Реферат по предмету "Государство и право"


Правовые формы защиты интересов местного самоуправления

Правовые формы защиты интересов местного самоуправления

Содержание
1. Определите и раскройте полномочия органов местного самоуправленияв социально-культурной области. 3
2. Укажите правовые формы защиты интересов местногосамоуправления Покажите на примерах работу данногомеханизма. 8
3. Определите и раскройте экономические основы органов местного самоуправления в РФ… 12
4. Дайте понятие и раскройтесодержание правовых гарантий местного самоуправления  16
1.Определите и раскройте полномочия органов МС в социально-культурной области
Местное самоуправление в соответствии со ст. 130Конституции РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросовместного значения. Наиболее важные вопросы, входящие в компетенцию органовместного самоуправления (далее — ОМС), определены в ст. 132 Конституции РФ.Более конкретно полномочия ОМС, в частности,  в области социально культурногообслуживания населения раскрыты в специальных федеральных законах и иных нормативно-правовыхактах.
  Так  Федеральным законом от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», квопросам местного значения отнесены организация, содержание и развитиемуниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучиянаселения. В соответствии с ''Программой государственных гарантий обеспеченияграждан РФ бесплатной медицинской помощью'' за счет бюджетов муниципальных образованийпредоставляется скорая медицинская помощь, а также амбулаторно-поликлиническаяи стационарная помощь[1].
Ст. 8  ''Основ законодательства РФ об охранездоровья граждан'' от 22 июля 1993 года N 5487-I,  к ведению ОМС в вопросахохраны здоровья граждан отнесены: 1) контроль за соблюдением законодательства вобласти охраны здоровья граждан; 2) защита прав и свобод человека и гражданинав области охраны здоровья; 3) формирование органов управления муниципальнойсистемы здравоохранения; развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения;создание условий для развития частной системы здравоохранения; организацияпервичной медико-санитарной, других видов медико-социальной помощи, обеспечениеее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи,обеспечение граждан лекарственными средствами на подведомственной территории; 4)обеспечениесанитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий дляосуществления государственного санитарного  надзора на подведомственнойтерритории; выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан,информирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению, осуществлениепрофилактических, противоэпидемических и природоохранных мер; 6) контроль закачеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системездравоохранения; 7) осуществление мер по обязательному медицинскому страхованиюграждан; 8) лицензирование медицинской, фармацевтической деятельности 9) охранаокружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности; ликвидацияпоследствий катастроф и стихийных бедствий; 10) создание и обеспечениедеятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающихпсихическими расстройствами, организация их обучения, профессиональнойпереподготовки и трудового устройства, создание специализированных предприятий,цехов и иных форм организации производства для этих групп населения; 11)регулярное информирование населения, в том числе через средства массовойинформации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний,представляющих опасность для окружающих; 12) реализация мер по охране семьи,материнства, и детства; санитарно-гигиеническое образование населения[2].
В области социальной защиты населения ОМС обеспечиваютпроведение в жизнь действующего законодательства РФ о выплате пенсий и пособий.Так, Федеральным закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственнойсоциальной помощи»[3],определен порядок оказания госсоциальной помощи населению. Государственнаясоциальная помощь — предоставление малоимущим семьям или малоимущим одинокопроживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетнойсистемы РФ социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимыхтоваров. В соответствии с ч.2. ст. 13 этого закона,ОМС  осуществляют оказание государственной социальнойпомощи в пределах передаваемых им органамигосударственной власти в этих целях полномочий вместе с материальными ифинансовыми ресурсами для их осуществления. Местная администрация такженазначает и выплачивает из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиями пособиям; организует учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средствместного бюджета, распоряжается средствами фонда социальной защиты населения.
Федеральным законом  от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Обобщих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросамместного значения поселения отнесены: создание условий для обеспечения жителейпоселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытовогообслуживания; организация библиотечного обслуживания населения; формированиеархивных фондов поселения; создание условий для организации досуга иобеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; охрана исохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;создание условий для массового отдыха жителей поселения и организацияобустройства мест массового отдыха населения; обеспечение условий для развитияна территории поселения массовой физической культуры и спорта и пр.
В соответствии с Федеральным  законом от 29.04.1999 N80-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» ОМС  могут регулироватьцены за посещение спортивных соревнований, аренду спортивных сооружений,находящихся в их собственности, продажу абонементов гражданам на пользованиетакими сооружениями, разрешать проводить в региональных, муниципальных спортивныхсооружениях занятия бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольноговозраста, детей малообеспеченных и многодетных семей, а также для обучающихся вобразовательных учреждениях, пенсионеров, инвалидов и в случае необходимостипредусматривать компенсацию соответствующим спортивным сооружениям за счетсредств местных бюджетов или других не запрещенных законом источников (п. 11.ст. 33) [4]. 
В соответствии со ст. 40  «Основ законодательства РФо культуре» от  09.10.1992 N 3612-1[5], кведению ОМС в области культуры относятся: осуществление государственнойполитики в области культуры на своей территории; формирование местных бюджетови фондов развития культуры, разработка и принятие местных нормативов финансированиякультуры; регулирование в пределах своих полномочий и компетенции отношенийсобственности в области культуры; создание, реорганизация и ликвидациямуниципальных организаций культуры, регистрация организаций культуры наподведомственной территории; создание и ликвидация местных органов управления вобласти культуры, определение их структуры и полномочий, назначениеруководителей местных органов управления в области культуры; назначениеруководителей муниципальных организаций культуры; строительство зданий исооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к нимтерриторий; контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектовсобственности организациями культуры. При этом в соответствии со статьей  31этого закона   ОМС  не имеют права вмешиваться  в творческую деятельностьграждан и их объединений, негосударственных организаций культуры за исключениемслучаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости,расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности илинетерпимости, порнографии.
В Законе от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в РФ» была закрепленадовольно расплывчатая общая обязанность муниципальных образований организовывать,содержать и развивать муниципальные учреждения дошкольного, основного общего ипрофессионального образования. Ныне  Федеральным законом  от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления вРФ»,  из круга вопросов местного значения, решаемых муниципальнымирайонами и городскими округами, организация профессионального образованияисключена. Данные муниципалитеты призваны заботиться о предоставлении общедоступногои бесплатного начального общего, среднего (полного) общего образования поосновным общеобразовательным программам, но за исключением полномочий пофинансовому обеспечению образовательного процесса (зарплата учителям),отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (ст. 15ч.1 п.11). На ОМС лежит также — организация предоставления дополнительногообразования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориимуниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время
Таким образом,  в социально-культурного области, ОМСосуществляют управление всеми находящимися в их ведении учреждениями народногообразования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения,физкультурно-спортивными учреждениями, обеспечивают их материально-техническоеснабжение; назначают на должность и освобождают от должности руководителейсоответствующих учреждений, если не предусмотрен другой порядок, организуют работукультурно-просветительных учреждений с учетом национально-культурных традицийнаселения; осуществляют охрану и организуют использование расположенных на ихтерритории памятников природу, культуры и истории; создают объектысоциально-культурного, физкультурно-спортивного назначения; руководят кино ивидеобслуживанием населения.2.Укажите правовые формы защиты интересов местного самоуправления Покажите напримерах работу данного механизма.
Правовые формы защиты МСпредставляют собой совокупность правовых норм обеспечивающих деятельность всейсистемы МС. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами,подзаконными актами, уставами муниципальных образований. Цель этих правовыхактов -обеспечить нормальную, полноценную деятельность МС и его органов врешении задач местного значения и выполнении переданных государственныхполномочий, а также защиту прав МС.
Особую роль в системе правовых гарантий,обеспечивающих защиту МС, играет право МС на судебную защиту. Это правозакреплено в ст. 11 Европейской Хартии МС -  «Органы МС должны иметь право насудебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий исоблюдения закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принциповместного самоуправления». Эта  важнейшая гарантия международного права закрепленав статье 133 Конституции РФ, согласно которой МС гарантируется правом насудебную защиту. Защита прав МС в судебном порядке осуществляется в случаях,предусмотренных законодательством. Например, в суде рассматриваются дела обадминистративных правонарушениях, ответственность за которое наступает приневыполнении решений органов МС. На должностных лиц и граждан в судебномпорядке может быть наложен штраф в размере от 1 до 5 установленных законом МРОТза невыполнение решений представительного органа МС и местной администрации,принятых в пределах их компетенции. Такого рода дела рассматриваются судьейединолично в 7-дневный срок. Постановление судьи может быть отменено илиизменено председателем вышестоящего суда, а также самим судьей по протеступрокурора.
Судебная защита гарантирована  ст. 46Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ " «Об общих принципахорганизации МС в Российской Федерации», в соответствии с которой,  граждане,проживающие на территории муниципального образования, органы МС и должностныелица МС вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признаниинедействительными нарушающих права МС актов: -  органов государственной властии государственных должностных лиц, — органов МС и должностных лиц МС, - предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений. Речьможет идти о нарушении компетенции органа МС, подмене его функций, незаконнойотмене или приостановлении действия актов органов МС и др. Так, например,органы МС вправе обжаловать в суд отказ органа государственной властизарегистрировать устав о МС. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 133) МС в РФгарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Например, органы МС имеютправо на получение полной компенсации за ущерб в случаях, когда отчуждаются вгоссобственность объекты муниципальной собственности.
На региональном уровне, гарантия правана судебную защиту, находит закрепление в Уставах   муниципальных образований,так в «Положении о территориальном общественном самоуправлении населения вгороде Омске» в статье 42, закреплено, что  «Органы территориальногообщественного самоуправления в случае нарушения их прав и прав и законныхинтересов граждан вправе обратиться в суд с требованием о восстановлениинарушенных прав».[6]
В судебном порядке решаютсяимущественные споры между органами МС. Они рассматриваются арбитражными судами.Если по спорам между органами МС создается согласительная комиссия, то еёрешение тоже может быть обжаловано в суд.
Принципиальное значение имеетпредоставление права обращения в суд гражданам. Причем это право не ограниченоусловиями, при которых гражданин может обратиться в суд лишь в том случае, еслинарушение прав МС затрагивает его личные интересы. В данном случае личный иобщественный интересы тесно сочетаются, поскольку нарушение прав местногосамоуправления означает и нарушение (непосредственно или в конечном счете) правграждан на самоуправление. Судебная защита МС осуществляется и тогда, когдаграждане обращаются с исками в суды о восстановлении нарушенных прав на участиев МС в случае, если допускается какое-либо ограничение прав граждан пополитическим убеждениям, расовой и национальной принадлежности, социальномупроисхождению, полу, социальному положению и т.п.
Охраняя права МС, Закон не допускаетпрекращения полномочий органов местного самоуправления без участия суда. Причемпрекращение полномочий органов МС и выборных должностных лиц местногосамоуправления законодательным (представительным) органом субъекта Федерациивозможно только в случае установленных судом нарушений Конституции РФ, уставасубъекта Федерации, федерального закона, акта субъекта Федерации или уставамуниципального образования.
Только в судебном порядке, могут бытьотменены решения органов МС, вместе с тем если представительный орган МС, главамуниципального образования, принявший нормативный правовой акт, который признансудом противоречащим Конституции РФ, федеральному конституционному закону,уставу, закону субъекта РФ, уставу муниципального образования, обязаны в установленныйрешением суда срок отменить такой нормативный правовой акт или отдельные егоположения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение 10 дней содня вступления решения суда в силу. В случае если представительный орган МС,глава муниципального образования в течение месяца не приняли мер по исполнениюрешения суда, то представительный орган МС может быть распущен, а главамуниципального образования может быть отрешен от должности указом высшегоисполнительного органа государственной власти субъекта РФ, либо указомПрезидента РФ,  не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда,являющегося основанием для роспуска представительного органа МС, отрешенияглавы муниципального образования от должности.
Граждане, права и законные интересыкоторых нарушены в связи с роспуском представительного органа МС, отрешениемглавы муниципального образования от должности, вправе обжаловать роспускпредставительного органам МС, отрешение главы муниципального образования отдолжности в соответствующий суд (Верховный Суд республики, областной суд, судгорода федерального значения, суд автономной области и т.д.)  либо ВерховныйСуд РФ в течение 10 дней со дня официального опубликования закона, указа(постановления)
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан,решения органов МС и должностных лиц МС, принятые в пределах их полномочий,обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципальногообразования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от ихорганизационно-правовых форм, а также органами МС и гражданами. Неисполнениеили ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявленияграждан, решений органов и должностных лиц МС влечет ответственность согласносоответствующим законам.
Так, согласно ст.101 Закона Омской области от 14.12.1995N 37-ОЗ «О местном самоуправлении в Омской области»,  «Невыполнение решений,принятых путем прямого волеизъявления граждан в установленном законом порядке,решений представительного органа и местной администрации, принятых в пределахих компетенции, влечет административную ответственность должностных лиц играждан в виде штрафа в размере от одного до десяти установленных закономразмеров минимальной месячной оплаты труда, налагаемого в судебном порядке».
В соответствии с Федеральным законом  от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,для защиты общих интересов МС, органы МС могут создавать общероссийские,межрегиональные, региональные и местные ассоциации и союзы муниципальныхобразований.
Так, в соответствии со ст. 8 этого Федерального закона,
«1. В целях организации взаимодействия органов МС,выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъектеРФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ.
2. В целях организации взаимодействия муниципальныхобразований, советов муниципальных образований субъектов РФ, выражения и защитыобщих интересов муниципальных образований РФ, в том числе в целях представленияуказанных интересов в федеральных органах государственной власти и организациисотрудничества муниципальных образований РФ с международными организациями ииностранными юридическими лицами, советы муниципальных образований субъектов РФмогут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований.…
4. В целях объединения финансовых средств, материальных ииных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованымежмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальныеорганизации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовымиактами представительных органов муниципальных образований».3.Определите и раскройте экономические основы органов местного самоуправления вРФ
Экономические основы МС – это совокупность правовыхнорм-принципов, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные сформированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов ииных в интересах населения муниципальных образований.  Таким образом,экономическую основу МС составляют находящиеся в муниципальной собственностиимущество, средства местных бюджетов, иные местные финансы, а такжеимущественные права муниципальных образований.
 В соответствии с Законом от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», всостав муниципальной собственности входят движимое и недвижимое имущество,средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органовМС, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся вмуниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации,муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальныежилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования,здравоохранения, культуры и спорта.
Органы МС в соответствии с законом вправе передаватьобъекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользованиефизическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке,а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иныесделки, определять в договорах и соглашениях условия использованияприватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Органы МС всоответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условияиспользования земель, находящихся в границах муниципального образования, иполучать плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природнымиресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.Условия  приватизации муниципальной собственности определяются населениемнепосредственно или представительными органами МС самостоятельно. Доходы отприватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме вместный бюджет.
Для  осуществления полномочий по решению вопросовместного значения ОМС могут создавать муниципальные предприятия и учреждения,участвовать в создании хозяйственных обществ, решать вопросы их реорганизации иликвидации. Представительный орган муниципального образования определяетпорядок установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений,устанавливает правовыми актами порядок перечисления в местный бюджет частиприбыли муниципальных предприятий и части доходов от оказания муниципальнымиучреждениями платных услуг, остающихся после уплаты ими налогов и сборов.
 В Федеральном законе  от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Обобщих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации», (далее – Закон) более подробнее определяется состав имущества,которое может находиться у муниципальных образований. Подчеркнуто, что онодолжно использоваться только для решения вопросов местного значения,осуществления отдельных государственных полномочий и для обеспечениядеятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, работниковмуниципальных предприятий и учреждений. Если у муниципального образованиявозникают права собственности на иное имущество, это имущество должно бытьперепрофилировано либо отчуждено. Данное правило является правовой гарантиейреализации социального предназначения МС, которое, согласно Закону, состоит,прежде всего, в непосредственном обеспечении жизнедеятельности населения. Еслив прежнем Законе речь шла о праве создания предприятий, учреждений иорганизаций для осуществления хозяйственной деятельности без каких бы то нибыло ограничений, то теперь эти структуры образуются только для осуществленияполномочий по решению вопросов местного значения. Таким образом, практикасоздания предприятий, не связанных с задачами местного самоуправления(например, винно-водочных заводов), становится незаконной.
Следуя требованиям Конституции РФ, Закон определил, чтокаждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет. Теперь даже небольшоепоселение будет утверждать свой финансовый план, включающий расходные идоходные статьи. Сметы в качестве составной части бюджетов городских и сельскихпоселений возможны только у отдельных населенных пунктов, не являющихсяпоселениями. В Законе подробно определяются состав собственных доходов местныхбюджетов, принципы зачисления в эти доходы отчислений от федеральных налогов исборов, подходы к выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальногообразования.
Местные финансы представляют собой совокупность денежныхсредств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Местныефинансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальныеценные бумаги, принадлежащие органам МС, и другие финансовые средства. 
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги,сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствиис нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ,закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданныеорганами государственной власти органам МС для реализации отдельныхгосударственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачимуниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибылимуниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции,трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениямиорганов МС, а также другие средства, образующиеся в результате деятельностиорганов МС.
Органы МС в соответствии с законодательством РФ вправевыпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создаватьмуниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.  Финансовыесредства, необходимые для осуществления органами МС отдельных государственныхполномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, вбюджетах субъектов РФ.
К собственным доходам местных бюджетов относятся средствасамообложения граждан, местные налоги и сборы, другие собственные доходы местныхбюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ, закрепленные заместными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляютсяналогоплательщиками в местные бюджеты.
К собственным доходам местных бюджетов также относятся:безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации навыравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средствафинансовой помощи из бюджетов других уровней,  и другие безвозмездные перечисления;доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; часть прибылимуниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов,  вразмерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительныхорганов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами МС имуниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов исборов; штрафы, установление которых в соответствии с федеральным закономотнесено к компетенции органов МС; добровольные пожертвования;  иныепоступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ ирешениями органов МС. В  доходы местных бюджетов зачисляются субвенции,предоставляемые на осуществление органами МС отдельных государственныхполномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ. 4.Дайте понятие и раскройте содержание правовых гарантий МС
Гарантии МС определены Конституцией РФ,Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации», Федеральным законом «Об основах муниципальной службы вРоссийской Федерации», законами субъектов РФ о местном самоуправлении, о местныхреферендумах, о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, особраниях и сходах граждан, о формировании муниципальной собственности и т.д.Гарантии также закреплены в уставах муниципальных образований и иныхнормативных правовых актах органов местного самоуправления.
В  первую очередь  гарантии нашили своезакрепление в конституционных принципах организации и деятельности местногосамоуправления.   Конституция РФ гарантирует:  осуществление гражданами правана местное самоуправление непосредственно и через органы МС; гарантируетгражданам право избирать и быть избранными в органы МС; устанавливает наличие изащиту муниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий существованияМС; гарантирует самостоятельность органов МС в управлении муниципальнойсобственностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюджета,установлении местных налогов и сборов.
В статье 133 Конституции РФ закрепленытакие важнейшие гарантии как право на судебную защиту и право на компенсациюдополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органамигосударственной власти. В соответствии с названной статьей не допускаетсязапрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных КонституциейРФ, федеральными законами. Стоит отметить, что гарантии МС впервые закрепленына конституционном уровне. В прежней Конституции говорилось только обобязательности исполнения решений местных Советов всеми расположенными натерритории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а такжедолжностными лицами и гражданами. Теперь это правило установлено Федеральнымзаконом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации». Конституция презюмирует его и определяет правовой путь егообеспечения — орган МС вправе обратиться в суд, если его решение не выполняетсяили выполняется ненадлежащим образом. Меры ответственности, применяемые всудебном порядке, определяются законом. В названном Федеральном законеустановлено также, что решения органов МС или их должностных лиц могут бытьотменены только органами или должностными лицами, их принявшими, либо признанынедействительными по решению суда. Это гарантирует органы МС от вмешательства вих деятельность органов государственной власти.
В целом гарантии местного самоуправленияможно разделить на экономические, организационные и правовые. Правовыегарантии МС представляют собой совокупность правовых нормобеспечивающих деятельность всей системы МС. Они устанавливаются КонституциейРФ, федеральными законами, подзаконными актами, уставами муниципальныхобразований. Цель этих правовых актов состоит в том, чтобы обеспечитьнормальную, полноценную деятельность МС и его органов в решении задач местногозначения и выполнении переданных государственных полномочий, а также защитуправ МС.
Особую роль в системе правовых гарантий,обеспечивающих защиту МС, играет конституционное право МС на судебную защиту.Стоит отметить, что в соответствии со статьей 11 Европейской Хартии МС «Органыместного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечениясвободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституцииили внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления». Эта  важнейшаягарантия международного права закреплена в статье 133 Конституции РФ. 
Дальнейшую регламентацию,  онаполучила,  в ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с ней, граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы МС идолжностные лица МС вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски опризнании недействительными нарушающих права МС актов: 
-органов государственной власти игосударственных должностных лиц,
— органов местного самоуправления идолжностных лиц МС,
 - предприятий, учреждений иорганизаций, а также общественных объединений.
Речь может идти о нарушении компетенцииоргана МС, подмене его функций, незаконной отмене или приостановлении действияактов органов МС и др.
На региональном уровне, гарантия правана судебную защиту, находит закрепление в Уставах муниципальных образований,так в «Положении о территориальном общественном самоуправлении населения вгороде Омске» в главе 7. «Гарантии территориального общественногосамоуправления населения», в статье 42, гарантируется, что  «Органытерриториального общественного самоуправления в случае нарушения их прав и прави законных интересов граждан вправе обратиться в суд с требованием овосстановлении нарушенных прав».[7]
Принципиальное значение имеетпредоставление права обращения в суд гражданам. Причем это право не ограниченоусловиями, при которых гражданин может обратиться в суд лишь в том случае, еслинарушение прав местного самоуправления затрагивает его личные интересы. Вданном случае личный и общественный интересы тесно сочетаются, поскольку нарушениеправ местного самоуправления означает и нарушение (непосредственно или вконечном счете) прав граждан на самоуправление.
Охраняя права МС, Закон не допускаетпрекращения полномочий органов местного самоуправления без участия суда. Причемпрекращение полномочий органов МС и выборных должностных лиц МС законодательным(представительным) органом субъекта Федерации возможно только в случае установленныхсудом нарушений Конституции РФ, устава субъекта Федерации, федерального закона,акта субъекта Федерации или устава муниципального образования.
В ст. 132 Конституции установленоправило, в соответствии с которым наделение органов МС государственнымиполномочиями должно сопровождаться передачей необходимых для их осуществлениясредств. Однако возможна ситуация, когда и без передачи полномочий органыгосударственной власти (федеральные или субъектов Федерации) принимают решения,не обязательно адресованные органам местного самоуправления, но вынуждающиепоследних производить дополнительные затраты помимо запланированных в бюджетеили в связи с выполнением переданных им полномочий. Например, если по решениюфедеральных органов закрывается предприятие, составляющее объект федеральнойгосударственной собственности, возникает проблема безработицы для жителейданного города, к решению которой должен подключиться орган МС. Он затрачиваетопределенные средства на социальную защиту затрагиваемой этим решением категориичленов территориального сообщества (создает новые рабочие места, выплачиваетдополнительные пособия наименее обеспеченным, берет на свое содержаниеучреждения соцкультбыта ликвидированного предприятия и т.д.). Согласно статье132 Конституции РФ  эти затраты органа МС должны быть ему компенсированы.Безусловно, органу МС должен быть компенсирован ущерб в случае отчуждения вгосударственную собственность объектов муниципальной собственности и т.п.
Существенная гарантия прав МС — запретна ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ ифедеральными законами. Эта норма адресована, с одной стороны, федеральныморганам государственной власти, а с другой — органам государственной властисубъектов Федерации. Ни акты исполнительной власти (Правительства РФ), ни указыПрезидента России не могут сужать права МС, установленные как Конституцией РФ,так и законами, принимаемыми федеральным законодательным органом. В то же времяи органы государственной власти субъектов Федерации не вправе уменьшатьправовые возможности МС, закрепленные на федеральном уровне.
Таким образом, Конституция РФ и федеральные законы,принимаемые в рамках предметов ведения РФ и совместного ведения Федерации и еесубъектов, содержат важнейшие нормы, регламентирующие статус самоуправления, итем самым образуют «потолок» правового регулирования МС, вышекоторого не могут подниматься нормативные акты других государственных органов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.