Реферат по предмету "Государство и право"


Правовое регулирования неплатежеспособности субъектов предпринимательской деятельности, или признание его банкротом в Украине

Правовое регулирования неплатежеспособности СУБЪЕКТОВПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, или признание его банкротом В уКРАИНЕ

ПЛАН
1.Понятие неплатежеспособности.
2.Нормативно – правовая характеристика банкротства.
3.Участники в деле о банкротстве.

1.Понятие неплатежеспособности
Период перехода экономикиУкраины к рыночным отношениям сопровождается кризисом неплатежей, хозяйственнойвзаимозадолженностью, накоплением долгов.
Одним из механизмовправовой защиты от таких финансовых неурядиц является процедура банкротства. С однойстороны, банкротство позволяет «отсеивать» неэффективные предприятия, а сдругой — способствует оздоровлению хозяйствующих субъектов, оказавшихся вовременных финансовых затруднениях. Банкротство — это неотъемлемый элементрыночной экономики.
Система норм,регламентирующих отношения, связанные с банкротством, представляет собойхозяйственно-правовой институт, которому свойственно соединениепублично-правовых и частноправовых начал. Здесь правовое регулированиенаправлено на достижение не частного интереса, а общей цели — восстановлениеплатежеспособности должника и сохранение хозяйствующего субъекта.
Институт банкротстваприходит на помощь кредиторам тогда, когда другие нормы (институты)хозяйственного права уже не могут ничего сделать для исполнения денежныхобязательств должником. Такое положение должника является неплатежеспособностью.
Принято различатьабсолютную и относительную неплатежеспособность.
Абсолютнаянеплатежеспособность состоит в невозможности должника ввиду полного развалафинансового положения оплатить долги кредиторам, минуя судебные процедурыбанкротства.
Относительнаянеплатежеспособность — в невозможности погашения долгов кредиторов ввидувременных финансовых затруднений и наличии имущественных активов, превышающихкредиторскую задолженность. В этом случае кредиторы реализуют своиимущественные права через исполнительное производство, минуя институтбанкротства.
Закон Украины «Овосстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30июня 2004 г. (далее — Закон) устанавливает определенные внешние признакиабсолютной неплатежеспособности. Согласно ст. 1 Закона неплатежеспособность —это неспособность субъекта предпринимательской деятельности выполнить посленаступления установленного срока их оплаты денежные обязательства передкредиторами, в том числе по заработной плате, а также исполнить обязательствапо оплате налогов и сборов (обязательных платежей) не иначе как черезвосстановление платежеспособности.
Закон установил такиекритерии абсолютной неплатежеспособности: размер задолженности и срок неоплаты.Размер задолженности установлен в сумме 300 минимальных размеров заработнойплаты.
Причем в состав и вразмер денежных обязательств, по которым формируются требования кредиторов, невключаются: — неустойка (пеня, штраф); финансовые санкции, убытки; требованияпо возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина; обязательства повыплате авторского вознаграждения; обязательства перед учредителями(участниками) должника — юридического лица, которые возникают от такогоучастия. Сами требования должны быть бесспорными, то есть спор по ним долженбыть разрешен органом хозяйственной юрисдикции либо самими сторонами, либо инымдосудебным способом. Такие требования должны быть исполнены в течение трехмесяцев со дня принудительного или добровольного взыскания через банк илигосударственную исполнительную службу.
Перечисленные внешниепризнаки неплатежеспособности должника характеризуют ее абсолютность(стойкость) и дают основание инициировать процедуру банкротства.
В свою очередь абсолютнаянеплатежеспособность бывает двух видов: обратимая и необратимая.
Обратимаянеплатежеспособность характеризуется возможностью восстановленияплатежеспособности должника через различные санационные механизмы процедурыбанкротства.
Необратимаянеплатежеспособность означает вероятное восстановление платежеспособностидолжника исключительно посредством ликвидационной процедуры. Такаянеплатежеспособность устанавливается судом путем признания должника банкротом.Только хозяйственный суд может объявить должника банкротом.
Банкротство означаетликвидацию, реализацию имущественных активов должника с целью удовлетворениятребований кредиторов.
При абсолютной обратимойнеплатежеспособности должник может финансово оздоровиться, рассчитаться сдолгами и вернутся в обычное состояние. Признание должника банкротом означаетего ликвидацию. Шансов выйти из ликвидационной процедуры банкротства свободнымот долгов у должника крайне мало. Ликвидация — это крайняя мера, применяемая кдолжнику в том случае, если меры по финансовому оздоровлению не принеслиположительного результата. Возникающая из абсолютной неплатежеспособностидолжника процедура банкротства предполагает участие большого числа кредиторов.Кредиторы в своей массе неоднородны, так как существует специальная очередностьудовлетворения требований кредиторов, что, естественно, вызывает противоречиямежду ними. С другой стороны, должник заинтересован в меньшем числе кредиторов.В Законе установлены механизмы отсеивания кредиторов. Этим механизмом являетсясобрание (комитет) кредиторов который выражает общее мнение кредиторов путемголосования числом большинства голосов. В этом случае все кредиторы обязаныподчиниться большинству, даже если это ведет к уменьшению имущественныхтребований. Частный интерес подчиняется общей цели — восстановлениюплатежеспособности должника. В конечном итоге в процедуре банкротствапреобладает общественный интерес, который направлен на развитие хозяйственногосубъекта.
В связи с этимгосударство устанавливает механизм предупреждения банкротства. Согласно п. 1ст. 3 Закона учредители (участники) должника — юридического лица, собственникимущества, центральные органы исполнительной власти, органы местногосамоуправления в пределах своих полномочий обязаны принимать своевременные мерыдля предупреждения банкротства предприятия должника. Это означает, чтоуказанные субъекты обязаны вступить в переговоры, направленные на финансовоеоздоровление должника. Результаты таких переговоров могут быть самыми разными:обмен долгов на акции, право распоряжения продукцией, поручительство (гарантия,исполнение обязательств другими способами и т. д.). Все эти результатыоформляются договорами и подлежат обязательному исполнению.
С целью восстановленияплатежеспособности должника ему может быть предоставлена финансовая помощь вразмере, достаточном для погашения обязательств перед кредиторами и бюджетом.Такую финансовую помощь могут оказать: собственник имущества, учредители(участники) юридического лица, кредиторы, другие лица. Отношения, возникающиемежду такими финансовыми донорами и должником, называются досудебной санацией.
2.Нормативно-правоваяхарактеристика банкротства
На основе накопленногоопыта и в условиях отсутствия полноценного закона о банкротстве Высшийарбитражный суд принял полномасштабное разъяснение «О некоторых вопросахпрактики применения Закона Украины «О банкротстве» от 18 ноября 2002 г.» Несмотря на то, что разъяснение не давало ответы на многие вопросы, оно все же имело большойположительный эффект.
Прежде всего, разъяснениевосполнило пробелы в Законе Украины «О банкротстве», облегчило работуарбитражным судам и участникам процедуры банкротства. Но самое важное, многиеинтерпретационные нормы впоследствии стали нормами нового закона.
Таким законом стал ЗаконУкраины «О восстановлении платежеспособности должника при признании егобанкротом» от 30 июня 2004 г. (новая редакция Закона Украины «О банкротстве»).По сравнению с прежней редакцией Закона изменены основания для возбуждения делао банкротстве, определены сроки движения дела; установлены новые судебныепроцедуры; появилась новая судебная фигура — арбитражный управляющий и др.
Конечно, в Законе ещемного редакционных неточностей, противоречий, но в целом он отвечаетсовременным требованиям экономики.
Основная идея Законасостоит в сохранении хозяйствующего субъекта путем применения к немуспециальных реабилитационных процедур. Только в случае невозможностивосстановления своей платежеспособности должник может быть признан банкротом итогда его имущественные активы подлежат полной распродаже с цельюудовлетворения требований кредиторов.
В отличие от некоторыхдругих институтов хозяйственного права, в институте банкротства имеет местоприоритет государственных интересов. Государство вывело из процедурыбанкротства казенные предприятия и установило особый порядок реализацииимущества государственных предприятий в процедуре санации и ликвидации.
Институт банкротстваимеет свои специфические принципы: приоритет Закона перед другимизаконодательными актами; сохранение хозяйствующего субъекта при возможностивосстановления платежеспособности; ликвидация имущества должника приневозможности сохранения предприятия с целью справедливого и организованногопогашения требований кредиторов; государственное регулирование процедурыбанкротства.
В институте банкротствасвои участники (процессуальные фигуры): должник, кредиторы, арбитражныйуправляющий, собственник (уполномоченный орган), государственный орган повопросам банкротства. Каждый из участников имеет свои полномочия. Все участникипроцедуры осуществляют (реализуют) полномочия под контролем хозяйственногосуда.
В институте банкротствасвой объект правового регулирования: денежное обязательство, обязательство повыплате заработной платы, обязательство по оплате налогов и сборов(обязательных платежей).
Институт банкротствасодержит в себе группы специальных норм — процедур банкротства. Таких процедурчетыре: распоряжение имуществом, санация, ликвидация и мировое соглашение.Каждая из процедур имеет свою специфику и назначение. В трех процедурах —санация, ликвидация и мировое соглашение — предусмотрена возможность заменысобственника помимо его воли. Финансовое оздоровление должника осуществляется вдвух процедурах — санации и мирового соглашения. Основные судебные процедуры —распоряжение имуществом, санация и ликвидация. Мировое соглашение — этосубсидиарная процедура, возникающая на всех судебных процедурах. Санации иликвидации предшествует распоряжение имуществом. Институт банкротствапредусматривает в зависимости от вида субъекта должника, характера егодеятельности, наличия имущества общий, специальный или упрощенный порядокпроизводства по делу о банкротстве.
Институт банкротства —это яркий пример института хозяйственного права, где в органическом единственаходятся диспозитивные и императивные нормы.
3.Участники дела о банкротстве
В соответствие со ст. 1Закона участниками дела о банкротстве являются кредиторы, должник, арбитражный управляющий,собственник имущества (орган уполномоченный управлять имуществом).
В некоторых случаях, предусмотренныхЗаконом, принимают участие и другие лица: Фонд госимущества Украины, государственныйорган по вопросам банкротства, представитель органа местного самоуправления,центральный орган исполнительной власти, представитель работников должника.
Основными действующимилицами процедуры банкротства являются стороны (кредиторы и должник) иарбитражный управляющий. Остальные участники дела о банкротстве привлекаютсяэпизодически, в указанных в Законе случаях.
Кредиторы — главныепроцессуальные фигуры дела о банкротстве, ибо от их инициативы, участия вомногом зависит судьба должника и всего дела.
Кредитором, в пониманиист. 1 Закона, является юридическое или физическое лицо, которое имеет в установленномпорядке подтвержденные документами требования по денежным обязательствам кдолжнику, по выплате задолженности по заработной плате должника, а также органыгосударственной налоговой службы и другие государственные органы, которыеосуществляют контроль за правильным и своевременным зачислением налогов исборов (обязательных платежей). Закон не установил каких-либо ограничений вотношении субъектов. Ими могут быть любые украинские, иностранные физические июридические лица.
Анализ Закона позволяетсделать вывод о наличии шести видов кредиторов:
а) инициирующие;
б) вынужденные;
в) залоговые;
г) текущей задолженности;
д) приоритетные(привилегированные);
е) реестровые.
Все кредиторы разобщены ипреследуют разные интересы. Одни хотят получить погашение задолженностинемедленно (по заработной плате), другие вынуждены (под угрозой потеритребований) принять участие в деле, третьи являются контрагентами должника изаинтересованы в сохранении производства. Таким образом, между кредиторамиобъективно существуют противоречия в форме конфликта интересов. В отличие отискового производства, где удовлетворяются все требования и все интересы, вЗаконе действует принцип большинства. Интересы кредиторов представляетспециальный демократический орган — собрание (комитет) кредиторов. На собраниикредиторы обладают числом голосов, которое пропорционально сумме требований,включенных в реестр требований кредиторов, кратной 1000 гривен.
Еще одной основнойпроцессуальной фигурой банкротства является должник (банкрот).
Должник — это субъектпредпринимательской деятельности, неспособный исполнить свои денежныеобязательства перед кредиторами в течение трех месяцев после наступления срокаих оплаты.
Банкрот — это должник,неспособность которого, исполнить свои денежные обязательства установленахозяйственным судом. Субъект предпринимательской деятельности становитсядолжником после возбуждения дела о банкротстве и до признания его банкротом иоткрытия ликвидационной процедуры. После признания банкротом должник уже называетсябанкротом.
Должником (банкротом)могут быть субъекты предпринимательской деятельности — юридические илифизические лица, зарегистрированные в качестве таковых. Исключения составляютказенные предприятия, конкретные предприятия коммунальной собственности, накоторые распространяется запрет о банкротстве согласно решению совета органаместного самоуправления.
В то же время к должникамприравнены другие некоммерческие организации: потребительское общество,благотворительный или другой фонд (п. 4 ст. 5 Закона). Что касаетсяобщественных и религиозных организаций, учреждений, то они не подпадают поддействие Закона.
Наряду с юридическимилицами субъектом банкротства является физическое лицо — субъектпредпринимательской деятельности, неспособный удовлетворить требованиякредиторов.
Если физическое лицо незарегистрировано в качестве частного предпринимателя и имеет задолженностьперед кредиторами, то оно не может быть субъектом банкротства.
Закон установил дляграждан — субъектов предпринимательской деятельности специальную процедурурассмотрения дела о банкротстве. В частности, для гражданина-предпринимателяприменяются только процедуры мирового соглашения и ликвидации.
Арбитражный управляющий —важная центральная фигура процедуры банкротства. Посредством этой фигурыпроисходит реализация связей, отношений между должником, кредиторами ихозяйственным судом..
Арбитражный управляющий —это физическое лицо, назначаемое хозяйственным судом для осуществления(проведения) процедуры банкротства. Такое лицо выступает в трех качествах:распорядитель имущества, управляющий санацией и ликвидатор. Закон устанавливаетособые требования к кандидатуре арбитражного управляющего.
Прежде всего, это должнобыть физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности, которыйобладает специальными знаниями, имеет соответствующую лицензию и не являетсязаинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. Статья 1 Законаопределяет перечень таких лиц, как в отношении должника, так и кредиторов.
Наличие лицензии являетсяобязательным при назначении физического лица арбитражным управляющим.
Законом установленыисключения из этого правила. Это касается назначения: распорядителя имуществакрестьянского хозяйства (п. 9 ст. 5), управляющего санацией руководителядолжника (п. 2, 3 ст. 17; п. 9 ст. 53), ликвидатора при банкротстве должника,который ликвидируется собственником (п. 2 ст. 51). Лишение в установленномпорядке лицензии является основанием для отстранения хозяйственным судомарбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей по делу обанкротстве.
В процедуре банкротстваарбитражный управляющий имеет большие права и обязанности (п. 8 ст. 13; п. 5ст. 17; п. 1 ст. 25). Реализуя свои полномочия, арбитражный управляющий должендобросовестно исполнять свои обязанности, учитывать интересы как должника, таки кредиторов, не злоупотреблять своими правами.
Неисполнение илиненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих полномочий, повлекшеепричинение убытков должнику или кредиторам, является основанием для лишения еголицензии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности организации межхозяйственных расчетов в условиях рыночной экономики
Реферат Особенности методики бухгалтерского учета операций по договору простого товарищества
Реферат Гиперицин зверобой в лечении больных с симптомами депрессии и тревоги
Реферат Гей-бомба
Реферат Управленческий учет внутренний аудит и анализ расходов на оплату тр
Реферат 1. 6      Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении
Реферат Совершенствование организации грузовых автомобильных перевозок в Республике Беларусь
Реферат Тема любви в поэзии Серебряного века
Реферат Понятие трудового правоотношения, субъекты
Реферат Дилинг
Реферат Эконометрический анализ влияния экономических показателей на численность пользователей Интернета
Реферат Буддизм история развития 2
Реферат Анализ хозяйственной деятельности ООО Сибтехмонтаж
Реферат Анализ деятельности предприятия по производству железобетонных изделий
Реферат Возникновение злокачественных опухолей