Реферат по предмету "Государство и право"


Правовое регулирование товарного знака

Лекция 3. Правовое регулирование товарного знака
 
Товарный знак— обозначение,в словесной, изобразительной, звуковой, объёмной и иной форме, а также ихкомбинаций, в любом цвете или цветовом сочетании, служащее для индивидуализациитоваров юридических или физических лиц.
Основной источник правового регулирования товарного знака — Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания инаименованиях мест происхождения товаров».
Российская Федерации, как правопреемница СССР, — являетсяучастником международных соглашений, посвященных охране товарных знаков. Так, 1июля 1965 г. СССР присоединился к Парижской конвенции по охране промышленнойсобственности от 20 марта 1883 г., которая является основным международнымсоглашением в области охраны товарных знаков и знаков обслуживания.Стокгольмский акт Парижской конвенции от 14 июля 1967 г. был ратифицирован СССР19 сентября 1968 г.
Кроме того, Россия участвует в Мадридской конвенции омеждународной регистрации фабричных и товарных знаков от 14 апреля 1891 г.(СССР ратифицировал Конвенцию в 1976 г.), в Ниццком соглашении о международнойклассификации товаров и услуг от 15 июня 1957 г., Венском договоре орегистрации товарных знаков 1958 г.
Правовая охрана товарных знаков в РФ осуществляется после егогосударственной регистрации в порядке, установленном вышеназванным Законом, илив силу международных договоров РФ. В настоящее время регистрация товарныхзнаков осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности,патентам и товарным знакам.
Обладателем исключительного права на товарный знак(правообладателем) может быть юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель.
На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство,т.е. документ, удостоверяющий приоритет товарного знака, исключительное правовладельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Владелец товарного знака имеет единоличное правопользоваться и распоряжаться товарным знаком и запрещать его использование другимлицам. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарныйзнак без разрешения его владельца.
Нарушением исключительного права правообладателя является использование без его разрешения натоварах, упаковках, при выполнении работ, оказании услуг, на документации,связанной с введением в гражданский оборот, в предложениях к продаже товаров, всети Интернет товарного знака или сходного с ним до степени смешенияобозначения в отношении аналогичных или однородных товаров.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированысловесные, изобразительные, объемные, звуковые и другие обозначения или ихкомбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветномсочетании.
Согласно ст. 6 Закона о товарных знаках, не допускаетсярегистрация в качестве товарных знаков:
1.        обозначений, необладающих различительной способностью;
2.        обозначенийсостоящих только из элементов:
-          вошедших вовсеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
-          являющихсяобщепринятыми символами и терминами;
-          указывающих навид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, на место ивремя их производства или сбыта;
-          представляющихсобой государственные гербы, флаги и эмблемы;
-          официальныхназваний государств, эмблем, сокращенных или полных наименований международныхмежправительственных организаций;
-          официальныхконтрольных, гарантийных и пробирных клейм, печатей, наград и других знаковотличий или сходных с ними до степени смешения обозначений.
Такие обозначения могут быть включены как неохраняемыеэлементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующегокомпетентного органа или их владельца.
3. обозначений:
-         являющихсяложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара илиего изготовителя. К ним относятся, в частности, обозначения, порождающие всознании потребителя представление об определенном качестве товара, егоизготовителе или месте происхождения, которое не соответствуетдействительности;
-         противоречащихобщественным интересам, принципам гуманности и морали (слова и изображениянепристойного содержания, призывы антигуманного характера и т.д.).
4. обозначений, тождественных или сходных до степенисмешения:
-         с товарнымизнаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ на имядругого лица в отношении однородных товаров;
-         с товарнымизнаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоровРФ;
-         с товарнымизнаками других лиц, признанными общеизвестными в РФ товарными знаками вотношении однородных товаров;
-         с наименованиеммест происхождения товаров, охраняемых в соответствии с Законом РФ, кромеслучаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак,регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием.
5. обозначений, тождественных:
-         охраняемому в РФфирменному наименованию (или их части), в отношении однородных товаров,промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые принадлежат другимлицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки натоварный знак;
-         названиюизвестных в РФ на дату подачи заявки произведения науки, литературы иискусства, персонажу из них или цитате, произведению искусств или их фрагментамбез согласования с обладателем авторского права или его правопреемниками;
-         фамилии, имени,псевдониму и производному от них обозначению, портрету и факсимиле известныхлиц без согласия таких лиц, их наследников.
Заявка на регистрацию товарного знака подается в Федеральную службу поинтеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в соответствии спорядком, утвержденным приказом Роспатента РФ от 5 марта 2003 г. №32.
Регистрация товарного знака действительна в течение 10 лет, по истечении этого срок действиярегистрации продлевается по заявлению правообладателя каждый раз на 10 лет.
Товарные знаки бывают двух видов: индивидуальные и коллективные. Правообладателеминдивидуального товарного знака является юридическое лицо илииндивидуальный предприниматель.
Коллективный товарный знак предназначен для обозначениятоваров, производимых и (или) реализуемых объединениями лиц и обладающихедиными или иными общими характеристиками.
Назначение коллективного знака заключается в том, чтобыоблегчить выступление на рынке групп самостоятельных производителей товаров,связанных договорами либо взаимным участием. Он позволяет привлечь вниманиепотенциальных покупателей к товарам каждого из участника объединения, посколькупредполагает одинаковый уровень качества этих товаров.
Товарный знак может быть признан общеизвестным.В качестве такового может быть признан товарный знак, охраняемый натерритории РФ на основании его регистрации или в силу международного договораРФ, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющееправовой охраны на территории РФ, если такие товарные знаки или обозначения врезультате их интенсивного использования стали на указанную в заявлении лицадату в РФ широко известны среди соответствующих потребителей в отношениитоваров этого лица.
Согласно п. 6bisПарижской конвенции по охране промышленной собственности товарный знак,признанный общеизвестным, может служить основанием для отказа иному лицу врегистрации товарного знака, признания недействительной регистрации товарногознака иного лица или запрещения иному лицу использовать товарный знак,тождественный или сходный до степени смешения с общеизвестным знаком,предназначенным для применения в отношении однородных товаров, при условии, чтодата, начиная с которой товарный знак стал общеизвестным, является болееранней, чем дата приоритета товарного знака иного лица.
Правовая охрана общеизвестному товарному знакупредоставляется на основании решения Палаты по патентным спорам и действуетбессрочно. Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерацииопределены приказом Роспатента РФ от 17 мая 2000 г. № 38.
Знаком обслуживания признается обозначение, служащее дляиндивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг юридических илифизических лиц.
Закон о товарных знаках предъявляет к знакам обслуживаниятакие же требования, как к товарным знакам.
Знак обслуживания практически не имеет отличий от товарногознака и по правовому режиму. Различаются лишь объекты маркировки: если товарныезнаки индивидуализируют и рекламируют товары определенных производителей, тознаки обслуживания предназначены для различения однородных услуг, оказываемыхразными лицами. Однако на практике указанное различие нередко стирается,поскольку один и тот же знак может быть зарегистрирован на имя конкретноговладельца и по классу товаров, и по классу услуг.
Для регистрации в качестве знака обслуживания обозначениеможет быть заявлено для одного или нескольких классов услуг:
класс 35 — «Реклама»,
36 — «Страхование и финансирование»,
37 — «Строительство и ремонт»,
38 — «Связь»,
39 — «Транспортирование и хранение»,
40 — «Обработка материалов»,
42 — «Разное».
Знаки обслуживания, зарегистрированные для того или иногокласса услуг, охраняются лишь в пределах видов услуг данного класса.
Наименование места происхождения товара — обозначение, представляющее собой или содержащеесовременное или историческое наименование страны, населенного пункта, местностиили другого географического объекта или производное от такого наименования иставшее известным в результате его использования в отношении товара, особыесвойства которого исключительно или главным образом определяются характернымидля данного географического объекта природными условиями и (или) человеческимифакторами (п. 1 ст. 30 Закона о товарных знаках).
Природные условия места происхождения товара могут быть обусловлены особенностямипочвы, климата, составом воды, определенной влажностью воздуха и т.д. Вкачестве примера можно назвать цейлонский чай, вологодское масло, минеральнуюводу, добытую в Боржоми, и т.д.
Особые свойства, относящиеся к людским факторам, включают культурные,профессиональные и производственные традиции, например, тульские самовары,уральские самоцветы, оренбургский платок, хохломская роспись, вологодскиекружева и др.
Наименование места происхождения товара весьма сходно стоварным знаком и знаком обслуживания. Они совпадают по выполняемым функциям инередко практически неразличимы по внешней форме, поскольку в качестве товарныхзнаков часто используются названия географических объектов. Их основноеразличие состоит в том, что товарный знак, в отличие от наименования местапроисхождения товара, призван связывать свойства и качества товара с конкретнымего производителем, а не с особыми свойствами географической среды или местапроизводства товара.
Если в качестве товарного знака заявляется географическоеназвание или иное обозначение, которое способно создать у потребителей ложноевпечатление о месте производства товара, в регистрации такого товарного знакадолжно быть отказано. Исключение составляют случаи, когда наименование местапроисхождения товара включается в качестве неохраняемого элемента в товарныйзнак, который регистрируется на имя лица, имеющего право на использованиетакого наименования.
Правовая охрана наименования места происхождения товаравозникает наоснове регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности,патентам и товарным знакам или в силу международных договоров.
Наименование места происхождения товара может бытьзарегистрировано одним или несколькими юридическими и физическими лицами. Лицо,зарегистрировавшее наименование места происхождения товара, получает правопользования им, если производимый данным лицом товар отвечает предъявляемым кнему требованиям.
Право пользования этим же наименованием места происхождениятовара можетбыть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, которое в границахтого же географического объекта выпускает товар, обладающий теми же основнымисвойствами.
Регистрация наименования места происхождения товара действуетбессрочно.Свидетельство на право пользования наименованием места действует только втечение 10 лет. По истечении этого срока возможно продление срока действиясвидетельства каждый раз на 10 лет при условии получения заключениякомпетентного органа, подтверждающего, что обладатель свидетельства производитв границах соответствующего географического объекта товар, сохраняющийсвойства, на основании которых им было получено свидетельство на правопользования.
Использованием товарного знакасчитается применение его на товарах, для которыхтоварный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке правообладателем или лицом,которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.
Использованием может быть признано также применение товарногознака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, придемонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в РФ, при наличииуважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) ихупаковке.
Юридические и физические лица, осуществляющие посредническуюдеятельность, могут на основе договора использовать свой товарный знак наряду стоварным знаком изготовителя товаров, а также вместо товарного знакапоследнего. Таким образом, фирма-посредник рекламирует свой товарный знаккачеством товара фирмы-производителя, закрепляя в сознании потребителясолидность своей фирмы и качество продаваемого товара.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона о товарных знакахправовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно вотношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знаканепрерывно в течение любых трех лет после его регистрации. Заявление одосрочном прекращении правовой охраны товарного знака может быть подано любымлицом в Палату по патентным спорам по истечении указанных трех лет при условии,что товарный знак не используется до подачи такого заявления.
Правообладатель товарного знака может распорядитьсяисключительным правом на товарный знак:
1.        согласно ст. 25Закона о товарных знаках, исключительное право на товарный знак в отношениивсех или части товаров, для которых он зарегистрирован, может быть переданоправообладателем другому юридическому лицу или осуществляющемупредпринимательскую деятельность физическому лицу по договору о передачеисключительного права на товарный знак (договору об уступке товарногознака). Уступка товарного знака не допускается, если может ввести в заблуждениепотребителя относительно товара или его изготовителя.
2.        ст. 26 Закона отоварных знаках закрепляет возможность предоставления правообладателем(лицензиаром) права пользования товарным знаком другому юридическому лицу илиосуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу (лицензиату) полицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которыхон зарегистрирован.
Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаровлицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и лицензиар будетконтролировать выполнение этого условия.
Договор о передаче исключительного права на товарный знак(договор об уступке товарного знака) и лицензионный договор регистрируются вфедеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Безрегистрации указанные договоры считаются недействительными.
Закон о товарных знаках закрепляет отдельное правилоиспользования коллективного товарного знака. Согласно ст. 20 Закона,коллективный знак и право его использования не могут быть переданы другимлицам.
Использованием наименования места происхождения товарасчитается применение его на товаре, этикетках,упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связаннойс введением товара в гражданский оборот.
Не допускаются использование зарегистрированного наименованияместа происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже еслиуказывается подлинное место происхождения товара или наименование используетсяв переводе либо в сочетании с такими выражениями, как «род», «тип», «имитация»и т.п., а также использование сходного обозначения для любых товаров,способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения иособых свойств товара.
Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконноиспользованы наименования мест происхождения товаров или обозначения, сходные сними до степени смешения, являются контрафактными.
Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии напользование наименованием места происхождения товара другим лицам.
Ответственность за незаконное использование товарногознака и наименования места происхождения товара.
Согласно ст. 46 Закона о товарных знаках, использованиетоварного знака и наименования места происхождения товара в нарушениетребований законодательства влечет за собой гражданскую, административную,уголовную ответственность.
Защита гражданских прав от незаконного использованиятоварного знака,кроме требований о прекращении нарушения или взыскания причиненных убытков,осуществляется также путем:
-   публикациисудебного решения в целях восстановления деловой
-   репутациипотерпевшего;
-   удаления с товараили его упаковки незаконно используемого товарного знака или обозначения,сходного с ним до степени смешения, либо уничтожения изготовленных изображенийтоварного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения.
Лицо, незаконно использующее зарегистрированное наименованиеместа происхождения товара или сходное с таким наименованием обозначение,обязано по требованию обладателя свидетельства на право пользованиянаименованием места происхождения товара, общественной организации илипрокурора, выполнить следующие действия:
-   прекратить егоиспользование, возместить всем потерпевшим причиненные убытки, а также внести вдоход местного бюджета полученную при незаконном использовании наименованияместа происхождения товара прибыль, превышающую возмещенные убытки;
-   опубликоватьсудебное решение в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;
-   удалить с товараили его упаковки незаконно используемое наименование места происхождения товараили обозначение, сходное с ним до степени смешения, или уничтожить изготовленныеизображения наименования места происхождения товара или обозначения, сходного сним до степени смешения.
Согласно ст. 29 Закона о товарных знаках, правоваяохрана товарного знака прекращается:
-         в связи систечением срока действия регистрации товарного знака;
-         на основаниивступившего в законную силу решения суда о досрочном прекращении правовойохраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, необладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками;
-         на основаниипринятого в установленном порядке решения о досрочном прекращении правовойохраны товарного знака в связи с его неиспользованием;
-         на основаниирешения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальнойсобственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случаеликвидации юридического лица — правообладателя или прекращенияпредпринимательско деятельности физического лица — правообладателя;
-         в случае отказаот нее правообладателя;
-         на основаниирешения, принятого по поданному в Палату по патентным спорам заявлению любоголица о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случаепревращения зарегистрированного товарного знака в обозначение, вошедшее вовсеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.
В соответствии со ст. 42 Закона о товарных знаках правоваяохрана наименования места происхождения товара прекращается:
-         в связи сисчезновением характерных для данного географического объекта условий иневозможностью производства товара, обладающего указанными в Государственномреестре наименований мест происхождения товаров свойствами;
-         в связи с утратойиностранными юридическими или физическими лицами права на данное наименованиеместа происхождения товара в стране происхождения товара.
-         Действиесвидетельства на право пользования наименованием места происхождения товарапрекращается:
-         в связи с утратойтоваром особых свойств, указанных в Государственном реестре наименований местпроисхождения товаров в отношении данного наименования места происхождениятовара;
-         в связи спрекращением правовой охраны наименования места происхождения товара;
-         в случаеликвидации юридического лица — обладателя свидетельства;
-         на основанииподанного в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальнойсобственности заявления обладателя свидетельства.
Правовая охрана наименования места происхождения товара идействие свидетельства прекращаются на основании решения Палаты по патентнымспорам федерального органа исполнительной власти по интеллектуальнойсобственности, а также вступившего в законную силу решения суда.
Термин «маркировка» (от франц. «marguer» — отмечать) означает условноеобозначение, надписи, наносимые на упаковку товара или на сам товар, содержащиесведения о товаре.
Товар не признается готовым к передаче, если он не маркированили иным образом не идентифицирован для целей договора.
Обычно на маркировке товара указываются:
-       наименованиетовара,
-       назначениетовара,
-       порядокиспользования,
-       мерыпредосторожности при использовании,
-       количество,
-       качество,
-       состав,
-       датаизготовления.
Носителем маркировки могут быть:
-       этикетка товара;
-       паспорт изделия,прилагаемый к нему;
-       бумажныйноситель, приклеиваемый на товар;
-               иные носители.
В международных отношениях применяется Европейский стандартсимвольной маркировки — штриховая маркировка. Онапредставляет собой 13 черных и белых штрихов разной ширины, наносимых наизделие типографским способом.
Штрих-кодовая маркировка предназначена для машинногосчитывания. Линии штрихов состоят из четырех групп:
-    Линии первойгруппы несут зашифрованную информацию о стране-изготовителе.
-    Линии второйгруппы -f о предприятии-изготовителе.
-    Пять штриховтретьей линии несут в себе информацию о самом товаре.
-    Четвертая линия — ключ к шифру.
Принцип штрих-кода — кодирование алфавитно-цифровых знаков в виде чередованиячерных и светлых полос различной толщины, с последующим считыванием с помощьюсканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает на ЭВМ. В этихцифрах изготовитель может закодировать необходимые для идентификации сведения отоваре.
Штрих-код выполняет ряд функций:
-    функцииинформационного и идентифицирующего характера
-    автоматизированнуюидентификацию товаров с помощью машиносчитывающих устройств;
-    автоматизированныйучет и контроль товарных запасов;
-    повышениескорости и культуры обслуживания покупателей;
-    информационноеобеспечение маркетинговых исследований.
-    упрощениедокументального оформления товаров на разных этапах.
В России штриховые коды также распространены. Их присваиваеттоварам Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации — ЮНИСКАН.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Предмет і метод статистичної науки Історія розвитку суспільної науки Статистика
Реферат Механизмы психологического влияния. Внушение и убеждение
Реферат Методы судебно-психологической экспертизы
Реферат Megans Law Essay Research Paper Megan
Реферат Сила характера Катерины в драме А. Н. Островского "Гроза"
Реферат Межгрупповое поведение
Реферат Специфика и суть религии как особого типа мировоззрения
Реферат Механізми обмеження застосування насилля в конфліктах
Реферат Революция 1905-1907 гг.
Реферат Методы решения логических задач
Реферат Межгрупповые отношения: психологический аспект
Реферат Влияние социально–психологических факторов на формирование коллектива класса начальной школы
Реферат Аналитическая философия и феноменология
Реферат Методы борьбы со стрессом в управленческом труде
Реферат Методы исследования возрастной психологии