Контрольная работа поСоциальному партнерству
на тему: «Правозащитная работапрофсоюзов – одно из приоритетных направлений деятельности профсоюзов».
Введение
В XX веке врезультате стремительного развития науки и техники человеческое общество былопоставлено на грань уничтожения. Опустошительные мировые войны, многочисленныелокальные вооруженные конфликты, углубление пропасти в уровне жизни развитыхстран Запада и развивающихся стран Азии и Африки, глобальные экологическиепроблемы – все это заставило мировое сообщество искать пути выхода изсоздавшегося положения. Попытки цивилизовать отношения между государствами,ограничить и свести к минимуму количество межгосударственных конфликтов,разрешаемых с помощью вооруженных методов, привели к широкому развитиюмеждународного права, укреплению его принципов и все возрастающему их влияниюна межгосударственные отношения. Весь ход исторического развития в XX векеобусловил то, что на первый план в списке общечеловеческих ценностей вышлиправа и свободы человека. Утверждению принципа первостепенности основных прав исвобод человека способствовало его закрепление в уставных документах ООН,конституциях большинства государств, возникновение и широкая деятельностьмногочисленных правозащитных организаций как международных, так и внутригосударственных.
Дляобеспечения реализации человеком его прав и свобод на практике необходимыопределенные гарантии. Такие гарантии возникают и совершенствуются по мерезарождения и становления гражданского общества в России. Гражданское обществопредставляет собой многоуровневый, структурированный социум, для которогохарактерной чертой является наличие многочисленных общественных организаций,действующих в рамках правового государства и направленных на удовлетворение техили иных интересов объединяемых ими членов. Одним из важных элементовгражданского общества на Западе являются профессиональные союзы. Этообусловлено, прежде всего, тем, что профессиональные союзы создаются идействуют в сфере труда с целью представительства и защиты интересов наемныхработников в отношениях социального партнерства. Труд является основойжизнедеятельности любого общества, а профессиональные союзы являютсяпроизводным фактором от трудовых отношений, чем и объясняется их важность дляформирования гражданского общества. Как акты международного права, так ивнутригосударственные нормативные правовые акты закрепляют право граждан наобъединение. Так, ст. 2 Конвенции МОТ №87 (1948 г.) «О свободеассоциации и защите права на организацию» гласит: «Трудящиеся и предпринимателибез какого-либо различия имеют право создавать по своему выбору организации безпредварительного на то разрешения, а также вступать в такие организации наединственном условии подчинения уставам этих последних». Конституция РФ тожезакрепляет право каждого на объединение, включая право на созданиепрофессиональных союзов для защиты своих интересов (ст. 30).
Профсоюзноедвижение в России имеет ряд особенностей, и, пожалуй, основной особенностьюроссийских профсоюзов является то, что многие десятилетия советского периодаразвития они представляли собой, как практически любые другие общественныеорганизации, элемент государственной структуры. Это вынуждало их действоватьстрого в установленных рамках социально-культурной деятельности, причемосновная, изначальная цель профсоюзов – правозащитная уходила на второй план.Отделение профсоюзов от государства, так сказать их «разгосударствление»,поставило российские профсоюзы в конце 80-х начале 90-х годов XX века в оченьсложное положение. На этот период пришелся пик выхода работников из профсоюзов.Таким образом, проявился внешний кризис в профсоюзах, обусловленный изменениемих общегосударственного статуса и, прежде всего, правового.
Даннаяконтрольная работа посвящена актуальной теме – исследованию правовых аспектовдеятельности профессиональных союзов по защите прав работников. Актуальностьтемы объясняется тем, что с начала 90-х годов XX века в России осуществляетсяширокомасштабная реформа законодательства, направленная на приведение всоответствие механизма правового регулирования с потребностями экономического исоциально-политического развития государства. В результате реформы вдеятельности профсоюзов появились принципиально новые правовые аспекты. Так,например, Конституция РФ закрепила не только право каждого на объединение впрофессиональные союзы, но и цель такого объединения – защиту прав членовпрофсоюза. Тем самым правозащитная деятельность профсоюзов становится не толькоих правом, но и обязанностью. В связи с этим возникает ряд теоретическихпроблем, которые требуют научного осмысления и решения. Первая проблема – этоэффективность и целесообразность участия профсоюзов в регулированииобщественных отношений. Вторая – в связи с закреплением в Конституции РФ целисоздания профсоюзов возникают ли юридические обязанности у профсоюзныхорганизаций перед своими членами за надлежащее их исполнение. Третья – КонституцияРФ относит трудовое законодательство к предмету совместного ведения субъектаРоссийской Федерации и самой Федерации. Такое распределение компетенций создаетвозможность законотворчества в сфере профсоюзных прав, тем более что ФЗ «Опрофессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» прямо закрепляетправо субъектов Российской Федерации регламентировать права профсоюзов.
Трудовойкодекс РФ фактически ввел понятие представительного профсоюза, установив нормы,в соответствии с которыми, при определенных условиях, в качестве единственногопредставителя всех работников организации может выступать только профсоюзнаяорганизация, тем самым, придя в противоречие с правовым статусом этогообщественного объединения, основанного на фиксированном членстве. Такоеположение порождает важную научную задачу исследования соотношенияпредставительских прав профсоюзных организаций и иных представительных органовв организации.
1. Правовыеосновы деятельности профессиональных союзов по защите прав и интересовработников
1.1Конституционные основы деятельности профсоюзов
КонституцияРоссийской Федерации 1993 г. относит право на объединение к основным правами свободам человека и гражданина, которым посвящена ее вторая глава. В статье30 Конституции РФ устанавливается право каждого на объединение, включая правона создание профессиональных союзов для защиты своих интересов. Уже самаконструкция этой нормы позволяет сделать ряд весьма содержательныхумозаключений, играющих важную роль в раскрытии темы контрольной работы.Во-первых, как следует из формулировки этой конституционной нормы,законодатель, декларируя право граждан на объединение, среди всех видов общественныхобъединений особо выделяет именно профессиональные союзы. Для того чтобыуяснить цель такого выделения, необходимо хотя бы в общих чертах проследитьисторию развития и изменения правового положения профессиональных союзов вРоссии в последние годы. Общественно-политическая реформа в России конца XXвека привела к бурному развитию институтов гражданского общества. На волнеобщедемократического движения в стране стали возникать самые различныеобщественные объединения – от экзотических «партий любителей пива» доальтернативных профсоюзов. Дальнейшее становление гражданского общества вРоссии требовало придания стихийным процессам легального характера. Поэтомупринятие в 1995 году Государственной Думой Федерального закона «Об общественныхобъединениях» явилось закономерным фактом, закрепившим определенный этапобщественного развития. Этот закон раскрывает содержание права на объединение,устанавливаемое ст. 30 Конституции РФ, и распространяет его на любые видыобщественных объединений, включая и профессиональные союзы. В то же времядеятельность профессиональных союзов регулируется еще и специальным Федеральнымзаконом от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах игарантиях деятельности». Общепризнанным фактом является то, что профсоюзы играютважную роль как социальные регуляторы в обществе.
Говоря о ролироссийских профсоюзов в построении гражданского общества в России, необходимопризнать, что его строительство без участия профсоюзов весьма проблематично, всвязи с чем нереальны попытки государства вытеснить их из сферы регулированияобщественных отношений, прежде всего трудовых. Исторически нормы, регулирующиедеятельность профсоюзов, появились в трудовом праве, поскольку профсоюзы наначальном этапе своего возникновения представляли собой разрозненныекорпоративные объединения, как правило, лиц одной профессии. При этом ранниепрофсоюзы имели цель, ограниченную сугубо трудовыми отношениями. Но, каксовершенно справедливо отмечают многие специалисты трудового права, профсоюзыне являются имманентным атрибутом трудовых правоотношений. Профсоюзы порожденыобстоятельствами, носящими внешний характер по отношению к системе трудовыхотношений. Однако, несмотря на свою внешнеположенность к системе трудовыхотношений, они, тем не менее, возникли в силу объективного развитиядемократических обществ. Попытка нормативного регулирования деятельностипрофсоюзов в рамках трудового права на первоначальном этапе была вполнезакономерна. Для XX века характерным является переосмысление системы ценностейи ориентиров в обществе. Впервые за всю мировую историю утвердились и былизакреплены в нормах международного права естественные права человека.Общепризнанным фактом является положение о том, что вся правовая система в СССРносила ярко выраженный позитивистский характер, когда понятия права и закона отождествлялись,а под правом понималась воля господствующего класса, выраженная в законе.
В советскойюридической литературе достаточно распространенной точкой зрения на правовоеположение профсоюзов было признание социальной роли профсоюза. После второймировой войны сначала в научных кругах, а затем и в конституциях ряда странпоявилось понятие социального общества (социального государства). Мир, уставшийот войн и революций, пришел к идее социального партнерства различных классов,групп, общностей, составляющих данное общество. Значительные научныеисследования проводились в рамках концепции гражданского общества. Активнаяроль профсоюзов в конце 50 – начале 60-х годов была осознана мировымсообществом. На 54-ой сессии Международной Конференции Труда, проходившей вЖеневе в 1969 году, был опубликован доклад «Профсоюзные права и их связь сгражданскими свободами». В докладе констатировалось, что современноепрофсоюзное движение является результатом постепенной эволюции идей, практики изаконов. За период, охватывающий примерно 150 лет, профсоюзы перешли сположения незаконных группировок на положение допускаемых законом ассоциаций, азатем, благодаря своим собственным усилиям, приобрели широкий диапазон функцийи постепенно их роль как представительных организаций трудящихся ипредпринимателей в производственных отношениях, а также и в государственныхделах, получила общественное признание.
Сегодняпрофсоюзы больше не рассматриваются лишь как доверенные лица трудящихся ипредпринимателей при определении условий труда, они завоевали признание вкачестве выразителей обширного круга коллективных интересов в институционнойструктуре современного государства.
Итак,профсоюзы стали одним из институциональных элементов современного общества,играющими важную стабилизирующую роль социальных регуляторов, и по этой причинев ст. 30 Конституции РФ среди всех общественных объединений выделеныименно профессиональные союзы. Такое изменение социального статуса профсоюзов,безусловно, потребовало изменения и их правового статуса. Профсоюзы приобрелиширокий круг прав в самых различных отраслях жизнедеятельности, что особеннобыло характерно для Советского Союза, где на профсоюзы были возложены дажеотдельные государственные обязанности. Кроме этого законодатель в Конституциине только закрепил право на объединение в профессиональные союзы, но исформулировал цель этого объединения – защита интересов своих членов.Конституция Советского Союза 1977 года устанавливала, что профессиональныесоюзы в соответствии со своими уставами участвуют в управлении государственнымии общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурныхвопросов (ст. 7). Устав профессиональных союзов СССР определял, чтопрофессиональные союзы проводят свою работу под руководством Коммунистическойпартии, они являются одним из важнейших звеньев в политической системеразвитого социалистического общества и т.д. Компетенция профсоюзов в сферетруда предусматривалась главой 15 Кодекса законов о труде РФ 1971 г.,действовавшего вплоть до 1 февраля 2002 года. Содержание права на объединение впрофсоюзы не раскрывалось, а делалась отсылка к их уставам (ст. 225 КЗоТРФ). Права профсоюзов в Советском Союзе представляли необычайно широкийкомплекс и включали в себя права по управлению государственным социальнымстрахованием, техническими и правовыми инспекциями труда, право законодательнойинициативы.
1.2 Общаяхарактеристика правового статуса профсоюзов в сфере труда
Правапрофсоюзов в сфере труда – основная часть их правового статуса, т.е.совокупности прав и обязанностей во всех областях.
Помимо прав всфере труда профсоюзы обладают обширными правами в сфере действия другихотраслей права: правами юридического лица, правом собственности, участия вуправлении государственными социальными фондами, в области экологии,приватизации и др.
Наличие упрофсоюзов правового статуса не противоречит их общественной природе. Сохраняяэто качество, профсоюзы пользуются определенными правами, установленными государством.
Законодательнозакрепленное положение профсоюзов в сфере труда (трудо – правовойстатус) представляет собой общую меру юридических возможностей даннойорганизации и ее органов в указанной сфере, служит источником субъективных прави обязанностей профсоюзных органов в правоотношениях. Как базовая категория онхарактеризует пределы юридических значений деятельности профсоюзов в этойобласти, служит эталоном правомерности действий профсоюзных органов, полнотыосуществления предоставленных им юридических полномочий.
Содержаниетруда правового статуса профсоюзов характеризуется объемом закрепленных за нимиюридических возможностей.
Статуспрофсоюзов в сфере труда как часть их совокупного статуса (многоотраслевойобщности) на современном этапе сочетает в себе стабильные черты их правовогоположения с особыми, характерными именно для данного этапа.
Стабильность,преемственность содержания труда правового статуса профсоюзов обусловлены самимсуществованием трудовых отношений между работниками и работодателями,необходимостью защиты прав и интересов работников в этих отношениях.
Наиболеестабильная часть статуса – права профсоюзов по представительству интересовтрудящихся, участию в регулировании трудовых отношений, контролю за соблюдениемзаконодательства о труде, охране труда.
Динамикастатуса, его развитие происходит за счет изменения форм реализациипредоставленных профсоюзам прав, включения в статус прав, которых раньше небыло, в связи с развитием экономических и социальных отношений, исключения изнего некоторых прав, не отвечающих современным условиям. Радикальные измененияв статусе профсоюзов происходят в связи с переходом на новые экономическиерельсы, внедрением новых принципов управления экономикой в условияхмногообразия видов собственности и организационно-правовых форм предприятий.
В статуссубъектов права, в том числе профсоюзов, помимо прав входят и юридическиеобязанности.
Права иобязанности профсоюзов в сфере труда имеют следующие особенности:
1. юридическиеобязанности прямо не возлагаются государством на профсоюзы, они вытекают иззащитной функции этой общественной организации, опираются на их уставы инеразрывно связаны с правами. В результате предоставленные профсоюзам праваодновременно означают и их обязанности. Это – особая юридическая категория – права-обязанности,где право и обязанность находятся в неразрывном единстве;
2. этообязанности не перед государством, а перед работниками, чьи интересы профсоюзыдолжны представлять и защищать;
3. юридическиеобязанности профсоюзов заключаются в необходимости реализации предоставленныхим прав. Иначе они не смогут защитить работников;
4. выполнениетакого рода обязанностей обеспечивается, прежде всего, силой общественного,морального (внутри профсоюзного) воздействия.
Профсоюзы какобщественная организация не отвечают перед государством за реализацию своихправ-обязанностей. Исключением является имущественная ответственность по судуза проведение забастовки, признанной судом незаконной. В данном случаеюридическая ответственность, вытекая из нарушения норм трудовогозаконодательства, носит гражданско-правовой характер. Государство оказываетвоздействие на осуществление профсоюзами их прав-обязанностей путем содействияреализации предоставленных им прав, создания гарантий для их успешнойдеятельности.
К юридической(дисциплинарной) ответственности могут быть привлечены освобожденные отосновной работы в организации работники профсоюзных органов, виновные в том,что права профсоюзов не используются. Юридическая ответственность таких лицнаступает по воле профсоюзных органов как работодателей. Права-обязанностипрофсоюзов как особая категория содержат одновременно юридическую возможность идолженствование. В нормативных правовых актах содержатся права, а не требованияк профсоюзам. Права приобретают признаки обязанностей в силу потребности в ихосуществлении. В них заложена социальная необходимость. Так как безпредоставления права не может быть обязанности его реализации, оправданопользование термином «права профсоюзов», подразумевая под этим как собственноправа, так и единую категорию прав-обязанностей.
Концепциянеразрывности прав и обязанностей профсоюзов имеет практическое значение: еслиосуществление прав зависит от воли субъекта, то юридические обязанности надовсегда соблюдать. Следовательно, при наличии соответствующей ситуации профсоюзыдолжны использовать предоставленные им права.
2. Основныеправа профсоюзов и их классификация
Основнымправам профсоюзов посвящена гл. II ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантияхдеятельности».
2.1 Правопрофсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересовработников (ст. 11)
КонституцияРФ, подчеркивая роль общественности в защите законных интересов человека, в ст. 30указала, что каждый имеет право создавать профсоюзы. К сожалению, напредприятиях среднего и малого бизнеса обычно не создаются комиссии по трудовымспорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны защищать интересы работников.Это происходит по различным причинам: негативное отношение некоторыхработодателей к деятельности профсоюзов, так как они ограничивают их власть;преследование работников, обратившихся в профсоюз для защиты нарушенного права;слабое знание работниками трудового законодательства, а в связи с этим инежелание защиты нарушенных прав при помощи профкома или комиссии по трудовымспорам. В условиях безработицы для сохранения своего рабочего места работникнередко вынужден пожертвовать своими законными правами.
Защитетрудовых прав работников профсоюзами посвящена гл. 58 ТК РФ.
Правопрофсоюзов на защиту социально-трудовых прав и интересов работников реализуетсяв четырех организационно-правовых формах:
1) участиепрофсоюзов в отношениях социального партнерства. Все нормативные условиясоциально-партнерских соглашений и коллективных договоров принимаются сучастием профсоюзов. Так, представители общероссийских объединений профсоюзовнаряду с представителями общероссийских объединений работодателей иПравительства РФ являются членами такого органа социального партнерства, какРоссийская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовыхотношений, действующая на федеральном уровне. Трехсторонние комиссии порегулированию социально-трудовых отношений могут образовываться и в субъектахРФ, в состав которых также входят представители профсоюзов. Кроме того, нафедеральном уровне или на уровне субъекта РФ могут создаваться отраслевые(межотраслевые) комиссии в целях проведения коллективных переговоров,подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения; налокальном уровне, т.е. на уровне конкретной организации, – комиссия для веденияколлективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и егозаключения.
В сферудеятельности этих комиссий ст. 35 ТК РФ включает: обеспечение регулированиясоциально-трудовых отношений; ведение коллективных переговоров и подготовкупроектов коллективного договора, соглашений, их заключение; организациюконтроля за выполнением коллективного договора и соглашений.
Путемпредставительства интересов работников профсоюзами в указанных комиссияхреализуется также право профсоюзов, их объединений (ассоциаций), а такжепервичных профсоюзных организаций и их органов на ведение коллективныхпереговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.
2) участиепрофсоюзов в применении установленных условий труда в организации, котороепроявляется в том, что администрация обязана согласовывать с выборнымпрофсоюзным органом:
v графиксменности (ст. 103 ТК РФ);
v правилавнутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);
v привлечениек сверхурочным работам, работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. ст. 99,113 ТК РФ);
v графикотпусков (ст. 123 ТК РФ);
v системуоплаты труда, а также системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок, втом числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочиепраздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях (ст. ст. 135, 144ТК РФ);
3) участиепрофсоюзов в разрешении трудовых споров, в процессе которого реализуется, вчастности, право профсоюзов на защиту интересов работников в органах порассмотрению трудовых споров.
Для защитысоциально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своихчленов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.
В случаяхнарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членовпрофсоюзов, других работников, а также по собственной инициативе обращаться сзаявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.
Статья 391 ТКРФ дает право соответствующему профсоюзу, защищающему интересы работника,являющегося членом этого профсоюза, обратиться с заявлением в суд в случае,если работник не согласен с решением комиссии по трудовым спорам или когдаобращение в суд происходит, минуя комиссию по трудовым спорам. Профсоюзы могутвыделить своих представителей для защиты в суде интересов работника, даже когдаиск заявлен им самим.
В сфереурегулирования коллективных трудовых споров профсоюзы имеют право:
v научастие в урегулировании коллективных трудовых споров;
v наорганизацию и проведение в соответствии с законодательством забастовок,собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и другихколлективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прави интересов работников.
Возглавляющийзабастовку орган (соответствующий орган профсоюза) вправе созывать собрания(конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам,затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовкизаключений по спорным вопросам. Возглавляющий забастовку орган вправе такжеприостановить забастовку (ст. 411 ТК РФ).
4)осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.
Согласно ст. 19ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзыимеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдениемработодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе повопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха,оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другимсоциально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данногопрофсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получениятребования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатахего рассмотрения и принятых мерах.
Дляосуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о трудепрофсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяютсяполномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.
Профсоюзы, ихинспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют сгосударственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства отруде.
Профсоюзныеинспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзоввправе:
v беспрепятственнопосещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, вкоторых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдениязаконодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполненияработодателями условий коллективного договора, соглашения;
v проводитьнезависимую экспертизу условий труда;
v приниматьучастие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний;
v защищатьправа и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного ихздоровью на работе;
v предъявлятьработодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозыжизни и здоровью работников;
v направлятьработодателям обязательные для рассмотрения предписания об устранениивыявленных нарушений;
v обращатьсяв соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц,виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права,сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Так, при отраслевыхпрофсоюзных органах имеются техническая инспекция труда, осуществляющаяпрофсоюзный контроль за охраной труда на подведомственных производствах, атакже правовая инспекция труда, осуществляющая такой контроль за соблюдениемтрудового законодательства. Обе эти профсоюзные инспекции имеют право ставитьвопрос о привлечении к ответственности должностных лиц администрации, виновныхв трудовых правонарушениях.
2.2 Правапрофсоюзов на содействие занятости населения (ст. 12 ФЗ «Опрофессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»)
Данная группаправ включает в себя следующие права профсоюзов:
1) приниматьучастие в разработке государственной политики в области содействия занятости(п. 1 ст. 21 Закона о занятости населения). В целях выработкисогласованных решений по определению и осуществлению политики занятостинаселения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социальногопартнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населенияиз представителей объединений профсоюзов, иных представительных органовработников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственныхорганов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особонуждающихся в социальной защите;
2) предлагатьмеры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результатереорганизации или ликвидации организации.
Ликвидацияорганизации, ее подразделений, изменение формы собственности илиорганизационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановлениепроизводства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест илиухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительногоуведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов ипроведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.
3)осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательствав области занятости;
4) вносить нарассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроковили временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовымвысвобождением работников. Так, в случаях массового высвобождения работников изатруднений в их дальнейшем трудоустройстве органы исполнительной властисубъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению профсоюзных органовмогут приостановить на срок до шести месяцев решение о проведении поэтапного ихвысвобождения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий засчет средств соответствующих бюджетов. При этом предложения профсоюзов,направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежатобязательному рассмотрению;
5)содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организациизанятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот икомпенсаций в соответствии с законодательством РФ.
Расторжениетрудового договора (контракта) с работником – членом профсоюза по инициативеработодателя может быть произведено только с предварительного согласиясоответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренныхзаконодательством, коллективными договорами, соглашениями.
Так какпрофсоюзы выступают представителями работников при заключении коллективногодоговора, то они вправе требовать от работодателя включения в коллективныйдоговор конкретных мер по обеспечению занятости (например, предоставлениелицам, подлежащим увольнению в связи с сокращением штата работников,дополнительного времени для поиска работы).
Кроме того,привлечение и использование в Российской Федерации иностранной рабочей силыосуществляется с учетом мнения соответственно общероссийских объединений(ассоциаций) профсоюзов или территориальных объединений (ассоциаций)профсоюзов.
2.3 Правапрофсоюзов в сфере нормотворчества
Всоответствии с Конституцией РФ профсоюзы не обладают правом законодательнойинициативы, однако все проекты нормативно-правовых актов, затрагивающих социально-трудовыеправа работников, принимаются федеральными органами государственной власти посогласованию с общероссийскими профсоюзами и их объединениями (ассоциациями).Например, принятие проекта Трудового кодекса должно быть согласовано сОбщероссийским объединением профсоюзов. Такие же проекты рассматриваются ипринимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления сучетом мнения соответствующего профсоюза. Таким образом, все нормативные акты,затрагивающие социально-трудовые права работников, должны пройти апробациюпрофсоюзами, которые могут сделать по ним замечания, предложения.
Согласно ст. 11ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзывправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органамигосударственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихсясоциально-трудовой сферы.
Профсоюзытакже имеют право принимать свои корпоративные акты, регламентирующие ихвнутреннюю деятельность, например, устав профсоюза, положение о первичнойпрофсоюзной организации.
2.4 Правопрофсоюзов на информацию
Ст. 17ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» включает всебя следующие права:
1) бесплатнои беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов,ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправленияинформацию по социально-трудовым вопросам для осуществления своей уставнойдеятельности;
2) обсуждатьполученную информацию с приглашением представителей работодателей, ихобъединений (союзов, ассоциаций), органов управления организацией, органовгосударственной власти и органов местного самоуправления;
3)пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке,определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителямисредств массовой информации.
2.5 Правав сфере участия в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров
Профсоюзыимеют право создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения,которые могут частично финансироваться за счет средств соответствующих бюджетовв установленном порядке, а также осуществлять подготовку, переподготовку,повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников ичленов профсоюза.
2.6 Правапрофсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды
Профсоюзывправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охранытруда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативных правовых идругих актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональныхзаболеваний и экологической безопасности.
Профсоюзыосуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающейприродной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охранетруда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основанииположений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют правобеспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности иподчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают членыданного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев напроизводстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросамусловий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда,причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросамохраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральнымзаконодательством.
В случаяхвыявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органыв организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать отработодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться вФедеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.
Приневыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появлениянепосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы,профсоюзные инспектора по охране труда вправе требовать от работодателя, органауправления организацией, должностного лица приостановления работ вплоть до принятияокончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель (должностноелицо) обязан незамедлительно выполнить такое требование.
Профсоюзывправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых,строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизебезопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.
2.7 Правопрофсоюзов на участие в осуществлении приватизации государственного имуниципального имущества
Профсоюзывправе иметь своих представителей в создаваемых в организации комиссиях поприватизации государственного и муниципального имущества, включая объектысоциального назначения.
Представительпрофсоюза входит в число представителей организации, направляемых всоответствующий комитет по управлению имуществом для участия в работе комиссиипо приватизации организации и осуществления профсоюзного контроля.
2.8 Правопрофсоюзов на социальную защиту работников
Данное правовключает в себя права в области: социального страхования, охраны здоровья,социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальнойзащиты работников.
Профсоюзыимеют право участвовать в управлении социальным страхованием, выдавая бесплатноили с частичной оплатой путевки в санатории, дома отдыха, выплачивать пособияпо государственному социальному страхованию – за счет Фонда государственногосоциального страхования. Профкомы совместно с администрацией определяют правоработников на пенсию и делают соответствующие представления в органы социальногообеспечения о назначении пенсий.
Профсоюзывправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на созданиеусловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, вразработке мер по социальной защите работников, определении основных критериевжизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий,пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправеосуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.
Все указанныеправа профсоюзов классифицируются по объему прав в правоприменении по четыремвидам:
1) праваисключительно их компетенции, которые профсоюз не делит с администрацией. Этоправо, например, выдавать путевки в дома отдыха, санатории, профилактории,право контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства;
2) совместныес администрацией права, в которых воля администрации и профсоюза одинаковы какпо их инициативе в соответствующих вопросах, так и по решению вопросов. Этосовместные подготовка и заключение коллективного договора, определениекандидатов на Доску почета, в книгу почета, представление к наградам завыдающиеся результаты в труде, распределение жилплощади и др.;
3) правасогласительного характера, когда норма права применяется волей администрации,но она должна быть согласована с профсоюзным органом. Таких прав у профсоюзовмного: согласие профсоюза на перевод членов профсоюза на другую работу, наувольнение по инициативе администрации члена соответствующего профсоюза безвины работника, на организацию сверхурочных работ, работ в выходные ипраздничные дни и др.;
4) правасовещательного характера, когда администрация осуществляет правоприменение спредварительного уведомления об этом профсоюзов в определенный срок. В этотсрок профсоюзный орган может высказать свое мнение, рекомендации по даннымправоприменительным действиям администрации.
3. Гарантииправ профсоюзов
Особенностипрофсоюзов как субъектов права, вызванные их общественной природой и стоящимиперед ними задачами, требуют особого подхода к обеспечению реализации ими прави выполнения обязанностей.
Стимулы,побуждающие профсоюзы использовать свои права, сосредоточены в основном внутрипрофсоюзной системы. Они воздействуют на членов профсоюзных органов, работниковплатного аппарата, активистов, с помощью которых используются профсоюзныеполномочия.
С этой цельюприменяются меры общественного воздействия на основе внутрипрофсоюзныхактов. Это – поощрение тех, кто умело использует права профсоюзов испособствует их наиболее полному осуществлению – они могут быть премированы,награждены почетными грамотами. К недостаточно активным работникам платногоаппарата профсоюзные органы вправе применить меры дисциплинарного взыскания всоответствии с трудовым законодательством (правовые меры воздействия).
Средствомобеспечения реализации прав профсоюзов служит и воздействие вышестоящихпрофсоюзных органов.
Освобожденныеи не освобожденные от основной работы члены профсоюзных органов могут бытьвыведены из состава профсоюзных органов по решению избравших их(делегировавших) членов профсоюза, принятому на общем собрании (конференции),или по решению другого избравшего их (делегировавшего) профсоюзного органа. Тоесть отзыв с профсоюзной работы осуществляется в том же порядке, что и избрание(делегирование) в профсоюзный орган.
Наосуществление прав профсоюзов оказывает влияние уровень правосознаниятрудящихся, понимания ими задач и роли этой организации, необходимостьподдержки в ее работе.
Профсоюзывправе использовать средства «самозащиты» от нарушений их прав работодателями(администрацией), их объединениями, должностными лицами государственныхорганов, органов местного самоуправления.
К такимсредствам относится, например, возможность ставить вопрос или требоватьрасторжения трудового договора (контракта) или смещения с должности руководящихработников организации (предприятия), нарушающих права профсоюза, т.е.применения к ним определенных мер юридического воздействия.
Юридическиегарантии, являясь элементом общей системы условий, средств и способовобеспечения прав профсоюзов, имеют относительно самостоятельное значение. Онипризваны обеспечить реализацию прав профсоюзов и выполнение встречных обязанностей,и занимают в связи с этим особое место в регулировании общественных отношений.За юридическими гарантиями стоят государственная воля и государственноепринуждение как средство воздействия на субъекты общественных отношений с цельюсоблюдения ими правовых норм.
Юридическиегарантии – это такие государственно-правовые средства, которые охраняют изащищают права профсоюзов от нарушений со стороныработодателей (администрации), их объединений, органов исполнительной власти,органов местного самоуправления, дают возможность профсоюзам беспрепятственно осуществлятьсвои правомочия.
Гарантии, каквозможность применения предусмотренных законодательством средств обеспеченияправ профсоюзов, относятся к статутным, поскольку они находятся на одном уровнесо статусом данной общественной организации. Статусные гарантии обеспечиваютпереход от общего правового положения профсоюзов к положению определенногопрофсоюзного органа в возможных правоотношениях и к его субъективным правам вконкретном (наличном) правоотношении, что и означает гарантированностьреального использования прав профсоюзов.
Юридическиегарантии в основном направлены на обеспечение любого правомочия профсоюзов.Среди них есть гарантии:
v общегодействия, обеспечивающие реализацию прав всех профсоюзов и прав,специализированных по признакам субъекта и содержания;
v направленныена обеспечение использования прав самими профсоюзами и на их охрану и защиту отнарушений со стороны работодателей (администрации), органов исполнительнойвласти, органов местного самоуправления.
Юридическиегарантии – это установленные законодательством организационно-правовыесредства, с помощью которых обеспечивается осуществление субъективных прав. Вданном случае надо говорить об осуществлении субъективных прав, принадлежащихправ, принадлежащих профсоюзу.
1. Гарантииимущественных прав – профсоюзом гарантируется признание неприкосновенностиправа собственности профсоюзов.
2. Гарантииработникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным отосновной работы – привлечение данных лиц к дисциплинарной ответственности,увольнение их по инициативе администрации, перевод на другую работу поинициативе работодателя могут быть осуществлены только с согласия органа,членами которого они являются, а председателей профсоюзных комитетов(профгруппоргов) – с согласия вышестоящего профсоюзного органа.
3. Гарантииосвобожденным от основной работы профсоюзным работникам – данным работникам поокончании срока полномочий гарантируется предоставление прежней работы, а приее отсутствии им должна быть предоставлена полноценная работа, причем даже вдругой организации. При невозможности трудоустройства профсоюзного работника заним сохраняется заработная плата на срок до 6 месяцев, а при переобучениипрофсоюзного работника – на срок до одного года.
4. Гарантияправа на труд всем профсоюзным работникам – по окончании срока полномочий они (работники)не могут быть в течение двух лет уволены, за исключением случаев ликвидацииорганизации и совершения дисциплинарного проступка, за которыйпредусматривается возможность увольнения. Однако и в этом случае увольнениеможет быть произведено только с согласия соответствующего профсоюзного органа.
5. Гарантияпо созданию работодателем условий для осуществления профсоюзной деятельности – работодатель,обязан предоставить профсоюзам, которые действуют в организации, в бесплатноепользование необходимое для их деятельности оборудование, помещение,транспортные средства, средства связи и т.д. в соответствии с действующимиколлективными договорами и соглашениями.
Охрана правпрофсоюзов – это предупреждение их нарушения путем устранения причин, влекущихэти нарушения, принятие превентивных мер, побуждающих обязанного субъекта квыполнению обязанностей, устранение препятствий на пути реализации прав.
Защитасостоит в принятии принудительных мер к реализации и восстановлению нарушенногоправа, наказании правонарушителей.
Законодательствомпредусмотрены специальные юридические гарантии, обеспечивающие использование,охрану и восстановление в случае нарушения прав профсоюзов.
В системуюридических гарантий прав профсоюзов входят гарантии:
v имущественные;
v личные;
v обязанностьгосударственных органов, администрации содействовать деятельности профсоюзов, сих участием решать социально-трудовые вопросы, когда это предусмотрено законами,иными нормативными правовыми актами;
v надзори контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов;
v юридическаяответственность.
Имущественныегарантии деятельности профсоюзов в законодательстве сформулированы в основномкак их права: право собственности на имущество и денежные средства, необходимыедля выполнения уставных задач; право владения и пользования имуществом,переданным профсоюзам в хозяйственное ведение (управление); правоюридического лица. Кроме того, профсоюзы пользуются другими имущественнымиправами.
Личныегарантии – это дополнительные трудовые гарантии лицам, избранным (делегированным)в профсоюзные органы; тем, кто непосредственно сталкивается с работодателями(администрацией), их объединениями, органамиисполнительной власти, органами местного самоуправления.
Дополнительныегарантии им предоставляются:
v припереводе на другую работу;
v приналожении дисциплинарных взысканий;
v приувольнениях по инициативе администрации. Кроме того, этим лицам предоставляетсясвободное время для выполнения общественных обязанностей.
Они могутвозвратиться на прежнюю работу после окончания общественных полномочий.
Работники,входящие в состав профсоюзных органов и не освобождённые отосновной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию безпредварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются;руководители выборных профсоюзных органов в подразделениях предприятия,учреждения, организации – без предварительного согласия соответствующегопрофсоюзного органа на предприятии, в учреждении, организации, а руководителипрофсоюзных органов на предприятии, в учреждении, организации, профорганизаторы– органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.
Переводуказанных работников на другую работу по инициативе работодателя не можетпроизводиться без предварительного согласия органа, членами которого ониявляются.
Увольнение поинициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и неосвобожденных от основной работы, допускается помимо соблюдения общего порядкаувольнения только с предварительного согласия профсоюзного органа, членамикоторого они являются, профгрупоргов – соответствующего профсоюзного органаподразделения предприятия, учреждения, организации (при его отсутствии – соответствующегопрофсоюзного органа на предприятии, в учреждении, организации), а председателейи членов профсоюзных органов в организации, на предприятии, в учреждении,профорганизаторов – с предварительного согласия соответствующего объединения(ассоциации) профсоюзов.
Привлечение кдисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда ипредставителей профсоюзов в создаваемых на предприятиях, в организацияхсовместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работуили увольнение по инициативе работодателя допускаются только с представительногосогласия профсоюзного органа первичной профсоюзной организации.
Членыпрофсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, представителипрофсоюза в создаваемых на предприятиях, в организациях совместных комитетах(комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполненияобязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочнойпрофсоюзной учебы.
Членыпрофсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от неедля участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами,а также для участия в работе выборных органов.
Условияосвобождения указанных лиц от основной работы для названных целей и порядокоплаты за это время определяются коллективным договором, соглашением.
Профсоюзнымработникам, освобожденным от работы в организации (на предприятии, вучреждении) вследствие избрания (делегирования) на должности в профсоюзныеорганы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа(должность), а при ее отсутствии – другая равноценнаяработа (должность) в той же или, с согласия работника, в другой организации.При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнемуместу работы в случае реорганизации предприятия (учреждения) работодатель илиправопреемник, а при ликвидации организации (предприятия, учреждения) – профсоюзсохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок напериод трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы илипереквалификации – на срок до одного года.
Время работыосвобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзныеорганы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.
Освобожденныепрофсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзнойорганизации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как идругие работники организации в соответствии с коллективным договором,соглашением.
Увольнение поинициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, недопускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кромеслучаев ликвидации организации (предприятия, учреждения) или совершенияработником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение. Втаких случаях увольнение производится в том же порядке, что и работников,избранных (делегированных) в профсоюзные органы и не освобожденных от основнойработы.
Обязанностьгосударственных органов, предприятий, учреждений, организаций всемерносодействовать профсоюзам в их деятельности прямо предусмотрена законом.Содействие профсоюзам выражается также путем:
v отчисленияпредприятиями и организациями профсоюзным органам денежных средств накультурно-массовую и физкультурную работу;
v предоставлениясоответствующему профсоюзному органу предприятия, учреждения, организациибесплатно необходимых помещений со всем оборудованием, освещением, уборкой,охраной для работы самого органа и для проведения собраний работников,транспортных средств, средств связи;
v предоставлениязданий, помещений, сооружений, садов и парков, предназначенных для ведениякультурно-просветительской, оздоровительной, физкультурной и спортивной работысреди работников предприятия и членов их семей, в бесплатное пользованиесоответствующему профсоюзному органу;
v перечислениячленских профсоюзных взносов из заработной платы работников в соответствии сколлективным договором, соглашением на основании соответствующих письменныхзаявлений работников. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанныхсредств.
Государственныйнадзор за соблюдением прав профсоюзов призвана осуществлять прокуратура,поскольку на нее возложены функции государственного надзора за законностью.
Общественныйконтроль за соблюдением прав профсоюзов осуществляют сами профсоюзы (их органы)и находящаяся в их ведении правовая инспекция труда.
Юридическаяответственность за нарушение законодательства о профсоюзах, а значит – занесоблюдение предусмотренных этим законодательством профсоюзных прав, прямоустановлена ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
За такиеправонарушения виновные в том должностные лица государственных органов, органовместного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов,ассоциаций) несут ответственность:
v дисциплинарную(соблюдение законодательства, в том числе законодательства о профсоюзах входитв их должностные обязанности);
v административную(поскольку нарушение законодательства о профсоюзах может являтьсяадминистративным проступком);
v уголовную(за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов);
v материальную(если нарушение прав профсоюзов привело для них к материальному ущербу понормам гражданского законодательства).
Возможновозмещение и морального вреда, если действия должностных лиц повредилирепутации, авторитету профсоюза (также по нормам гражданского законодательства).
Органыобщероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичныхпрофсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарнойответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательствоо профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективнымдоговором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органовработодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностнымлицом, если он нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своихобязательств по коллективному договору-соглашению.
4.Ответственность профсоюзов
Одной изюридических гарантий законности деятельности профсоюзов и лиц, входящих впрофсоюзные органы, служит возможность их ответственности за невыполнение своихобязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведениезабастовки, признанной судом незаконной, когда такая ответственностьустановлена федеральными законами. В таких случаях профсоюзная организацияобязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своихсредств в размере, определенном судом.
Штатныеработники профсоюзных органов, виновные в невыполнении профсоюзами своихобязательств по коллективным договорам, соглашениям, в организации и проведениинезаконной забастовки, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности,когда в их трудовые обязанности входит выполнение таких обязательств, а занезаконную забастовку – поскольку они обязаны соблюдать нормы законодательства.Эти работники могут быть освобождены от занимаемых должностей в соответствии струдовым законодательством и уставом профсоюза.
Неосвобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, заназванные выше действия могут нести общественную ответственность по уставупрофсоюза вплоть до отзыва из состава профсоюзного органа. В таком же порядкенесут ответственность освобожденные и не освобожденные от основной работы лица,входящие в профсоюзные органы, если они не обеспечили реализацию предоставленныхпрофсоюзам прав.
За участие внезаконной забастовке не освобожденные от основной работы лица, входящие впрофсоюзные органы, как и другие работники организации (предприятия,учреждения) могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушениетрудовой дисциплины на основании п. 1 ст. 22Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».
Согласно п. 1ст. 30 Федерального закона за нарушение законодательства о профсоюзахдолжностные лица государственных органов, органов местного самоуправления,работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несутдисциплинарную, административную, уголовную ответственность.
Органыобщероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичныхпрофсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарнойответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающихзаконодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренныхколлективным договором, соглашением.
По требованиюуказанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор(контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство опрофсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору,соглашению.
Заключение
Итак, я попыталсяосветить все аспекты такой интересной для меня темы, как «Правозащитная работапрофсоюзов – одно из приоритетных направлений деятельности профсоюзов». В этойработе были затронуты такие вопросы как правовые основы деятельности профессиональных союзов позащите прав и интересов работников, основные права, гарантии прав, а также ответственностьдеятельности профсоюзов. Что-то я уже знал из представленного материала, а счем-то я столкнулся впервые.
В заключениехочется добавить, что профсоюзы могут существовать и выполнять свои функциилишь в определенном правовом пространстве. Необходимо, чтобы профсоюзный лидерв современных условиях обладал необходимыми знаниями в области трудовогозаконодательства, законодательства об охране труда и профсоюзах. Именно врамках законов профсоюзы должны уметь защищать интересы работников. Эта сферадеятельности включает контроль профсоюзов за своевременной и полной оплатойтруда, за созданием нормальных условий труда, соблюдением законодательных нормпри найме и увольнении, недопущением нарушения производственного процесса состороны работодателя.
Списокиспользуемой литературы
1. Конституция РоссийскойФедерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. ФЗ «О профессиональныхсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» №10-ФЗ от 12 января 1996 г. (сизменениями от 9.05.2005 г.)
3. Исайчева Е.А.«Справочник по трудовому праву» М. «Городец» 2005
4. Михеев В.А. «Основысоциального партнерства» М. «Экзамен» 2001