Реферат по предмету "Государство и право"


Правовой режим особо охраняемых территорий

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по курсу«Экологическое право»

Содержание
 
1. Понятие, состав и правовой режим особо охраняемыхтерриторий
2. Государственный земельный кадастр и его роль вгосударственном управлении единым земельным фондом. ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 г.
Задача
Литература

1. Понятие, состав и правовой режим особо охраняемыхтерриторий
 
К особо охраняемымземлям, в первую очередь, относятся земли природоохранного и заповедногозначения.
Земли природоохранного иприродно-заповедного назначения выделяются для охраны и изучения уникальных и типичныхприродных комплексов, сохранения генетического фонда живых организмов. Их территориипредставляют собой малоизмененные человеком природные комплексы с богатой и разнообразнойрастительностью и животным миром, уникальными природными ландшафтами, здоровым климатом,красотой пейзажа, историческими и культурными достопримечательностями.
Сохранение полезности ихестественных свойств для нужд общества требует установления для земель даннойкатегории специального порядка использования природных ресурсов, хозяйствованияи пребывания[1]. На их территорииограничиваются или запрещаются такие виды деятельности и поведение, которыевызывают снижение или уничтожение экологической, лечебной, рекреационной, эстетическойценности природных комплексов и объектов исторического и культурного наследия. Длянейтрализации антропогенного влияния режим регулируемой деятельности можетраспространяться и на участки, прилегающие к этим землям. Законом РоссийскойФедерации «Об особо охраняемых природных территориях» и Законом Российской Федерации«О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»природоохранные, природно-заповедные и особо ценные земли оздоровительногоназначения были отнесены к особо охраняемым природным территориям.
В Российской Федерации существуетзаконодательная основа для формирования и существования многофункциональнойсистемы особо охраняемых природных территорий. Все категории особо охраняемыхприродных территорий учитываются при перспективном планировании экономическогои социального развития, разработке территориальных комплексных схем, схемземлеустройства и районной планировки. Следует подчеркнуть, что действующее законодательстводает право на выявленных и зафиксированных в принятых схемах развития иразмещения охраняемых природных территорий или территориальных схемах охраныприроды территориях ограничивать хозяйственную деятельность. Это важнаягарантия их сбережения и защиты. Решение об этом принимают органыгосударственной власти субъектов Федерации.
Для защиты особоохраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий наприлегающих к ним участках суши и водного пространства могут быть созданы охранныезоны или округа с регулируемым в интересах охраны режимом хозяйственнойдеятельности. Особо охраняемые территории могут иметь федеральное,региональное, местное значение и соответственно быть собственностьюфедеральной, субъектов Федерации и муниципальных образований. Сохранение и развитиеособо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направленийгосударственной политики. Предусматривается расширение площадей этих территорийдо 3% площади Российской Федерации.
Высшей формой особо охраняемыхприродных территорий являются государственные природные заповедники. Имиобъявляются природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный иживотный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительное значениекак образцы естественной природной среды, типичные и редкие ландшафты, местасохранения генетического фонда живых организмов. Охраняет и изучает их специальноеприродоохранительное, научное, эколого-просветительское учреждение –государственный природный заповедник, являющийся федеральным учреждением. Государственныйприродный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации.Для его образования необходимо согласие субъекта Федерации на отнесение его территориик объектам федеральной собственности. Представление о необходимости создания государственногоприродного заповедника делают органы государственной власти субъекта Федерациии специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации в областиохраны окружающей природной среды. В таком же порядке производится расширениетерритории государственного природного заповедника.
Земля, воды, недратерритории государственного природного заповедника со всеми находящимися в ихпределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными и другимиобъектами передаются заповедникам в бессрочное (постоянное) пользование. Натерритории государственного природного заповедника устанавливается строгийприродоохранительный режим. Здесь полностью исключается хозяйственноеиспользование природных ресурсов (земель, вод, недр, растительного и животногомира) и запрещается всякая деятельность, нарушающая природные комплексы иугрожающая состоянию природных объектов. Организация территории заповедникаопределяется поставленными перед ним задачами. Для научно-исследовательскойработы здесь могут быть выделены участки, где запрещается всякое вмешательствов природные процессы.
Сохранение неприкосновенностиприродных комплексов и генофонда животных требует закрытости территории: пребываниепосторонних лиц разрешается при наличии специального разрешения администрации государственногоприродного заповедника. Территория его разбивается на кварталы и кордоны. На специальновыделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающихособо ценные экологические системы и объекты, ради которых создан заповедник, допускаетсядеятельность, направленная на обеспечение функционирования государственногоприродного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории.Порядок ее определяется в Положении о конкретном заповеднике. На прилегающих ктерритории государственного природного заповедника участках земли и водного пространствасоздаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
К территории государственныхприродных биосферных заповедников могут быть присоединены территории дляорганизации биосферных полигонов, где проводятся научные исследования, экологическиймониторинг, апробируются методы рационального природопользования. Режим особойохраны территории биосферного полигона устанавливается специальным положением,утверждаемым органом, в ведении которого находится биосферный заповедник.
Национальными паркамиобъявляются территории (акватории), природные комплексы которых имеют особуюэкологическую, эстетическую, историческую ценность. В отличие отгосударственных природных заповедников, представляющих собой научные учрежденияи закрытую для посторонних лиц территорию, национальные парки наряду с природоохраннойи научно-исследовательской работой занимаются экологическим просвещением. Их территорииоткрыты для организации регулируемого туризма, при котором определяется «рекреационнаяемкость» территории и устанавливаются правила посещения национальных парков.Национальные парки образуются постановлением Правительства РоссийскойФедерации, при условии согласия субъектов Федерации на отнесение территорий парковк объектам федеральной собственности. Представление в Правительство о созданиинационального парка делают органы государственной власти субъектов Федерации испециально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в областиохраны окружающей природной среды. Земля, воды, недра, растительный и животныймир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются им впользование (владение). Государственные природные заказники федерального значенияучреждаются решением Правительства Российской Федерации на основаниипредставления органов исполнительной власти субъектов Федерации и специальноуполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природнойсреды. Государственные природные заказники регионального значения – органамиисполнительной власти соответствующих субъектов Федерации по согласованию с соответствующимиорганами местного самоуправления.
Объявление территориигосударственным природным заказником допускается как с изъятием, так и безизъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Задачии особенности режима каждого заказника федерального значения определяются вПоложении о нем, утверждаемом специально уполномоченным государственным органомРоссийской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованиюс органами исполнительной власти субъектов Федерации. В отношении заказниковрегионального значения это делают органы исполнительной власти субъектовФедерации, принявшие решение о создании этого природного заказника.
Памятниками природыобъявляются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном,культурном и эстетическом отношении объекты, а также объекты естественного иискусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального ирегионального значения. Правительством Российской Федерации по представлениюорганов государственной власти субъектов Федерации природные объекты икомплексы объявляются памятниками федерального значения, территория, занятаяими, – особо охраняемой природной территорией федерального значения, а органамигосударственной власти субъектов Федерации – соответственно памятниками природырегионального значения и особо охраняемой территорией регионального значения.
Органы государственнойвласти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерацииутверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы,находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охранулиц, в чье ведение они передаются, оформление охранного обязательства, паспортаи других документов осуществляются специально уполномоченным государственныморганом в области охраны окружающей природной среды.
Объявление природныхкомплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими,территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельныхучастков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.
Статус особой охраныустановлен для территорий, объявленных лечебно-оздоровителъными местностями и курортами.Уникальность и особая ценность их обусловлены тем, что на их территориях и акваторияхимеются природные лечебные ресурсы, используемые для лечения и профилактикизаболеваний и отдыха. Признание территории лечебно-оздоровительной местностьюили курортом осуществляется в зависимости от ее значения ПравительствомРоссийской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации или органом местного самоуправления. Ихлечебно-оздоровительная ценность подтверждается специальнымикурортологическими, гидрологическими и другими специальными исследованиями. Дляпризнания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом федеральногозначения Правительство Российской Федерации согласовывает этот вопрос с соответствующиморганом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Территорияпризнается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значенияорганом исполнительной власти субъекта Федерации по согласованию с соответствующимифедеральными органами исполнительной власти. Территория признается лечебно-оздоровительнойместностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актамисубъекта Федерации. Охрана лечебно-оздоровительных местностей и курортовосуществляется путем установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные длялечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения,утверждаются Правительством Российской Федерации; для лечебно-оздоровительных местностейи курортов регионального и местного значения – исполнительными органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации. Для лечебно-оздоровительных местностей икурортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (лечебныеминеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарнойохраны. В остальных случаях – округа санитарной охраны.
Земельное законодательствопредусматривает выделение земель для рекреационных целей. К ним относятсявыделенные в установленном порядке территории, занятые домами отдыха, санаториями,спортивно-оздоровительными базами, туристскими трассами, пионерскими лагерями идругими учреждениями отдыха.
Для рекреационных целейвыделяются территории за пределами городской черты – пригородные зеленые зоны,занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющиезащитные, санитарно-гигиенические функции и являющиеся местом отдыха населения.Выделение земель рекреационного назначения производится по решению органовисполнительной власти краев, областей, автономных округов; в республиках, входящихв состав Российской Федерации, – в порядке, устанавливаемом законодательствомэтих республик.
Территории, отведенныедля пригородных зон, должны использоваться в соответствии с их назначением дляприродоохранных, санитарно-гигиенических и рекреационных целей. Земельныйкодекс устанавливает, что на землях рекреационного назначения запрещаетсядеятельность, препятствующая использованию их по целевому назначению. Натерритории зеленых зон запрещено строительство, несовместимое с защитными,санитарно-гигиеническими функциями и целями отдыха.
Землями историко-кулътурногоназначения признаются участки земли и территории, на которых располагаютсяпамятники истории и культуры, достопримечательные места, а также занятые учреждениямикультуры, с которыми связано существование традиционных народных художественныхпромыслов, ремесел, иного прикладного искусства. Памятники культуры и историивесьма разнообразны. Принято подразделять их на памятники истории, искусства,археологии, градостроительства и архитектуры и др. По своему значению дляобщенациональной культуры и истории выделяются объекты исторического икультурного наследия федерального значения, перечень которых утверждаетсяПрезидентом Российской Федерации, регионального и местного значения.
Для земель историко-культурногозначения устанавливается особый режим. Для отдельных памятников культуры иистории земельные участки могут выделяться без изъятия их у землепользователей.Земельным кодексом не допускаются изъятие земель историко-культурногоназначения для нужд, противоречащих их основному назначению, и любаядеятельность, не соответствующая установленному режиму.
 
2. Государственный земельный кадастр и его роль вгосударственном управлении единым земельным фондом. ФЗ «О государственном земельномкадастре» от 2 января 2000 г.
 
Земли, находящиеся впределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Хотясобственность и иные права на земельные участки осуществляются в разных формах,государство несет ответственность за их состояние, использование, охрану.Государственным органам принадлежит ведущая роль в управлении земельнымиресурсами: они организуют и осуществляют землеустройство, земельный кадастр имониторинг земель, государственный контроль за использованием земель, разрешаютземельные споры[2]. Основой государственногоуправления является принцип устойчивого развития, который включаетпредоставление широких земельных полномочий региональным органам исполнительнойвласти, субъектам Федерации, органам местного самоуправления.
Государственный земельныйкадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:
·    государственногои муниципального управления земельными ресурсами;
·    государственногоконтроля за использованием и охраной земель;
·    мероприятий,направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
·    государственнойрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
·    землеустройства;
·    экономическойоценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
·    установленияобоснованной платы за землю;
·    иной связанной свладением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.
Статья 13 Федеральногозакона РФ «О государственном земельном кадастре» устанавливает обязательныйперечень (состав) документов, которые подразделяются на основные, вспомогательныеи производные.
К основным документамотносятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и кадастровыекарты (планы).
К вспомогательнымдокументам – книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталогикоординат пунктов опорной межевой сети.
К производным документам– документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Федерации,собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальныхобразований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов,статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты(планы), иные справочные и аналитические документы.
Деятельность по ведениюгосударственного земельного кадастра осуществляется в соответствии спринципами:
·    единства системыи технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территорииРоссийской Федерации;
·    непрерывностивнесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристикземельных участков;
·    открытостисведений государственного земельного кадастра:
·    сопоставимости исовместимости сведений государственного земельного кадастра со сведениями,содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах,информационных ресурсах.
ВФедеральном законе «О государственном земельном кадастре» установлен такжепринцип обязательности государственного кадастрового учета земельных участков(ст. 7).
Этотпринцип по содержанию вносит некоторое дополнение к п. 4 ст. 18 и п. 2 ст. 20Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имуществои сделок с ним», которые допускают государственную регистрацию прав наземельный участок, даже если отсутствуют или не закончены работы покадастровому учету земельного участка. Императивная норма Федерального закона«О государственном земельном кадастре» об обязательности государственногокадастрового учета земельных участков ведет к бездействию указанных правовыхнорм Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимоеимущество и сделок с ним».
Единыйгосударственный реестр земель представляет собой документ, который предназначендля проведения государственного кадастрового учета земельных участков.
Он содержит сведения осуществующих и прекративших существование земельных участках:
·    их кадастровыеномера;
·    местоположение(адрес);
·    площадь;
·    категория земельи разрешенное использование земельных участков;
·    описание границземельных участков, их отдельных частей;
·    зарегистрированныев установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);
·    экономическиехарактеристики, в том числе размеры платы за землю;
·    качественныехарактеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель дляотдельных категорий земель;
·    наличие объектовнедвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Обязательномугосударственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенныена территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю,целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
Такимобразом, при проведении государственного кадастрового учета земельный участокстановится объектом правоотношений, объектом недвижимости. А послегосударственной регистрации права в соответствии с Федеральным законом «Огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»земельный участок становится объектом определенного вещного правасоответствующего субъекта, а также может быть объектом обязательственного правоотношения.
Органы,осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество исделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию илиучет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов итерриториальных зон, бесплатно в десятидневный срок представляют в необходимомобъеме информацию о зарегистрированных правах, наличии объектов недвижимогоимущества, прочно связанных с земельными участками, и территориальных зонахорганам, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельногокадастра.
Сведениягосударственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключениемсведений, отнесенных федеральным законодательством к категории ограниченногодоступа.
На всейтерритории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастраосуществляется по единой методике и представляет собой последовательныедействия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранениюсведений о земельных участках.
Кадастровоеделение территории РФ и присвоение кадастровых номеров земельным участкамосуществляются в соответствии с Правилами кадастрового деления территорииРоссийской Федерации и Правилами присвоения кадастровых номеров земельнымучасткам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. № 660.
Всятерритория Российской Федерации, включая территории субъектов РФ, внутренниеводы и территориальное море, делится на кадастровые округа. В пределахкадастрового округа ведется государственный реестр земель кадастрового округа,являющийся составной частью Единого государственного реестра земель. Требованияк кадастровому делению утверждены приказом Росземкадастра от 15 июня 2001 г.
ПриказомРосземкадастра от 14 мая 2001 г. МаП/89 «О кадастровом делении территорииРоссийской Федерации» на территории РФ создано 89 кадастровых округов,утверждены схема расположения кадастровых округов и перечень наименований иномеров кадастровых округов. Ведение государственных реестров земелькадастровых округов возложено на соответствующие территориальные органыРосземкадастра.
Задача
 
По решению областнойадминистрации от 24 июня 2002 года коммерческой организации ООО «Строймаш» былопредоставлено 30 га земли в безвозмездное пользование сроком на 5 лет.
Правомерны ли действияобластной администрации? Каков порядок предоставления земельных участков вбезвозмездное срочное пользование?
 
Порядок предоставленияземельных участков в безвозмездное срочное пользование определен в статье 24Земельного кодекса.
В безвозмездное срочное пользованиемогут предоставляться земельные участки:
1) из земель, находящихся вгосударственной или муниципальной собственности, исполнительными органамигосударственной власти или органами местного самоуправления, юридическим лицам,указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, на срок не более чем одингод;
2) из земель, находящихся всобственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицамна основании договора;
3) из земель отдельных видоворганизаций, гражданам в виде служебного надела;
4) из земель, находящихся вгосударственной или муниципальной собственности, исполнительными органамигосударственной власти или органами местного самоуправления, религиозныморганизациям в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и пунктом 1 статьи 36Земельного кодекса.
Так в данном случае в нарушение пп. 1 п.1 ст. 24 Земельного кодекса земельный участок был предоставлен сроком на 5 лет,то следует признать действия администрации неправомерными.

Литература
 
1.        Земельный кодексРФ.
2.        Федеральный закон«О государственном земельном кадастре».
3.        Крассов О.И.Земельное право. Москва, 2005.
4.        Земляи право. Пособие для российских землевладельцев. / Руководитель авторскогоколлектива и ответственный редактор – доктор юридических наук, профессор С. А.Боголюбов. Москва, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.