Реферат по предмету "Государство и право"


Правовое регулирование использования и охраны водных ресурсов

СОДЕРЖАНИЕ
1. Экологическаяэкспертиза контроль
2. Правовое регулированиеиспользования и охраны водных ресурсов    
3. Задача
Список использованныхисточников

1. Экологическаяэкспертиза контроль
Экологическая экспертизапроводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и инойдеятельности требованиям в области охраны окружающей среды. В РеспубликеБеларусь проводятся государственная экологическая экспертиза и общественнаяэкологическая экспертиза.
Государственнаяэкологическая экспертиза организуется и проводится Министерством природныхресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальнымиорганами. Порядок проведения государственной экологической экспертизыустанавливается законодательством Республики Беларусь о государственной экологическойэкспертизе[1].
Общественнаяэкологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе общественныхобъединений и граждан независимыми специалистами, которые в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь, вправе получать отзаказчика (инициатора планируемой хозяйственной и иной деятельности)документацию, подлежащую общественной экологической экспертизе, в том числематериалы по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной ииной деятельности, а также иные материалы, необходимые для проведенияобщественной экологической экспертизы. Заключение общественной экологическойэкспертизы может направляться в органы, которые проводят государственнуюэкологическую экспертизу, местные исполнительные и распорядительные органы, атакже иным заинтересованным лицам и носит рекомендательный характер. Финансированиеобщественной экологической экспертизы производится за счет средств ееинициаторов — общественных объединений и (или) граждан.
В целях обеспечениявзаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки ипрогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных иантропогенных факторов, получения и предоставления полной, достоверной исвоевременной информации о состоянии окружающей среды и воздействии на неесоздается Национальная система мониторинга окружающей среды в РеспубликеБеларусь. Ведение Национальной системы мониторинга окружающей среды вРеспублике Беларусь осуществляется в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь. Координацию ведения Национальной системы мониторинга окружающейсреды в Республике Беларусь осуществляет Министерство природных ресурсов иохраны окружающей среды Республики Беларусь.
Контроль в области охраныокружающей среды проводится в целях обеспечения республиканскими органамигосударственного управления, местными исполнительными и распорядительнымиорганами, юридическими лицами и гражданами исполнения законодательстваРеспублики Беларусь в области охраны окружающей среды, соблюдения требований вобласти охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.Контроль в области охраны окружающей среды может быть государственным,ведомственным, производственным и общественным.
Государственный контрольв области охраны окружающей среды включает контроль за использованием и охранойземель (включая почвы), недр, поверхностных и подземных вод, атмосферноговоздуха, озонового слоя, лесов, объектов растительного и животного мира, особоохраняемых природных территорий, типичных и редких природных ландшафтов,климата, а также за обращением с отходами. Государственный контроль в областиохраны окружающей среды осуществляется Министерством природных ресурсов иохраны окружающей среды Республики Беларусь, иными специально уполномоченнымиреспубликанскими органами государственного управления, их территориальнымиорганами, местными Советами депутатов и исполнительными и распорядительнымиорганами в пределах их компетенции. Перечень должностных лиц Министерстваприродных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и еготерриториальных органов, имеющих право осуществлять государственный контроль вобласти охраны окружающей среды, устанавливается Советом Министров РеспубликиБеларусь. Права и обязанности должностных лиц специально уполномоченных республиканскихорганов государственного управления и их территориальных органов, местныхисполнительных и распорядительных органов, осуществляющих государственныйконтроль в области охраны окружающей среды, устанавливаются законодательствомРеспублики Беларусь. Порядок осуществления государственного контроля в областиохраны окружающей среды устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Должностные лицаМинистерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь иего территориальных органов, осуществляющие государственный контроль в областиохраны окружающей среды, в пределах своей компетенции имеют право: вносить всоответствующие государственные органы предложения по вопросамсовершенствования законодательства Республики Беларусь об охране окружающейсреды, а также по проектам прогнозов социально-экономического развитиятерриторий, комплексных программ рационального использования природных ресурсови охраны окружающей среды; составлять по результатам проверок акты, выдавать впределах предоставленных им прав обязательные для выполнения предписания поустранению выявленных недостатков; в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь составлять протоколы об административных правонарушениях,получать объяснения от лиц, привлекаемых к административной ответственности поповоду нарушения ими законодательства Республики Беларусь об охране окружающейсреды, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагатьадминистративные взыскания за нарушение законодательства Республики Беларусь обохране окружающей среды; вносить на рассмотрение государственных органов,организаций предложения по вопросам охраны окружающей среды и рациональногоиспользования природных ресурсов и представлять по ним заключения; вносить в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь, предложения о приостановлениипроектирования или строительства производственных объектов, а также обограничении или приостановлении хозяйственной и иной деятельности юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей в случае невыполнения ими требований вобласти охраны окружающей среды и (или) предписаний должностных лиц,осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды; ограничиватьили приостанавливать работу отдельных производств, цехов и иных объектов, еслиих эксплуатация осуществляется с нарушением требований в области охраныокружающей среды, до устранения выявленных нарушений; вносить в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь, предложения оприостановлении или аннулировании специальных разрешений (лицензий) наосуществление отдельных видов хозяйственной и иной деятельности в органы,выдавшие их, если такая деятельность осуществляется с нарушением требований вобласти охраны окружающей среды; получать безвозмездно от юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей сведения и документы, необходимые дляосуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды; беспрепятственнопосещать в любое время суток и без предварительного уведомления (при наличиислужебного удостоверения) предприятия и иные объекты юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей, а также военные и иные специальные объекты впорядке, установленном законодательством Республики Беларусь, для осуществлениягосударственного контроля в области охраны окружающей среды; вызывать граждандля рассмотрения материалов по фактам нарушения законодательства РеспубликиБеларусь об охране окружающей среды; производить в случаях и порядке,предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, досмотр вещей; изыматьнезаконно добытые объекты растительного и животного мира и полученную из нихпродукцию, а также используемые при добыче этих объектов орудия; передавать вустановленном порядке материалы о проведенных проверках и иные документы всоответствующие государственные органы для решения вопроса о привлечении кответственности лиц, нарушивших законодательство Республики Беларусь об охранеокружающей среды; вносить нанимателям предложения о применении мер дисциплинарноговзыскания к работникам, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусьоб охране окружающей среды; в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь, доставлять в правоохранительные органы лиц, совершившихправонарушения в области охраны окружающей среды. За предотвращение, выявлениеи пресечение правонарушений в области охраны окружающей среды должностные лицаМинистерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь иего территориальных органов имеют право на материальное поощрение в порядке, установленномСоветом Министров Республики Беларусь.
ЗаконодательствомРеспублики Беларусь могут быть определены и иные права должностных лиц,осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды.
Должностные лицаМинистерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь иего территориальных органов, осуществляющие государственный контроль в областиохраны окружающей среды, обязаны: своевременно и в полной мере использоватьпредоставленные им полномочия по предотвращению, выявлению и пресечениюнарушений законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды; сохранятьгосударственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну; содействоватьповышению экологической культуры граждан; разъяснять гражданам требованиязаконодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды; исполнять иныеобязанности, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Должностные лицаМинистерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь иего территориальных органов, осуществляющие государственный контроль в областиохраны окружающей среды, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несутответственность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Действия (бездействие)должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыРеспублики Беларусь и его территориальных органов могут быть обжалованы ввышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу этого органа) и (или) в суд. Должностныелица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РеспубликиБеларусь и его территориальных органов, осуществляющие государственный контрольв области охраны окружающей среды, при исполнении служебных обязанностейявляются представителями государственной власти и находятся под защитойгосударства. Любое воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лицМинистерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь иего территориальных органов, осуществляющих государственный контроль в областиохраны окружающей среды, препятствующее исполнению ими служебных обязанностей,либо вмешательство в их деятельность запрещаются. Государственная защитадолжностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей средыРеспублики Беларусь и его территориальных органов осуществляется в соответствиис законодательством Республики Беларусь о государственной защите судей,должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и иными актамизаконодательства Республики Беларусь.
Должностные лицаМинистерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь иего территориальных органов, осуществляющие государственный контроль в областиохраны окружающей среды, имеют право на ношение форменной одежды со знакамиразличия, ношение и применение служебного оружия во время исполнения имислужебных обязанностей. Порядок выдачи форменной одежды и служебного оружия, атакже порядок ношения, применения и хранения служебного оружия устанавливаютсязаконодательством Республики Беларусь.
Ведомственный контроль вобласти охраны окружающей среды осуществляется органами государственногоуправления либо организациями в целях проверки соблюдения подчиненными имюридическими лицами законодательства Республики Беларусь об охране окружающейсреды, осуществления отраслевых программ и мероприятий по рациональномуиспользованию природных ресурсов и охране окружающей среды и выполнения предписанийМинистерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь ииных специально уполномоченных республиканских органов государственногоуправления. Порядок осуществления ведомственного контроля в области охраныокружающей среды устанавливается органами государственного управления либоорганизациями, выполняющими такой контроль в подведомственных им организациях,в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь об охранеокружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели приосуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредноевоздействие на окружающую среду, обязаны обеспечивать проведениепроизводственного контроля в области охраны окружающей среды в соответствии стребованиями, устанавливаемыми законодательством Республики Беларусь об охранеокружающей среды. Руководитель юридического лица, хозяйственная и иная деятельностькоторого оказывает вредное воздействие на окружающую среду, должен назначитьдолжностное лицо, ответственное за проведение производственного контроля вобласти охраны окружающей среды, а при необходимости создать подразделение,осуществляющее производственный контроль в области охраны окружающей среды. Порядокосуществления производственного контроля в области охраны окружающей средыустанавливается инструкцией, разработанной, согласованной и утвержденной юридическимлицом или индивидуальным предпринимателем в порядке, установленном Министерствомприродных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Общественный контроль вобласти охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждогогражданина на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушениязаконодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды. Общественныйконтроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными инспекторамиохраны природы, общественными объединениями, осуществляющими свою деятельностьв области охраны окружающей среды, а также гражданами в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь. Порядок осуществления контроляобщественными инспекторами охраны природы и их полномочия определяютсяМинистерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.Аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей средыявляется составной частью государственного, ведомственного, производственного иобщественного контроля. Аналитический контроль проводится в целях оценкиколичественных и качественных характеристик выбросов в атмосферный воздух исбросов в поверхностные и подземные воды загрязняющих веществ, а также определениязагрязнения земель (включая почвы) и состава отходов. Аналитический контроль,который проводится при осуществлении государственного контроля в области охраныокружающей среды, является государственным аналитическим контролем.Аналитический контроль, который проводится при осуществлении ведомственного илипроизводственного контроля в области охраны окружающей среды, являетсясоответственно ведомственным или производственным аналитическим контролем. Государственныйаналитический контроль осуществляется Министерством природных ресурсов и охраныокружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами. Отдельныефункции государственного аналитического контроля могут выполнять иные органыгосударственного управления в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь.
Ведомственныйаналитический контроль осуществляется министерствами, другими органамигосударственного управления, объединениями (учреждениями), подчиненными СоветуМинистров Республики Беларусь, за счет собственных средств и иных источниковфинансирования.
Производственныйаналитический контроль осуществляется юридическими лицами и индивидуальнымипредпринимателями самостоятельно за счет собственных средств и иных источниковфинансирования.

2. Правовоерегулирование использования и охраны водных
ресурсов
Государственноеуправление в области использования и охраны вод осуществляется в целяхобеспечения соблюдения юридическими и физическими лицами требований водногозаконодательства Республики Беларусь. Государственное управление в областииспользования и охраны вод осуществляют Президент Республики Беларусь, СоветМинистров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные ираспорядительные органы, республиканский орган государственного управления поприродным ресурсам и охране окружающей среды, а также его территориальныеорганы и иные специально уполномоченные на то органы государственного управленияв соответствии с законодательством Республики Беларусь[2].
Совет МинистровРеспублики Беларусь в области использования и охраны вод: обеспечиваетпроведение единой государственной политики в данной области; утверждаетгосударственные программы рационального использования и охраны вод и принимаетмеры по их реализации; утверждает лимиты водопользования по областям и городуМинску; руководит деятельностью органов государственного управления в областииспользования и охраны вод; определяет порядок осуществления государственногоконтроля за использованием и охраной вод, ведения государственного водногокадастра, выдачи разрешений на специальное водопользование, предоставленияводных объектов (их частей) в обособленное пользование, установления размеров играниц водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов и режима ведения вних хозяйственной деятельности; устанавливает границы округов санитарнойохраны, ограничительный режим в их пределах для месторождений лечебныхминеральных вод объектов республиканского значения; принимает меры дляпрекращения деятельности юридических лиц, не обеспечивающих выполнениятребований водного законодательства Республики Беларусь; осуществляетмежправительственное сотрудничество в данной области в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь, а также регулирует другие вопросы.
Местные Советы депутатов,исполнительные и распорядительные органы в области использования и охраны вод:разрабатывают и утверждают в пределах своих полномочий программы и мероприятияв области использования и охраны вод и принимают меры по их реализации;обеспечивают потребность населения в питьевой воде; принимают решения опредоставлении водных объектов в обособленное пользование; осуществляютгосударственный контроль за использованием и охраной вод в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь; утверждают лимитыводопользования в пределах своих полномочий; устанавливают по согласованию сорганами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающейсреды в пределах своих полномочий льготы по налогообложению и кредитованию дляюридических и физических лиц при внедрении ими малоотходных, безотходных,энерго- и ресурсосберегающих технологий, проведении других мероприятий, дающихзначительный эффект в области рационального использования и охраны вод;ограничивают, приостанавливают или запрещают в порядке, установленномзаконодательством Республики Беларусь, деятельность юридических и физическихлиц независимо от форм собственности, не обеспечивающих выполнения требованийводного законодательства Республики Беларусь; организовывают пропагандуэкологических знаний; изучают предложения общественных объединений, юридическихи физических лиц в данной области и принимают по ним соответствующие решения[3].
Республиканский органгосударственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды вобласти использования и охраны вод в пределах своей компетенции: проводитединую научно-техническую политику в данной области; организовывает разработкуи реализацию государственных программ рационального использования и охраны вод;осуществляет комплексное управление водоохранной деятельностью в республике;осуществляет государственный контроль за использованием и охраной вод и проводитгосударственную экологическую экспертизу; осуществляет совместно с другимиуполномоченными на то республиканскими органами государственного управлениямониторинг вод и ведет государственный учет вод и их использования игосударственный водный кадастр; утверждает совместно с органамигосударственного санитарного надзора нормативы качества воды и др.
Все воды (водные объекты)подлежат охране от загрязнения, засорения, истощения и других вредныхвоздействий, которые могут ухудшить условия водоснабжения, привести куменьшению рыбных и других запасов водного промысла, ухудшению условийсуществования диких животных, снижению плодородия земель и иным неблагоприятнымявлениям вследствие изменения физических, химических и биологическихпоказателей качества вод, снижения их способности к естественному очищению,нарушению гидрологического и гидрогеологического режимов.
/>Юридические и физические лица, деятельность которых влияет на состояниевод, обязаны проводить согласованные с органами государственного управления поприродным ресурсам и охране окружающей среды, органами государственногосанитарного надзора и иными заинтересованными органами государственногоуправления мероприятия, обеспечивающие охрану вод от загрязнения, засорения иистощения, улучшение состояния и режима вод, а также не допускать загрязнения изасорения вод нефтяными, химическими и иными продуктами и отходами производстваи потребления.
/>Отведение в водные объекты отходов производства и потребления запрещается.Отведение в водные объекты сточных и других вод допускается только ссоблюдением требований, предусмотренных законодательством. />Загрязнение и засорение поверхности водосборов иледяного покрова водных объектов отходами производства и потребления,отбросами, а также нефтяными, химическими и иными продуктами, которые могутповлечь ухудшение физических, химических и биологических показателей качествавод, запрещается. />Юридические и физическиелица, деятельность которых оказывает или может оказать вредное влияние насостояние подземных вод, обязаны принимать меры по предупреждению ипредотвращению загрязнения и истощения подземных вод, а также обустройствурежимной локальной сети наблюдательных скважин для контроля за состояниемподземных вод. Режим эксплуатации сооружений для забора подземных вод долженисключать преждевременное истощение запасов и обеспечивать сохранение природныхкачеств этих вод.
В случае вскрытияподземных водоносных горизонтов с водой питьевого качества юридические ифизические лица, проводящие буровые, горные и другие работы, связанные споиском, разведкой и эксплуатацией месторождений полезных ископаемых, должныпринять меры по охране подземных вод от загрязнения и сообщить об этом в установленномпорядке органам государственного управления по природным ресурсам и охранеокружающей среды, органам государственного управления по надзору за безопаснымведением работ в промышленности и атомной энергетике и органам государственногосанитарного надзора. В местах нахождения месторождений подземных вод, которыеиспользуются или могут быть использованы для водоснабжения и лечебных целей, недопускается устройство накопителей твердых и жидких отходов, полигонов твердыхбытовых и промышленных отходов, а также размещение кладбищ, скотомогильников истроительство других объектов, которые могут быть источником загрязнения этихвод[4].
Все скважины на воду, неподлежащие дальнейшему использованию, картировочные, поисковые и разведочныескважины на все виды полезных ископаемых, а также вертикальные и другиегорнопоисковые и эксплуатационные горные выработки, заброшенные колодцы должныбыть ликвидированы в установленном порядке. Самоизливающиеся скважины на водуподлежат оборудованию регулирующими устройствами, консервации или ликвидации впорядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Ликвидацию горныхвыработок и ликвидационный тампонаж скважин любого назначения осуществляюторганизации, выполняющие их проходку, а непригодных и заброшенныхэксплуатационных и наблюдательных скважин и выработок — организации, на балансекоторых они находятся. В случае невозможности установления собственниказаброшенных скважин и выработок их ликвидация осуществляется по решению местныхисполнительных и распорядительных органов государственными геологическимипредприятиями за счет местных бюджетов. Мероприятия по охране подземных вод,включая создание и эксплуатацию режимной локальной наблюдательной сети скважин,осуществляются за счет средств юридических и физических лиц, деятельностькоторых оказывает вредное влияние на состояние подземных вод.
/>Охрана родников (выходов подземных вод на поверхность) осуществляется впорядке, установленном для охраны малых рек. Родники, имеющие особуюприродоохранную, научную и (или) культурную и иную ценность, объявляютсяпамятниками природы республиканского или местного значения с установлениемрежима охраны, предусмотренного законодательством Республики Беларусь. Родникимогут использоваться в рекреационных, научных, лечебных, познавательных целях идля забора небольшого количества воды. Любая хозяйственная или инаядеятельность, способная привести к уничтожению, нанесению вреда, изменениюсохранившихся в естественном состоянии родников, не разрешается. Водноезаконодательство Республики Беларусь основывается на Конституции РеспубликиБеларусь и состоит из Водного кодекса Республики Беларусь и иных актов законодательстваРеспублики Беларусь.
Задачами водногозаконодательства Республики Беларусь являются регулирование отношений в областииспользования и охраны вод в целях удовлетворения потребностей в водныхресурсах юридических и физических лиц, в том числе иностранных, охраны вод отзагрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредноговоздействия вод, восстановления и улучшения состояния водных объектов.

3. Задача
Лесхоз обратился с искомк Васильеву, о возмещении ущерба за самовольную порубку самосева на площадяхпредназначенных под лесовосстановление. Рассмотрев иск, суд отказал в егоудовлетворении, сославшись на то, что срубленные деревья были самосевом. Истецобжаловал решение в областной суд. Какое решение должен вынести суд. Решениеобоснуйте.
 
Решение задачи
Статья 64 «Незаконнаяпорубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение или повреждениелесных культур и молодняка» Кодекса Республики Беларусь об административныхправонарушениях.
«Незаконная порубка иповреждение деревьев и кустарников либо уничтожение или повреждение лесныхкультур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а такжемолодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенныхпод лесовосстановление, -влечет наложение штрафа на граждан в размере от однойдо трех минимальных заработных плат и на должностных лиц — от трех до десятиминимальных заработных плат».
Таким образом, исходя изизложенной статьи, суд должен удовлетворить исковое заявление лесхоза.

Список использованныхисточников
1)       КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября1996 года. Минск «Беларусь» 1997г.
2)       Закон РеспубликиБеларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 года. №1982-ХII. Ведомости Верховного Совета РеспубликиБеларусь 1993г. №1.
3)       Желваков Э. Н.Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа«Интел-Синтез». 2000.
4)       Ерофеев Б. В.Экологическое право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.:Юрист. 2001.
5)       С.А. Балашенко,Д. М. Демичев. Экологическое право. Издание второе. Минск «УРАДЖАЙ». 2000. –398с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.