Реферат по предмету "Государство и право"


Правовой статус органа исполнительной власти. Ветви государственной власти

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Понятие и основы правового статусаоргана исполнительной власти
Принцип разделениявластей
Практическое задание
Список используемой литературы

Введение
Возникновениетермина «исполнительная власть» за рубежом имеет сравнительно давнюю историюкак принцип разделение власти и создания системы «сдержек» и «противовесов»: тоесть увеличение объема власти какого-либо государственного органа илидолжностного лица должно быть адекватно увеличению объема ответственности воизбежание неконтролируемых видов государственной власти. В нашей странеисполнительная власть законодательно впервые была закреплена каксамостоятельная ветвь государственной власти в ст. 10, 11 и 110 Конституции РФ,принятой на референдуме – 12 декабря 1993 г. В ст. 10 утверждается: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебнойвласти самостоятельны».
Особаяроль исполнительной власти заключается в том, что в распоряжении ее субъектовнаходятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти (например,финансы, средства коммуникации, армия, внутренние войска, милиция, службывнутренней и внешней безопасности и т. п.). Исполнительная власть по своейприроде не тождественна административной власти, так как административнаявласть — это, прежде всего, реализация внесудебного, то есть административногопринуждения. Особое значение в осуществлении функций исполнительной властиотводится конституционным принципам организации деятельности исполнительнойвласти. К конституционным следует отнести такие принципы: народовластие, социальнаясправедливость, демократизм, верховенство закона, разграничения предметовведения, функциональная самостоятельность ветвей власти, законность, приоритетправ человека и гражданина, легитимность, гласность, централизация идецентрализация, федерализм и объективный учет национальных интересов больших ималых народов.
Реализуя исполнительнуювласть, Правительство РФ осуществляет большой объем распорядительных функций,принимая постановления и распоряжения по предметам ведения и в объемекомпетенции, которые обязательны для исполнения федеральными органами власти,органами исполнительной власти субъектов РФ.
Принцип народовластия,закрепленный в ст. 3 Конституции РФ, означает, что народ является носителемсуверенитета и единственным источником власти, он реализует свою властьнепосредственно и через органы государственной власти, в том числе органыисполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль задеятельностью органов исполнительной власти должен осуществляться как состороны органов представительной и судебной властей, так и непосредственнонародом. При этом используются различные формы контроля за работой управленческогоаппарата и должностных лиц. Следует оценивать, в какой мере реализуется волянарода в принимаемых законах. Если они реально выражают волю большинстванарода, то федеральные законы являются правовой формой народовластия.

Понятие и основы правовогостатуса органа исполнительной власти
Органв государственно-правовом понимании слова означает организованный коллективлюдей, у которого есть цель; внутренняя организационная структура; системавзаимосвязей. органгосударственной власти – это организованная часть государственного механизма,наделенная государственно-властными полномочиями, определенной компетенцией инеобходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством наконкретном участке государственного руководства обществом. Естественно, что этаорганизованная часть представляет собой, прежде всего, коллектив людей.
Орган исполнительнойвласти– разновидность органов государственной власти. Понятие органа исполнительнойвласти производно от понятия принципа разделения властей. Содержание термина«орган исполнительной власти» определяется свойствами исполнительной власти.Эта связь настолько тесная, что иногда под исполнительной властью понимаюттолько систему органов исполнительной власти. Учитывая изложенное, можно датьопределение органа исполнительной власти. Орган исполнительной власти – этоорганизованный коллектив людей, представляющий самостоятельную частьгосударственного аппарата и наделенный государственно-властными полномочиями понепосредственной реализации задач и функций этой (исполнительной) власти.
Орган государственнойвласти отличается от государственных предприятий и учреждений наличием внешнихгосударственно-властных полномочий. Уже было отмечено, что органыисполнительной власти отличаются от других органов государственной власти тем,что они осуществляют специфическую деятельность – государственное управление.Соответственно, их государственно-властные полномочия направлены на обеспечениевыполнения именно этих возложенных на них функций. Поскольку исполнительнаявласть реализуется только посредством государственно-управленческойдеятельности, то все органы исполнительной власти одновременно являются иорганами государственного управления. Этого нельзя сказать про органыгосударственного управления: не все органы государственного управления являютсяорганами исполнительной власти.
Характеризуя органыисполнительной власти, нужно отметить следующее:
– КонституцияРФ практически не определяет основы правового статуса и систему этих органов.Их устанавливают нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты);
– органыисполнительной власти представляют собой одну из ветвей единой государственнойвласти и поэтому обладают относительной самостоятельностью (организационно ифункционально) по отношению к законодательной и судебной властям;
– всвоем большинстве органы исполнительной власти формируются Президентом РФ, онине подотчетны и не подконтрольны законодательной власти;
– сегодняв обществе практически отсутствует действенный механизм привлечения кответственности органов исполнительной власти за неблагоприятные последствия ихдеятельности (по мнению автора, это одна из основных проблем совершенствованиясовременного административного законодательства. Решение ее видится внеобходимости скорейшего принятия Закона РФ «Об административных процедурах» ив создаваемой в Российской Федерации системе административных судов).
Элементамиадминистративно-правового статуса органа исполнительной власти являютсякомплекс прав и обязанностей и административная правосубъектность. Чаще всегокомплекс прав и обязанностей органа исполнительной власти именуют компетенцией.Термин «компетенция» происходит от латинского слова competentia, которое, всвою очередь, происходит от competo – добиваюсь, соответствую, подхожу.
В административномправе Б. М. Лазарев определяет компетенцию как систему полномочий органагосударственного управления, которая включает в себя «обязанность (передгосударством) и право (по отношению к управляемым объектам) выполнятьопределенные задачи и функции… применительно к этим объектам». Иными словами,под компетенцией органа исполнительной власти следует понимать комплекс егоправ и обязанностей. Таким образом, административно-правовой статус органаисполнительной власти определяется его компетенцией и правосубъектностью.
Принципразделения властей
Сущностьисполнительной власти постигается в изучении теории государственной власти итеории разделения властей. Исполнительная власть, государственная власть итеория разделения властей, будучи тесно взаимосвязаны, обеспечивают на практикепроцесс демократического государственного управления.
Государственнаявласть — это система особых общественных отношений и деятельностьгосударственных органов, осуществляемая посредством установленных законом форми методов и направленная на создание демократического режима в обществе, защитуправ и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективного государственногоуправления и контроля. Это власть государства, имеющего конкретные цели,функции и правовые средства воздействия на общественные отношения.Разнообразные и многочисленные функции государства обусловливает наличие какспециальных органов государства, так и применяемых ими специальных форм иметодов воздействия на общество, на само государство, на граждан, благополучиеи безопасность которых составляют основную цель государственной деятельности.
Эффективностьи демократизм государственной деятельности достигается посредством разделениягосударственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.Едва ли стоит задаваться вопросом: какая из этих ветвей является главной. Всеони выполняют предписанные им функции, и отсутствие одной из них повлечет засобой нарушение принципов демократии. Однако исполнительной власти традиционноотводится более значимая роль.
Принципразделения властей является сегодня одним из основных конституционных принциповвсех демократических государств. Однако это не означает, что он имеетконституционно-правовое установление, т. е. он может не упоминаться в текстеконституции того или иного государства. Главное, чтобы он находил реальноеотражение в практике построения механизма осуществления государственной власти.
Классическитеория разделения властей предполагает создание независимых государственныхорганов, осуществляющих государственную законодательную, исполнительную исудебную власть в целях выполнения задач и функций государства, обеспечениядемократического развития общества, соблюдения прав и свобод граждан; все ветвивласти при этом уравновешивают и взаимно контролируют друг друга. Для этойтеории характерны следующие общие признаки:
1)распределение власти между различными органами;
2)рассредоточение практических функций государственной власти по различнымгосударственным служащим;
3)обеспечение взаимного равновесия органов власти;
4)установленное законом равенство органов власти;
5)самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти восуществлении специальных государственных функций и специальной компетенции.
Взаимноесдерживание ветвей власти обеспечивается различными способами:
1)функционально, т. е. при использовании таких инструментов, как право вето,право контроля, право участия в общей государственной деятельности (например,участие президента и правительства в подготовке проекта конкретногозаконодательного акта; одобрение парламентом межгосударственных договоров; не подписаниепрезидентом принятого парламентом закона; судебный контроль за действиями ирешениями органов управления и должностных лиц);
2)государственно-служебная деятельность высших должностных лиц государства какфактор сдерживания дает возможность руководителю одной ветви власти участвоватькак в формировании, так и в ликвидации органов других ветвей власти (например,избрание парламентом некоторых стран президента и назначение на должностьпредседателя правительства, роспуск президентом парламента, назначение судейпрезидентом);
3)посредством собственно разделения властей, т. е. в тех случаях, когдагосударственная деятельность осуществляется не одним, а несколькими неподчиненными друг другу и в определенном смысле независимыми органами, арешаемые ими государственные задачи считаются общими для всех органовгосударства.
Такимобразом и возникают элементы сдерживания и сбалансирования всех ветвей государственнойвласти. Принцип разделения властей нацелен на то, чтобы предотвратитьвозвышение одной из ветвей государственной власти, утверждение авторитаризма идиктаторского режима в обществе. Он обеспечивает систему «сдержек ипротивовесов», призванную свести к минимуму возможные ошибки в управлении,преодолеть односторонний подход к решаемым вопросам. В Конституции РФустанавливается, что государственная власть в Российской Федерацииосуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную исудебную.
Органызаконодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ,Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФи суды РФ.
Законодательныйорган — Федеральное Собрание — принимает законы, определяет нормативную базудеятельности органов государственной власти, участвует в формированииПравительства РФ, влияет парламентскими способами на деятельностьисполнительной власти (например, имеет право постановки вопроса о доверииПравительству РФ), участвует в создании судебных органов Российской Федерации.Контрольные функции законодательной власти на федеральном уровне исчерпываютсяконтролем за исполнением бюджета и правом Государственной Думы решать вопрос одоверии Правительству. Основное средство воздействия законодательной власти нафункционирование власти исполнительной — принятие законов и других правовыхактов, которые обязательны для указанных органов.
ПравительствоРФ осуществляет исполнительную власть, возглавляет и обеспечивает согласованнуюдеятельность системы органов исполнительной власти, состоящей из федеральныхминистерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств), многиеиз которых образуют в субъектах РФ свои территориальные органы. ПравительствоРФ организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательныйпроцесс (имеет право законодательной инициативы; представляет свои заключенияна законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств).
Возможностьвыражения недоверия Правительству РФ уравновешена правом Президента РФ нароспуск Государственной Думы. Исполнительная власть должна быть авторитетной,активной и продуктивной, иметь широкое поле деятельности для самостоятельностии инициативы, иначе управляемость общества снизится и государство окажется не всостоянии быстро и эффективно реагировать на изменения в общественной жизни.
Правосудиев Российской Федерации осуществляют суды; сама судебная власть реализуетсяпосредством конституционного, гражданского, административного и уголовногосудопроизводства. Федеральный конституционный закон «О Правительстве РоссийскойФедерации», а также нормативные правовые акты о федеральных министерствах,государственных комитетах, федеральных службах органах исполнительной властисубъектов РФ позволяют оптимально разграничить их полномочия и функции отполномочий и функций Администрации Президента РФ.
Необходимостьтакого разграничения становится еще более очевидной, если учесть, что ПрезидентРФ не только является политическим арбитром и обладает значительнымиполномочиями в законотворческой деятельности, но и наделен верховнойисполнительной властью.
Государственнуювласть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы исполнительной власти.Конституции республик — субъектов РФ устанавливают принцип разделениязаконодательной, исполнительной и судебной власти. Что касается состава высшихзаконодательных и исполнительных органов и определения их правового статуса, тоздесь наблюдается значительное многообразие.
Реализацияпринципа разделения властей не только на уровне федеральной государственнойвласти, но и в субъектах РФ обеспечена ст. 11 Конституции РФ, котораяустанавливает принцип разграничения предметов ведения и полномочий междуРоссийской Федерацией и ее субъектами — республиками, краями, областями,городами федерального значения, автономной областью, автономными округами иместным самоуправлением.
Разграничениепредметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ иорганами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ,Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Заключение
Государственная властьвсегда едина в своих основных проявлениях: законодательство, исполнительство,правосудие. Тем не менее разделение властей ранее игнорировалось. Торжествовалтезис о соединении законодательства и управления, законодательной власти сисполнительной. Все это внедрялось в науку и практику под прямым воздействиемокончательно развенчавшего себя лозунга «Вся власть Советам!»,никогда не бывшего реальным. Разделение властей официально признавалось чисто «западным»явлением, неприемлемым для наших условий, якобы подрывающим единство государственнойвласти.
В действительноститеория «разделения властей» (условность данной формулы очевидна)исходит из следующих принципиальных позиций. Государственная власть не можетпринадлежать одному лицу или одному государственному органу, ибо это создаетугрозу создания тоталитарного, антидемократического режима. Не может она такжеограничиваться законодательством. Соответственно государственная власть должнастроиться на определенной функционально-компетенционной специализации, ненарушающей, однако, ее принципиального единства. Это означает, что именновласть в ее государственно-правовом выражении (юридически властные полномочия)служит единой основой функционирования субъектов, олицетворяющих ту или иную ееветвь. Все они — ветви единого «дерева». Но раздел властных функциймежду ними необходим, а потому и появились три ветви государственной власти,отличающиеся определенной степенью самостоятельности. Каждой ветвисоответствуют субъекты (органы государственной власти), ее выражающие.
Все это в принципе былохарактерно и для организации государственно-властного механизма на основе«разделения труда» внутри него. Налицо, следовательно, отсутствиесущностных различий между «разделением властей» и «разделением труда». Что же втакой ситуации характерно для исполнительной власти? Исполнительная власть:
1) представляет собойотносительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственнойвласти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной исудебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело допризнания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны;
2) самостоятельна, нотолько в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны спрактической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительство),для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебнойвластей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качествеподсистемы в рамках системы единой государственной власти или ее механизма;
3) непременный атрибутгосударственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей.Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями. Там же, гдеотсутствуют три ветви государственной власти, исполнительная власть в еегосударственно правовом (конституционном) значении не функционирует. Например,ее нет на уровне отдельных государственных предприятий и учреждений,негосударственных формирований;
4) как и любое другоепроявление властных полномочий, есть способность и возможность оказыватьопределяющее воздействие на деятельность, поведение; право и возможностьподчинять других своей воле. Ее отличительным признаком является то, что властьреализуется в отношении к различным (коллективным или индивидуальным) элементамгосударственно-организованного общества, т.е. в общегосударственном масштабе ив качестве специфической государственной функции правоприменительного(правоисполнительного) характера;
5) являясь ветвьюединой государственной власти, не может отождествляться с видом государственнойдеятельности. Соответствующий вид такой деятельности — не сама власть, а лишьформа ее практической реализации. Следовательно, исполнительная власть нетождественна исполнительной деятельности. Власть — сущностное выражение таковойдеятельности, ее функциональной направленности и компетенционнойопределенности, т.е. категория базового характера. В силу этого исполнительнаявласть не тождественна и государственному управлению, которое всегдахарактеризовалось как определенный вид государственно властной деятельности;
6) выражается в особомвиде государственной деятельности и по своей сути правоприменительна. Это еепринципиальное качество и назначение. Для исполнительной власти характерно восновном правоприменение позитивного характера, т.е. прямое исполнениетребований законодательства прежде всего в целях организации нормальной иэффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов экономики,культуры и т.п.;
7) имеет определенноесубъектное выражение. Это значит, что она олицетворяется в деятельностиспециальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно изнепременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная властьпредставлена в государственно-властном механизме органами исполнительнойвласти. Естественно, что ими не могут быть ни законодательные, ни судебныеорганы государственной власти.
Следовательно,исполнительная власть приобретает динамические качества через деятельностьтаких государственных органов, которые могут характеризоваться в качествесубъектов исполнительной власти.

Практическоезадание
Определитев каких случаях наступает административная ответственность:
а)проезд на запрещающий знак светофора;
б)сокрытие страхового случая;
в)опоздание на работу;
г)повреждение электрических сетей;
д)нарушение правил инвалидов в области трудоустройства и занятости.
Административнаяответственность представляет собой один из двух видов административногопринуждения и в то же время один из видов юридической ответственности наряду сдисциплинарной, уголовной, гражданской т. д. В этом своем качествеадминистративная ответственность сохраняет все основные признаки общего понятияюридической ответственности: государственное осуждение поведенияправонарушителя, выражающее в наступлении для него отрицательных последствий ввиде санкций.
Засовершение административных правонарушений могут устанавливаться и применятьсяследующие административные наказания:
1)предупреждение;
2)административный штраф;
3)возмездное изъятие орудия совершения или предмета административногоправонарушения;
4)конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5)лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6)административный арест;
7)административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранногогражданина или лица без гражданства;
8)дисквалификация;
9)административное приостановление деятельности.
Изэтого следует, что в случаях б, в, г, д – наступают уголовные, дисциплинарные игражданские ответственности.
Вывод:Административная ответственность наступает в случае проезда на запрещающий знаксветофора.

Списокиспользуемой литературы
1.  Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. М.,1972.
2.  Попов Л.Л. Административное право.Учебник. М., 2005.
3.  Солдатов А.П., Мельников В.А.Административное право РФ. Учебник. Феникс. 2006.
4.  Бахрах Д.Н., Российский Б.В.,Старилов Ю.Н. Административное право Учебник для вузов. Москва. 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Біотехнологія металів
Реферат Современные тенденции употребления местоимений во французской литературе
Реферат Расчет участка осаждения двойного покрытия медь-никель
Реферат Аннотации курсов по выбору на 2011 – 2012 уч. Год кафедра тофв педпрактика в оздоровительных лагерях
Реферат Податкова адмінітрація України: завдання, функції та структура
Реферат Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права
Реферат Средний класс в современном российском обществе
Реферат Издержки производства и себестоимость продукции 5
Реферат Steroids 4 Essay Research Paper Steroids are
Реферат Маутхаузен концентрационный лагерь
Реферат Ціноутворення на продукцію сільського господарства в Україні
Реферат Words Essay Research Paper WORDSthe ones we
Реферат ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ РЕЖИМ В Украине
Реферат Anititrust
Реферат Developement Of Europe Essay Research Paper Development