Университет Российской академии образования
Факультет экономики и бизнеса
Филиал города Дубна НОУ ВПО
«Университет Российской академии образования»
Контрольная работа
предмет: Коммерческое право
Выполнила:
Научный руководитель:
Вопрос № 1
«Правовое регулирование розничной торговли в РФ действующемузаконодательству»
Ответ:
Ро́зничная торго́вля (англ. retail) — продажа товаров конечному потребителю (частному лицу).
Законодательство Российской Федерации о розничной торговле включаетнастоящий федеральный закон и соответствующие нормы Гражданского Кодекса РоссийскойФедерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральныхзаконов «О защите прав потребителей», «О защите прав юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)»,о государственном регулировании продажи отдельных видов товаров, а также принимаемыхв соответствии с указанными федеральными законами нормативных правовых актов РоссийскойФедерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
1. Российской Федерацией государственное регулирование розничнойторговли осуществляется посредством:
установления федеральными законами специальных требований к розничнойторговле отдельными видами товаров;
лицензирования розничной торговли отдельными видами товаров;
регулирования цен на отдельные виды товаров, перечень которыхустанавливается Правительством Российской Федерации, путем установления предельногоуровня цен либо обязанности продавца предоставлять потребителю информацию об отпускнойцене изготовителя соответствующего товара;
установления максимальной допустимой доли импортных товаров вобщем объеме розничного торгового оборота продовольственных товаров (кроме алкогольнойпродукции, табака и табачных изделий), обязательной для всех продавцов таких товаров;
государственного надзора за выполнением продавцами в торговыхобъектах требований законодательства о розничной торговле и о защите прав потребителей.
2. Субъектами Российской Федерации государственное регулированиерозничной торговли осуществляется посредством:
установления законами субъекта Российской Федерации специальныхтребований к розничной торговле алкогольной продукцией и ее лицензирования;
принятия и реализации региональных программ подготовки и повышенияквалификации кадров для розничной торговли;
Субъект Российской Федерации вправе передавать органам местногосамоуправления в границах территории данного субъекта Российской Федерации отдельныегосударственные полномочия в сфере регулирования розничной торговли, предоставленныеему в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Органами местного самоуправления муниципальное регулированиерозничной торговли осуществляется посредством:
установления норм территориальной доступности объектов розничнойторговли и обеспеченности ими населения, а также принятия мер, необходимых для реализацииэтих норм, включая ведение реестра торговых объектов;
организации торгового обслуживания отдельных категорий граждан,имеющих установленные законодательством права на льготы в сфере розничной торговли;
установления ограничений времени работы торговых объектов общейплощадью свыше 2500 квадратных метров в случае, если доля общей площади таких объектовпревышает половину общей площади всех торговых объектов, действующих на территориигородского поселения.
Антимонопольное регулирование розничной торговли
1. Антимонопольное регулирование розничной торговли осуществляетсяв соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», если иноене установлено настоящей статьей.
2. Лицо (группа лиц), осуществляющее розничную торговлю продовольственнымитоварами, признается занимающим доминирующее положение на каждом товарном рынке,на котором оно приобретает продовольственный товар для его последующей розничнойпродажи, если его доля в общем объеме товарооборота розничной торговли продовольственнымитоварами, осуществляемой в границах муниципального образования, превышает пятнадцатьпроцентов. Продавец не признается занимающим доминирующее положение в указанномнастоящим абзацем случае, если численность населения, проживающего на территориимуниципального образования, в границах которого он осуществляет розничную торговлюпродовольственными товарами, не превышает тридцати тысяч человек.
Лицо (группа лиц), осуществляющее розничную торговлю непродовольственнымитоварами, признается занимающим доминирующее положение на каждом товарном рынке,на котором оно приобретает непродовольственный товар для его последующей розничнойпродажи, если его доля в общем объеме розничной торговли непродовольственными товарамивсех продавцов в границах субъекта Российской Федерации превышает пятнадцать процентов.
3. Не может быть признано доминирующим положение лица (группылиц), доля которого в общем объеме товарооборота розничной торговли продовольственнымиили непродовольственными товарами в пределах соответствующих географических границне превышает пятнадцати процентов, за исключением случаев коллективного доминирования,когда:
1) совокупная доля не более чем трех лиц, доля каждого из которыхбольше долей других продавцов в общем объеме товарооборота розничной торговли продовольственнымитоварами, превышает тридцать процентов от общего объема товарооборота розничнойторговли продовольственными товарами в границах муниципального образования, илисовокупная доля не более чем пяти продавцов, доля каждого из которых больше долейдругих продавцов в общем объеме товарооборота розничной торговли продовольственнымитоварами, превышает сорок процентов от общего объема розничной торговли продовольственнымитоварами в границах муниципального образования (настоящее положение не применяется,если доля хотя бы одного из указанных продавцов менее чем три процента);
2) совокупная доля не более чем трех продавцов, доля каждогоиз которых больше долей других продавцов в общем объеме товарооборота розничнойторговли непродовольственными товарами, превышает тридцать процентов от общего объематоварооборота розничной торговли непродовольственными товарами в границах субъектаРоссийской Федерации, или совокупная доля не более чем пяти продавцов, доля каждогоиз которых больше долей других продавцов в общем объеме товарооборота розничнойторговли непродовольственными товарами, превышает сорок процентов от общего объематоварооборота розничной торговли непродовольственными товарами в границах субъектаРоссийской Федерации (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одногоиз указанных продавцов менее чем три процента).
4. Доминирующее положение лица, осуществляющего розничную торговлюпродовольственными или непродовольственными товарами, признает антимонопольный орган.Порядок признания доминирующего положения продавца, осуществляющего розничную торговлю,утверждается федеральным антимонопольным органом.
5 Положение лица (группы лиц) или нескольких лиц (групп лиц)может быть, с учетом особенностей соответствующего рынка розничной торговли, признаноантимонопольным органом доминирующим в иных географических границах, в которых доляэтого лица (группы лиц) или нескольких лиц (групп лиц) в общем объеме товарооборотарозничной торговли продовольственными или непродовольственными товарами составляетболее пятнадцати процентов.
6. Если при определении в соответствии с настоящей статьей долейлица, осуществляющего розничную торговлю продовольственными товарами и непродовольственнымитоварами, данное лицо не представило информацию об объеме осуществляемой им розничнойпродажи продовольственных товаров и об объеме осуществляемой им розничной продажинепродовольственных товаров антимонопольный орган вправе при расчете доли данноголица по каждому виду товаров использовать общий объем его товарооборота.
7. Перечень видов товаров, относимых к продовольственным илинепродовольственным товарам, определяется федеральным антимонопольным органом посогласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функциипо выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфереторговли.
8. Антимонопольный орган ведет реестр лиц (групп лиц), в установленномпорядке признанных им занимающими доминирующее положение на соответствующих рынках.Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством РоссийскойФедерации.
9. Лицо (группа лиц, несколько лиц, несколько групп лиц), в установленномпорядке признанное занимающим доминирующее положение на определенных товарных рынках,обязано приобретать на этих рынках товары для последующей розничной продажи на условияхпубличного договора, размещаемых им в сети Интернет в качестве публичной оферты.
Указанному лицу (лицам) запрещается устанавливать различный размер(долю) торговой наценки в розничной цене на однородные товары разных поставщиков,а также создавать иные дискриминационные условия деятельности другим хозяйствующимсубъектам.
10. Нарушение лицом (группой лиц), признанным занимающим в соответствиис настоящей статьей доминирующее положение на соответствующем рынке, является основаниемдля выдачи ему антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательствомРоссийской Федерации обязательного для исполнения предписания.
11. Доля лица (группы лиц) в общем объеме товарооборота розничнойторговли продовольственными товарами в пределах границ муниципального образованияили непродовольственными товарами в пределах границ субъекта Российской Федерациине должна превышать тридцати пяти процентов. Увеличение данного размера доли возможнотолько если при этом не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренциюна соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лицограничения, не соответствующие достижению целей таких действий, а также если ихрезультатом является или может являться:
1) повышение конкурентоспособности товаров российского производствана соответствующем розничном рынке;
2) повышение конкурентоспособности продуктов детского питанияи натуральных экологически чистых продовольственных товаров;
3) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам(выгодам), полученным продавцами в результате увеличения занимаемого размера доли.
Вопрос № 2
«Особенности перевозки грузов в коммерческой деятельности.Перевозка грузов железнодорожным и автомобильным транспортом. Конвенция о международнойдорожной перевозки грузов 1956г. CMR-накладная»
Ответ:
1. Особенности перевозки грузов в коммерческой деятельности.
Транспортные обязательства обусловлены характером отношений,возникающих в процессе перевозок грузов, пассажиров и багажа. Спецификой таких отношенийявляется то, что они опосредствуют сферу услуг нематериального (неовеществленного)характера, предоставляемых должником кредитору.
Транспортные обязательства являются важной составляющей системыобязательств по оказанию гражданско-правовых услуг. Обязательства по оказанию услуг,которые непосредственно влияют на осуществление транспортного процесса на различныхего стадиях, — это обязательства в области транспортной деятельности по перемещениюматериальных ценностей, пассажиров, их багажа, экспедиционного обслуживания, буксировкисудов и плотов, объединяемые общей сферой хозяйственной деятельности и особенностямиее организации.
Транспортное обязательство может быть определено как обязательство,в силу которого одно лицо — перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользудругого лица — грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа илигрузобагажа — определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортныхуслуг, связанных с перевозкой, а другое лицо — оплатить оказанные услуги в размере,установленном законодательством или соглашением сторон.
2. Перевозка грузов железнодорожным и автомобильным транспортом.
Автомобильный транспорт.
Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (далее — Правила)разработаны в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устававтомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»(далее — Устав автомобильного транспорта) и представляют собой нормативные правовыеакты, регулирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечениясохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозокгрузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
2. Правила распространяются на перевозчиков, экспедиторов, фрахтовщикови фрахтователей, грузоотправителей и грузополучателей, участвующих в перевозкахгрузов автотранспортными средствами, независимо от организационных форм и форм собственностиих владельцев и регламентируют взаимоотношения, права, обязанности и ответственностьсторон.
3. Перевозчики осуществляют перевозки грузов и выполняют дополнительныеуслуги, связанные с перевозкой грузов, на основании договоров, заключаемых с грузоотправителямиили грузополучателями.
4. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставитьвверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения (на место выгрузки) и выдатьего управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель(или грузополучатель) обязуется уплатить за перевозку установленную плату, еслииное не предусмотрено указанным договором.
5. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортнойнакладной, составляемой грузоотправителем, если иное не предусмотрено указаннымдоговором.
Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчикомдля перевозки не принимается, за исключением груза нетоварного свойства. Неправильносоставленная транспортная накладная или ее утеря не влияет на действительность заключенногодоговора перевозки груза.
В случае вывоза груза со станций железных дорог, из портов иаэропортов, а также перевозок сельскохозяйственной продукции на заготовительныепункты или перерабатывающие предприятия договор перевозки может быть заключен сгрузополучателем.
6. Договор перевозки груза может заключаться посредством принятияперевозчиком к исполнению заказа на перевозку груза, а при наличии договора об организацииперевозок грузов — заявки на перевозку груза.
7. Заказ или заявку на перевозку груза грузовладелец представляетперевозчику не позднее 14 часов до начала перевозок груза в городском или пригородномсообщении и не позднее 48 часов до начала перевозок в междугородном сообщении.
По согласованию сторон заявка на перевозку груза может быть составленана один день, неделю или иной срок, предусмотренный договором об организации перевозокгрузов.
При возникновении у одной из сторон каких-либо изменений илидополнений по сравнению с согласованной заявкой или заказом на перевозку груза соответствующаясторона уведомляет об этом другую сторону не позднее 14 часов дня, предшествующегодню осуществления ранее согласованной перевозки.
Договор перевозки груза признается заключенным с момента получениявладельцем согласия перевозчика принять к исполнению заказ или заявку на перевозкугруза. Образцы заказа и заявки на перевозку груза приведены в Приложении N 1 и ПриложенииN 2 к Правилам.
8. Договор об организации перевозок заключается между грузовладельцеми перевозчиком при необходимости осуществления систематических перевозок грузов,в нем устанавливаются объемы, сроки, условия предъявления грузов к перевозке и предоставлениятранспортных средств, технологические особенности производства погрузочно-разгрузочныхработ, порядок расчетов и иные условия организации перевозок. Примерный образецдоговора об организации перевозок грузов приведен в Приложении N 3 к Правилам.
9. Для перевозки груза автотранспортные средства могут предоставлятьсяна основании договора фрахтования. По договору фрахтования, примерный образец которогоприведен в Приложении N 4 к Правилам, фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователюза плату всю либо часть вместимости одного или нескольких автотранспортных средствна один или несколько рейсов для перевозки грузов.
Участниками договора фрахтования автотранспортного средства дляперевозки грузов (фрахтовщик и фрахтователь) могут быть юридические или физическиелица. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключаетсяв форме заказа-наряда на предоставление автотранспортного средства для перевозкигруза (далее — заказ-наряд). К реквизитам заказа-наряда относятся:
а) наименования, адреса, номера расчетных счетов, телефоны контактныхлиц фрахтовщика и фрахтователя;
б) наименование работ, услуг;
в) требуемый тип и количество транспортных средств;
г) адреса погрузки и разгрузки груза;
д) объем услуг;
е) время прибытия транспортных средств под погрузку и время окончанияработ;
ж) вид и размер произведенной оплаты;
з) оговорки и замечания фрахтователя;
и) подписи сторон.
Заказ-наряд оформляется согласно образцу, приведенному в ПриложенииN 5 к Правилам.
10. Заказ-наряд оформляется фрахтователем и передается фрахтовщикуне позднее 14 часов накануне дня начала перевозок груза в городском или пригородномсообщении и не позднее 48 часов до начала перевозок в междугородном сообщении. Принятиефрахтовщиком заказа-наряда для исполнения производится только при условии предварительнойоплаты фрахтователем установленного в наряд-заказе объема работ.
11. Подача автотранспортного средства, не соответствующего условиямдоговора фрахтования, или с опозданием против согласованного времени более чем на2 часа, считается непредставлением указанного автотранспортного средства, если иноене установлено соглашением сторон. Время прибытия автотранспортного средства к меступодачи исчисляется с момента предъявления водителем автотранспортного средства фрахтователюдокумента, удостоверяющего личность, и путевого листа.
12. В случае непредставления фрахтовщиком автотранспортных средствфрахтователь вправе отказаться от исполнения договора фрахтования и взыскать с фрахтовщикаштраф, предусмотренный Статьей 34 Устава автомобильного транспорта.
При предъявлении фрахтователем к перевозке груза, не предусмотренногодоговором фрахтования или в согласованном заказе-наряде, фрахтовщик вправе расторгнутьдоговор фрахтования или отказаться от передачи автотранспортных средств в пользованиефрахтователю по ранее согласованному заказу-наряду.
13. На выполнение транспортно-экспедиторских услуг, связанныхс перевозкой груза, между экспедитором и грузовладельцем заключается договор транспортнойэкспедиции, который включает следующие разделы: предмет договора, общие условия,обязанности и ответственность сторон, страхование, расчеты за услуги, дополнительныеусловия, юридические адреса сторон, банковские реквизиты.
По договору транспортной экспедиции могут быть предусмотреныобязанности экспедитора за вознаграждение организовать перевозку груза транспортомпо маршруту, избранному экспедитором или грузовладельцем, заключить от имени грузовладельцаили от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза,а также другие обязанности, связанные с перевозкой груза.
За неисполнение или за ненадлежащее исполнение обязанностей перевезтигруз по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ту же ответственностьперед грузовладельцем, что и перевозчик по договору перевозки груза. Если экспедитордокажет, что нарушение обязательств вызвано ненадлежащим исполнением перевозчикомдоговора перевозки, ответственность экспедитора перед грузовладельцем определяетсяпо тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
14. До подписания указанных выше договоров стороны, при наличииразногласий по условиям договоров, совместно рассматривают эти разногласия и устраняютих в соответствии с достигнутой договоренностью.
15. Любая из сторон указанных выше договоров может обратитьсяк другой стороне с предложением об изменении или расторжении договора, с указаниемпричин, послуживших основанием для такого обращения. Сторона, получившая предложениеоб изменении или расторжении договора, должна рассмотреть это предложение и направитьдругой стороне извещение о принятии, либо об отклонении такого предложения. Придостижении сторонами согласия об изменении или расторжении договора соответствующеесоглашение оформляется в письменном виде.
16. Основным документом первичного учета перевозок грузов, атакже других показателей работы на автомобильном транспорте, является путевой листавтотранспортного средства для перевозок грузов (далее путевой лист).
Путевой лист оформляется перевозчиком в установленном порядкена каждое автотранспортное средство на перевозки грузов на коммерческой основе ина перевозки грузов для собственных нужд.
17. Выполняемые по заказам юридических лиц или предпринимателейперевозки грузов на коммерческой основе оформляются транспортной накладной на перевозкугрузов автомобильным транспортом (далее транспортная накладная) согласно образцу,приведенному в Приложении N 6 к Правилам.
Такое требование распространяется на все виды перевозок, за исключениемперевозок грузов, по которым не ведется складской учет и не организован учет путемзамера (в том числе геодезического) и взвешивания.
18. Транспортная накладная оформляется, как правило, на каждуюездку с грузом. В отдельных случаях транспортная накладная может оформляться одновременнона несколько ездок с грузом с дополнительным оформлением на каждую ездку с грузомталона отправителя, который является обязательным приложением к соответствующейтранспортной накладной.
В Приложении N 6 к Правилам приведена инструкция по изготовлению,учету и заполнению транспортной накладной и талонов отправителя, а также образецталона отправителя.
19. Перевозки грузов на коммерческой основе, выполняемые по заказамграждан, оформляются заказами-квитанциями на перевозку грузов по форме, приведеннойв Правилах перевозки грузов населения (раздел XXV Правил).
20. При введении новых систем безбумажной технологии документооборота(электронной накладной, цифровых тахографов и др.) порядок оформления транспортно-сопроводительныхдокументов на перевозку грузов устанавливается дополнительно с учетом поэтапногоперехода к этим системам, согласованного с заинтересованными участниками транспортногопроцесса.
21. Дополнительно к указанным выше основным транспортно — сопроводительнымдокументам при перевозках отдельных видов грузов (опасных, скоропортящихся, тяжеловесныхи крупногабаритных) оформляются и другие необходимые документы.
22. При выполнении автомобильных перевозок грузов производитсяобязательное и добровольное страхование в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
Обязательное страхование осуществляется в части, касающейся гражданскойответственности владельцев грузовых автотранспортных средств за вред, причиненныйв результате дорожно-транспортных происшествий жизни или здоровью граждан, их имуществу,либо имуществу юридических лиц.
23. При добровольном страховании транспортных рисков, в том числестраховании ответственности за хищение, утрату, порчу и повреждение грузов при перевозкеи временном хранении, страховании фрахта, дополнительном страховании ответственностиза повреждение, уничтожение, угон транспортного средства и др. страхователь (перевозчик,экспедитор или грузовладелец) заключает со страховщиком договор страхования в письменномвиде на приемлемых для страхователя условиях страховщика.
Перевозка грузов по железным дорогам.
один из самых распространенных видовперевозок в РФ. Железнодорожные перевозки осуществляются в соответствии с заявкамина перевозку грузов, которые предоставляются грузоотправителями в управление железныхдорог.
Грузоотправители и железная дорога прирегулярном осуществлении перевозок грузов могут заключать долгосрочные договорыоб организации перевозок.
В договорах об организации перевозокопределяются:
1) объемы перевозок;
2) сроки и условия предоставлениятранспортных средств и предъявления грузов для перевозок;
3) порядок расчетов;
4) иные условия организации перевозок.В соответствии с договорами железнодорожной перевозки
грузов, железные дороги обязуются вустановленные сроки принимать грузы в обусловленном объеме, грузоотправители обязуютсяпредъявить их для перевозок.
При подготовке к принятию груза железнаядорога обязана подать к погрузке вагоны в следующем состоянии:
1) исправные;
2) очищенные внутри и снаружи;
3) в необходимых случаях промытыеи продезинфицированные;
4) годные для перевозки конкретныхгрузов;
5) контейнеры со снятыми приспособлениямидля крепления, за исключением несъемных.
Пригодность в коммерческом отношениивагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодноедля перевозки конкретных грузов, а также отсутствие внутри них постороннего запаха,других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние груза при погрузке, выгрузкеи в пути следования; особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров(ст.20 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожноготранспорта Российской Федерации»)) для перевозки конкретных грузов определяетсягрузоотправителями.
О времени подачи вагонов, контейнеровпод погрузку, осуществляемую грузоотправителями, работники железнодорожных станцийуведомляют грузоотправителей не позднее, чем за 2 ч до подачи вагонов, контейнеровпод погрузку. Грузоотправители вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодныхдля перевозки конкретных грузов, и железная дорога обязана подать взамен указанныхвагонов, контейнеров ис-правные, пригодные для перевозки таких грузов вагоны, контейнеры(ст.20 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»).
Грузоотправитель обязан:
1) подготовить грузы для перевозок так,чтобы обеспечить безопасность движения, сохранность грузов, вагонов, контейнеров;
2) представить на каждую отправку грузатранспортную железнодорожную накладную и другие документы.
Загруженные вагоны, контейнеры должныбыть опломбированы железными дорогами, если грузы погружены железными дорогами,или грузоотправителями, если грузы погружены грузоотправителями. Крытые вагоны,контейнеры при перевозках в них грузов для личных нужд должны быть опломбированыжелезными дорогами или транспортно-экспедиторскими организациями по усмотрению иза счет грузоотправителей (ст.28 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»).
При прибытии груза к месту назначенияустановлены правила выдачи груза грузополучателю:
1) железная дорога обязана уведомитьгрузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 ч дня, следующегоза днем прибытия грузов (ст.34 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»);груз выдается на железнодорожной станции назначения грузополучателю после внесенияим платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей (ст.35ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»); подпись грузополучателя вдорожной ведомости является непосредственным подтверждением выдачи груза;
2) в случае уклонения грузополучателяот внесения платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежейжелезная дорога вправе удерживать груз с уведомлением в письменной форме об этомгрузоотправителя, который обязан в течение 4 суток после получения такого уведомленияраспорядиться грузом (ст.35 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»);
3) если в течение указанного срокагрузополучатель не примет соответствующие меры по внесению платы за перевозку грузаи иных причитающихся железной дороге платежей и грузоотправитель не распорядитсягрузом, железная дорога имеет право, если иное не предусмотрено договором перевозки,реализовать удерживаемый груз, за исключением груза, изъятого из оборота, и груза,реализация которого запрещена (ст.35 ФЗ «Устав железнодорожного транспортаРФ»);
4) после выгрузки грузов вагоны,контейнеры должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты при-с-пособлениядля крепления, за исключением несъемных, а также должны быть приведены в исправноетехническое состояние (ст.44 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»).Грузоперевозчик несет ответственность за несохранность груза, произошедшую послепринятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, еслине докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств,которые грузоперевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело(ст.95 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»). Ущерб, причиненныйпри перевозке груза, возмещается перевозчиком:
1) в случае утраты или недостачигруза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
2) в случае повреждения груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановленияповрежденного груза — в размере его стоимости;
в случае утраты груза, сданного к перевозкес объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа(ст.96 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»). До предъявления к перевозчикуиска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии (ст.120ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»). Иск к перевозчику может бытьпредъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичногоотказа удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневныйсрок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза железнодорожнымтранспортом, устанавливается в 1 год с момента, определяемого Уставом железнодорожноготранспорта.
3. Конвенция о международной дорожной перевозки грузов 1956г.
Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильнымтранспортом (КДПГ) была принята 19 мая 1956 г. в Женеве. Вступила в действие с 2июля 1961 года. Имеет статус Конвенции ООН. Призвана регулировать отношения, возникающиев процессе перевозки международных торговых грузов автомобильным транспортом.
Официальное название Конвенции:
на английском языке — Convention on the Contractfor the International Carriage of Goods by Road;
на французском языке — Convention relative aucontrat de transport international de marchandises par route.
Официальное сокращенное название конвенции CMR (аббревиатураназвания конвенции на французском языке)
Участниками конвенции являются 55 государств (практически всеевропейские государства и новые независимые государства — бывшие республики СССР),в том числе Российская Федерация с 2 сентября 1983 г.
Конвенция применяется к любому возмездному договору о перевозкегрузов автотранспортом, когда места принятия к перевозке и доставки груза, указанныев договоре, находятся в разных странах, из которых по крайней мере одна являетсяучастницей Конвенции.
КДПГ предусматривает, что договор перевозки груза автотранспортомдолжен быть подтверждён накладной на перевозку груза. Накладная КДПГ выдаётся втрёх экземплярах: первый экземпляр вручается отправителю, второй-прилагается к товарам,третий — остаётся у перевозчика. Накладная не является оборотным и товарораспорядительнымдокументом.
Конвенция также определяет ответственность перевозчика, срокипредъявления требований и уведомлений.
4. CMR-накладная (автотранспортнаянакладная).
документ, предназначенный для перевозки грузов. Регулирует отношениямежду участниками перевозки грузов: перевозчиком, отправителем и получателем груза.Данный документ подтверждает оформление договора перевозки груза. Транспортная накладнаясопровождает груз на пути его следования от пункта приёма груза к перевозке до пунктаполучения груза. Документ выдаётся грузоотправителю, перевозчику и, в зависимостиот правил перевозки, передаётся грузополучателю вместе с грузом в пункте его назначения.Транспортная накладная содержит данные, относящиеся к перевозимому грузу (наименованиегруза, число мест, вес, маркировка, время приёма груза к перевозке и прибытия егов пункт назначения и др.). Транспортная накладная имеет большое значение для доказательствафакта заключения договора перевозки, его условий. Транспортная накладная обязательнапри предъявлении претензий и исков к перевозчику, грузоотправителю или грузополучателюпо поводу возможных требований и претензий (недостача груза, порча (разрушение) или повреждение груза, задержка доставки, задержка выдачи и др.).
Вопрос № 3
«Защита прав предпринимателей и коммерческих организацийпри проведении проверок государственными органами (ФЗ от 26.02.2008 №294 (ред. От26.04.2010)» О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателейпри осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля""
Ответ:
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организациии осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защитыправ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственногоконтроля (надзора), муниципального контроля.
Настоящим Федеральным законом устанавливаются:
1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц,индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственногоконтроля (надзора), муниципального контроля;
2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществлениегосударственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации ипроведении проверок;
3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществлениегосударственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лицпри проведении проверок;
4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателейпри осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля,меры по защите их прав и законных интересов.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующиеосновные понятия:
1) государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченныхорганов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение,выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и инымидолжностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями(далее также — юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленныхнастоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствиис ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иныминормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — обязательныетребования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальныхпредпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерациимер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельностьуказанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдениюза исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполненияобязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальнымипредпринимателями;
2) федеральный государственный контроль (надзор) — деятельностьфедеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственногоконтроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организациии осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельностиустанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерациив случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом;
3) региональный государственный контроль (надзор) — деятельностьорганов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществлениегосударственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации.Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора)устанавливается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительногооргана государственной власти) субъекта Российской Федерации с учетом требованийк организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующейсфере деятельности, определенных Правительством Российской Федерации, в случае,если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъектаРоссийской Федерации;
4) муниципальный контроль — деятельность органов местного самоуправления,уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образованияпроверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальнымипредпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядокорганизации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельностиустанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядокне предусмотрен законом субъекта Российской Федерации;
5) мероприятие по контролю — действия должностного лица или должностныхлиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроляи привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным закономпорядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрениюдокументов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемыхуказанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений,помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указаннымилицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектовпроизводственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведениюэкспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связивыявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленныхмуниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда;
6) проверка — совокупность проводимых органом государственногоконтроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридическоголица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствияосуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемыхими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиями требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;
7) эксперты, экспертные организации — граждане, имеющие специальныезнания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности,и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерациипорядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которыепривлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципальногоконтроля к проведению мероприятий по контролю;
8) уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности- документ, который представляется зарегистрированными в установленном законодательствомРоссийской Федерации порядке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателемв уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральныйорган исполнительной власти и посредством которого такое юридическое лицо, такойиндивидуальный предприниматель сообщают о начале осуществления отдельных видов предпринимательскойдеятельности и ее соответствии обязательным требованиям.
Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальныхпредпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципальногоконтроля являются:
1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществленияотдельных видов предпринимательской деятельности;
2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальныхпредпринимателей;
3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальныхпредпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальныхправовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственногоконтроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации иосуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правахи об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципальногоконтроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространениекоторой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственногоконтроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
5) недопустимость проводимых в отношении одного юридическоголица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственногоконтроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних итех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовымиактами;
6) недопустимость требования о получении юридическими лицами,индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемыхорганами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществленияустановленных настоящим Федеральным законом отдельных видов работ, услуг в случаепредставления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательскойдеятельности;
7) ответственность органов государственного контроля (надзора),органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательстваРоссийской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципальногоконтроля;
8) недопустимость взимания органами государственного контроля(надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателейплаты за проведение мероприятий по контролю;
9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимыхорганами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок,в том числе мероприятий по контролю;
10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительнойвласти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федеральногогосударственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществлениерегионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законови законов субъектов Российской Федерации.
Практические задания
Задача.
Администрация одного из овощных магазинов заключила с овощнойбазой договор о хранении 20 т картофеля, приобретенного магазином для реализации.Картофель был заложен на хранение в оборудованный подвал жилого дома, где так жехранилось 10 т картофеля, принадлежащего овощной базе. В результате значительногоподъема воды в реке Неве в период осенних наводнений картофель оказался залит водойи испорчен. Магазин потребовал от овощной базы передать ему 20 т картофеля из другогохранилища. Представитель овощной базы в арбитражном суде заявил, что поскольку заложенныйкартофель хранился в отдельном помещении, то он должен рассматриваться как индивидуально-определенноеимущество. Кроме того, он считал, что порча произошла в результате стихийного действия,т.е. непреодолимой силы, в силу чего овощная база должна быть освобождена от возмещенияущерба. В заседании была предъявлена справка о том, что имело место наводнение иподъем воды не превышал обычных для этого периода отметок.
Арбитражный суд отказал в удовлетворении исковых требований магазина.Законно ли решение арбитражного суда?
Ответ:
Считаю решение арбитражного суда не законным по следующим основаниям:
В соответствии с п.1 ст.891 Гражданского Кодекса РФ хранитель,а в данном случае овощная база должна принять все предусмотренные договором хранениямеры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. п.3 ст.891ГК РФ говорит о том, что если хранение осуществлялось безвозмездно, хранитель обязанзаботится о принятой на хранение вещи не менее чем о своих вещах. Из задания неясно какие меры были приняты овощной базой для сохранения переданного ей картофеля.А предъявленная на заседание справка о том, что имело место наводнение и подъемводы не превышал обычных для этого периода отметок дает повод полагать, что хранительнедобросовестно исполнял свои обязанности по договору хранения поскольку долженбыл предвидеть возможность наводнения в данный период.