших на разрыве с официальной церковью. В 16в. вАнглии, особенно на севере, укрепилось течение протестантизма, кальвинизма.Английская буржуазная революция 17в. были громовым ударом, возвестившимрождение нового общественного строя, пришедшего на смену старому порядку. Онабыла первой буржуазной революцией общеевропейского значения. Английскаябуржуазная революция внесла большой вклад в развитие парламентизма, так какцентральным органом революции, на первом этапе стал парламент, в которомподавляющее большинство представляло интересы буржуазии. Английскийгосударственный строй после буржуазной революции является не чем иным, каккомпромиссом между неофициально, но фактически господствующей во всех решающихсферах буржуазного общества, буржуазией и официально правящей земельнойаристократией.
 
30. Утверждениеконституционной монархии и её эволюция в 18-19вв. в Англии. Избирательныереформы
В 1688г. был организовандворцовый переворот, который был назван «славной революцией». С этого периода вАнглии окончательно устанавливается конституционная монархия. Юридическоезакрепление конституционной монархии нашло закрепление в 3-х законах: 1. Хабиаскорпус акт 1679г.(акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждениизаточения за морями); 2. Билль о правах 1689г. (утверждал верховенствопарламента в законодательной и финансовой политики); 3. Акт об устранении1701г. (акты издаваемые королём действительны только при наличии подписисоответственного министра). Согласно акту о реформе 1832г., принятому поинициативе вигов, более 50 населённых пунктов были лишены представительства впарламенте. Реформа 1832г. имела далеко идущие последствия, так как покончиласо средневековой системой формирования высшего представительного органа –палаты общин. Реформа 1867г. наряду с очередным перераспределением депутатскихмест предусмотрело дальнейшее расширение избирательного корпуса, необходимое вновых условиях двухпартийного соперничества. В конце 19 в. была проведена важнаяреформа судебной системы. Серией актов 1873-1876гг. и 1880г. о Верховном суде иапелляционной юрисдикции было упразднено сложившееся в феодальную эпоху разделениевысших судов Англии на суды общего права и суды справедливости.
 
31. Британская колониальнаяимперия
К середине 19в. Англиясоздаёт крупнейшую колониальную империю. Создаётся особая система управлениязавоёванными территориями. Колонии в Англии были завоёванными ипереселенческими. Завоёванные колонии: Преобладало цветное население. Политическойавтономии не имеют. Управляется от имени короны через правительство. Всезаконодательные функции и исполнительные организации у губернатора.Переселенческие колонии: Имели политическую автономию. Там была свояконституция, своё правительство. Оно подчинялось губернатору. В конце 19 в.появляется ещё одна форма зависимости: протекторат. Формально не зависимоегосударство, которому Англия навязала договоры, где согласно им предусматривалиськолониальные войска.

32. ВеликаяФранцузская буржуазная революция и становление конституционного строя (до1814г.)
Формирование во Франциигосударства связанно с великой французской революцией. Причиной революцииявлялось обострённое противоречие между господствующими феодалами политическойсистемы и развития буржуазных отношений. В условиях этого кризиса абсолютизмвынужден был созвать генеральные штаты. Изначально генеральные штат вступают вконфликт с королевской властью и объявляют себя национальным собранием и затемучредительным. Король попытался разогнать генеральные штаты. Эта попытка привелак восстанию народа 14 июля 1789г. Великая французская революция имеет 3 этапа:1. с 14 июля 1789г. – 10 августа 1792г. – установление конституционноймонархии; 2. с 10 августа 1792г. – 2 июня 1793г.- установление республиканскогостроя; 3. с 2 июня 1793г. – 27 июля 1794г. – якобинская диктатура. В ходевооружённых восстаний якобинская диктатура пала и установилась термидорианскаяреспублика. В ней власть переходит в руки крупных буржуа.
 
33. Эволюциягосударственного строя от Первой республики до Второй империи во Франции
9 ноября 1799г. генералНаполеон Бонапарт разогнал законодательный корпус и создал новую конституцию1799г. Теперь правительство формировалось из 3 консулов. Они избирались на 10лет. Первый консул имел самую большую власть, им был Наполеон. В 1800г. воФранции было ликвидировано выборное местное самоуправление, т.е. властьпереходит к назначенным должностным лицам – префектам. В 1802г. Наполеонобъявляет себя пожизненным консулом. В 1804г. он принял титул императора. В егоруках сосредотачивается и закон и исполнительная власть. Эта республикапросуществовала 15 лет. В 1814г. империя Наполеона потерпела крах. На престолбыл возведён представитель династии Бурбонов Людовика 18. Таким образом былареставрирована монархия. Верховная власть короля ограничивалась парламентом. Онсостоял из 2 палат: 1) палата пэров, 2) палата депутатов. Права былиограниченны высоким имущественным центром. Монарх проводил реакционнуюполитику. В 1830г. власть бурбонов свергли и установилась июльская монархия воглаве с королём Луи Филиппом Орлеанским. Новый режим закреплён хартией 1830г.Расширились полномочия парламента. Снижены цензы. В 1848г. Луи Филипп отказалсяот престола и провозглашена вторая республика. К 1848г главой государствастановится президент. Избирается народом на 4 года.
 
34. Третья республикаво Франции (1871-1900гг.). Французская колониальная империя
В августе 1871г. началсяроспуск Национальной гвардии, а в 1872г. был принят закон, который возвращал всистему силового аппарата армию. Законом от 31 августа 1871г. вопрекипротестантам республиканцев Национальное собрание, где большинство принадлежаломонархистам и консерваторам, присвоило себе учредительные функции. В 1875г.учредительное собрание приняло Конституцию Третьей республики. К.Т.Р.представляла собой не единый документ, а собрание разрозненных законодательныхактов. Были ограничены полномочия исполнительной власти. Роспуск палаты сталпрактически невозможным. Законодательная власть осуществлялась палатойдепутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием и сенатом. Сенат какверхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Конституция1875г. предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не былдетально разработан. Французская революция 18 в. открыла новый этап в историиколониальной политики Франции. Однако предпринятые Наполеоном 1 попыткиустановить мировое господство не увенчались успехом. К середине 19 в. былизахвачены ряд территорий в Западной Африке (Сенегал, Гвинея). В периодлегитимной и июльской монархии в системе колониального управления произошли измененияв названиях колониальных чиновников. Конституция 1848г., вновь отменившаярабство в колониях, провозгласила принцип интеграции метрополии и колоний в единуюфранцузскую государственность. В особую группу выделились так называемые старыеколонии (Гвиана, Гваделупа, Сенегал и др), в которых, французское правительствопроводило политику насильственной ассимиляции. Оно рассматривало их территориюкак составную часть самой Франции. В остальных колониях Франции системауправления была лишена внешних признаков демократизма и всяких формпредставительства. Колонии управлялись губернаторами.
 
35. Государственныйстрой Германии до объединения
Во 2 половине 18в. «СвященнаяРимская империя Германской нации» по-прежнему представляло собой феодальноегосударство. В состав входило около 300 княжеств. Формально эти княжестванаходились в подчинении императора, но формально полная независимость средиГерманских государств выделились 2 центра – Пруссия, Австрия. В начале 19 в. врезультате войны с Францией « Священно Римская империя Германской нации»перестала существовать. Наполеон создал на территории Рейнский союз. Оннаходится под протекторатом Наполеона. На этой территории было ликвидированокрепостное право и введено законодательство Франции. После разгрома Наполеонарейнский союз распался. В 1814г. был учреждён германский союз. В 1832г.образуется таможенный союз. В него входят 18 германских государств. Руководствопринадлежало Пруссии. В 1848г. в Германии разворачиваются массовыедемократические движения.

36. КонституцияГерманской империи 1871г.
В 1867г. была принятаконституция северогерманского союза, согласно которой президенту союза –прусскому королю – передавалась вся полнота исполнительной власти и ряд другихважных полномочий. В дни войны завершилось объединение Германии. В 1871г.Германская империя получила конституцию. Пруссии из 25 союзных государств (22монархии и 3 вольных города), самой крупной по территории, населению, военноймощи, экономическому потенциалу, было отведено в бундесрате 17 из 58 мест, чтоопределяло её господствующее положение в федерации, так как без её согласия немогло быть изменено ни одно из положений конституции. Верхней палатой империиявлялся союзный совет – бундесрат. Нормы представительства земель в бундесратебыли установлены конституцией. Она предоставляла бундесрату законодательнуювласть наряду с рейхстагом и значительную долю исполнительной власти. Рейхстаг– нижняя палата парламента. Он обладал меньшими полномочиями, чем бундесрат.Избирался рейхстаг сначала на 3 года, затем с 1887г. на 5 лет.
 
37. Развитиегосударственного строя Германской империи
В Германии в 19 в. быларешена главная задача буржуазной революции – объединение страны способствующеееё бурному развитию по пути экономического процесса, развитиюкапиталистического предпринимательства, созданию множества акционерныхкомпаний, банков, новых отраслей промышленности. Особое место в политическойсистеме занимает разношёрстная католическая партия. Резко настроенная противПруссии, она преследует партикуляристические цели. Вместе с ростомпромышленного пролетариата в 1869г. возникает и первая рабочаясоциал-демократическая партия. Ситуация меняется в 1878г., ставшем вехойнаступления конца «либеральной эры» канцлерства Бисмарка. ПравительствоБисмарка выдвигает проекты кардинальной финансово-экономической реформы,перехода от свободы торговли к протекционизму. В 1878г. под угрозой очередногороспуска, Бисмарк, добивается принятия ранее отклоненного рейхстагом закона«против общественно опасных стремлений социал-демократов». Закон запрещал всеорганизации, имеющие целью посредством социал-демократических, социалистическихи коммунистических стремлений свергнуть существующий государственный иобщественный строй. Нарушение закона угрожало денежным штрафом, тюремнымзаключением. Прусско-германский милитаризм создал в Европе тот типмеждународных отношений, который вошёл в историю 19 начало 20 вв. под именемвооружённого мира, сущностью которого стала систематическая подготовка клокальным войнам, а затем и к мировой войне. В 1914г. в Пруссии и др. земляхучастились нормы уголовного права против военнообязанных и военнослужащих.
 
38. Американскаяреволюция. Декларация независимости 1776г. Статьи конфедерации 1781г
Американская революция обладаетнекоторыми особенностями: 1. особенность Ам.р. состоит в том, что она произошлана территории, которая фактически не знала феодализма, какобщественно-экономической формации; 2. особенность Ам.р. состоит в том, что онапреследовала национально-освободительные цели. Америк. Рев. Началась какнационально-освободительное движение, перешедшее в войну за независимость.Америк.рев. оставила в неприкосновенности рабовладельческую систему Юга,которая в течении 80 лет после окончания войны за независимость сдерживаларазвитие американского капитализма. В апреле 1775г. произошло сражение приЛексингтоне, положившее начало национально-освободительной войне. Огромноевлияние на ход революционных событий оказала Декларация прав Вирджинии,одобренная 12 июня 1776г. В декларации прав Вирджинии было провозглашено, чтовсе люди по природе своей в одинаковой степени свободны и независимы и обладаютприсущими их правами, от которых они не могут отказаться сами или лишитьтаковых своё потомство. Выдающуюся роль в развитии американской демократии иконституционализма сыграла Декларация независимости 1776г. Этот документнаписанный Джефферсоном. В декларации было сказано: Мы считаем самоочевиднымиследующие истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определённыминеотъемлемыми правами. В июне 1776г. первый континентальный конгресс назначилкомитет для подготовки статей конфедерации. Подготовленный им проект былодобрен конгрессом 15 ноября 1777г. Статьи конфедерации юридически оформили изакрепили. Названием конфедерации, сказано в ст.1, будет «Соединённые ШтатыАмерики». Речь шла о 13 независимых республиках. Конфедерация США не былагосударством. Она представляла собой не союзное государство, а союзсамостоятельных государств.
39. Переход от конфедерациик федерации. Конституция США1787г. Биль о правах 1791г
Первая конституция СШАполучила название Статей конфедерации. Принятие конституции США в 1787г. былообусловлено реальными экономическими, политическими, социальными иидеологическими обстоятельствами. Во главе исполнительной власти был поставлен президент.Президент командовал армией, флотом, заключал международные переговоры иназначал чиновников. Первым президентом был избран Д. Вашингтон. Высшимзаконодательным органом – конгресс США. Конституция была дополнена Биллем оправах, предоставляющим гражданам свободу слова. Конституция 1778г. неликвидировала политической автономии штатов, но сформировала ей сильнуюцентральную власть. Третьей властью СШ конституция называет суд. Билль о правахбыл принят 15 декабря 1791г. Обычно его характеризуют как «Великая хартияличной свободы и человеческого достоинства». Билль включал 10 первых поправокконституции. Он вступил в силу когда его ратифицировали все штаты. К этимправам относились: — свобода совести, — свобода слова, — свобода печати, — свобода собраний, — право на ношение оружия и др. Принятие Билля о правахявилось несомненной победой американской демократии.
 
40. Развитиеполитической системы США в 19в. Война между Севером и Югом и её влияние наразвитие американской государственности
Противоречия между рабовладельческимЮгом и примышленным Севером в первые три десятилетия существования США сталибыстро нарастать по мере экономического подъёма рабовладельческих штатов. Длятого чтобы поддержать сложившийся баланс между рабовладельческими и свободнымиштатами, в 1820г. конгресс принял закон, согласно которому в состав союзаодновременно вошли рабовладельческий штат Миссури и свободный штат Мэн. Этаполитическая сделка, получившая название первого Миссурийского компромисса,представляла собой попытку поддержания исторического равновесияпредставительства рабовладельческих и свободных штатов в сенате. Победакапиталистического Севера была исторически предрешена. Гражданская войнапривела к серьёзным изменениям в правовой и политической системе США. Важноезначение имели положения 14 поправки, которые запретили штатам приниматьзаконы, ограничивающие льготы и привилегии граждан США; запретили штатам лишатького-либо свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры илиотказывать кому-либо в приделах своей юрисдикции в равной защите законов. Двеэти поправки создали юридические условия не только для освобождения негров, нои уравнения их в правах с белыми гражданами. С момента окончания Гражданскойвойны до начала 20 столетия в США произошли гигантские изменения во всех сферахжизни общества. Из аграрной республики страна превратилась при президентах. В1876г. была образованна Социалистическая рабочая партия. Превращение США вмировую державу, сопровождалось существенными изменениями во всехподразделениях политической системы. Важное значение для конгресса имела«парламентская революция» 1910г., в результате которое до этого всемогущий спикерпалаты представителей был лишён права назначения членов всех постоянныхкомитетов палаты.
 
42. Англия послевторой мировой войны
Углубление общего кризисамировой капиталистической системы, происшедшее в результате 2 мировой войны,привело к ослаблению экономических и политических позиций английскогоимпериализма. Англия не подвергалась оккупации, на её территории не былоназемных боёв, но вражеские бомбардировки, потеря судов причинили экономикестраны значительный ущерб. Тем не менее, война была источником обогащениякрупных промышленных магнатов и банкиров, получивших огромные прибыли отвоенных заказов. Англия избежала фашистской оккупации благодаря СоветскойАрмии. Сама же Англия не смогла противостоять немецкой агрессии в Европе иЯпонскому натиску в Азии. Руководство боевыми операциями союзных войскпринадлежало не Англии, а США. Всё это предопределило серьёзное ухудшениевоенно-стратегического положения Англии в результате войны. Английскийимпериализм оказался не в состоянии помешать распаду Британской империи иобразованию на её обломках политически независимых государств. Международныесоглашения, заключённые Англией с другими державами антифашистской коалиции вовремя войны, предусматривали её участие в создании справедливого демократическогопослевоенного мира. Эти соглашения отвечали коренным интересам английскогонарода и всех народов земного шара. Англия осталась великой державой, но еёмеждународные позиции заметно ослабли, а роль в мировой политике имеждународных отношениях уменьшилась.
44. 5 республика воФранции
Непосредственной причинойотмены конституции 1946г. явились события в Алжире. А апреле – мае 1958г. тамрезко активировались правые силы, требовавшие решительного подавлениянационально-освободительного движения. Принятие конституции 1958г. знаменовалорождение пятой республики. Основу конституции составили идеи де Голля относительносовременного французского государства. Чтобы планировать и принимать решения,государство нуждается в органах власти, во главе которых стоит компетентныйарбитр. Идея главенства президентской власти нашла в конституции своёвоплощение. Президент обеспечивает своим арбитражем нормальное функционированиегосударственных органов (ст.5). Вторым лицом в государстве конституция называетпремьер-министра, который руководит деятельностью правительства, обеспечиваетисполнение законов. Парламент республики состоит из 2 палат – национальногособрания и сената. Депутаты национального собрания избираются прямымголосованием граждан, а члены сената косвенным голосованием. Парламентсобирается на 2 очередные сессии в году, общая продолжительность которых неможет превышать 170 дней. Предусматривается парламентская неприкосновенностьдепутатов. Среди новых органов, учреждённых на основе конституции, особое местопринадлежит конституционному совету который состоит из 9 членов, полномочиякоторых длятся 9 лет и не подлежат возобновлению. В итоге конституция 1958г.установила форму правления, сочетающую черты как парламентской, так и президентскойреспублики при очередном доминировании элементов последней. В 1962г. былизменён порядок выборов президента. Он стал избираться не выборщиками, аизбирателями. В 2000г. сенат подтвердил сокращение срока избирания президента с7 до 5 лет.
 
46. Государство СШАпосле второй мировой войны
После второй мировойвойны США превратились в крупнейшее милитаристическое государство. Процессмилитаризации глубоко проник в экономическую, политическую и общественную жизньстраны. После войны расходы США на содержание вооружённых сил составляют не10-15 млрд., а превышают 110 млрд., долл. в год. Также вооружённые силы СШАвооружены новейшей техникой. И армия, и флот, и авиация занимают первое иглавное место в вооружённых силах капиталистического мира. Созданная послевторой мировой войны новая военная каста США – пентагон не только официальновмешивается, но и фактически превалирует в решающих вопросах политической жизнигосударства. Пентагон играет большую роль не только в политике, но и вэкономике. Со дня окончания войны на заводах и фабриках США наблюдалось падениезаработной платы. Некоторые профсоюзы требовали повышения заработной платы на30%, с тем чтобы компенсировать рост стоимости жизни. В конце 1945г. насовещании представителей 12 крупнейших корпораций, было решено совместно боротьсяпротив какого бы то ни было повышения заработной платы. 30 января 1946г.конгрессмен из Южной Дакоты К.Кейз внёс драконовский билль против забастовок.Билль Кейза не только урезал права рабочих на стачки, но фактически отменилмноголетние завоевания трудящихся США. Стачки служили только поводом дляоткрытого похода реакции. Дискуссия в сенате подтвердила, что дело не столько встачках, сколько в общей политике монополистического капитала США, избраннойпри решении проблем внутреннего и международного положения, сложившегося витоге второй мировой войны.

47. Веймарскаяреспублика в Германии
Разгром немецкой армииосенью 1918г. укорил развитие революционной ситуации в кайзеровской Германии.Монархия пала. Руководство революцией оказалось в руках социал-демократическойпартии Германии. В ходе создания органов революционной власти в ноябре 1918г.лидирующие позиции среди повсеместно возникающих рабочих и солдатских рабочих Германиизаняли Советы Большого Берлина и избранный ими Центральный комитет, по инициативекоторого был создан овеет народных уполномоченных, взявший на себя функциивременного политического кабинета. Деятельность правительства правыхсоциал-демократов склонялась в сторону отказа от радикальных политическихдействий. Конституция 1919г., вошедшая в историю под названием Веймарской,стала одной из самых демократических конституций. Просуществовала она 14 лет. Вней была прописана структура и функции органов власти государства. Высшимзаконодательным органом империи объявлялся Рейхстаг, избираемый на 4 года, всеобщим,прямым и тайным голосованием. Вся Германия делилась на 35 избирательныхокругов. Нижней палатой считался рейхстаг. Верхняя палата называласьрейхсратом. Обе палаты обладали законодательной инициативой. В состав Германиивходило 18 земель. Каждая из них имела свою конституцию, составленную всогласии с имперской. Конституция превратила Германию в буржуазнуюпарламентскую республику во главе с президентом.
 
48. Фашистскаядиктатура в Германии
С первых дней прихода квласти Гитлер начал осуществлять свою программу, в соответствии с которойГермания должна была добиться нового величия. Её осуществление предполагалосьпровести в 2 этапа. На первом – ставилась задача сплотить немцев в некую«народную общность», на втором – превратить её в «общность боевую». Длясплочения немцев в «великую общность» необходимо было очистить арийскую расу от«чужой крови», преодолеть классовые, конфессиональные, идеологическиепротиворечия. Проделав эту внутреннюю работу, Германия, по плану Гитлера, моглаприступить к работе внешней, важнейшей задачей которой являлось завоеваниежизненного пространства, вытеснение живущих там народов, путём всеобщейкровопролитной войны. Смена гитлеровских этапов нашла непосредственноеотражение в законодательстве и изменениях в механизме фашистской диктатуры. 24марта 1933г. рейхстаг принимает закон «Об устранении бедственного положениянарода и государства», на основании которого правительство получаетзаконодательные права, в том числе и по вопросам бюджета. Нормы законов, принятыхправительством, могут прямо уклоняться от норм конституции 1919г., формальнопродолжавшей действовать. Формально закон был принят как временный до 1 апреля1937г., он стал постоянно действующим основным законом фашистского государства.
 
49. Образование ФРГ.Конституция ФРГ 1949г
23мая 1949г. в западной оккупационнойзоне была основана Федеративная Республика Германии. В этот день парламентскийсовет в Бонне торжественно провозгласил вступление в силу основного законастраны. Проект основного закона ФРГ был подготовлен комитетом немецкихспециалистов. Конституционного права, действовавшим на основе указанийпремьер-министров земель, в свою очередь уполномоченных губернаторами западныхоккупационных зон. Название Федеративная Республика Германии было придуманноеТеодором Хейсом, будущим первым президентом страны. Согласно основному закону,главой государства является Федеральный президент. Президент выполняет, преждевсего, представительные функции, избирается специально созываемым Федеральнымсобранием (в него входят депутаты бундестага и такое же число делегатовизбираемых земельными парламентами) сроком на 5 лет. Исполнительная власть наФедеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе которогостоит федеральный канцлер. Главой органов исполнительной власти на уровнесубъектов федерации является премьер-министр. Конституция ФРГ, выработанная в1948-1949гг. только для западной Германии, в 1990г. стала основным законом длявсей Германии. Конституция 1949г. провозгласила ФРГ демократическим, правовым исоциальным государством. Значительное место в ней отведено правам и свободамграждан ( свобода и неприкосновенность личности, равенство перед законом,свобода вероисповедания, свобода убеждений, печати собраний и т.д.).
 
50. «Царский период» вРиме. Реформы Сервия Тулия
 
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.