/>Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Пермскийгосударственный университет»
Юридический факультет
Кафедрамеждународного и европейского права
Правовое положение юридических лиц с иностраннымиинвестициями
Курсовая работа
студентки 3 курса
специального отделения
Рычковой Оксаны Игоревны
Научный руководитель:
Ассистент
Костицын Андрей Владимирович
Пермь 2009
Содержание
Введение
Глава 1.Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ
1.1.Понятие иностранных инвестиций
1.2.Нормативно-правовые акты в сфере иностранных инвестиций
Глава 2.Понятие и формы юридического лица с иностранными инвестициями
2.1.Понятие и признаки юридического лица с иностранными инвестициями
2.2.Формы юридического лица с иностранными инвестициями
Глава 3.Порядок создания и прекращения юридических лиц с иностранными инвестициями в РФ
3.1.Государственная регистрация юридических лиц с иностранными инвестициями в РФ
3.2.Прекращение статуса «юридического лица с иностранными инвестициями» в РФ
Заключение
Библиографическийсписок
Введение
Незначительная доля России в международных отношениях попривлечению иностранных инвестиций показывает, что, на сегодняшний день,инвестиционные проекты в Российской Федерации и в субъектах Федерации решаютлишь частные проблемы отдельных предприятий, но не в состоянии обеспечитьнеобходимый эффект из-за отсутствия системного подхода и соответствующейправовой базы. В настоящее время на региональном уровне формируется системанормативно-правового регулирования порядка обеспечения инвестиционнойдеятельности частных иностранных инвесторов. В частности законы о поддержкеиностранных инвесторов приняты более чем в сорока субъектах Федерации[1].
Государства в силу собственного экономического суверенитетавольны устанавливать свою инвестиционную политику исходя из национальныхинтересов. С другой стороны, государство, находясь во взаимосвязанном мире, неможет вести ту же инвестиционную политику таким образом, чтобы онапротиворечила общеобязательным нормам и правилам международного права[2].Следовательно, государство самостоятельно определяет политику, которой ононамерено придерживаться как по отношению к инвестиционным операциям, которыепредполагают осуществлять его граждане за границей, так и по отношению кинвестиционным операциям, которые намерены проводить иностранцы на территорииэтого государства. Речь идет об операциях по созданию или ликвидацииинвестиций. Подход к международным инвестициям — это совокупность принципов иправил международного и внутреннего права, которые определяют режиммеждународных инвестиций с момента их учреждения до момента их ликвидации.
Цель представленной работы определение особенностейправового положения юридических лиц с иностранными инвестициями в РоссийскойФедерации.
Глава 1. Правовоерегулирование иностранных инвестиций в РФ1.1.Понятие иностранных инвестиций
Инвестиционный климат является определяющим моментом припринятии иностранным инвестором решения об инвестировании в той или инойстране; он представляет собой комплексное понятие. Это совокупностьполитических, экономических, правовых, административных и т.п. условийдеятельности иностранного инвестора, существующих в конкретной стране, включаямеры, предпринимаемые в ней в целях привлечения иностранного капитала.Благоприятный инвестиционный климат предполагает разумные условия дляпредпринимательства:
а) приближение правового регулирования к международнымстандартам;
б) отказ от зарегулированности;
в) развитие общегражданского законодательства при сокращенииимперативных норм, развитие контрактного (договорного) права.
Иностранный инвестор, имея большой выбор стран, куда онимеет возможность поместить капитал, выбирает наиболее благоприятные условия,оценивает их, обращая первоочередное внимание на то, насколько эти условиястабильны и как долго они сохранятся. Если долгосрочные перспективы дляиностранного инвестора благоприятны, он может не обратить внимания на временныепрепятствия. Если же стабильности нет и она не просматривается в будущем, тоникакие меры не привлекут иностранного инвестора.
Правовое регулирование инвестиционных отношений в связи сэкспортом иностранного частного капитала посредством специального национальногозаконодательства является областью международного частного права[3].Нормы этого национального законодательства прямо и непосредственно регулируютинвестиционные отношения, т.е. применяется прямой метод регулирования отношенийс иностранным элементом, а не коллизионный, который является основным илипреобладающим, по мнению большинства ученых — специалистов международногочастного права[4].
Существо и смысл правового регулирования инвестиционныхотношений, в том числе и отношений, которые возникают в связи с инвестированиемчастного иностранного капитала, есть регулирование отношений собственности.Таким образом, основной задачей, которую решает национальное специальноезаконодательство по регулированию иностранных инвестиций, является определениестатуса иностранной частной собственности на территории стран, принимающихинвестиции. Почему правовое положение иностранной частной собственности(иностранных инвестиций) является самым важным в национальном законодательстверазвивающихся стран? Во-первых, из статуса иностранной собственности,определяемой национальным законодательством, вытекает политика государства поотношению к иностранным инвестициям, или, другими словами, внешняяинвестиционная политика определяется, закрепляется и прокламируется открыто внациональном праве. Во-вторых, из статуса видно, какой общий правовой режим применяетсяк иностранным инвестициям. Как правило, им предоставляется национальный режим.В-третьих, и это самое главное, на наш взгляд, определение статусасобственности является ее правовой гарантией и лежит в основе созданиянормального «инвестиционного климата» для иностранных инвестиций.
Все формы осуществления инвестиционной деятельности можнообъединить в две группы: создание организаций с иностранными инвестициями изаключение договоров.
Распространенными формами осуществления инвестиционнойдеятельности первой группы являются:
— долевое участие в организациях, создаваемых совместно сюридическими лицами и гражданами Российской Федерации;
— создание организаций, полностью принадлежащих иностранныминвесторам;
— создание филиалов иностранных юридических лиц. Сегоднясовместное предприятие не является единственным видом организаций синостранными инвестициями, как было ранее. 1.2. Нормативно-правовые акты всфере иностранных инвестиций
Первоначально совместные предприятия рассматривались каксвоеобразная организационно-правовая форма, поскольку в законодательстве СССРдо 1990 г. отсутствовали известные праву других стран организационно-правовыеформы. Однако ограничение предпринимателей в выборе организационных формдеятельности было нецелесообразно. Наоборот, нужны были различные варианты стем, чтобы в каждом конкретном случае будущие партнеры могли избрать тот,который в наибольшей степени отвечает их общим интересам. Эта идеяматериализовалась в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях вРоссийской Федерации»[5] иполучила закрепление в Гражданском кодексе РФ[6].
Высшей юридической силой в России обладает Конституция,образуя основу отечественной системы права. В сфере правового регулированияиностранных инвестиций Конституция РФ закрепляет важнейшие принципы:национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства (ч. 3 ст. 62);недопустимость принудительного отчуждения собственности без выплатыпредварительного и равного возмещения (ч. 3 ст. 35); отнесение к исключительнойкомпетенции РФ наиболее важных аспектов правового регулирования иностранныхинвестиций: финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование (п.«ж» ст. 71), внешнеэкономические отношения РФ (п. «л» ст.71); гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальноезаконодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности (п.«о» ст. 71); запрет установления таможенных границ, пошлин, сборов икаких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг ифинансовых средств на территории РФ (ч. 1 ст. 74). Как видно из этого перечня,здесь заложены и административно-правовые составляющие.
Статья 34 Конституции России позволяет иностранномуинвестору свободно использовать свои способности и имущество для осуществленияпредпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.При этом зарубежный предприниматель не имеет право вести хозяйственнуюдеятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию,что, кстати, невозможно без применения административной регламентации. Статья35 стоит на страже частной собственности. Инвестору гарантировано правособственности, владения, пользования и распоряжения собственностью по своемуусмотрению. При этом гарантируется также право наследования. В общем,конституционная — правовая база гарантирует необходимые условия для иностраннойинвестиционной деятельности на территории РФ.
Правовое регулирование иностранной инвестиционнойдеятельности, являющейся с точки зрения гражданского законодательства одним извидов предпринимательской деятельности, базируется на общих нормативных актахфедерального уровня, в том числе и административного характера, в той или иноймере регулирующих экономическую деятельность в целом и инвестиционную вчастности[7].
Но многие вопросы, касающиеся иностранных инвестиций,разрешаются более общими законами. Это прежде всего Гражданский кодекс РФ.Правила, установленные ГК, применяются к отношениям с участием иностранныхграждан и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральнымзаконом. Именно он определяет основы для осуществления инвестирования,определяя правовое положение участников инвестирования, основания возникновенияинвестиционных отношений ответственности и т.д.[8]
Действующий Гражданский кодекс характерен в первую очередьтем, что последовательно закрепляет принципы частного права, каковыми являются:равенство государства в экономической жизни общества, обеспечениебеспрепятственного осуществления права собственности и гарантии восстановлениянарушенного права. Гражданский кодекс нацелен на то, чтобы развивать свободупредпринимательства, создавать для него благоприятные правовые условия. Государственноерегулирование, необходимость которого сохраняется и при рыночной экономике,строго предопределяется интересами общества в целом и интересами гражданина.
Но в самом Гражданском кодексе РФ немалоадминистративно-правовых норм, посвященных регулированию таких вопросов, какгосударственная регистрация юридических лиц, лицензирование отдельных видовдеятельности и т.д. Эти перечисленные нормы административно-правового характераимеют, как говорится, хождение в системе правового регулирования инвестиций,как внутренних, так и зарубежных.
Ключевое место в системе специальных законодательных актов висследуемой области занимает Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Обиностранных инвестициях в Российской Федерации», который отменил действиеЗакона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» 1991 г. В 1999 г. был введен в действие Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Обинвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в формекапитальных вложений», который применяется наряду с ранее принятым ЗакономРСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». При этом Закон«Об инвестиционной деятельности» 1991 г. применяется в части, не противоречащей Закону, принятому в 1999 г.
Предмет регулирования Закона об иностранных инвестицияхограничен отношениями, связанными с государственными гарантиями правиностранных инвесторов. Последнее не может осуществляться без административно-правовыхметодов регулирования. Смысл п. 1 ст. 2 означает, что новый Закон отказалсярегламентировать все стороны деятельности предприятий с иностраннымиинвестициями и сосредоточил свое внимание на регулировании гарантий сохранностикапиталовложений со стороны государства и стабильности условий ихосуществления.
Таким образом, российское инвестиционное законодательствоподходит к правовому статусу иностранных инвестиций на основе принципанационального режима. В соответствии с Законом об иностранных инвестициях вРоссийской Федерации от 09.07.1999 (ст. 4) допуск иностранных инвестиций долженосуществляться на общих основаниях с российскими физическими и юридическимилицами. Во всяком случае эти основания не могут быть для иностранногоинвестора, иностранных инвестиций менее благоприятными. Как правило,иностранный инвестор должен иметь те же правила и нести те же обязанности, чтои национальный инвестор. Юридическое закрепление национального режима исключаетдискриминацию иностранного инвестора в зависимости от гражданства илигосударства происхождения иностранных инвестиций. В этом заключаетсягенеральное направление развития правового регулирования экономическихотношений, осложненных иностранным элементом, в соответствии с общей тенденциейразвития правовой системы Российской Федерации.
В принципе инвестиционные гарантии обеспечиваются в рамкахвнутреннего правового порядка. Но это внутренний порядок государства инвестора,а не порядок государства, на территории которого осуществляются инвестиции.Однако государство инвестора и государство, на территории которогоосуществляются инвестиции, имеют разные точки зрения на инвестиционныегарантии. Первое государство, экспортер инвестиций, благосклонно относится кмеханизмам внутреннего права, так как использование своих внутренних гарантийпозволяет ему получить наибольшие уступки в области статуса и защиты инвестицийсо стороны государства, на территории которого они осуществляются; второегосударство, импортер инвестиций, благосклонно к механизмам международногоправа, потому что использование международных гарантий дает ему возможностьуменьшить уступки в области статуса и защиты инвестиций — уступки, которыестремится получить государство инвестора.
Глава 2.Понятие и формы юридического лица с иностранными инвестициями 2.1. Понятие и признакиюридического лица с иностранными инвестициями
Признаками юридического лица с иностранными инвестициямиявляются неотъемлемые свойства, присущие коммерческой организации синостранными инвестициями, каждое из которых необходимо, чтобы даннаяорганизация могла быть признана субъектом права.
В связи приведенным определением выделяют следующие признакиюридического лица с иностранными инвестициями:
1. Извлечение прибыли в качестве основной цели деятельностиюридического лица, включая распределение полученной прибыли среди участниковюридического лица с иностранными инвестициями;
2. Осуществление коммерческой деятельности в установленнойгражданским законодательством организационно-правовой форме с моментагосударственной регистрации в качестве юридического лица и получения принеобходимости разрешения на осуществление отдельных видов коммерческойдеятельности — лицензии;
3. Участие в юридическом лице в качестве члена иностранногоинвестора в соответствии с инвестиционным законодательством России (приусловии, что иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10 процентами доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капиталеуказанного юридического лица);
4. Наличие органов управления юридического лица, единаяструктура которых формируется совместно как иностранными инвесторами, так иотечественными участниками на основании учредительных документов;
5. Наличие уставного (складочного, паевого) капитала, фонда- то есть минимального размера имущества, гарантирующего интересы кредиторовюридического лица с иностранными инвестициями;
6. Наличие обособленного имущества на балансе юридическоголица с иностранными инвестициями. Учредители (участники) юридического лица синостранными инвестициями обладают обязательственными правами требования напереданное организации имущество[9].
7. Самостоятельная ответственность юридического лица синостранными инвестициями по обязательствам, связанным с коммерческойдеятельностью, включая выступление в гражданском обороте от собственного имени. 2.2. Формы юридического лица синостранными инвестициями
Иностранный инвестор свободен в выборе способов (форм)осуществления инвестиций на территории РФ. Он вправе самостоятельноосуществлять инвестиционную деятельность на территории РФ, выступая отсобственного имени, действовать через российские юридические лица, создаваемыеим либо с его участием. Ничто не мешает иностранному инвестору совмещатьсамостоятельное выступление и участие в юридических лицах российского права[10].
Какие факторы должны быть учтены иностранным инвестором впроцессе выбора способа (формы) инвестирования в российскую экономику?Перечислим некоторые из них.
Что касается мер ограничительных, то, в первую очередь,должны быть внимательно изучены установленные законодательством РФ запреты нанепосредственное участие иностранных инвесторов в определенных видахдеятельности на территории РФ. В таком случае единственным возможным способомосуществления инвестиций в данных видах деятельности является участие в российскомюридическом лице в качестве учредителей (участников, акционеров, товарищей,вкладчиков)[11].Во-вторых, следует учесть и содержащиеся в российском законодательствеограничения предельного размера (доли) участия иностранных инвесторов вуставном (складочном) капитале российских юридических лиц. В отдельных жеслучаях закон совмещает указанные выше два вида ограничений. К примеру,согласно п. 1 ст. 6 Закона РФ № 4015-1 от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в РФ»[12]страховщиками вправе выступать юридические лица, созданные в соответствии сзаконодательством РФ. Допуск к непосредственному осуществлению данного видадеятельности иностранными юридическими лицами запрещен. В то же время, какследует из п. 3 ст. 6 данного закона страховые организации, имеющие долюиностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 %, не могутосуществлять в РФ страхование объектов личного страхования, обязательноестрахование, обязательное государственное страхование, имущественноестрахование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядныхработ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересовгосударственных и муниципальных организаций.
Значительный интерес для иностранного инвестора должныпредставлять меры стимулирующего характера, среди которых — льготы по уплатетаможенных пошли ни налогов, предоставляемые при формировании уставногокапитала российских организаций с иностранными инвестициями. На сегодняшнийдень имеется достаточно обширная судебная практика по данному вопросу,требующая отдельного рассмотрения.
Вне всякого сомнения, одним из важнейших факторов, способныхповлиять на решение иностранного инвестора о возможности и формекапиталовложений в экономику РФ, выступает порядок налогообложения иностранныхинвесторов, предоставляемые правовые гарантии по использованию получаемых врезультате инвестиционной деятельности доходов, в том числе условия их вывоза.
Содержание этих, а также иных факторов (объем гражданскойправоспособности, особенности управления и контроля за эффективностьюкапиталовложений и т. д.), должны быть всесторонне изучены иностранныминвестором, прежде чем принимать решение об инвестировании средств натерритории РФ, равно как и на территории любого другого иностранногогосударства.
Судебная практика представляет немало примеров принятиясудебных решений в защиту иностранных инвесторов. Приведем лишь один из них.
Закрытому акционерному обществу «Гэмфилв»,акционерами которого являются два иностранных физических лица, было отказано вучастии в аукционе по приватизации государственного имущества. В качествеодного из оснований отказа указано на тот факт, что представленные документы неподтверждают право претендента быть покупателем в соответствии сзаконодательством РФ.
Как следует из решения арбитражного суда г. Москвы от 10февраля 2005 г.[13],оставленного без изменения в данной части судом апелляционной и кассационнойинстанций, доводы ответчика об отказе в участии в аукционе по данному основаниюявляются необоснованными. В силу ст. 5 Федерального закона РФ № 178-ФЗ от 30ноября 2001 г. «О приватизации государственного и муниципальногоимущества»[14]покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любыеюридические и физические лица. Ограничения участия в гражданских отношенияхотдельных категорий юридических и физических лиц устанавливаются федеральнымизаконами. Закон об инвестициях, на который в своих возражениях ссылаются третьилица, не содержит ограничений на участие иностранных инвесторов в приватизации.Равно как отсутствуют ограничения на участие в приватизации и организаций синостранными инвестициями.
Предусмотренный Законом об инвестициях национальный режимдеятельности иностранных инвесторов в РФ действует в качестве общего правовогорежима, за изъятиями стимулирующего и ограничительного характера. Если первыенаправлены на установление более благоприятного правового положения иностранныхинвесторов по сравнению с инвесторами российскими, то вторые — напротив, имеютсвоим назначением установление определенных ограничений в правовом положениииностранных инвесторов, «ухудшающих» их правовое положение.
Глава 3.Порядок создания и прекращения юридических лиц с иностранными инвестициями в РФ3.1.Государственная регистрация юридических лиц с иностранными инвестициями в РФ
Формы деятельности иностранных инвесторов на территорииРоссии предусмотрены Федеральным законом «Об иностранных инвестициях вРоссийской Федерации» и пунктом 2 статьи 50 Гражданского кодекса России.Иностранный инвестор может создать юридическое лицо, как путем учреждения новойфирмы в соответствии с российским законодательством (самостоятельно или сроссийским партнером), так и приобрести доли (акции) в уже действующейроссийской фирме.
Введение единого порядка создания юридических лицпредусматривается п. 1 ст. 51 ГК РФ, согласно которой юридические лица подлежатрегистрации в органах юстиции в порядке, определяемом Законом о регистрацииюридических лиц.
В п. 1 Постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющемгосударственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских)хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»[15]установлено, что МНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц.
В п. 2 ст. 20 Закона «Об иностранных инвестициях вРоссийской Федерации» установлено, что «юридические лица, являющиесякоммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежатгосударственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом „Огосударственной регистрации юридических лиц“.
Таким образом, государственная регистрация юридических лиц синостранными инвестициями осуществляется в регистрирующем (налоговом) органе поместу нахождения указанного учредителями в заявлении о государственнойрегистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствиятакого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица,имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Федеральный закон „О государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальных предпринимателей“[16]является специальным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающиев связи с государственной регистрацией юридических лиц, реорганизацией,ликвидацией, при внесении изменений в их учредительные документы и при веденииЕдиного государственного реестра юридических лиц.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона „Огосударственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей“ в число документов, которые должны быть поданы прирегистрации юридического лица, а равно и иностранного юридического лицавключены:
а) подписанное заявителем заявление о государственнойрегистрации;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола,договора или иного документа в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники илизасвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лицсоответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силедоказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины. Коммерческая организацияс иностранными инвестициями может быть создана путем вхождения иностранныхучредителей в состав учредителей ранее зарегистрированной российскойорганизации.
Как следует из п. 6 ст. 4 Закона „Об иностранныхинвестициях в Российской Федерации“, российская коммерческая организацияполучает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со днявхождения в состав ее участников иностранного инвестора.
С этого дня коммерческая организация с иностраннымиинвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями ильготами, установленными Законом „Об иностранных инвестициях в РоссийскойФедерации“.
При вхождении в состав участников коммерческой организациииностранного инвестора в сведения о российской организации, содержащиеся вЕдином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), вносятся изменения.
Для этого в налоговый орган представляется заявление овнесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных свнесением изменений в учредительные документы и документ об уплатегосударственной пошлины.
Заявление представляется в налоговый орган по местунахождения юридического лица.
Заявителем при представлении указанного заявления может бытьруководитель юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенностидействовать от имени этой организации. Подлинность подписи заявителя должнабыть засвидетельствована нотариусом[17].
Дискуссии в теории вызывает положение п. 5 ст. 4 Закона»Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", устанавливающее,что «иностранный инвестор, коммерческая организация с иностраннымиинвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которойиностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10процентами доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указаннойорганизации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объемеправовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральнымзаконом»[18].
Во-первых, указание на реинвестирование означает, что такойправовой режим распространяется на иностранного инвестора (коммерческуюорганизацию с иностранными инвестициями) в случае осуществления капитальныхвложений в объекты предпринимательской деятельности на территории РоссийскойФедерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческойорганизации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранныхинвестиций.
Во-вторых, возникает вопрос: как российская компания можетреинвестировать, если она не осуществляет иностранные инвестиции, не являясь позакону иностранным инвестором? Как было подчеркнуто в письме Президента РФ от31 июля 1998 г. N Пр-1093, «из пункта 2 статьи 2 Федерального законаследует, что инвестиционную деятельность осуществляют иностранные инвесторы, исостоит она в совершении практических действий, связанных с осуществленными имииностранными инвестициями. В связи с этим непонятно, какую инвестиционнуюдеятельность (в том виде, как она определена пунктом 1 статьи 2 Федеральногозакона) могут осуществлять российские юридические лица — коммерческиеорганизации с иностранными инвестициями, которые в силу пункта 1 статьи 2Федерального закона не рассматриваются в качестве иностранных инвесторов».Ведь для того, чтобы реинвестировать капитал, надо его изначально инвестироватьи получить прибыль, которая вновь направляется на инвестиции в РФ. Остаетсянеясным, как российские компании могут получать прибыль от иностранныхинвестиций для дальнейшего инвестирования (если даже предположить частныйслучай, когда иностранный инвестор приобретает при первичном размещении акциироссийского АО или как участник ООО иностранный инвестор делает дополнительныйвзнос в имущество компании, представляется очень сложным определить, какуюприбыль получает компания именно от этой иностранной инвестиции, как ееобособить и затем реинвестировать)[19].
Рассмотренный вопрос, несмотря на то что на него обращаливнимание еще в 1998 г., так и не решен законодателем.
Как видно, законодатель связывает уровень гарантий,предоставляемых коммерческой организации, пропорционально участию в ней иностранногоинвестора. Так, стабилизационная оговорка (дедушкина оговорка) распространяетсяна коммерческие организации с иностранными инвестициями, если доля, доли(вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такойорганизации составляют свыше 25%, а также на коммерческую организацию синостранными инвестициями, реализующую приоритетный инвестиционный проект,независимо от доли, долей (вклада) иностранных инвесторов в уставном(складочном) капитале такой организации.
3.2. Прекращение статуса«юридического лица с иностранными инвестициями» в РФ
В соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 4 Закона «Обиностранных инвестициях в Российской Федерации» коммерческая организацияутрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со днявыхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии несколькихиностранных инвесторов в составе ее участников — в случае выхода всехиностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранныйинвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящимФедеральным законом.
Пример из практики: «Общество с ограниченнойответственностью „КНАУФ ГИПС“ (далее — общество) обратилось вАрбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительнымирешений от 30.12.2003 N 1, от 23.01.2004 N 4, требования от 30.12.2003 N 59,принятых Зеленоградской таможней.
Решением от 23.03.2004 в удовлетворении заявленноготребования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2004 решениеоставлено без изменения.
Требования о проверке законности решения от 23.03.2004,Постановления от 18.05.2004 в кассационной жалобе общества основаны на том, чтопри рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов нормы материальногои нормы процессуального права применены неправильно.
Отзыв на кассационную жалобу в соответствии со статьей 279Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не направлен.
В судебном заседании арбитражного суда кассационнойинстанции, которое состоялось 18.08.2004, представители лиц, участвующих вделе, относительно кассационной жалобы дали следующие объяснения:
— представитель общества объяснил, что все доводы,содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает и полагает, что обжалуемыесудебные акты подлежат отмене;
— представитель Зеленоградской таможни объяснил, чтовозражает против доводов, содержащихся в жалобе, поскольку эти доводынеосновательны.
Законность решения от 23.03.2004, Постановления от18.05.2004 проверена арбитражным судом кассационной инстанции в соответствии стребованиями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РоссийскойФедерации.
Арбитражным судом первой инстанции установлены имеющиезначение для дела следующие фактические обстоятельства.
В связи с прекращением деятельности ООО СП»Тиги-Рихтер" в результате реорганизации в форме присоединения к ООО«КНАУФ ГИПС» Зеленоградской таможней с 17.10.2003 по 09.12.2003проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам, касающимся уплатытаможенных платежей.
По результатам этой проверки таможенным органом приняторешение от 30.12.2003 N 1, согласно которому установлена задолженность обществапо оплате НДС в размере 6 524 856 рублей и таможенной пошлины в размере 3 840612 рублей 80 копеек, а также начислены пени на НДС и на таможенные пошлины.
На основании названного решения обществу 30.12.2003направленно требование N 59 об уплате НДС и таможенной пошлины.
Решение N 1, принятое таможенным органом 23.01.2004,касается взыскания упомянутых денежных средств в бесспорном порядке.
Проверив оспариваемые решения и требование, арбитражный судустановил соответствие этих актов законам и иным нормативным правовым актам.
При этом арбитражный суд исходил из того, что при ввозетехнологического оборудования на территорию Российской Федерации в качествевклада в уставный капитал ООО СП «Тиги-Рихтер» иностранномуучредителю была представлена льгота по уплате таможенных платежей.
Впоследствии состав участников ООО СП«Тиги-Рихтер» был изменен. Российской участник ОАО СП«Тиги-Рихтер» было преобразовано в ООО «КНАУФ ГИПС», аиностранный участник — фирма «Рихтер-Сюстем-Фервальтунг Гмбх» изсостава ООО СП «Тиги-Рихтер» выбыла посредством продажи своей долиООО «КНА УФ ГИПС» по договору от 06.06.2002 и дополнительномусоглашению к нему от 27.03.2003 N 5. ООО СП «Тиги-Рихтер»присоединено к ООО «КНАУФ ГИПС», и согласно свидетельству, выданному30.06.2003, деятельность названного юридического лица была прекращена.
Выпуск товаров и транспортных средств, сопряженных собязательствами лица о соблюдении установленных организацией требований илиусловий, согласно статье 18 Таможенного кодекса Российской Федерации являетсяусловным.
Условно было выпущено в свободное обращение и оборудование,ввезенное на территорию Российской Федерации иностранным учредителем в качествевклада в уставный капитал.
Следовательно, названное оборудование, в отношении которогобыла представлена льгота по таможенным платежам, в силу статьи 29 ТК РФ моглоиспользоваться только в тех целях, в связи с которыми льгота была предоставлена.
Льгота по уплате таможенных платежей предоставленаиностранному учредителю в целях использования им оборудования как предприятиемс иностранными инвестициями.
Со дня выхода иностранного инвестора из состава коммерческойорганизации такая организация в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федеральногозакона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» утрачиваетстатус коммерческой организации с иностранными инвестициями. С этого дняуказанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовуюзащиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Федеральным законом"[20].
Вложение капитала в основные фонды филиала иностранногоюридического лица, создаваемого на территории РФ, отнесено действующимзаконодательством к прямым инвестициям.
Как следует из п. 3 ст. 55 ГК РФ, филиалы не являютсяюридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом идействуют на основании утвержденных им положений. О порядке аккредитациифилиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории РоссийскойФедерации, действует Временное положение, утвержденное Минюстом РФ 31 декабря 1999 г.[21](далее — Временное положение).
Согласно п. 3 ст. 4 Закона «Об иностранных инвестицияхв Российской Федерации» филиал иностранного юридического лица, созданныйна территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включаяфункции представительства, от имени создавшего его иностранного юридическоголица (головная организация) при условии, что цели создания и деятельностьголовной организации имеют коммерческий характер и головная организация несетнепосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи сведением указанной деятельности на территории Российской Федерацииобязательствам.
Необходимо заметить, что дочерние и зависимые обществакоммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовойзащитой, гарантиями и льготами, установленными Законом об иностранныхинвестициях, при осуществлении ими предпринимательской деятельности натерритории Российской Федерации (п. 4 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).
Заключение
Юридическое лицо с иностранными инвестициями представляетсобой создающееся на территории России коммерческое юридическое лицо, в котороминостранный инвестор (инвесторы) владеет не менее чем 10 процентами доли, долей(вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, дляосуществления предпринимательской деятельности. Под корпоративными формамиинвестиций понимаются хозяйственные товарищества и общества, к которымотносятся коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей(участников) уставным капиталом. Особый правовой статус коммерческихорганизаций с иностранными инвестициями обеспечивается самим присутствиеминостранных инвестиций в установленном размере, с объемом вкладываемыхучредителем (участником) инвестиций, а не с самой организационно-правовойформой, которая в то же время служит правовой формой инвестиций.
При определении схемы допуска иностранных инвесторов,осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории РФ, критериеммогут быть списки отраслей и видов деятельности, разделенных по группам. Вгруппу «закрытых» для иностранных субъектов войдут отрасли, в которых во всехслучаях не допускается деятельность коммерческих организаций с иностраннымиинвестициями. В группу «ограниченных» отраслей следует отнести такие отраслихозяйства, в которых иностранное присутствие возможно в зависимости отсовершения иностранными инвесторами определенных правовых действий (полученияразрешений, прохождения экспертизы и т.п.).
Специфика реализации коммерческими организациями синостранными инвестициями гражданской правосубъектности в имущественном оборотепредопределена предъявляемыми к их деятельности требованиями публичного характерапо защите интересов и безопасности принимающего инвестиции государства.Реализация гражданской правосубъектности коммерческими организациями синостранными инвестициями носит регламентированный и отчасти ограниченныйхарактер.
Библиографическийсписок/>/>I.Нормативно-правовые акты
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// «Российская газета» от 25 декабря 1993 года.
2. Частьпервая Гражданского кодекса Российской Федерации N 51-ФЗ от 21 октября 1994года//Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
3. ЗаконРФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I «Об организации страхового дела вРоссийской Федерации»//Ведомости Съезда народных депутатов РоссийскойФедерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 2. Ст. 56.
4. Федеральныйзакон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РоссийскойФедерации»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 28.Ст. 3493.
5. Федеральныйзакон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. N 33.Ст. 3431.
6. Федеральныйзакон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного имуниципального имущества»//Собрание законодательства Российской Федерации.2002. N 4. Ст. 251.
7. ПостановлениеПравительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральноморгане исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрациююридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качествеиндивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872.
8. Временноеположение «О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц,создаваемых на территории Российской Федерации» (утв. Минюстом РФ 31декабря 1999 г.)//СПС консультант Плюс.
II. Монография
1. БакшинскасВ.Ю. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. М., 2008.
2. БогуславскийМ.М. Международное частное право. М., 1999.
3. ВознесенскаяН.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М., 2006.
4. ВоропаевА.В. О гражданско-правовой природе иностранных инвестиционных отношений// Правои политика. 2007. N 1.
5. ГришакинД.А. Административно-правовые методы регулирования иностранных инвестиций//Административное и муниципальное право. 2008. N 9.
6. ДоронинН.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М., 2007.
7. ЗвековВ.П. Международное частное право. М., 2005.
8. КомароваТ.Л., Полевая Е.В. Правовые режимы иностранных инвестиций//Международноепубличное и частное право. 2008. N 3.
9. КучераА., Никитина М. Новый Закон «Об иностранных инвестициях в РоссийскойФедерации//Законодательство и экономика. 2000. N 1.
10. ЛукашоваЕ.В. Создание организации с иностранными инвестициями в РФ//Международноепубличное и частное право. 2007. N 1.
11. МайфатА.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М., 2006.
12. МарышеваН.И. Международное частное право. М., 2004.
13. МоскалевМ.А. Правовая сущность инвестиционной деятельности частных иностранныхинвесторов как формы финансовых отношений. // «Черные дыры» в российскомзаконодательстве. 2007. № 3.
14. СаркисянГ.Р. Особенности правового режима иностранных инвестиций в России//Право иполитика. 2006. № 11.
15. ФархутдиновИ.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М.,2008.
16. ФедченкоС.И. Организации с иностранными инвестициями: регистрация и учет в налоговыхорганах // Российский налоговый курьер. 2004. N 21.
17. ФишерП. Россия и мировые притоки прямых иностранных инвестиций: проблемы иперспективы//Вопросы статистики. 2005. №9. />/> III. Материалы практики
1. .ПостановлениеФедерального арбитражного суда Московского округа от 25 августа 2004 г. N КА-А40/7197-04//СПС Консультант Плюс.
2. Решениеарбитражного суда г. Москвы по делу № А40-6060/03-53-62 от 10 февраля 2005 г. // СПС Консультант Плюс.