Реферат по предмету "Государство и право"


Правовое регулирование биржевой деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Курсовая работа
по дисциплине «Российское предпринимательское право»
Тема «Правовое регулирование биржевой деятельности»
Выполнила: студентка
Дата защиты Группа 571-1
Сидоренко О.О
Улан-Удэ, 2004

/>Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Биржевая торговля как основа биржевой деятельности
1.2 Функции биржи
1.3 Виды бирж
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ БИРЖЕВОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Анализ российскогозаконодательства регулирующего деятельность бирж
2.2 Пути совершенствованияроссийского законодательства регулирующего биржевую деятельность
Заключение
Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ
/>

Актуальность данной темыисследования неоспорима, поскольку биржи являются необходимым элементом врыночной инфраструктуре любого государства, стимулируют развитие рынка и несовершенствование биржевогозаконодательства может «затормозить» развитие экономики.
Как показывает мировойопыт для развития экономики любой страны необходимо уделить должное вниманиепроблемам связанным с правовым регулированием биржевой деятельности. Так как именно биржевые организацииобеспечивают справедливость и законность рыночных операций.
Ход развития российскойбиржевой деятельности делает насущной задачу коренного совершенствованиябиржевого законодательства. Наличие в течение многих десятилетий запрета наосуществление биржевой деятельности не могло не отразиться на качестве правовыхактов отечественного биржевого законодательства, ряд которых не всегдапоследователен и юридически безупречен. Негативное влияние на правовую ситуациюв данной области оказывает и отсутствие в России системного подхода к институтубиржевого права.
В теории права России90-х гг. выдвинута концепция биржевого законодательства переходного периода,сущность которой заключается в построении последнего как трехуровневой системы.Первый уровень — общесоюзный — закрепляет принципиальные положения, присущиевсем видам бирж. Второй — республиканский включает отдельные законы о товарной,валютной и фондовой биржах. Третий уровень представлен внутренними документамибиржевого саморегулирования.
Я исхожу из того, чтообъектом биржевой торговли являются имущественные отношения в области торговогооборота, следовательно, подлежат регулированию гражданским правом. КонституцияРоссийской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации совершенноопределенно относят гражданское законодательство к ведению Российской Федерации(ст.3 ГК РФ), следовательно, ни о каком республиканском уровне биржевогозаконодательства не может быть и речи. Иное положение затрудняло бытоварооборот и не соответствовало духу гражданского права. Что же касается документовбиржевого саморегулирования, к которым относятся уставы конкретных бирж,положения о комиссиях, отделах и других внутренних подразделениях биржи,правила биржевой торговли, формуляры унифицированных контрактов и т.п., тоследует отметить их немаловажное значение и соответствие принципу саморегуляциибиржевой деятельности.
Объектом исследованиякурсовой работы является круг теоретических и практических вопросов правовогорегулирования биржевой деятельности.
Предметом исследованиявыступает нормативно-правовые акты, регулирующие биржевую деятельность в Российской Федерации.
Целью данной работыявляется выявлениепробелов, существующих в российском законодательстве, по вопросу о правовомрегулировании биржевой деятельности и пути их устранения.
Достижение данной целиосуществлялось по средствам решения следующих основных задач: раскрытиесущности биржевой деятельности, анализа российского законодательства и путисовершенствования законодательства регулирующего биржевую деятельность вРоссийской Федерации.
Теоретической основойпроведенного исследования является работы таких ученых, как Галанов В.А., Грязнова А.Г.,Семилютина Н.П. и др.
При написании работыиспользовались некоторые общенаучные и частнонаучные методы познания:системный, логический, аналитический, сравнительно-правовой, статистический итехнико-юридический.

/>ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬБИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
1.1 Биржевая торговля как основабиржевой деятельности
Основой биржевой деятельности являетсябиржевая торговля. Возникновение биржевой торговли объясняется потребностямиразвития как производства, так и торговли. При этом торговлю следуетрассматривать в качестве связующего звена между производством и внешней средой.Она вобрала в себя черты как обычной рыночной, так и ярмарочной торговли, и организуетсяторговцами для облегчения самого процесса торговли, для выработки ее болееэффективного механизма, а в следствии для защиты интересов как продавцов, так ипокупателей от неблагоприятных изменений цен.
Биржевая торговля выросла из обычноголокального (местного) рынка и ярмарки, с самого своего зарождения,- этоорганизованная торговля, ибо ее специально создавала особая организация,получившая название биржи[1].
Биржевая торговля имеет дело с активами,относящимися либо к группе капиталов (например, ценные бумаги, валюта), либо кгруппе товаров (например, цветные металлы, сельскохозяйственные товары).Основная операция при биржевой торговле – это купля-продажа соответствующихактивов. Участники биржевой торговли могут проводить меду собой любые операциипо поводу купли – продажи биржевого актива.
В результате непосредственно биржеваяторговля сводится к купле – продажи биржевых активов биржевыми посредниками,однако это не означает, что она не имеет тесных взаимосвязей с другими видамирыночных операций, активов, рынков и их участников.
Такое понимание биржевой торговлиотражает ее специфику и отличая от других видов и форм торговли. Что жекасается связи со всеми другими атрибутами рыночных отношений, то они такжеестественны для биржевой торговли, как сама эта торговля есть необходимаясоставная часть рынка вообще.
Без биржевой торговли так же, как и безделения торговли товарами на оптовую и розничную, был бы невозможен прогресс врыночных отношениях. А в настоящее время вообще можно достаточно серьезноутверждать, что биржевая торговля – это главная форма торговли с точки зрениясвоих масштабов, объемов, участников. Но это совсем не означаетвторостепенности других организованных рынков, других товаров и услуг.
Торговля, осуществляемая на бирже, илибиржевая торговля, в отличае от любых других видов торговой деятельности имеетследующие основные черты:
1.  Приуроченность копределенному месту и времени, т.е. биржевая торговля проводится только в специальноотведенном для этого процесса месте и только в установленные часы работы биржи;
2.  Подчиненностьустановленным правилам биржевой торговли. Каждая биржа вырабатывает своиправила торговли на данной бирже и все участники биржевой торговли обязаны соблюдатьэти правила. Несоблюдение правил наказывается штрафами или исключением изчленов биржи;
3.  Публичность, т.е.биржевая торговля ведется в присутствии всех членов биржи или с их ведома;
4.  Гласность, т.е.результаты биржевой торговли являются открытыми для широкой публики, сведения оних поступают в общество через средства массовой информации;
5.  Регулируемость состороны государства и общественности; государство через свои законодательные инормативные акты устанавливает правила, в соответствии с которыми биржи строятсвою деятельность;
Концентрация спроса и предложения потоварам, реализуемым на бирже, ибо биржа – это самое подходящее место, гделегко можно найти покупателя на продаваемый товар или продавца необходимого вамтовара. На этой основе складываются представительные рыночные биржевые(рыночные) цены на товары.
Итак, понятие биржевой торговливключает то, что объединяет ее с другими формами торговли, и то, что отличаетее. Так на пример биржевая торговля отличается, от базарной наличием постоянногоместа для торговли; присутствует режим работы; наличием утверждаемых правилторговли ( такие правила отсутствуют при базарной и ярмарочной торговлях); товарпри заключении сделки отсутствует, а торги являются публичными и гласными этоотличает биржевую от всех других видов торговли[2].
1.2      Функции биржи
В функциях биржи отражаетсядеятельность, присущая только ей самой и которой не занимаются обычно любыедругие организации торговли.
Основные функции биржи являютсяследующие:
1. Организация биржевых собраний дляпроведения гласных публичных торгов, а именно:
— организация биржевой торговли;
— разработка правил биржевой торговли;
— материально-техническое обеспечение торгов;квалифицированный аппарат биржи.
Для организации торговли биржа должнарасполагать оборудованным «рыночным местом», позволяющее вмещать продавцов ипокупателей, ведущих открытый биржевой торг. Использовать современныеэлектронные средства связи.
Организация торговли требует от биржиразработки и строгого соблюдения норм и правил поведения участников торга взале.
Материально-техническое обеспечениеторгов включает оборудование биржевого зала, рабочих мест участников,компьютерное обеспечение всех процессов на бирже и т.д.
2. Другой функцией биржи являетсяразработка биржевых контрактов, которая включает:
— стандартизацию требований ккачественным характеристикам биржевых торгов;
— стандартизацию размеров партийтоваров;
— выработку единых требований красчетам по биржевым сделкам.
На основе требований предъявляемым кбиржевым товарам разрабатываются биржевые стандарты, которые учитываютсяпроизводителями и потребителями на товарных биржах, а также эмитентами иинвесторами на фондовых биржах. Ускорению оформления заключенных сделок способствуюттиповые биржевые контракты, которые разрабатываются биржами.
3. Разрешение споров по биржевымсделкам
В процессе торгов возможны случаивозникновения спорных ситуаций между участниками и нейтральным органом биржи(такие споры разрешает третейский суд или арбитраж).
4. Выявление и регулирование биржевыхцен.
Биржа участвует в формировании ирегулировании цен на все виды биржевых торгов. Биржевая цена устанавливается впроцессе ее котировки. Под котировкой понимаются фиксирование цен на бирже втечении каждого дня ее работы; регистрацию курса валюты или ценных бумаг; ценубиржевых товаров. Котирование цен – это регистрация биржевых цен по биржевымправилам с их последующей публикацией. Публикация цен служит ориентиром дляпродавцов и покупателей, помогает им выработать свою стратегию поведения наторгах.
5. Биржевое страхование (хеджирование)участников биржевой торговли от неблагоприятных для них колебания цен.
Выполняя задачу страхования биржа нестолько организует торговлю, сколько ее обслуживает. Биржа создает условия длятого, чтобы покупатели и продавцы наличного товара по своему желанию могли быодновременно принимать участи как клиенты и как участники.
6. Гарантирование выполнения сделокдостигается по средствам биржевых систем клиринга и расчетов. Для этого биржаиспользует систему безналичных расчетов путем зачета взаимных требований иобязательств участников торгов, а также организует их исполнение.
7. Информационная деятельность бирж.
Важнейшей функцией биржи является сбори регистрация биржевых цен с последующим их опубликованием.
1.3      Виды бирж
Изучение особенностей работы бирж, ихструктуры, состава органов управления помогает их классификация, т.е.объединение в определенные группы, соответственно выбранному признакуклассификации.
Под признаком классификации следуетпонимать характерные, отличительные особенности, присущие биржам, которыепозволяют объединить их в определенные группы. К признакам классификации биржотносятся:
1. вид биржевого товара;
2. принцип организации(роль государства в организации биржи);
3. правовое положение(статус бирж);
4. форма участияпосетителей в биржевых торгах;
5. номенклатура товаров,являющихся объектом биржевого торга;
6. место и роль в мировойторговле;
7. преобладающий видбиржевых сделок;
8. характер деятельности;
1. В мировой практике в зависимости отвида биржевого товара принято выделять товарные и товарно-сырьевые, фондовые,валютные биржи и биржи труда. Товарная биржа – организация с правомюридического лица, «формирующая оптовый рынок путем организации и регулированиябиржевой торговли, осуществляемой в сфере гласных публичных торгов, проводимыхв заранее определенном месте и в определенное время по установленным еюправилам»[3]. По мере формированиярынка ценных бумаг возникает необходимость в учреждении специальных органов,основной функцией которых является контроль и регулирование оборота ценныхбумаг, движение имущества и т.д. Так были созданы фондовые биржи. Фондоваябиржа представляет собой постоянно действующий регулируемый рынок ценных бумаг.Она создает возможности для мобилизации финансовых ресурсов и их использованияпри долгосрочном инвестировании государственных программ и долга.
Валютные биржи создаются дляорганизации и обслуживания рынка иностранной валюты. Они наиболее жесткоконтролируются со стороны государства (в лице Банка России) в отличие от другихвидов бирж. Мировой опыт показывает, что в дальнейшем торговля валютой вряд либудет обособлена от торговли ценными бумагами.
Основное количество бирж, возникших вРоссии пришлось на товарные и товарно-фондовые. Чисто фондовых и валютных биржпрактически не было. В первые годы деятельности в нашей стране отсутствовалозаконодательное разделение бирж на товарные, фондовые и валютные, поэтомутоварные биржи торговали как товарами, так и ценными бумагами, а фондовые –специализировались только на ценных бумагах. В настоящее время товарные биржиимеют право торговать ценными бумагами только при наличии специальногофондового отдела и соответствующей лицензии на торговлю ценными бумагами[4].
Смешанные товарно-фондовые биржипоявились как результат деятельности посредников, цель которых получить выгоду отодновременной работы на одном рынке одновременно как с товарами, так и сценными бумагами. Дальнейшее развитие рынка и усиление конкурентной борьбы вэкономике России потребует специализации бирж. Это будет результат развитиясамого рынка независимо от вмешательства государства в рыночные отношения.
2. По принципу организации (ролигосударства в создании бирж) различают два вида бирж:
2.1. публично-правовые (государственныебиржи);
2.2. частно-правовые (частные биржи);
Биржи, носящие публично0правовойхарактер, в России контролируются государством и создаются на основе Закона РФ«О биржах». Членом такой биржи может стать любой предприниматель данного районазанесенный в торговый реестр и имеющий определенный размер оборота. Лица, неявляющиеся членами биржи, также допускаются к совершению операций согласноприобретаемым ими разовым билетам.
Биржи, имеющие частно-правовойхарактер, доступны только узкому кругу лиц, входящих в биржевую корпорацию.Число членов таких бирж ограничено. Биржи такого вида являются паевымиобществами. Их уставной капитал делится на определенное количество паев(сертификатов). Каждый член биржи должен быть владельцем хотя бы одного пая (сертификата),который дает ему право заключать сделки в помещении биржи.
Многие экономисты относят российскиебиржи к частным торговым ассоциациям, которые руководствуются на руду софициальным законодательством собственными правилами самоуправления[5].
Биржи в России имели статуспублично-правового института, находящегося под контролем или в непосредственномведении специальных государственных органов управления. Это был результатнеразвитости торгово-посреднической деятельности и недостаток в крупных частныхкапиталах. В последнее время биржи создаются не как государственныеорганизации, занимающие определенное место в иерархии государственногоуправления, а как акционерные общества.
3. Созданные биржи в основномрегистрировались как акционерные общества или товарищества с ограниченнойответственностью. Это предоставляло учредителям биржи большую свободу приподготовке необходимых документов, позволяло заложить такой механизм управлениеи распределение прибыли, который устраивал бы их. Учредителей привлекало и то,что биржа в форме товарищества могла быть зарегистрирована в местных органахвласти[6]. Отдельные биржирегистрировались как частный индивидуальный предприятия.
4. По форме участия посетителей вторгах биржи могут быть открытыми и закрытыми. В торгах на открытых биржахучаствуют ее постоянные члены, выполняющие роль биржевых посредников, поэтомудоступ непосредственных покупателей и продавцов в биржевой зал закрыт. Длязакрытых бирж характерным признаком является наличие специализированной системыорганов сбора и до биржевой обработки заказов, т.е. существование периферийныхслужб бирж.
В торгах на открытых биржах, кромепостоянных членов и биржевых посредников, могут принимать участие и посетители.При этом открытые биржи бывают двух типов:
1. чисто («идеально») открытая биржа,на которой контрагентов не обязывают пользоваться услугами посредников. Их дажевообще может и не быть, так как на таких биржах обеспечивается свободный доступв биржевое кольцо продавцов и покупателей. Таким образом, чисто открытая биржахарактеризуется прямыми связями производителей и потребителей;
2. открытая биржа смешанного типа, накоторой непосредственно с продавцами и покупателями трудятся две группыпосредников (брокеры, работающие от имени и за счет клиента; дилеры,осуществляющие операции на бирже от своего имени и за свой счет).
В соответствии суставами большинство товарныхбирж в нашей стране являются закрытыми, хотя для увеличения биржевого оборотаиногда привлекаются к торгам и непосредственные клиенты путем (продавцы илипокупатели) наделения их статусом разового или постоянного посетителя длязаключения сделок. Степень открытости биржевого собрания непосредственносвязана с торговой стратегией, чаще всего открытость биржи используется в рекламныхцелях или для оживления торгов. К тому же открытость бирж можно объяснитьнеразвитостью биржевого механизма, позволяющего участвовать в торгахнепрофессиональным участникам биржевого рынка. Закрытый характер биржисоответствует самой ее концепции как организация (ассоциация) торгующих(посредников), создаваемой для обеспечение торговли и удовлетворения ихинтересов, а не для привлечения и инвестирования капитала. Поэтому для бирж,защищающих интересы торговли, закрытый характер более предпочтителен.
5. По номенклатуре товаров, являющихсяобъектом биржевого торга, они подразделяются на универсальные (общего типа) испециализированные.
На универсальных биржах ведутся торгипо широкому кругу разнообразных торгов.
Специализированные биржи имеютпотоварную специализацию или специализацию по групповым товарам. Специализациязаключается в том, что в акционеры привлекаются непосредственные производителитой или иной товарной группы. Преимуществами специализированных бирж является:снижение издержек торговли, ослабление диктата монополизированных производителей,выявление цены на которую могут ориентироваться, обработка биржевого стандарта,а затем фьючерсного контроля на продукт специализации биржи.
1. В зависимости от места и роли бирж вмировой торговле, выполняемых функций и ориентации на рынке их принято делитьна международные и национальные.
Международные биржи представляют собойособый вид постоянно действующего потового рынка, охватывающий несколькогосударств, на котором совершаются сделки купли-продажи на определенныебиржевые товары. Особенностью международных бирж является обеспечениесвободного перевода прибыли, получаемой по биржевым операциям, а такжезаключение спекулятивных сделок, которые дают возможность получения прибыли наразнице котировальных цен на биржах разных стран[7].
Национальные биржи действуют в пределаходного отдельно взятого государства, учитываются особенности развитияпроизводства обращения и потребления материальных ресурсов, присущие даннойстране. Валютный, налоговый и торговый режимы данного государства препятствуют проведениюарбитражных сделок и участию в биржевой торговле лиц и фирм – нерезидентовстраны место нахождения биржи.
7. В зависимости от сферы деятельностибиржи в нашей стране можно разделить на центральные (столичные), межрегиональныеи региональные (локальные).
Территориальное положение бирж в странедолжно соответствовать центрам торговых связей и транспортных путей.Межрегиональные биржи, как правило, объединяют районы производства ипотребления товаров. Большинство бирж в России следует отнести к локальным и лирегиональным.
8. по характеру операций мироваяпрактика биржевой торговли выделяет следующие виды бирж:
1 реального товара;
2 фьючерсные;
3. опционные;
4. смешанные.
Биржа реального товара характерна дляначального этапа биржевой торговли, ее отличительными чертами считаютрегулярность возобновления торга, приуроченность торговли к определенному меступодчиненность определенным правилам, торговлю массовыми, однородными товарами,отдельные партии которого взаимозаменяемы. Совершение сделок происходит при отсутствиитовара на основе описания. Основная черта – это обязательная продажа и поставкатовара после проведения торгов.
Фьючерсные биржи. Они отражаютпревращение биржи из рынка реального товара в рынок прав на товар. Фьючерсныебиржи являются своеобразными финансовыми институтами, обслуживабщими торговлю.Без банковского кредитования, достаточной массы свободных денежных средствфьючерсная торговля невозможна[8]. Она одновременнопредставляет собой рынок цен соответствующих товаров и оказывает существенноевлияние Ии на биржевые котировки, и на фактические цены конкретных сделок среальными товарами.
Опционные биржи. Используются длястрахования участников биржевой торговли, так как дают возможность покупателямопционов ограничить возможные убытки при заключении биржевых сделок. Дляроссийских бирж возможно заключение на одной бирже всех видов сделок: среальным товаром, фьючерсных и опционных. Поэтому их можно отнести к смешаннымбиржам.
9. В зависимости от характера деятельностивыделяют биржи прибыльные (коммерческие) и бес прибыльные (некоммерческие).
Поскольку биржи организовывались засчет объединения капиталов небольшого количества числа акционеров-инвесторов,они согласно
долевому вкладу в уставный капиталожидали получить прибыль, обещанную им в виде дивидендов. В большинстве случаевбиржа создавалась как объединение продавцов для упрощение их операций на самойбирже. Необходимость в коммерческой деятельности биржи заключается вобеспечении дивидендами своих членов.
Эффект в организации биржи состоит вснижении затрат у ее учредителей и членов при проведении коммерческих сделок.

/>ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ БИРЖЕВОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
2.1 Анализ российскогозаконодательства регулирующего деятельность бирж
 
Следует отметить, чтоисторически правовые акты, определяющие особенности проведения операций нафинансовом рынке, появились ранее, чем были разработаны нормы общегражданскогозаконодательства, соответствующие принципам регулирования рыночных отношений.Гражданский кодекс РФ (часть первая) вступил в действие с 1 января 1995 года.Между тем постановление Правительства РФ №78, утвердившее Положение «Орынке ценных бумаг и фондовых биржах в РФ», было принято в декабре 1992года. Указанное постановление предусматривало, что фондовые биржи создаются вформе закрытых акционерных обществ и должны являться коммерческимиорганизациями[9].
Принятый позднее новый ГКРФ в регулировании деятельности юридических лиц основывался на концептуальноином подходе, согласно которому организационно-правовая форма юридического лицаявляется определяющим моментом в определении характера его деятельности каккоммерческой или некоммерческой организации. Такой подход делает юридическиневозможным некоммерческий характер деятельности хозяйственных обществ вообще иакционерных обществ в частности.
Следуя концепции,заложенной в Гражданском кодексе, ФЗ «О рынке ценных бумаг» предписалсоздание фондовых бирж в форме некоммерческого партнерства как единственновозможной для организации биржи. Аналогичные требования содержатся внормативных актах ФКЦБ.
Для фондовых бирж, учрежденных довступления в действие Закона «О рынке ценных бумаг» и нормативныхдокументов ФКЦБ, предписание о необходимости приведения своих документов всоответствие с нормами закона вследствие положений действующегозаконодательства равносильно предписанию о ликвидации.
В обоснование требования учрежденияфондовых бирж в форме некоммерческих партнерств эксперты ФКЦБ приводятследующие аргументы.
Вряд ли инвесторы будут покупать илипродавать бумаги на бирже, созданной в виде акционерного общества, нацеленногона получение прибыли. В этом случае не удается избежать злоупотреблений,связанных с различным доступом к информации о ценах на бирже у акционеров иучастников торгов (эти категории чаще всего не совпадают).
Никто, в том числе и органыисполнительной власти, не может запретить акционерным обществам распределятьприбыль между акционерами. Следовательно, акционерная форма для биржнеприемлема.
Некоммерческие партнерства меньше«зарегулированы» законодательством, и учредители таких партнерствполностью свободны в конструировании удобных для них схем.
Что касается первого аргумента, то еслис ним согласиться, надо уже в ближайшее время ожидать банкротства таких бирж,как Амстердамская фондовая биржа, Стокгольмская фондовая биржа, Варшавскаяфондовая биржа, Сингапурская, российские биржи исключением не будут[10].Между тем, по оценке экспертов, эти сравнительно недавно образованные биржиявляются наиболее динамично развивающимися и наиболее перспективными.
В этой связи показателен примерАмстердамской биржи. Ей, по заключению фирмы Мак Кинзи, являющейся признанныммеждународным экспертом в области делового менеджмента, «удалось найтитакую рыночную модель, которая способствовала возвращению на биржу участников,поскольку обеспечивала нужды и „оптовых“, и „розничных“инвесторов». В то же время развитие компьютерной технологии позволилобиржевому финансовому рынку достигнуть беспрецедентного уровня прозрачности.Таким образом, проблема злоупотреблений, связанных с различным уровнем доступак информации, для электронных бирж вряд ли является актуальной.
Мировой опыт, касающийся процессакоммерциализации финансовых бирж, полностью опровергает второй аргументотносительно приемлемости акционерной формы для деятельности фондовых бирж.
Что касается третьего аргумента, тоименно отсутствие «урегулированности» и вызывает наибольшие опасенияу участников рынка.
На практике отсутствие адекватногорегулирования (или «заурегулированности») означает неопределенностьстатуса. Это значит, что основная тяжесть приходится на нормативные документысамой биржи. Где гарантия, что «свобода конструирования» не приведетк произволу со стороны учредителей? Преимущества акционерной формы и состоят вее «прозрачности», определенности и урегулированности, а не в правераспределять доходы между участниками рынка.
Аргументы экспертов ФКЦБ непредставляются логически обоснованными и поэтому требуют более подробногообоснования.
Между тем уже сейчас очевидно, чтовводимые ФКЦБ ограничения не просто не соответствуют мировому развитию рынка, аведут к удорожанию рынка для российских профессиональных участников, а значит,и для инвесторов. Рынок будет дороже, а значит, менее конкурентоспособен. Этоприведет к тому, что место российских организаторов торговли займут иностранные.
Анализ ситуации показывает, чтороссийские реалии снова резко расходятся с мировыми тенденциями. При этом надоподчеркнуть, что все предпосылки для следования мировым тенденциям в Россиисуществуют.
Речь идет прежде всего окомпьютеризации и технологизации финансового рынка, превращающих ведущиеинфраструктурные элементы рынка, к каковым относятся биржи и иные организаторыторговли, из «закрытых профессиональных клубов» в коммерческиепредприятия, ведущие жесткую конкурентную борьбу за клиента. Происходящийпроцесс глобализации финансовых рынков приводит к стиранию национальных границ.Таким образом, инфраструктурные институты вынуждены конкурировать не только ине столько в рамках национальных государств, а за международные рынки. В этойситуации национальные органы государственного управления должны помогатьнациональным инфраструктурным организациям, способным вести конкурентную борьбуна международном рынке, а не заставлять их постоянно перестраиваться подменяющиеся требования ведомственных нормативных актов.
Жесткие требования ФКЦБ, адресованныеорганизаторам торговли, в первую очередь уже созданным и работающим с большейили меньшей эффективностью валютным и товарным биржам, не соответствуют, аиногда и прямо противоречат складывающимся международным стандартам. Это лишаетнаиболее передовые инфраструктурные институты финансового рынка возможностиэффективно конкурировать с аналогичными зарубежными институтами, тем самымнанося ущерб национальным интересам России.
2.2 Пути совершенствования российскогозаконодательства регулирующего биржевую деятельность
Преобразование российскогозаконодательства необходимо совершать в несколько этапов.
На первом этапенеобходимо внести в действующее законодательство и нормативное регулированиетакие изменения, которые бы предоставили возможность уже работающим структурампродолжать свою деятельность.
Речь идет о том, чтобыоставить все так как есть, не заставляя инфраструктурные институты изменятьорганизационно-правовую форму, внутреннюю структуру (создавая новые дочерниекомпании и т.п.). На практике это означает отказ от требования, адресованного,по крайней мере, к уже созданным валютным и товарным биржам, реорганизовыватьсяв некоммерческие партнерства или создавать дочерние компании в форменекоммерческих партнерств[11].
Кроме того,представляется целесообразным ограничить круг запретов на совмещениедеятельности организатора торговли лишь совмещением с профессиональнойброкерской (дилерской) деятельностью. При этом торговые, расчетно-клиринговыесистемы должны иметь право обслуживать максимально широкий спектр финансовыхинструментов — валюта, драгметаллы, производные инструменты (фьючерсы,опционы), ценные бумаги и т.п.
Недопустимой являетсяпрактика дробления лицензий на операции с ценными бумагами (на рынкегосударственных и на рынке негосударственных ценных бумаг).
В настоящее время ведетсяработа по внесению изменений в закон «О рынке ценных бумаг». В этойсвязи было бы желательным в рамках этого закона не связывать организатораторговли вообще и фондовые биржи в частности с какой-либо одной определеннойформой деятельности, а также внести в закон «Об акционерныхобществах» положения, предусматривающие право фондовых, товарных, валютныхи иных бирж, созданных в форме акционерных обществ, предусматривать в своихуставах право не распределять прибыль и не выплачивать дивидендов акционерам, атакже право исключать из числа акционеров путем принудительного выкупа акций пономинальной цене. Это позволит организаторам торговли в случае необходимостиэволюционным путем преобразовываться в коммерческие организации или, наоборот,продолжать функционировать в качестве некоммерческих организаций,«де-юре» закрепив свой статус в качестве некоммерческой организации.
На втором этапе,приступить к которому целесообразно уже сейчас, речь должна идти о разработкефундаментального нормативного акта, который бы исчерпывающим образомрегулировал деятельность организаторов торговли как биржевой, так и внебиржевойна всех сегментах финансового рынка.

/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство биржевыхорганизаций являются некоммерческими партнерствами, принадлежащими своим членами исполняющими роль рыночной инфраструктуры наряду с функциями регулирования вцелях обеспечения справедливости и законности рыночных операций.
Биржи постепеннопреобразуются в коммерческие организации, используя при этом форму акционерныхобществ. Новые биржи и внебиржевые системы изначально создаются в формекоммерческих организаций. Главной причиной коммерциализации бирж и внебиржевыхсистем является осознание того факта, что деятельность по организации рынковявляется бизнесом. Соответственно, наиболее удобной организационной формой биржбыла некоммерческая организация, или «клуб посредников», которые вобмен на отказ от получения доходов в виде причитающейся части прибыли биржиполучали право доступа к использованию инфраструктуры, а также правоучаствовать в решении всех сколько-нибудь принципиальных вопросов еедеятельности. Это должно было предотвращать потенциальный конфликт интересовмежду биржей и ее членами, способствовать совершенствованию инфраструктурырынка и снижению стоимости непосредственного участия в операциях на рынке.Однако при современном уровне развития информационных компьютерных технологийпрактически любое лицо имеет свободный и оперативный доступ к данным о торгах,к аналитическим материалам, в том числе консультационного характера.
В этих условияхорганизаторы торговли вынуждены конкурировать между собой, выступая не как закрытыеклубы профессионалов-участников, а как предприниматели, оказывающие максимальноширокий спектр информационных и посреднических услуг максимально высокогокачества за минимальную цену. По этим причинам организационная форманекоммерческих организаций перестает быть оптимальной с точки зренияпотребностей рынка и биржевая деятельность приобрела «вид» коммерческойдеятельности.
Из всего выше сказанногоможно сделать вывод, что эффективность биржевой деятельность напрямую зависитот уровня развития законодательства по данному вопросу.
Правовая основа,необходимая для успешного развития биржевого дела страны зависит от уровня егоразвития.
В настоящий периодроссийское биржевое законодательство — это законодательство переходногопериода. В сложившейся ситуации представляется необходимым в первую очередьдостичь единообразного уровня нормативного обеспечения отдельных биржевыхрынков (товарного, валютного, фондового), а за подзаконными актами закрепитьрегулирование отдельных вопросов биржевой деятельности, например порядкасовершения отдельных видов биржевых сделок (фьючерсных, опционных и других). Взаконодательстве следует скрупулезно регламентировать права и обязанностиучастников биржевых операций, тщательно разрабатывать системуадминистративно-ведомственного контроля бирж, а также правовые гарантиисамостоятельности биржи.

Список использованных источников
1.        Конституция Российской Федерации // Российская газета 1993 №273
2.        Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994
3.        Федеральный Закон Российской Федерации от 20 февраля 1992 №2383-1 (сизм. от 29 июня 2004) «О товарных биржах и биржевой торговле» //СЗ РФ.07 мая 1992.№12.С.961.
4.        Федеральный Закон Российской Федерации от 08.08.2001г. №128 (с изм. от26 марта 2003г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности»// СЗ РФ.13августа 2001.№33.С.3430
5.        Федеральный Закон Российской Федерации от 08 августа 2001г.№129 «Огосударственной регистрации юридических лиц»// СЗ РФ.13 августа 2001.№33.С.3431
6.        Федеральный Закон Российской Федерации от 08 августа .2001г. №134 «Озащите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведенииконтроля»// СЗ РФ.13 августа 2001.№33.С.3436
7.        Постановление Правительства от 09 октября 1995 № 981 (с изм. от 03 ноября2002) «Об утверждении положения о лицензировании деятельности биржевыхпосредников и биржевых брокеров, совершающих товарные, фьючерсные и опционныесделки в биржевой торговле»// СЗ РФ.20 сентября 1998.№53.С.3591.
8.        Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1994 №152«Об утверждении положения о лицензировании деятельности биржевых посредников»//СЗ РФ. 16 октября 1995.№42.С.3982.
9.        Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1994 №152( с изм. от 03 октября 2002.) «Об утверждении положения о комиссиях по товарнымбиржам при государственном комитете Российской Федерации по антимонопольнойполитике и поддержке новых экономических структур, положения о порядкелицензирования деятельности государственного комиссара на товарных биржах»// СЗРФ.03 апреля 1994.№10.С.787.
10.      Галанов В.А. Биржевое дело // Хозяйство и право 2003. №4. С.12
11.      Галанов В.А. Производственные инструменты срочного рынка: фьючерсы,опционы // Хозяйство и право 2002. № 9. С. 23
12.      Грязнова А.Г. Биржевое дело в современном мире // Маркетинг 2002. №4.С.7-10
13.      Герчикова И.И. Международные товарные биржи // Вопросы экономики 2001. №9. С. 32-37.
14.      Золотдинов М.Р. Проблемы становления товарных бирж в РФ // Вопросыэкономики 2003. №2.С.48-50.
15.      Лычагин М.В. Фондовая биржа // Государство и право 2001. № 10. С. 25-29.
16.      Мусатов В.Т. Отличительные черты биржевой торговли // Юрист 2003. №8.С.17-21.
17.      Семилютина Н.П. Регулирование биржевой деятельности: мировые тенденции ироссийское законодательство // Право и экономика 2000. №2. С.14
18.      Семенков А.Р. Биржа в России // Финансы 2000. №2. 5-11.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.