Содержание
Введение
Глава 1. Правовой статус личности
1.1 Правовое положение личности. Формывзаимодействия
индивидов
1.2. Формирование правового статусаличности
Глава 2. Личность, право игосударство
2.1 Пределы государственнойдеятельности в историческом аспекте
2.2 Принцип взаимной ответственностигосударства и личности
2.3 Личность и право, личность игосударство
Заключение
Список литературы
Введение
Наразличных этапах возникновения прав и свобод человека и гражданина они призваныбыли ограждать человека от незаконного вторжения государства в сферу личнойсвободы. Однако в дальнейшем для осуществления гражданских прав недостаточнобыло пассивной обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферусвободу личности. Выявилась потребность содействовать в осуществлении прав исвобод индивида. Это значит, что мало установить прямые запреты, оберегающиесферу личной свободы и частной жизни от противоправных и произвольных попытокее ущемления, в том числе со стороны государства. Необходимы его активные действиядля реализации прав и свобод человека.
Таким образом, законы,провозглашаемые и защищаемые государством, определяют права и обязанности егоподданных. Это заставляет нас чувствовать себя одновременно и угнетенными, изащищенными. Если охранительная забота государства позволяет гражданамсовершать какие-либо поступки, планировать свои действия в уверенности, чтопланы могут быть в большей или меньшей степени реализованы, то его функцияподавления воспринимается нами как лишение возможностей, помеха в осуществлениизадуманного. Таким образом, вполне естественно неоднозначное отношение людей кгосударству. Движимые стремлением изменить в лучшую для себя сторонусоотношение между функциями подавления и предоставления возможностей, гражданепытаются добиться большего влияния на государственные дела, в частности назаконотворчество. Они требуют реализации в жизни их гражданских прав. Дляэффективной реализации прав и свобод на практике человеку необходимаотносительная автономия. Должны существовать пределы государственноговмешательства в мысли и поступки индивида, его способность действовать. Здесьмы сталкиваемся с противоположностью таких функций власти, как подавление, содной стороны, и предоставление возможностей, поощрение волеизъявления народа — с другой.
Таким образом, речь идето способности общества влиять на государственную политику, правотворчество, опротивостоянии, по необходимости, излишним амбициям властей предержащих и ограмотном использовании и направлении указанного воздействия государственнымаппаратом.
На основаниивышесказанного можно сделать вывод, что тема работы является весьма актуальной.
В работе использованымонографии, статьи по проблемам соотношения и взаимодействия государства иличности, реализации прав и свобод граждан, обеспечении их государством.
Цель данного исследования– определение пределов вмешательства государства в личную жизнь граждан.
Задачи исследованияследующие: проанализировать понятие «правовой статус человека»; рассмотреть: эволюциюи генезис прав человека; формирование правового статуса; взаимодействиегосударства, личности и права; принципы взаимной ответственности личности игосударства; пределы государственной деятельности в историческом аспекте.
Объект исследования – сфераотношений государства и личности, устанавливающая предоставление, ограничение иреализацию прав и свобод гражданина.
Предметы исследования –особенности правового статуса граждан, повышение значения взаимнойответственности государства и личности в правовом государстве.
Методы исследования – системный(акцентирует внимание на взаимодействии государства, личности и права);структурно-функциональный (определение места, роли каждого рассматриваемогоэлемента); исторический (изучение закономерностей в развитии права игосударства).
Глава 1. Правовойстатус личности
1.1Правовое положение личности. Формы взаимодействия индивидов
Взаимоотношения личности и государства определяются во многомотношениями личности и гражданского общества. Структура гражданского обществавключает в себя: общественные объединения, политические партии и организации,семью, церковь, социально-экономические институты и др[1].Гражданское общество возникает в результате отделения государства от социальныхструктур. Гражданское общество сложилось в результате ликвидации сословныхструктур, разгосударствления общественных отношений. Основным препятствием дляразвития гражданского общества является доминирование государства надобществом. Постепенное становление гражданского общества связано сустановлением общенациональных представительных учреждений парламентского типа[2].Формально-юридическое равноправие является основой для становления гражданскогообщества как горизонтальной системы связей и отношений граждан и их объединений[3].
/>Личность приобрелаустойчивые права с появлением категории прав человека. Личность— это устойчиваясистема социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как членаобщества.
Характер взаимоотношений государства и личности являетсяважнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития.Устойчивая связь личности и государства выражается в институте гражданства(подданства). Эта связь выражает юридическую принадлежность конкретного лицагосударству, наличие взаимных прав и обязанностей личности и государства.Государство не может искусственно завышать или занижать объем прав и свобод:завышение делает права фикцией, а ограничение ведет к размыванию основ ееправового статуса. Отношения личности и государства, прежде всего, опосредуютсяинститутом гражданства. Всеобщие права, как правило, подразделяются на правачеловека и права гражданина, что является во многом итогом компромиссаюридического позитивизма и естественно-правовой теории. Государства, которыепризнают это деление, исходят из посылки, что неотъемлемые права должны бытьпризнаны и закреплены на уровне законодательства. Отношения личности игосударства отражают права гражданина, которые нуждаются в гарантиях ихосуществления со стороны государства.
Проблема прав личности и ее отношений в государстве сразличными его институтами и другими субъектами политической системы являетсяцентральной в науке теории государства и права. В содержание политико-правовогосостояния личности входят следующие элементы: правосубъектность, правовойстатус личности, юридические гарантии[4]. Взаимнаяответственность государства и личности является основным принципомвзаимоотношений в правовом государстве. Положение личности находит выражение,прежде всего, в ее правовом статусе или в совокупности прав, свобод,обязанностей, законных интересов. Любое />физическое лицо(гражданин, иностранный гражданин, апатрид) свои субъективные права реализует вправоотношениях, в связи с возникновением или прекращением гражданства. Итак,гражданское состояние личности проявляется в следующих формах или состояниях:гражданин, иностранный гражданин, апатрид, лицо, получившее политическоеубежище. Гражданство выступает как разновидность субъективного права. Правовойстатус конкретных личностей определяется прежде всего отношениями гражданства[5].
Нормативной формой взаимодействия индивидов являются правачеловека, которые нормативно концентрируют в себе условия взаимоотношенийсубъектов права в обществе. Содержание прав человека являетсяконкретно-историческим, закрепленным в международно-правовых документах. Правачеловека основаны на формальном равенстве и являются главной ценностьюсовременного демократического общества, основой для становления правовогогосударства. Универсальные международные стандарты в настоящее времясоставляют, прежде всего, содержание основных прав человека. Основные правачеловека закрепляются в конституциях государств и составляют стержень правовогостатуса личности. В теории прав человека принято выделять поколения правчеловека. Первое поколение составляют традиционные либеральные ценности: правона свободу мысли, совести, на равенство перед законом, на жизнь, свободу,безопасность и др. Данные права реализуют «негативную свободу», защищаютчастную жизнь от вмешательства в нее со стороны других субъектов права. Второепоколение прав человека составляют экономические, социальные, культурные права,которые именуются также «позитивными».
Они стали результатом социальных реформ. Здесь акцентделается не на невмешательстве государства в частную сферу, а, наоборот, наактивной деятельности государства в области гарантированности этих прав. Третьепоколение прав человека получило развитие после второй мировой войны и связанос так называемыми коллективными правами. Это в основном права народов насамоопределение, на свободу от вмешательства в дела государств и др. Правачеловека принадлежат любому индивиду, они могут быть официально признаны государствоми стать законами. Права человека могут и должны иметь государственную защиту[6].
1.2Формирование правового статуса личности
Проблемаправового статуса личности объемна и многогранна. Она затрагивает всюдиалектику отношения человека и общества, гражданина и
государства.
Вшироком смысле слова под правовым статусом личности понимается юридическизакрепленное положение человека в обществе, его права и свободы, обязанности иответственность, установленные законодательством и гарантируемые государством.
В узкомсмысле категория «правовой статус личности» характеризует объем прав и свобод,которыми обладает человек – субъект права. Они же (права и свободы) составляютосновное содержание, ядро правового статуса.
Формированиеправового статуса личности есть придание ему определенной формы, законченности,юридической состоятельности легитимности. В основе правового статуса лежит егофактическое положение и прежде всего экономическое.
Сказанноене означает, что на формирование и совершенствование правового статуса личностине оказывает специфика исторического развития, национальный состав, традиции,нравственные, духовные и иные ценности и даже географическое положение страны.Вместе с тем закономерности развития общества обусловливают единые свойстваправового статуса, единые принципы взаимоотношения гражданина и государства взависимости от степени его цивилизованности и от формы политического режима.
Формированиеправового статуса личности имеет многовековую историю и связано с развитиемдемократии, права, борьбой людей за свои права и свободы. И все же идеидемократии, прав и свобод человека хотя и взаимосвязаны, но каждая из них(теоретически и практически) представляют собой самостоятельные явления.
Ничем неограниченная демократия враждебна духовной природе личности. В равной степенидемократия, основанная на абсолютизме, деспотизме, революционной законности, несовместима с понятием справедливости, свободы, торжества закона и интересовиндивида. Еще Эпикур писал, что законы изданы ради мудрых, не для того, чтобыони не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла.
Следовательно,прогресс общества, развития демократии неотделим от принятия законов,направленных на укрепление правового статуса личности.
Разумеется,это не означает, что если государства называют себя демократическим и. то праваи свободы граждан, установленные в законах, неукоснительно реализуются,гарантируются.
Методологические,принципиальные идеи современного понимания правового статуса личности былизаложены еще представителями античного мира (Аристотель, Эпикур, Цицерон, Гай,Папиниан, Ульпиан, Модестин, Марциан, Демосфен. Юлиан и др.). Многие из нихвидели в праве частной собственности разумное и добродетельное начало, а всправедливых законах – требования свободы, равенства, выражение интересовиндивидов.
Средневековьеознаменовалось иным пониманием прав личности. Правовое положение человека вобществе и государстве определялось его принадлежностью к определенномусословию, божественными законами (Фома Аквинский).
Начинаяс И. Канта, просвещенная европейская мысль динамично культивировала началаавтономности, абсолютной самоценности, самозаконности личности.
Совторой половины XVIII в. правовойстатус личности начинает ассоциироваться с системой неотъемлемых прав человека.В его основе были заложены либеральные буржуазно-революционные идеи, концепцияестественного права. Материальным, политико-юридическим воплощением названныхидей является Декларация прав человека и гражданина, принятая Учредительнымсобранием Франции 26 августа 1789 года. В ней подчеркивается, что людирождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель всякого политическогосоюза – обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Таковые –свободы, собственность, безопасность, сопротивление угнетению.
Следуетподчеркнуть, что Декларация прав человека и гражданина 1789 г. – это веха в истории признания и защиты прав личности. Она заложила принципиально новуюидеологию свободы и прав индивидов, закрепила новые взаимоотношения гражданинаи государства. Впервые в названном документе было четко сформулировано:«Общество, где не обеспечены гарантии прав и нет разделения властей, не имеетКонституции».
Отечественнаянаука конца XIX – начала XX в. в целом не отрицала деления прав человека на естественныеи установленные, лишь подчеркивала недопустимость вмешательства государственнойвласти в частную жизнь индивидов, полагая, что есть известная сфера самоопределенияи самоуправления личности, в которую государство не имеет права вторгаться.
При этомформа его правления не влияет на широту и объем юридических установлений,охраны и защиты прав личности. И соблюдение, и нарушение прав человекаодинаково возможны при монархической, и при республиканской формах правления,если не выполняются следующие условия: нет разумных пределов ограничениягосударственной власти, не действует принцип верховенства права, не учитываютсяисторические условия развития страны, самобытность национальной и политическойкультуры ее народа. История России от Ивана Грозного до Бориса Ельцина томусвидетельство.
Права исвободы по отношению к правовому статусу личности играют двоякую роль:пассивную и активную. С одной стороны, государство обязано воздерживаться отвмешательства в границы свободы личности. С другой стороны, государство путемправотворческой и правоприменительной деятельности обязано содействоватьпрактическому осуществлению индивидом принадлежащих ему прав и свобод.
Тема правовогостатуса личности связана с вопросами соотношения понятий «человек», «личность»,«гражданин», «индивид», «субъект», «права человека», «права гражданина».Тенденция правопонимания, основывающаяся на общечеловеческих ценностях,культурной самобытности народа, придает вопросам взаимосвязи прав человека иправ гражданина дополнительный импульс. Чем это обусловлено?
Во-первых,общепризнанной гуманитарной общечеловеческой ценностью категорий прав человекаи прав гражданина.
Во-вторых,тем, что категории «права человека» и «права гражданина» не абстрактные, анаполненные конкретным содержанием понятия, имеющие свою специфику возникновения,функционирования и реализации.
В-третьих,через уяснение смысла терминов «права человека», «права гражданина» имеется возможностьопределить формы и пределы вмешательства государственной власти в жизнь индивидов,а также пути реализации правового статуса личности.
Соотношение«прав человека и прав гражданина» кратко можно определить так. Права человекаобъемлют не только отдельных лиц, но и целые общности (например, детей, женщин,национальных меньшинств). Права граждан охватывают значительно меньший кругсубъектов правовых отношений: граждан, апатридов, иностранцев, лиц с двойнымгражданством. Права человека входят в большую сферу международно-правовых отношений,потому что носят не только региональный, но и глобальный характер. Праваграждан также являются предметом международно-правового регулирования, ногораздо в меньшем объеме.
Правачеловека служат и средством ограничения вмешательства в частную жизнь граждан, ипредпосылкой их возникновения и защиты. Так, в статье 15 Всеобщей декларацииправ человека от 10 декабря 1948 года предусматривается: 1) каждый человекимеет право на гражданство: 2) никто не может быть произвольно лишен своегогражданства или права изменить его.
Тем неменее, диалектическая взаимосвязь прав человека и прав гражданина в этом планесводится к тому, что всем комплексом прав человека можно обладать, только имеягражданство того или иного государства, поскольку есть права, неразрывносвязанные с наличием у лица гражданства.
Сказанноепозволяет сделать следующие выводы: понятия «права человека» и «правагражданина» пересекаются в плоскости юридической конструкции статуса личности,сфере субъективного права.
Названныепонятия, исследуемые в плоскости правового статуса личности, соотносятся, вцелом, как равноценные, как весьма важные с точки зрения демократическихпринципов гражданского общества и законодательства; «права человека» и «правагражданина» – явления объективные, диалектичные, жизнедействующие.
Взаключение параграфа подведем итоги сказанному:
Правовоеположение личности, то есть ее положение в обществе, государстве, выраженное взаконодательстве, именуется правовым статусом личности.
Историческипроцесс формирования правового статуса личности всегда эволюционизировал, ноникогда не проходил гладко, сопровождался острыми социальными битвами за праваи свободы. Существенное влияние на правовой статус оказывает правовая культураопределенной эпохи.
Праваличности являются видом субъективных прав, определяющей характерной чертойправовой системы.
Вправовом статусе личность выступает и как субъект прав человека и как субъектправ гражданина. Их нельзя противопоставлять друг другу и следует рассматриватьв качестве самостоятельных и равноправных явлений и ценностей.
Качествоправового статуса определяется его соответствием общечеловеческим ценностям имеждународным стандартам, среди которых главное место занимают права человека.
Глава2. Личность, право и государство
2.1Пределы государственной деятельности в историческом аспекте
Втоталитарном государстве, вмешивающемся во все и вся, нет условий дляпостановки вопроса о пределах государственной деятельности. В демократическомправовом государстве появляются возможности как для теоретического исследованияпроблемы, так и для практических реформ в данном направлении.
Истокитеоретической постановки вопроса о пределах государственной деятельностиследует искать в естественно-правовом воззрении. Согласно договорной теориипроисхождения государства последнему переданы обществом не все права, а толькочасть их. Многие права граждане не возложили на государство, а оставили засобой. Поэтому сфера деятельности государства ограничена определенными рамками,выход за которые дает народу право отстранить правителей.
Впоследующем получили развитие и другие аспекты естественного подхода. Так,известная буржуазная доктрина «государства – ночного сторожа» допускала толькоохранительные функции государства. Оно не должно было вмешиваться в экономику ичастную жизнь граждан. Метаморфозы данной либералистской концепции известны: внаше время она получила свое продолжение в неоконсерватизме, в «рейганомике» и«тэтчеризме».
Индивидуалистическоеобщество по природе своей ограничивает вмешательство государства в жизньграждан. Коллективистское же, напротив, предполагает большой простор длягосударственной деятельности. В зависимости от того, чьи интересы – человека(гражданина) или общественные – стоят на первом месте, расширяются или сужаютсяграницы деятельности государства.
Разумеется,ставить вопрос о пределах деятельности государства и
выявлятьсуществующие особенности можно в зависимости от: 1) типа государства; 2) формыправления, формы государственного устройства и политического режима; 3)внутренних экономических, социально-политических и культурных предпосылок(условий) деятельности государства в конкретно-исторический период своегоразвития; 4) обстоятельств внешнеполитической жизни.
2.2Принцип взаимной ответственности государства и личности
Восприятие прав личности в традициях русской либеральнойправовой мысли означает разрешение проблемы эффективности деятельностимеханизма обеспечения свободы личности. Главная задача — поиск теоретическихрешений в вопросах возрождения традиций российского права в области защиты прави свобод личности[7]. />О.Е. Кутафин/> называл свободу личности игарантированность прав и свобод человека и гражданина в числе важнейшихпризнаков гражданского общества. При этом, отмечая особую роль суда, онуказывает на необходимость обеспечения реальной независимости суда в правовомгосударстве.
В рамках социологической концепции права свобода личностиопределяется солидарностью, степенью интегрированности в масштаб свободы целогообщества. Крайний либерализм исходит из посылки, что не общество, а личностьопределяет систему и структуру правопорядка. В рамках этой концепцииутверждается, что в государстве определяется та сфера, за пределами которойвмешательство государства в область свободы личности недопустимо. Современныедемократические стандарты в области прав личности предусматривают, преждевсего, их защиту средствами исторической правовой традиции. В каждомгосударстве механизм обеспечения прав личности своеобразен. Во многом онопределяется формой государства.
В Великобритании одним из важнейших институтов данногомеханизма является монарх. Его политические полномочия (назначениепремьер-министра, право абсолютного вето, досрочный роспуск Палаты общин,назначение членов Палаты лордов и др.) говорят о создании принципиально новогопо сравнению с немонархическими системами баланса властей. Эта система не лишенанедостатков, но она позволяет уже на протяжении столетий поддерживать не толькоравновесие политических институтов, но и равновесие прав и обязанностей всистеме общего права. В Великобритании существуют три независимые судебныесистемы в соответствии с государственным устройством, а в США — автономныесудебные системы каждого штата.
В Основном Законе Германии, несмотря на обширноерегулирование равенства прав человека, предусматривается четкий механизм ихограничения. Во Франции базовой основой конституционных прав и свобод является«Декларация прав и свобод человека и гражданина» 1789 года. А в Италиизакрепляются на первом месте социальные права, социальные функции государства[8].Конституции многих государств предоставляют больше прав гражданам этихгосударств.
В отличие от естественно-правовой концепции, для которойосновные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизмуказывает на субъективное право как производное от объективного права, агосударство делегирует субъективные права и устанавливает юридическиеобязанности, отожествляя право и закон. Положительным здесь считаетсявозможность установления стабильного правопорядка, а негативным моментом являетсяотграничение права как системы от фактических общественных отношений.
Концепции права большинства современных государствэволюционируют от естественно-правовой доктрины к концепции социального права.Реальная свобода лица ограничивается и местом той социальной группы, к которойоно принадлежит. Индивиды распределяются по социальным позициям и не личностныесвойства индивидов, если даже они статистически обобщены, определяют спецификуобщественных групп, а наоборот, место группы в общественной структуре обусловливаетсоциальные свойства входящих в нее людей. Отдельная личность не может изменитьструктуры и содержания социальной системы. Социальные институты наоборот берутпод контроль поведение личности. Личность приобретает себе права благодаряобществу, которое по определению является простым объединением частных лиц.Гражданское общество является уже объединением лиц с неотчуждаемыми правами. Нопринципы гражданского общества могут подвергаться видоизменениям в зависимостиот эволюции системы ценностей[9].
Государство является наиболее прочным из всех союзов, можетбыть потому, что оно строится на началах позитивного права. />Г.Ф.Шершеневич считал, что естественное право наносит даже социальный вред. Праваличности должны быть санкционированы государством. Государственное принуждениевыступает, прежде всего, формой защиты личности, если оно основано на правовомзаконе. Существуют общие международно-правовые подходы к определению элементовправового статуса личности. Эти подходы приобрели статус императивныхтребований и форм контроля за исполнением государствами своих обязательств позащите личности.
Взаимная ответственность государства и личности выражается водинаковом юридическом подходе к ответственности государства перед личностью инаоборот. Применение принудительных мер должно соответствовать не толькотяжести совершенного правонарушения, но и процессуальным требованиям, которыевыступают основными гарантиями реализации прав государства или личности[10].
Провозглашаемые стандарты равенства в современных условиях — это равенства по возможностям, по дозволениям, а не фактические равенства.
Равенство прав личности и государства проявляется не вматериальных действиях, а в процессуальном порядке осуществления материальныхправ. Нельзя допускать ситуации, когда формальное юридическое равенствопереходит в материальное равенство. Тогда право переходит в своюпротивоположность, так как переворачивается весь порядок отношений, происходитреволюция. Гарантиями осуществления этих прав выступают прежде всегогосударственные судебные и контролирующие органы, поэтому необходимосовершенствовать не только институциональную систему государства, но и правовойрежим. Правовое правление предполагает существование системы правовыхотношений, основными элементами которых выступают субъективные права иобязанности. Личность ставится выше права, а, следовательно, равенство правявляется выражением свободы личности. Но и это равенство прав означает лишьодинаковые возможности, предоставляемые государством для приобретениясубъективных прав[11].
Например, Конституция РФ (ст. 46) предоставляет возможностьобращения в международные органы по правам человека, и очень важно, чтоподобный механизм уже работает.
Рассматривая проблему соотношения прав личности и государства,необходимо учитывать, что государство, в конечном счете, является способом иформой организации общества. Следовательно, источником права в материальномсмысле является общество, а не государство, определяющее лишь границы права, ноне его основания. В современных условиях возрастает значение информативностизакона, являющегося коммуникативным средством взаимодействия государства иличности.
2.3Личность и право, личность и государство
При всех существующих подходах к проблеме правового государстваможно выделить общую идею о правлении права. В своей основе данная конструкциясоединяет два основных подхода из теории правопонимания — естественно-правовойи позитивистский (формально-юридический). Таким способом достигается соединениемоделей правового закона и правовой государственности. Правовое государствоявляется в тоже время конкретной формой государства в единстве его элементов.Данная конструкция по своей сути исключает крайности, свойственные анархии идеспотизму, возможно также свойственные крайним формам разделения властей,например в суперпрезидентских республиках[12].
Верховная власть при этом не должна распределяться вопределенном объеме между индивидами, она должна присваивать им определенныйтитул права. Он же и определяет праводееспособность лиц и границы их участия вправоотношениях различного типа. В данных правоотношениях как бы происходитэквивалентный обмен ценностями в соответствии с провозглашенными принципамизаконности и юридического верховенства основного закона.
Правовые отношения постепенно вытесняют из социальнойдеятельности все, что относится к не правовой сфере. Модель правовогогосударства включает в себя правовые формы и государственные учреждения. Любаяидея государства находит свое выражение в государственном праве игосударственном порядке. Но не во всех государствах преобладаетестественно-правовая концепция прав человека, например, в Германии и Австриивыстроена по Конституции позитивистская модель. Права человека, безусловно,ограничивают власть. Защиту этим правам придает сама же законодательная,особенно процессуальная форма, заключающая в себе идею правовой справедливости.Справедливость предполагает равенство, то же, что и равенство в правах.Правовая власть должна обеспечивать защиту прав и свобод личности[13].Важным является положение о непосредственном действии прав и свобод человека,определяющих смысл законодательства и деятельности различных ветвей власти.Права и свободы обеспечиваются правосудием, процессуальное законодательство вэтой сфере необходимо постоянно совершенствовать[14].Необходимо совершенствовать и другие конкретные механизмы защиты прав человека.
Для характеристики правового государства и всякогогосударственного устройства необходимо использовать понятие «правомерности». Вправомерно устроенном государстве предполагается надлежащее соответствие междуправами и обязанностями граждан, личными или общественными. Нарушение междуправами и обязанностями ведет к нарушению общественного равновесия, уничтожениювзаимных связей, основанных на общем интересе и уничтожению совместнойполитической деятельности. Правовая политика должна обеспечивать свободуличности и уравнение всего общества перед законом.
В правовом государстве частные интересы не подавляются, впротивном случае общество не может выработать правильных целей, вариантовразвития. Они преобразовываются в новые общественные союзы, которые являютсяосновой гражданского общества и народного представительства. Правовоегосударство только внешне связано с системой учреждений (институциональныйаспект), являясь итогом солидарности и внутренней связи частных интересов.Складывающаяся горизонтально-вертикальная модель интеграции общественныхинтересов и отношений в государстве есть модель самоуправления. Государственнаявласть выступает уравновешивающей силой в обществе, внося в процесс конкуренциичастных интересов элементы правопорядка. Правовое государство проявляется напрактике как постоянно изменяющаяся политическая форма, показывая постоянноедвижение общества к утверждению новых юридических начал.
Ограничение государства правом происходит постоянно всовременных условиях. Государственная форма должна отвечать конкретнымпотребностям, выраженным в этих ограничениях. Государство и личностьсоответственно обладают правом на ограничение друг друга в их действиях, еслиони выходят за пределы очерченных верховной нормой рамок и правил. Здесьнедопустимо тотальное подчинение государством личности или, наоборот, впротивном случае нарушается соответствие между правами и обязанностями и теряетсяценность декларируемой свободы. Взаимная ответственность государства и личностив правовом государстве обеспечивается с помощью независимого положения суда.Ограничение прав личности или государства одновременно предполагаетразграничение их интересов, выраженных в отношениях или в юридических способахзащиты нарушенного права, в способах его охраны.
Называя в числе основных признаков правового государстваверховенство />закона, реальность прав личности инеобходимость взаимной ответственности государства и личности, необходимоуказать на правовой характер данных установлений, исходя из различия права изакона. Соотношение между законом и правом во многом определяются критериямисправедливости: верховенство закона, и прежде всего конституции, создаетпрочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядкав обществе[15].
Становление правовой формы государственности связано с формированиемнадлежащей судебной системы. Практическое значение при этом имеет обеспечениенезависимой судебной власти.
Важно также и то, что признание, соблюдение и защита прав исвобод человека является обязанностью государства. Защита прав человека любым государствомявляется в настоящее время и международно-правовой обязанностью.
Заключение
Соотношение личности и государстваможет быть весьма различным. В обществе, где господствуют идеалысправедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношениямежду отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы и призванопредставлять государство. Государство рассматривается как необходимое средствосогласования интересов различных социальных групп, личности и общества, какорганизация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом.Человек, его основные права и свободы рассматриваются как конечная цельвмешательства государства в общественную жизнь и одновременно являются пределомтакого вмешательства. Идеи гармонизации отношений личности и государстванаходят выражение, в частности, в теории и практике правовой государственности.Для правового государства характерны не только безусловная связанность всехсоциальных субъектов, включая государство, законом, но и идейное, законодательноеи организационное признание государством незыблемости основных прав и свободчеловека, их преимущества перед иными общественными и государственнымиустановлениями. Другой общепризнанной чертой правовой государственностиявляется установление и строгое следование принципу взаимной ответственностигосударства и личности. Этот принцип проявляется, прежде всего, в установлениигосударством законодательных ограничений своей активности по отношению кличности и обществу, в принятии государством конкретных обязательств,направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальных мерответственности должностных лиц государства за неисполнение их обязанностейперед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности в правовомгосударстве не является абсолютной, поскольку она ограничена и регламентированаправом, интересами и правами других лиц. От человека требуется соблюдение всехправовых установлений и исполнение каждым его обязанностей перед государством иобществом.
Список литературы
Алексеева Л.Б. Международные нормы оправах человека. М., 2002.
Бар В.М. Правовое государство: идея, концепция,реальность. СПб., 1995.
Бережнов А.Г. Права личности. Некоторые вопросытеории. М., 1991.
Венгеров А.Б. Несущие конструкции правовогогосударства // Общественные науки. 1990. № 3.
Жуйков В.М. Права человека и властьзакона (вопросы судебной защиты). М., 1995.
Комаров С.А. Общая теориягосударства и права. СПб., 2001.
Макаров О.В. Гражданское право и правовоегосударство // Правоведение. 1993. № 3. С. 82-86.
Малеин Н.С. О социальной защищенности личности в правовомгосударстве // Советское государство и право. 1990. № 6.
Права человека / Под ред.Е.А. Лукашевой. М., 2003.
Проблемы теории и практики правового государства/ Под ред. А.И. Коваленко. М., 1994.
Самигулин В.К. Теория права: курс лекций. М.,1996.
Черниловский З.М. Правовое государство:исторический опыт // Советское государство и право. 1989. № 4.
Чирков А.П. Ответственность в системе права: Учебноепособие. Калининград, 1996.
Шабунин Д.М. Гражданское общество: история исовременность, М., 2005.
Ярулин И.Ф. Гражданское общество: история исовременность. М., 2004.