Реферат по предмету "Государство и право"


Правовое регулирование отношений по взиманию налогов и сборов

Содержание
Введение
1. Понятие и предметналогового права
2. Правовое регулированиеотношений по взиманию налогов и сборов
3. Система налогового права
Заключение
Литература

Введение
Проводимые вРоссии экономические преобразования неразрывно связаны с налоговой реформой.Именно в налогах находит свое наиболее значимое выражение экономическаяполитика государства. Именно потому налоги стали предметом изучения иожесточенных дискуссий в самых широких слоях общества.
Налоги служатмеханизмом воздействия на общественное производство, его структуру, динамику.Налогами можно стимулировать, или наоборот, ограничить деловую активность и,следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности,можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободутоварному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного, региональных,местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономикучерез их расходную часть.
Налоги всегдабыли и остаются одним из важнейших инструментов осуществления экономическойполитики государства. Особенно наглядно это проявляется в период перехода откомандно-административных методов управления к рыночным отношениям, в условияхсузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономическиепроцессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулированияэкономики.
Вместе с темгосударство только в том случае может реально использовать налоги черезприсущие им функции, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу,основанная на понимании, как экономической необходимости существованияналоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретныхналогов.
В связи сэтим, знание налогового законодательства, порядка и условий егофункционирования, является непременным условием восприятия налоговой культурыкак обществом в целом, так и каждым его членом.
Налогиявляются одним из важнейших признаков государства. В любом обществе они служатматериальной основой исполнения общих дел по поддержанию порядка внутригосударства, реализации программ социально-экономического, культурного иполитического развития, содержанию управленческого аппарата и др.
В налогахотражаются отношения собственности, та сфера производственных отношений, гдесталкиваются и, так или иначе, разрешаются различные экономические интересы:государственные, коллективные и индивидуальные. Формирование концепциирациональной налоговой системы позволяет найти точку взаимного сочетания этихинтересов, сгладить антагонизм между ними.
Целью даннойконтрольной работы является изучение места и роли налогового права в системероссийского права.
В ходенаписания работы были поставлены следующие задачи:
– датьобщую характеристику налогового права, определить его предмет – те общественныеотношения, которые оно регулирует;
– выявитьособенности действующего российского налогового права;
– изучить основные источники налоговогоправа – федеральноеналоговое законодательство; региональное налоговое законодательство; муниципальныеналоговые акты;
– дать понятие системы налогового права,которая состоит из общей и особенной части;
– выяснить,что представляет собой налоговая система Российской Федерации: дать определениеналога и сбора, определить круг налогоплательщиков, основные элементыналогообложения, перечислить виды налогов и сборов (федеральные, региональные и местные)установленные Налоговым Кодексом РФ.

1. Понятиеи предмет налогового права
Вопрос оместе налогового права в отечественной системе права в настоящее время являетсядискуссионным. Определение места налогового права в системе российского права –это не только теоретическая проблема. Она имеет большое практическое значение,так как от правильного ее разрешения зависит полнота правового регулированияналогообложения, его законность и справедливость, защита прав и законныхинтересов налогоплательщиков, а это фактически все трудоспособное населениестраны.
Некоторыеавторы выделяют налоговое право в самостоятельную отрасль права, основываясь наобособленности предмета и метода правового регулирования. Налоговые отношениясвоеобразны, их удельный вес в системе финансового права достаточно велик. Внастоящий момент налоговое право уже включает в себя общие и особенные институционныенормы и принципы, систему правового регулирования организации и деятельностиналоговых органов и иных государственных органов, стройную систему законодательныхактов во главе с НК РФ.
Другие ученые,рассматривая налоговое право в качестве финансово-правого института, включаютего в раздел финансового права, посвященный регулированию государственныхдоходов. Они определяют налоговое право как подотрасль финансового права сосвоей системой правовых норм (институтов), регулирующих общественные отношенияпо установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения, возникающие впроцессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц кответственности за совершение налогового правонарушения.
Как известно,основным вопросом при определении любой отрасли права является выявление кругаобщественных отношений, составляющих предмет ее регулирования.
Налоговоеправо представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, котораярегулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т.е. отношения,возникающие в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей,организацией и функционированием системы органов налогового регулирования иналогового контроля на всех уровнях государственной власти и местногосамоуправления[1].
Налоговоеправо фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач,функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательствомРоссийской Федерации на субъектов исполнительной власти, действующих в рамкахразделения властей. Поэтому налоговое право отчетливо выражает все особенности,присущие управленческой финансовой деятельности государства, являясь по своемуюридическому назначению управленческим правом (или – правом налоговогоуправления).
Налоговоеправо оказывает регулятивное воздействие на налоговые общественные отношения,придавая им тем самым упорядоченный, т.е. соответствующий интересам государстваи общества, характер. В центре внимания налогового права находятся общественныеотношения, которые непосредственно возникают в связи с практической реализациейзадач и функций налогообложения.
Налоговоеправо регулирует отношения, которые складываются по поводу осуществлениясоответствующими субъектами исполнительной власти возложенных на них налоговыхфункций, т.е. практически реализующих принадлежащие им юридически-властныеналоговые полномочия. Без этих полномочий налоговый орган не может выступать вроли субъекта исполнительной власти.
Ориентируясьна действующее налоговое законодательство, можно выделить несколько типовотношений, регулируемых налоговым правом:
– отношениямежду субъектами государственной власти, находящимися на различных уровнях, ивыступающими носителями полномочий по реализации совместной компетенцииФедерации и ее субъектов в области налогообложения;
– отношениямежду государственными органами налогового регулирования и контроля иналогоплательщиками при определении экономической эффективности налогооблагаемойбазы по конкретному виду налога;
– отношениямежду различными видами налогоплательщиков и органами налогового регулированияи контроля при реализации прав и обязанностей этих участников налоговыхправоотношений;
– отношениямежду налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля,связанные с определением сроков, места, источника получения доходов и др.
Действующееналоговое право имеет ряд особенностей:
1)Налогообложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц) является приоритетнымнаправлением по налоговым изъятиям.
2) Достаточновысокий удельный вес (по сравнению с зарубежными странами) доли косвенныхналогов и относительно более низкий – прямых.
3) Широкийперечень разнообразных льгот, установленных законодательством и направленныхпреимущественно на стимулирование производства.
4)Установление жестких санкций за различные нарушения налоговогозаконодательства, включая меры финансовой, административной и уголовнойответственности.
5)Обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственнойдеятельности на учет в налоговых органах с правом открытия расчетного счета вбанках только после регистрации в налоговых органах.
6)Первоочередность направления средств, имеющихся у предприятий на счетах, науплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия.
7)Возможность для налогоплательщиков получения по их просьбе отсрочек и рассрочекплатежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если ихприменение может привести к банкротству и прекращению дальнейшейпроизводственной деятельности налогоплательщика.
2. Правовое регулированиеотношений по взиманию налогов и сборов
Состав налогового законодательства включает:
1) федеральное налоговое законодательство;
2) региональное налоговое законодательство;
3) муниципальные налоговые акты.
Федеральноеналоговое законодательство состоит из Налогового кодекса Российской Федерации ипринятых в соответствии с ним федеральных законов, например, Закона РФ «Оналоговых органах в Российской Федерации», а также норм, содержащихся в рядеиных федеральных законов: «О соглашениях о разделе продукции», «О закрытыхадминистративно-территориальных образованиях» и др.
НалоговыйКодекс РФ занимает особое место в системе налогового законодательства. Вчастности, только им могут устанавливаться виды налогов и сборов, взимаемых вРФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполненияобязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения вдействие и прекращение действия ранее введенных налогов и сборов РФ и местныхналогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов идругих участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля;ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалованияактов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (п. 2 ст. 1НК).
Региональноеналоговое законодательство включает в себя законы субъектов РФ. Налоговаякомпетенция субъектов РФ ограничена. Они уполномочены устанавливатьрегиональные налоги, вводить указанные налоги на территории субъекта РФ иопределять некоторые элементы налогообложения (налоговые ставки и налоговыельготы в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а такжеформы отчетности по региональным налогам).
Муниципальныеналоговые акты складываются из актов представительного органа местногосамоуправления, которыми устанавливаются и вводятся местные налоги и сборы.Налоговая компетенция местного самоуправления тоже ограничена, налоговые актымогут регулировать лишь налоговые ставки местных налогов и сборов в пределах,установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетностипо местным налогам.
Такимобразом, налоговое законодательство РФ состоит исключительно из актовпредставительных органов власти.
Акты органовисполнительной власти (Правительство РФ, органов исполнительной власти субъектовРФ, органов местного самоуправления) по вопросам налогообложения не включаютсяв состав налогового законодательства.
НалоговыйКодекс РФ устанавливает, что Правительство РФ, федеральные органыисполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов исборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ,исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательствомо налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные актыпо вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменятьили дополнять законодательство о налогах и сборах[2].
Актызаконодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истеченииодного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числаочередного налогового периода по соответствующему налогу.
3. Системаналогового права
Налоговоеправо как отрасль права входит в единую систему российского права, и в своюочередь само представляет собой систему последовательно расположенных ивзаимоувязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач,предмета регулирования, принципов и методов такого регулирования.
Нормыналогового права группируются в две части – Общую и Особенную.
Общая частьналогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налоговогоправа, систему и виды налогов и сборов Российской Федерации, права иобязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом, основаниявозникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов, порядокее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговойотчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты правналогоплательщиков.
Общая частьналогового права представлена частью первой НК РФ, Законом РФ от 21марта 1991 г. №943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (вред. от 29 июня 2004 г.) и иными актами законодательства о налогах исборах.
В частипервой НК РФ систематизированы общие нормы налогового законодательства,регулирующие вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведениюРоссийской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Часть перваяНК РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплекснозакрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществленииналогообложения в России.
Рассмотрим основныепонятия налогового права, закрепленные в нормах части первой НалоговогоКодекса РФ.
Налоговый КодексРФ дает определения налога и сбора.
Под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый сорганизаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правесобственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежныхсредств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)муниципальных образований.
Под сборомпонимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц,уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиковсборов государственными органами, органами местного самоуправления, инымиуполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)[3].
Данные в ст. 8НК РФ определения налога и сбора заключают в себе следующие отличия.
Налогипоступают в пользу субъектов публичной власти – органов государственной властии местного самоуправления и носят индивидуально безвозмездный характер. Добровольные или принятыена договорной основе денежные взносы к налогам не относятся.
Уплата сбораявляется одним из условий совершения государственными органами, инымиуполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимыхдействий в интересах плательщиков сборов, поэтому главной особенностью сбораявляется его индивидуальная возмездность. Как правило, поступления сборовобеспечивают покрытие расходов соответствующих органов при выполнении ими необходимыхдействий в пользу плательщика сбора[4].
Согласнообщим условиям установления налогов и сборов налог считается установленным лишьв том случае, когда определены налогоплательщики. К налогоплательщикамотносятся, в частности:
1)организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательствомРФ, а также иностранные юридические лица;
2) обособленноеподразделение организации – оно может образовываться в форме представительстваи филиала;
3) физическиелица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
4) физическиелица – налоговые резиденты РФ, – т.е. физические лица, фактические находящиесяна территории РФ не менее 183 дней в календарном году;
5)индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные вустановленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившиеадвокатские кабинеты.
Также должныбыть определены элементы налогообложения:
1) объектналогообложения – им могут являться операции по реализации товаров (работ,услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо инойобъект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, сналичием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновениеобязанности по уплате налога;
2) налоговаябаза – представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристикиобъекта налогообложения;
3)налоговыйпериод – под ним понимается календарный год или иной период времениприменительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговаябаза и исчисляется сумма налога
4) налоговаяставка – представляет собой величину налоговых начислений на единицуизмерения налоговой базы;
5) порядокисчисления налога;
6) порядоки сроки уплаты налога.
Причемналогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате заналоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Занеисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики могут бытьпривлечены к административной (включая налоговую) и уголовной ответственности.
В первойчасти Налогового Кодекса РФ дан перечень налогов и сборов.
В РоссийскойФедерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные,региональные и местные.
1) Федеральныминалогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ иобязательны к уплате на всей территории РФ.
К нимотносятся:
– налогна добавленную стоимость;
– акцизы;
– налогна доходы физических лиц;
– единыйсоциальный налог;
– налогна прибыль организаций;
– налогна добычу полезных ископаемых;
– водныйналог;
– сборыза пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологическихресурсов;
– государственнаяпошлина.
2) Региональныминалогами и сборами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законамисубъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующихсубъектов РФ. К региональным налогам и сборам относятся:
– налогна имущество организаций;
– налогна игорный бизнес;
– транспортныйналог.
3)Местными налогами и сборами признаются налоги, которые устанавливаются НКРФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальныхобразований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующихмуниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ. К ним относятся:
– земельныйналог;
– налогна имущество физических лиц.
Следуетотметить, что в перечне налогов и сборов отсутствуют патентные пошлины,таможенные пошлины, сборы за регистрацию баз данных ЭВМ, портовые сборы и др.,также обладающие признаками обязательности и совершения, ответных юридическизначимых действий со стороны государственных органов.
Федеральные,региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ. Не могутустанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренныеналоговым кодексом.
Налоговымкодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, которыемогут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ,определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения вдействие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Можетприменяться и иная классификация налогов и сборов. Например, по экономическимкатегориям, выделяются:
– налогина потребление (НДС, акцизы);
– налогина труд (налогна доходы физических лиц, социальные налоги);
– налогина капитал (налог на прибыль, налоги на имущество, налог на добычу полезныхископаемых).
В зависимостиот методов взимания налоги классифицируются на прямые и косвенные.
Прямыеналоги обращенынепосредственно к налогоплательщику – его доходам, имуществу, другим объектамналогообложения. При прямом налогообложении юридический и фактическийналогоплательщики совпадают. К прямым относится, например, налог нанаследование или дарение.
Косвенныеналоги включаютсяв цену товара и тем самым оплачиваются за счет покупателя. При косвенномналогообложении юридический и фактический налогоплательщики не совпадают(акцизы).
Делениеналогов на прямые и косвенные связано с теорией переложения налогов, обосновывающейособенности распределения налогового бремени и предполагающей, что косвенныеналоги полностью перекладываются на потребителя через цену товара (работы,услуги), а бремя прямых налогов лежит на производителе (продавце) и эти налогине оказывают влияния на цену.
Однако было,замечено, что полностью перелагаемые или не перелагаемые налоги не существуют.Косвенные налоги не полностью переносятся на потребителя в связи с изменениемцен на факторы производства, не эластичностью спроса, уклонением от уплатыналогов и другим причинам. В то же время прямые налоги могут частичноперекладываться как на потребителей товаров налогоплательщика, так и напродавцов сырья и материалов.[5]
Различаютсятакже текущие (налог на доходы физических лиц) и разовые (государственнаяпошлина) налоги; общие (налог на прибыль организаций) и целевые (платаза пользование водными объектами) налоги; зависимые (налог на прибыльорганизаций) и самостоятельные (транспортный) налоги.
Все вышеперечисленное:совокупность налогов, сборов и платежей; законодательная база (система законов,указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления иуплаты налогов в бюджеты разных уровней) представляют собой налоговуюсистему Российской Федерации.
Кроме того, вналоговую систему РФ входит совокупность государственных институтов,обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрированиеналогов, контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.
Государственнымиинститутами, обеспечивающим администрирование и контроль за правильностьюуплаты налогов и сборов являются финансовые, налоговые, таможенные органы иорганы внутренних дел. Налоговые органы представляют собой единую централизованнуюсистему, которая состоит из Федеральной налоговой службы РФ, инспекцийФедеральной налоговой службы субъектов РФ и муниципальных образований.
Налоговыйконтроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своейкомпетенции посредством налоговых проверок, получения объясненийналогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данныхучета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечениядохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексомРФ.
Особеннаячасть налогового права представляет собой совокупность правовых норм частивторой НК РФ, иных законов и подзаконных актов о налогах и сборах,регулирующих правовой режим налогообложения конкретными видами налогов.
 
 

Заключение
Налоговоеправо – это отрасль правовой системы Российской Федерации регулирующаяобщественные отношения в сфере налогообложения, т.е. отношения, возникающие всвязи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организациейи функционированием системы органов налогового регулирования и налоговогоконтроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.
Правовоерегулирование отношений по взиманию налогов и сборов осуществляется НалоговымКодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами (федеральноезаконодательство), законами субъектов РФ (региональное законодательство) и актамипредставительного органа местного самоуправления (муниципальные налоговыеакты).
Налоговоеправо представляет собой систему последовательно расположенных ивзаимоувязанных правовых норм, которые группируются в две части – общую и особенную.
Общая частьналогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налоговогоправа, систему и виды налогов и сборов РФ, права и обязанности участников налоговыхотношений, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей поуплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядокосуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы ипорядок защиты прав налогоплательщиков.
Особеннаячасть налогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок взиманияотдельных видов налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов, налога надоходы физических лиц и др.).

Литература
1. Налоговый КодексРоссийской Федерации.
2. Алиев Б.Х. Налогии налогообложение: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 416 с.
3. Лыкова Л.Н. Налогии налогообложение в России: Учебник для вузов. – М.: Дело, 2004. – 400 с.
4. Козыренко А.Н. Системаналогов и сборов России: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 264 с.
5. Косолапов А.И. Налогии налогообложение: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация«Дашков и К», 2005. – 872 с.
6. Нешитой А.С. Финансы:Учебник. – М.: Изд. торг. корпорация «Дашков и К», 2005. – 512 с.
7. Перов А.В. Налогии налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 635 с.
8. Тихомиров Ю.А. Введениев российское право. – М.: ООО «Городец – издат», 2003. – 656 с.
9. Финансы: Учебник длявузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 607 с.
10. Финансовое право: Учебник/ Под ред. Е.Ю. Грачева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 536 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.