Реферат по предмету "Государство и право"


Правовое регулирование в области защиты прав потребителей

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по курсу «Гражданскоеправо»
по теме: «Контрольнаяработа 107»

СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовое регулирование в области защиты прав потребителей
2. Задание 1
3. Задание 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ

1.Правовое регулирование в области защиты прав потребителей
Принятие в 1992 году Закона «Озащите прав потребителей» (далее — Закон) на первый планвыдвинуло необходимость в совершенствовании гражданско-правового механизмазащиты прав потребителей. Долгие годы потребитель фактически был лишенвозможности защитить свои права. Действовавший ГК РСФСР не препятствовалпотребителю обратиться в суд в случае нарушения его прав со сторонынедобросовестного продавца (изготовителя, исполнителя). Однако в то время несуществовало универсального механизма защиты прав потребителей, а предусмотренныйсоветским гражданским законодательством порядок был слишком громоздок, и,следовательно, неэффективен.
Глобальные изменения в Закон вносилисьдважды: 9 января 1996 г. и 17 декабря 1999 г. С момента принятия данного Закона положение потребителя как одного из участников правоотношений, возникающих напотребительском рынке, значительно улучшилось. Следует сказать, что предыдущий,ранее действовавший, вариант Закона, несмотря на свою явную прогрессивность,был недостаточно завершенной попыткой создать фактически на пустом местероссийское законодательство о защите прав потребителей. В новую редакцию Законабыли внесены изменения, учитывающие наработанную практику применениязаконодательства о потребительских правах, и поэтому данный Закон — один из немногих, про который можно сказать, что он реально действует. Идействительно, в настоящее время потребители могут получить реальную защитусвоих прав в случае их нарушения недобросовестными продавцами (изготовителями,исполнителями).
Закон «О защите прав потребителей»предусматривает возможность защиты прав потребителей в судебном и внесудебномпорядке. Потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать, как форму,так и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннемубеждении эффективности и правильности выбора.
Сущность внесудебного порядка состоит втом, что потребитель может предъявить требования о защите нарушенного праванепосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), не обращаясь с иском всуд. Досудебный порядок рассмотрения требований потребителей предусмотрен сцелью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, апродавца (изготовителя, исполнителя) — добровольноудовлетворить обоснованные требования потребителя, позволяя быстро восстановитьнарушенное право.
Нередко на практике возникает вопрос:обязательно ли для потребителя перед обращением в суд предъявлять требованияпродавцу (изготовителю, исполнителю) по поводу продажи некачественного товараили выполнения работы (услуги) или нет? Законом предусмотрена ответственностьпродавца (изготовителя, исполнителя) за отказ в добровольном порядкеудовлетворить обоснованные требования потребителя. Однако добровольноеудовлетворение обоснованных требований потребителя — обязанность продавца (изготовителя, исполнителя). Что же касается потребителя,то досудебное предъявление требований о защите своих нарушенных прав продавцу(изготовителю, исполнителю) — право потребителя. Поэтому он посвоему усмотрению может либо предъявить требование о защите нарушенного правапродавцу (изготовителю, исполнителю), либо обратиться с иском в суд, предварительноне предъявляя требований продавцу (изготовителю, исполнителю). Естественно, чтопри этом предъявление требований продавцу (изготовителю, исполнителю) не лишаетпотребителя права заявить иск в суд, если продавец (изготовитель, исполнитель)откажется добровольно удовлетворить его требование полностью или частично.
Исключение из этого правилапредусмотрено для требований потребителя о возмещении морального вреда. Статья15 Закона предусматривает, что размер возмещения морального вреда определяетсясудом. Из этого вытекает, что требование о возмещении морального вреда,причиненного потребителю вследствие нарушения его прав продавцом(изготовителем, исполнителем), может быть удовлетворено только в судебномпорядке.
По смыслу Закона следует, что по даннойкатегории дел не установлено обязательного предварительного досудебного порядкаразрешения спора. Однако следует заметить, что Закон служит базой длядальнейшего и детального урегулирования отношений с участием потребителей,следовательно, обязательность такого порядка может быть предусмотрена в иныхнормативных актах, а именно в правилах продажи отдельных видов товаров, утверждаемыхПравительством РФ. На практике, однако, потребителю целесообразно обратиться кпродавцу (изготовителю, организации, выполняющей их функции) с письменнымобоснованным требованием. К этому побуждает также требование ст. 483 ГК (обизвещении продавца о нарушении договора) и ст. 452 ГК (о порядке изменения ирасторжения договоров).
Вместе с тем по некоторым услугамзаконодательством предусмотрено обязательное предъявление претензий. Так,например, ст. 38 Федерального закона «О связи» от 16 февраля 1995 г. установлен шестимесячный срок для предъявления претензий, связанных с непредставлением,несвоевременным или недоброкачественным предоставлением услуг связи,недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтовыхотправлений (для телеграфных отправлений — один месяц). Этой жестатьей установлены различные сроки для ответа на претензию. При отклонениипретензии или неполучении ответа в установленный срок заявитель имеет правопредъявить иск в суд. Обязательный претензионный порядок установлен такжетранспортными уставами и кодексами в случае споров, вытекающих из договоровперевозки пассажиров, их багажа и грузов. Например, ст. 797 ГК РФпредусматривает обязательное предъявление претензии перевозчику по поводу перевозкигруза до обращения истца в суд, которое может последовать лишь после полногоили частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случаенеполучения от него ответа в течение 30 дней. Несоблюдение обязательногодосудебного порядка урегулирования споров препятствует рассмотрению иска.Данное положение закреплено и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «Опрактике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». При этомнеобходимо иметь в виду, что истечение установленного законодательствомпресекательного срока на предъявление гражданином претензии не являетсяоснованием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст. 46Конституции Российской Федерации и названному выше Закону РФ. В.В. Богданобращает внимание на то, что такой подход свидетельствует онепоследовательности законодателя, выделяющего лишь отдельные правоотношения, ккоторым должны применяться нормы об обязательной досудебной возможностиразрешения конфликта[1]. Чтобы ликвидироватьуказанный пробел, необходимо распространить этот порядок на все случаивзаимоотношений потребителей и предпринимателей.
Таким образом, следует иметь в виду, чтов соответствии с правилами предоставления отдельных видов услуг и продажитоваров и на основании п. 2 ст. 129 ГПК РСФСР судья должен отказать в приемеискового заявления, если потребителем не был соблюден предварительныйдосудебный порядок разрешения спора и такая возможность не утрачена.
При нарушении прав потребителя приоформлении покупки или заказа необходимо обратиться с устной претензией кдолжностному лицу предприятия. Таким лицом может быть заведующий секцией,отделом, директор магазина. Зачастую такого обращения бывает достаточно длявосстановления прав гражданина.
В случае отказа продавца (исполнителя,изготовителя) по устному требованию потребителя удовлетворить его праванеобходимо составить претензию, которая пишется на имя продавца (исполнителя,изготовителя) в двух экземплярах. Так как в настоящее время большинство товаровприобретается на рынках, то в таком случае претензия пишется на имя частногопредпринимателя. В претензии излагается суть предъявляемых требований,указывается факт отказа удовлетворения устных требований. В претензии должносодержаться требование добровольного удовлетворения прав потребителя. Впротивном случае потребитель оставляет за собой право обратиться в суд итребовать кроме защиты его права возмещения материального и морального вреда.Претензия, подписанная заявителем с указанием его домашнего адреса, сприложением документов по существу претензии передается адресату. На второмэкземпляре необходимо сделать отметку о получении оригинала должностным лицом.Письмо также может быть отправлено по почте заказным письмом с уведомлением овручении адресату.
Хотелось бы отметить, что, хотяформально по Закону отсутствие кассового или товарного чека не препятствуетпредъявлению требований, фактически потребитель лишается возможности защититьсвои права. Очень часто недобросовестные продавцы просто отказываются признатьсвой товар, поэтому очень трудно доказать, что товар приобретен именно у этогопродавца. Конечно, Закон допускает возможность использовать как доказательствопоказания свидетелей. Но нередко граждане приобретают товар, заказывают работыили услуги без свидетелей. Поэтому, несмотря на то, что Закон не обязываетпродавца выдавать товарный чек, покупатели должны сами себя обезопасить итребовать при покупках товарные чеки. Иногда продавцы отказывают в выдачетоварных чеков ввиду отсутствия бланков. Но это не является основанием дляподобного отказа. Товарный чек можно выписать на простом листе бумаги суказанием номера свидетельства ИП, Ф.И.О. продавца, вида товара, цены, датыпродажи, гарантийного срока и подписи.
Как показывает практика, самостоятельнопотребителем самозащита применяется редко. Это связано с тем, что данный способзащиты прав в рассматриваемой сфере имеет большие особенности. Покупатель(заказчик) является наиболее незащищенным субъектом потребительского рынка отнедобросовестности продавцов (изготовителей, исполнителей). Несмотря на всеусилия государства реализовать права потребителя на просвещение и информацию вжизнь, уровень информированности граждан о своих потребительских правах явнонедостаточен: умело пользоваться предоставленными Законом правами, а тем болееих защитить, могут немногие. В этой связи особая роль отводиться ОМС (ст. 44Закона) и общественным организациям (ст. 45 Закона), осуществляющим защиту правпотребителей и наделенным соответствующими полномочиями. Следовательно, правопотребителя на самозащиту на практике реализуется совместно с вышеуказаннымиорганами. Меры, применяемые по отношению к недобросовестным продавцам(изготовителям, исполнителям) данными организациями по заявлению потребителя(устному или письменному), и представляют собой способ самозащиты прав гражданна рынке продукции и услуг. Об этом свидетельствует и судебная практика.
Прекращение или изменение правоотношениякак способ защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов в областизащиты прав потребителей применяется в 99% случаев в отношениях «продавец- покупатель» при возникновении конфликтов по поводу качества товара.Прекращение или изменение правоотношения применяется в случае установленияюридических фактов, свидетельствующих о том, что правоотношение изменилось илипрекратилось. Ст. 18 Закона при продаже потребителю товара ненадлежащегокачества предусматривает четыре правовые возможности для измененияправоотношения (безвозмездное устранение недостатков товара или возмещениерасходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерноеуменьшение покупной цены; замена на товар аналогичной марки; замена на такой жетовар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены) и одну дляпрекращения правоотношения — расторжение договоракупли-продажи. В области оказания услуг (выполнения работ) право предъявлятьтребования об изменении или расторжении правоотношения к изготовителю(исполнителю) потребитель получает как в случае обнаружения недостатков ввыполненной работе или оказанной услуге (ст. 29 Закона), так и в случаенарушения сроков ее выполнения (ст. 28 Закона).
При выборе того или иного правомочия поповоду изменения или прекращения правоотношения потребитель не связанкакими-либо ограничениями, за исключением случаев, прямо предусмотренных взаконодательстве. Так, расторгнуть или изменить договор купли-продажитехнически сложного товара (холодильника, автомобиля и т.п.) возможно толькопри наличии в нем существенного недостатка. Перечень таких товаров утвержденПостановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575. Ряд непродовольственных товаров надлежащего качества не подлежит возврату или обмену втечение 14 дней на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона расцветкиили комплектации (Постановление Правительства от 19 января 1998 г. № 55, с изм. от 20 октября 1998 г. № 1222 и 6 февраля 2002 г. № 81).
Возмещение убытков и взыскание неустойкиможно отнести к мерам, направленным на восстановление имущественной сферыуправомоченного лица. В большинстве случаев возмещение убытков и взысканиенеустойки применяются в совокупности с другими способами защиты правпотребителей. Особенностью их применения является то, что убытки, причиненные потребителю,подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки (п. 2 ст. 13 Закона) вотличие от общего правила, в соответствии с которым в случае неисполнения илиненадлежащего исполнения обязательства убытки возмещаются в части, не покрытойнеустойкой (п. 1 ст. 394 ГК РФ). Кроме того, уплата неустойки и возмещениеубытков не освобождают обязанное лицо от исполнения обязательства в натуре.
Традиционный состав убытков,закрепленный в ГК РФ, предполагает возмещение двух видов убытков: реальногоущерба и упущенной выгоды (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Убытки и неустойка подлежат возмещению вдобровольном порядке. Размер неустойки установлен в законодательстве: заневыполнение законных требований потребителя предусмотрены 1% за каждый деньпросрочки при продаже товаров (п. 1 ст. 23 Закона) и 3% при оказании услуг ивыполнении работ (п. 5 ст. 28 Закона), причем в договоре ее размер не можетбыть снижен, т.к. это противоречило бы Закону и ГК РФ (ст. 332). При этомнеобходимо учитывать, что предельный размер неустойки ограничен: ее общая суммане может превышать цену товара (работы, услуги). Кроме того, суд вправеуменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушенияобязательства (ст. 333 ГК РФ).
Возмещение морального вреда как способзащиты прав потребителя реализуется только в судебном порядке, поскольку всоответствии со ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона размер денежной компенсацииустанавливается исключительно судом. Зарубежное законодательство размерморального вреда, подлежащего возмещению, ничем не ограничивает и исходит изличности пострадавшего, его психики и материального положения. Размерморального вреда по российскому законодательству зависит от характеранравственных и физических страданий, причиненных потребителю (п. 25 ПленумаВерховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите правпотребителей»), от вины нарушителя (ст. 15 Закона) и возмещается с учетомтребований разумности и справедливости (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).
2.Задание 1
Покупательница обратиласьс просьбой поменять сумку, которая не подошла дочери по цвету. Сумка новая(сохранен ярлык и товарный чек, куплена в данном магазине неделю назад).
Как должен поступитьзаведующий магазином?
В ст. 25 Закона «О защите правпотребителей» сказано «Потребитель вправе обменятьнепродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца,у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме,габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Потребитель имеет право на обменнепродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней,не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товаранадлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении,сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки,а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплатууказанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека иликассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает еговозможности ссылаться на свидетельские показания. Перечень товаров, неподлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждаетсяПравительством Российской Федерации.»
Поскольку сумки в вышеуказанный Переченьне входят, то заведующий магазином обязан заменить данный товар.
3.Задание 2
В.А. Семенова сдала вмастерскую по ремонту обуви туфли, заплатила 200 руб. Когда в назначенный деньСеменова пришла за своей обувью, выяснилось, что туфли утеряны. Стоимостьутерянных туфель работники мастерской возместить отказались.
Определите права В.А.Семеновой по Закону «О защите прав потребителей».
В данном случае, представляются, чтоправа В.А. Семеновой регулируются согласно ст. 29 Закона «Правапотребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)».(Поскольку отсутствует не только выполненная работа, но и объект работы, всепроисходящее можно считать существенным недостатком). Согласно ч. 1 даннойстатьи «потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы(оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатковвыполненной работы (оказанной услуги);
соответствующего уменьшения ценывыполненной работы (оказанной услуги);
безвозмездного изготовления другой вещииз однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы.При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
возмещения понесенных им расходов поустранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами илитретьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя обезвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или оповторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя отответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполненияработы (оказания услуги).
Согласно ст. 43 Закона за нарушение правпотребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченнаяорганизация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несетадминистративную, уголовную или гражданско-правовую ответственность всоответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Семенова В.А. имеетправо на судебную защиту, к тому же в данном случае мастерская не соблюдаетЗакон „О защите прав потребителей“ и не согласна на внесудебныйпорядок урегулирования данного конфликта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1.    ЗаконРФ от 07.02.1992 № 2300-1 „О защите прав потребителей“ (в ред. от21.12.2004).
2.    ПостановлениеПравительства РФ от 19.01.1998 №55 (в ред. от 01.02.2005).
3.    ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ „О практике рассмотрения судами дел по защитеправ потребителей“ // Экспресс Закон. 2001. № 1.
4.    АргуновВ.Н., Краснов С.В. Особенности рассмотрения судами дел о защите правпотребителей // Вестник МГУ, серия „Право“. 2004. № 4.
5.    БогданВ.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли иуслуг.// Юрист. 2003. №7.
6.    Богдан В.В.Досудебный порядок споров, возникающих в сфере защиты прав потребителей.//Российский судья. 2003. №3.
7.    ГрибановВ.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001.
8.    КорниловЭ.Г. Гражданско-процессуальные проблемы защиты прав потребителей // Хозяйство иправо. 2006. № 11.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.