/>/>/>
Контрольная работа по дисциплине
«Теория государства и права»
1. Формы (источники) права
Понятиеисточника права. Правовой обычай. Нормативный акт. Судебный прецедент. Договор.Место принципа в системе источников. Понятие и место идеи и доктрины длясовременного права.
2. Правовое государство
Понятиеправового государства. Правовое государство – «идеал, к достижению которогостремятся все современные государства». Принципы правового государства.Признаки правового государства.
3. Правотворчество
Понятиеправотворчества. Сущность правотворчества. Принципы правотворчества. Узкое иширокое восприятие правотворчества (законотворчество и правообразование). Факторыправообразования. Виды правотворческой деятельности. Механизм правотворчества иего стадии.
1. Формы (источники) права
Понятиеисточника права.
Одним из объективныхсвойств права как социального регулятора является формальная определенность, тоесть определенность по форме. Правовые нормы должны быть обязательнообъективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которыеявляются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права нельзяпризнать наличными, существующими, не говоря уже о том, что они без внешнегообъективирования не смогут выполнять свои задачи по регулированию поведения.
То, что издавнаименуется естественным правом, с точки зрения современных задач и представленийсоставляет объективную основу права в виде правовых притязаний общества,определяющих содержание правовых предписаний. А уже дело государства — оформитьэто содержание в официальных источниках.
Наряду с формамиобъективирования права, которые в этом случае называют внешней формой, выделяютвнутреннюю форму права, под которой понимают форму его внутреннейорганизации, способ связи элементов (то, что в теории системного подходаименуется структурой).
Формы внешнеговыражения норм права называют еще источниками права. Однако и этот терминнеоднозначен. Выделяют источники права в формальном смысле (формыправа), источники права в материальном смысле (материальные условия жизниобщества, которые объективно вызывают возникновение права, необходимостьправового регулирования), источники знаний о праве (тексты законовпрошлых эпох, летописи, исторические хроники и т. п.). Говорят об источникахправа и в идеологическом смысле - правовое сознание общества, взгляды,идеи, юридические доктрины.
Под источникомпозитивного (исходящего от государства) права принято понимать форму выражениягосударственной воли, направленной на признание факта существования права, наего формирование, изменение или констатацию факта прекращения существованияправа определенного содержания.
Источник внепозитивного(надпозитивного) права видят в объективной идее (разуме), в «природе вещей», впроявлениях божественной воли и т.д.
Источникправа – это способ выражения и воплощенияюридических норм, выражающих государственную волю господствующего класса иливсего общества.
Взависимости от того, как придается нормативный, общеобязательный характер темили иным правовым предписаниям, различают: правовой обычай, прецедент,нормативно-правовой акт и договор нормативного содержания.
Правовойобычай.
Правовой обычай – этоисторически сложившееся правило поведения путем его многократного повторения,взятое под охрану государством. Обычаи складываются в процессе жизнедеятельностиобщества. Если они получают признание государства и обеспечиваются егопринудительной силой, то становятся правовыми обычаями. Или, как говорит К.Маркс, «если форма просуществовала в течение известного времени, онаупрочивается как обычай и традиция и, наконец, санкционируется какположительный закон».
Исторически первойформой права (или источником права в формальном смысле) явился правовойобычай - обычай, санкционированный государством. По содержанию он остаетсятем же самым правилом поведения, но обретает возможностьгосударственно-принудительной реализации: если не сработает сила привычки, кделу подключится государство. Государственное санкционирование обычаяпроизводится двумя способами:
а) путем указания наобычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);
б) использованиемобычая в качестве нормативной основы судебного решения. Если норма (правило)обычая полностью воспроизведена в тексте нормативно-правового акта или положенав основу судебного прецедента, то качества самостоятельного источника права(правового обычая) обычай не обретает:
норма обычая существуетуже в форме нормативного юридического акта или судебного прецедента.
Обычное правогосподствовало на ранних этапах развития правовых систем. Однако оноиспользуется и в современных правовых системах США, Англии, ФРГ, вмусульманском праве. Велико значение обычая в развивающихся странах Азии,Африки и Океании. Источником международного права обычай признан Конвенцией ООНо международной купле-продаже товаров 1980 г.
В российском праве обычай как способ регулирования общественныхотношений занимает незначительное место и действует чаще всего в порядкеисключения и только в тех случаях, когда возможность его примененияоговаривается действующим законодательством. Под правовым обычаем понимаетсясложившееся в данном обществе правило поведения, вошедшее в привычку врезультате многократного применения и приводящее к правовым последствиям(например, определенные имущественные отношения могут регулироваться обычаямиделового оборота в соответствии с граждан ским законодательством РФ).
Нормативныйакт.
Нормативно-правовой акт – этовластное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяетили отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.). Онявляется основным источником права в нашей стране и в европейских государствах.Нормативно-правовые акты образуют стройную систему, основанную на ихюридической силе.
Под нормативнымиправовыми актами понимают акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие,изменяющие или отменяющие правила общего характера. Этим они отличаются отактов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных наоднократное действие, привязанных к определенным субъектам, к конкретнымобстоятельствам места и времени. Но в реальной практике часто встречаютсясмешанные акты, когда в них включены одновременно и нормы права, и конкретныеиндивидуальные предписания правоприменительного характера.
Другое основаниеделения нормативных актов — по субъектам их издания: акты органов государства;санкционированные государством акты общественных организаций; акты органовсамоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления (например,референдума). К данной классификации примыкают и более конкретизированные деленияактов по издавшему их органу: акты парламента, правительства, министерства,муниципального органа и т.д. Учитывая неодинаковую роль основных частеймеханизма государства, следует особо обратить внимание на акты органовгосударственной власти и акты органов государственного управления.
Центральным и главнымявляется подразделение нормативных актов в соответствии с их иерархическойструктурой. В данной классификации основным критерием отнесения нормативногоакта к тому или другому виду служит его юридическая сила. Юридическая силауказывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность,зависит от положения и роли органа, издавшего акт, от его конституционныхполномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству. Общемупостроению системы законодательств в любом государстве свойственно деление назаконы и подзаконные нормативные правовые акты. Оно отражает не толькоформальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержания законов.В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения поосновным вопросам государственно-правовой общественной жизни.
Наиболее характерным для Российской Федерации источником праваявляется нормативный акт. Правом издания нормативных актов обладают не всегосударственные органы, а лишь законодательные и исполнительные органы власти.Среди нормативно-правовых актов основное место в системе источников правазанимает закон, который принимается законодательным органом и обладает высшейюридической силой.
Судебный прецедент.
Второй вид источниковправа — судебный прецедент, который признавался источником права еще вДревнем Риме (преторское право). Был распространен в средние века. Важнымисточником права судебный прецедент в настоящее время является в странах, вкоторых получило распространение англо-саксонское общее право (в Англии, США,Канаде, Австралии). Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, изкоторых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедентаисточником права означает признание у суда правотворческой функции, условиемчего, в принципе, являются высокая правовая культура и развитое правовоесознание как судебной системы, так и общества в целом, демократическиетрадиции, отлаженные системы информации и социального контроля.
Итак, юридическийпрецедент (судебный или административный) — это решение судебного илиадминистративного органа, которое послужило образцом (эталоном, примером) прирассмотрении подобного (аналогичного) дела и стало юридическим правилом. Строгоговоря, судебный прецедент — это судебное решение, в котором суд фиксирует,находит новую юридическую норму и использует ее для решения своего дела, тоесть прецедентом может быть названо и единичное судебное решение. Вместе с темв странах «общего права» полагают, что прецедент создается несколькимисудебными решениями.
Юридический прецедент – эторешение государственного органа (главным образом судебного идиадминистративного) по конкретному делу, которое становится общеобязательным прирешении аналогичных дел. Он является основным источником права в странах с такназываемой англосаксонской системой (США, Англия, Канада и др.).
Договор.
Нормативный договор как источник права представляет собойсоглашение, содержащее правовые нормы, регулирующие отношения между различнымисубъектами права (например, коллективный договор). Подобные договора не толькоустанавливают права и обязанности сторон, но и могут быть направлены наустановление норм права, которым будут подчиняться участники. Среди договоровнормативного содержания особое место занимают международные договора, которыеявляются результатом согласования воли нескольких государств.
Договор нормативного содержания – это соглашение двух или более субъектов права, в которомсодержатся нормы права, регулирующие их взаимоотношения. Примером такогосоглашения может служить Федеративный договор, заключенный между субъектамиРоссийской Федерации. Договор нормативного содержания характеризуется тем, чтоего участники добровольно вступают в него и возлагают на себя обязанности,вытекающие из его содержания.
Третьим видомисточников норм права можно назвать нормативно-правовой договор.Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех правовых системах.Однако нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правовогодоговора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажив гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, аконкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов.Нормативно-правовым договором выступает соглашение субъектов права, котороесодержит новые юридические правила. Наибольшее значение договор как источникправа имеет для международного и конституционного права, с развитием рыночныхотношений получает распространение в сфере гражданского и трудового права. Ивообще можно говорить о перспективности нормативно-правового договора какисточника юридических норм.
Под нормативнымдоговором принято понимать добровольное соглашение двух и более сторон,порождающее, изменяющее или отменяющее взаимные права и обязанности, выраженныев правовых нормах.
Принято считать, чтонормативные договоры выступают в качестве основной формы права в международномправе. Международный договор представляет собой соглашение между государствамии другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим дляних общий интерес. Содержащиеся в них принципы и нормы призваны регулироватьвзаимоотношения между этими государствами путем создания взаимных прав иобязанностей. В Венской Конвенции о праве международных договоров (ст. 2)содержится даже определение этого источника права: «Договор означаетмеждународное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме ирегулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такоесоглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собойдокументах, а также независимо от его конкретного наименования»*.Так, только МВД России за период с 1992 г. по состоянию на 1 января 1998 г.заключило около 30 договоров с соответствующими ведомствами зарубежных стран иприняло участие в выполнении обязательств более чем по 400 международнымдоговорам Российской Федерации с другими государствами по вопросам борьбы смеждународной преступностью.
Местопринципа в системе источников.
Право имеет своимматериальным источником (в широком смысле этого слова) общественные отношения,объективная потребность в регулировании которых возникает в жизни общества идолжна быть осознана законодателем. Это значит, что у законодателя возникаютвзгляды, представления, создается мнение о том, что определенная совокупностьсоциальных связей, определенный вариант поведения участников общества должныстать общеобязательным правилом, приобрести форму всеобщности, стать законом. Взаконе не может быть ничего, что не содержалось бы в правосознании,выступающем, в качестве идейного (идеологического) источника норм права. Познавэту потребность, государство непосредственно формулирует установленную правовуюнорму либо санкционирует уже сложившиеся в жизни правила поведения и тем самымпридает им качество юридической нормы. В указанном смысле правосознаниевыступает в качестве идеологического источника права (в широком смысле этогослова).
Следует подчеркнуть,что в идеале точка зрения законодателя есть точка зрения необходимости.Характеризуя необходимость, воплощенную в правовых нормах, нужно отметить, чтоона связана не только с объективными, но и с субъективными факторами.Проявление ее обусловлено соответствующими волевыми актами законодателя, егознаниями, опытом, уровнем культуры. Знания, опыт, уровень культуры во многомчерпаются из исторических памятников права (законов Ману, законов Хаммурапи,законов XII таблиц, Гражданского кодекса Наполеона 1804 г. и т.п.).Соответственно право становится объективированной формой общественного сознанияи представляет собой практическое осознание действительности, оценочное,духовное осознание общественного бытия. Право выражает волю конкретных людей сих сильными и слабыми сторонами, которые разрабатывают проекты законов,обсуждают и принимают их.
Таким образом, вкачестве источников права в широком смысле используются их следующие виды:материальные, идеологические, исторические. В современных условиях этоттрадиционный набор можно дополнить нравственными источниками (например, для мусульманского,индусского, иудейского права) и международным правом.
Понятие и место идеи идоктрины для современного права.
В качестве источникаправа может выступать юридическая доктрина (правовые теории, учения оправе). Существенное значение она имела для права Древнего Рима. Наиболееизвестным римским юристам предоставлялось право давать разъяснения,обязательные для судов. В настоящее время доктрина признается источником норм вмусульманском праве. В Англии судьи нередко обосновывают свои решения ссылкамина труды ученых.
Во многих странах какконтинентального, так и общего права, источником норм являются общиепринципы права.
Проблема генезиса(происхождения) права или правообразования позволяет уяснить сущность,содержание права и выводит на понимание качества законов, от которого зависитсостояние законности и правопорядка в обществе.
Как уже отмечалосьранее, право, как и государство, возникает из необходимости управлениясоциальными процессами, упорядочения межличностных отношений в связи с усложнениеми совершенствованием в конечном счете общественного производства. Право всегдасоциально обусловлено. Принято выделять три основных вида такойобусловленности:
— юридическая формапридается уже сложившимся общественным отношениям, содержание которыхсоставляют взаимные права и обязанности сторон, т.е. реально возникшиеправоотношения, что имеет место, прежде всего, в экономической сфере;
— на основе познаниятенденций общественного развития государство может закрепить в законе ещеполностью не сложившиеся отношения, активно способствуя их утверждению вобщественной практике;
— непосредственнойосновой возникновения права может служить также юридическая практика.
Так, в современнойРоссии в течение нескольких лет биржевая деятельность не была урегулированаспециальным законом, но осуществлялась, и даже успешно. Сейчас аналогичнаяситуация с селингом — одной из форм трастовых операций, которые возникли вмировой практике совсем недавно, в 70-80-е гг., и получили необычайно широкоераспространение, а теперь проникли и в Российскую Федерацию. Соответственновозникла потребность заполнить пустующую нишу Гражданского кодекса РФ, осмысливотечественные способы и приемы предпринимательства (например, «Русского домаСеленга»).
2. Правовое государство
Понятие правовогогосударства.
Правовое государство – этовсеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенствезакона. Верховенство закона подразумевает не только и не столько приоритетзакона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконныхактов, сколько широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами обществадействующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление правчеловека недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительнообеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальноезначение приобретает проблема равенства граждан, наличие у них равныхвозможностей в различных сферах жизни общества и государства. Ее решениепредполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такоеравенство.
Вправовом государстве делается акцент на ответственность государственных органови должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Этаответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующихнормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностныхлиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и предусматривающих жесткиесанкции за это. Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан являетсяконституционное положение, в соответствии с которым властные структурыгосударства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами иматериалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовомгосударстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободывсеми способами, не запрещенными законом.
Всеэто вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В своюочередь, гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государствомв лице его органов.
Общественнымсознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, властькоторого основана на праве, правом ограничивается и через право реализуется. Нотакое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватногопонимания феномена правового государства, представляющего собой сложную,многофакторную систему.
В идееправового государства можно выделить два главных элемента:
1) свободучеловека, наиболее полное обеспечение его прав;
2)ограничение правом государственной власти.
Вфилософском смысле свобода может быть определена как способность человекадействовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познаниеобъективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо создаватьусловия для его юридической свободы, своеобразный механизм правовогостимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное закономдозволено».
Человек какавтономный субъект свободен распоряжаться своими силами, способностями,имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должномаксимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике,сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается,не случайно сегодня в Российской Федерации принят целый пакет приоритетныхэкономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе,приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразиеформ собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможностьпочувствовать себя хозяином.
Правовыеограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности непревратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, чтоправом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороныгосударственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправныеущемления интересов граждан. Поэтому в условиях демократии право как бы«меняется местами» с государством – утверждается верховенство первого: и правовозвышается над государством.
Итак,правовое государство – это организация политической власти, создающаяусловия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, атакже для наиболее последовательного связывания с помощью права государственнойвласти в целях недопущения злоупотреблений,
Правовоегосударство – «идеал, к достижению которого стремятся все современныегосударства».
Правовое государствоявляется одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Егоосновополагающими качествами являются: а) признание и защита прав и свободчеловека и гражданина; б) верховенство правового закона; в) организация ифункционирование суверенной государственной власти на основе принципаразделения властей.
Рассматриваясовременное состояние идей правового государства, следует избегатьпреувеличения их роли и степени распространения. В настоящее время правовоегосударство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и неполучает своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальная политическаяпрактика государств, провозгласивших себя правовыми, нередко расходится снормами конституции.
Идея утверждения права(или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к глубокой древности- к тому периоду в истории человечества, когда возникли первые государства.Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права,государство должно было конституировать себя законодательным путем, то естьопределить правовые основы государственной власти.
Человечествос древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства,сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять напервом месте, благо народа должно представлять высший закон для государства.
Однакопрактика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычноостанавливалась па более низких устремлениях – выгоде для государства,отдельных слоев, облеченных публичной властью. Еще Аристотель выделял два родаправления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой – к интересамподданных, общества.
Теорияправового государства вовсе не застывшая догма. Она развивается и сегодня,постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления в историичеловечества правовых и нравственных традиций и политического опыта. Вместе стем следует помнить, что в юридической науке никогда не существовало, несуществует и сейчас единой общепризнанной концепции правового государства. Онаможет обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих позиций, врамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальныхполитических и правовых систем и т.д.
Принципыправового государства.
Изопределения правового государства можно выделить два главных принципа (двестороны сущности) правового государства:
1) наиболееполное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);
2) наиболеепоследовательное связывание посредством права политической власти, формированиедля государственных структур режима правового ограничения(формально-юридическая сторона).
Первыйпринцип нашел свое конституционное закреплениев статье 2 Конституции РФ, где сказано, что «человек, его права и свободыявляются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательноисполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданинувозможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системесоциальных действий, при которой права человека и гражданина являютсяпервичными, естественными, в то время как возможность отправления функцийгосударственной власти становится вторичной, производной.
Политико-правовойнаукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных),политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которыесодержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и других международныхактах.
Второйпринцип воплощается в жизнь с использованиемпрежде всего следующих способов и средств.
1.Государственную власть ограничивают сами права и свободы человека и гражданина,т.е. реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основусистемы «сдержек и противовесов», правового режима ограничения для государства,не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частнуюжизнь.
2. Средиправоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей. Ееглавное требование, выдвинутое Дж. Локком и Ш. Монтескье в период борьбыбуржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политическойсвободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороныкакой-либо социальной группы учреждения или отдельного лица необходиморазделить государственную власть на законодательную (избранную народом ипризванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов),исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюсяреализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную(выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказаниявиновных).
3.Федерализм тоже может внести свой вклад в дело ограничения государственнойвласти. Как своеобразное государственное устройство «федерация дополняетгоризонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем самымстановится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов».Это создаст своего рода «двойную безопасность» для прав человека и гражданина.При реально действующих федеративных отношениях различные государственныеструктуры и ветви власти будут контролировать друг друга, уменьшать вероятностьзлоупотреблений и произвола в отношении личности. Вместе с тем в условияхсепаратизма, ложно понятой идеи суверенизации, в рамках неустойчивыхфедеративных отношений и национально-государственной неразберихи «двойнаябезопасность» может легко превратиться в «двойную опасность» для свободыличности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов Федерациипроисходит покушение на права человека и гражданина.
4. Какспособ ограничения политической власти выступает верховенство закона и егогосподство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятыйверховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур,не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти.Закон принимается либо самим народом, либо депутатами, которые являютсяпредставителями всего народа и выражают соответственно общественные интересы вотличие от инструкций и приказов, принимающихся министерствами и ведомствами всвоих узкоотраслевых или даже корпоративных интересах. Поэтому при расхожденииведомственных распоряжений с законом должен действовать закон.
5. Взаимнаяответственность государства и личности – это тоже способ ограниченияполитической власти. Еще И. Кант сформулировал данную идею: каждый гражданиндолжен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего кточному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении кгражданину.
Признакиправового государства.
Важным признакомправового государства является реальное обеспечение прав и свобод личности. Правачеловека — это квинтэссенция правового государства, важнейший фактор в развитииобщества в целом. Знаменитый софист Протагор (481- 411 гг. до н.э.) вывелчрезвычайно важную для последующих эпох формулу: «Мера всех вещей — человек».Со временем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав человека можетбыть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в формуправ.
К числу иных важныхпризнаков правового государства можно отнести: наличие развитого гражданскогообщества; создание институтов политической демократии, препятствующихсосредоточению «власти в руках одного лица или органа; верховенство иправовое действие конституционного закона, установление в законе и проведениена деле суверенности государственной власти; возвышение суда как одного изсредств обеспечения правовой государственности; соответствие законов праву,правовая организация системы государственной власти и др.
Признаками правового государстваявляются:
1.Верховенство закона или связанность государства правом, основанным на волеобщества.
2.Деятельность органов правового государства осуществляется в строгомсоответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительнуюи судебную.
3.Взаимная ответственность личности и государства.
4.Наличие в государстве прав и свобод человека и гражданина, провозглашенныхмеждународными актами, и их реальная защищенность.
5.Политический и идеологический плюрализм, то есть беспрепятственная деятельностьразличных политических организаций, объединений, не нарушающая разнообразия,исключающая господство какой-либо идеологии.
3. Правотворчество
Понятиеправотворчества.
Под «правотворчеством»в основном понимают деятельность управомоченных органов государства по изданию,переработке и отмене нормативно-правовых актов в единстве с их содержанием — юридическими нормами. Однако в этом смысле термин «правотворчество» весьмаусловен, и следует различать ту деятельность, которую называютправотворчеством, и процессы правообразования.
Понятие правотворчестваохватывает все виды и способы (формы) деятельности по возведению воли обществав закон: а) принятие нормативных актов органами государства; б) непосредственнонародом путем референдума; в) заключение различного рода соглашений, содержащихнормы права; г) санкционирование обычаев или норм, выработанныхнегосударственными организациями; д) формирование юридических прецедентов.
В юриспруденциивыработан целый ряд принципов правотворчества, среди которых можно выделитьследующие: а) демократизм; б) законность; в) гуманизм; г) научность; д)профессионализм; е) плановость.
Правотворческаядеятельность всегда представляет собой ту или иную юридическую процедуру,то есть урегулированную правом последовательность в совершении правотворческихдействий, операций, направленных на определенный правотворческий результат.Правотворческая процедура как достаточно сложная и длящаяся во временидеятельность имеет свои стадии, то есть промежуточные этапы этого процесса,решающие конкретные задачи.
В Российской Федерациинаиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятиенормативно-правовых актов органами государства. В рамках этойправотворческой процедуры наиболее разработана законодательная процедура(процедура издания законов).
Сущностьправотворчества.
Одно изважнейших направлений государственной деятельности – правотворчество. В егопонимании сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчествомподразумевается непосредственно сам процесс создания правовых нормкомпетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» смомента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы(подготовка, принятие, опубликование и т.д.).
Несмотря наразличие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченныхорганов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов.Правотворчество – одно из основных звеньев механизма правового регулированияобщественных отношений. Их известная многоплановость предопределяет структурноесодержание правотворческого процесса, который складывается из двух частей.Первая – включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанныес юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, егообсуждение в соответствующей государственной или общественной организации,трудовом коллективе и т.д.); вторая – в своей основе опирается на правовыеначала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовкепроекта нормативного акта.
Обе этичасти неразрывно связаны между собой и в общем контексте представляют целостнуюпроцедуру по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованиюправового документа. Соответственно этому в процессе правотворчества выделяютдве основные стадии. Первая – предусматривает предварительное формированиегосударственной воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия наэтой стадии носят подготовительный характер и не порождают правовыхпоследствий. Официальное закрепление государственной воли в нормах права –вторая стадия, которая превращает проект нормативного акта в правовой акт,имеющий общеобязательный характер.
Внутри этихстадий осуществляются различные процедурные операции формирования нормативныхактов в зависимости от их юридической значимости в правотворческой иерархии.Система органов государственной власти и управления, составляющих еесердцевину, образует юридическую субординацию издаваемых актов, основанную навсеобщности и дифференцированно их властных полномочий. Такая специализацияпредопределила и нынешний субъектный состав правотворческого механизма вРоссийском государстве, начиная с высших представительных органов власти иуправления Федерации и входящих в нее республик, вплоть до низших его звеньев.
Принципыправотворчества.
Правотворческийпроцесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнестиследующие: демократизм и гласность правотворчества; профессионализм;законность; научный характер; связь с правоприменительной практикой.
1.Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуреразработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая рольпри этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческойдеятельности, гласности се осуществления, что выступает своеобразной гарантиейот келейности и бюрократизма в реализации такой важнейшей государственнойфункции. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов припомощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие приобсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческиморганом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения.Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.
2.Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно связан скачеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственныхрешений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентныеспециалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональнымизнаниями и опытом в моделировании законопроектов. Между тем нередко депутаты,не являясь специалистами в области юриспруденции, самостоятельно «творят»законы, тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленнымивысококвалифицированными юристами. Правотворческий дилетантизм приводит кнекорректному обращению с законодательством и оборачивается неуважением ксамому законодателю.
Работа посовершенствованию правотворческого процесса должна осуществляться постоянно ипо нескольким направлениям.
Во-первых,необходимо долгосрочное и краткосрочное планирование законоподготовительныхработ; во-вторых, нужны единые правила разработки и оформления проектов законови подзаконных актов в виде специального закона; в-третьих, требуетсянезависимая научная экспертиза вносимых на рассмотрение парламентазаконопроектов. Ее мог бы проводить научно-консультационный совет позаконодательству при высшем органе законодательной власти; в-четвертых,необходимо провести юридический всеобуч парламентариев правилам законодательнойработы.
3.Законность правотворчества. В основу этого принципа положено правило, согласнокоторому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованиюнормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и прежде всегоКонституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационныхпроцедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов.Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правилюридической техники, и в первую очередь субординацию правовых актов. Крометого, содержание правовых актов не должно быть «антиправовым», а призваноотвечать идеалам правового государства, началам демократизма и гуманизма,общепризнанным нормам международного права.
4. Научныйхарактер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Главныетребования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не простосам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономическойситуации в стране, политической обстановки, потребностей правовогорегулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразностиподобного регламентирования и т.д.
Длявыявления этих параметров используются различные социально-правовыеэксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетомуказанных факторов принятые правовые предписания будут обоснованными иэффективными.
Узкое иширокое восприятие правотворчества (законотворчество и правообразование).
Законыпоявляются на свет и включаются в действующее законодательство в результатесложной деятельности, которая в самом общем виде называется правотворчеством(законотворчеством).
Правотворчество(законотворчество) — это специальная деятельность компетентных органов,завершающая процесс правообразования, в результате которой приобретаетюридическую силу и вступает в действие закон.
Главноезвено в правотворчестве (законотворчестве)-принятие законодательным органомпроекта, в результате которого он становится законом-документом, имеющим высшуююридическую силу. Особый характер имеет Правотворчество при проведениивсенародных референдумов; здесь закон принимается непосредственно народом.
Законностьпринимаемых нормативных актов определяется в соответствии с правотворческойкомпетенцией, т. е. кругом правомочий на принятие юридических нормативныхактов, предусмотренных Конституцией и другими законами. Монопольнойкомпетенцией на принятие законов обладают высший представительный орган страны- Федеральное Собрание (высший представительный орган субъекта Федерации по законамэтого субъекта) — и непосредственно народ путем референдума. Правомочия наиздание нормативных актов, в том числе и на издание законов, могут бытьпереданы другому органу в порядке делегирования, т. е. передачи прав напринятие нормативных актов органу, который в соответствии со своей собственнойкомпетенцией таких прав не имеет. Например, до 1 декабря 1992 г. Президенту РФбыли делегированы права на принятие законодательных актов по вопросамэкономической реформы.
Нужно иметьв виду, что высший представительный орган Российской Федерации — ФедеральноеСобрание, его палаты — наряду с законами принимает иные акты, в том числе ноорганизационным вопросам своей деятельности; они по большей части именуютсяпостановлениями, заявлениями.
Правотворческийпроцесс осуществляется в определенной процедуре, когда совершаютсяправотворческие действия.
Основнымиправотворческими действиями при принятии законов (их называют также стадиямизаконотворческого процесса являются:
1)законодательная инициатива, т. е. осуществление закрепленного Конституцией заопределенными лицами права на предложение об издании закона и на внесениезаконопроекта в законодательный орган; при этом законодательный органюридически обязан рассмотреть предложение и законопроект; в соответствии сКонституцией РФ право законодательной инициативы принадлежит ПрезидентуРоссийской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатамГосударственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным(представительным) органам субъектов Федерации. Это право принадлежит такжеКонституционному Суду Российской федерации, Верховному Суду РоссийскойФедерации л Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам ихведения (ст. 104);
2) решениекомпетентного органа о необходимости издания закона, включение соответствующегопредложения в план законопроектных работ, выработка официального законопроекта;
3) внесениезаконопроекта в законодательный орган, принятие его к рассмотрению, обсуждениезаконопроекта, рассмотрение поправок, принятие в порядке первого, второго и т.д. чтения ( означает обсуждение и поэтапное принятие его, — принятие проекта в принципе, как основы будущегозакона; -принятие проекта как закона; может быть и, т. е. принятие после внесения дополнительных поправок,редакционной отработки);
4) принятиезаконопроекта (обычно в результате , а иногда и); в соответствии с действующей Конституцией федеральныезаконы принимаются Государственной Думой, в то же время они нуждаются водобрении верхней палатой — Советом Федерации (причем закон считаетсяодобренным, если он после внесения в Совет Федерации — а это должно бытьсделано в течение пяти дней после принятия-не был в течение четырнадцати днейрассмотрен им); процесс принятия закона завершается подписанием законаПрезидентом Российской Федерации (процедура внесения, рассмотрения, обсужденияи принятия проекта, подписания закона регламентируется Конституцией, особымизаконоположениями и регламентом работы законодательного органа).
В отношениииных нормативных юридических актов Правотворческий процесс носит более простойхарактер. Но во всех случаях решающим правотворческим действием являетсяпринятие проекта (оно закрепляется подписанием нормативного документа), а затемофициальное опубликование принятого нормативного акта.
Факторыправообразования.
Изначально правоформируется естественно-исторически, до и независимо от деятельностизаконодателя. Начальная стадия в процессе правообразования — возникновениеобъективно обусловленной потребности в юридическом регулировании общественныхотношений. Эта потребность в конечном счете обусловлена экономическим базисом,но ближайшими факторами, ее питающими, являются социально-политические,классовые и иные общественные интересы. На завершающей стадии правообразованияприобретает большое значение специальная целенаправленная деятельностькомпетентных органов по выражению общественной потребности и соответствующихинтересов в общеобязательных правилах поведения. Эта деятельность,конституирующая правообразование в формально определенные предписания общегохарактера, и является правовым нормотворчеством. Различаются три способа такогонормотворчества:
1) непосредственнаяправоустановительная деятельность полномочных государственных органов;
2) санкционированиегосударственными органами норм, которые сложились независимо от них в видеобычая (делового обыкновения) или выработаны негосударственными организациями(например, кооперативами, общественными организациями);
3) непосредственноеправотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования(референдума).
Во всех трех случаяхнормотворчество отличается и своими целями, и теми принципами, на которых оноосновывается. Общими принципами нормотворчества являются: научность,демократизм, законность, интернационализм.
В отдельные периодыразвития того или другого государства имели место отступления от какого-либопринципа, но они не могут поколебать необходимость поиска и утверждения соответствующихначал законодательной деятельности.
Правотворческаядеятельность так или иначе связана с проявлением государственной воли. Этоположение многократно доказано мировой историей. Помимо того, чтогосподствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силув виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этимиопределенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, ввиде закона.
Видыправотворческой деятельности.
Существенноевлияние на научный характер правотворчества оказывает планированиезаконодательных работ.
Вместе стем без связи с правоприменителем законодательный орган не будет знатьрезультата своего труда, не сможет судить об эффективности принятых правовыхрешений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика, каклакмусовая бумага, выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрываетправотворческие потребности.
С учетомсубъектного состава органов можно выделить три разновидности правотворческойдеятельности: правотворчество государственных органов (как общефедеральных, таки республиканских); санкционированное правотворчество; народное правотворчество(референдум).
Правотворчествогосударственных органов представляет собойтакую разветвленную деятельность всех органов государственной власти иуправления, в результате которой формируется система законодательства.Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом,соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства.Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы иразличного рода подзаконные акты (указы Президента, постановленияПравительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряженияорганов власти на местах).
Санкционированноеправотворчество – это разрешеннаягосударством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителейпредприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторыхнегосударственных организаций и учреждений, результатом которой являютсяисключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданныепо вопросам, составляющим их компетенцию.
Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной иобщественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою властьнепосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакомуутверждению.
Такимобразом, правотворчество представляет собой особую форму государственнойдеятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную напознании объективных социальных потребностей и интересов общества.
Механизмправотворчества и его стадии.
Содержаниенормотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационныхдействий, образующих в своей совокупности то, что называют правотворческимпроцессом. Это технология создания нормативных актов и доведения их предписанийдо адресатов. Сам правотворческий процесс в силу его общественно-политическогозначения регулируется конституционными и другими юридическими нормами.Правотворческий процесс складывается из ряда стадий.
1. Стадиязаконодательной (более широко — нормотворческой) инициативы. Речь идет опервичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении вправотворческий орган или предложения об издании нормативного акта, илиподготовленного проекта акта.
Круг субъектов,обладающих правом законодательной инициативы, строго очерчен взаконодательстве, так как законодательная инициатива, в отличие от любогодругого обращения в правотворческий орган с законопроектом, предполагаетюридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший проект илипредложение.
2. Решениекомпетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта,включении в план законопроектных работ и т.п.
3. Разработка проектанормативного акта и его предварительное обсуждение. Процедуры того и другогоразличаются в зависимости от важности проекта, от того, кому поручена егоразработка, а также от характера будущего нормативного акта(общегосударственный акт или ведомственный). Наиболее важные проекты выносятсяна всенародное обсуждение. В подготовке других принимают участиеконсультативные группы ученых и специалистов.
4. Рассмотрение проектанормативного акта в том органе, который уполномочен его принять.
5. Принятиенормативного акта.
6. Доведение содержанияпринятого акта до его адресатов.
/>/>/>/>/>/>Списокиспользуемой литературы
1. Абдуллаев М.И. Правоведение: Учебник для вузов. — М.: 2006.
2. Абдуллаев М.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: 2004.
3. Коваленко А.И. Теория государства и права: Учебник для студентовюридических вузов и факультетов. — М.: 1994.
4. Комарова А.С. Теория государства и права: Курс лекций. М.; МГУ,1996.
5. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. М.:2000.
6. Лазарев В.В. Теория государства и права. М. 1996.
7. Лившиц Р.З. Теория права. Монография. М.: 1995.
8. Манов Г. Н. Теория государства и права. М.: 1996.
9. Нерсесянс В.С. Теория государства и права. М.: 1999.
10. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М:2001.
11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для высшихучебных заведений (под редакцией профессора В.Г. Стрекозова). М.: 2006.