Реферат по предмету "Государство и право"


Правоохранительные органы, нотариат и адвокатура

ВВЕДЕНИЕ
Цель контрольной работы по предмету:«Правоохранительные органы»: ознакомление и раскрытие вопросов«Предмет дисциплины „Правоохранительные органы РоссийскойФедерации“ и ее место в системе смежных юридических наук»,«Нотариат и адвокатура как органы по правовому обеспечению и правовойпомощи». Рассмотрение этих вопросов актуально, так как изучение данногопредмета дает возможность:
–  знать системуправоохранительных органов, их место в Государственном аппарате и компетенцию;
–  уметьанализировать нормы Конституции РФ, законы, подзаконные нормативные правовыеакты, регулирующие организацию и функционирование правоохранительных органов РФи давать им правовое толкование.
Данный курс – «Правоохранительные органы»,имеет динамический характер, так как отражает изменение происходящие взаконодательстве и структуре правоохранительных органов РФ.

Вопрос 1. Предмет дисциплины«Правоохранительные органы Российской Федерации» и ее место в системе смежныхюридических дисциплин
Курс «Правоохранительные органы» — этосинтезированная юридическая дисциплина, обобщающая под определенным угломзрения нормы и юридические институты различных по содержанию, источникамотраслей права и правоприменительных актов. Этим ракурсом является в первуюочередь устройство, организация, основы деятельности правоохранительных органовкак в отдельности, так и в качестве составных звеньев той или иной системы, атакже направления действий, функции и компетенция, которой они наделены длярешения стоящих перед ними задач в области охраны прав и свобод человека игражданина.
Дисциплина «Правоохранительныеорганы» определяется как совокупность юридических знаний, в рамках которойизучаются устройство, организация и наиболее существенные направления и задачидеятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органамигосударства в области охраны прав и свобод человека и гражданина, укреплениязаконности, правопорядка.
В настоящем наименовании эта учебнаядисциплина стала изучаться с 1988 г. Процесс ее становления восходит кдореволюционным (1917 г.) временам, когда общие сведения о судах и иныхсвязанных с ними органами, их основных полномочиях студенты получали в рамкахдругих дисциплин — гражданского и уголовного процесса, административного(полицейского) права. Тогда же предпринимались попытки ввести для изученияданных такого рода самостоятельную учебную дисциплину под наимено­ванием«Судоустройство». С первых лет советской власти и до 50-х годов дисциплина стаким названием имела широкое распространение. Затем в 50-е годы был введенкурс «Организация суда и прокуратуры», а в 70-е — курс «Суд и правосудие».
Существующее наименование курсапредпочтительней, во-первых, потому, что тем самым подчеркивается необходимостьизучения в его рамках деятельности не только суда и прокуратуры но и другихправоохранительных органов; во-вторых, естественное расширение его содержанияза счет появления в последние годы как государственных (Конституционный Суд РФ,арбитражные суды, которые ранее находились при органах управления), так инегосударственных (частные детективные и охранные службы) охватывается им;в-третьих, такое название обусловливает включение в рассматриваемую учебнуюдисциплину достаточно полных сведений не только об одном или двухправоохранительных органах — судах и прокуратуре, но и обо всех, поскольку всеони, как правильно отмечают ученые, взаимосвязаны.
Предмет курса «Правоохранительные органы» определяет иего содержание. Оно упорядочено в определенной системе. Курс условно можноразделить на две части — Общую и Особенную.
Общая часть включает два раздела: введение вкурс; правосудие и его демократические основы. Они охватывают шесть глав, вкоторых освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительной деятельности иправоохранительных органов, предмет и система курса, законодательные и иныеправовые акты о правоохранительных органах в РФ, понятие и содержание судебнойвласти, правосудия, конституционные принципы его организации и осуществления.
Особенная часть включает шесть разделов, в каждом изкоторых 3—6 параграфов. В них рассматриваются судебная система России;государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности; органыпредварительного расследования; прокуратура РФ; органы по правовому обеспечениюи правовой помощи; негосударственные организации обеспечения правоохраны.
Понятие «место» дисциплины в системедругих дисциплин включает два аспекта: во-первых, рассмотрение вопроса с егоструктурной стороны, т.е. совокупности всех связей и отношений между даннымкурсом и непосредственно с ним соприкасающимися учебными дисциплинами,предусмотренных общими требованиями государственных образовательных стандартовпо специальности «Юриспруденция», утвержденных 27 марта 2000 г. Министерствомобразования РФ. Эта связь очевидна. Курс «Правоохранительные органы» — это общепрофессиональнаядисциплина, своего рода введение в специальность, в юриспруденцию: науку,практику, образование, своеобразный пролог в изучение других юридическихдисциплин, и находится он в неразрывной связи с ними. В нем, как ужеотмечалось, излагаются исходные сведения о правоохранительной деятельности иосуществляющих ее государственных органах и иных учреждениях. Изучив настоящийучебный курс как сплав отношений, регулируемых перечисленными и многими другимиотраслями права, студенты получают представление как об их месте вгосударственном механизме, организации и устройстве, функциях и основныхнаправлениях деятельности, так и о правовом регулировании статуса — прав иобязанностей указанных органов, что будет способствовать более глубокомуусвоению других профилирующих предметов. Во-вторых, рассмотрение вопроса с историческойстороны представляет определенную ступень развития самого курса «Правоохранительныеорганы», отражающую соответствующую ступень развития государства и егомеханизмов, тем самым его связь с непосредственно примыкающими к немудисциплинами. Этот аспект выяснения места данного курса связан с рассмотрениемсоотношения правоприменительной деятельности и норм права, а также специальныхзнаний, которые применяются соответствующими правоохранительными органами длягосударственно-правового контроля над преступностью и другими правонарушениями.С этих позиций и определяется связь данного курса с Другими дисциплинами исоответствующими отраслями правовой науки, которые изучаются студентамиюридических высших учебных заведений по специальности «Правоведение».
Органична связь названного курса с конституционным(государственным) правом России — основой правовой системы страны, дающей жизньвсем другим отраслям права. Как часть публичного права оно, в частности, имеетпредметом своего правового регулирования принципы организации и порядокфункционирования институтов государственной власти, правовое положение граждани их взаимоотношения с государством. В конституционном праве, основнымисточником которого является сама Конституция РФ, определяется роль и местоправоохранительных органов в государственном механизме, закрепляютсявзаимосвязи между ними, устанавливаются конституционные принципы их организациии функционирования, а также конституционно-правовой статус человека в России —гражданство, правосубъектность, конституционные права, свободы и обязанности,их обеспечение законной деятельностью правоохранительных органов.
Курс «Правоохранительные органы»связан с административным правом, которое регулирует общественные отношения,возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительнойдеятельности государственного управления в различных сферах государственнойжизни, в том числе и в сфере обеспечения безопасности и охраны общественногопорядка. Такие правоохранительные органы, как МВД России и Минюст России, и ихструктуры на местах осуществляют свои правоохранительные функции, включая контрольнад преступностью и другими правонарушениями, одновременно с функциямиуправленческими (внутриорганизационными и внешними), в рамках которыхнепосредственно реализуется исполнительная власть. Кроме того,правоохранительные органы повсеместно применяют нормы административного правапри посягательстве на собственность, общественный порядок, безопасностьдорожного движения и т.д.
Тесная связь рассматриваемого курса иуголовно-процессуального права как системой правовых норм, устанавливающихпорядок производства по уголовным делам (уголовное судопроизводство) ирегулирующих деятельность органов дознания, предварительного следствия,прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и судебному разбирательствууголовных дел, по разрешению процессуальных вопросов исполнения приговора.Именно в нем установлены права подозреваемых, обвиняемых и подсудимых,потерпевших, других лиц, оказавшихся в сфере уголовного процесса икорреспондирующиеся обязанности соответствующих должностных лицправоохранительных органов по их соблюдению.
Структура и система каждогоправоохранительного органа строятся в зависимости от задач и содержаниявыполняемой им деятельности, а содержание деятельности зависит от решенияорганизационных вопросов. Поэтому задачи и порядок (процедура) осуществленияуголовно-процессуальной деятельности в значительной мере определяют построениесудебной системы, прокуратуры, органов предварительного следствия, органовдознания, адвокатуры.
«Правоохранительные органы» какучебный курс тесно соприкасается с гражданским процессуальным правом, котороеустанавливает порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел обимущественных и некоторых неимущественных спорах, а также порядок исполненияпостановлений судов и некоторых других органов; его нормы регламентируютдеятельность суда, судебного исполнителя и всех участников процесса. Этот курс,в свою очередь, связан с учебной дисциплиной, в рамках которой изучаетсяпорядок судопроизводства в арбитражных судах в РФ при разрешении экономическихспоров и рассмотрении иных дел, отнесенных к их компетенции.
Нормы гражданского и уголовного права— эффективный и широко применяемый инструмент правоохранительной деятельности.Они позволяют определять признаки уголовных преступлений и гражданскихправонарушений, делать вывод о наличии или отсутствии последних и необходимостиприведения в действие механизма соответственно гражданско-правовой илиуголовной ответственности, о видах воздействия, наказания или иных мерахуголовно-правового характера за совершение преступления, о возмещении ущерба,причиненного правонарушением. От этого зависит законность деятельностиправоохранительных органов.
Второй аспект взаимодействия на этомнаправлении вытекает из проникновения многих видов общеуголовных преступленийза границы государств. Преступность, особенно организованная, мафиозная,террористической направленности и т.д. границ не при­знает. Преступления,становящиеся опасными для международного сообщества, — международноемошенничество, хищения и контрабанда цветных, редких металлов, незаконныебанковские операции, в том числе с использованием фальшивых документов,компьютерная преступность — приняли опасные тенденции.
Это обусловливает' необходимостьтесного сотрудничества государств в направлении определения круга деяний, которыев равной степени нарушают интересы каждого из них, использование рекомендацийООН, регулярно собирающей представителей правоохранительных органов дляобсуждения проблем борьбы с общеуголовной преступностью, в том числе и черезИнтерпол, Европол, разработки комплексного института выдачи (экстрадиции)преступников. Отсюда актуальность взаимного проникновения настоящего курса изарождающейся (пока в виде спецкурсов) учебной дисциплины международногоуголовного права.
Легко просматривается связьнастоящего курса и с такими юридическими дисциплинами, как теория государства иправа и история отечественного государства и права. Они дают исходные сведенияо закономерностях возникновения, развития и функционирования государства иправа, об основополагающих понятиях, применяемых в правоохранительнойдеятельности (законность, правосознание, сущность, типы, формы, функции, структураи механизм действия государства и права), о применении права, правовой системе,о соотношении права и его источников, права и судебной практики и др. Учитывая,что изучение вопросов организации и деятельности многих правоохранительныхорганов требует рассмотрения их в развитии, на фоне исторических событий, всравнении с опытом как отечественным, так и зарубежным, как в пространстве, таки во времени, становится понятной связь этих дисциплин.
Существенна связь правоохранительнойдеятельности и рассматриваемого курса с правовой статистикой и криминологией. Предоставляясоответствующие данные о количественных и каче­ственных параметрах преступности,их изменении во времени и пространстве, о работе органов уголовной юстиции,правосудия, статистика способствует тем самым развитию правоведения, егопостоянной связи с правоохранительной деятельностью.

Вопрос 2. Нотариат и адвокатура как органы поправовому обеспечению и правой помощи
 
НОТАРИАТ
Нотариат является непременнойсоставной частью любой правовой системы, он позволяет государству успешнееосуществлять его правоохранительные, фискальные и судебно-юрисдикционныефункции.
Нотариат сегодня — это системаорганов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственныхправ и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление правграждан и юридических лиц и предупреждение их возможного нарушения вдальнейшем.
Согласно Конституции РФ, нотариатнаходится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Соответственно правовымактом, регламентирующим его деятельность, являются Основы законодательстваРоссийской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. (в ред. от 30 декабря2001 г.). Совместность компетенции не исключает принятие субъектами РФ актов,не противоречащих Основам законодательства РФ о нотариате и регламентирующихего деятельность. В отдельных случаях это прямо предусмотрено в Основах онотариате (ст. 14, 34 и др.). Важными подзаконными нормативными актами являютсяИнструкция о порядке совершения нотариальных действий государственныминотариальными конторами, утвержденная Минюстом РСФСР 6 января 1987 г., а такжеИнструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицаморганов исполнительной власти от 19 марта 1996 г.
Нормы, регулирующиеорганизацию и деятельность нотариата, самым тесным образом связаны со многимиотраслями цивилистического законодательства (гражданским, семейным, жилищным идр.).
Руководствуясьуказанными нормативными правовыми актами, нотариат в РФ призван обеспечитьзащиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершениянотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий отимени РФ.
Нотариальные действия– юридически значимые действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частнойпрактикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах,должностными лицами местных органов исполнительной власти (при отсутствии нотариусав данной местности), а также уполномоченными должностными лицами консульскихучреждений РФ. Из этого следует, что в состав нотариата входят:
государственныенотариальные конторы;
нотариусы,занимающиеся частной практикой.
Именно эти органы и ихдолжностные лица, занимающиеся нотариальными действиями на профессиональнойоснове, и рассматриваются как нотариат;
должностные лица,наделенные правом выполнять нотариальные действия (начальники исправительныхучреждений, СИЗО, главные врачи больниц и др.).
Нотариальнаядеятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлеченияприбыли.
Компетенциянотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих вгосударственных нотариальных конторах, за некоторым исключением одинакова. Ихобъединяют правила совершения нотариальных действий и правовая силанотариальных актов. Нотариус, занимающийся частной практикой, имеет личнуюпечать с изображением Государственного герба РФ и совершает нотариальныедействия от имени государства.
Частный нотариат(латинского типа) представляет собой идеальное сочетание интересов граждан,государства и нотариусов — профессионалов в лучшем смысле слова. Термин«частный» в сочетании с термином «нотариус» означает отсутствие затратгосударства на обеспечение законных прав граждан, а также персональнуюответственность, в том числе и имущественную, и заинтересованность нотариуса взаконности своих действий'. Такая ответственность вполне закономерна, посколькуисточником финансирования его деятельности являются денежные средства,полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового итехнического характера. После уплаты налогов и других обязательных платежей онипоступают в собственность нотариуса.
В последние годы,особенно после принятия нового ГК, законов о земле, приватизации значительнорасширилась сфера деятельности нотариата, появились новые видыгражданско-правовых отношений, требующих нотариального оформления, резковозросло общее количество нотариальных действий.
Совершение нотариальныхдействий — вид деятельности, которая весьма близко примыкает кправоохранительной деятельности в целом и одной из ее функций — оказаниююридической помощи. Это касается не только привычных всем свидетельствованияверности копий документов и выписок из них, подлинности подписей на документах,но и удостоверения сделок по отчуждению квартир или домов, дорогостоящегоимущества, автотранспорта, выдачу свидетельств о праве собственности на долю вобщем имуществе супругов, наложения и снятия запрещения отчуждения имущества ит.д. Законодатель отводит нотариусу очень важную роль в процессе преобразованияотношений собственности на средства производства путем приватизациигосударственных и муниципальных предприятий.
Эти и другиепредусмотренные Основами о нотариате нотариальные действия так или иначе имеютотношение к осуществлению правоохранительных функций, оказывают или могутоказывать содействие органам, осуществляющим функции такого рода.
Основные задачинотариата: охрана прав и законных интересов граждан, государственных инегосударственных учреждений, организаций, общественных объединений; охранавсех форм собственности; предупреждением правонарушений путем предварительногои своевременного удостоверения договоров и иных сделок, совершения исполнительныхдействий и т. д.
Одна из наиболееважных задач нотариата — превентивное правосудие. Нотариальная деятельностьтесно связана с судебной, в особенности с осуществлением правосудия погражданским делам. Удостоверяя бесспорные права конкретного гражданина, нотариатпредупреждает возникновение споров о праве, которые должен рассматривать суд.Юридическое закрепление бесспорных прав позволяет избежать обращения в суд иэкономит как время и средства сторон, так и затраты государства на судебнуюсистему.
Нотариальнозакрепленный договор облегчает стороне доказывание своего права, посколькусодержание договора, подлинность подписей, удостоверенных в нотариальномпорядке, являются достоверными. Но в отличие от суда, который рассматриваетспоры, нотариат осуществляет действия только в отношении дел, по которымотсутствует спор о праве. Его деятельность направлена на юридическоезакрепление гражданских прав.

Организация нотариатаСхема 1
Системы государственных органовнотариата
/>

Схема 2
Система органов нотариата,объединяющих нотариусов, занимающихся частной практикой
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.